УДК 377.031.4:93
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (2010-2015 гг.)
© О.А. Горощенова1
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Раскрывается один из важнейших периодов развития Иркутского национального исследовательского технического университета, его преобразование в национальный исследовательский университет (2010-2015 гг.). Этому событию предшествовала непростая работа по преобразованию университета в вуз инновационного типа: разработка перспективного плана развития, создание технопарка, увеличение научных исследований, интеграция в международную образовательную среду. В апреле 2010 г. ИрГТУ получил статус национального исследовательского университета. На протяжении пяти лет технический университет наращивал свой научный потенциал, закупал исследовательское оборудование, повышал квалификацию педагогических кадров, расширял международные связи, внедрял в учебный процесс новый государственный стандарт, основанный на болонских соглашениях. В феврале 2015 г. приказом Министерства образования и науки технический университет был переименован в Иркутский национальный исследовательский технический университет - ИРНИТУ.
Ключевые слова: среднее; высшее; послевузовское; дополнительное техническое образование в Восточной Сибири; Иркутский национальный исследовательский технический университет; учебная; научная; инновационная деятельность; международное сотрудничество; воспитательная и культурно-массовая работа.
DEVELOPMENT FEATURES OF IRKUTSK NATIONAL RESEARCH TECHNICAL UNIVERSITY (2010-2015) O.A. Goroshchenova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article dwells upon one of the most important periods in the development of the Irkutsk National Research Technical University that involves its transformation into a national research university (2010-2015). This event was preceded by a challenging work on transformation of the university into an institution of higher education of an innovative type: designing a long-term development strategy, creation of a technological park, increase in R&D intensity, integration into the international educational environment. In April 2010 Irkutsk State Technical University has received the status of a national research university. For five years Technical University had been increasing its scientific potential, purchasing research equipment, improving the qualifications of teaching staff, broadening international relations, implementing a new national standard based on the Bologna Agreement in the educational process. In February 2015 the Technical University was renamed into the Irkutsk National Research Technical University (INRTU) by the order of the Ministry of Education and Science.
Keywords: secondary, higher, postgraduate, additional technical education in Eastern Siberia; Irkutsk National Research Technical University; educational, scientific, innovative activity; international cooperation; educational and cultural work.
На рубеже ХХ/ХХ1 вв. Иркутский государственный технический университет переживал не лучшие времена. Сказывалось общее нестабильное политическое и экономическое положение в стране, реформы образования, отсутствие выбранного коллективом и утвержденного министерством руководителя.
В период с апреля 1999 г. по апрель 2000 г. вуз по приказу министерства возглавлял В.В. Нагаев, много лет занимавший должность первого проректора. Проблемы в ИрГТУ сохранялись прежние, и главная из них - недостаток финансирования. Проректору, а затем и.о. ректора В.В. Нагаеву приходилось решать вопросы выплаты заработной платы, финансирования вуза так же, как и в 90-е годы С.Б. Леонову, договариваясь с крупными предприятиями о бартерных сделках. Высока в это время была текучесть кадров. Многие ценные сотрудники уходили на «вольные хлеба»,
в бизнес. Кроме того, необходимо было завершить начатый еще при С.Б. Леонове ремонт университета, обеспечить учебный процесс компьютерной техникой, провести выборы нового ректора [2].
Претендентов на ректорское кресло оказалось немало. Конференцией коллектива Иркутского государственного технического университета, проходившей 22 марта 2000 г., большинством голосов ректором ИрГТУ был избран И.М. Головных, бывший проректором по социальной и воспитательной работе. Ректором ИрГТУ И.М. Головных пробыл с 14.04.2000 г. до 19.07.2013 г. (по решению министерства образования и науки РФ). Иван Михайлович Головных после окончания в 1972 г. Иркутского политехнического института (ныне ИРНИТУ) остался работать в родном вузе. Прошел все ступени карьерного роста. Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки
1 Горощенова Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, профессор РАЕ, директор музея истории ИрГТУ, тел.: 89148727644, e-mail: [email protected]
Goroshchenova Olga, Candidate of History, Associate Professor of the Department of General Education, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Director of the Museum of ISTU History, tel.: 89148727644, e-mail: [email protected]
РФ, почетный гражданин Иркутской области, награжден орденом Дружбы, орденом Полярной звезды (МНР), имеет другие многочисленные награды и поощрения. Являясь ректором крупнейшего вуза Восточной Сибири, И.М. Головных много внимания уделял общественной деятельности. Он был председателем Общественной палаты Иркутской области трех созывов (2007-2013), членом президиума Иркутского научного центра СО РАН, членом президиума Иркутского регионального объединения работодателей «Партнерство товаропроизводителей и предпринимателей», членом президиума правления Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири [1].
Совершенно очевидным было то, что вузу необходим новый импульс в развитии. Приоритетными направлениями ИрГТУ на последующее десятилетие стали: совершенствование структуры и управления вузом, переход на многоуровневую систему обучения, научная и инновационная деятельность, интеграция в экономику региона, привлечение инвестиций, развитие материальной базы университета, трудоустройство выпускников.
В октябре 2003 г. в результате мониторинга работы всех систем была принята миссия университета и определена программа его дальнейшего развития. Миссия была призвана обеспечить техническому университету прочное положение признанного лидера в области инновационных технологий высшего образования и воспитания специалистов предпринимательской формации. Постановка задач выглядела следующим образом: создание и развитие новых образовательных технологий через поддержку научно-педагогических школ и продуктивных идей; обеспечение выпускников возможностью получения «образования через всю жизнь», содействие их успешной карьере; развитие и углубление фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационной деятельности; создание продуктивных связей с передовыми производственными организациями, ведущими академическими и образовательными учреждениями и центрами; укрепление в сознании студентов, преподавателей и сотрудников наряду с приоритетом академических ценностей в воспитании гармоничной и высоконравственной личности, стремления к воплощению в жизнь предпринимательских идей; формирование в университете духа лидерства и корпоративной культуры, умения жить и побеждать в конкурентной среде [4].
Университет в 2003 г. выработал стратегические цели развития образовательной деятельности, основанные на повышении качества подготовки специалистов и образовательных услуг; переход на международную шкалу аттестации, аккредитации и сертификации в выпуске специалистов и оказании образовательных услуг; внедрение в образовательный процесс принципов Европейского Меморандума «По учебе через всю жизнь» и «Хартии европейских университетов» [3].
Серьезной проблемой «двухтысячных» оказалась «демографическая яма», поставившая российские вузы на грань выживания. Политическая и экономиче-
ская ситуация 90-х гг. XX в. отразилась на приеме абитуриентов уже в новом тысячелетии. Иркутский технический университет сумел найти решение и преодолеть эту проблему.
Университету пришлось коренным образом изменить формы и методы профориентационной работы со школами, техникумами, лицеями, колледжами.
Изменился формат проведения Дня открытых дверей со школьниками и их родителями в стенах университета, где наряду со знакомством с университетом, институты и кафедры стали проводить открытые лектории, мастер-классы и профессиональные пробы. Тренинги психологов по профессиональной ориентации стали очень популярны среди школьников и собирают немало сомневающихся в будущей профессии абитуриентов.
Центральной приемной комиссией с поддержкой профкома студентов было создано студенческое объединение «Агит-команда». Подготовленные студенты совместно с преподавателями и творческими коллективами университета посетили более 20 городов, среди которых Усть-Илимск, Саянск, Зима, Братск, Тайшет, Железногорск-Илимский, Улан-Удэ, Слюдянка, Краснокаменск, Чита, Якутск и др.
Успешно стало практиковаться знакомство с университетом в виде «Модели одного дня в вузе», где ежегодно свыше 450 участников «проживают» день полноценной студенческой жизни (посещение учебных занятий по расписанию, обед в студенческой столовой, знакомство со спортивными и творческими коллективами университета и др.).
Доброй традицией в техническом университете стала организация профильных классов в рамках трехстороннего соглашения школа - вуз - предприятие. Многолетнее сотрудничество с корпорацией «Ир-кут» и ОАО «Иркутскэнерго» показывали высокую эффективность такой работы среди учащихся Иркут-классов и Энерго-классов. С 2012 г. для учащихся профильных классов стали проводиться специальные курсы по освоению инженерных программ Autocad и 3-DMAX.
Университет начал активно поддерживать талантливую молодежь. В лучших традициях академических вузов ИрГТУ была продолжена реализация программы поддержки талантливых и одаренных детей. За последние пять лет вуз стал соорганизатором ряда включенных в перечень Минобразования РФ олимпиад школьников всероссийского уровня по физике, математике, информатике, химии и другим предметам. Кроме того, ежегодно в течение пяти лет подготовительное отделение университета стало организовывать и проводить подготовку около 150 одаренных детей из Иркутской области, Республики Бурятии и Забайкальского края в Летних и Осенних олимпиад-ных школах ИрГТУ. Например, в Летней олимпиадной школе в течение двух недель ежегодно свыше 135 учащихся 9-х и 10-х классов из гг. Иркутска, Ангарска, Шелехова, Братска, Усолья-Сибирского, Саянска, Че-ремхова, Читы и других районов Забайкальского края прошли подготовку к олимпиадам следующего года по физике, математике, информатике, химии; здесь
углубленно изучают те разделы этих дисциплин, которые не входят в школьную программу, но представляют большой интерес для исследовательской деятельности учащихся; участвуют в математических и физических боях; защищают свои исследовательские проекты [5, 6].
Одним из лучших проектов довузовской подготовки школьников в ИрГТУ стал центр детского творчества «Пирамида», открытый еще в 90-е гг. прошлого века, в 2014 г. «Пирамида» отмечала свое 20-летие. Вся работа педагогов «Пирамиды» направлена на развитие креативности и изобразительного мастерства детей. В их копилке уникальные авторские методики преподавания, не имеющие аналогов. Благодаря педагогам красочные парады на сцене, в которых ребята демонстрируют костюмы, сделанные из цветной бумаги и картона, конфетных фантиков и пленки, каждый раз превращаются в яркие шоу. Выставки с фантастическими рисунками и причудливыми макетами, сделанными из ажурного бумажного кружева, неизменно вызывают восторг зрителей. Педагоги центра, а их сегодня 12, создали собственный неповторимый авторский стиль, который прослеживается в традиционных мероприятиях «Пирамиды» - новогодних фонарных шествиях, карнавалах и дефиле: У.О. Кручи-нина, Т.В. Горохова, О.А. Гончарова, О.В. Митюкова, Е.Г. Павлова, Ю.О. Поднебесова, Л.Н. Васюнькина -победители разных конкурсов, обладатели золотых и серебряных дипломов. Основатель и руководитель центра Н.В. Ремизова.
Под руководством ответственного секретаря приемной комиссии, а теперь и проректора по довузовской подготовке Е.Г. Можаевой, довузовская работа университета стала намного эффективнее и поднялась на новый качественный этап развития.
В 2005 г. в ИрГТУ был создан факультет довузовского обучения, вовлекающий школьников в университетскую среду - это Воскресный университет, в рамках которого работали компьютерная, физико-техническая и бизнес-школы, мастерская изобразительного искусства «Творчество», студии компьютерного дизайна и масс-медиа, профильные инженерно-технические классы. В 2008 г. факультет был реорганизован и переименован в факультет среднего профессионального образования. В состав факультета вошли машиностроительный колледж и геологоразведочный техникум. С 2005 г. и по настоящее время его деканом является Н.Д. Пельменева.
Главным направлением деятельности вуза является его учебная работа. Болонский процесс, в который Россия вступила в 2003 г., потребовал от системы высшего образования унификации. Дело в том, что одной из основных целей Болонского процесса стало «содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения учебные и научные степени прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачета кре-
дитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Болонская система имеет ряд преимуществ для вузовских преподавателей и студентов, знающих иностранные языки, - это академическая мобильность, благодаря которой можно изучать вузовскую программу по своей специальности в разных странах, а преподавателям читать лекции в учебных заведениях европейских государств. Кроме того, унификация системы дает возможность признания профессионального диплома другого государства, что позволяет странам, вступившим в Болонский процесс, обмениваться специалистами.
Сложившаяся система российского образования, начиная с 30-40-х гг. XX в., в основе обучения имела: статус специалиста (5 лет) - кандидата наук (3-4 года) - доктора наук (2-3 года). Система европейская: бакалавр (4 года) - магистр (2 года) - доктор наук (2 года).
В связи с переходом на европейские стандарты ИрГТУ пришлось провести полную переработку учебных планов в течение короткого времени. Унификация учебных планов и выпуск специалистов под «Болонский процесс» оказалась трудоемким и болезненным процессом, повлекшим за собой перестройку кадровой системы на производственных предприятиях, переосмысление и пересмотр качества вузовского образования с учетом профессиональных компетенций и личностно-ориентированного подхода к обучению. Сокращение сроков обучения, по глубокому убеждению профессорско-преподавательского состава вуза, не способствует надлежащему качеству подготовки российских инженеров. Именно поэтому требуется тесное взаимодействие вуза с кадровыми службами компаний для понимания, какими навыками должен обладать специалист на конкретном производстве.
Учебно-методическому управлению университета, созданному в 2008 г., пришлось во многом перестраивать учебную работу вуза (руководители А.К. Шмаков, с 2013 г. - Л.Г. Тутурина).
Важные изменения прошли и в работе учебного отдела. Под руководством О.В. Солдатовой была разработана программа по автоматизации процесса распределения, учета и списания учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава. Внедрение этой программы позволило уменьшить время на подготовку отчетной документации, исключить ошибки при распределении и списания нагрузки.
Совместно с ведущими предприятиями региона университет разработал собственные образовательные программы для предприятий горной и металлургической отрасли, авиастроения и т.д. Таким образом, несмотря на трудности, профессорско-преподавательский состав вуза под руководством проректоров по учебной работе А.М. Тришечкина, Н.А. Буглова, а с 2013 г. - первого проректора Н.П. Коновалова справился с поставленной задачей.
За последние 5 лет существенно повысился интерес к вузу у крупных международных и российских промышленных предприятий и компаний: они стали активно участвовать в подготовке кадров. На протяжении многих лет заключаются долгосрочные догово-
ры на производственную и преддипломную практики, договоры на выплату стипендий для талантливых студентов, добившихся высоких показателей в учебной, научной, научно-исследовательской деятельности. Постоянными партнерами университета являются: компания ВР Expliration Operating Company Limited, ОАО «Иркутсккабель», ООО «РУС-Инжиниринг», ОАО «ГМК «Норильский никель», ООО Научно-производ-ственная фирма «Форус», ОАО «Иркутская электросетевая компания», ОАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод», филиал «ИркАЗ-СУАЛ» ОАО «СУАЛ», благотворительный фонд им. В. Потанина и мн. др.
Возросла успеваемость студентов. Этому способствовало введение в 2012 г. рейтинговой системы получения стипендии для обучающихся по очной форме по пяти направлениям: учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной. Ежегодно более 350 студентов становятся счастливыми обладателями повышенной стипендии. Рейтинг определяется дважды в год при обязательной своевременной сдачи сессии на «хорошо» и «отлично». Результаты суммарного рейтинга прозрачны и публикуются на сайте вуза и в социальных сетях.
Лучшими стипендиатами за последние пять лет были названы: Попова Анна, гр. ЮР-98-4, стипендия Правительства РФ 2000 г., 2001 г., 2002 г.; Дубинина Юлия, гр. ЭВМ-04-1, стипендия Президента РФ 2007 г., 2008 г.; Лыкова Вероника, гр. РФ-07-1, стипендия Правительства РФ 2009 г, Президента РФ 2010 г, 2011 г., стипендия Губернатора Иркутской области 2011 г.; Копылова Александра, гр. НЭ-08-1, стипендия Правительства РФ 2011г., стипендия Губернатора Иркутской области 2011 г., 2012г.; Герасимов Юрий, гр. МЭИ-08-1, стипендия Правительства РФ 2011 г., стипендия Губернатора Иркутской области 2011 г.; Горощенов Анатолий, гр. НБ-10-1, стипендия Правительства РФ 2013 г., стипендия Губернатора Иркутской области 2012 г., 2014 г. [5].
Современный молодой специалист для успешной работы по избранной специальности, наряду с глубокими теоретическими знаниями, должен обладать необходимыми умениями и навыками, чтобы применять их на практике. В 2001 г. был создан отдел практик и содействия трудоустройству студентов ИрГТУ. Отдел взаимодействует с кафедрами, институтами и факультетами, подразделениями, центрами университета, студенческим профкомом, управлениями и департаментами администрации г. Иркутска и Иркутской области, компаниями, предприятиями и организациями Иркутской области и других регионов Российской Федерации, Центром занятости населения города Иркутска. Руководителем отдела является Н.И. Донченко, создавшая хорошо отлаженную систему связи вуз -предприятие.
В ходе практической подготовки теоретические знания студентов используются в реальных условиях промышленного производства, финансово-экономической деятельности базовых предприятий, организаций, фирм, научно-исследовательских и проектно-кон-
структорских учреждений. В этот период студенты приобретают рабочую квалификацию и опыт практической работы в решении реальных инженерно-технических, научно-исследовательских и организационно-управленческих проблем.
За это время университет заключил более 650 долгосрочных договоров с крупнейшими компании Иркутской области и России (от Кольского полуострова до Приморья) для прохождения практик студентами. В университете начали проходить многочисленные презентации компаний, стали традиционными «Дни карьеры», обучающие семинары и тренинги для студентов. Все эти мероприятия способствуют улучшению взаимодействия между вузом и производством, помогают найти место прохождения практики и работу тысячам студентов нашего вуза [6].
Интернационализация образования в рамках Бо-лонской декларации, усиление конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг, а также переход государственных органов по контролю образования к комплексной оценке деятельности вузов предопределили введение в вузе системы менеджмента качества образовательных услуг и подготовки специалистов на основе международного стандарта ^0-9000:2008. Проблемами качества как системой управления в техническом университете активно стали заниматься с 2003 г. Формирование основных шагов, обеспечивающих интенсивный путь развития университетского комплекса на основе внедрения принципов менеджмента качества было проведено в 2005-2007 гг. В настоящее время сформирована система менеджмента качества по всем основным параметрам деятельности университета. Политика ИрГТУ в области качества была введена в действие в 2006 г. и обновлена в 2014 г. [3, 4, 7].
В декабре 2008 г. в университете создан отдел лицензирования и аккредитации образовательных программ под руководством С.С. Ступиной. Он был необходим для организационно-методического обеспечения процедур лицензирования и аккредитации вуза. Отделом ведется постоянная работа по планированию, организации и проведению внутреннего и внешнего контроля качества образования. С 2013 г. по итогам участия в проекте «Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования» университетом было получено 3 сертификата качества как образовательной организации, подтвердившей успешные результаты обучения студентов на основе сертифицированных аккредитованных педагогических измерительных материалов [5].
Для координации учебно-методической работы вуза в 2012 г. был создан отдел обеспечения качества реализации образовательных программ, который возглавила опытный специалист В.В. Власова. В мае 2014 г. произошло его преобразование в отдел менеджмента качества университета. Основной задачей отдела теперь является разработка и внедрение в вузе системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов, что необходимо для эффективной деятельности университета на основе прозрачной системы управления и постоян-
ного мониторинга процессов и качества образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Создание менеджмента качества вуза проходит в тесной связи с крупнейшим и наиболее признанным в России и за рубежом российским независимым органом по сертификации систем менеджмента, продукции и персонала - Ассоциации по сертификации «Русский Регистр». На базе технического университета прошло несколько крупных совещаний и конференций по проблемам качества, в том числе с международным участием. Ведущую роль в этом процессе сыграла кафедра управления качеством и механики под руководством проф. П.А. Лонцих.
Благодаря введению системы менеджмента качества, слаженной работе всех подразделений, технический университет имеет бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам ГОС 2 и ФГОС высшего и среднего профессионального, послевузовского, дополнительного профессионального образования, программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В настоящее время ведется работа по переоформлению лицензии по программам ФГОС третьего поколения. Университет имеет свидетельство о государственной аккредитации по 9 укрупненным группам специальностей СПО, 18 укрупненным группам ВПО, 23 укрупненным группам специальностей послевузовского профессионального образования (аспирантура) и дополнительным профессиональным образовательным программам [5, 6].
Сегодня невозможно представить качественное образование без внедрения современной техники. Именно поэтому одной из важных для вуза задач стало оснащение компьютерной техникой кабинетов и лабораторий, улучшение качества IT-образования, внедрение дистанционных технологий и положительного зарубежного опыта в повседневную практику.
В ИрГТУ был создан областной центр информационных технологий, более двух десятков центров и лабораторий по применению в учебном процессе автоматизированных обучающих систем, САПР - систем автоматизированного проектирования и мультимедийных технологий. Организован целый ряд инновационных структур: учебный центр «AutoCAD», Восточно-Сибирский центр CAD/CAM-технологий, учебный центр компьютерных технологий «Unigraphics», компьютерный центр языковой подготовки, учебный центр «NASTRAN» и др. В 2005 г. все эти структуры были объединены в IT-технопарк ИрГТУ. В его составе -предприятие «ЮниТехАльянс», занимающееся комплексным внедрением информационных технологий и САПР в промышленность и систему образования [6].
Иркутский технический много лет является организатором и участником различных конференций и семинаров, ярмаркок и выставкок, посвященных современным информационным технологиям. Его стремление стать вузом инновационного типа всегда находило поддержку у коллег, производственных предприятий и власти. Так, например, на выставке вузов, проходившей в рамках престижного международного авиакосмического салона «МАКС-2007», уни-
верситет был представлен как крупнейший в Восточной Сибири государственный учебно-научно-инновационный комплекс, который успешно реализует инновационные программы довузовского, высшего и послевузовского профессионального образования, выполняет инновационные фундаментальные и прикладные научные исследования. Иркутский государственный технический университет был отмечен дипломами международного авиакосмического салона МАКС-2007 «За участие и высокий профессионализм работы на выставке «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодежи», ректор И.М. Головных - «За вклад в процесс инновационного развития авиационно-космической отрасли Российской Федерации». Проректор университета А.М. Горленко награжден Почетной грамотой министерства промышленности и науки Московской области, под патронажем которого проходила выставка, за разработку инновационного проекта «Система подготовки 1Т-специалистов на базе авторизованных центров»; за разработку «Технологии безэталонного монтажа сборочной оснастки в самолетостроении» был также отмечен доцент ИрГТУ Р.Х. Ахатов.
За последние десять лет ИрГТУ сделал много для развития инновационных технологий в обучении. Первым шагом в этом направлении стало создание собственной системы дистанционного образования на базе платформы «iLogos», в соответствии с международным стандартом БООРМ 2004. Курировали этот проект проректор по учебной работе и дистанционному образованию проф. Р.М. Лобацкая и ее заместитель Д.А. Ульянов (выпускник кибернетического факультета ИрГТУ, один из разработчиков программы). Для преподавателей вуза были проведены курсы повышения квалификации с участием сотрудников Московского университета экономики, статистики и управления, обучено более 170 человек. Только за 20052007 гг. нашими преподавателями было создано 250 дистанционных ресурсов по различным дисциплинам общеобразовательного, инженерного и прикладного характера [6]. Центр технологий дистанционного обучения подготовил также набор обучающих кейсов для студентов. В него вошли компакт-диски с локальными версиями обучающих курсов. Также изданы печатные версии учебных пособий по экологии, химии, начертательной геометрии, информатике, русскому языку и культуре речи, теоретической механике и ряду других дисциплин. В декабре 2005 г. студенты некоторых представительств ИрГТУ имели возможность прослушать лекции ведущих преподавателей вуза дистанционно. Общение преподаватель-студент проходило в режиме видеоконференции. Это был первый и успешный опыт дистанционного обучения в ИрГТУ.
Начиная с 2013 г. заочно-вечерний факультет под руководством декана проф. В.В. Елшина и заведующего кафедрой общеобразовательных дисциплин В.И. Щепина внедряет систему дистанционного обучения «Гекадем». В 2014/2015 учебном году кафедрой общеобразовательных дисциплин созданы и проходят апробацию курсы по многим общеобразовательным дисциплинам (математика, химия, физика, информа-
тика, философия, история, социология, культурология, экономика, БЖД и др.).
С сентября 2014 г. в университете открыт центр электронного обучения, на базе которого разрабатываются электронные учебные курсы, тесты, база данных по посещаемости студентов, учебные видеоролики и др. Руководитель центра - профессор кафедры автоматизированных систем института кибернетики им. Е.И. Попова д.т.н. А.В. Петров. За основу системы электронного обучения вуза был взят доступный по цене российский программный продукт на русском языке с интуитивно понятным интерфейсом. Подобной системы электронного образования нет в вузах Сибири и Дальнего Востока.
Одной из характерных особенностей технического университете является тесная связь с производственными предприятиями. И причина не только в выпуске специалистов. Преподаватели и студенты вуза с первых дней его существования занимались прикладной наукой, развитием экономики региона. Дипломные работы наших студентов всегда готовились на базе конкретного производства. В двухтысячные годы эти позиции значительно усилились. В ИрГТУ был создан технопарк и бизнес-инкубатор, которые расположились в специально построенном здании в студгородке на 5000 м2 (ул. Игошина, 7). На открытии здания Технико-внедренческого центра Технопарка ИрГТУ, которое прошло 7 апреля 2009 г., бывший в то время губернатором Иркутской области И. Есиповский назвал разработки ученых ИрГТУ «точкой роста региона», что подтверждает правильность выбранной университетом стратегии развития.
Начиная с 2000 г. активизировались связи вуза с крупными производственными объединениями и властными структурами. Только за последние несколько лет с деловыми визитами ИрГТУ посетили председатель Правительства РФ С.Б. Иванов, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронов, министр экономического развития РФ Э.С. Набиуллина, министр образования и науки РФ
A.А. Фурсенко, министр промышленности РФ
B.Б. Христенко, Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе В.А. То-локонский, глава ГК РОСНАНОТЕХ А.Б. Чубайс, президент компании Бп+Сгоир Олег Дерипаска, Президент Фонда развития инновационного центра «Скол-ково» Виктор Вексельберг и др.
Активно развивалась корпоративная культура вуза. У ИрГТУ появился гимн и флаг, а также девиз: «Знания для себя - достижения для Отечества!». Авторами герба, флага и девиза стали студенты факультета изобразительного искусства кафедры дизайна гр. ДИ-99 Гришпитенко Анна Валерьевна (победитель конкурса «Герб и флаг ИрГТУ») и Эверестов Иван Валерьевич (победитель конкурса «Девиз ИрГТУ»). Немногим позже у вуза появилась своя родословная, составленная по материалам архивов директором музея истории ИрГТУ О.А. Горощеновой и оформленная художницей Я.Ю. Лисициной.
В 2008 г. под руководством проректора по учебной и воспитательной работе Б.Б. Пономарева было со-
здано Управление воспитательной и культурно-массовой работы, а также совет по воспитательной работе, в который вошли представители всех факультетов, а также руководители подразделений, занимающихся культурно-массовой и воспитательной деятельностью. Руководителем Центра воспитательной работы стал В.И. Трегубов. В его ведение вошли: Центр воспитательной работы со студентами, Центр здоровьесберегающих технологий, музеи, совет ветеранов. Руководителем Центра культурно-массовой работы была назначена Т.В. Дашко. Управление студгородка возглавил В.А. Сухоруков.
Пресс-служба в структуре университета была образована 1 августа 2011 г. На это подразделение возложена очень важная функция - информирование общественности о наиболее значимых событиях университета, с целью формирования позитивного имиджа организации. Особый акцент в деятельности пресс-службы сделан на популяризацию научных и инновационных достижений ученых Иркутского национального исследовательского технического университета. Пресс-служба осуществляет информационное сотрудничество с региональными, областными и федеральными СМИ и координирует деятельность структурных подразделений вуза, обеспечивающих реализацию информационной и рекламной политики вуза. Основными инструментами информирования стали сайт университета, газеты «Зеркало ИрГТУ» и «Город ИрГТУ».
Более 1000 информационных сообщений размещается на сайте вуза в год, ежедневно новости университета публикуют от 10 до 40 СМИ региона и страны. В 2011/2012 г. в категории «Оценка оформления и информативности сайтов вузов» Национального рейтинга университетов ИрГТУ вошел в высшую 5-ю лигу из 28 вузов страны, заняв 4 место. По итогам 2013 г. пресс-служба ИрГТУ стала победителем номинации «Профи» и «Признание» 1-го Всероссийского конкурса «Пресс-служба вуза», объединившего представителей 65 регионов России [5]. Руководителем пресс-службы является Н.В. Курганская.
В феврале 2010 г. ректор ИрГТУ И.М. Головных встречался с коллективом университета, где докладывал об основных итогах развития вуза за последние пять лет. Он отметил, что объективным показателем качества работы вуза по подготовке специалистов является востребованность выпускников у работодателей. В этом плане ИрГТУ последние годы занимает самые высокие позиции в самых авторитетных рейтингах и не намерен сдавать их в последующем. Пятый горно-промышленный форум «Майнекс-2009» подтвердил завоевания прошлых лет, признав ИрГТУ победителем в двух номинациях: «Горный вуз года» за высокое качество подготовки специалистов и «Горняк года», которым стал выпускник ИрГТУ, генеральный директор ОАО «Полиметалл» В. Несис. Итоги комплексной проверки работы ИрГТУ также показали высокий уровень соответствия критериям аккредитации - 1,43, при нормативе для университета не менее единицы. Сегодняшний день работы университета характеризуется плотным взаимодействием с крупны-
ми работодателями. С их участием создаются фирменные лаборатории, открыты и результативно работают корпоративные учебно-исследовательские центры, такие как «ТНК-ВР» и ОАО «Иркутскэнерго». Свыше 700 договоров заключено с предприятиями среднего и малого бизнеса. Растет объем научно-исследовательских работ, развивается инновационная деятельность. Технопарк ИрГТУ, созданный еще в 2000 году и включающий 19 предприятий наукоемкого бизнеса, познакомил со своими разработками самых высоких представителей государственной власти, начиная с бывшего в тот момент первым вице-премьером РФ С. Иванова и совсем недавно - министра экономического развития России Э. Нибиуллину. Визит в Технопарк ИрГТУ главы РОСНАНО А. Чубайса носил целенаправленный характер, поскольку уже 12 заявок на финансовую поддержку госкорпорацией разработок ИрГТУ направлено туда на рассмотрение. А коллективная заявка ИрГТУ и компании «НИТОЛ» на создание нанотехнологического центра уже прошла первый этап и, по словам А. Чубайса, этот центр станет «опорной точкой развития нанотехнологической отрасли на востоке страны». В отчетном докладе ректора на встрече с трудовым коллективом был представлен анализ финансового состояния вуза, а также динамики набора абитуриентов в соответствии с объективными обстоятельствами: наступлением периода так называемой «демографической ямы» и сменой социальных ориентиров. Обсуждая перспективы развития вуза, ректор поставил вопрос о необходимости дальнейшего развития научно-исследовательского направления, образовательных услуг и науки. Учитывая масштабы и уровень развития университета, подана заявка на участие вуза в конкурсе на присвоение ему статуса «Национальный исследовательский университет» (НИУ). Победить в этом конкурсе - сегодня главная задача, подчеркнул И.М. Головных, заканчивая свое выступление [6].
В истории Иркутского государственного технического университета 12 февраля 2015 г. начался новый этап. Отныне вуз стал называться Иркутским национальным исследовательским техническим университетом - ИРНИТУ [8]. Но на самом деле статус национального исследовательского университета ему был присвоен 26 апреля 2010 г. в результате победы на конкурсе среди 29 крупнейших вузов России. Большую помощь университету оказали областные власти и лично губернатор Д. Мезенцев.
За последние пять лет коллективом университета была проведена колоссальная работа по выполнению показателей НИУ.
В июле 2013 г. министерством образования и науки РФ исполняющим обязанности ректора ИрГТУ был назначен докт. физ.-мат. наук проф. Александр Диомидович Афанасьев, имеющий большой опыт управления в вузах в качестве заведующего кафедрой и проректора, кроме того, являющийся советником губернатора Иркутской области.
Точкой роста региона называют сегодня технопарк нашего вуза. В его состав входят инновационные предприятия наукоемкого бизнеса, учебно-научно-
производственные центры, проектные бюро, инкубатор малого бизнеса.
В 2009 г. специально для технопарка было выстроено новое здание атриумного типа, проект которого был разработан творческим коллективом преподавателей и студентов Института архитектуры и строительства. Проект интерьера технопарка завоевал золотую медаль на конкурсе «Интерьер 2008 года» по Сибирскому федеральному округу. В новом здании технопарка площадью более 5 тыс. кв. м располагаются сегодня научные отделы и лаборатории физико-технического института, современные учебно-научно-производственные центры, корпоративный научно-исследовательский центр «ОАО «Иркутскэнерго» -ИрГТУ», бизнес-инкубатор [5].
Технопарк ИРНИТУ сотрудничает с крупнейшими компаниями Иркутской области, такими как «Иркутскэнерго», «Корпорация «Иркут», «Иркутский завод тяжелого машиностроения», «Ангарский электролизный химический комбинат», «АНХК» и другими. Объем научно-исследовательских работ и инновационных разработок Технопарка ИРНИТУ ежегодно возрастает. В 2010-2013 гг. он составил 1,7 млрд рублей. Многие разработки технопарка не имеют аналогов в мире и находятся либо в стадии опытных образцов, либо уже запущены в производство. За период реализации программы НИУ предприятия технопарка стали победителями серии конкурсов правительства Иркутской области, администрации г. Иркутска, программы «СТАРТ», «БИТ-Байкал» и мн. др. [5].
В рамках развития вузовской науки студенты ИРНИТУ активно участвуют в крупных хоздоговорных проектах вуза по заказам промышленных предприятий. В 2013 г., по данным «Национального рейтинга университетов Интерфакс-Эхо Москвы», ИРНИТУ находится на второй строчке рейтинга российских вузов по развитию студенческого инновационного предпринимательства [6].
В рамках программы НИУ в ИРНИТУ реализуется крупный международный научно-исследовательский проект в сотрудничестве с институтом систем энергетики Сибирского отделения российской академии наук им. Мелентьева. Руководство проектом осуществляет ученый с мировым именем Згибнев Стычински.
В 2014 г. ИРНИТУ было подписал соглашение о сотрудничестве по созданию и развитию машиностроительного кластера на территории Иркутской области с Объединенной авиастроительной корпорацией, Научно-производственной корпорацией «Иркут», Федеральным центром проектного финансирования и правительством Иркутской области [7].
Вуз в 2013-2015 гг. был организатором и участником значимых общественно-политических событий Иркутской области и России, таких как: III Международный молодежный машиностроительный форум «Инженеры будущего - 2013»; Первая выездная научная школа в сфере интеллектуальной собственности «Интеллектуальный бизнес-старт»; выездное заседание Комитета Государственной думы по энергетике «Законодательное обеспечение топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири; принимая участие в научно-практических слушаниях «Конституции
РФ - 20 лет»; во Всероссийском фестивале науки; в Международной практической конференции «Вопросы развития нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока»; в Первом межрегиональном форуме СФО «Сибирь - территория межнационального мира и согласия»; во II национальной выставке-форуме ВУЗПРОМЭКСПО-2014 «Отечественная наука - основа индустриализации». ИРНИТУ - активный участник Первого Байкальского международного кластерного форума «КласТЕРРА». На базе ИРНИТУ была организована XV Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы информационной безопасности государства, общества, личности», а также круглый стол «Развитие транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока: экономика, технологии, инновации» [6].
ИРНИТУ, благодаря успешной реализации программы НИУ, существенно укрепил материально-техническую базу - для научных целей закуплено самое современное оборудование. Многие преподаватели прошли стажировки и повышение квалификации. Вуз стал активно интегрировался в региональную экономику и научную среду.
Слава о творческих коллективах и шоу-мероприятиях, которые проводит в нашем вузе центр культурно-массовой и воспитательной работы, давно разошлась за пределы Иркутской области. В университете работают 27 творческих коллективов разных направлений и жанров. Многие из праздников технического университета стали традиционными и украсили культурную жизнь города. Среди них конкурсы: красоты «Мисс ИрГТУ»; эстрадных исполнителей «Новая волна»; фестивали: «Дебют в ИрГТУ», «Студенческая весна», «Baikal Ice Music»; бальных танцев «Кубок ИрГТУ» и «Вальс Победы»; национальных культур «Университет-территория мира и согласия» и многие другие. По яркости и пышности праздников с Иркутским техническим университетом не сравнится ни один вуз Иркутской области. Ежегодно многотысячную аудиторию собирает «День знаний», сотни человек приходят на программы посвящения в студенты, торжественную церемонию «Выпускник года», сольные концерты творческих коллективов. Активно работают культурно-просветительские проекты «Молодежная филармония», «Театр-вуз» (совместно с музыкальным театром им. Загурского и ТЮЗом им. Вампилова).
Востребованы в ИРНИТУ музеи, которые проводят учебную, научную, воспитательную, патриотическую, культурно-массовую работу.
Минералогический музей им. А.В. Сидорова по богатству, разнообразию и представительности коллекции минералов, горных пород и полезных ископаемых Восточной Сибири не имеет себе равных за Уралом.
Большой популярностью пользуются тематические и художественные выставки, презентации, авторские встречи, православный лекторий музея истории ИРНИТУ.
Духовно-нравственное воспитание студентов является важнейшим направлением в воспитательной работе университета. С 2000 г. в студгородке действует православный приход во имя преподобного Сергия Радонежского - светоча русской духовности святого, который покровительствует учебе и ученикам.
Составной частью многогранной деятельности вуза является международное сотрудничество. Заинтересованность в нем всех подразделений университета велика. За последние пять лет количество иностранных студентов возросло в 1,5 раза, а число иностранных аспирантов достигло 80. ИРНИТУ заключил взаимовыгодные договоры с университетами Европы, Азии и Америки. Международная деятельность вуза была направлена на процесс вхождения России в Болон-ский процесс, повышение академической мобильности [6].
Сегодня ИРНИТУ - это университет с лучшими традициями отечественной инженерно-технической школы, обладающий мощным образовательным, научным и инновационным потенциалом. В его составе 10 институтов, 5 факультетов, 50 научно-исследовательских лабораторий. Вуз обучает 19 тыс. российских и иностранных студентов по 141 образовательной программе высшего и 15 программам среднего профессионального образования. В ИРНИТУ созданы все условия для учебы, науки, создания бизнеса, раскрытия творческого потенциала и занятий спортом. ИРНИТУ - это развитый университетский кампус, включающий учебные корпуса, научные лаборатории (Технопарк), 17 общежитий, поликлинику, санаторий-профилакторий, спортивно-оздоровительный лагерь «Политехник» (17 км Байкальского тракта), прекрасную профессиональную спортивную базу [5].
Выпускниками Иркутского технического университета являются более 85% инженеров Восточной Сибири, которых к 2015 г. выпущено более 154 000 человек. Среди них руководители крупных промышленных предприятий и госучреждений, министры и зам. министров, государственные деятели, главные специалисты и инженеры. Иркутский национальный исследовательский технический университет входит в 100 лучших вузов России. По востребованности выпускников ИРНИТУ входит в ТОП-20 лучших вузов РФ. В результате опроса 1100 ведущих компаний страны, ИРНИТУ вошел в состав «Альфа-лиги» из 16 ведущих вузов России. По итогам опроса 300 крупнейших компаний России, ИРНИТУ занял 11 место среди всех вузов страны и первое место среди вузов Сибири и Дальнего Востока [6]. В год своего 85-летия крупнейший технический вуз Восточной Сибири встречает с новым названием, новыми задачами и широкими перспективами на будущее.
Статья поступила 29.05.2015 г.
Библиографический список
1. Горощенова О.А. От навигацкой школы к техническому университету (1974-2015): монография. Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2015. 246 с.
2. Горощенова О.А. От навигацкой школы к техническому университету. Ч. 1 (1754-1917): монография. Иркутск: Изд-
во ИрГТУ, 2009. 220 с.
3. Комплексная программа развития ИрГТУ на 2005-2010 гг. [Электронный ресурс]. 1^1.: http://www.istu.edu/structure/56/1505/1510/ (20.04.2015).
4. Концепция развития Иркутского государственного тех-
нического университета на 2004-2014 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.istu.edu/structure/56/1505/1509/ (12.03.2015).
5. Отчеты по реализации программы НИУ за 2010-2014 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.istu.edu/structure/55/ 1432/1453/ (14.04.2015).
6. Отчеты ректора (и.о. ректора) ИрГТУ за 2003-2014 гг.
7. Программа развития ИРНИТУ на 2010-2019 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.istu.edu/structure/55/ (05.04.2015).
8. Устав ИрГТУ (2010), ИРНИТУ (2015). [Электронный ресурс]. URL: http://www.istu. edu/structure/56/1505/1506/ (28.04.2015).
УДК 159.9.37.0153
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В ПОЗИЦИИ ИНТЕНСИФИКАТОРА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
1 О _ <5
© Н.Е. Горская1, В.Е. Глызина2, Е.С. Белоусова3
1Иркутский национальный исследовательский технический университет,
664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
2Байкальский государственный университет экономики и права,
664003, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
3Иркутский государственный университет путей сообщения,
664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Рассматривается понятие «интенсификация», структурно-семмантические особенности английского существительного в позиции интенсификатора. Представлены точки зрения ученых по данной проблеме, отмечается отсутствие в лингвистике на сегодняшний день концептуального единства в применении термина «интенсивность». Подчеркивается, что интенсификация является одной из базовых категорий сознания и психики человека, которая способствует изучению функционирования языка в жизни человека и отображает ее в языке. Указывается, что данная категория функционирует в различных частях речи, находит свое выражение в экспрессивных синтаксических конструкциях, лексических созначений слова, фразеологических единицах, целостном художественном и разговорном тексте. Подчеркивается, что существительное в позиции интенсификации придает значение высокой степени качества, называемого прилагательным, посредством сравнения его с лицом, предметом или явлением, в котором оно представлено в наиболее сконцентрированном виде. Такой способ интенсификации, на наш взгляд, является наиболее ярким и выразительным по сравнению с другими частями речи. Делается вывод о безграничности использования носителями языка числа существительных в позиции интенсификаторов, поскольку ассоциативные связи возникают на основе индивидуального восприятия мира, личного опыта и носят выраженный индивидуальный характер. Это способствует обращению фразеологии к субъективному фактору в языке, к выявлению того, как используется язык субъектом речи в зависимости от его коммуникативных интенций, от фактора адресата, от общих для них знаний о мире. Также высказывается мысль о необходимости рссматривать проблемы лингвистики в междисциплинарном союзе с когнитивной лингвистикой, теорией дискурса, психо- и социолингвистикой, поскольку такая интерференция способствует расширению знаний о фразеологическом составе языка в целом.
Ключевые слова: интенсификация; фразеологические единицы; семантика; метафорическая интенсификация; экспрессивность; эмоциональность; оценочность; ассоциативные связи.
STRUCTURAL AND SEMANTIC ASPECT OF NOUNS IN THE INTENSIFIER POSITION IN ENGLISH N.E. Gorskaya, V.E. Glyzina, E.S. Belousova
Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. Baikal State University of Economies and Law, 11 Lenin St., Irkutsk, 664003, Russia. Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.
1Горская Наталья Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1, тел.: 89025680932, e-mail: [email protected]
Gorskaya Natalia, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages no. 1, tel.: 89025680932, e-mail: [email protected]
2Глызина Вера Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, гуманитарное направление, тел.: 89025680387, e-mail: [email protected]
Glyzina Vera, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Humanities, tel.: 89025680387, e-mail: [email protected]
3Белоусова Евгения Сергеевна, ассистент кафедры иностранных языков, гуманитарное направление, тел.: 89025449111, e-mail: [email protected]
Belousova Evgenia, Assistant Professor of the Department of Foreign Languages for Humanities, tel.: 89025449111, e-mail: [email protected]