Научная статья на тему 'Признак институциональности в академическом дискурсе'

Признак институциональности в академическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / DISCOURSE / ACADEMIC DISCOURSE / INSTITUTIONAL DISCOURSE / INSTITUTIONALITY / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубкова Я. В.

В статье рассматривается институциональность как признак академического дискурса на материале нормативных документов высших учебных заведений Германии и России, имеющих юридическую силу, и описываются ценности немецкого и русского высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article views institutionality as a sign of academic discourse via legislative regulatory documents of German and Russian institutions of higher education and describes the values of both German and Russian higher education systems.

Текст научной работы на тему «Признак институциональности в академическом дискурсе»

© Зубкова Я.В., 2010

УДК 81’27 ББК 81.0+81.432.1

ПРИЗНАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

Я.В. Зубкова

В статье рассматривается институциональность как признак академического дискурса на материале нормативных документов высших учебных заведений Германии и России, имеющих юридическую силу, и описываются ценности немецкого и русского высшего образования.

Ключевые слова: дискурс, академический дискурс, институциональный дискурс, институциональность, ценности.

Релевантным с точки зрения современной лингвистики, обращающейся к антропоцентрическим изысканиям и описывающей механизм освоения и интерпретации картины мира, является исследование коммуникативного поведения языковой личности. Институциональность, как свойство общения в социальных институтах, позволяет изучить особенности коммуникативного поведения агентов дискурса.

Институциональность академического дискурса определяется целью коммуникации и статусно-ролевым общением агентов [2]. Интеракция при этом рассматривается как социальное действие [6; 7].

В данной статье институциональность изучается в пространстве социальных норм поведения и ценностей. Такая трактовка этого понятия открывает перспективы для исследования дискурсивного общения, выявления ценностных составляющих коммуникации [3] и позволяет не только характеризовать статусные отношения коммуникантов, этапы развития этих отношений, но и дает возможность выявить причины тех или иных коммуникативных ходов участников дискурса, описать ценностную составляющую общения [1].

В рамках аксиологической лингвистики анализируются институциональные признаки академического дискурса, закрепленные в нор-

мативных документах, имеющих юридическую силу. Уставы российских вузов (например, Устав ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» [5]) регламентируются федеральными законодательными положениями. Вузы Германии опираются в своей деятельности на земельный закон о высшем образовании (например, Berliner Hochschulgesetz - BerlHG, Neufassung vom 13. Februar 2003).

В нормативных документах отражены ценности академического учреждения как государственного (или общественного) института. Российские вузы в своем Уставе согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации [4] обязательно отражают:

1. Общие положения (название вуза, правовая форма, характер деятельности, задачи вуза и пр.).

2. Правила приема в вуз.

3. Принципы осуществления образовательной деятельности (язык обучения, продолжительность обучения, порядок реализации ступеней образования, утверждение учебных планов, наличие платных образовательных услуг, система оценок, условия проведения аттестаций, порядок и основания отчисления обучающихся, сроки каникул, порядок информирования студентов о возможности трудоустройства).

4. Особенности ведения научной деятельности (основные цели и задачи научной (научно-технической) деятельности, характер

исследований, источники финансирования исследований).

5. Порядок управления вузом (порядок избрания руководителей вуза, порядок формирования ученого совета, порядок утверждения правил внутреннего распорядка, порядок избрания комиссии по трудовым спорам, полномочия ректора и ученого совета, порядок управления деятельностью филиалов и представительств, обеспечение участия обучающихся в управлении вузом).

6. Права и обязанности обучающихся и работников вуза.

7. Условия подготовки научно-педагогических кадров и повышения квалификации сотрудников.

8. Положения об экономической деятельности (права собственности, распоряжения имуществом, использования финансовых средств, условия оказания платной образовательной деятельности, оплата труда работников).

9. Порядок учета, отчетности и контроля по финансовой деятельности вуза.

10. Особенности ведения международной и внешнеэкономической деятельности (формы сотрудничества).

11. Перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность вуза (приказы, распоряжения правила).

12. Порядок реорганизации и ликвидации вуза.

Приведенные выше положения позволяют говорить о существовании в академической среде ценностей, базирующихся на культурных традициях российского общества. Проведем сравнение данных ценностей с ценностями немецкой академической общности.

В отличие от российских вузов высшие учебные заведения Германии не подчиняются общему государственному типовому документу. Их деятельность регламентируется законами федеральных земель. Например, высшее государственное учебное заведение Берлина подчиняется Закону о высшей школе Берлина [8]. В данном законе утверждаются:

1. Основные положения (территория, на которой действует закон, и сами учебные заведения; правовой статус государственного учреждения, право присуждения ученых степеней и право взимать плату за пользование

оборудованием и оказанием услуг; правила вуза; задачи; свобода науки и искусства; обеспечение прав женщин; создание, хранение и использование персональных данных; организация содержания обучения - использование методик, надзор за организацией обучения; реформа образования).

2. Права и обязанности студентов (право на образование (в том числе право на выбор разных форм обучения и на выбор различных специальностей), порядок использования оборудования вуза, правила приема и отчисления, порядок организации студенческих обществ как надзирательных органов; перечень мер по нарушению порядка; порядок создания студенческого сообщества - органы управления, взносы, финансовая отчетность; студенческие билеты).

3. Правила организации образования, обучения и экзаменов (цели образования; условия учебного процесса; сроки обучения; учебное планирование; возможности дополнительного и поствузовского образования; организация заочного образования, в том числе для иностранных студентов; проведение студенческих производственных совещаний; длительность и сроки семестров, длительность занятий; правила сдачи экзаменов; организация и проведение экзаменов; правила выставления оценок на экзамене; степени, квалификации выпускников вуза; признание квалификации иностранных специалистов; получение ученой степени; получение доцентуры).

4. Обязанность вузов проводить исследовательскую работу (задачи исследовательской работы в вузе; координация исследований; оснащение; финансирование спонсорами; издание результатов исследований; ведение прикладных исследований и исследований в области искусств).

5. Должности сотрудников вуза, права членов коллектива (список агентов учреждения; их права и обязанности; правила организации сообществ и групп; право голоса; принятие решений; выборы; сроки по должностным полномочиям; открытость).

6. Органы управления вуза (руководство; правила выборов; правовой статус руководителей; задачи управления; уполномоченный по правам женщин; состав академического сената, его функции; общее собрание сотрудни-

ков университета, его задачи; попечительский совет вуза, его функции; решение внутренних дел в вузе).

7. Специальности вузов (отраслевой совет или совет по специальности, его задачи; декан; комиссии и уполномоченные; совет коллектива; утверждение специальностей).

8. Принципы организации медицинских факультетов и вузов (регламент работы медицинских и ветеринарных клиник). Данный раздел закона претерпел существенную редакцию в 2003 году, фактически приравняв клиники к другим подразделениям вуза.

9. Порядок работы центральных учреждений вуза (центральные институты и образования, институты в составе вуза, библиотеки).

10. Бюджет и контроль за использованием средств (вопросы формирования и расходования бюджета; хозяйственная деятельность; менеджмент персонала; принцип открытости и доступности).

11. Состав основного персонала вуза (работники науки и искусства; персонал медицинских факультетов; нормы, регулирующие правовое положение работников; конкурсные дела; продление полномочий работников; учебная нагрузка; отпуск; работа по совместительству; служебные обязанности преподавателей; условия работы для профессоров; приглашенные преподаватели; должностные права профессоров; условия получения должности профессора, юниор-профессора, научного сотрудника или сотрудника по искусствоведению, ведущего научного сотрудника или ведущего инженера, доцента, научного ассистента или ассистента искусствоведения; медицинский персонал; преподаватели для специальных целей - приглашенные профессора и доценты).

12. Правила работы по совместительству персонала вуза (персонал со статусом совместителя: почетные профессора и их социальное страхование, приват-доценты, академические профессора (при незапланированном ранее получении должности), внештатные преподаватели с почасовой нагрузкой; помощники из числа студентов).

13. Продолжительность обучения по специальностям.

14. Правовой статус высших учебных заведений (общие положения, положение ду-

ховных вузов, штрафы за нарушение общественного порядка).

15. Распоряжения органов власти, носящие временный характер и заключительные постановления (распоряжения относительно ученых и попечительских советов вузов, дальнейшее существование условий службы работников разных типов вузов, получение ученой степени, право на участие в управлении вузов сотрудников, использование денежных средств на оплату за проведение занятий внештатными профессорами и приват-доцентами, классификация работников вузов, условия освобождения от занимаемой должности и возрастные ограничения по службе, увеличение срока службы, приведение в соответствие порядка получения ученой степени, продление испытательного срока, порядок прекращения и вступления в действие закона).

Сопоставление правовых положений о вузах России и Германии позволяет говорить о наличии общих институциональных ценностей. Собственно институциональными ценностями следует считать те, что вытекают из целей и задач самого социального института. Основными задачами высших учебных заведений России и Германии являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и/или послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) подготовка работников высшей квалификации;

4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества и цивилизации;

6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;

7) ведение совместной научно-исследовательской работы с вузами международного сообщества.

Отличия правовых положений вузов России и Германии заключаются в видовой принадлежности данных документов: уставы вузов России регламентируются федеральным законодательством, но принимаются непосредственно в учреждении. Вузы Германии получают правовую документацию в сенате федеральной земли и не вправе самостоятельно утверждать основные положения. Закон о высшем образовании германских вузов в федеральной земле Берлин в несколько раз превышает объем уставов российских вузов. Кроме того, наблюдаются некоторые ценностные отличия в плане деятельности российских и немецких вузов: в Германии на законодательном уровне определен список государственных образовательных учреждений. При этом название вуза определяется характером его деятельности.

Высшие учебные заведения Германии имеют те же названия, что и вузы России: университет, институт, академия. Военные вузы в Германии называются университетами или институтами, в России кроме этих наименований часто используется название «училище». В немецких правовых документах выделяется 12 различных типов учебных заведений [9]:

-университеты (Universitäten) - научные высшие учебные заведения с большим выбором специальностей;

-технические университеты (Technische Universitäten) - научные высшие учебные заведения с инженерным и естественнонаучным уклоном;

- специальные высшие учебные заведения (высшие профессиональные училища) (Fachhochschulen) - тип высшего учебного заведения с практическим уклоном на будущую специальность;

- университеты - комплексные (общеобразовательные) институты (Universität -Gesamthochschulen) - вузы, соединяющие в себе особенности университета и специального высшего учебного заведения;

- педагогические институты (Pädagogische Hochschulen) - вузы, обеспечивающие подготовку преподавательских кадров

для начальной школы, старшей ступени полной народной школы, реальных училищ, специальных школ для детей с физическими недостатками, с пониженным умственным развитием и т. п.;

- высшие художественные и музыкальные училища (Kunst- und Musikhochschulen) -вузы по подготовке музыкантов, художников;

- церковные и теологические институты (Kirchliche und Theologische Hochschulen) -высшие учебные заведения того же статуса, что и признанные государством университеты. Эти вузы содержатся на средства церкви;

- узкоспециальные (профильные) институты (Fachspezifische Hochschulen) - институты, специализирующиеся на определенных профессиональных направлениях;

- частные институты (Private Hochschulen) -вузы, финансируемые исключительно за счет студентов;

- федеральные институты (Hochschulen des Bundes) - вузы, обеспечивающие подготовку государственных служащих: управленческих работников, финансистов, полицейских, военных;

-профессиональные академии (Berufsakademien) - вузы, обучающие работающих на предприятиях студентов. Наличие большого количества типов высших учебных заведений в Германии связано, прежде всего, с возможностью получать академическое и профессиональное образование, а также с возможностью выбора специализаций (дополнительных сертификатов по различным специальностям). Например, получить сертификат в области межкультурной коммуникации считается престижным или даже обязательным, поэтому данную специализацию могут выбирать студенты, обучающиеся на различных факультетах университета. Возможность выбора обусловлена программой университета. В российских вузах отсутствует возможность выбора специализаций, имеются только обязательные предметы (за исключением определенного набора дисциплин, предусмотренных именно для данной специальности), поэтому межкультурную ком-

муникацию изучают только студенты-лингвисты. Понятийная наполняемость наименований высших учебных заведений отражена в названиях вузов Германии.

Российские вузы получают свое название только при наличии определенного количества высококвалифицированных специалистов в профессорско-преподавательском составе. Статус университета вуз может получить лишь в том случае, когда там работают 60 % кандидатов наук и 10 % докторов наук, статус академии, когда - 50 % кандидатов наук и 10 % докторов наук, статус института, когда - 40 % кандидатов наук и 10 % докторов наук. Такое положение регламентируется Министерством образования и науки Российской Федерации.

Отличие институциональных ценностей академического сообщества Германии мы видим и в наличии законодательных положений о правах женщины. В законе имеется несколько параграфов, закрепляющих особую роль женщин-работниц и женщин-студенток. Таких пунктов в уставах российских вузов не отмечено.

Законодатели Германии определяют статус библиотек вузов. Библиотеки российских университетов играют важную роль при получении вузом лицензии и аккредитации, однако в уставах вузов и в нормативных федеральных документах регламентация деятельности библиотек не зафиксирована.

В уставах российских вузов отсутствует положение о сроках контрактов работников и не определяются наименования должностей сотрудников (такие положения устанавливаются законодательством о труде Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка Университета, должностными инструкциями, Коллективным договором и соглашениями о труде, иными нормативными актами, трудовыми договорами), но определяются общие обязанности работников.

Главное отличие институциональных ценностей немецкого и российского академических сообществ мы видим в аспекте соотношения прав и обязанностей. Институциональная немецкая документация прежде всего регламентирует отношения, особо выделяя правила функционирования обществен-

ного института - высшего учебного заведения. Российские правовые документы, наряду с правами, определяют обязанности работников и обучающихся, при этом основные гражданские права не выносятся в институциональные документы.

Таким образом, изучение нормативных документов высшей школы Германии и России позволило описать институциональные ценности академического дискурса. И в Германии, и в России высшая школа, как особый социальный институт, имеет универсальные (свойственные образовательным учреждениям всего мира) и специфические (обусловленные культурными, политическими и социальными особенностями государственного устройства) институциональные признаки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зубкова, Я. В. Лингвокультурные скрипты в академическом дискурсе / Я. В. Зубкова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Филол. науки». -

2008.- № 5 (29). - С. 34-38.

2. Карасик, В. И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. - Волгоград : Перемена, 2000. - С. 5-20.

3. Карасик, В. И. Языковые ключи / В. И. Карасик. - Волгоград : Парадигма, 2007. - 520 с.

4. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://mon.gov.ru /dok/prav/obr/4535/, свободный.

5. Устав ГОУ ВПО «Самарский государственный университет». - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www. ssu. samara.ru/ index.php? option=com_content&task=view&id= 1141&Itemid=288, свободный.

6. Формановская, Н. И. Язык - речь - общение: единство и раздельность / Н. И. Формановская // Русский язык за рубежом. - 2007. -№2. - С. 35-40.

7. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса / Е. И. Шейгал. - М. : ИТДГК «Гнозис», 2004. - 326 с.

8. Berliner Hochschulgesetz - BerlHG, Neufassung vom 13. Februar 2003. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.userpage.fu-berlin.de/~wahlrabe/vorschr/berlhg.pdf, free.

9. MARKT Lexikon Ausgabe 45. Das deutsche Hochschulsystem / hrsg. vom GOETHE-INSTITUT,

2009. - 8 S.

INDICATION OF INSTITUTIONALITY IN ACADEMIC DISCOURSE

Ya. V. Zubkova

The article views institutionality as a sign of academic discourse via legislative regulatory documents of German and Russian institutions of higher education and describes the values of both German and Russian higher education systems.

Key words: discourse, academic discourse, institutional discourse, institutionality, values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.