© Зубкова Я.В., 2010
УДК 81’27 ББК 81.0+81.432.1
ПРИЗНАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Я.В. Зубкова
В статье рассматривается институциональность как признак академического дискурса на материале нормативных документов высших учебных заведений Германии и России, имеющих юридическую силу, и описываются ценности немецкого и русского высшего образования.
Ключевые слова: дискурс, академический дискурс, институциональный дискурс, институциональность, ценности.
Релевантным с точки зрения современной лингвистики, обращающейся к антропоцентрическим изысканиям и описывающей механизм освоения и интерпретации картины мира, является исследование коммуникативного поведения языковой личности. Институциональность, как свойство общения в социальных институтах, позволяет изучить особенности коммуникативного поведения агентов дискурса.
Институциональность академического дискурса определяется целью коммуникации и статусно-ролевым общением агентов [2]. Интеракция при этом рассматривается как социальное действие [6; 7].
В данной статье институциональность изучается в пространстве социальных норм поведения и ценностей. Такая трактовка этого понятия открывает перспективы для исследования дискурсивного общения, выявления ценностных составляющих коммуникации [3] и позволяет не только характеризовать статусные отношения коммуникантов, этапы развития этих отношений, но и дает возможность выявить причины тех или иных коммуникативных ходов участников дискурса, описать ценностную составляющую общения [1].
В рамках аксиологической лингвистики анализируются институциональные признаки академического дискурса, закрепленные в нор-
мативных документах, имеющих юридическую силу. Уставы российских вузов (например, Устав ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» [5]) регламентируются федеральными законодательными положениями. Вузы Германии опираются в своей деятельности на земельный закон о высшем образовании (например, Berliner Hochschulgesetz - BerlHG, Neufassung vom 13. Februar 2003).
В нормативных документах отражены ценности академического учреждения как государственного (или общественного) института. Российские вузы в своем Уставе согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации [4] обязательно отражают:
1. Общие положения (название вуза, правовая форма, характер деятельности, задачи вуза и пр.).
2. Правила приема в вуз.
3. Принципы осуществления образовательной деятельности (язык обучения, продолжительность обучения, порядок реализации ступеней образования, утверждение учебных планов, наличие платных образовательных услуг, система оценок, условия проведения аттестаций, порядок и основания отчисления обучающихся, сроки каникул, порядок информирования студентов о возможности трудоустройства).
4. Особенности ведения научной деятельности (основные цели и задачи научной (научно-технической) деятельности, характер
исследований, источники финансирования исследований).
5. Порядок управления вузом (порядок избрания руководителей вуза, порядок формирования ученого совета, порядок утверждения правил внутреннего распорядка, порядок избрания комиссии по трудовым спорам, полномочия ректора и ученого совета, порядок управления деятельностью филиалов и представительств, обеспечение участия обучающихся в управлении вузом).
6. Права и обязанности обучающихся и работников вуза.
7. Условия подготовки научно-педагогических кадров и повышения квалификации сотрудников.
8. Положения об экономической деятельности (права собственности, распоряжения имуществом, использования финансовых средств, условия оказания платной образовательной деятельности, оплата труда работников).
9. Порядок учета, отчетности и контроля по финансовой деятельности вуза.
10. Особенности ведения международной и внешнеэкономической деятельности (формы сотрудничества).
11. Перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность вуза (приказы, распоряжения правила).
12. Порядок реорганизации и ликвидации вуза.
Приведенные выше положения позволяют говорить о существовании в академической среде ценностей, базирующихся на культурных традициях российского общества. Проведем сравнение данных ценностей с ценностями немецкой академической общности.
В отличие от российских вузов высшие учебные заведения Германии не подчиняются общему государственному типовому документу. Их деятельность регламентируется законами федеральных земель. Например, высшее государственное учебное заведение Берлина подчиняется Закону о высшей школе Берлина [8]. В данном законе утверждаются:
1. Основные положения (территория, на которой действует закон, и сами учебные заведения; правовой статус государственного учреждения, право присуждения ученых степеней и право взимать плату за пользование
оборудованием и оказанием услуг; правила вуза; задачи; свобода науки и искусства; обеспечение прав женщин; создание, хранение и использование персональных данных; организация содержания обучения - использование методик, надзор за организацией обучения; реформа образования).
2. Права и обязанности студентов (право на образование (в том числе право на выбор разных форм обучения и на выбор различных специальностей), порядок использования оборудования вуза, правила приема и отчисления, порядок организации студенческих обществ как надзирательных органов; перечень мер по нарушению порядка; порядок создания студенческого сообщества - органы управления, взносы, финансовая отчетность; студенческие билеты).
3. Правила организации образования, обучения и экзаменов (цели образования; условия учебного процесса; сроки обучения; учебное планирование; возможности дополнительного и поствузовского образования; организация заочного образования, в том числе для иностранных студентов; проведение студенческих производственных совещаний; длительность и сроки семестров, длительность занятий; правила сдачи экзаменов; организация и проведение экзаменов; правила выставления оценок на экзамене; степени, квалификации выпускников вуза; признание квалификации иностранных специалистов; получение ученой степени; получение доцентуры).
4. Обязанность вузов проводить исследовательскую работу (задачи исследовательской работы в вузе; координация исследований; оснащение; финансирование спонсорами; издание результатов исследований; ведение прикладных исследований и исследований в области искусств).
5. Должности сотрудников вуза, права членов коллектива (список агентов учреждения; их права и обязанности; правила организации сообществ и групп; право голоса; принятие решений; выборы; сроки по должностным полномочиям; открытость).
6. Органы управления вуза (руководство; правила выборов; правовой статус руководителей; задачи управления; уполномоченный по правам женщин; состав академического сената, его функции; общее собрание сотрудни-
ков университета, его задачи; попечительский совет вуза, его функции; решение внутренних дел в вузе).
7. Специальности вузов (отраслевой совет или совет по специальности, его задачи; декан; комиссии и уполномоченные; совет коллектива; утверждение специальностей).
8. Принципы организации медицинских факультетов и вузов (регламент работы медицинских и ветеринарных клиник). Данный раздел закона претерпел существенную редакцию в 2003 году, фактически приравняв клиники к другим подразделениям вуза.
9. Порядок работы центральных учреждений вуза (центральные институты и образования, институты в составе вуза, библиотеки).
10. Бюджет и контроль за использованием средств (вопросы формирования и расходования бюджета; хозяйственная деятельность; менеджмент персонала; принцип открытости и доступности).
11. Состав основного персонала вуза (работники науки и искусства; персонал медицинских факультетов; нормы, регулирующие правовое положение работников; конкурсные дела; продление полномочий работников; учебная нагрузка; отпуск; работа по совместительству; служебные обязанности преподавателей; условия работы для профессоров; приглашенные преподаватели; должностные права профессоров; условия получения должности профессора, юниор-профессора, научного сотрудника или сотрудника по искусствоведению, ведущего научного сотрудника или ведущего инженера, доцента, научного ассистента или ассистента искусствоведения; медицинский персонал; преподаватели для специальных целей - приглашенные профессора и доценты).
12. Правила работы по совместительству персонала вуза (персонал со статусом совместителя: почетные профессора и их социальное страхование, приват-доценты, академические профессора (при незапланированном ранее получении должности), внештатные преподаватели с почасовой нагрузкой; помощники из числа студентов).
13. Продолжительность обучения по специальностям.
14. Правовой статус высших учебных заведений (общие положения, положение ду-
ховных вузов, штрафы за нарушение общественного порядка).
15. Распоряжения органов власти, носящие временный характер и заключительные постановления (распоряжения относительно ученых и попечительских советов вузов, дальнейшее существование условий службы работников разных типов вузов, получение ученой степени, право на участие в управлении вузов сотрудников, использование денежных средств на оплату за проведение занятий внештатными профессорами и приват-доцентами, классификация работников вузов, условия освобождения от занимаемой должности и возрастные ограничения по службе, увеличение срока службы, приведение в соответствие порядка получения ученой степени, продление испытательного срока, порядок прекращения и вступления в действие закона).
Сопоставление правовых положений о вузах России и Германии позволяет говорить о наличии общих институциональных ценностей. Собственно институциональными ценностями следует считать те, что вытекают из целей и задач самого социального института. Основными задачами высших учебных заведений России и Германии являются:
1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и/или послевузовского профессионального образования;
2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;
3) подготовка работников высшей квалификации;
4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества и цивилизации;
6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;
7) ведение совместной научно-исследовательской работы с вузами международного сообщества.
Отличия правовых положений вузов России и Германии заключаются в видовой принадлежности данных документов: уставы вузов России регламентируются федеральным законодательством, но принимаются непосредственно в учреждении. Вузы Германии получают правовую документацию в сенате федеральной земли и не вправе самостоятельно утверждать основные положения. Закон о высшем образовании германских вузов в федеральной земле Берлин в несколько раз превышает объем уставов российских вузов. Кроме того, наблюдаются некоторые ценностные отличия в плане деятельности российских и немецких вузов: в Германии на законодательном уровне определен список государственных образовательных учреждений. При этом название вуза определяется характером его деятельности.
Высшие учебные заведения Германии имеют те же названия, что и вузы России: университет, институт, академия. Военные вузы в Германии называются университетами или институтами, в России кроме этих наименований часто используется название «училище». В немецких правовых документах выделяется 12 различных типов учебных заведений [9]:
-университеты (Universitäten) - научные высшие учебные заведения с большим выбором специальностей;
-технические университеты (Technische Universitäten) - научные высшие учебные заведения с инженерным и естественнонаучным уклоном;
- специальные высшие учебные заведения (высшие профессиональные училища) (Fachhochschulen) - тип высшего учебного заведения с практическим уклоном на будущую специальность;
- университеты - комплексные (общеобразовательные) институты (Universität -Gesamthochschulen) - вузы, соединяющие в себе особенности университета и специального высшего учебного заведения;
- педагогические институты (Pädagogische Hochschulen) - вузы, обеспечивающие подготовку преподавательских кадров
для начальной школы, старшей ступени полной народной школы, реальных училищ, специальных школ для детей с физическими недостатками, с пониженным умственным развитием и т. п.;
- высшие художественные и музыкальные училища (Kunst- und Musikhochschulen) -вузы по подготовке музыкантов, художников;
- церковные и теологические институты (Kirchliche und Theologische Hochschulen) -высшие учебные заведения того же статуса, что и признанные государством университеты. Эти вузы содержатся на средства церкви;
- узкоспециальные (профильные) институты (Fachspezifische Hochschulen) - институты, специализирующиеся на определенных профессиональных направлениях;
- частные институты (Private Hochschulen) -вузы, финансируемые исключительно за счет студентов;
- федеральные институты (Hochschulen des Bundes) - вузы, обеспечивающие подготовку государственных служащих: управленческих работников, финансистов, полицейских, военных;
-профессиональные академии (Berufsakademien) - вузы, обучающие работающих на предприятиях студентов. Наличие большого количества типов высших учебных заведений в Германии связано, прежде всего, с возможностью получать академическое и профессиональное образование, а также с возможностью выбора специализаций (дополнительных сертификатов по различным специальностям). Например, получить сертификат в области межкультурной коммуникации считается престижным или даже обязательным, поэтому данную специализацию могут выбирать студенты, обучающиеся на различных факультетах университета. Возможность выбора обусловлена программой университета. В российских вузах отсутствует возможность выбора специализаций, имеются только обязательные предметы (за исключением определенного набора дисциплин, предусмотренных именно для данной специальности), поэтому межкультурную ком-
муникацию изучают только студенты-лингвисты. Понятийная наполняемость наименований высших учебных заведений отражена в названиях вузов Германии.
Российские вузы получают свое название только при наличии определенного количества высококвалифицированных специалистов в профессорско-преподавательском составе. Статус университета вуз может получить лишь в том случае, когда там работают 60 % кандидатов наук и 10 % докторов наук, статус академии, когда - 50 % кандидатов наук и 10 % докторов наук, статус института, когда - 40 % кандидатов наук и 10 % докторов наук. Такое положение регламентируется Министерством образования и науки Российской Федерации.
Отличие институциональных ценностей академического сообщества Германии мы видим и в наличии законодательных положений о правах женщины. В законе имеется несколько параграфов, закрепляющих особую роль женщин-работниц и женщин-студенток. Таких пунктов в уставах российских вузов не отмечено.
Законодатели Германии определяют статус библиотек вузов. Библиотеки российских университетов играют важную роль при получении вузом лицензии и аккредитации, однако в уставах вузов и в нормативных федеральных документах регламентация деятельности библиотек не зафиксирована.
В уставах российских вузов отсутствует положение о сроках контрактов работников и не определяются наименования должностей сотрудников (такие положения устанавливаются законодательством о труде Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка Университета, должностными инструкциями, Коллективным договором и соглашениями о труде, иными нормативными актами, трудовыми договорами), но определяются общие обязанности работников.
Главное отличие институциональных ценностей немецкого и российского академических сообществ мы видим в аспекте соотношения прав и обязанностей. Институциональная немецкая документация прежде всего регламентирует отношения, особо выделяя правила функционирования обществен-
ного института - высшего учебного заведения. Российские правовые документы, наряду с правами, определяют обязанности работников и обучающихся, при этом основные гражданские права не выносятся в институциональные документы.
Таким образом, изучение нормативных документов высшей школы Германии и России позволило описать институциональные ценности академического дискурса. И в Германии, и в России высшая школа, как особый социальный институт, имеет универсальные (свойственные образовательным учреждениям всего мира) и специфические (обусловленные культурными, политическими и социальными особенностями государственного устройства) институциональные признаки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зубкова, Я. В. Лингвокультурные скрипты в академическом дискурсе / Я. В. Зубкова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. «Филол. науки». -
2008.- № 5 (29). - С. 34-38.
2. Карасик, В. И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сб. науч. тр. - Волгоград : Перемена, 2000. - С. 5-20.
3. Карасик, В. И. Языковые ключи / В. И. Карасик. - Волгоград : Парадигма, 2007. - 520 с.
4. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://mon.gov.ru /dok/prav/obr/4535/, свободный.
5. Устав ГОУ ВПО «Самарский государственный университет». - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www. ssu. samara.ru/ index.php? option=com_content&task=view&id= 1141&Itemid=288, свободный.
6. Формановская, Н. И. Язык - речь - общение: единство и раздельность / Н. И. Формановская // Русский язык за рубежом. - 2007. -№2. - С. 35-40.
7. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса / Е. И. Шейгал. - М. : ИТДГК «Гнозис», 2004. - 326 с.
8. Berliner Hochschulgesetz - BerlHG, Neufassung vom 13. Februar 2003. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.userpage.fu-berlin.de/~wahlrabe/vorschr/berlhg.pdf, free.
9. MARKT Lexikon Ausgabe 45. Das deutsche Hochschulsystem / hrsg. vom GOETHE-INSTITUT,
2009. - 8 S.
INDICATION OF INSTITUTIONALITY IN ACADEMIC DISCOURSE
Ya. V. Zubkova
The article views institutionality as a sign of academic discourse via legislative regulatory documents of German and Russian institutions of higher education and describes the values of both German and Russian higher education systems.
Key words: discourse, academic discourse, institutional discourse, institutionality, values.