Литература:
1. Акофф Р. Л., Магидсон Д., Эддисон Г. Д. Идеализированное проектирование: как предотвратить завтрашний кризис сегодня: создание будущего организации: Перевод с английского. - М.: ООО «Баланс Бизнес Букс», 2007.
2. Барнс Мартин. Интегрированный подход к вопросам управления проектами в условиях неопределенности. // Управление проектами и программами. - 2007. - №1.
3. Черняк В. З., Черняк А. В., Довдиенко И. В. Экономика города. - М.: КНОРУС, 2010.
4. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. - М.: Омега-Л, 2007
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОПК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ ФОНДОВОГО РЫНКА
Антонюк О.А., д.э.н., профессор Осипенкова О.Ю., д.э.н., профессор
В этой статье рассматриваются вопросы использования стратегическими предприятиями ОПК инструментов фондового рынка в
целях привлечения инвестиций. Анализируются преимущества и недостатки использования эмитентом таких финансовых инструментов, как акции, облигации и векселя.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, стратегические предприятия ОПК, инструменты фондового рынка, акции, облигации, векселя
ATTRACTING INVESTMENT STRATEGIC DEFENSE ENTERPRISES USING CAPITAL MARKET INSTRUMENTS
Antoniuk O., PhD, Professor Osipenkova O., PhD, Professor
This article discusses the use of strategic defense enterprises capital market instruments in order to attract investment. Advantages and disadvantages of the issuer of such financial instruments as stocks, bonds and notes.
Keywords: investment, investment activities, strategic defense companies, stock market instruments, stocks, bonds, notes.
мещенных обыкновенных акций; Н г - номинал /-того типа привилегированных акций; N1 - число размещенных привилегированных акций /-того типа.
Одна из главных особенностей обыкновенной акции как носителя права собственности заключается в том, что акционер в большинстве случаев не может потребовать у АО вернуть ему внесенную сумму. Именно это позволяет АО свободно распоряжаться своим капиталом, не опасаясь, что часть его придется вернуть акционерам по их запросу.
Выпуская привилегированные акции, предприятие преследует цель привлечения дополнительного капитала, который в учете отражается как собственный капитал. Привилегированные акции наряду с обыкновенными акциями образуют уставный капитал акционерного общества. Особенностью привилегированных акций является то, что эти ценные бумаги одновременно имеют черты, присущие и облигациям, и акциям.
Существенным фактором, побуждающим предприятие в ряде случаев отдавать предпочтение эмиссии привилегированных акций, является стремление поддержать на приемлемом уровне соотношение между заемным и собственным капиталом, не увеличивая при этом числа акционеров, обладающих правом голоса по всем вопросам повестки дня на собрании акционеров. Российское законодательство ограничивает предельное число привилегированных акций, которое может выпустить акционерное общество. Доля привилегированных акций по их номинальной стоимости не может превышать 25 % уставного капитала [2].
Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий [4].
Динамика акционирования организаций ОПК, продажи государственных пакетов акций организаций ОПК, а также передачи государственных пакетов акций организаций ОПК в головные компании холдингов в 2005-2011 гг. представлена в таблице 1.
Распределение акционерных обществ ОПК по степени учас-
Фондовый рынок включает в себя различные виды привлечения ресурсов с целью формирования капитала. Применительно к деятельности стратегических предприятий ОПК как эмитентов на фондовом рынке используются такие его инструменты, как акции, облигации и векселя. С точки зрения правовой сущности все они трактуются как «ценные бумаги».
Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации [3].
Выпускать в обращение акции имеют право предприятия, созданные в форме акционерных обществ. Особенностью акционерных обществ является то, что их уставный капитал разделен на части и одна акция соответствует одной части уставного капитала.
Между предприятием и инвесторами складываются различные юридические и имущественные взаимоотношения. При покупке акций инвестор становится акционером, т. е. одним из совладельцев предприятия и получает определенные права на управление им.
Выплата дивидендов по акциям не является жесткой обязанностью предприятия, так как решение о начислении дивидендов ежегодно принимает общее собрание акционеров, которое может отказаться от дивидендов в пользу инвестирования средств в определенные проекты, обеспечивающие развитие предприятия. За счет эмиссии акций формируется уставный капитал предприятия. При учреждении акционерного общества определяется величина уставного капитала, количество выпускаемых акций и их номинальная стоимость. В России законодательство определяет уставный капитал акционерного общества как сумму номинальных стоимостей размещенных акций, т. е. акций, приобретенных акционерами [2].
В акционерном обществе могут выпускаться обыкновенные и привилегированные акции. Учитывая, что в акционерном обществе все обыкновенные акции должны иметь одинаковый номинал, а привилегированные акции могут выпускаться различных номиналов, уставный капитал (УК) определяется следующим образом:
УК = Н 0 х N 0 + 2 Н,х Nl.
где: Н о - номинал обыкновенных акций; N о - число раз-
Таблица 1. Динамика акционирования организаций ОПК, продажи государственных пакетов акций организаций ОПК, передачи государственных пакетов акций организаций ОПК в головные компании холдингов в 2005-2011 гг., ед. [9]
Период
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011-2013 гг.
Акционирование организаций ОПК
Включено в план (программу) приватизации федер. имущества 46 46 128 340 329 102 91
Фактически акционировано 19 28 25 54 151 43 9
Продажа государственных пакетов акций организаций ОПК
Включено в план (программу) приватизации федер. имущества 79 98 25 11 4 5 16
Фактически продано 18 9 4 1 — 1 —
Передача государств, пакетов акций организаций ОПК в головные компании холдингов
Включено в план (программу) приватизации федер. имущества 4 3 159 301 391 113 92
Фактически передано 5 — 5 16 63 137 27
Таблица 2. Распределение акционерных обществ ОПК по степени участия государства в акционерном капитале [9]
Степень участия государства в акционерном капитале Количество акционерных обществ ОПК
ед. %
0% 528 54,9
менее 25% 293 30,5
блокирующий пакет 52 5,4
контрольный пакет 11 1Д
100% 78 8,1
Всего 962 100,0
Таблица 3. Распределение акционерных обществ ОПК по размеру уставного капитала [9]
Размер уставного капитала Количество акционерных обществ ОПК
ед. %
менее 1 млн. руб. 287 31,2
от 1 до 500 млн. руб. 492 53,5
от 500 млн. до 1 млрд. руб. 52 5,8
более 1 млрд. руб. 86 9,3
более 100 млрд. руб. 2 0,2
Всего 919 100
Таблица 4. Расппслслепие акпиопеппых обшеств ОПК по количеству акпиопепов Г91
Количество акционеров Количество акционерных обществ ОПК
ед. %
1 акционер 151 16,4
2 акционера 317 34,5
от 3 до 500 акционеров 143 15,6
более 500 акционеров 308 33,5
Всего 919 100
тия государства в акционерном капитале, по размеру уставного капитала, а также по количеству акционеров представлено в таблицах 2,3,4.
20 января 2011 года на РТС начались торги акциями дополнительного выпуска ОАО «УМПО» в количестве 18 377 351 штук. Решение увеличить уставной капитал принято также в отношении ОАО «Вертолеты России». После допэмиссии он увеличится на 30%. Таким образом, в первом квартале 2011 года суммарный объем тор-
гов акциями предприятий ОПК на РТС составил около 1,5 млрд. руб., что почти на 40% ниже, чем в четвертом квартале 2010 года.
На ММВБ в 1-м квартале 2011 года по сравнению с четвертым кварталом 2010 года объем торгов бумагами ОПК сократился на 42%. Практически все бумаги показали снижение котировок за исключением незначительного роста рыночной стоимости акций Ков-ровского механического завода. В итоге суммарная капитализация бумаг ОПК снизилась на 8,8%, даже несмотря на начало торгов
обыкновенными и привилегированными акциями Донского завода радиодеталей. Основной вклад в это падение внесли обыкновенные и привилегированные акции ОАО «Аппаратура дальней связи» - лидера роста 4-го квартала 2010 года.
На РТС Classica также наблюдалось снижение объема торгов (7,7%), но при этом увеличилась суммарная капитализация торговавшихся бумаг ОПК. Данный рост обеспечили две бумаги: УМПО (+50% к капитализации) и Казанский вертолетный завод (+11%) на фоне снижения котировок всех остальных.
Лидерами продаж в I квартале 2011 года являлись предприятии авиационной промышленности (таблица 5).
Как видно из таблицы, максимальные объемы торгов приходятся на ММВБ. На РТС в 1-м квартале 2011 года лидером стала бумага UFMOG (Уфимское моторостроительное производственное объединение, Рынок Т+0) с оборотом 60, 8 млн. руб.
По сравнению с предыдущим кварталом увеличилось число ликвидных (коэффициент ликвидности больше 0,6) бумаг. К акциям ОАК и КВЗ добавились бумаги «Иркута» и У-УАЗа.
Акции ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» на РТС Board подскочили в цене после выхода в прессе сообщения, что ВМФ заказал у предприятия 17 боевых надводных кораблей на 250 млрд. руб.: 11 фрегатов до 2018 года, шесть корветов - до 2020 года (три корвета и два фрегата уже строятся). В результате рыночная оценка компании увеличилась более чем в два раза, относительно ее предыдущего максимального значения в ноябре 2007 года, превысив $125 млн.
Статьями 40 и 40.1 Закона № 178-ФЗ установлены гарантии, направленные на сохранение доли государства в уставном капитале открытых акционерных обществ, входящих в перечень стратегических, в случаях увеличения уставного капитала этих обществ путем дополнительного выпуска акций. Снижение доли государства в пределах пороговых значений при дополнительных выпусках эмиссии акций может происходить только в случае принятия положительного решения Президентом Российской Федерации при условии сохранения доли государства в размере не менее чем 50 и 25 процентов голосов плюс одна голосующая акция соответственно^].
Механизм проведения дополнительной эмиссии акций предприятиями ОПК, с последующим их выкупом уполномоченными организациями (докапитализация организаций ОПК) определен нормами Бюджетного кодекса РФ [1]. Орган власти, рассматривающий предложение об оказании финансовой поддержки предприятиям ОПК в рамках реализуемых Антикризисных мер Правительства РФ и принимающий соответствующее решение - Межведомственная комиссия по поддержке стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, испытывающих финансовые трудности в условиях сложившейся ситуации на финансовом рынке [7].
В 2008 году докапитализация организаций ОПК проходила только в рамках системных мер поддержки. В соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» средства выделены в целях «реализации проектов строительства гражданских воздушных судов отечественного производства» и «проектов лизинга морских и речных судов отечественного производства» [5].
Согласно Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год на увеличение уставных капиталов или уставных фондов организаций ОПК, а также другие направления их поддержки планировалось выделить 52 млрд. рублей [8]. Реальный объем финансирования только по программе Антикризисных мер Правительства РФ составил около 92,3 млрд. рублей.
По итогам года общий объем средств направленных на адресную докапитализацию организаций ОПК (без учета ФАИП) составил 122,9 млрд. руб. [9].
Таким образом, привлечение инвестиций стратегическими предприятиями ОПК за счет продажи собственных акций является очень хорошим с экономической точки зрения шагом, однако учитывая, тот факт, что их главным акционером, как правило, является государство, сделать это бывает не всегда легко.
Гораздо проще принятие решения об использовании для привлечения инвестиционных ресурсов следующего инструмента фондового рынка - облигаций.
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт [3].
Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для предприятия-эмитента: посредством их размещения оно может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Поскольку облигационный займ выражает отношения по поводу возвратного движения ссуженой стоимости, то он по своей сути и назначению схож с банковской ссудой. В этой связи следует заметить, что право на эмиссию облигаций может быть предоставлено только организациям, отвечающим требованиям кредитоспособности.
Исходя из того, что при выпуске облигаций возникают отношения займа, можно выделить следующие фундаментальные свойства облигаций:
1) наличие конечного срока действия облигации. При выпуске облигаций эмитент в проспекте эмиссии указывает срок погаше-
Таблица 5. Лидеры продаж в I квартале 2011 года [101
Предприятие Отрасль Код Рынок Объем торгов Число сделок
1. ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Авиационн ая промышлен ность UNAC ММВБ 361 318 318 руб. 26 683
UNACG Т+0 1 607 407 РУб- 56
2. ОАО «Корпорация «Иркут» Авиационн ая промышлен ность IRKT ММВБ 305 213 689 руб. 17 445
IRKT Classica $31 500 1
IRKTG Т+0 1030 руб. 1
3. ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» Авиационн ая промышлен ность UUAZ ММВБ 160419 715 руб. 3657
uuaz Board $1 421 473 14
4. ОАО «Казанский вертолетный завод» Авиационн ая промышлен ность KHEL ММВБ 144 966 972 руб. 3394
KHEL Classica $380 424 9
KHELG Т+0 107 020 руб. 2
5. ОАО «Пермские моторы» Авиационн ая промышлен ность РМОТ ММВБ 90 202 197 РУб- 13 099
PMOTG Т+0 4178 руб. 3
Таблица 7. Эмиссия векселей предприятиями ОПК [9]
Предприятие Статус эмиссии Информация об эмиссии
ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» в обращении В марте 2005 года ОАО "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) приступило к реализации второго этапа вексельной программы на сумму около 1,5 млрд руб. С 1 июня 2006 года компания размещает серию векселей на 400 млн. рублей
ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» погашен -
ОАО «ЛОМО» в обращении Общий объем вексельной программы 2006 года: 1 000 млн. руб.; срок реализации вексельной программы: февраль 2006 г. - декабрь 2006 г.; срок до погашения выпускаемых векселей: 6, 9, 12 месяцев
ОАО «Ракетнокосмическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева» погашен Размещение первого транша вексельной программы на сумму 390 млн руб. состоялось по закрытой подписке в декабре 2005 года. Срок векселей до погашения составил 6 месяцев.
ФГУП «Адмиралтейские верфи» в обращении ФГУП «Адмиралтейские верфи» 3 ноября 2006 года произвело погашение первого транша векселей на сумму 300 млн. руб. В настоящий момент в обращении находятся три транша на общую сумму 900 млн. рублей.
ОАО «Балтийский завод» в обращении I транш: Объем: 500 млн. рублей. Дата размещения: 27 апреля 2004 года. II транш: Объем: 200 млн. рублей. Дата размещения: 28 июля 2004 года.
ния облигации, при наступлении которого предприятие выкупает свои облигации у инвесторов, выплачивая им номинальную стоимость облигации;
2) владельцы облигаций, как кредиторы, имеют приоритет в получении дохода. При выпуске облигаций эмитент определяет величину и периодичность выплат дохода. Размер дохода устанавливается в процентах от номинальной стоимости облигации и показывает годовую доходность. Приоритет владельцев облигаций во-первых, в том, что выплаты в пределах установленного норматива являются частью издержек предприятия и включаются в себестоимость. По облигациям эмитент даже при отсутствии прибыли обязан выплачивать доход. Во-вторых, выплаты по облигациям являются обязанностью эмитента, которую он принял на себя, выпустив облигации в обращение. По облигациям выплата процентов является обязательной;
3) наличие у владельцев облигаций права на первоочередное удовлетворение их требований по сравнению с акционерами при ликвидации предприятия. Если у предприятия не хватает средств на расчетном счете для удовлетворения всех требований кредиторов, то продаются активы организации. За счет вырученных средств организация гасит свои обязательства.
Исходя из описанных выше свойств, можно сказать, что облигация является «старшей ценной бумагой» по отношению к акции, т. е. она более надежна как с точки зрения получения текущего дохода в виде периодических выплат, так и получения основной суммы долга в виде номинальной стоимости.
Объем торгов облигациями предприятий ОПК на ММВБ значительно превысил объем торгов акциями ОПК на всех площадках (57 млрд. руб. против 1,5). Безусловными лидерами по объему торгов в первом квартале стали облигации «ГСС 01» (чуть более 24 млрд. руб.) и «ИРКУТ БО-1» (почти 15 млрд руб.), причем практически 90% их оборота пришлось на сделки РЕПО [9].
28 февраля 2011 г. ОАО «ПО «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С.Яламова» (УОМЗ) в полном объеме разместило облигации серии 03 на 1,5 млрд руб. Размещение осуществлялось по закрытой подписке среди квалифицированных инвесторов. По итогам маркетинга процентная ставка первого купона была определена эмитентом в размере 10,5% годовых. Ориентир ставки изначально находился в диапазоне 11-11,5% годовых, однако затем был понижен до 10,5-11% годовых. Трехлетние облигации имеют шесть полугодовых купонов. Ставки второго и третьего купонов
равны ставке первого купона. По выпуску объявлена полуторого-довая оферта на досрочный выкуп бумаг. В xоде сбора заявок инвесторов на приобретение облигаций УОМЗ были получены заявки от 28 инвестиционный институтов, при этом объем подписки инвесторов превысил предложение бумаг более чем в два раза.
1 марта ОАО «НПК «Уралвагонзавод» им. Ф.Э.Дзержинского» в полном объеме разместило облигации второй серии объемом З млрд руб. По итогам book building ставка первого купона была установлена в размере 8,95% годовыгс. Первоначально ориентир ставки первого купона наxодился в диапазоне 9-9,5% годовык, однако позднее был понижен до уровня 8,9-9% годовык. Бумаги имеют 14 купонный периодов продолжительностью 182 дня. Ставки 2-6 купонов равны ставке первого купона. Досрочное погашение по выпуску не предусмотрено.
В начале марта ООО «МиГ-Финанс» осуществило выплату купонного доxода за 9-й купонный период по облигациям второй серии. Размер доxода составил 0,4986 руб. по одной облигации номинальной стоимостью 1 тыс. руб., что соответствует ставке купона 0,1% годовык. Данный выпуск объемом З млрд. руб. был размещен в сентябре 2006 года на ФБ ММВБ по открытой подписке сроком на пять лет.
Таким образом, выпуск облигаций является более простым способом привлечения капитала стратегическими предприятиями ОПК. Однако, для того чтобы такой выпуск состоялся также необxодимо разрешение главного акционера. К тому же, регистрировать проспект эмиссии облигаций имеет смысл, если у предприятия нормальное финансовое положение. Вместе с тем, предприятия ОПК, имеющие крупные государственные заказы могут рассчитывать на широкий спрос на свои облигации со стороны инвесторов.
Еще одной ценной бумагой, без которой невозможно представить себе нормальное функционирование фондового рынка, является вексель - ценная бумага, представляющая собой обязательство одной стороны заплатить некоторую сумму денег другой стороне по достижении определенной даты в будущем [6].
Основными xарактерными признаками векселя являются:
- безусловный xарактер денежного обязательства, т.е. принятое векселедателем на себя обязательство уплатить определенную сумму или приказ оплатить вексельную сумму третьему лицу не могут быть ограничены никакими условиями;
- абстрактный xарактер обязательства, т. е. в тексте векселя не допускаются ссылки, на основании какой сделки он выдан;
- строго формализованная процедура заполнения данного документа, т. е. форма векселя должна содержать все необходимые реквизиты, так как отсутствие хотя бы одного из них делает вексель ничтожным;
- вексельная строгость предусматривает особую процедуру взыскания вексельных долгов, которая намного быстрее и проще традиционных способов взимания задолженности;
- обращаемость векселя предусматривает возможность многократной передачи векселя от одного лица к другому путем совершения передаточной надписи (индоссамента), что позволяет использовать вексель как средство расчетов вместо денег;
- денежная форма расчетов, т. е. предметом обязательства могут быть только денежные средства.
Выпустить вексель намного проще, чем эмиссионную ценную бумагу - акцию или облигацию. Для этого не нужен проспект эмиссии.
Сведения об эмиссии векселей предприятиями ОПК приведены в таблице 7.
Вместе с тем, с помощью векселя скорее можно отсрочить платеж, чем привлечь инвестиции. В качестве инструмента рефинансирования вексель практически не используется. Ситуация парадоксальная. Сегодня в России вексель выполняет не свойственные ему функции, например как средство получения доходов, и не выполняет основные, внутренне ему присущие. Причины неразвитости вексельного обращения в России кроются как в хронической неплатежеспособности предприятий, так и в незнании вексельного законодательства потенциальными участниками вексельного рынка.
Таким образом, фондовый рынок предоставляет стратегическим предприятиям ОПК возможность использования нескольких инструментов привлечения денежных средств от инвесторов, среди которых можно выделить эмиссионные ценные бумаги (акции и облигации), а также финансовые векселя.
Проведенный анализ показал, что наиболее предпочтительным из них является эмиссия собственных облигаций.
Литература:
1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
3. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».
4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».
6. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».
7. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 202 «О мерах государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса в 2010 году».
8. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (утв. Правительством РФ 19 июня 2009 г.).
9. Информационное агентство «ТС-ВПК»: http://www.vpk.ru.
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА ПО УПРАВЛЕНИЮ КРУПНЫМ ЧАСТНЫМ КАПИТАЛОМ НА МИРОВОМ РЫНКЕ
Еделькина А.А. , аспирант кафедры «Мировая экономика», МГУ им. М.В. Ломоносова
В работе сформулировано определение концепции «управления крупным частным капиталом» («Private Wealth Management»), а также обозначено отличие стратегии развития данного вида банковской деятельности от программ VIP-обслуживания. Кратко затронута история возникновения рынков Private Banking. Особое внимание уделено анализу основных элементов данной концепции, на основании которых выявлены ключевые стратегии развития успешного банковского бизнеса в сфере Private Banking.
Ключевые слова: управление крупным частным капиталом, частное банковское обслуживание, VIP-обслуживание, «открытая архитектура», финансовый кризис
STRATEGIES OF THE BUSINESS DEVELOPMENT OF THE PRIVATE WEALTH MANAGEMENT ON THE WORLD MARKET
Edelkina A., graduate student of chair «the International Economics», Lomonosov Moscow State University
The paper deals with the definition of the concept of «Private Wealth Management», and the difference in the strategies of this type of banking business and the VIP-service. It also concerns a brief history of _private banking markets. The particular attention is paid to the analysis of the main elements of the concept, which allows identifying the key strategies for the success in the Private Banking industry.
Keywords: Private Wealth Management, Private Banking, «open architecture», VIP-service, financial crisis
Рост конкуренции на мировом рынке по управлению крупным частным капиталом заставляет государственные и частные, малые и крупные, отечественные и зарубежные банки разрабатывать стратегии по программам банковского бизнеса Private Banking или Private Wealth Management.
Обратимся к истории появления первых банков по управлению крупным частными капиталом. Первые элементы рынка Private Banking появились на рубеже XVII-XVIII веков в Англии и Швейцарии. Эталоном предоставления услуг на данном рынке является Швейцария, где первый частный банковский дом Wegelin & Companie был открыт в 1741 году. Наиболее известный английский банк в сфере управления крупным частным капиталом Coutts & Co. был основан в 1692 году. Начало XIX века было ознаменовано активным освоением рынка США по управлению крупным частным капиталом. Например, Chase Manhattan стал предлагать услуги в сфере Private Banking в 1799 году, а Citi работает в сфере управления крупным частным капиталом с 1840 года1. В последнее деся-
тилетие XX века рынок частного банковского обслуживания стал формироваться в России.
В обобщенном виде можно дать следующее определение концепции «Private Wealth Management» (больше известной в российской практике как «управление частным капиталом») - непрерывное 24ч предоставление финансовым институтом банковских и смежных услуг клиентам, владельцам крупного частного капитала, на основе построения доверительных долгосрочных отношений с высоковалифицированным персональным менеджером с целью сохранения и приумножения капитала клиента. Также наряду с программой Private Wealth Management, или в ее рамках, возможно предоставление комплексного пакета услуг Family Office.
Как следует из определения, основной задачей частного банковского обслуживания владельцев крупного капитала является сохранение, защита, приумножение и передача капитала клиента по наследству. При этом все индивидуальные пожелания выясняются в результате переговоров с клиентом - одному клиенту требуется построение системы быстрых расчетов, автоматизация теку-
1 Мод Д., Молин Ф. Private Banking: Элитное обслуживание частного капитала. -М.: Альпина Паблишер, 2003. С. 25.