Научная статья на тему 'Привлечение молодых специалистов в наукоёмкие направления производственной деятельности предприятий энергетики'

Привлечение молодых специалистов в наукоёмкие направления производственной деятельности предприятий энергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБУЧЕНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петухова Ася Игоревна, Харебина Ольга Сергеевна, Ярина Наталья Анатольевна

Предлагается организовать послевузовское обучение перспективных молодых специалистов по направлениям, которые интересны энергетическим компаниям. Это позволит компаниям не только решать поставленные задачи собственными силами, но и получать в штат высококвалифицированных молодых учёных, заинтересованных в результатах своей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петухова Ася Игоревна, Харебина Ольга Сергеевна, Ярина Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involvement of young specialists in knowledge-intensive directions of power enterprises

It is suggested to organize postgraduate training of successful and perspective young specialists in the directions which are interesting to the power companies. It will allow not only to solve their problems with receiving of highly skilled young scientists interested in results of their work.

Текст научной работы на тему «Привлечение молодых специалистов в наукоёмкие направления производственной деятельности предприятий энергетики»



УДК 378.1:621.1

Привлечение молодых специалистов в наукоёмкие направления производственной деятельности предприятий энергетики

А. И. Петухова,

ИрГТУ, аспирант, Инженерный центр «Иркутскэнерго»

О. С. Харебина,

ИрГТУ, аспирант, Инженерный центр «Иркутскэнерго»

Н. А. Ярина,

ИрГТУ, аспирант, Инженерный центр «Иркутскэнерго»

Предлагается организовать послевузовское обучение перспективных молодых специалистов по направлениям, которые интересны энергетическим компаниям. Это позволит компаниям не только решать поставленные задачи собственными силами, но и получать в штат высококвалифицированных молодых учёных, заинтересованных в результатах своей работы.

Ключевые слова: энергетическая отрасль, кадровый потенциал, обучение, трудоустройство.

Перед энергетическими предприятиями в настоящее время стоят сложные многосторонние задачи, требующие научного подхода. Развитие нетрадиционной энергетики, повышение энергетической эффективности производства, поиск решений для снижения энергоёмкости продукции всех отраслей, в том числе использование вторичных энергетических ресурсов, проблемы экологического характера, развитие ядерной энергетики - все эти приоритетные направления обозначены на уровне Правительства Российской Федерации. Кроме того, к наукоёмким задачам традиционной энергетики можно отнести вопросы надёжности работы непрерывно устаревающего парка оборудования, математическое моделирование процессов, поиск более эффективных способов сжигания топлива и др.

Как правило, крупные энергокомпании имеют для выполнения проектных работ и изысканий собственные инжиниринговые центры с высококвалифицированным, опытным персоналом и наличием необходимого оборудования (лаборатории, испытательные стенды, измерительное оборудование и т. д.). Но задачи на стыке различных отраслей науки выходят за рамки возможностей таких центров. Ощущается и нехватка кадровых ресурсов.

Вариантом решения проблемы может стать привлечение научных сотрудников - химиков, физиков, металловедов, экологов, биологов и других - из вузов, научно-исследовательских институтов, технопарков. Однако такие специалисты зачастую не имеют опыта работы в энергетической отрасли и не знакомы со спецификой технологического процесса. Но и энергетики, в свою очередь, не обладают достаточной квалификацией в данных областях науки. Кроме того, высококвалифицированные научные сотрудники сконцентрированы в отдельных институтах, которые, как правило,

расположены в Центральной России, и требуется привлечение дополнительных средств для найма сторонних исполнителей.

С другой стороны, в энергетику приходят молодые специалисты, не обладающие опытом, но имеющие желание развиваться и продолжать своё образование. В этом случае возникает противоположная проблема невостребованности: работодатель не способствует дальнейшему обучению специалиста, если этого не требуют должностные обязанности, и не стремится тратить время и средства на формирование квалифицированного специалиста из молодого сотрудника. При этом возникает ситуация, при которой имеющийся потенциал остается невостребованным, снижается мотивация и заинтересованность сотрудника в результатах труда [1].

Практический подход к решению проблемы

Для удовлетворения нужд энергопредприятий в высококвалифицированных специалистах, а также реализации потенциала перспективных работников предлагается организация послевузовского обучения молодых специалистов по направлениям, актуальным для конкретной энергосистемы.

Проект может быть реализован в несколько этапов.

1. Определение возможности реализации проекта. Проект предлагается реализовать на базе наукоёмкого энергетического предприятия, обладающего необходимыми кадровыми и техническими ресурсами. Привлекаемое образовательное учреждение должно обладать высококвалифицированными кадрами по необходимому направлению.

2. Определение востребованного направления, постановка задач, которые необходимо решить с

применением научного подхода. Требования к задаче: есть сложность и актуальность для энергосистемы; для решения имеется достаточно времени; решение требует научного подхода и привлечения научного сообщества.

3. Определение участников проекта. В работе задействованы:

- служба по работе с персоналом энергопредприятия;

- молодые специалисты, желающие продолжать образование, имеющие соответствующие способности и склонность к научной работе (на конкурсной основе);

- образовательное учреждение (научно-исследовательский институт, университет и др.).

4. Определение привлекаемых молодых специалистов-исполнителей. Исполнителями столь сложных проектов должны стать, с одной стороны, научные руководители от образовательного учреждения, с другой стороны, руководители-кураторы от производства, достаточно осведомлённые по рассматриваемому вопросу. Непосредственный исполнитель - молодой специалист, студент старших курсов, аспирант, магистрант. Среди требований, предъявляемых к исполнителю, прежде всего такие личные качества, как стремление к развитию, самореализации, заинтересованность в работе, нацеленность на результат, готовность к повышенным интеллектуальным нагрузкам. Отбор участников проекта может осуществляться с применением анкетирования, тестирования, собеседований.

5. Определение формы обучения. В зависимости от поставленной задачи, квалификации участников и пожеланий работодателя необходимо определить форму обучения - очная, заочная. Если выбрана очная форма, то исполнитель освобождается от трудовых обязанностей, в этом случае обучение проходит за счёт организации, обучающемуся должна выплачиваться стипендия и может быть предусмотрено дальнейшее трудоустройство. По уровню обучения программы могут быть разнообразны: второе высшее образование, аспирантура, магистратура и другие. Для работодателя форма выбранного обучения также имеет значение, поскольку Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ [2] устанавливает ряд требований к работодателю по отношению к студентам и аспирантам.

6. Составление, согласование и подписание договоров. При поступлении исполнителя в образовательное учреждение должен быть заключён договор об оказании образовательных услуг; между исполнителем и работодателем - трудовой договор. Если речь идёт об обучении за счёт организации, договор должен предусматривать стипендию и последующие обязательства исполнителя.

7. Обучение по выбранному направлению, решение поставленных энергетическим предприятием задач.

8. Подготовка и защита диссертации.

Ожидаемый эффект для энергопредприятия:

- привлечение перспективных и заинтересованных молодых специалистов;

- решение наукоёмких задач собственными силами без участия сторонних организаций;

- повышение заинтересованности работников;

- наличие в штате молодых учёных, интеграция производства с наукой.

Для молодых специалистов:

- саморазвитие и возможность продолжать образование без отрыва от работы;

- карьерный рост, материальная заинтересованность;

- получение дополнительного образования по востребованной тематике;

- узкая специализация, высокий профессионализм в рассматриваемой области.

Для образовательного учреждения:

- постановка и решение задач, актуальных для современной энергетики, наиболее приближенных к реальности.

Предлагаемый проект может быть организован без затрат для предприятия, за исключением требований ФЗ-№ 125. В системе послевузовского образования предусмотрены бюджетные места, если данный уровень образования осваивается студентом (аспирантом, магистрантом) в первый раз. В противном случае работодатель может взять на себя компенсацию затрат на обучение (в зависимости от ожидаемого эффекта).

Пример реализации проекта

Аналогичный проект был реализован в Иркутском открытом акционерном обществе энергетики и электрификации (ОАО «Иркутскэнерго») -крупнейшей энергосистеме Сибири. ОАО «Иркутскэнерго», как и многие другие энергетические компании, в начале двухтысячных годов столкнулось с тем, что качество знаний выпускников вузов далеко не всегда соответствует тем требованиям, которые предъявляются непосредственно на производстве. В решении этой проблемы компания пошла своим путём, отличным от практики других субъектов бизнеса: в 2008 году на базе Иркутского государственного технического университета она создала корпоративный учебно-исследовательский центр (КУИЦ). В апреле 2011 года En+ Group, которой подконтрольно «Иркутскэнерго», заключила с университетом договор о стратегическом партнёрстве. Теперь энергетики сделали следующий шаг и решили вкладывать силы и средства в подготовку не только студентов, но и аспирантов.

На базе КУИЦ «Иркутскэнерго» при участии первых лиц компании ОАО «Иркутскэнерго» летом 2011 года прошло совещание, на котором были определены приоритетные наукоёмкие направления, актуальные для иркутской энергосистемы, в том числе вопросы прочности металла паровых турбин ТЭЦ, эффективность пассивации металла котлов ТЭЦ, оценка возможности применения теплонасос-

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / wmv.endi.ru

№ 3 (51) 2013, май-июнь

ных установок в условиях Иркутской области, проблемы очистки сточных вод ТЭЦ, варианты снижения выбросов оксидов серы при сжигании углей на ТЭЦ.

Был проведён конкурсный отбор выпускников -энергетиков, а также трудоустройство их в ООО «Инженерный центр «Иркутскэнерго». Ввиду ограниченного количества времени и отсутствия аналогичного опыта условия взаимодействия в системе «энергокомпания - аспирант - вуз» оказались недостаточно эффективными, но предлагаемый проект, учитывая имеющийся опыт, позволит усовершен-

ствовать процедуру привлечения молодых специалистов к развитию наукоёмких направлений производственной деятельности предприятий энергетической отрасли. Кроме того, ещё одна проблема, которая может быть решена при реализации предлагаемых действий, - это ориентация научной деятельности учреждений высшего и послевузовского образования на проблемы, которые в настоящее время являются актуальными, и их решение будет иметь практическую выгоду при реализации на предприятиях промышленного комплекса и энергетических предприятиях в частности.

Литература

1. Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации. Утверждены Приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 19 февраля 2000 года № 49.

2. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Involvement of young specialists in knowledge-intensive directions of power enterprises

A. I. Petukhova,

Irkutsk State Technical University, postgraduate student

O. S. Kharebina,

Irkutsk State Technical University, postgraduate student

N. A. Yarina,

Irkutsk State Technical University, postgraduate student

It is suggested to organize postgraduate training of successful and perspective young specialists in the directions which are interesting to the power companies. It will allow not only to solve their problems with receiving of highly skilled young scientists interested in results of their work.

Keywords: energetics, personnel potential, training, employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.