Научная статья на тему 'ПРИВЛЕЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ В КОМПАНИЮ: ВЫПУСК АКЦИЙ, ОБЛИГАЦИЙ, КРЕДИТЫ И ИНЫЕ СПОСОБЫ'

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ В КОМПАНИЮ: ВЫПУСК АКЦИЙ, ОБЛИГАЦИЙ, КРЕДИТЫ И ИНЫЕ СПОСОБЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1327
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ КОМПАНИИ / ВЫПУСК АКЦИЙ / IPO / SPO / ВЫПУСК ОБЛИГАЦИЙ / БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / НОВЫЕ МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / КРАУДФАНДИНГ / P2B КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алешина А.В., Булгаков А.Л., Максимова А.И.

Существует несколько способов привлечения финансирования в компанию, некоторые из которых доступны более крупным компаниям, часть способов доступны в том числе малым и средним компаниям, в том числе: выпуск акций (привлечение финансирования в компанию с помощью IPO или SPO), выпуск облигаций, банковское кредитование, факторинг, лизинг, проектное финансирование, новые методы финансирования, в том числе краудфандинг и иные способы. Перед компаниями встает вопрос - как выбрать наиболее эффективный способ привлечения финансирования. Ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов, в том числе, срока существования компании, наличия обеспечения, суммы требуемого финансирования и других факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF THE COMPANY THROUGH THE ISSUANCE OF SHARES, BONDS, LOANS AND OTHER METHODS

There are several ways to attract financing to the company, some of which are available to larger companies, some of the ways are available to small and medium-sized companies, including: issue of shares (attracting financing to the company through IPO or SPO), bond issuance, bank lending, factoring, leasing, project financing, new financing methods, including crowdfunding and other methods. Companies face the question of how to choose the most effective way to attract financing. The answer to this question depends on a number of factors, including the life of the company, the availability of collateral, the amount of financing required and other factors.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ В КОМПАНИЮ: ВЫПУСК АКЦИЙ, ОБЛИГАЦИЙ, КРЕДИТЫ И ИНЫЕ СПОСОБЫ»

Привлечение финансирования в компанию: выпуск акций, облигаций, кредиты и иные способы

сч сч о сч

fO

о ш Ш X

<

m о х

X

Алешина Анна Валентиновна

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, МГУ имени М.В. Ломоносова, annaaaleshina@mail.ru

Булгаков Андрей Леонидович

кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры финансов и кредита, МГУ имени М.В. Ломоносова, z3900207@mail.ru

Максимова Анна Ивановна

экономический факультет НИУ ВШЭ, ann2002164@gmail.com

Существует несколько способов привлечения финансирования в компанию, некоторые из которых доступны более крупным компаниям, часть способов доступны в том числе малым и средним компаниям, в том числе: выпуск акций (привлечение финансирования в компанию с помощью IPO или SPO), выпуск облигаций, банковское кредитование, факторинг, лизинг, проектное финансирование, новые методы финансирования, в том числе краудфандинг и иные способы. Перед компаниями встает вопрос - как выбрать наиболее эффективный способ привлечения финансирования. Ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов, в том числе, срока существования компании, наличия обеспечения, суммы требуемого финансирования и других факторов.

Ключевые слова: финансирование компании, выпуск акций, IPO, SPO, выпуск облигаций, банковское кредитование, новые методы финансирования, краудфандинг, P2B кредитование.

Вопросы привлечения финансирования в компанию являются очень актуальными.

Существует несколько способов привлечения финансирования в компанию. Часть из них доступны более крупным компаниям, часть способов доступны, в том числе, малым и средним компаниям.

Среди способов привлечения финансирования в компанию стоит выделить:

1. выпуск акций (привлечение финансирования в компанию с помощью IPO или SPO).

2. выпуск облигаций (корпоративных облигаций, биржевых облигаций или коммерческих облигаций, которые имеют определенные особенности).

3. Привлечение финансирования с помощью кредитов (наиболее часто используемый способ компаниями).

4. Привлечение финансирования с помощью факторинга.

5. Привлечение финансирования с помощью выпуска векселей.

6. Привлечение финансирования в рамках проектного финансирования.

7. Привлечение финансирования с помощью лизинга.

8. Привлечение финансирования с помощью новых методов финансирования, в том числе с помощью

• краудфандинга,

• personal to business кредитования (P2B lending) и иных методов.

Краудлентиг или P2B кредитование

P2B кредитование или «personal to business» или еще его называют краудлендинг - представляет собой кредитование компаний частными лицами. Ставки по таким кредитам могут достигать 25-35%, однако, данный вид кредитования имеет преимущество перед обычным банковским кредитованием, так как обычно не требует залогов, которые обычно требует банк при предоставлении кредита бизнесу, особенно малому и среднему бизнесу.

В России сложилась практика: по кредитам, которые получают в банках малый и средний бизнес, обычно требуется предоставление обеспечения в виде залога имущества, которого обычно у фирмы

нет. В итоге, чтобы получить более привлекательную ставку по кредиту или более высокий объем кредита, директора фирм и мажоритарные учредители фирм вынуждены представлять в залог собственную квартиру, в противном случае банк кредит может не выдать. Такие программы кредитования бизнеса под залог собственности учредителей или директора присутствуют в продуктовой линейке практически любого банка.

Чтобы избежать требования о предоставлении залога некоторые фирмы-заемщики обращаются за получением займов на инвестиционные платформы, большая часть из которые предоставляет кредит без залогового обеспечения (см. ниже объемы займов, предоставляемых крупными инвестиционными платформами - рис. 1).

Объем выданных займов крупными инвестиционными платформами, млн руб.

Поток Щ JetLend Щ Sma у Щ MD Finance Щ ЗДело | Money Friends Н Карма Щ Invest Go

670,5

BOO

600

400

ZOO

611,2

627,1

502,9

725,5

И:"очник: msp2p.ru - Создано с помощью С'-аШцчгаррег

Рисунок 1. Объем выданных займов крупными инвестиционными платформами в 2021-2022 годах, в млн.р. ( данные портала rusp2p.ru) [2]

3.8

2012

2013

201Д

-28% 2015

2016

2017

2018

2019

2020

X X О го А С.

X

го m

о

# Объем кредитов, выданных МСБ за год

ф Объем кредитов, выданных банками-участниками анкетирования без учета господдержки, за год, трлн руб. -•- Годовой темп прироста объема кредитов, выданных МСБ

Источник: расчеты рейтингового агентства «Эксперт РА® ло данным Банка России

Рисунок 2. Объем выданных кредитов субъектам МСБ за 2012-2022 годы, в трлн.р. (расчеты рейтингового агентства "Эксперт" по статистическим данным ЦБ РФ) [5].

2 О

м м

сч сч

0 сч

СО

01

о ш т

X

3

<

т о х

X

Динамика показателей финансирования компаний с помощью инвестиционных платформ демонстрирует более чем двукратный рост за год и приближается к сумме в миллиард рублей в месяц или 7,5 млрд.р. за 2021 год (см. рис. 1). Однако по сравнению с объемами кредитования бизнеса с помощью банковских кредитов, которые составили 7,6 триллионов рублей в 2020 году (см. рис. 2) - это на несколько порядков меньше.

К кредитованию с помощью инвестиционных платформ обычно прибегают те компании малого и среднего бизнеса, которым по ряду причин недоступно банковское финансирование. Для компаний это вынужденная мера, так как инвестиционные платформы предлагают существенно более высокую ставку по кредитам, практически в 2 раза выше, чем ставка по банковскому кредитованию. Чаще всего к финансированию через инвестиционные платформы прибегают те компании МСБ, у которых отсутствуют залоги, или плохая кредитная история в банках, или плохие показатели финансовой отчетности, что препятствует им получить банковский кредит.

Привлечение финансирования в компанию с помощью кредита

Наиболее часто встречающимся способом привлечения финансирования в компанию является получение в банке кредита. По состоянию на 2020 год общий объем кредитования МСБ составил около 7,6 трлн.р. (см. рис. 2), однако, на долю финансирования без средств господдержки приходится всего 2,7 трлн.р., что свидетельствует о меньшей готовности банков кредитовать предприятия МСБ с учетом возможных рисков. Стоит отметить, что банки не всегда готовы финансировать предприятия малого и среднего бизнеса. Во-первых, это связано с тем, что такие предприятия характеризуются очень нестабильными финансовыми показателями, а в соответствии с требованиями ЦБ РФ, если заемщик демонстрирует отрицательную динамику своих финансовых показателей, то банк будет вынужден при кредитовании таких предприятий создавать дополнительные резервы, что снижает привлекательность кредитования таких предприятий для банков. Во-вторых, банки требуют предоставления обеспечения по кредитам (аналогично в связи с нормативными требованиям ЦБ РФ), при этом большинство компаний малого и среднего бизнеса не облают необходимым имуществом, которое банки будут готовы взять в залог.

Существуют следующие плюсы и минусы финансирования бизнеса с помощью получения банковских кредитов(см.таблицу 1).

При оценке возможности привлечения финансирования в компанию с помощью кредитов необходимо оценивать разные факторы. Во-первых,

срок существования фирмы - если фирма существует более года, то вероятность получения кредита в банке резко возрастает. Обычно кредит предлагает в первую очередь тот банк, который обслуживает расчетный счет самого предприятия. Банк видит обороты фирмы, видит периодичность поступления средств, и банк обычно сам предлагает своему клиенту сумму кредита, которую он заранее одобрил с учетом финансовых показателей фирмы. Во-вторых, объем финансирования - если финансирование укладывается в пределах годовой выручки предприятия, то банк готов предоставить аналогичную сумму денежных средств в кредит. Если речь идет о более крупной сумме, то банк или будет просить предоставить обеспечение (залог или поручительство) на сумму кредита, или финансирование будет предоставляться в том случае, если предприятие подходит по своим параметрам в программы господдержки МСБ.

Таблица 1

Плюсы и минусы привлечения финансирования с помощью

Плюсы привлечения финансирования с помощью кредитов Минусы привлечения финансирования с помощью кредитов

Привлечение финансирования возможно с со второго квартала существования фирмы, так как банк обычно хочет получить налоговую отчетность хотя бы за первый квартал. Требование о предоставлении обеспечения по кредиту (имущество в залог или поручительство директора или собственников бизнеса)

Привлечена может быть как небольшая сумма, так и крупная сумма с учетом потребностей фирмы Если требуется крупная сумма финансирования, банк не всегда будет готов выделить такое финансирование одной компании, в этом случае более эффективным может быть привлечение финансирования с помощью выпуска облигаций на бирже

Быстрое получение финансирования по сравнению с другими способами привлечения финансирования (от одного дня до месяца, чаще всего 2 недели) Необходимо собрать большое количество документов для представления в банк для одобрения кредита (в том числе финансовую отчетность за несколько финансовых периодов, часто еще банк требует договоры с контрагентами)

Источник: составлено авторами.

Привлечение финансирования в компанию с помощью выпуска облигаций

Очень популярен в последние годы способ привлечения финансирования в компанию с помощью выпуска облигаций. Существует несколько видов облигаций, которые может выпускать компания: обычные корпоративные облигации, биржевые облигации и коммерческие облигации. Каждый вид облигаций имеет свои особенности.

Обычные корпоративные облигации компания выпускает, когда компания впервые выпускает облигации на бирже. Срок, который необходим для

проведения всех процедур для выпуска облигаций, составляет от 3 до 6 месяцев.

В более упрощенном порядке компания может выпустить биржевые облигации, если уже у этой компании обращаются на бирже корпоративные облигации или акции. Так как на Мосбирже в настоящее время разместили акции только 200 компаний, а облигации разместили около 900 компаний, то чаще всего компания сначала выходит на биржу с выпуском обычных корпоративных облигаций, и потом уже выпускает биржевые облигации, которые требуют существенно меньше времени на

размещение (минимальный срок размещения биржевых облигаций согласно сведениям самой Мо-сбиржи составляет 2 дня).

Коммерческие облигации компания выпускает для закрытого круга инвесторов, так как коммерческие облигации на бирже не обращаются.

В российском законодательстве первоначально появилось понятие корпоративных облигаций, и в последующем были введены в законодательство биржевые и коммерческие облигаций (Федеральный закон о рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ — Федеральными законами от 27 июля 2006 г. № 138-ФЗ и от 21 июля 2014 г. № 218-ФЗ.)

Долговые ценные бумаги, выпущенные на внутреннем рынке*

Рисунок 3. Долговые ценные бумаги, выпущенные на внутреннем рынке, в млрд.руб. (статистические данные ЦБ РФ) [3].

Облигации обладают рядом фундаментальных свойств:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. наличие конечного срока обращения, по истечение которого облигации гасятся (за исключением бессрочных облигаций, которые называются "консоль").

2. выплата процентов по облигации является обязанностью эмитента облигации по сравнению с выплатой дивидендов по акциям, которые акционерное общество может не выплачивать по решению самих акционеров, даже если прибыль у компании есть.

3. Владельцы облигаций имеют преимущественные права на первоочередное удовлетворение своих требований по сравнению с акционерами при ликвидации предприятия. Держатели облигаций находятся в одной очереди кредиторов, что и другие кредиторы. Правда в среднем, согласно статистике портала по банкротству Федре-сурс (https://fedresurs.ru/), при банкротстве компании кредиторы получают на 1 рубль долга около

3% выплат, что делает это право достаточно эфемерным в реальной действительности.

4. Облигация, как старшая ценная бумага по сравнению с акциями (речь идет о старшинстве выплат при банкротстве компании) обладает большей надежностью для держателя, чем акции.

Показатели привлечения финансирования в компанию с помощью выпуска облигаций в настоящее время существенно превышают объемы финансирования с помощью банковского кредитования (см. рис. 2 и рис. 3). В частности в 2021 году объем выпущенных облигаций на внутреннем российском рынке достиг суммы 35 трлн.р. по сравнению с 7 трлн.р. кредитования банков. Правда в эти объемы включены выпущенные облигации как крупного бизнеса, так и мелкого и среднего бизнеса. Объемы демонстрируют реальную возможность компаний привлекать финансирования с помощью выпуска облигаций.

Для привлечения финансирования с помощью выпуска облигаций минимальная сумма согласно

23534853485323532353534889235323485348234823235348

требованиям Мосбиржи составляет минимум 500 млн.р. [3] При этом для привлечения финансирования с помощью обычных корпоративных облигаций минимальных объемов не предусмотрено [4], что позволяет и компаниям малого и среднего бизнеса активно использовать данный инструмент для привлечения финансирования.

Литература

1. Выпущенные российскими эмитентами ценные бумаги на внутреннем рынке // Статистические данные Центрального банка России // URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/sec_st/issue/ (дата обращения 12.03.2022)

2. Статистика инвестиционных платформ. Годовые отчеты / данные портала Rusp2p.Ru / сайт URL: https://rusp2p.ru/statistics/ (дата обращения 12.03.2022)

3. Требования для биржевых облигаций// Портал Мосбиржи // URL: https://www.moex.com/a2589 (дата обращения 12.03.2022)

4. Требования для облигаций российских эмитентов // Портал Мосбиржи // URL: https://www.moex.com/a2588 (дата обращения 12.03.2022)

5. Якупова Ю., Тетерин В., Сараев А. Прогноз кредитования малого и среднего бизнеса в России на 2021 год: выжившие / Портал рейтингового агентства "Эксперт" / сайт URL: https://raexpert.ru/researches/banks/msb_2021/#part 1 (дата обращения 12.03.2022)

Financing of the company through the issuance of shares, bonds, loans

and other methods Aleshina A.V., Bulgakov A.L., Maximova A.I.

Lomonosov Moscow State University, Higher School of Economics JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34

There are several ways to attract financing to the company, some of which are available to larger companies, some of the ways are available to small and medium-sized companies, including: issue of shares (attracting financing to the company through IPO or SPO), bond issuance, bank lending, factoring, leasing, project financing, new financing methods, including crowdfunding and other methods. Companies face the question of how to choose the most effective way to attract financing. The answer to this question depends on a number of factors, including the life of the company, the availability of collateral, the amount of financing required and other factors.

Keywords: company financing, share issue , IPO, SPO, bond issue, bank lending, factoring, leasing, project financing, new financing methods, crowd funding, P2P lending. References

1. Securities issued by Russian issuers on the domestic market // Statistics

of the Central Bank of Russia // URL: https://cbr.ru/statis-tics/macro_itm/sec_st/issue / (accessed 12.03.2022)

2. Statistics of investment platforms. Annual reports / portal data Rusp2p.Ru

/ website URL: https://rusp2p.ru/statistics / (accessed 12.03.2022)

3. Requirements for exchange-traded bonds// Mosbirzhi Portal // URL:

https://www.moex.com/a2589 (accessed 12.03.2022)

4. Requirements for bonds of Russian issuers // Mosbirzhi Portal // URL:

https://www.moex.com/a2588 (accessed 12.03.2022)

5. Yakupova Yu., Teterin V., Saraev A. Forecast of lending to small and me-

dium-sized businesses in Russia for 2021: survivors / Portal of the rating agency "Expert" / website URL: https://raexpert.ru/re-searches/banks/msb_2021/#part1 (accessed 12.03.2022)

СЧ СЧ

о

СЧ fO

о

Ш

m

X

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.