Научная статья на тему 'Признаки литературы «Потерянного поколения» в романе «Смерть героя» Ричарда Олдингтона'

Признаки литературы «Потерянного поколения» в романе «Смерть героя» Ричарда Олдингтона Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1902
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тасова Д. Б.

Потерянное поколение – понятие, которое возникло в литературе в период Первой и Второй Мировых войн. Писатели, пережившие военные действия, создавали свои произведения на тему войны и ее последствий, их литература получила название «потерянного поколения» – она пропитана атмосферой отчаяния и потерь, и, в то же время, эти произведения несут собой символ перерождения автора как человека: его мировоззрения, понятий, жизненных ценностей. В своем романе «Смерть героя» Олдингтон в ярких красках дает ощутить нам дух того времени, увидеть то общество, которое он так яро презирал, потому что тема его литературы – не война, как казалось бы, а напротив – людское сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Тасова Д. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Признаки литературы «Потерянного поколения» в романе «Смерть героя» Ричарда Олдингтона»

2. Пирсон Х. Диккенс. - М., 1969.

3. Садыхова Л.Г. Моральные установки на английской сцене XIX в. // Искусство и образование. - 2012. - № 4.

4. Сильман Т.И. Диккенс. Очерки творчества. - М., 1958.

5. Brooks P. The Melodramatic Imagination. - Yale University Press, 1995.

6. Cambridge Companion to Victorian Culture. - Cambridge University Press, 2010.

7. Dickens Ch. Martin Chuzzlewit. - Penguin Books, 1994. - P. 480. - (Перевод мой - Л.С.).

8. Dickens Ch. Nicholas Nickleby. Penguin Books, 1994. - P. 289, 302, 308. -(Перевод мой - Л.С.).

9. Dickens Ch. Our Mutual Friend. - Penguin Books, 1971. - P. 456. - (Перевод мой - Л.С.).

10. Vlock D. Dickens, Novel Reading, and the Victorian Popular Theatre. -Cambridge University Press, 1998.

ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРЫ «ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ» В РОМАНЕ «СМЕРТЬ ГЕРОЯ» РИЧАРДА ОЛДИНГТОНА

© Тасова Д.Б.*

Институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Потерянное поколение - понятие, которое возникло в литературе в период Первой и Второй Мировых войн. Писатели, пережившие военные действия, создавали свои произведения на тему войны и ее последствий, их литература получила название «потерянного поколения» - она пропитана атмосферой отчаяния и потерь, и, в то же время, эти произведения несут собой символ перерождения автора как человека: его мировоззрения, понятий, жизненных ценностей. В своем романе «Смерть героя» Олдингтон в ярких красках дает ощутить нам дух того времени, увидеть то общество, которое он так яро презирал, потому что тема его литературы - не война, как казалось бы, а напротив - людское сознание.

Концепция войны. С первых строк романа «Смерть героя» мы замечаем, что речь пойдет далеко не на любовную тему или тему денег и пр. Тема произведения - война, а точнее то, к чему она приводит. Тем не менее, элемент войны здесь нельзя назвать центральным, ведь автор произведения,

* Студент кафедры Перевода.

Ричард Олдингтон, не думал описывать нам подробности первой мировой войны. Его целью было совсем другое. Как мы знаем, писатель глубоко лиричен по своей натуре, и проблемы, которые он затрагивает, связаны именно с человеческим фактором, с человеческой сущностью. В своем романе он вырисовывает перед нами цинизм, лицемерие, он пишет о трусости, о том, что даже такая трагедия, как война, не способна справиться с этим.

«Что же нам делать? Могильные плиты, надгробья, и венки, и речи, и лондонский Памятник павшим войнам... нет, нет, тут должно быть что-то другое, что-то внутри нас. Мы должны как-то искупить нашу вину перед мертвыми - перед убитыми, перед умерщвленными солдатами. Не они требуют этого, но что-то в нас самих. Большинство из нас этого не осознает, но совесть мучит нас, угрызения совести отравляют. Этот яд разъедает душу - в нас не осталось ни сердца, ни надежды, ни жизни, - такими стали и мы, военное поколение, и поколение, идущее нам на смену» [1].

Особый тип героя. Джорджу Уинтерборну, главному герою романа, было 26 лет, когда он погиб. Соответственно, когда он только ушел на фронт, он был еще моложе. Разделение мира на «они» и мы» ярко выражено в романе: в самом тексте мы видим, как он не был похож на других. Из-за его воспитания, влияния на него его родителей, мальчик по мере взросления теряет себя и свою свободу, становится застенчивым, что подчеркивает сам рассказчик. Он не мог найти себя. В результате ссоры, Джордж переезжает в Лондон, живет один, и только тогда понемногу открывается - начинает заниматься искусством, к чему он всегда чувствовал тяготение.

«Для живописца он всегда был излишне "буквален", "топографичен", его чересчур занимали мельчайшие подробности. Он видел поэзию природы, но не умел передать ее в линиях и красках. (...) Джордж уже в пятнадцать лет знал, что он хочет сказать своими картинами, - но не умел это сказать. Он умел ценить это в других, но самому ему не хватало силы и выразительности» [1].

Именно в эту пору он встречает Элизабет - свою будущую жену и будущую проблему. Вкратце говоря, наш герой всегда был отделен от мира: противоборство с родительским домом, затем крайне странные отношения в браке, любовница, а потом самый необдуманный шаг в его жизни - он добровольно ушел на фронт. Даже там, где, казалось, он скрылся от проблем, «самоустранился», как предпочитал делать его отец, он не нашел покоя (что, в принципе, неудивительно: этим автор наглядно показывает наличие трусости и слабого ума). Тот ужас, что он испытал в бою, стал для него последней каплей, и он решил свести счеты с жизнью. Джордж Уинтерборн самоустранился навсегда.

«До этой поры он был совсем одинок в своей слепой, инстинктивной борьбе - в отчаянном сопротивлении той силе, которая старалась смять его и втиснуть в готовую форму, одинок в жадных поисках жизни, живой, настоящей жизни, искру которой он ощущал в душе» [1].

Концепция времени. Герои данного произведения хоть и находятся в настоящем, но живут - в прошлом. Это видно по их поведению, по отношению к тому, что происходит в их жизни: их не особо волнует то, что они могут сделать, чтобы сделать их жизнь лучше. Конечно, мысль об обогащении собственного кошелька закрадывается изо дня в день, но в целом о будущем они не заботятся. Они судят, они мстят, они наигранно страдают из-за прошлых ошибок, и все это делается для собственного благополучия. Все это в весьма саркастичной манере и показывает нам автор романа «Смерть героя». Я предполагаю, что Джордж-младший был единственным героем романа, у которого был шанс иметь хорошее будущее. Если бы он исправился из-под власти матушки, жены и остальных, а главное - самого себя - и начал бы все заново, его будущее существенно приобрело бы другие, совершенно новые оттенки. С другой стороны, он был сыном Джорджа Огеста, с кого он и перенял трусливость, глупость и последующую за этим безответственность. Предназначенное для него «будущее» так и не наступило. Про остальных героев романа можно сказать следующее: они застыли. Они обречены быть рабами собственных грехов, что никогда не даст им двигаться вперед и развиваться как личности, как люди.

«Джордж Огест, прежде ни разу не пытавшийся отстоять собственную независимость, не вступавшийся ни за Изабеллу, ни за что-либо действительно важное, теперь вступился за Томаса Харди и за свою фальшивую, жалкую позу эстета. Он запер все свои драгоценные новомодные книги в шкаф и не расставался с ключом. И долгие часы проводил за «служением литературе» а громы и молнии оскорбленного семейства бессильно бушевали за дверью» [1].

«Миссис Уинтерборн была уже вполне зрелая матрона, однако она предпочитала воображать себя очаровательной семнадцатилетней девушкой (...), а в сущности, это была самая заурядная мещанка, напичканная предрассудками, ограниченная, жадная, скупая и злобная» [1].

Соотношение автора и героя. Прочитав роман и уже будучи ознакомленным с биографией автора произведения, можно с легкостью сказать, что автор произведения и его герой тесно соотносятся друг с другом. Олдингтон был участником первой мировой войны (с 1916 г.): он начал службу рядовым, а позже был произведен в офицеры английской армии и служил на Западном фронте. Война резко изменила мироощущение Олдингтона, наложив отпечаток суровой горечи и безнадёжности на всё его дальнейшее творчество [2]. Отсюда и иронический и саркастический оттенок в его про-

изведениях. С другой стороны стоит отметить, что Олдингтон - чувственный писатель, Все эти факты дают нам понять, с какими чувствами и какой целью автор пишет свое произведение. Следует обратить внимание, что Ол-дингтон не соотносится с самим Джорджем Уинтерборном. Писатель выступает в качестве рассказчика - человека, который наблюдает действие со стороны и описывает его читателю.

Список литературы:

1. Ричард Олдингтон. Смерть героя. Роман / Пер. с англ. Норы Галь. Примеч. Д. Шестакова. - М.: «Худож. лит.», 1976. - 320 с.

2. Ричард Олдингтон. Цитаты. Биография [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_471.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.