Научная статья на тему 'Привлечение сбережений населения в ценные бумаги'

Привлечение сбережений населения в ценные бумаги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1046
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / БАНКОВСКИЕ ВКЛАДЫ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ФИНАНСОВОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Елена Ивановна

Сбережения населения это важнейший инвестиционный ресурс. Сегодня сбережения населения концентрируются в банковском секторе страны. Банковские вклады являются относительно удобным способом осуществления сбережений населения, но неэффективным, так как не способствует росту доходов на вложенные средства. Сбережения населения в банках не являются эффективными и для экономики страны в связи с тем, что банковские вклады плохо трансформируются в инвестиционные ресурсы. Банки, аккумулируя средства населения, не спешат их вкладывать в реальный сектор экономики страны. Поэтому перед государством стоит задача направить сбережения населения в реальный сектор экономики не через банковский сектор, а используя возможности рынка ценных бумаг. Это можно обеспечить, если привлечь сбережения населения в ценные бумаги. В процессе исследования использовалась совокупность научных методов, в частности, метод анализа и синтеза, конкретизации и сравнения, метод дедукции. В исследовании применялись конкретные экономико-статистические методы, позволившие дать оценку тенденций и выявить определенные закономерности в трансформации сбережений населения в финансовые инвестиции на рынке ценных бумаг. Проведенные анализ показал, что сегодня в банковском секторе сосредоточено практически 50 % денежных доходов населения или 27-28 % ВВП страны. В то же время такие огромные финансовые ресурсы не влияют на рост инвестиций в основной капитал реального сектора экономики. Решение Министерства финансов Российской Федерации о выпуске и размещении ОФЗ-н (облигации федерального займа для населения) является обоснованным, так как ОФЗ-н это современный безрисковый финансовый инструмент, с помощью которого можно стимулировать приток сбережений населения в ценные бумаги. Однако этого недостаточно. Необходимо организовать специальные фондовые магазины, в которых можно будет продавать корпоративные ценные бумаги (акции и облигации), поступающие на первичный фондовый рынок. В результате средства населения будут направлены в реальный сектор экономики, т.е. непосредственно тем хозяйствующим субъектам, которым нужны инвестиционные ресурсы. Задача Министерства финансов и ЦБ России обеспечить приемлемый уровень риска для физических лиц, чтобы не отпугнуть население от финансового инвестирования на рынке ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привлечение сбережений населения в ценные бумаги»

ИНВЕСТИЦИИ

УДК 336 : 336.763 : 336.767

Воробьева Елена Ивановна,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры государственных финансов и банковского дела, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.

Vorobyova Elena Ivanovna,

Doctor of Economics, Professor,

Professor of the Department of Public Finance and Banking, Institute of Economics and Management (structural subdivision), FSAEI HE «V.I. Vernadsky Crimean Federal University», Simferopol, Russian Federation.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕННЫЕ БУМАГИ THE ATTRACTION OF POPULATION'S SAVINGS IN SECURITIES

Сбережения населения—это важнейший инвестиционный ресурс. Сегодня сбережения населения концентрируются в банковском секторе страны. Банковские вклады являются относительно удобным способом осуществления сбережений населения, но неэффективным, так как не способствует росту доходов на вложенные средства. Сбережения населения в банках не являются эффективными и для экономики страны в связи с тем, что банковские вклады плохо трансформируются в инвестиционные ресурсы. Банки, аккумулируя средства населения, не спешат их вкладывать в реальный сектор экономики страны. Поэтому перед государством стоит задача направить сбережения населения в реальный сектор экономики не через банковский сектор, а используя возможности рынка ценных бумаг. Это можно обеспечить, если привлечь сбережения населения в ценные бумаги.

В процессе исследования использовалась совокупность научных методов, в частности, метод анализа и синтеза, конкретизации и сравнения, метод дедукции. В исследовании применялись конкретные экономико-статистические методы, позволившие дать оценку тенденций и выявить определенные закономерности в трансформации сбережений населения в финансовые инвестиции на рынке ценных бумаг.

Проведенные анализ показал, что сегодня в банковском секторе сосредоточено практически 50 % денежных доходов населения или 27-28 % ВВП страны. В то же время такие огромные финансовые ресурсы не влияют на рост инвестиций в основной капитал реального сектора экономики. Решение Министерства финансов Российской Федерации о выпуске и размещении ОФЗ-н (облигации федерального займа для населения) является обоснованным, так как ОФЗ-н—это современный безрисковый финансовый инструмент, с помощью которого можно стимулировать приток сбережений населения в ценные бумаги. Однако этого недостаточно. Необходимо организовать специальные фондовые магазины, в которых можно будет продавать корпоративные ценные бумаги (акции и облигации), поступающие на первичный фондовый рынок. В результате средства населения будут направлены в реальный сектор экономики, т.е. непосредственно тем хозяйствующим субъектам, которым нужны инвестиционные ресурсы. Задача Министерства финансов и ЦБ России обеспечить приемлемый уровень риска для физических лиц, чтобы не отпугнуть население от финансового инвестирования на рынке ценных бумаг.

Ключевые слова: сбережения населения, банковские вклады, ценные бумаги, государственные ценные бумаги, корпоративные ценные бумаги, финансовое инвестирование.

Savings of the population is the most important investment resource. Today, savings of the population are concentrated in the banking sector of the country. Bank deposits are a relatively convenient way of making savings of the population, but inefficient, as it does not contribute to the growth of income on invested funds. Savings of the population in banks are not effective for the country's economy due to the fact that bank deposits are not well transformed into investment resources. Banks, accumulating funds of the population, are in no hurry to invest them in the real sector of the country's economy. Therefore, the state is faced with the task of directing the savings of the population to the real sector of the economy not through the banking sector, but using the opportunities of the securities market. This can be achieved if you attract the savings of the population in securities.

In the process of research, a set of scientific methods was used, in particular, a method of analysis and synthesis, concretization and comparison, a deduction method. The study used specific economic and statistical methods that allowed to assess trends and identify certain patterns in the transformation of household savings into financial investments in the securities market.

The analysis showed that today almost 50 % of the population's monetary income or 27-28 % of the country's GDP is concentrated in the banking sector. At the same time, such huge financial resources do not affect the growth of investments in fixed assets of the real sector of the economy. The decision of the Ministry of Finance of the Russian Federation on the issue and placement of OFZ-n (federal loan bonds for the population) is justified, because OFZ-n is a modern risk-free financial instrument

127

with which you can stimulate the inflow of people's savings into securities. However, this is not enough. It is necessary to organize special stock stores in which it will be possible to sell corporate securities (stocks and bonds) entering the primary stock market. As a result, public funds will be directed to the real economy, i.e. directly to those economic entities that need investment resources. The task of the Ministry of Finance and the Central Bank of Russia is to ensure an acceptable level of risk for individuals so as not to scare the public away from financial investments in the securities market.

Keywords: household savings, bank deposits, securities, government securities, corporate securities, financial investment.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации основная часть сбережений (накоплений) населения осуществляется с использованием банковского сектора. С одной стороны, такие сбережения (накопления) являются относительно удобными для физических лиц. Владелец банковского вклада, как правило, знает свои права и преимущества по управлению данным вкладом, но также понимает имеющиеся ограничения. С другой стороны, банковские сбережения населения ограничивают возможности экономики использовать имеющиеся накопления. Обусловлено это тем, что очень многие банки ориентируются не на интересы экономики, хозяйствующих субъектов нефинансового сектора, а на свои личные интересы. Многие российские банки сформированные банковские вклады населения, вместо размещения в корпоративные ценные бумаги или вложения в инвестиционные кредиты, направляют свободные средства на валютный рынок, где участвуют в масштабных валютных спекуляциях. Конечно, ЦБ России использует различные методы и приемы для предотвращения таких необоснованных спекуляций на валютном рынке. Но, в целом, в стране складывается относительно неблагоприятная ситуация со сбережениями населения в банках страны. Есть еще и другой негативный момент банковских сбережений населения. Он обусловлен ограничением доходности банковских вкладов. Сегодня банки в определенной степени ограничены со стороны ЦБ России в возможности увеличивать процентную ставку по банковскому вкладу. В результате средневзвешенная ставка по банковским вкладам для физических лиц стала значительно ниже и не всегда покрывает инфляцию в том или ином регионе страны. Поэтому ориентир населения только на сбережения (накопления) в банках не имеет под собой экономической основы, а скорее является традиционным способом хранения свободных денег.

В связи с этим государство стало больше внимания обращать на привлечение денежных ресурсов населения для вложения в ценные бумаги. При этом государство решает несколько одномоментных задач. Во-первых, стимулировать население страны обратить больше внимания на другие сегменты финансового рынка, а не только на банковский рынок. Во-вторых, сформировать принципиально новую финансовую культуру, которая должна позволить населению России постепенно перейти от простого накопления или сбережения денежных средств в банковских институтах к инвестированию в самые различные финансовые инструменты, в первую очередь, в ценные бумаги, с целью не столько сохранить, сколько приумножить свои денежные доходы. В-третьих, создать финансовые условия для более эффективного перераспределения финансовых ресурсов в масштабах Российской Федерации. В-четвертых, обеспечить гарантированное размещение, возврат и определенную доходность денежных средств населения с тем, чтобы не допустить у физических лиц отторжения уже на первых этапах общения с финансовым рынком, в частности, с рынком ценных бумаг. Ведь рынок ценных бумаг всегда был, есть и будет очень рискованным рынком, а абсолютное большинство населения не готово активно участвовать в финансовом инвестировании. В-пятых, сформировать определенную сумму бюджетных ресурсов с целью либо покрытия дефицита, либо создания фонда целевого бюджетного финансирования важных государственных программ и проектов. Все перечисленные задачи очень важны, но решить их достаточно сложно за относительно короткое время, а поэтому они должны решаться постепенно по мере готовности населения страны к более масштабному финансовому инвестированию.

Надо сказать, что в научной литературе вопросам формирования и размещения сбережений населения уделялось и уделяется значительное внимание. Это обусловлено тем, что сбережения населения является важным, а может быть и основным источником для формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов, направляемых в экономику России. Неготовность населения страны к долгосрочному инвестированию свободных денежных средств является значительным тормозом в финансовом обеспечении социально-экономического развития страны.

Анализ литературных источников позволил выявить несколько подходов к привлечению сбережений населения в экономику страны.

Во-первый, с использованием банковских вкладов как основного способа организации сберегательного дела в стране [1, 12, 13, 17, 18, 19, 20, 24].

Во-вторых, с использованием различных инструментов рынка ценных бумаг или фондового рынка [2, 3, 5, 6, 8, 9, 15, 16].

В-третьих, с использованием комплексного подхода, предполагающего применения различных вариантов и способов организации сбережений (накоплений) свободных денежных средств [4, 7, 10, 11, 14].

128

Каждый из перечисленных подходов имеет свои преимущества и недостатки. Однако более рациональным является комплексный подход, так как он позволяет учитывать не только величину имеющихся свободных денежных средств у населения, но также и социально-экономическую ситуация в государстве, интересы самих домашних хозяйств в процессе организации сбережений (накоплений), их нацеленность на решение стратегических или тактических задач.

Большинство населения, принимая решения о сбережениях (накоплениях) в той или иной форме, практически не задумывается о полезности и важности этих средств для государства или экономики. Населением в процессе организации сбережений (накоплений) движут совершенно иные мотивы, главными из которых является возможность, во-первых, сохранить определенную часть свободных денежных средств от потерь; во-вторых, увеличить сумму денежных средств за счет размещения в тех или иных финансовых инструментах. Превалирование того или иного мотива обусловлено различными жизненными ситуациями, а также финансовыми возможностями населения, доступностью финансовых инструментов для размещения в них свободных денежных средств.

Таким образом, выбор направления размещения свободных денежных средств населения — это решение, основанное на собственных финансовых интересах, предоставляемых государством и экономикой возможностях размещения (вложения) денег, а также социально-психологическими ситуациями, которые достаточно часто движут физическими лицами при принятии тех или иных финансовых решений.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Исследование вопросов привлечение сбережений населения в ценные бумаги является актуальной финансовой задачей, решение которой должно позволить обеспечить экономику страны долговременными инвестиционными ресурсами. Сегодняшняя ситуация, когда сбережения населения в основным хранятся на вкладах в банковских институтах, не может уже устраивать государство. Российские банки недостаточно заинтересованы в трансформации сбережений населения в длинные инвестиционные ресурсы экономики страны. Поэтому расширение участия населения в деятельности рынка ценных бумаг, активное их участие в приобретении акций и корпоративных облигаций, особенно при первичном размещении ценных бумаг является абсолютно правильным финансовым решением для российской экономики.

В связи с этим целью нашей статьи является раскрытие основных положений по привлечению сбережений населения в ценные бумаги с целью наращивания масштабов финансового обеспечения российской экономики.

В процессе исследовании использовались самые различные методы и приемы, которые позволили обосновать тенденции и выявить закономерности привлечения сбережений населения в ценные бумаги. РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие финансового рынка в Российской Федерации, связано со значительными изменениями в практике сбережений населения.

Сегодня жители страны используют следующие способы сбережения свободных денежных средств:

1) депозиты банков (срок хранения от нескольких месяцев до нескольких лет);

2) текущие счета в банках (средства хранятся до востребования);

3) карточные счета (средства текущего потребления);

4) хранения средств вне денежно-кредитных институтов (домашняя «кубышка»);

5) размещение свободных средств в ценные бумаги (государственные или корпоративные ценные бумаги; сроки размещения определяются периодом обращения ценных бумаг, а также финансовыми интересами частных инвесторов);

6) для владельцев значительных сумм доступны инвестиции в недвижимость (сроки размещения средств определяются целями инвестирования, а также возможностью получить доход и провести вложения в новые объекты недвижимости);

7) размещение свободных средств в золото и драгоценные камни.

Из семи основных способов сбережения средств для основной массы населения страны доступными являются в основном первых четыре способа. При этом только первый способ действительно является способом сбережения свободных денежных средств, а остальные — это способы временного хранения денег.

Все перечисленные способы сбережения средств населением (кроме пятого способа) не очень способствуют развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации и отдельных регионах страны.

При этом такие способы как депозиты банка, размещение в ценные бумаги, инвестирование в недвижимость, золото и драгоценные камни позволяют не только сохранить (сберечь) денежные средства, но и увеличить первоначальную сумму средств за счет полученного дохода либо в форме начисляемых процентов, дивидендов, рыночного дохода.

129

Способ хранения денежных средств вне денежно-кредитных институтов, т.е. в домашней «кубышке» является наихудшим из выделенных способов, но в определенных жизненных ситуациях он имеет право на существование, так как позволяет населению иметь средства для подстраховки, если возникают неблагоприятные стечения обстоятельств, когда в денежно-кредитных институтах (банках) деньги невозможно получить, а потребность в средствах высокая.

Вложение средств в недвижимость имеет много своих специфических моментов, которые не позволяют рекомендовать данный подход для массового применения. Главное — это наличие необходимых значительных сумм денежных средств, которые, как правило, отсутствуют у большинства потенциальных индивидуальных инвесторов.

Инвестирование средств в золото и драгоценные камни также не является доступным финансовым инструментом для абсолютного большинства населения. Кроме того, такое инвестирование должно быть рассчитано на достаточно длительный период, чтобы появилась возможность получить более или менее заметный доход от вложений средств.

По данным ЦБ России вклады физических лиц в банковском секторе страны за последние шесть лет стабильно увеличиваются (табл. 1).

Таблица 1. Динамика вкладов физических лиц в банковском секторе страны *

Показатели 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Вклады физических лиц в банковском секторе, млрд руб. 16957,5 18552,7 23219,1 24200,3 25987,4 28460,2

Темпы изменения к предшествующему году,% 100 109,4 125,2 104,2 107,4 109,5

Темпы изменения к базисному году, % 100 109,4 136,9 142,7 153,3 167,8

ВВП страны, млрд руб. 73133,9 79199,7 83101,1 86010,2 92089,3 103626,6

Денежные доходы населения, млрд руб. 44650,4 47920,6 53525,9 54117,7 55368,2 57520,9

Инвестиции организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства), млрд. руб. 10065,7 10379,6 10496,3 11282,5 12262,2 13207,7

Вклады физических лиц в % к:

• ВВП страны 23,2 23,4 27,9 28,1 28,2 27,5

• Денежным доходам населения 38,0 38,7 43,4 44,7 46,9 49,5

• Инвестициям организаций всех форм собственности в основном капитал 168,5 178,7 221,2 214,5 211,9 215,5

* Составлено на основании [22]

В абсолютных значениях вклады физических лиц стабильно увеличивались с 2013 по 2018 год. Наибольший рост вкладов физических лиц был отмечен в 2015 году и составил 25,2 % к предшествующему году. В 2016 и последующих годах темпы роста вкладов физических лиц в банковском секторе страны увеличивались не в таких пропорциях, как это было отмечено в 2015 году, но рост был стабильным. При этом в 2017 и 2018 годах темпы роста вкладов физических лиц возрастали по сравнению с

2016 годом.

В 2018 году по сравнению с базисным 2013 годом темпы роста вкладов физических лиц составили 67,8 %. Из этого можно сделать вывод, что население страны несмотря на все негативные процессы, происходившие в банковском секторе за последние годы, все-таки доверяет свои свободные средства банкам. При этом российские банки являются главными участниками по аккумулированию сбережений населения. Это подтверждают данные о соотношении между величиной вкладов физических лиц в банковском секторе страны и совокупными денежными доходами населения. Здесь тенденция такая. За период с 2013 по 2018 год доля вкладов физических лиц в банках по отношению к совокупным денежным доходам населения увеличилась с 38.0 % до 49,5 %.

За шесть анализируемых лет увеличилась и доля вкладов физических лиц в банках по отношению к ВВП страны. Если в 2013 году это соотношение составляло 23,2 %, то в 2018 году 27,5 %. При этом в

2017 году это соотношение было 28,2 %.

Соотношение между величиной вкладов физических лиц в банках и инвестициями организаций всех форм собственности в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) показывает, что рост сбережений населения в банках практически не влияет на увеличение инвестиций организаций всех форм собственности в основной капитал. Данное соотношение подтверждает ранее высказанную мысль, что банковские институты недостаточно активны в инвестиционном процессе в масштабах

130

страны. Инвестиционные интересы банков и инвестиционные интересы организаций нефинансового сектора совпадают мало.

В связи с этим приходим к объективному выводу, что дальнейшее наращивание сбережений населения в банковском секторе страны не приведет к существенным изменениям в инвестиционной сфере Российской Федерации. Инвестиции в основной капитал организаций нефинансового сектора страны так и будут поступать в незначительном объеме. Необходимо создавать конкуренцию за сбережения населения, только в этом случае банки начнут более активно участвовать в инвестиционном процессе в масштабах России и ее отдельных регионов. Такую конкуренцию может составить рынок ценных бумаг, включая рынок государственных ценных бумаг.

Если население страны практически половину своих денежных поступлений (доходов) стремится разместить на депозитах банков, то это означает, что у населения сегодня нет достаточно альтернативы для эффективного размещения своих сбережений. Вот эти средства могут и должны быть переориентированы с банковского сектора на сектор ценных бумаг с целью более рационального использования в интересах всей социально-экономической системы страны, вложения в финансовые инвестиции, которые смогут заметно оживить экономику страны, обеспечить финансовый базис ускоренного ее развития.

Для этого могут быть использованы как государственные, так и корпоративные ценные бумаги. Однако для абсолютной части населения более надежным финансовым инструментом вложения свободных денежных средств являются государственные ценные бумаги. Именно использование государственных ценных бумаг — это первый существенный шаг переориентации населения с банковского сектора на сектор ценных бумаг.

Длительное время Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации официально не принимали решения о выпуске федеральных ценных бумаг для размещения среди населения. Этому были различные причины. Однако в условиях, когда Министерству финансов для реализации масштабных проектов, в т.ч. национальных проектов, требуются значительные финансовые ресурсы, а заимствования на мировых рынках становятся не очень комфортными из-за негативных действий ряда стран Запада, то в 2017 году было принято решение о размещении ОФЗ-н (облигаций федеральных займов для населения).

До принятия решения о выпуске ОФЗ-н доступ населения для вложения свободных денежных средств в государственные ценные бумаги:

а) обеспечивался только через профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров);

б) бюрократически был сложный, т.к. связан с оформлением значительного количества различных документов;

в) экономически не очень выгодный и даже рискованный.

Существовавший ранее подход к размещению сбережений населения в государственные ценные бумаги, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, был оправдан, так как:

а) для вложения в ценные бумаги необходимо было иметь значительные суммы свободных денежных средств. Это было посильно только инвесторам, имеющим счета от нескольких миллионов рублей;

б) инвестирование в рыночные ОФЗ сопряжено со значительными рисками, которые инвестор сознательно берет на себя в процессе вложения в ОФЗ.

Большинству россиян как индивидуальных инвесторов присущи следующие особенности:

а) низкая толерантность к риску и неготовность к возможности потери доходов и даже получения убытков;

б) не понимание всех рисков инвестирования;

в) низкий уровень финансовой грамотности.

Это означает, что требовалось создание специального (с ограниченным уровнем риска) долгового финансового инструмента для самых широких слоев населения России с упрощенным порядком приобретения ценных бумаг.

Поэтому появление ОФЗ-н является не только и не столько инструментом привлечения государственных заимствований, сколько должно было способствовать решению следующих задач:

1) повышению финансовой грамотности, формированию культуры сохранения и инвестирования средств гражданами на среднесрочный период;

2) повышение доверия граждан к государственной финансовой политике;

3) развитию внутреннего финансового рынка, в т.ч. создание нового сегмента рынка ценных бумаг;

4) стимулирование роста конкурентоспособности финансовых услуг;

5) расширение и диверсификация базы инвесторов в государственные ценные бумаги.

Организация выпусков и размещения ОФЗ-н среди населения России показало правильность поставленных задач. Однако в процессе выбора банков-агентов для размещения ОФЗ-н не было учтено, что данные банки (Сбербанк и ВТБ-24) не работают в Республике Крым и г. Севастополе. В результате жители Республики Крым и г. Севастополя были лишены возможности приобретать данные ОФЗ-н.

131

Поэтому мы предлагаем Министерству финансов Российской Федерации и ЦБ России учесть данную ситуацию и предусмотреть участие в размещении ОФЗ-н также такого банка, как РНКБ банк (ПАО), который будет представлять интересы жителей Крыма при приобретении данных государственных облигаций. А в дальнейшем, мы считаем целесообразным создание специальных фондовых магазинов, через которые все граждане страны в любом регионе могли бы купить или продать не только ОФЗ-н, но и все другие ценные бумаги, включая корпоративные ценные бумаги (акции и корпоративные облигации). Контроль над такими фондовыми магазинами должен быть совместным Министерством финансов Российской Федерации и ЦБ России.

При сравнении депозитов банков и ОФЗ-н можно увидеть определенные сходства, но и заметны различия, которые обусловлены функционирование ОФЗ на рынке ценных бумаг (табл. 2).

Таблица 2. Сходства и различия банковского депозита и ОФЗ-н *

Параметры Банковский депозит ОФЗ-н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Срок до 1 года от 1 до 3 лет свыше 3 лет 3 года

Источник дохода проценты по депозиту 1) купонный доход, определяемый исходя из доходностей трехлетних рыночных ОФЗ; 2) разница между ценой покупки и номинальной стоимостью.

Периодичность выплаты процентов В соответствии с условиями депозита (ежемесячно, один раз в 3, 6, 12 месяцев или в конце срока) каждые 6 месяцев

Капитализация процентов возможно, но обусловлено условиями открьпия депозита имеется возможность реинвестирования купонных выплат

Минимальная сумма вложения Определяется условиями депозита, чаще всего от 100 рублей 30000 рублей по номинальной стоимости облигаций

Максимальная сумма вложения Определяется условиями депозита, но, как правило, не ограничено. не более 15 млн. рублей по номинальной стоимости в одном выпуске

Налогообложение процентного (купонного дохода) 0 %, если ставка по вкладу не превышает ставку рефинансирования Банка России (ключевую ставку) + 5 п.п.; 35 %, на часть процентного дохода по вкладу, превышающую доход по ставке рефинансирования Банка России (ключевую ставку) + 5 п.п. не облагается

Налогообложение дохода от реализации нет 13 %

Досрочный возврат (выкуп заемщиком) возможен в любой день, как правило, с потерей большей части дохода возможен в любой день при условии: 1) в течение первых 12 месяцев вложения — с потерей выплаченного и накопленного купонного дохода за период вложения; 2) по истечении 12 месяцев вложения — без потери дохода

Государственные гарантии сохранности вложенных средств до 1,4 млн. рублей в одном банке в полном объеме

Возможность перехода прав собственности По договорам цессии, дарения, праву наследования, залогу может быть передано в наследство только физическим лицам. Использование в качестве залога не допускается.

Комиссия банка, агента не взимается Зависит от стоимости приобретенных облигаций без учета накопленного купонного дохода: до 50 тыс. рублей — 1,5 %; от 50 до 300 тыс. рублей — 1 %, более 300 тыс. рублей — 0,5 %.

* Составлено на основании [21, 23]

132

Представленные данные позволяют утверждать, что с целью среднесрочного инвестирования свободных средств населения ОФЗ-н являются достаточно привлекательным финансовым инструментом, который целесообразно использовать во всех регионах страны, включая Республику Крым и г. Севастополь, с целью создания условий для действительного формирования и развития рынка ценных бумаг, активизации процесса финансового инвестирования в стране.

При этом основными параметрами выпускаемых и размещаемых среди населения России ОФЗ-н являются:

1. Срок до погашения — 3 года.

2. Доходность к погашению — 8,5 %.

3. Номинальная стоимость — 1000 рублей.

4. Не обращается на вторичном рынке.

5. Поэтапный объем эмиссии ОФЗ-н — 20-30 млрд. рублей.

6. Ставки купонов по ОФЗ-н — имеют прогрессивный характер.

7. Размещение осуществляется путем — открытой подписки через банки-агенты (в отделениях Сбербанка и ВТБ банка, в личных кабинетах на их сайтах в сети «Интернет»).

8. Суммы купонных платежей по облигациям, денежные средства, полученные инвестором при погашении или предъявлении к выкупу облигации — зачисляются на брокерский счет инвестора.

Размещение ОФЗ-н среди физических лиц началось с 26 апреля 2017 года. Дата окончания первого размещения 25.10.2017 года. Объем 15 млрд. рублей. Количество облигаций 15 млн. шт. Дата погашения облигаций 29.04.2020 года. Минимально доступное количество облигаций для одного инвестора — физического лица 30 шт., максимальное количество — 15 тыс. шт.

С данного периода было проведено несколько успешных размещений ОФЗ-н, что показывает их привлекательность среди населения России, заинтересованность индивидуальных инвесторов — физических лиц в среднесрочном вложении свободных денежных средств в инструменты финансового рынка.

Для использования ОФЗ-н как финансового инструмента инвестирования в Республике Крым необходимо:

1. Изменить решение Минфина Российской Федерации о банках-агентах по размещению ОФЗ-н, включив в этот список один из крымских банков, например, РНКБ как государственный банк.

2. Увеличить объем размещения ОФЗ-н среди населения, включая физических лиц Республики Крым и г. Севастополя.

3. Провести оценку эффективности и целесообразности дальнейшего более широкого использования данных видов государственных долговых ценных бумаг во всех регионах России, включая Республику Крым и г. Севастополь.

4. Активно применять ОФЗ-н как для обеспечения более широкого доступа государства к свободным средствам крымчан, так и вовлечения их в развивающийся финансовый рынок России.

Однако на этом не стоит останавливаться. Главная проблема развития рынка ценных бумаг России состоит в том, что до сих пор не удалось использовать сберегательный потенциал населения страны. Этот потенциал далеко не однозначный по регионам, но в целом относительно большой. При грамотном отношении Министерства финансов и Российской Федерации и ЦБ России можно сформировать систему купли-продажи корпоративных ценных бумаг через фондовые магазины. Создание таких магазинов будет наиболее рациональным шагом по развитию не только финансового рынка страны, но, главное — это решение вопросов по финансовому обеспечению экономики страны инвестициями, а население будет во влечено в финансовое инвестирование. Через фондовые магазины должны продаваться не ценные бумаги вторичного рынка, а только ценные бумаги первичного рынка, т.е. только эмитированные акции и корпоративные облигации публичных акционерных обществ. Это даст значительный толчок финансовому инвестированию, а также позволит направить в реальный сектор экономики очень нужные инвестиционные ресурсы.

ВЫВОДЫ

Таким образом, проведенные исследования показывают, что современный сберегательный потенциал населения страны огромный и он практически не используется для решения вопросов финансового инвестирования. Решение Министерства финансов Российской Федерации об использовании ОФЗ-н для привлечения сбережений населения в государственный сектор является правильным, но недостаточным, так как не решает главные задачи — финансового обеспечения экономического развития страны. Это можно сделать за счет создания специализированных государственных или негосударственных фондовых магазинов, находящихся под контролем Министерства финансов Российской Федерации и ЦБ России, с тем, чтобы организовать первичную продажу эмитированных корпоративных ценных бумаг (акций и корпоративных облигаций) населению страны. В результате сбережения населения России не будут направляться только в банковские институты, но также будут инвестироваться в орга-

133

низации реального сектора экономики и приносить действительную пользу всей социально-экономической системе государства, а не только банковским институтам, как происходит сегодня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амирова А.А. Внутренние источники финансирования инвестиций: значение сбережений населения / А.А. Амиро-ва // Успехи современной науки. — 2017. — Т. 5. — № 3. — С. 31-36.

2. Амирова А.А. Новый подход к сбережениям населения / А.А. Амирова // Актуальные вопросы экономических наук. — 2016. — № 55-2. — С. 93-97.

3. Амирова А.А. Финансовый механизм привлечения сбережений населения к прямым инвестициям / А.А. Амирова // Инновационные механизмы решения проблем научного развития. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 3-х частей. — Уфа: ООО «Омега Сайнс», 2017. — С. 9-11.

4. Амирова А.А. Формирование предпосылок повышения функциональной роли сбережений населения в финансировании инвестиций / А.А. Амирова // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 12-1 (77). — С. 450-457.

5. Безсмертная Е.Р. Инвестиции населения в инструменты финансового рынка: текущее состояние и перспективы развития / Е.Р. Безсмертная // Экономика. Налоги. Право. — 2016. — Т. 9. — № 6. — С. 17-25.

6. Бирюков И.Н. Совершенствование инструментария привлечения сбережений населения на локальный инвестиционный рынок / И.Н. Бирюков, Н.П. Назарчук // Фундаментальные исследования. — 2016. — № 11-2. — С. 358-361.

7. Воробьев Ю.Н. Инвестиционный потенциал экономики Росси: финансовые возможности развития / Ю.Н. Воробьев, Е.И. Воробьева // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2019. — Т. 20. — № 1. — С. 41-60.

8. Воробьев Ю.Н. Роль фондового рынка Российской Федерации в финансовом обеспечении экономики / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — № 2 (39). — С. 80-89.

9. Воробьев Ю.Н. Роль фондового рынка России в финансовом обеспечении экономика страны / Ю.Н. Воробьев // Финансовые рынки и инвестиционные процессы. Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции. — Симферополь: ИП Корниенко А.А., 2017. — С. 5-8.

10. Воробьев Ю.Н. Финансовые ресурсы публичных акционерных обществ промышленности / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2018. — № 1 (42). — С. 5-18.

11. Воробьев Ю.Н. Финансовый механизм регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности в регионе / Ю.Н. Воробьев, Е.С. Котлярова // Аудит и финансовый анализ. — 2018. — № 1. — С. 247-257.

12. Воробьева Е.И. Депозитная политика Российского национального коммерческого банка (ПАО) / Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2018. — № 1 (42). — С. 99-110.

13. Головлева К.В. Депозиты как инструмент привлечения сбережения населения / К.В. Головлева // Новая наука: Стратегии и векторы развития. — 2015. — № 5- 1. — С. 101-105.

14. Дегтярева С.А. Современные механизмы стимулирования роста сбережений населений в национальной экономике С.А. Дегтярева // Региональная экономика и управление. — 2015. — № 4-1 (07). — С. 77-82.

15. Закиров А. Стратегия ПИФОВ по привлечению сбережений населения / А. Закиров // Экономика и социум. — 2016. — № 12 — 1 (31). — С. 1116-1123.

16. Звонова Е.А. Особенности аккумуляции сбережений населения на российском фондовом рынке / Е.А. Звонова // Экономика. Налоги. Право. — 2015. — № 2. — С. 40-48.

17. Калашникова Т.В. Механизмы реализации сберегательного потенциала мелких инвесторов в условиях выхода из криза: монография / ТВ. Калашникова, А.С. Дмитриева. — Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. — 94 с.

18. Лужнова Л.А. Стимулирование меры и роль коммерческих банков в привлечении частных инвестиций на фондовый рынок России / Л.А. Лужнова // Банковские услуги. — 2017. — № 3. — С. 2-6.

19. Николаева Т.П. Формирование и использование сбережений населения для повышения инвестиционного потенциала страны / Т.П. Николаева // Проблемы экономики и юридической практики. — 2018. — № 3. — С. 66-71.

20. Никушина А.Н. Проблемы привлечения сбережения населения в качестве инвестиций в экономику России / А.Н. Никушина, Т.М. Катаева // Альманах современной науки и образования. — 2015. — № 6 (96). — С. 114-118.

21. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон №177-ФЗ от 23.12.2003 с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.baze.garant.ru/12133717/ (дата обращения: 12.02.2018).

22. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.cbr.ru (дата обращения: 12.02.2018).

23. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.minfin.ru (дата обращения: 12.02.2018).

24. Радковец А.В. Депозиты населения как источник формирования ресурсной базы коммерческих банков / А.В. Радковец, М.В. Воронович // Научно-практические исследования. — 2017. — № 2 (2). — С. 202-204.

SPISOK LITERATURY

1. Amirova A.A. Vnutrenniye istochniki finansirovaniya investitsiy: znacheniye sberezheniy naseleniya / A.A. Amirova // Uspekhi sovremennoy nauki. — 2017. — T. 5. — № 3. — S. 31-36.

2. Amirova A.A. Novyy podkhod k sberezheniyam naseleniya / A.A. Amirova // Aktual'nyye voprosy ekonomicheskikh nauk. — 2016. — № 55-2. — S. 93-97.

3. Amirova A.A. Finansovyy mekhanizm privlecheniya sberezheniy naseleniya k pryamym investitsiyam / A.A. Amirova / / Innovatsionnyye mekhanizmy resheniya problem nauchnogo razvitiya. Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 3-kh chastey. — Ufa: OOO «Omega Sayns», 2017. — S. 9-11.

134

4. Amirova A.A. Formirovaniye predposylok povysheniya funktsional'noy roli sberezheniy naseleniya v finansirovanii investitsiy / A.A. Amirova // Ekonomika i predprinimatel'stvo. — 2016. — № 12-1 (77). — S. 450-457.

5. Bezsmertnaya Ye.R. Investitsii naseleniya v instrumenty finansovogo rynka: tekushcheye sostoyaniye i perspektivy razvitiya / Ye.R. Bezsmertnaya // Ekonomika. Nalogi. Pravo. — 2016. — T. 9. — № 6. — S. 17-25.

6. Biryukov I.N. Sovershenstvovaniye instrumentariya privlecheniya sberezheniy naseleniya na lokal'nyy investitsionnyy rynok / I.N. Biryukov, N.P. Nazarchuk // Fundamental'nyye issledovaniya. — 2016. — № 11-2. — S. 358-361.

7. Vorobyov Yu.N. Investitsionnyy potentsial ekonomiki Rossi: finansovyye vozmozhnosti razvitiya / Yu.N. Vorobyov, E.I. Vorobyova // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. — 2019. — T. 20. — № 1. — S. 41-60.

8. Vorobyov Yu.N. Rol' fondovogo rynka Rossiyskoy Federatsii v finansovom obespechenii ekonomiki / Yu.N. Vorobyov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 2 (39). — S. 80-89.

9. Vorobyov Yu.N. Rol' fondovogo rynka Rossii v finansovom obespechenii ekonomiki strany / Yu.N. Vorobyov // Finansovyye rynki i investitsionnyye protsessy. Sbornik trudov IV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Simferopol': IP Korniyenko A.A., 2017. — S. 5-8.

10. Vorobyov Yu.N. Finansovyye resursy publichnykh aktsionernykh obshchestv promyshlennosti / Yu.N. Vorobyov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2018. — № 1 (42). — S. 5-18.

11. Vorobyov Yu.N. Finansovyy mekhanizm regulirovaniya i stimulirovaniya investitsionnoy deyatel'nosti v regione / Yu.N. Vorobyov, Ye.S. Kotlyarova // Audit i finansovyy analiz. — 2018. — № 1. — S. 247-257.

12. Vorobyova E.I. Depozitnaya politika Rossiyskogo natsional'nogo kommercheskogo banka (PAO) / E.I. Vorobyova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2018. — № 1 (42). — S. 99-110.

13. Golovleva K.V. Depozity kak instrument privlecheniya sberezheniya naseleniya / K.V. Golovleva // Novaya nauka: Strategii i vektory razvitiya. — 2015. — № 5- 1. — S. 101-105.

14. Degtyareva S.A. Sovremennyye mekhanizmy stimulirovaniya rosta sberezheniy naseleniy v natsional'noy ekonomike S.A. Degtyareva // Regional'naya ekonomika i upravleniye. — 2015. — № 4-1 (07). — S. 77-82.

15. Zakirov A. Strategiya PIFOV po privlecheniyu sberezheniy naseleniya / A. Zakirov // Ekonomika i sotsium. — 2016. — № 12 — 1 (31). — S. 1116-1123.

16. Zvonova Ye.A. Osobennosti akkumulyatsii sberezheniy naseleniya na rossiyskom fondovom rynke / Ye.A. Zvonova // Ekonomika. Nalogi. Pravo. — 2015. — № 2. — S. 40-48.

17. Kalashnikova T.V. Mekhanizmy realizatsii sberegatel'nogo potentsiala melkikh investorov v usloviyakh vykhoda iz kriza: monografiya / T.V. Kalashnikova, A.S. Dmitriyeva. — Rostov-na-Donu; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2017. — 94 s.

18. Luzhnova L.A. Stimulirovaniye mery i rol' kommercheskikh bankov v privlechenii chastnykh investitsiy na fondovyy rynok Rossii / L.A. Luzhnova // Bankovskiye uslugi. — 2017. — № 3. — S. 2-6.

19. Nikolayeva T.P. Formirovaniye i ispol'zovaniye sberezheniy naseleniya dlya povysheniya investitsionnogo potentsiala strany / T.P. Nikolayeva // Problemy ekonomiki i yuridi-cheskoy praktiki. — 2018. — № 3. — S. 66-71.

20. Nikushina A.N. Problemy privlecheniya sberezheniya naseleniya v kachestve investitsiy v ekonomiku Rossii / A.N. Nikushina, T.M. Katayeva // Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. — 2015. — № 6 (96). — S. 114-118.

21. O strakhovanii vkladov fizicheskikh lits v bankakh Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon №177-FZ ot 23.12.2003 s izmeneniyami i dopolneniyami [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.baze.garant.ru/12133717/ (data obrashcheniya: 12.02.2018).

22. Ofitsial'nyy sayt Tsentral'nogo banka Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: www.cbr.ru (data obrashcheniya: 12.02.2018).

23. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: www.minfin.ru (data obrashcheniya: 12.02.2018).

24. Radkovets A.V. Depozity naseleniya kak istochnik formirovaniya resursnoy bazy kommercheskikh bankov / A.V. Radkovets, M.V. Voronovich // Nauchno-prakticheskiye issledovaniya. — 2017. — № 2 (2). — S. 202-204.

Статья поступила в редакцию 1 марта 2019 года Статья одобрена к печати 3 апреля 2019 года

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.