Научная статья на тему 'ПРИЗНАКИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА ПО ПОСЛАНИЯМ АПОСТОЛА ПАВЛА'

ПРИЗНАКИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА ПО ПОСЛАНИЯМ АПОСТОЛА ПАВЛА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2691
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАКИ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА ПО ПОСЛАНИЯМ АПОСТОЛА ПАВЛА»

Антон ДАВИДЕНКО, V курс СПДС

Признаки Второго Пришествия Христова по Посланиям апостола Павла

Введение

Одним из наиболее интересных и обсуждаемых разделов христианской догматики является учение о конце света. Данная тема может быть обозначена двумя синонимичными терминами: апокалиптика и эсхатология. Второе понятие является более традиционным для богословской науки. Дословно оно переводится как «учение о конце» (подразумевается конец света). Слово «апокалиптика» скорее применимо для обозначения жанра иудейской литературы времен Господа Иисуса Христа, «когда апокалиптические ожидания были напряжены до предела»1.

Эсхатологическими настроениями пронизан весь Новый Завет. Слова, которыми он заканчивается, звучат так: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20). Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) говорит, что в новозаветной библеистике «рассматриваются два типа эсхатологических утверждений: так называемая "футуристическая эсхатология" (эсхатология будущего), связанная с апокалиптическими ожиданиями, и "реализованная эсхатология", утверждающая, что с Иисусом Христом уже пришло Царствие Божие»2.

1 Сорокин А, прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М., 2012. С. 172.

2 Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангельская эсхатология / http:// azbyka.ru/ivliev/evangelskaya_eshatologiya-all.shtml

Актуальность данной темы обусловлена повышенным интересом общества к вопросу о конце света. В современном мире все чаще возникают ошибочные предположения о времени и обстоятельствах этого события. Для верующего человека критерием истины как по данному вопросу, так и по многим другим является Священное Писание.

Апостол Павел является одним из первых христианских богословов. Его Послания — это вероучительные трактаты, раскрывающие суть христианства. Появлялись они благодаря желанию святого апостола вразумить свою паству, показать им истину, отвратить от пагубных лжеучений. Недоумения ранних христиан свойственны и современным людям. Апостол язычников дает ответ на вопросы, актуальные и поныне. Этим объясняется особый интерес к его трудам.

На вопрос апостолов о времени Второго Своего Пришествия Христос Спаситель отвечает, что о том дне и часе не знает никто, кроме Бога Отца (см.: Мф. 24, 36). В то же время Господь указывает на признаки этого пришествия: мерзость запустения, слухи о войнах, голод, моры, землетрясения, гонение на христиан вплоть до убийства, охлаждение любви во многих, и самый выдающийся признак — пришествие лжехристов и лжепророков (ср.: Мф. 24, 4-24). Тема пришествия лжехристов, а точнее, антихриста звучит лейтмотивом в эсхатологии апостола Павла. Кроме этого, основного, признака скорого конца света, святой апостол говорит о ряде других.

Обращение Израиля

Тема обращения Израиля к Иисусу Христу занимает с 9-й по 11-ю главы Послания к Римлянам. Послание само по себе очень трудное; оно выделяется среди других тем, что не посвящено строго определенной проблеме, но является

изложением богословских взглядов святого апостола3. Наверное, именно поэтому, обращаясь к христианам по большей части из язычников, апостол Павел так много говорит о судьбах родного ему народа. Он дает полную догматическую концепцию вместе с историческим экскурсом.

Вопрос об обращении Израиля нельзя рассматривать в отрыве от эсхатологии апостола Павла. Многие экзегеты сходятся во мнении, что обращение Израиля произойдет перед кончиной мира. Но прежде чем говорить об обращении, сначала следует разобрать понятие отпадения.

Уильям Баркли в своих комментариях к Новому Завету говорит, что заблуждение иудеев состояло в их уверенности, что спасения они могут достичь своими силами, могут заслужить спасение, в то время как язычники принимали его как дар4. Баркли замечает, что пророки уже говорили это. Апостол Павел ссылается в Послании к Римлянам на пророка Моисея, который о праведности закона говорит: исполнивший его человек жив будет им (Рим. 10, 5). «Закон, который, по сути, имел целью Христа и своими обрядовыми предписаниями прообразовал Его и нравственно воспитывал народ для Него, иудеи обратили в самоцель»5. По мнению епископа Кассиа-на (Безобразова), проблема отпадения Израиля в 9-й главе Послания апостола Павла к Римлянам поставлена весьма остро6. Святой Павел подмечает особую роль в Домостроительстве Божием родного ему народа и выражает свое переживание за него. При этом он подразумевает противоречие двух сентенций: отпадение Израиля от Христа, то есть Бога,

3 См.: Уляхин В., прот. Священное Писание Нового Завета. Апостол. Ч. I, II. М.: ПСТГУ, 2009. С. 31.

4 См.: Баркли У. Толкование Послания к Римлянам. ВСБ, 1980. С. 138.

5 Антоний (Паканич), архиеп. Послание святого апостола Павла к Римлянам в отечественной библейской науке с отдельными экскурсами в западную библеистику. Киев, 2009. С. 194.

6 См.: Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТГУ, 2003. С. 297.

и его преимущества в отношениях с Богом перед другими народами. Епископ Кассиан делает акцент на том, что святой апостол уверенно исповедует Божественность Христа Спасителя, «прямо называет Его Богом»7. Более того, апостол Павел, как будто беседуя с воображаемым оппонентом, пытается примирить иудеев с Богом в лице Иисуса Христа, напоминая о происхождении Его из их среды (см.: Рим. 9, 5). Святитель Феофан Затворник, пытаясь наглядно представить состояние автора этих строк, говорит, что тот «жалел, что все это (обетование. — Авт.) пропадет даром, не принесши соответственного плода, если иудеи не обратятся ко Христу»8.

Ключевым моментом в рассматриваемом вопросе является отречение еврейского народа от своего Мессии. Да будет распят... — кричали они, — кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 23, 25). Апостол Павел, будучи истинным патриотом, задает справедливый вопрос: неужели Бог отверг народ Свой? (Рим. 11, 1). Но тут же дает ответ: Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал (Рим. 11, 2). Епископ Кассиан (Безобразов) говорит, что у апостола Павла «нет сомнения и в нерушимости Божественных обетований Израилю, и он открыто высказывает свое убеждение, что иудеи, сравнительно с эллинами, имеют преимущество в наследовании спасения, но и несут сугубую ответственность»9. Об этом преимуществе говорит Джон Скотт в своем исследовании Послания к Римлянам: «Почти единодушно признается, что эти три главы (9-11. — Авт.) рассматривают отношения между иудеями и язычниками и, в частности, уникальное место первых в плане Бога»10.

7 Там же.

8 Феофан Затворник, свт. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования Посланий апостола Павла. Послание к Римлянам. М., 1996. С. 574.

9 Кассиан (Безобразов), еп. Указ. соч. С. 139.

10 Стотт Дж. Послание к Римлянам // http://www.reformed.org.ua/ 2/439^оИ

Тем не менее отпадение произошло. Оно имеет, несомненно, промыслительное значение, что мы и видим в следующих строках: от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность (Рим. 11, 11). Этот отрывок, по мнению святителя Иоанна Златоуста, указывает на эсхатологические чаяния автора: «Когда войдет вся полнота язычников, тогда, говорит (апостол), весь Израиль спасется, то есть во время Второго Пришествия и при конце

11

мира»11.

В каком виде произойдет обращение Израиля? Мысль апостола языков об обращении Израиля находит свое подтверждение в словах: и так весь Израиль спасется (Рим. 11, 26). «Весь Израиль», как правило, не употребляется для обозначения совокупного и полного числа отдельных израильтян, но означает Израиль как народное целое. Выражение это встречается в Книге Паралипоменон: Когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним (2 Пар. 12, 1). Однако в 12-м стихе этой главы мы читаем: и не погубил его до конца (Господь); притом и в Иудее было нечто доброе (2 Пар. 12, 12). Автор напоминает, что хотя одни члены народа отпали, но другие остались верными Закону Господню. Следовательно, если ветхозаветный писатель представил Израиль как целый народ, оставивший Бога, то и апостол Павел говорит о целом народе, хотящем обратиться ко Христу.

Эта мысль подтверждается и святыми отцами: «Как во время проповеди апостольской говорили: весь Израиль не верует, разумея большинство; так в последнее время будут говорить: весь Израиль спасся, обратясь к истинной вере, тоже по причине большинства уверовавших», — говорит святитель Феофан Затворник12.

11 Иоанн Златоуст, свт. Творения: в рус. пер. В 12 т. Т. 9. Кн. 1, 2. М., 2003. С. 736.

12 Феофан Затворник, свт. Указ. соч. С. 579.

Израилем на языке Священного Писания часто называется общество верующих в Бога, то есть правоверных христиан, а не только представители определенной национальности. «Спасаемые всегда суть избранные, из язычников ли то или из иудеев, а не все из того или другого рода людей»13, — поясняет святитель Феофан, продолжая объяснение понятия «весь Израиль». Однако в следующих стихах апостол Павел, обращаясь к римским христианам, говорит: Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы (Рим. 11, 30-31). Из этих слов становится очевидным, что святой апостол противопоставляет два пути: спасения Израиля и спасения язычников.

Для апостола Павла немалый интерес представляет тема исполнения завета Израиля с Богом со стороны Бога. Святой апостол недоумевает — как возможно, чтобы народ Божий стал отвергнутым?! Он доказывает, что это невозможно, для чего использует литературный прием — утопию, говоря о своем желании быть отлученным от Христа (Рим. 9, 3). Епископ Кассиан (Безобразов) говорит, что святой апостол ставит проблему своего земного отечества во всей остроте, в связи с чем «выражает готовность быть отлученным от Христа за братьев своих, сродников по плоти»14. «Отлученным» здесь имеется в виду «не от любви Христовой (да не будет этого, потому что он и делал это из любви ко Христу), но от блаженства и славы»15, — говорит святитель Иоанн Златоуст. И далее продолжает: «Итак, говорит (апостол), хотя и несправедливо это мнение, но чтобы не говорили этого о моем

13 Там же.

14 Кассиан (Безобразов), еп. Указ. соч. С. 137.

15 Иоанн Златоуст, свт. Указ. соч. Т. 9. Кн. 1, 2. С. 692.

Владыке, я с удовольствием лишился бы царства и неизреченной той славы и потерпел бы все бедствия, считая величайшим из всех для себя утешением в скорбях не слышать более хулы на возлюбленного моего»16. Интересно, что «выражая свою готовность быть отлученным от Христа ради иудеев, апостол Павел пользуется оборотом, который служит для передачи неисполнимого пожелания: он знает, что его желание не претворится в дело, — знает потому, что никто и ничто не может отлучить его от Христа»17. Греческое слово «анафема», которое переводится в нашей Библии как «отлучение» (в данном случае «быть отлученным»), имеет двоякий смысл. Об этом говорит святитель Феофан Затворник: «...посвященное Богу именуется анафема, и чуждое сего имеет то же наименование. Отлученный от Христа не имеет уже части со Христом, лишается наследия Его — Царства Небесного, и часть его с осужденными. Не одна естественная любовь к роду своему располагала апостола предложить такую жертву за спасение его; но паче промыс-лительные о нем распоряжения, Богом излитые на них щедроты и благодеяния»18.

Исходя из сказанного, можно заключить, что одним из признаков конца света будет обращение к Богу еврейского народа, то есть принятие Израилем христианства. Сложно себе представить такой процесс в наше время, чтобы целое государство обратилось в христианство. Но в отношении иудеев можно это предположить. Во-первых, многие представители данного народа живут в рассеянии по всему миру. Во-вторых, в Книге Откровение говорится, что в последние дни Иерусалим будет попираем язычниками в течение сорока двух месяцев (см.: Откр. 11, 2), следовательно, этот город не будет к тому времени центром

16 Иоанн Златоуст, свт. Указ. соч. С. 215.

17 Кассиан (Безобразов), еп. Указ. соч. С. 137.

18 Феофан Затворник, свт. Указ соч. С. 567-574.

национального еврейского государства. Поэтому обращение Израиля может произойти незаметно для стороннего наблюдателя. Но священномученик Ипполит Римский высказывает иную мысль, касаясь, правда, темы действий антихриста после его появления на исторической сцене. Дореволюционный исследователь священник Владимир Страхов предлагает свой, по-видимому, перевод трактата священномученика Ипполита: «Антихрист, возвысившись над всеми царями и над всяким богом, построит город Иерусалим и восстановит разрушенный храм, всю страну и пределы ее возвратит иудеям»19.

Касаясь темы эсхатологии в Послании к Римлянам, нельзя обойти вниманием слова апостола Павла: тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (Рим. 8, 19). Отечественный исследователь Николай Иванович Виноградов так рассуждает об этом отрывке: «Место из Послания к Римлянам, в котором апостол языков говорит об ожидании твари, замечательно в том отношении, что оно подтверждает... мысли об отношении всего мира к верующему человечеству и о тесной связи судьбы первого с судьбой последнего»20. Ориген в своих комментариях к данному Посланию говорит: «Апостол, желая показать, какова и сколь велика слава, которой предстоит открыться. утверждает, что и творение. тоже имеет некое упование и лелеет надежду на то время, когда откроется слава сынов Божиих; то есть когда откроется уготованное тем, кто заслужит быть детьми Божиими»21. О понятии сыновства по отношению к Богу Виноградов продолжает: «Христос

19 Страхов В.Н., свящ. Эсхатологическое учение второй главы второго Послания св. апостола Павла к Фессалоникийцам // Богословский вестник. 1911. Т. 1. № 3. С. 536-537.

20 Виноградов Н.И. О конечных судьбах мира и человека. М., 1889. С. 12-13.

21 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов веков. Новый Завет. Т. 6. Тверь, 2003. С. 337.

Спаситель Своими крестными заслугами усвоил право сы-новства Божия всем людям»22.

Термин, который в нашем тексте переведен как «ожидание», в оригинале означает «сильное, напряженное ожидание, все более и более возрастающее в своей степени и проникающее все существо предмета или лица ожидающего, в настоящем случае — твари»23.

Таким образом, ожидание откровения сынов Божиих (Рим. 8, 19) представляет собой эсхатологическое чаяние. «Ожидание творения — это, с одной стороны, ожидание Адама и Евы, а с другой стороны — ожидание ангелов и стихий, то есть неба, земли, солнца, луны и звезд. В этом же месте апостол называет творением Адама и Еву, ожидающих воздаяния в Судный день»24.

Николай Иванович Виноградов подводит краткий итог и объединяет тему проповеди Евангелия с темой обращения Израиля: «Не отдельные неделимые личности из каждого народа, до которого донесется слово Евангелия, а народы как народы в целом своем составе в слух уха примут проповедь о Христе, — вот общий и главный взгляд апостола языков на обращение всех народов к вере во Христа и прежде всего на факт обращения народа обетования, то есть Израиля»25.

Таким образом, скорбь апостола Павла о судьбе своего народа, отраженная в Послании к Римлянам, представляет собой его личное эмоциональное переживание. Учитывая ревностный дух его апостольского служения, а также тот факт, что Послание адресовано христианам из язычников, можно сказать, что апостол ставит проблему отпадения Израиля не как самоценную, но в контексте всей его сотерио-логии и эсхатологии. В пользу такого взгляда говорят слова,

22 Виноградов Н.И. Указ. соч. С. 14.

23 Там же.

24 Библейские комментарии отцов Церкви. Т. 6. С. 337.

25 Виноградов Н.И. Указ. соч. С. 43.

произнесенные Самим Спасителем: и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9). В то же время такая постановка вопроса не отрицает возможности покаяния и обращения Израиля. О пришествии антихриста как о признаке непосредственной близости конца времен пойдет речь далее.

Понятие об «Удерживающем»

Наиболее ярким признаком последних времен, по апостолу Павлу, является пришествие антихриста. Приставка «анти» с греческого переводится как «против» и «вместо». В этих обоих значениях образ антихриста фигурирует в Посланиях святого апостола. Подробнее теме антихриста в представлении апостола Павла будет посвящена следующая глава. В настоящем разделе речь пойдет о понятии «удерживающий».

Во Втором Послании к Фессалоникийцам апостол Павел пишет: И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему (антихристу) в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2, 6-7).

Существует несколько версий толкования данного отрывка. Сторонники одной версии, например Севериан Га-бальский26, считают, что удерживающим является Святой Дух. По другой версии, это Римская империя. Святитель Иоанн Златоуст и Тертуллиан придерживаются второй точки зрения. Тертуллиан говорит: «Нам известно, что конец мира. отлагается по причине существования Римской империи»27. Святитель Иоанн Златоуст дает более подробное объяснение: «Что же такое "не допускает открыться ему" то есть "препятствующее"? Одни говорят, что это благодать

26 См.: Библейские комментарии отцов Церкви. Т. 9. С.152-153

27 Там же. С. 152.

Святого Духа, а другие — Римское государство; с этими последними я больше согласен. Потому что если бы (апостол) хотел говорить о Духе, то не выразился бы об этом неясно, но (сказал бы) определенно, что теперь препятствует ему явиться благодать Святого Духа, т. е. (чрезвычайные) дарования»28. Далее святитель Иоанн объясняет, что апостол Павел не называет прямо удерживающего Римским государством по причине осторожности, чтобы не вызвать излишней вражды в отношении себя.

Римской империи уже давно не существует, но мы все еще чаем Второго Пришествия. Это недоумение разрешает профессор Виноградов. Перед тем как перейти к основному вопросу, Николай Иванович поясняет, каким образом политическая власть способна удержать «потоки нравственного зла»29 в лице антихриста. Он говорит, что «законная политическая сила есть. сила внутренняя, нравственно-юридическая, поддерживающая в человеческом обществе. законный порядок и отношения, предохраняющая общество от всяких уклонений от нормы закона»30. Для святителя Иоанна Златоуста, по мнению Виноградова, Римское государство являлось образцом этой нравственно-юридической силы. Далее профессор рассуждает: «.апостол Павел. разумел под "удерживающим" антихриста государство вообще, в коллективном смысле, как начало выражающее и охраняющее нравственный и правовой порядок человеческого общества. Ибо с этой именно точки зрения на государство апостол придавал ему высокую цену и значение, заповедовал благоговейно, неукоснительно выражать молитвенные чувства к Богу за верховного главу и представителя

31

государства.»31.

28 Иоанн Златоуст, свт. Указ. соч. Т. 11. Кн. 1, 2. М., 2004. С. 597.

29 Виноградов Н.И. Указ. соч. С. 139.

30 Там же.

31 Там же.

Рассмотренные версии наиболее популярны и тради-ционны. Но есть другие мнения по данному вопросу. Джон Стотт предлагает помимо двух указанных третью версию: «...в качестве удерживающего момента имеется в виду Павел и его проповедь Евангелия. Один или двое из ранних отцов Церкви придерживались такого мнения, а Кальвин писал: "Павел заявил, что свет благовестия должен сначала распространиться по всему миру..". "Сдерживание" в этом случае — это необходимая "отсрочка" до тех пор, пока весь мир не услышит Благую Весть. Оскар Кульман подхватил и развил эту тему, подчеркивая уникальную роль Павла как апостола язычников»32. Очевидно, один из учителей Церкви, который придерживался подобного мнения, — блаженный Феодорит Кирский, который говорит: «Поскольку божественный апостол знал сказанное Господом, что Евангелие должно быть проповедано всем народам, и тогда придет конец (Мф. 24, 14), но видел также, что преобладает еще служение идолам, то, следуя учению Владыки, сказал, что прежде сокрушится держава суеверия и повсюду воссияет спасительная проповедь, и тогда явится противник истины.»33. Рассуждая по данному вопросу, Стотт приводит слова блаженного Августина: «Честно признаюсь, я не знаю, что он (апостол) имеет в виду»34, указывая на трудность толкования Писания.

О мнении русских экзегетов по данному вопросу говорит архиепископ Аверкий (Таушев): «Наши русские толковники, основываясь на том, что святые отцы под "удерживающим" понимали Римское царство, считают, что, поскольку Римское царство прекратило свое существование, теперь надо понимать под этим царскую власть вообще,

32 Стотт Дж. Второе Послание к Фессалоникийцам // http:// www.evangelie.ru/forum/t21400.html

33 Библейские комментарии отцов Церкви. Т. 9. С. 153.

34 Цит. по: Стотт Дж. Второе Послание к Фессалоникийцам.

а в частности и в особенности русского царя как православно-христианского государя, единственного покровителя и защитника во всем мире веры и Церкви Православной»35. Архиепископ Аверкий подтверждает свою точку зрения цитатами из трудов святителя Феофана Затворника и праведного Иоанна Кронштадтского36.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) предлагает другое объяснение понятию «удерживающий». Он говорит, что удерживающим является Бог, подтверждая свои слова сведениями из Книги Апокалипсис. «Бог считает, что человечество не кается, несмотря на все эти казни, которые на него обрушиваются. Покаяние происходит, но покаяние не в результате казней, а в результате совершенно иных действий, но об этом надо говорить, разбирая собственно Книгу Апокалипсиса. Сейчас скажу только, что суд окончательный и день Господень наступает только после излияния еще семи чаш гнева. И здесь в числе семь сливаются как бы и седьмая печать, и седьмая труба, и седьмая чаша, то есть семь дает конец всему»37. За всем этим стоит Бог, по мнению архимандрита Ианнуария. Сам Господь ожидает, что люди покаются, поэтому Он предоставляет время, «оттягивает конец. Обо всем этом, собственно, и говорят эти ряды: семь, семь и окончательное семь. Удерживающий — это Бог, Владыка всех времен и сроков», — говорит отец Ианнуарий и приходит к выводу, что называть удерживающим человеческую власть ошибочно38. Довольно убедительно звучат слова современного христианского ученого, протоиерея Александра Сорокина. Он как бы продолжает мысль архимандрита Иан-

35 Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 2010. С. 678.

36 См.: Там же. С. 678-679.

37 Ианнуарий (Ивлиев), архим. Беседы по Посланиям апостола Павла. Второе Послание к Фессалоникийцам // http://predanie.ru/audio/lekcii/ arЫmandrit-iannuarij'-ivHev/#besedy-po-poslaшyam-apostola-pavla

38 См.: Там же.

нуария: под «удерживающим. подразумевается невидимое вмешательство Бога или, скорее всего, христианская проповедь, которая, собственно, и является наиболее действенным сопротивлением окончательному торжеству беззакония»39.

Несмотря на то что появление антихриста — главный признак конца времен, фигура «удерживающего» по-прежнему остается одной из наиболее противоречивых и мало понят-ных40. Но при всем многообразии мнений общим выводом могут послужить слова из Женевской Библии: «При любом толковании, однако, за тем, что удерживает человека греха, очевидна Божественная воля»41. Божественное мироправле-ние остается таинственным и непостижимым человеческому разуму, поэтому утверждать конкретный образ исполнения на деле пророческих слов не имеет смысла. Важно то, что удерживающий фактор входит в Божественный замысел о мире и что этот фактор сохраняет свою сдерживающую силу на сегодняшний день. Стоит принимать во внимание совокупность мнений толкователей и соотносить их с событиями окружающей действительности, чтобы не впасть в заблуждение.

Апостасия, или всеобщее отступление, в понимании святого апостола Павла

О всеобщем отступлении, или апостасии, говорится во Втором Послании к Фессалоникийцам, во 2-й главе.

Некоторые представители тогда еще молодой Солун-ской Церкви стали думать, что Второе Пришествие уже произошло. (Сейчас некоторые фанатично настроенные православные люди тоже думают, что конец света уже пришел.) Эти настроения вызывали смущение в обществе верующих

39 Сорокин А., прот. Указ. соч. С. 174.

40 См.: Там же. С. 173.

41 Новая Женевская учебная Библия. Синодальный перевод. Hаnssleг-Veгlag, 1998. С. 1671.

фессалоникийцев. Они переставали заниматься житейскими делами42.

В первых двух стихах апостол Павел призывает христиан не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов (2 Фес. 2, 2). Из этих слов становится очевидным, что «некоторые злонамеренные люди. утверждали, что суд и Пришествие Христово приближаются, дабы, таким образом, на Самого Христа возвести, впоследствии, обвинение в обмане и, доказав, что в будущем нет ни суда, ни наказания для творящих зло, одних сделать более дерзкими, а других повергнуть в уныние. И, что хуже всего, одни из них передавали слова, якобы сказанные по этому поводу апостолом, а другие выдумывали даже подложные послания, якобы им написанные»43.

Далее апостол Павел говорит о признаках конца света: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление (2 Фес. 2, 3). Словом «отступление» переводится на русский язык греческое — «апостасия». Данный термин впервые используется в Маккавейских книгах Библии. События, описанные в них, относятся ко времени владычества эллинистического царя Антиоха Епифана над Сирией и Иудеей. Он запомнился иудеям с отрицательной стороны. Антиох Епифан провел языческую реформу, в результате которой произошло восстание. По сути, это «был настоящий террор»44. В таких суровых испытаниях не все смогли проявить себя стойко, как герои. Бывали случаи отступления. «Вот именно это отступление, апостасия, и вошло с тех пор

42 См.: Ианнуарий (Ивлиев), архим. Беседы по Посланиям апостола Павла. // http://predanie.ru/audio/lekcii/arhimandrit-iannuarij-ivliev/#besedy-po-poslaniyam-apostola-pavla

43 Олесницкий А. Указ. соч. С. 185.

44 Ианнуарий (Ивлиев), архим. Беседы по Посланиям апостола Павла. // http://predanie.ru/audio/lekcii/arhimandrit-iannuarij'-ivliev/#besedy-po-poslaniyam-apostola-pavla

в апокалиптический язык как один из признаков страшных времен, предшествующих, возможно, наступлению конца света»45.

Что означает термин «отступление», по мысли святых отцов?

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Отступлением он (апостол) называет самого антихриста, так как он имеет погубить многих и привести к отступлению»46. Несколько иначе рассуждает святитель Кирилл Иерусалимский: «Прежде были явные еретики, а ныне Церковь наполнена скрытыми еретиками. Отступили люди от истины, прельщенные слухом. Слово, лестное для самолюбия, — и все слушают с удовольствием. Слово об обращении — и все отвращаются. Большая часть отступила от правильных понятий, и удобнее избирают злое, нежели соглашаются на доброе. Вот то отступление (2 Фес. 2, 3), после которого надо ждать врага. И уже начал он отчасти посылать своих предшественников, чтобы приготовлен был ему путь для ловли»47. То есть, будет происходить разложение изнутри. Производиться оно будет многими антихристами, предшественниками антихриста.

Западный исследователь Джон Макрей говорит: «Павел уверяет фессалоникийцев, что Пришествие нашего Господа Иисуса Христа обязательно случится (2 Фес. 2, 1), но не раньше отступления, когда откроется человек греха, сын погибели (2 Фес. 2, 3, 7-9). Тайна беззакония, как Павел называет ее в седьмом стихе, уже была в действии, когда он писал Послание, но некто ее сдерживал, пока не откроется беззаконник и не будет уничтожен Господом Иисусом»48. Этот «некто» привлекал к себе внимание исследователей Священного Писания разных эпох. Существует много точек

45 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

46 Иоанн Златоуст, свт. Указ. соч. Т. 11. Кн. 1, 2. С. 592.

47 Кирилл Иерусалимский, свт. Огласительные слова для просвещаемых // Библейские комментарии отцов Церкви... Т. 9. С. 150-151.

48 Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла. Черкассы, 2009. С. 489.

зрения о том, кого здесь подразумевает святой апостол. Единой концепции по данному вопросу нет. «Предполагалось все и вся — от Римской империи и римского императора до античных и современных политических и религиозных лидеров. Очевидно только то, что земля все еще населена, живет и ожидает Пришествия Христа»49.

Следует обратить внимание на параллельные места. Например: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры (1 Тим. 4, 1). Или: помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя от единства веры (Иуд. 1, 17-19). И наконец: и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24, 11-12).

По мнению святителя Феофана Затворника, в последние времена религиозно-нравственное состояние общества будет очень тяжелым. Святое Евангелие будет проповедано во всем мире, «но одна часть пребудет в неверии ему, другая — наибольшая — будет еретичествовать, не Богопредан-ному учению следуя, а выстраивая себе свою веру, своим измышлениям, хотя на основании слов Писания»50. Еретиков будет большинство. Христине будут носить свое высокое звание чисто формально. При этом, считает святитель Феофан, храмы не будут разрушены, но все это будет видимостью, за которой будет скрываться охлаждение веры и массовое отступление от веры. В такой среде появится антихрист и «вырастет в том же духе видимости без существа дела. Потом, отдавшись сатане, явно отступит от веры и, вооруженный его обольстительными кознями, всех, не содержащих христиан-

49 Макрей Дж. Указ соч. С. 489.

50 Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям. С. 390.

ства в истине, увлечет к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за бога. Вот какое, надобно полагать, отступление разумеет апостол»51.

Таким образом, понятие отступления включает в себя два момента. Первый касается действий антихриста и его соратников. Второй — всех других отступников от веры, прельщенных его делами и словами. «Никто не сомневается, что апостол говорил об антихристе, и говорил, что день суда. не наступит прежде, чем придет тот, кого он называет отступником, разумеется от Господа Бога. Если последнее название вполне применимо ко всем нечестивым, то не тем ли более к нему?.. Поэтому некоторые хотят разуметь в этом месте под антихристом не самого князя, а как бы все тело его, то есть вместе с князем и всю принадлежащую ему массу людей»52.

Заключение

Таким образом, наступлению конца будет предшествовать всеобщее отступление. Последнее, в свою очередь, будет вызвано действиями антихриста. Этот человек греха (2 Фес. 2, 3), воплощение зла и беззакония, станет политическим лидером и «духовным» вождем, будет требовать к себе религиозного поклонения. Именно появление антихриста на исторической сцене в представлении святого апостола будет главным признаком скорого конца света.

Святой апостол Павел вводит новое понятие — «удерживающий». Ограничение его действий в мире, можно сказать устранение его из мира, повлечет возникновение антихриста на мировой арене. Личность «удерживающего» вызывала интерес многих исследователей Священного Писания. Единого решения по данному вопросу не было сформулировано, но все без исключения явно или контекстуально говорят

51 Там же. С. 392.

52 Августин Иппонский, блж. О граде Божием. М., 1994. Т. 4. С. 207.

о том, что «удерживающий» является неотъемлемой частью особого Божественного попечения о мире.

С темой об «удерживающем» тесно связана тема времени появления антихриста, а вслед за ней и тема времени Второго Пришествия Христова. Апостол Павел четко дает понять, что для людей эти вопросы до самого конца останутся без ответа: О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью (1 Фес. 5, 1-2). Эти слова, несомненно, указывают на внезапность явления антихриста. С другой стороны, святой апостол Павел дает определенные временные характеристики последних времен. О скором Эсхатоне будут свидетельствовать следующие признаки: обращение Израиля, пришествие антихриста, всеобщее отступление. Причем если под Израилем понимать верующих вообще, то возникает недоразумение, как произойдет всеобщее отступление, которое коснется и верных? Ответ на этот вопрос не является неразрешимым, если учитывать, что среди верующих есть люди искренние и стойкие, а есть те, кто формально исповедует христианство. Для последних свойственно такое понятие, как охлаждение в вере. Именно их, по мнению святителя Феофана, уловит антихрист53. Свои рассуждения о времени дня Господня апостол языков завершает призывом к духовному бодрствованию и трезвению (см.: 1 Фес. 5, 6). Таким образом, он подчеркивает, что жизнь христианина должна проходить под знаком постоянной готовности предстать перед Судом Божиим, в связи с чем знание времени Второго Пришествия может оказаться неполезным. С другой стороны, обоснованием человеческому неведению служат слова Самого Господа: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец

53 См.: Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям. С. 390-392.

Мой один (Мф. 24, 36). Было бы некорректным предполагать, что апостол Павел не знал этого. Напротив, он знал и, скорее всего, озвучивал этот момент в своей проповеди. В пользу такого мнения свидетельствуют его собственные слова, приведенные выше: О временах же и сроках... (1 Фес. 5, 1-2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.