Научная статья на тему 'ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИИ ДЛЯ СТУДЕНТА-ЮРИСТА НА ЭТАПЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ'

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИИ ДЛЯ СТУДЕНТА-ЮРИСТА НА ЭТАПЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИИ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / СТУДЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесникова П. И.

Автором проведен теоретический анализ компонентов профессиональной идентичности. Представлены результаты эмпирического исследования по выявлению привлекательности выбранной профессии на этапе первичной профессионализации среди студентов юридического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колесникова П. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRACTIVENESS OF THE PROFESSION FOR A LAW STUDENT AT THE STAGE OF PRIMARY PROFESSIONALIZATION

The author has carried out a theoretical analysis of the components of professional identity. The article presents the results of an empirical study to identify the attractiveness of the chosen profession at the stage of primary professionalization among students of a law college.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИИ ДЛЯ СТУДЕНТА-ЮРИСТА НА ЭТАПЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ»

Вестник Челябинского государственного университета.

Образование и здравоохранение. 2021. № 2—3 (14—15). С. 63—67.

УДК 159.9:343.95 DOI: 10.24411/2409-4102-2021-102-307

ББК 88.47

Привлекательность профессии для студента-юриста на этапе первичной профессионализации

П. И. Колесникова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

Автором проведен теоретический анализ компонентов профессиональной идентичности. Представлены результаты эмпирического исследования по выявлению привлекательности выбранной профессии на этапе первичной профессионализации среди студентов юридического колледжа.

Ключевые слова: первичная профессионализация, привлекательность профессии, компоненты профессиональной идентичности, студенты юридического колледжа.

Актуальность настоящего исследования обусловлена потребностью образовательного учреждения в подготовке высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции, социально активных людей, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом. С этой целью важно уже на этапе первичной профессионализации понимать условия, которые позволяют человеку ориентироваться в профессиональном сообществе и профессиональной культуре, в мире профессий (востребованность на рынке труда, статус и престиж профессии в обществе, условия труда и социальные гарантии).

Начав исследование психологических условий становления профессиональной идентичности студента юридического колледжа на этапе первичной профессионализации, на этапе теоретического анализа проблемы обнаружили, что, не смотря на широкое рассмотрение темы профессиональной идентичности отечественными психологами, для современной российской психологии это поле является малоизученным по отношению к профессии «юрист». В изучении становления профессиональной идентичности будущего юриста можно опираться на исследования структуры профессионального самосознания (Е. А. Климов, И. С. Кон, А. К. Маркова, Т. Л. Миронова, Е. Ю. Пряжников, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Г. А. Цукерман, Л. Б. Шнейдер, С. А. Лысуенко, А. А. Рикель, Н. С. Авдонина и др.). Большинство ученых, по аналогии со структурой личностного самосознания, выделяют в структуре профессиональной идентичности классическую трехком-понентную модель: 1) когнитивный компонент (профессиональный образ Я, профессиональное самопознание); 2) эмоционально-оценочный компонент (профессиональная самооценка, профессиональное самоотношение); 3) поведенческий

компонент (мотивационно-ценностные и регу-лятивно-действенные аспекты) [1; 2; 3; 5; 6; 9; 10]. Многогранность деятельности юриста-профессионала позволяет выделить различные факторы, вызывающие интерес у учащихся к данной профессии. Привлекательность профессии, по мнению В. Н. Шубкина, образуется в результате взаимодействия опыта человека, его интрапси-хических индивидуальных особенностей и информации, полученной им в ходе социализации в определенном культурном поле [6].

Цель настоящего исследования заключается в выявлении факторов привлекательности профессии у будущих юристов на этапе первичной профессионализации. Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.

В данной статье представлены результаты исследования привлекательности профессии у обучающихся на этапе первичной профессионализации. Эмпирическую базу исследования составили 162 студента 3-го курса образовательной организации. Для сбора эмпирических данных использована методика В. Ядова, в модификации Н. В. Кузьминой и А. А. Реана [8]. Методика включает в себя 22 утверждения — 11 аттрактивных (привлекательных) и 11 дезаттрактивных (непривлекательных) факторов профессиональной деятельности. Респондентам необходимо выбрать

один, или несколько, из предложенных утверждений. По каждому из 11 факторов подсчитывался коэффициент значимости (КЗ), который значимости определяется по следующей формуле:

КЗ = п+ - п- / К,

где N — объем выборки (количество испытуемых),

п+ — количество испытуемых, которые отметили привлекательный фактор,

п--количество испытуемых, которые отметили не привлекательный фактор.

В результате обработки полученных результатов рассчитывается индекс удовлетворенности профессией, который может принимать значения в пределах от -1 до +1. Значение, равное -1, свидетельствует о явной неудовлетворенности, а +1 — о полной удовлетворенности.

Результаты проведенного исследования представлены в таблице.

Было выявлено, что участвующие в эмпирическом исследовании испытуемые выделили 7 основных факторов привлекательности профессии. Приоритетом являются факторы — «работа с людьми» и «возможность самосовершенствоваться». Наименее привлекательным оказался фактор — «работа вызывает переутомление».

Самыми привлекательными для студентов оказались следующие факторы: работа с людьми (КЗ=0,55), возможность самосовершенствовать-

ся (КЗ = 0,48), возможность достичь социального признания, уважения (КЗ = 0,4), работа соответствует моему характеру (КЗ = 0,4), работа соответствует моим способностям (КЗ = 0,37), профессия одна из важнейших в обществе (КЗ = 0,29), большая зарплата (КЗ = 0,06). Самыми не привлекательными для студентов оказались следующие факторы: работа вызывает переутомление (КЗ = -0,59), большой рабочий день (КЗ = -0,5), нет условий для творчества (КЗ = -0,17). Графическое отражение результатов — на рисунке.

В ответах испытуемых обнаружены некоторые противоречия, указывающие на неопределенность, путанность представлений, наличие противоречивых мнений. Так, присутствуют противоречивые оценки факторов 5 (большая зарплата / небольшая зарплата) и 10 (отсутствие частого контакта с людьми / частый контакт с людьми). По мнению обучающихся, работа юристом действительно может предусматривать различные условия труда и различные отношения людей к данной профессии. Противоречие в факторе 1 (профессия одна из важных в обществе / мало оценивается важность труда), может указывать на сомнение испытуемых в выбранной профессии, в частности, сомнение в престижности выбранной профессии.

Исходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

• в сознании обучающихся одновременно сосуществуют противоречивые представления

Результаты расчета коэффициента значимости факторов привлекательности выбранной профессии

Факторы, определяющие отношение к профессии (привлекательный фактор (п+) / непривлекательный фактор (п-)) N п+ п- КЗ

1. Профессия одна из важнейших в обществе/ Мало оценивается важность труда 162 101 54 (101 - 54) / 162 = 0,29

2. Работа с людьми / Не умею работать с людьми 162 93 3 (93 - 3) / 162 = 0,55

3. Работа требует постоянного творчества / Нет условий для творчества 162 14 43 (14 - 43) / 162 = -0,17

4. Работа не вызывает переутомления / Работа вызывает переутомление 162 14 111 (14 - 111) / 162 = -0,59

5. Большая зарплата / Небольшая зарплата 162 67 57 (67 - 57) / 162 = 0,06

6. Возможность самосовершенствования / Невозможность самосовершенствования 162 97 18 (97 - 18) / 162 = 0,48

7. Работа соответствует моим способностям / Работа не соответствует моим способностям 162 74 14 (74 - 14) / 162 = 0,37

8. Работа соответствует моему характеру / Работа не соответствует моему характеру 162 95 29 (95 - 29) / 162 = 0,4

9. Небольшой рабочий день / Большой рабочий день 162 13 98 (13 - 98) / 162 = -0,5

10. Отсутствие частого контакта с людьми / Частый контакт с людьми 162 13 22 (13 - 22) / 162 = -0,05

11. Возможность достичь социального признания, уважения / Невозможность достичь социального признания, уважения 162 92 21 (92 - 21) / 162 = 0,4

120 100 80 60 40 20

I

т

III

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6 Фактор 7 Фактор 8 Фактор 9 Фактор 10 Фактор 11

■ Привлекательные факторы ж Непривлекательные факторы

Факторы привлекательной профессии для студентов-юристов

относительно привлекательности будущей профессии;

• веIвлдeнь полсрпппа иптвыемых (60% испытуемых), которые видят в будущей профессии возможность в личностном развитии и о пфофессионаланом росте; онв испыхышс-ют позививыые рувсова по орыошеноюи вы-бранщойпрофесоли; желрлт добытьря хрро-ших результатов в работе после окончания учебного заведения; руководствуются моти-вомдостижео^зопеоа пщртфесеыынал^]^ощ дсятсвьпосык;

• у непооорых испытромыл -I ы,пытуе-мых) кущи—лавл соыы, ним в прептижно-стл выйдaннлд гф-Ылссии; оаьц1^с^ыальный компонент профессиональной идентичности, регулирующий профессиональное по-а^д^е ные, у них нвдо ататочоо сфо^ирован;

• хсобходимь лчктывaльоoJTйвнныe данные лсяприщвтия мерпы ф^м!^1^щса1^ыю эмоционального компонента профессиональной идентичности, посредством, например, Йлpми6oвaдж позаза профес-сыы.

Список литературы

1. Авдонина, Н. С. К проблеме определения компонентов структуры профессиональной идентичности / Н. С. Авдонина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Сер.: Гуманитарные исследования. — 2017. — № 3 (16). — С. 127—131.

2. Белоусова, С. А. Психологические механизмы актуализации руководителем субъектного ресурса персонала : дис. ... д-ра психол. наук / С. А. Белоусова. — М., 2011. — 400 с.

3. Бондарчук, Н. В. Профессиональная Я-концепция социального педагога системы образования / Н. В. Бондарчук, Е. А. Быкова // Организационная психология. — 2019. — Т. 9, № 4. — С. 30—51.

4. Горчинская, А. А. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования / А. А. Горчинская, Р. Е. Капелюшник // Вестник Челябинского государственного университета.Образованиеиздравоохранение. — 2020. — №1 (9). — С. 5—9.

5. Лысуенко, С. А. Способность самоуправления как фактор развития профессиональной Я-концепции студентов колледжа / С. А. Лысуенко // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2013. — № 5. — С. 55—60.

6. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М. : Речь, 1996. — 342 с.

7. Миронова, Т. Л. Самосознание профессионала / Т. Л. Миронова. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. — 200 с.

8. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб. : Питер, 2008. — С. 157—159.

9. Рикель, А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 / А. М. Рикель // Психологические исследования. — 2011. — № 2 (16). — URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 19.03.2021).

10. Рикель, А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 / А. М. Рикель // Психологические исследования. — 2011. — № 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 19.03.2021).

Сведения об авторе

Колесникова Полина Игоревна — аспирант кафедры психологии, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. 174-pravo@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

Education and Healthcare. 2021. № 2—3 (14—15). Р. 63—67.

Attractiveness of the profession for a law student at the stage of primary professionalization

P.I. Kolesnikova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. 174-pravo@mail. ru

The author has carried out a theoretical analysis of the components of professional identity. The article presents the results of an empirical study to identify the attractiveness of the chosen profession at the stage of primary professionalization among students of a law college.

Keywords: primary professionalization, attractiveness of the profession, components of professional identity, law college students.

References

1. Avdonina N.S. K probleme opredeleniya komponentov struktury professional'noi identichnosti [On the problem of determining the components of the structure of professional identity]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye issledovaniy [Bulletin of the Omsk State Pedagogical University. Humanities research], 2017, no. 3 (16), pp. 127—131. (In Russ.)

2. Belousova S.A. Psikhologicheskie mekhanizmy aktualizatsii rukovoditelem sub»ektnogo resursa personala [Psychological mechanisms of actualization by the head of the subject resource of personnel]. Moscow, 2011. 400 p. (In Russ.)

3. Bondarchuk N.V., Bykova E.A. Professional'naya Ya-kontseptsiya sotsial'nogo pedagoga sistemy obrazovaniya [Professional self-concept of the social teacher of the education system]. [Organizational psychology], 2019, vol. 9, no. 4, pp. 30—51. (In Russ.)

4. Gorchinskaya A.A., Kapelyushnyk R.E. [Ensuring the Psychological Safety of the Educational Process in Educational Institutions of Higher Education]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie i zdravookhranenie [Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare]. 2020, vol. 9, no. 1, pp. 5—9. (In Russ.)

5. Lysuenko S.A. Sposobnost' samoupravleniya kak faktor razvitiya professional'noi Ya-kontseptsii studentov kolledzha [The ability of self-government as a factor in the development of the professional self-concept of college students]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo [Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society], 2013, no. 5, pp. 55—60. (In Russ.)

6. Markova A.K. Psikhologiyaprofessionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, Rech, 1996. 342 p. (In Russ.)

7. Mironova T.L. Samosoznanie professionala [Self-consciousness of a professional]. Ulan-Ude, Buryat State University, 1999. 200 p. (In Russ.)

8. Rean A.A., Bordovskaya N.V., Rozum S.I. Psikhologiya ipedagogika [Psychology and pedagogy]. St. Petersburg, Piter, 2008. Pp. 157—159. (In Russ.)

9. Rykiel A.M. Professional'naya Ya-kontseptsiya i professional'naya identichnost' v strukture samosoznaniya lichnosti. Chast' 1 [Professional I-concept and professional identity in the structure of personality self-awareness. Part 1]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research], 2011, no. 2 (16). Available at: http://psystudy.ru, accessed 19.03.2021. (In Russ.)

10. Rykiel A.M. Professional'naya Ya-kontseptsiya i professional'naya identichnost' v strukture samosoznaniya lichnosti. Chast' 2 [Professional I-concept and professional identity in the structure of personality self-awareness. Part 2]. Psikhologicheskie issledovaniya [Psychological research], 2011, no. 3 (17). Available at: http://psystudy.ru, accessed 19.03.2021. (In Russ.)

Научный руководитель — Белоусова Светлана Анатольевна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.