Салова С.В. ©
Магистр, филологический факультет Башкирский государственный университет (г. Уфа)
ПРИЁМЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЛОКА А.А.
Аннотация
Статья посвящена художественным приемам, использованным А.Блоком в целях театрализации образов и лирического сюжета своих стихотворений. В работе определяется их функция и значение в поэтике произведений художника и его мировоззрении.
Ключевые слова: Александр Блок, театрализация, театр. Keywords: Alexander Blok, theatricality, theater.
Вся жизнь Александра Александровича Блока была тесно связана с театром. Еще в юности он мечтал стать актером, исполнял роль Гамлета в домашнем спектакле. А. Блок - автор шести драматических произведений, переводов, театральных импровизаций. В конце жизни работал литературным директором Большого Драматического Театра, читал лекции по истории драматургии.
Волков Н.Д. в монографии «Александр Блок и театр» писал, что поэт - человек «вдумчиво и глубоко относящийся к вопросам театра, как одной из самых существенных областей культуры» [6, 3].
Наша задача - выявить художественные приёмы театрализации и их функции в поэзии
Блока.
В «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой даётся определение театрализации как «переработки литературного произведения для театра <...> Внесение элементов драматического действия в какое-либо произведение» [9, 345].
В поэзии А.Блока сквозными являются образы актёра, театра, сцены, маски и мотивы театрального действа, балагана, танца, песни, музыки, упоминаются герои драматических произведений и реальные театральные деятели. Порой они вынесены уже в заглавия стихотворений: «Песня Офелии», «Артистке», «Пляски осенние», «Балаганчик», «Под масками», «Я - Гамлет. Холодеет кровь.», «На смерть Комиссаржевской» и т.д.
Говоря о роли театра в творчестве А.Блока, важно упомянуть о двух его «Балаганчиках». В июле 1905 года он написал стихотворение в форме драматической сцены. Оно представляет собой небольшой отрывок, изображающий маленький театр-балаганчик, сценическое действие и диалог двух зрителей — мальчика и девочки.
Автор поднимает здесь тему иллюзорности жизни. Её воплощает «паяц» со своей кровью из клюквенного сока, короной из картона и деревянным мечом. Спасительные «огоньки» оказываются факелами адской свиты, а королева - самозванкой. Происходит подмена реальности балаганной бутафорией.
В 1906 году появляется первый драматический опыт А.Блока, пьеса «Балаганчик». В качестве главных героев автор избирает типичные театральные маски: Пьеро, Арлекина и Коломбину. Герои-актёры, играющие постановку, искажают пьесу, деформируют архетипический смысл. Коломбина оказывается картонной, а позже Смерть оборачивается Коломбиной, «мистики» «кажутся куклами из этнографического музея». Иллюзорность балаганного мира подчёркивается в финальной сцене маскарада. В пьесе очевидно разочарование А.Блока в своей «Прекрасной Даме». Это отражает одна из пар влюблённых: рыцарь и его дама. Появляется паяц, будто вынырнувший из одноимённого стихотворения, и вручает рыцарю свой деревянный меч и картонную корону - символы обманной реальности.
В пьесе «Незнакомка» Блок обыгрывает собственные идеи и образы сборника «Стихи о Прекрасной Даме» и одноименного стихотворения. Эпизод второго видения этой драмы, как и «Балаганчик», построен по типу «арлекинады».
© Салова С.В., 2014 г.
Начинается произведение своеобразным прологом Звездочета. Основное действие разворачивается после появления Незнакомки-Коломбины. Роль Арлекина исполняет господин в котелке, Поэт напоминает Пьеро. Финал выдержан в духе традиций арлекинады: Пьеро остается один, Арлекин уводит Коломбину.
Увлечение А.Блока актрисой Наталией Волоховой породило ряд замечательных произведений, в том числе цикл «Снежная маска». Как прелюдию к нему можно воспринимать послания к Волоховой Н.Н., включённые в цикл «Фаина»: «Вот явилась. Заслонила...», «Я был смущённый и весёлый.», «Я в дольний мир вошла как в ложу». В них звучат мотивы обмана, театра, музыки, песни и образы ложи, огней рампы, занавеса, лиры и т.д.: «Живым огнем разъединило / Нас рампы светлое кольцо. / И музыка преобразила / И обожгла твое лицо» [4, 231].
Цикл «Снежная маска» разделён автором на две части: «Снега» и «Маски». Особое внимание обратим на вторую часть цикла. Она представляет собой веселый маскарад. Здесь вновь возникает тема обманной, иллюзорной реальности. Герои - всего лишь маски, тёмный рыцарь оказывается поэтом, а позже обнаруживается, что он лишь снится героине. Сказки, которые подразумевают выдумку, вдруг оживают: «Вот прошёл король с зубчатым / Пляшущим венцом. / Шут прошёл в плаще крылатом / С круглым бубенцом. / Дамы с шлейфами, пажами, /В розовых тенях. / Рыцарь с тёмными цепями /На стальных руках» [4, 221].
Рыцарь - двойник поэта. Но он не слышит сказок, которые рассказывает поэт, и не видит роз, которые показывает ему Маска. Ведь он сам - всего лишь сказка, выдумка.
В основе стихотворения «Насмешница» - реальный эпизод из жизни А.Блока: посещение артистической уборной в театре Комиссаржевской В.Ф., где играла Н.Волохова.
В своих воспоминаниях она пишет: «Помню, Александр Александрович пришёл в комнату, где мы, дамы, наводили красоту, и попросил, чтобы и его немного подцветили. Я взяла тёмный бакан и подвела ему брови и около глаз. Александр Александрович по-детски, радостно улыбался. Он любил всё специфически театральное: кулисы, грим, бутафорию, костюмы.». У Блока читаем: «Подвела мне брови красным, / Поглядела и сказала: / — Я не знала: / Тоже можешь быть прекрасным, / Темный рыцарь ты» [4, 222].
В конце цикла Снежная Дева снимает свою маску и надевает ее на лицо рыцаря. Рыцарь видит, что под ней скрывалось лицо прекрасной женщины-смерти. Как и в «Балаганчике», здесь вновь возникает образ превращения любви в смерть.
Новый роман А.Блока связан с оперной певицей Любовью Дельмас. Ей поэт посвящает цикл «Кармен», пронизанный мотивами театрального представления: «Читая по руке Цуниги, / В глаза Хозе метнула взгляд!» [4, 171], «А голос пел: Ценою жизни / Ты мне заплатишь за любовь» [4, 171]!
Образ Кармен — это дальний отклик Незнакомки. У нее тот же наряд: чёрное платье, страусовые перья и т. д. Как и героиня цикла «Фаина», Кармен - свободолюбивая женщина-звезда. И эта актриса ускользнула от поэта, сняв маску. «Сама себе закон — летишь, летишь ты мимо, /К созвездиям иным, не ведая орбит» [4, 176].
Сквозные образы и мотивы, связанные с театром, драматические формы, сценические заимствования из разных эпох, арлекинада - все эти приёмы А.Блок использовал в целях театрализации образов и лирического сюжета стихотворений. С их помощью поэт выразил крушение романтических иллюзий раннего периода творчества. В приемах театрализации проявляется углубление драматического, а иногда и трагического мировосприятия поэта, его представление об иллюзорности, искусственности действительности, театральности самой жизни.
Литература
1. Авраменко А.П. А. Блок и русские поэты XIX века. - М., 1990. - 248 с.
2. Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. - М., 1990. - 700 с.
3. Белый А. О Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. - М., 1997. - 606 с.
4. Блок А.А. Собрание сочинений: в 6 т. Т.2. - М., 2009.
5. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., 2004. - 1536 с.
6. Волков Н.Д. Александр Блок и театр. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: lib.ru/Library/Volkov/Blok.
7. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: био-библ. словарь: в 3 т. / под ред. Н.Н.Скатова. - М., 2005. Т. 1. - 733 с.
8. Русские писатели 20 века: Биографический словарь / гл. ред. и сост. П.А. Николаев; редкол.: А. Г. Бочаров [и др.]. - М., 2000. - 808 с.
9. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Евгеньевой А.П. - М., 1999. Т. 4. - 797 с.
10. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Ушакова Н.Д. - М., 2000. Т. 4. - 1502 с.
11. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М., 1978. - 241 с.