Научная статья на тему 'ПРИВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В 30-Е - 40-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА'

ПРИВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В 30-Е - 40-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ДРУЖИНА / VOLUNTARY NATIONAL TEAMS / БРИГАДА СОДЕЙСТВИЯ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ МИЛИЦИИ (БРИГАДМИЛ) / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ МИЛИЦИЯ / WORKERS'' AND PEASANTS'' MILITIA / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕЙСТВИЯ МИЛИЦИИ (ОСОДМИЛ) / PUBLIC ORGANIZATIONS OF ASSISTANCE OF MILITIA (OSODMIL) / BRIGADE OF ASSISTANCE OF WORKERS'' AND PEASANTS'' MILITIA (BRIGADMIL) / СЕЛЬСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛИ / RURAL PERFORMERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мигущенко О. Н.

В статье рассматривается история функционирования общественных организаций по охране общественного порядка в предвоенные десятилетия. Приводится анализ нормативно-правовой регламентации организации и деятельности таких образований. В статье подробно рассмотрены формы взаимодействия органов милиции и общественных организаций по охране общественного порядка. Исследование содержит небезынтересные примеры из практики деятельности подобных организаций, в основном на материалах Центрально-черноземного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVEMENT OF CITIZENS TO PROTECTION OF A PUBLIC ORDER IN THE 30TH - THE 40TH YEARS OF THE XX CENTURY

In article the history of functioning of public organizations on protection of a public order in premilitary decades is considered. The analysis of a standard and legal regulation of the organization and activity of such educations is provided. In article forms of interaction of bodies of militia and public organizations on protection of a public order are in detail considered. Research contains rather interesting examples from practice of activity of the similar organizations, generally on materials of the Central Black Earth region.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В 30-Е - 40-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА»

О.Н. Мигущенко*

ПРИВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В 30-Е - 40-Е ГОДЫ

ХХ ВЕКА

Аннотация. В статье рассматривается история функционирования общественных организаций по охране общественного порядка в предвоенные десятилетия. Приводится анализ нормативно-правовой регламентации организации и деятельности таких образований. В статье подробно рассмотрены формы взаимодействия органов милиции и общественных организаций по охране общественного порядка. Исследование содержит небезынтересные примеры из практики деятельности подобных организаций, в основном на материалах Центрально-черноземного региона.

Ключевые слова: добровольная народная дружина, бригада содействия Рабоче-крестьянской милиции (Бригадмил), рабоче-крестьянская милиция, общественные организации содействия милиции (ОСОДМИЛ), сельские исполнители.

В январе 1928 г. при подготовке второго Всероссийского съезда административных работников были сформулированы приоритетные задачи деятельности милиции в сельской местности. Необходимость усиления репрессии в отношении преступников обосновывалась тем, что преступность подрывает благосостояние крестьянина и создаёт затруднения в подъёме сельского хозяйства. Поэтому привлечение для содействия милиции сельской общественности (члены сельских Советов, сельские исполнители, рабселькоры, сознательные крестьяне) рассматривалось как средство мобилизации масс вокруг социалистического строительства в деревне. Это свидетельствовало о переходе оперативной работы на новый этап. Ранее осведомители вербовались в основном из деклассированных элементов, которые часто использовали вербовку для прикрытия своей преступной деятельности1. В феврале 1928 г. общественный резонанс получило уголовное дело, слушавшееся в Курском губернском суде. Вор и его жена содержательница притона старались оправдать себя тем, что преступление было совершено ими при обстоятельствах связанных с работой в секретной части губрозыска. На судебных заседаниях они открыто заявляли о том, что состояли секретными осведомителями. Подобные факты повлияли на решение II Всероссийского съезда административных работников отказаться от использования в борьбе с преступностью уголовных элементов и вовлечь в эту борьбу трудящихся. Но такое вовлечение понималась ограниченно, лишь как способ дополнения информации полученной от секретной

л

агентуры . Это решение было закреплено циркулярами НКВД РСФСР

* Мигущенко Олег Николаевич, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета, онтщСа таИ. ги

1 ГАРФ, Ф.р.-393, оп. 78, д. 77, л. 18.

2 ГАРФ, Ф.р. - 393, оп. 78, д. 107, л. 96 об.

№339/45/с и № 3471. Тогда же были определены формы правовой пропаганды в сельской местности. Они также ограничивались требованием только распространения в деревне плакатов, листовок и брошюр2.

Новыми формами связи правоохранительных органов с населением стало направление в деревню агитбригад и судебно-следственных бригад. Каждая агитбригада, помимо прямой цели - решение проблем текущей кампании, имела задачи по политическому и правовому просвещению населения. Судебно-следственные бригады формировались из представителей прокуратуры, суда, административного отдела, а также следователя. Их целью было «выявление извращений и халатного отношения» к подготовке и проведению хозяйственно-политических кампаний . Виновные по решению бригады подвергались уголовному преследованию, их дела рассматривались на показательных судебных процессах4. Кроме того, действовали шефские общества правоохранительных органов.

Однако основное взаимодействие с населением органы милиции осуществляли через сельские Советы. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 декабря 1927 г.5 председателям сельских Советов и их членам предоставлялось право там, где нет органов милиции или они в данный момент отсутствуют, в случаях, не терпящих отлагательств, производить обыски и выемки. Однако на местах это постановление интерпретировали в том смысле, что «СНК разрешает председателям сельских Советов обыскивать домохозяев»6. Чтобы пресечь злоупотребления, НКВД РСФСР была разработана инструкция от 3 мая 1928 года №155/69 «О порядке производства обысков и выемок председателями и членами сельских

п

Советов» , в которой указывались формы постановлений и протоколов обыска. Мало того, что составление инструкции задержалось на четыре месяца, но сельские Советы даже не были снабжены этой инструкцией. Только в конце сентября из областного административного отдела поступило

1 Циркуляр № 347 от 4 октября 1928 г. «О выполнении директив съезда адмработников по вопросам вовлечения трудящихся в дело борьбы с преступностью и приближении работы розыска к населению» // Бюллетень Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР. 29 октября 1928 г. № 38 (293). С. 783-785.

2ГАРФ, Ф.р. - 393, оп. 78, д. 88, л. 7, 6, 9, 10.

3 ГАКО, Ф.р. - 2638, оп. 1, д. 103, л. 61.

4 ГАТО, Ф.р. - 4, оп. 1, д. 187, л. 40.

постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 декабря 1927 г. «О предоставлении сельским советам права производства обысков и выемок» //СУ РСФСР. 26 января 1928 г. № 5. ст. 43. С. 53-55.

6 ГАОО, Ф.п. - 48, оп. 1, д. 3, л. 93.

п

Инструкция НКВД №155и НКЮ №69 от 3/9 мая 1928 г. «О порядке производства обысков и выемок председателями и членами сельских советов»//Еженедельник советской юстиции. 24 мая 1928 г. № 19. С. 581-582.

указание снабдить сельские Советы инструкцией, а в октябре 1928 г. этот вопрос был поднят окружным руководством административных отделов1.

Сельские Советы обязывались принимать участие во всех мероприятиях, проводимых милицией на их территории (борьба с самогоноварением, хулиганством, с хищениями социалистической собственности и другими). Они вели борьбу с конокрадством. Им вменялось в обязанность контролировать постановку лошадей на учёт, вести их регистрацию, проверять наличие документов на вновь приобретённых лошадей. Сельские Советы проверяли документы у лиц, проводивших лошадей через их территорию. Постоянное наблюдение устанавливалось за конокрадами и «барышниками». В том случае если они отлучались с территории сельского Совета или к ним приходили подозрительные лица, немедленно давалось уведомление участковому милиционеру. Тем самым сельские Советы участвовали в работе административных отделов по постановке на негласный учёт уголовных элементов и их пособников2. Кроме того, они должны были организовывать охрану селений путём ночных обходов3.

Но в целом взаимодействие сельских Советов и милиции не было удовлетворительным. Инструкция НКВД №125 от 30 марта 1928 г. «Об обязательных постановлениях, издаваемых районными и волостными исполнительными комитетами и о наложении административных взысканий районными и волостными исполнительными комитетами и сельскими советами» предписывала районным административным отделениям (РАО) передать сельским Советам право налагать административные взыскания: предупреждение, штраф до одного рубля, принудительные работы до двух дней. Однако до октября 1929 г. РАО этих функций не передавали4. Административные отделы несвоевременно снабжали сельские Советы необходимой документацией и инструкциями, а последние не всегда выполняли предъявляемые к ним требования. Более того, имели место факты, когда председатели сельских Советов не только отказывали сотрудникам милиции в содействии, но применяли к ним силу в ответ на обвинения в свой адрес. Председатель Черницинского сельского Совета Курского округа в 1928 году даже связывал милиционеров, которые пытались силой забрить лошадей, необходимых им для выполнения своих служебных обязанностей5. В целях искоренения подобных явлений и усиления взаимодействия в начале 1930 г. сельские участковые инспектора милиции были введены в состав сельских Советов6. Такая мера была вызвана вызвана и другими причинами.

1 ГАКО, Ф.р. - 2638, оп. 1, д. 16, л. 12.

2 ГАКО, Ф.р. - 2638, оп. 1, д. 106, л. 159.

3 ГАКО, Ф.р. - 1758, оп. 1, д. 181, л. 37.

4 ГАКО, Ф.р. - 1758, оп. 1, д. 170, л. 66.

5 ГАОПИ КО, Ф.п. - 2600, оп. 1, д. 26, л. 18.

6 ГАКО, Ф.р. - 2638, оп. 1, д. 106, л. 157.

Институт сельских исполнителей, созданный в целях повышения общественной самодеятельности сельского населения и обеспечения выполнения сельскими Советами заданий по охране общественного порядка, личной и общественной безопасности граждан1 оказался не столь эффективным. С одной стороны, это вызывалось невнимательным отношением сотрудников милиции, а, с другой,- недостатками в организации деятельности сельских исполнителей сельскими Советами.

Установка на то, что сельские исполнители должны являться помощниками милиции на селе2, в условиях загруженности сотрудников милиции вела к тому, что они исполняли обязанности сотрудников милиции. По распоряжению местных органов власти сельские исполнители два раза в неделю должны были докладывать в районные административные отделения обо всех происшествиях на территории их сельского Совета, в то время как по «закону» были обязаны сообщать только о совершённых или готовившихся преступлениях3. Кроме того, выполняли работу, которая вообще не относилась к обязанностям сельских исполнителей. Разносили участковым инспекторам милиции переписку и уголовные дела4, назначались назначались на суточные дежурства при РАО и выполняли иные поручения5. С 1931-1932 гг. сельские исполнители стали активно использоваться РАО на охране урожая и колхозной собственности6. В силу этого выполнение прямых обязанностей становилось для сельских исполнителей затруднительным. В результате сложилось мнение о ненужности сельских исполнителей. Кроме того, в состав сельских Советов с начала 1930 г. входили участковые инспектора милиции, что укрепляло такое мнение. Колхозы стремились освободиться от оплаты труда сельских исполнителей -колхозников. Поэтому в районах сплошной коллективизации с 1930 г. были предприняты попытки упразднения данного института. НКВД РСФСР 6 июня 1930 г. было предписано немедленно восстановить институт сельских исполнителей там, где была допущена его ликвидация7. Но только после Циркуляра Главного управления милиции и уголовного розыска при СНК

о

РСФСР от 22 июня 1931 г. №32-110 указанные попытки прекратились.

1 Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 27 марта 1924 г. «О сельских исполнителях» //СУ РСФСР. 12 апреля 1924 г. № 28. ст. 266. С. 381-382.

2 ГАКО, Ф.р. - 2638, оп. 1, д. 65, л. 15.

См. Инструкцию НКВД РСФСР от 8 января 1927 г. № 13 «О порядке назначения и деятельности сельских исполнителей»// Бюллетень Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР. 1927. № 23.

4 ГАКО, Ф.р. - 2638, оп. 1, д. 106, л. 122.

5 ГАКО, Ф.р. - 2638, оп. 1, д. 78, л. 8.

6 ГАРФ, Ф.р. - 9415, оп. 3с, д. 2, л. 76; ГАРФ, Ф.р. - 9415, оп. 3с, д. 1, л. 142.

у

Циркуляр Управления Кадрами от 6 июня 1930 г. №313 «О сельских исполнителях» // Бюллетень Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР, 20 июня 1930 г., № 18. -С. 354-355.

8 ГАРФ, Ф.р. - 9415, оп. 1, д. 3, л. 2об.

Полномочия превышали не только РАО, но и Советы. По поручению сельских Советов сельские исполнители разносили повестки, несли дежурства при сельсовете, убирали помещения и конюшни сельсоветов. Назначение сельских исполнителей производилось не председателями сельских Советов и не их президиумами, а отдельными членами сельсоветов. Двойное подчинение сельских исполнителей РАО и сельским Советам значительно понижало эффективность этого института.

Сельские жители всячески стремились освободиться от выполнения обязанностей сельских исполнителей на общественных началах. Поэтому лица, назначавшиеся сельскими исполнителями, в подавляющем большинстве были неработоспособными, неграмотными или несовершеннолетними. Имели место случаи назначения классово-чуждых элементов, «лодырей», стариков и беременных женщин. Они никем не проверялись, поэтому сроки выполнения сельскими исполнителями своих обязанностей длились не 2 месяца, как того требовали нормативные акты1, а от 5 дней до нескольких лет2, а иногда они и не знали о своём назначении. Несение повинности сельского исполнителя сроком более 2 месяцев обременяло сельское население , вызывало недовольство. Это недовольство усиливалось тем, что местные органы государственной власти вопреки закону фактически превращали сельисполнителя в десятского4. Несмотря на призывы о том, что сельский исполнитель не является техническим работником и его надо рассматривать как ближайшего помощника сельского Совета и административных органов5, фактически сельские исполнители были превращены в технический персонал РАО и сельских Советов6. Стремление местных органов власти решать возникавшие проблемы за счёт сельских исполнителей превратили их в посыльных, уборщиков, сторожей, что понизило их социальный статус. Такое положение вызвало новое противоречие. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 27 марта 1924 г. «О сельских исполнителях» указывал, что сельские исполнители при исполнении возложенных на них обязанностей несут ответственность как должностные лица. Однако НКТ СССР и ВЦСПС исключали возможность распространять понятие «должностное лицо» на технический персонал7. Такое приводило к тому, что на практике сельские исполнители осуществляли функции как технический персонал, а ответственность несли как должностные лица. Это

1 Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 27 марта 1924 г. «О сельских исполнителях» //СУ РСФСР. 12 апреля 1924 г. № 28. ст. 266. С. 381-382.

2 ГАРФ, Ф.р. - 3316, оп. 64, д. 1407, л. 2,3,5.

Административный вестник. Май 1929 г. №5. С.92.

4 Кручинин В. Десятский или сельиспонитель? // Административный вестник. Февраль 1929 г., № 2. С.16-19.

5 Власов В. Сельские исполнители // Административный вестник. Август 1929 г. № 8. С.15-19.

6 Пирогов. Сельские исполнители // Административный вестник. Август 1928 г. № 8. С. 15-18.

Административный вестник. Май 1928 г. № 5. С. 64.

закреплялось и нормативными актами. Так инструкцией НКВД № 13 от 8 января 1927 г. на сельисполнителя возлагались только обязанности и не предоставлялись права. В июне 1929 г. эта инструкция была отменена, однако указанный порядок не только сохранился, но и был ужесточён1. Поэтому работа в качестве сельских исполнителей становилось обязанностью, что вытекало из понимания института сельисполнителей как предпосылки к переходу на «милиционную систему»2, другими словами милиционную повинность.

С июня 1929 г. неточное выполнение распоряжений руководства сельскими исполнителями приводило не к административной, а к дисциплинарной ответственности. Инструкция НКВД РСФСР №220 от 27 июня 1929 г. «О порядке назначения и деятельности сельских исполнителей» право наложения дисциплинарных взысканий на сельских исполнителей возлагала на сельский Совет. А за отказ от выполнения поручения или отказ становиться сельскими исполнителями начальники РАО получали право привлекать таких лиц к уголовной ответственности по статье 61 УК РСФСР (отказ от выполнения повинностей, имеющих общегосударственное значение) . Тем самым с 1929 г. был оформлен новый правовой статус сельских исполнителей.

Завершение в 1932 г. сплошной коллективизации сельского хозяйства, когда большинство крестьян стало колхозниками, вызвали к жизни Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 мая 1932 г. «О сельских исполнителях»4. Постановление предусматривало зачёт времени, затраченного колхозником при выполнении обязанностей сельского исполнителя, за работу в колхозе с начислением трудодней. С созданием колхозов стала проявляться тенденция роста иждивенческих настроений части колхозников, одновременно на колхозы были возложены обязанности по оплате труда всех работавших в сельской местности. Это значительно снижало жизненный уровень колхозников и доходность колхозов. Желание улучшить материальное положение колхозников вынудило Президиум ЦКК ВКП(б) и Коллегию НК РКИ СССР 14 октября 1932 г. принять решение о снятии с оплаты за счёт колхозов всех лиц, не имевших непосредственного отношения к колхозному производству. Под эту категорию попадали и сельские исполнители. Возникшая коллизия привела к тому, что местные органы власти руководствуясь решением Президиума ЦКК ВКП(б) и Коллегии НК РКИ СССР, а не ВЦИК и СНК РСФСР стали запрещать

1 Инструкция НКВД РСФСР № 220 от 27 июня 1929 г. «О порядке назначения и деятельности сельских исполнителей» // Бюллетень Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР. 15 июля 1929 г. № 26 (327). С. 521-525.

2 Кручинин В. Десятский или сельиспонитель?//Административный вестник. Февраль 1929 г. № 2. С. 17.

3 ГАКО, Ф.р. - 2638, оп. 1, д. 78, л. 8об.

4 Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 мая 1932 г. «О сельских исполнителях» //СУ РСФСР. 30 мая 1932 г. № 44. ст. 194. С. 276-277.

начисление трудодней колхозникам - сельским исполнителям1. В этом прослеживалась последовательная позиция Советского руководства находить основное звено для решения насущных задач: компенсировать недостаток материальных средств активизацией энтузиазма населения.

Институт сельских исполнителей был создан в целях повышения уровня общественной самодеятельности сельского населения и выполнения сельскими Советами задач по охране общественного порядка, но надо сказать, что на практике институт сельских исполнителей не отличался большой эффективностью. На практике он использовался как бесплатный технический персонал РАО и сельских Советов.

С 1928 г. началась работа по созданию общественных организаций содействия милиции ОСОДМИЛ и БРИГАДМИЛ при органах РКМ. Если целью института сельских исполнителей являлось развитие общественной самодеятельности сельского населения2, то ОСОДМИЛ и дружины по борьбе с хулиганством вначале имели более масштабные задачи. Их возникновение было связано с идеей перехода на «милиционную систему» (милиционную повинность), которая была озвучена Народным Комиссаром Внутренних Дел РСФСР В.Н. Толмачевым на II Всероссийском съезде административных работников3. Поэтому ОСОДМИЛ рассматривался в качестве основной ступени перехода административных органов на милиционную систему4. 28 июля 1930 г. был утверждён Устав общества содействия органам милиции и уголовного розыска

(ОСОДМИЛ)5. Но формы

вовлечения трудящихся в деятельность правоохранительных органов постоянно совершенствовались. В апреле 1932 г. ОСОДМИЛ подверглись реорганизации. 27 октября 1932 г. была утверждена «Инструкция по организации бригад содействия Рабоче-крестьянской милиции». По инструкции руководство бригадмилом в сельской местности возлагалось на участковых инспекторов милиции (п. 3). Бригадмил был призван оказывать содействие органам РКМ в охране революционного порядка, охране социалистической собственности, организации показательных товарищеских судов над хулиганствующим элементом, принимать активное участие в организации общественных мер борьбы с нарушителями порядка и проявлениями хулиганства на улице и в общественных местах. Членам бригадмила при использовании на оперативной работе выдавалось оружие. При несении постовой службы на левой руке они должны были иметь голубую повязку. Члены бригадмила при исполнении служебных обязанностей наделялись правовым статусом

1 ГАРФ, Ф.р. - 3316, оп. 64, д. 1407, л. 21.

Административный вестник. Май 1929 г. № 5. С. 92.

3 Киселев И. Общества содействия милиции и угрозыску // Административный вестник. Январь 1930 г. № 1. С. 24-28.

4Горохов. Осодмил и милиционная система // Административный вестник. Апрель 1930 г. № 4. С. 50-53.

5 Циркуляр Управления Милиции № 394 от 28 июля 1930 г. При этом объявляется «Устав общества содействия органам милиции и уголовного розыска (ОСОДМИЛ)» // Бюллетень Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР. 5 августа 1930 г. № 24. С. 489-492.

должностного лица и в случае совершения незаконных действий несли ответственность как должностные лица, чем происходило сближение со статусом сельских исполнителей. Вся учебно-воспитательная работа с членами бригадмила должна была быть направлена на осознание сущности и классового содержания работы РКМ1. Циркуляром НКВД РСФСР № 73 от 31 октября 1932 г. начальникам областных управлений милиции предписывалось завершить работу по реорганизации обществ содействия милиции в бригадмил к 1 декабря 1932 г.

Постоянно искались новые организационные формы функционирования бригадмила. В 1934 г. были подведены первые итоги работы бригадмила. Наряду с положительными фактами отмечались и недостатки. Главным недостатком отмечалось засорение бригадмила чуждым и преступным элементом. В результате этого становилось возможным совершение членами бригадмила правонарушений. За первое полугодие 1934 г. по СССР на членов бригадмила было заведено 1493 уголовных дела. Приказом ГУРКМ НКВД СССР №35 от 16 октября 1934 г. «О проведении конкурса - эстафеты по работе бригадмила» предписывалось для устранения недостатков в работе бригадмила увеличить в его составе процент членов партии и комсомола и провести конкурс - эстафету на лучшее областное управление милиции по работе бригадмила3. Таким образом, важнейшим средством повышения эффективности деятельности бригадмила, как впрочем и органов милиции, в то время становилось вычищение чуждых элементов и увеличение количества коммунистов и комсомольцев в их составе. Как показал исторический опыт, это было весьма эффективным средством повышения качества работы правоохранительных органов.

Большое значение придавалось участию женщин в работе правоохранительных органов. 30 июня 1928 г. НКВД РСФСР было принято решение о привлечении на службу в милицию женщин из расчёта 10 процентов от личного состава4. Целесообразность такого решения объяснялась тем, что женщины как работники более стабильны по сравнению с мужчинами и это может решить проблему некомплекта кадров5. кадров5. Поэтому местным органам рекомендовалось приём женщин в милицию не ограничивать и производить наравне с мужчинами. С 30 июня 1928 г. на одинаковых с мужчинами условиях разрешался приём женщин и в школы милиции6. Уже летом 1928 г. в Тамбове на окружные курсы по подготовке работников милиции было принято 9 женщин, по окончанию их

1 ГАРФ, Ф.р. - 9415, оп. 3с, д. 2, л. 269-271об.

2ГАРФ, Ф.р. - 9415, оп. 1, д. 5, Л.154.

3 ГАРФ, Ф.р. - 9415, оп. 1, д. 11, л. 49.

4 Административный вестник. Ноябрь 1928 г. № 11. С. 55.

5 Лобанов С. О службе женщин в милиции // Административный вестник. Май 1928 г. № 5. С. 35-37.

6 Административный вестник. Октябрь 1929 г. № 10. С. 61.

планировалось направить старшими милиционерами в районы1. Большую роль в привлечении женщин на службу в милицию сыграл Приказ Начальника Милиции Республики №5 от 2 ноября 1929 г. «Об организации специальных курсов по подготовке женщин - членов Осоавиахима к службе в милиции» . Согласно этому приказу в ЦЧО было подготовлено к службе в милиции 100 женщин, по 50 человек в Воронеже и Орле. Циркуляр НКВД РСФСР №61 от 28 ноября 1929 г. «О приёме женщин в ряды милиции» закрепил право женщин поступать на службу в милицию наравне с мужчинами3. Однако, несмотря на принимаемые меры, количество женщин к началу 1930 г. составляло всего 1,8 процента от общего числа сотрудников4.

Коллективизация принесла в деревню празднование 8 марта. Если 9 марта 1913 г. в России впервые отмечался «День работниц» -международный женский день, то в деревню ЦЧО5 он пришёл только в начале 1930-х гг. Определённую роль в культивировании этого праздника в деревне сыграли правоохранительные органы. Так в сентябре 1929 г. в селе Тумановка, Ливенского сельского совета, Лосевского района Воронежского округа была организована коммуна имени Дзержинского подшефная ПП ОГПУ по ЦЧО. 8 марта 1931 г. в коммуне впервые отмечался международный коммунистический женский день6. 9 марта 1934 г. управление РК милиции ЦЧО в подшефном колхозе «Факел революции» Землянского района впервые в этом колхозе провело празднование 8 марта силами бригады в 6 человек, посланной на 15 дней организовать охрану колхозного имущества, обеспечив этим сев7. Следует сказать, это был показательный поступок. Дело в том, что Циркуляром Главного управления милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР №72/с от 14.07.1931 г. «О неудовлетворительном состоянии работы по охране колхозного обобществлённого имущества» предписывалось охранять колхозное обобществлённое имущество во всех случаях только силами самих

о

колхозников . А Циркуляр № 858/26 от 29.08.1932. «Об охране колхозного

1 Административный вестник. Сентябрь 1928 г. № 9. С. 60.

2 ■

Приказ Начальника Милиции Республики № 5 от 2 ноября 1929 г. «Об организации специальных курсов по подготовке женщин - членов Осоавиахима к службе в милиции» // Бюллетень Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР. 20 ноября 1929 г. № 40 (341). С. 744-745.

о

Циркуляр НКВД РСФСР № 61 от 28 ноября 1929 года «О приёме женщин в ряды милиции» // Бюллетень Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР. 10 декабря

1929 г. № 42 (343). С. 779.

4Андреев И. К докладу Наркома в Правительстве// Административный вестник. Май

1930 г. № 5. С. 6-9.

5 Центрально-Черноземная область (ЦЧО) существовала в период с 1928 по 1934 гг. В состав ЦЧО входили современные Воронежская, Курская, Орловская, Белгородская, Липецкая и Тамбовская области, часть южных районов Тульской и Рязанской. Центром ЦЧО был г. Воронеж.

6 ГАОПИ ВО, Ф.п. - 5690, оп. 1, д. 16, л. 26.

7 ГАОПИ ВО, Ф.п. - 390, оп. 1, д. 15, л. 23.

8 ГАРФ, Ф.р. - 9415, оп. 3с, д. 1, л. 161.

обобществлённого имущества» прямо предписывал максимально использовать в этом сельских исполнителей и членов бригад содействия милиции и не допускать охраны милицией1.

К мероприятиям по охране социалистической собственности привлекались и дети. Детям, охранявшим урожай, раздавали по свистку и строили для них наблюдательные вышки. В случае обнаружения расхитителей они свистели в свисток и вызывали милиционера. Кроме того, школьники прикреплялись к женским бригадам и наблюдали за качеством их работы. Свои замечания они передавали руководству колхозов2. Таким образом, у детей пытались воспитать ответственное отношение к работе и доверительное отношение к правоохранительным органам.

Вовлечение трудящихся в деятельность административных отделов3 компенсировало слабость кадрового состава и недостаток материальных средств4, усиливало общественный контроль над органами милиции, чем достигалось соблюдение классовой линии и революционной законности5. Поэтому участковым инспекторам в сельской местности предписывалось исполнять служебные обязанности при участии и поддержке советской общественности, что предполагало регулярную отчётность на пленумах сельских советов их секциях, сходах и в колхозах, а также ведение работы по созданию Осодмила6. Тесная связь милиции и трудящихся способствовала формированию положительного общественного мнения о её деятельности7, сокращению противоправного поведения населения8 и снижению проявлений проявлений общественно-неодобряемого поведения (нищенства, беспризорности, алкоголизма, наркомании)9. Это вело к увеличению

1 ГАРФ, Ф.р. - 9415, оп. 3с, д. 2, л. 148-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 РГА СПИ, Ф.р. - 78, оп. 1, д. 511, л. 18.

о

Циркулярное письмо НКВД РСФСР № 285 от 18 августа 1928 г. «Об оживлении деятельности административно-правовых секций» // Бюллетень Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР. 1 сентября 1928 г. - № (31 286). С. 621-623.

4 Шумахер А. Постановка борьбы с преступностью в деревне // Административный вестник. Август 1929 г. № 8. С. 23-25.

5 Директивное письмо НКВД от 9 августа 1930 г. № 410 «Об участии административных органов в работе по организации батрачества, бедноты и колхозников» // Бюллетень Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР. 20августа 1930 г. № 26. С. 536-538.

6 Положение № 300 от 31 мая 1930 г. (утверждено 3 мая 1930 г.)«Об участковом инспекторе в сельских местностях» // Бюллетень Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР. 12 июня 1930 г. № 17. С. 333-336.

у

7 Клокотин В. Советская общественность и административная работа // Административный вестник. Январь 1929 г. № 1. С. 1-4.

о

Циркуляр НКВД РСФСР № 347 от 4 октября 1928 г. «О выполнении директив съезда адмработников по вопросам вовлечения трудящихся в дело борьбы с преступностью и приближении работы розыска к населению» // Бюллетень Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР. 29 октября 1928 г. № 38 (293). С. 783-785; Хавкин М. Советская общественность в деле борьбы с преступностью в деревне // Административный вестник. Январь 1928 г. № 1. С. 44-46.

9 Циркуляр НКВД РСФСР № 69 от 2 декабря 1929 г. «О постановке работы по борьбе с социально-бытовыми аномалиями» // Бюллетень Народного Комиссариата Внутренних

количества субъектов-носителей здорового социалистического правосознания и сокращению количества субъектов-носителей иных видов правосознания, что становилось важным фактором формирования направленности группового и массового правосознания на идеалы и ценности социалистического общества.

Введение в действие Федерального закона Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» возродило после долгого забвения некоторые формы взаимодействия правоохранительных органов и граждан. Способы решения проблем, которые сегодня видятся как сложно разрешимые, были освоены в далёкие 40-е годы. Тем самым обращение к опыту советского государства позволяет увидеть значительные резервы развития данной работы в настоящем, как в количественном, так и в качественном направлении.

Библиографический список:

1. Андреев И. К докладу Наркома в Правительстве // Административный вестник. Май 1930 года. - №5. - С.6-9.

2. Власов В. Сельские исполнители // Административный вестник. Август 1929 года. - №8. - С.15-19.

3. Горохов. Осодмил и милиционная система //Административный вестник. Апрель 1930 года. - №4. - С.50-53.

4. Киселев И. Общества содействия милиции и угрозыску// Административный вестник. Январь 1930 года. - №1. - С.24-28.

5. Клокотин В. Советская общественность и административная работа // Административный вестник. Январь 1929 года. - №1. - С.1-4.

6. Кручинин В. Десятский или сельиспонитель?//Административный вестник. Февраль 1929 года. - №2. - С.17.

7. Лобанов С. О службе женщин в милиции // Административный вестник. Май 1928 года. - №5. - С.35-37.

8. Пирогов. Сельские исполнители // Административный вестник. Август 1928 года. - №8. - С.15-18.

9. Шумахер А. Постановка борьбы с преступностью в деревне // Административный вестник. Август 1929 года. - №8. - С.23-25.

Дел РСФСР. 10 декабря 1929 г. № 42 (343). С. 777-778; Ванторина. Борьба с социальными аномалиями // Административный вестник. Май 1929 г. № 5. С. 30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.