Общество: политика, экономика, право. 2021. № 7. С. 31-34. Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 7. P. 31-34.
Научная статья
УДК 332.012.2:352.075.1(571.56) https://doi.org/10.24158/pep.2021.7.5
Привлечение населения к формированию и реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Республики Саха (Якутия)
Татьяна Афанасьевна Максимова1,2
1Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9414-0036 2Министерство экономики Республики Саха (Якутия), Якутск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь экономической и политической функций публичных институтов при формировании и реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований. Специфика местного самоуправления заключается в том, что оно представляет собой симбиоз действий публичной власти и гражданского общества. Анализ стратегий социально-экономического развития Алданского и Нерюнгринского районов Республики Саха (Якутия) позволяет сделать вывод о том, что, привлекая заинтересованные группы населения к разработке и реализации документов стратегического планирования, можно увязать экономические и политические полномочия органов публичной власти. Другими словами, стратегии социально-экономического развития муниципальных образований представляют собой документы, к формированию и реализации которых следует различными методами привлекать население, четко определив цели и задачи его участия.
Ключевые слова: политическая система, стратегическое планирование, стратегическое управление, стратегия социально-экономического развития, муниципальное образование, мнение населения
Для цитирования: Максимова Т.А. Привлечение населения к формированию и реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Республики Саха (Якутия) // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 7. С. 31-34. https://doi.org/10.24158/pep.2021.7.5.
Original article
Population involvement in formation and implementation of strategies for socio-economic development of municipal districts of the Republic of Sakha (Yakutia)
Tatyana A. Maksimova12
1M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9414-0036
2Ministry of Economy of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia
Abstract. The paper deals with the relationship between the economic and political functions of public institutions in the formation and implementation of strategies for the socio-economic development of municipal districts. The specificity of local self-government lies in the fact that it is a symbiosis of actions of public authorities and civil society. The analysis of socio-economic strategies of the Aldanky district and the Neryungrinsky district of the Republic of Sakha (Yakutia) allows us to conclude that by involving interested groups of the population in the development and implementation of strategic planning documents, it is possible to link the economic and political powers of public authorities. In other words, the socio-economic development strategies of municipal districts are the documents, in the formation and implementation of which should involve more actively the population, clearly defining goals and objectives of its participation.
Keywords: political system, strategic planning, strategic management, socio-economic development strategy, municipal district, opinion of the population
For citation: Maksimova T.A. Population involvement in formation and implementation of strategies for socio-economic development of municipal districts of the Republic of Sakha (Yakutia) // Society: Politics, Economics, Law. 2021. No. 7. P. 31-34. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/pep.2021.7.5.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] создал не только новый экономический инструмент, но и политический институт, связанный с практической реализацией теоретических конструкций, определяющих процессы прогнозирования, целеполагания и планирования. Вместе с тем только правовых процедур недостаточно. Необходимо дополнить внедряемую систему новыми институтами и ме-
рами, чтобы обеспечить ее эффективное функционирование. Одним из них является привлечение населения к разработке и реализации стратегических документов. Наиболее актуальна данная тема для муниципальных образований.
Российский ученый Н.А. Баранов отмечает, что гражданское общество является одновременно источником и средством политической и экономической активности, образуя тем самым прочное основание демократии. Такое общество невозможно привнести извне, оно должно вырасти на территории, впитать культурные ценности и традиции, расти по мере экономического и политического развития страны, роста благосостояния и самосознания народа [2].
Экономическая функция государства связана, прежде всего, с выработкой стратегических направлений развития экономики, государственным воздействием на экономическую жизнь общества. Политическая функция состоит в обеспечении политической стабильности, причем полновесная реализация стратегических задач зависит от степени реализации органами публичной власти экономических функций. Кроме того, успешная реализация стратегических документов повышает уровень доверия населения к органам публичной власти.
Современные теории политики основаны на том, что каждый гражданин так или иначе задействован в процессе функционирования политической системы общества. Т. Парсонс, определивший политическую систему как обеспечивающую интеграцию общества для реализации общих целей, выделил четыре взаимосвязанные подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Д. Истон создал свою теорию политической системы, которая представляет собой саморазвивающуюся и саморегулирующуюся систему, реагирующую на импульсы извне. Г. Алмонд выдвинул теорию «поведенческого аспекта» [3]. Входная информация состоит из посылов населения, анализа интересов всех субъектов (высказанных и невысказанных), обобщения поступающих требований, их интеграции, а также различных каналов связи, которые называются объектами политической коммуникации. Выход информации состоит из деятельности органов публичной власти, реагирующих на входную информацию: установление, применение, формализация правил [4].
Стратегия развития муниципального образования - документ, в котором изложены основные цели развития территории, определены механизмы достижения этих целей, раскрыты методы управления развитием. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил его как самостоятельное решение населением вопросов местного значения на своей территории [5]. Другими словами, местное самоуправление представляет собой симбиоз действий публичной власти и гражданского общества. Следовательно, участие населения в формировании и реализации экономической политики на территории муниципального образования играет решающую роль.
Объектом исследования в данной статье стали стратегии социально-экономического развития двух муниципальных образований Республики Саха (Якутия) - Алданского и Нерюнгрин-ского районов. По вкладу в ВРП Алданский район занимает шестое место, Нерюнгринский район - седьмое. По численности населения Алданский район находится на четвертом месте, Нерюнгринский - на втором. В Алданском районе 60 % автомобильных дорог с твердым покрытием, в Нерюнгринском - 91,4% [6]. Несмотря на то, что эти районы являются промышленной базой республики, имеют огромный потенциал для дальнейшего развития, наблюдается большой объем аварийного жилья, отставание в развитии объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы и, как следствие, отток населения, прежде всего, молодежи [7].
Стратегии социально-экономического развития данных районов разрабатывались группой экспертов. Вместе с тем органами местного самоуправления применялись различные методы привлечения населения к разработке документов.
Приоритетным направлением Стратегии социально-экономического развития Алданского района на период до 2030 г. является создание новых рабочих мест через развитие промышленных предприятий, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предприятий сельского хозяйства [8]. Для увеличения продолжительности жизни населения предусмотрено развитие системы здравоохранения, объектов культуры и спорта. К приоритетным направлениям отнесены также формирование комфортной среды, развитие транспорта и жилищно-коммунального хозяйства.
Во время разработки данного документа администрация Алданского района активно работала с населением:провела социологический опрос для выявления наиболее острых вопросов, привлекала население в проведение общественных слушаний. На момент разработки стратегии населением района в качестве наиболее острых выделены вопросы благоустройства населенных пунктов, пьянство, безработица, работа предприятий ЖКХ, рост цен. Социологические опросы, проведенные в Алданском районе в 2020 г., показали, что вопросы благоустройства, пьянство и работа предприятий ЖКХ исключены из топ-6 актуальных вопросов [9].
Стратегия социально-экономического развития Нерюнгринского района до 2030 г. выстроена как перечень проектов, которые затрагивают фактически все отрасли социальной сферы и экономики без выделения приоритетов [10]. Опрос населения, проведенный в 2017 г. национальным агентством «Информационный центр при Президенте Республики Саха (Якутия)», позволил выделить наиболее острые вопросы: здравоохранение, материальное положение граждан, занятость, состояние дорог, благоустройство населенных пунктов, рост цен. Опрос, проведенный в 2020 г., показал что из топ-6 исключены только вопросы качества дорог и благоустройства населенных пунктов.
Мониторинг реализации стратегических документов показал, что План реализации Стратегии социально-экономического развития Алданского района более ориентирован на решение проблемных вопросов, указанных населением. Стратегия социально-экономического развития Нерюнгринского района реализуется как совокупность мероприятий (проектов). При этом решение о их реализации принимается проектным офисом администрации района при наличии следующих факторов:
- комплекс мероприятий связан с уникальными условиями;
- комплекс мероприятий ограничен во времени, установлена четкая дата их реализации;
- комплекс мероприятий связан с высокой степенью неопределенности, требующей повышенного внимания к работе с рисками [11].
Темпы реализации стратегий не могли не сказаться на уровне доверия населения к органам местного самоуправления. Уровень удовлетворенности их деятельностью более динамично повысился в Алданском районе.
По итогам проведенного анализа можно сделать вывод, что стратегии социально-экономического развития районов, которые разрабатывались с участием населения, более ориентированы на исполнение внешних посылов (требований) общества. Органы местного самоуправления при реализации таких стратегий привлекают население в качестве соучастников процесса. При этом только правильно определенные цели и задачи, активное применение различных методов привлечения населения к формированию и реализации документов стратегического планирования позволят сформировать новый институт [12]. Успешная реализация запланированных мероприятий не только снизит количество актуальных проблем, но и повысит уровень доверия населения к органам публичной власти.
Список источников:
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 10.07.2021).
2. Баранов Н.А. Ответственность гражданского общества // Государство и гражданское общество в России: новые практики взаимодействия. Волгоград, 2013. С. 137-145.
3. Зеленков М.Ю. Политология. М., 2015. 340 с.
4. Смирнов Г.Н. Политология в вопросах и ответах. М., 2014. 342 с.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 10.07.2021).
6. Муниципальная статистика [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: https://sakha.gks.ru/ (дата обращения: 10.07.2021).
7. Окорокова М.П., Максимова Т.А. Развитие человеческого капитала молодежи в рамках стратегии развития муниципального образования (на материалах Республики Саха (Якутия) // Общество: политика, экономика, право. 2019. № 11. C. 48-52. https://doi.org/10.24158/pep.2019.11.7
8. Стратегия социально-экономического развития Алданского района Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г. [Электронный ресурс] // Муниципальное образование «Алданский район». URL: https://www.aldanray.ru/activity/plan-ning/2839.html (дата обращения: 10.07.2021).
9. Результаты социологического исследования в целях разработки Стратегии социально-экономического развития МО «Алданский район» до 2030 г. [Электронный ресурс] // Муниципальное образование «Алданский район». URL: https://www.aldanray.ru/activity/planning/2839.html (дата обращения: 10.07.2021).
10. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) до 2030 г. с применением проектного управления [Электронный ресурс] // Муниципальный район «Нерюнгринский район». URL: https://mr-nerjungrinskij.sakha.gov.ru/ekonomika/strategija-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija (дата обращения: 10.07.2021).
11. Об утверждении Положения об организации управления проектной деятельностью в муниципальном образовании «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]: постановление Нерюнгринской районной администрации от 11 августа 2017 г. № 1443. URL: http://www.neruadmin.ru/upload/ekonomika/1443_11.08.2017m.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
12. Вилисов М.В. Роль законодательства о стратегическом планировании в формировании государственной политики // Власть. 2016. № 6. С. 6-14.
Информация об авторе Т.А. Максимова - аспирант кафедры истории, обществознания и политологии исторического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова; руководитель департамента структурных преобразований Министерства экономики Республики Саха (Якутия), Якутск, Россия.
Information about the author T.A. Maksimova - PhD student, Department of History, Social Studies and Political Science, Faculty of History, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University; Head, Department of Structural Transformations, Ministry of Economy of the Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.06.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.06.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 15.07.2021.