ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ
DOI: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2020.2A4
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ПРОФИЛАКТИКЕ ГРИППА И ОРВИ
РАХМАНОВА О.В., ПОДКОПАЕВА Д.С., БАРТЕНЕВА А.А., ЧУРИЛОВА М.О.
Курский государственный медицинский университет, г. Курск, Российская Федерация Вестник ВГМУ. - 2020. - Том 19, №2. - С. 44-50.
THE ADHERENCE OF STUDENTS OF THE KURSK STATE MEDICAL UNIVERSITY TO INFLUENZA AND ARVI PREVENTION
RAKHMANOVA O.V., PODKOPAEVA D.S., BARTENEVA A.A., CHURILOVA M.O.
Kursk State Medical University, Kursk, Russian Federation Vestnik VGMU. 2020;19(2):44-50.
Резюме.
Цель работы - определить приверженность студентов-медиков к специфическим (вакцинации против гриппа) и неспецифическим мерам профилактики по предупреждению гриппа и острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ).
Материал и методы. Проведено анкетирование 208 студентов Курского государственного медицинского университета в возрасте 17-25 лет (с 1 по 6 курс). Анкета для проведения опроса включала в себя вопросы о заболеваемости студентов в течение года гриппом и ОРВИ, о том, привержены ли они к ежегодной вакцинации и какие средства используют для профилактики вышеуказанных заболеваний. Исследуемые были распределены на 2 группы: в первую группу вошли студенты начальных курсов (1-3 курсы) - до изучения клинических дисциплин, во вторую группу - студенты старших курсов (4-6), обучающиеся на клинических кафедрах. Для установления разности между ними был использован критерий Стьюдента.
Результаты. Среди всех респондентов ежегодно иммунизацию против гриппа проходят 36,5% студентов, причем процент выполняющих профилактические прививки от гриппа в первой группе достоверно ниже, чем во второй (23,1 и 50% соответственно, p<0,05). Среди причин отказов от вакцинации у студентов младших курсов преобладало опасение риска поствакцинальных реакций и осложнений. Большинство респондентов (67,1%) обращаются за медицинской помощью при заболевании ОРВИ и гриппом.
Заключение. Изучение клинических дисциплин положительно сказывается на отношение студентов-медиков к вакцинации против гриппа и повышает их готовность ежегодно выполнять профилактические прививки. В связи с низкой осведомленностью студентов младших курсов возникает необходимость проведения просветительских профилактических мероприятий непосредственно перед сезоном вакцинации. В обеих группах отмечена тенденция к превалированию «перенесения болезни на ногах».
Ключевые слова: вакцинация против гриппа, заболеваемость, иммунизация, профилактика, грипп и ОРВИ, студенты, поствакцинальные осложнения, комплаентность.
Abstract.
Objectives. To determine the adherence of medical students to specific (influenza vaccination) and non-specific prophylactic measures aimed at the prevention of influenza and acute respiratory viral infections (ARVI). Material and methods. A survey of 208 students of the Kursk State Medical University aged 17-25 years (from the 1st to the 6th courses) was conducted. The questionnaire for the survey included questions about influenza and ARVI incidence of students during one year, whether they are adherent to annual vaccination and what means are used by them to prevent the above diseases. The subjects were divided into 2 groups: the first group included the junior students (the 1st-the 3rd courses) before their studying clinical disciplines, the second group consisted of senior students (the 4th - the 6th courses)
those who were taught at the clinical chars. To establish the difference between them Student's criterion was used. Results. Among all respondents, 36.5% of students annually undergo immunization against influenza, the percentage of those who are preventively vaccinated against influenza being significantly lower in the first group than in the second (23.1 and 50%, respectively, p<0.05) one. Among the reasons for refusal of vaccination among junior students the fear of the risk of post-vaccination reactions and complications prevailed. Most respondents (67.1%) seek for medical aid in case of being ill with ARVI and influenza.
Conclusions. Studying clinical disciplines has a positive effect on the attitude of medical students to vaccination against influenza and increases their readiness for performing preventive vaccinations yearly. Due to the low awareness of junior students, there is a need for educational preventive measures directly before the vaccination season. In both groups, there was a tendency for the prevalence of «disease on the legs».
Key words: influenza vaccination, disease incidence, immunization, prevention, influenza and ARVI, students, postvaccination complications, compliance.
Сохранение здоровья современной молодежи, и в частности студенческой молодежи как отдельной социально-демографической категории и интеллектуального резервного потенциала, является актуальной и важной проблемой общества XXI века. Проблемы эпидемиологической обстановки, вакцинопрофилактики, биологической безопасности остаются актуальными во всем мире [1]. Грипп и ОРВИ как повсеместные массовые заболевания занимают лидирующее место в структуре всех инфекционных патологий. Заболеваемость гриппом и ОРВИ носит характер ежегодного роста, преобладает в структуре всех инфекционных болезней. За время зимних пиков гриппом заболевает приблизительно каждый десятый взрослый. Для России и стран северного полушария характерен типичный сезонный пик заболеваемости гриппом и ОРВИ в зимний период. Согласно данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2017-2019 годов инфекционная заболеваемость гриппом и ОРВИ в Российской Федерации снижается [2, 3]. Масштабное информирование различных групп населения о мерах и средствах первичной профилактики гриппа энергично популяризируется [4]. Необходимо отметить, что адаптация студентов медицинских университетов - сложный психоэмоциональный процесс вовлечения в новую специфическую организационно-образовательную систему. Он приводит к перестройке и срыву ранее устроенных механизмов компенсации [5-7]. В связи с этим заболеваемость ОРВИ и гриппом обучающихся начальных курсов наиболее высокая. Заболеваемость гриппом приводит к временной нетрудоспособности большей части активного населения, а следовательно и экономическим,
финансовым потерям государства [8]. Важной задачей первичного звена здравоохранения является информирование по вопросам профилактики гриппа и ОРВИ и реализация иммунопрофилактики. На сегодняшний день единственным стратегически оправданным методом профилактики гриппа в экономическом и социальном аспектах, по мнению Всемирной организации здравоохранения, является вакцинация. Активное внедрение обучающих профилактических программ по борьбе с гриппом и ОРВИ различным группам населения позволит повысить уровень осведомленности о всех возможных мерах профилактики [9]. Несмотря на это в России до сих пор сохраняются антипрививочные движения. Главными причинами отказов от вакцинации становятся низкая осведомленность, заблуждения, связанные с высокой вероятностью негативных последствий, поствакцинальных осложнений и риском возникновения самого инфекционного заболевания после проведения вакцинации. Зачастую триггерами поствакциональных осложнений становятся хронические соматические заболевания - невротические, неврозоподобные состояния, патологическая нервно-рефлекторная возбудимость, вегетососудистая дистония, дисфункция эндокринной системы, а также одновременное наличие и рецидивов заболеваний желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы [10, 11].
Проблема привлечения студентов к использованию профилактических мер по борьбе с гриппом и ОРВИ, вакцинации и иммунизации не теряет своей актуальности в настоящее время [4].
Цель работы - определить приверженность студентов-медиков к вакцинации против гриппа, применению различных профилактических мер и средств по предупреждению гриппа и ОРВИ.
Материал и методы
Нами был проведен опрос 208 студентов Курского государственного медицинского университета с 1 по 6 курс. Возраст опрошенных находился в диапазоне от 17 до 25 лет. Среди респондентов было 170 (82,2%) девушек и 38 (18,2%) юношей. Анкета для проведения опроса включала в себя вопросы о заболеваемости студентов в течение года гриппом и ОРВИ, о том, привержены ли они к ежегодной вакцинации и какие средства и меры используют для профилактики вышеуказанных заболеваний.
В зависимости от образовательного опыта респонденты были поделены на две группы: студенты 1-3 курсов - до изучения клинических дисциплин и студенты 4-6 курсов - проходящие обучение по таким дисциплинам, как инфекционные болезни, иммунология, т.е. изучающие грипп и ОРВИ как заболевания на профессиональной основе.
Все данные о компетентности студентов представлены в виде экстенсивных показателей, для установления разности между ними был использован критерий Стьюдента.
Результаты
Более половины всех опрошенных студентов-медиков (60,1%) отметили, что болели гриппом и ОРВИ в текущем году. Среди обучающихся 1-3 курсов почти в 2 раза выше процент тех, кто перенес данные заболевания (76,9% среди студентов первой группы против 43,3% среди учащихся второй группы, р<0,01).
Обращались за медицинской помощью при заболевании ОРВИ и гриппом 34,1% всех респондентов. Студенты младших курсов достоверно чаще обращались к специалистам, чем студенты старших курсов (47,1% против 21,2%, р<0,05).
Среди всех респондентов ежегодно иммунизацию против гриппа проходят 36,5% студентов, причем процент выполняющих профилактические прививки от гриппа в первой группе достоверно ниже, чем во второй (23,1 и 50% соответственно, р<0,05). 63,5% респондентов отказываются от вакцинации или выполняют ее нерегулярно, причем среди обучающихся 1-3 курсов доля отказов от профилактических прививок и нерегулярного выполнения вакцинации в 1,5 раза больше (76,9% среди студентов младших курсов против 50% среди студентов старших курсов,
р<0,01). В качестве причины отказа от вакцинации студенты преимущественно отмечали опасение возникновения поствакцинальных осложнений.
При анализе ответов студентов-медиков на вопросы, касающиеся использования средств профилактики ОРВИ и гриппа, выяснено, что пользоваться лекарственными препаратами для профилактики предпочитают 33,2% всех обучающихся. Доля тех, кто употребляет препараты для профилактики гриппа и ОРВИ, достоверно выше среди студентов младших курсов, чем среди обучающихся на клинических кафедрах (45,2 и 21,2% соответственно, р<0,05). К использованию народных средств профилактики ОРВИ и гриппа склонны менее 1/3 всех студентов (27%). Доля респондентов, которые предпочитают народные средства, среди студентов первой и второй группы почти одинакова (13 и 14% соответственно). К использованию медицинской маски как средства профилактики ОРВИ и гриппа в периоды сезонных эпидемий склонны 73% всех опрошенных. Среди студентов первой группы медицинскую маску использует 41% опрошенных, среди студентов второй группы - 30,8%.
76,1% респондентов указали, что «переносят болезнь на ногах» и продолжают посещать практические занятия и лекции. Это характерно как для студентов младших курсов, так и для обучающихся на старших курсах (73,1 и 78,8%). Респонденты связывают это с нежеланием отрабатывать пропущенные занятия.
Более половины опрошенных студентов КГМУ для лечения ОРВИ и гриппа предпочитают использовать противовирусные препараты (52,4%) и симптоматические средства (51%).
Среди всех респондентов в качестве мер для предупреждения ОРВИ и гриппа от 40 до 70% отметили исключение переохлаждения и ежедневное употребление свежих овощей и фруктов (табл. 1). От 20 до 40% всех студентов-медиков отдают предпочтение частому проветриванию и влажной уборке жилья, применению БАД и витаминов, достаточному приему воды, регулярным физическим нагрузкам и воздержанию от алкоголя и курения.
Исходя из полученных данных, следует отметить, что студенты, обучающиеся на клинических кафедрах, более привержены к ежегодному выполнению профилактических прививок от гриппа, реже болеют ОРВИ и гриппом в течение года, достоверно ниже используют лекарствен-
Таблица 1 - Показатели компетентности студентов-медиков в области профилактики ОРВИ и гриппа
Доля готовности, %
Среди всех студентов В зависимости от изучения клинических дисциплин
До После Достоверность разности
Заболеваемость гриппом и ОРВИ в текущем году 60,1 76,9 43,3 р<0,01
Обращаемость за медицинской помощью при заболевании ОРВИ и гриппом 34,1 47,1 21,2 р<0,05
Ежегодное выполнение профилактической прививки от гриппа 36,5 23,1 50 р<0,05
Отказ от выполнения профилактической прививки от гриппа или нерегулярная иммунизация 63,5 76,9 50 р<0,01
Использование лекарственных препаратов для профилактики ОРВИ и гриппа 33,2 45,2 21,2 р<0,05
Использование народных средств для профилактики ОРВИ и гриппа 13,0 12,5 13,5 р>0,05
Использование медицинской маски для предупреждения инфицирования гриппом и ОРВИ 35,1 39,4 30,8 р>0,05
Присутствие на практических занятиях и лекциях при заболевании ОРВИ и гриппом 76,0 73,1 78,8 р>0,05
Прием антибиотиков, противобактериальных средств при ОРВИ 18,8 34,6 8,7 р<0,05
Прием противовирусных средств при ОРВИ 52,4 48,1 56,7 р>0,05
Прием иммуномодулирующих препаратов при ОРВИ 4,3 3,8 4,8 р>0,05
Применение симптоматической терапии при ОРВИ 24,5 20,2 28,8 р>0,05
Ежедневное употребление свежих овощей и фруктов для предупреждения ОРВИ и гриппа 42,8 39,4 46,2 р>0,05
Санация носовой, ротовой полости 22,1 13,5 30,8 р>0,05
Исключение переохлаждения 65,9 63,5 68,3 р>0,05
Применение БАД и витаминов 33,7 36,5 30,8 р>0,05
Систематическое закаливание 8,7 6,7 10,6 р>0,05
Регулярные физические нагрузки 22,1 24 20,2 р>0,05
Воздержание от алкоголя и курения 21,6 20,2 23,1 р>0,05
Достаточный ежедневный прием воды 31,3 30,8 31,7 р>0,05
Частое проветривание и влажная уборка жилья 38,5 42,3 34,6 р>0,05
ные препараты и медицинские маски для профилактики гриппа и ОРВИ, чем студенты 1-3 курсов; у студентов обеих групп наблюдается тенденция к посещению практических занятий и лекций во время заболевания ОРВИ и гриппом; отказ от ежегодной иммунизации обусловлен опасением риска осложнений после введения вакцины.
Обсуждение
Проведенное нами анкетирование имеет направленность на выяснение общей эпидемиоло-
гической обстановки, заболеваемости студентов медицинского вуза гриппом и ОРВИ и приверженности к специфическим мерам профилактики. Несмотря на то, что респонденты - обучающиеся лечебного факультета, изучающие врачебные, клинические научные дисциплины, отмечается низкая осведомленность студентов о поствакцинальных осложнениях (частоте, причинах развития таковых), о бесспорной эффективности вакцинации против гриппа. Пренебрегая проведением вакцинации против гриппа из-за опасения поствакцинальных осложнений, которые в дей-
ствительности имеют минимальную вероятность возникновения, многие забывают о серьезных осложнениях, возникающих намного чаще, со стороны различных органов и систем, которые вызывают грипп и ОРВИ. Среди таких осложнений наиболее часто наблюдаются: пневмонии, синдром Рейе, инфекционно-токсический шок, токсический гриппозный миокардит и перикардит.
В нашем исследовании достоверно выявлена тенденция увеличения приверженности к специфической профилактике гриппа - вакцинации у студентов старших курсов (4-6), по мере приближения к выпускному курсу, по сравнению со студентами начальных курсов (1-3). Прежде всего такое распределение связано с приобретением профессиональной компетентности и необходимых знаний у старшекурсников по мере изучения клинических дисциплин. Отсутствие или недостаточность клинического мышления, а также знаний у студентов младших курсов предрасполагают к ошибочному мнению и категорическому негативному отношению к вакцинации против гриппа. На сегодняшний день экономический ущерб от гриппа и ОРВИ по сравнению с остальными заболеваниями, вызванными инфекционными агентами, является преобладающим в Российской Федерации [9]. Невероятно высокая частота изменчивости антигенов (в частности нейраминидазы, гемагглютинина) вирусов гриппа - антигенный дрейф и шифт - являются причинами возникновения массовых заболеваний и частой смены противогриппозных вакцин. Современное лечение и профилактика гриппа предполагают использование строго специфической терапии - противогриппозных вакцин, противовирусных препаратов (широкую известность приобрели производные адамантана, ингибиторы нейраминидазы, интерфероны, индукторы синтеза интерферонов). Применение симптоматического лечения показано и эффективно в случаях развития осложнений. Назначение и использование противовирусных препаратов взрослым оправданы в случае поздней вакцинации пациентам группы риска в первые 2 недели после вакцинации, лицам в состоянии иммунодефицита, пожилым людям в качестве дополнения к вакцинации, невакцинированным, контактирующие с больными гриппом и ОРВИ, а также лицам, имеющим противопоказания к прививке против гриппа [10, 11]. Самостоятельный выбор неспецифических и мало доказуемых лекарственных средств и их применение у студентов 1-3 курсов
зачастую приводят к возникновению осложнений и дальнейшему прогрессированию основного заболевания.
В Федеральном законе Российской Федерации от 17.09.1998 №157 (редактированном от 28.11.2018) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» установлен список лиц, для которых вакцинация перед эпидемическим сезоном является обязательной - беременные женщины во II и III триместрах, пациенты в любом возрасте в иммуносупрессивном состоянии, страдающие такими хроническими заболеваниями, как сахарный диабет, бронхолегочные, сердечно-сосудистые. Отдельно стоит отметить, что законом строго предусмотрена обязательная ежегодная вакцинация против гриппа всех медицинских работников [12]. Низкая осведомленность студентов младших курсов о причинах и частоте возникновения поствакцинальных осложнений является ключевым при обосновании отказа от прививки против гриппа. Возникает необходимость также иметь представления и четко дифференцировать такие состояния, как поствакцинальные осложнения и поствакцинальные реакции. Поствакцинальные реакции, в отличие от осложнений - аллергические, гиперэргические реакции организма на триггерный фактор, чаще после введения живых вакцин. Причем как поствакцинальные реакции, так и осложнения чаще возникают у детей в возрасте 7-12 лет. Риск возникновения поствакцинальных осложнений в несколько раз снижается после тщательного врачебного осмотра, выявления противопоказаний к вакцинации. В программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи включено медицинское обследование до профилактической вакцинации, а также получение медицинской помощи в лечебных учреждениях при развитии поствакцинальных осложнений [10].
Одним из неспецифических результативных профилактических методов гриппа и ОРВИ считается ограничение контактов с больным в инкубационный период. Также эффективным и общепринятым остается использование различных методов дезинфекции (физические, химические, механические - ношение средств индивидуальной защиты (медицинских масок), соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук, санация полости носа и глотки антисептическими растворами, частое проветривание помещений) [11]. Одной из причин усугубления и увеличения длительности течения инфекционного про-
цесса при гриппе и ОРВИ у студентов-медиков является отказ от временной нетрудоспособности, «перенесение болезни на ногах», посещение практических занятий и лекций в обычном режиме [5, 7], что, в свою очередь, приводит к распространению массовой острой респираторной вирусной инфекции в замкнутых коллективах [8]. Для решения ряда вышеперечисленных проблем становится необходимым проведение просветительских профилактических мероприятий среди студентов младших курсов (1-3) для разъяснения и обсуждения спорных и особо острых вопросов о специфической профилактике, регулярной вакцинации против гриппа.
Заключение
Изучение клинических дисциплин положительно сказывается на отношении студентов-медиков к вакцинации против гриппа и повышает их готовность ежегодно выполнять профилактические прививки. Рациональным является проведение просветительских мероприятий, посвященных профилактике и лечению гриппа для студентов 1-3 курсов и разъяснение вопроса о возможных поствакцинальных осложнениях и последствий отказов от вакцинации.
Литература
1. Кареткина, Г. Н. Грипп, ОРВИ: проблемы профилактики и лечения / Г. Н. Кареткина // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. - 2015. - № 4. - С. 25-34.
2. Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях в Российской Федерации за январь-декабрь
References
1. Karetkina GN. Influenza, ARVI: problems of prevention and treatment. Infektsionnye Bolezni Novosti Mneniia Obuchenie. 2015;(4):25-34. (In Russ.)
2. Information on infectious and parasitic diseases in the Russian Federation for January-December 2018 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https:// rospotrebnadzor.ru/activities/statistical-materials/ statictic_details.php?ELEMENT_ID=11277. Data dostupa: 31.03.2020.
3. Shabanov LS, Afanas'yeva LV, Barteneva GV, Borovova GA, Likhushina EA, Malakhov AV, redsovet. Statistical Yearbook of Kursk Region: stat sb. Kursk, RF; 2018. 424 p. (In Russ.)
4. Meermanova IB, Koygel'dinova ShS, Ibraev SA. Health
2018 [Электронный ресурс] / Федерал. служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. - Режим доступа: https://rospotrebnadzor. ru/activities/statistical-materials/statictic_details. php?ELEMENT_ID=11277. - Дата доступа: 31.03.2020.
3. Статистический ежегодник Курской области : стат. сб. / редсовет: Л. С. Шабанов [и др.]. - Курск, 2018. - 424 с.
4. Меерманова, И. Б. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях / И. Б. Меерманова, Ш. С. Койгельдинова, С. А. Ибраев // Между-нар. журн. приклад. и фундам. исслед. - 2017. - № 2-2.
- С. 193-197.
5. Ненашева, Е. В. Адаптация студентов-медиков / Е. В. Ненашева, А. А. Деревянко, Н. В. Кодякова // APRIORI. Сер. Гуманитар. науки. - 2015. - № 6. - С. 24.
6. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И. В. Журавлева ; Ин-т социологии РАН. - Москва, 2012. - 252 с.
7. Заболотная, С. Г. К вопросу об успешности адаптации студентов медицинского вуза / С. Г. Заболотная // Учен. зап. СПбГМУ им. И. П. Павлова. - 2012. - Т. 19, № 4.
- С. 17-20.
8. Родионов, В. А. Грипп и ОРЗ у студентов медицинского факультета / В. А. Родионов, О. Н. Иванова // Acta medica Eurasica. - 2016. - № 3. - С. 29-31.
9. Вакцинопрофилактика гриппа в современных условиях / О. С. Коншина [и др.] // Мед. совет. - 2016. - № 7. - С. 86-89
10. Лусс, Л. В. Основные принципы лечения и профилактики гриппа. Поствакцинальные реакции и осложнения: мифы и реальность / Л. В. Лусс, М. П. Костинов // Док-тор.Ру. - 2008. - № 2. - С. 5-10.
11. Косенко, И. М. Профилактика и лечение острых респираторных вирусных инфекций. Место комбинированных препаратов / И. М. Косенко // Мед. совет. - 2014.
- № 15. - С. 72-77.
12. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ : [сайт]. - Режим доступа: https://base. garant.ru/12113020/. - Дата доступа: 28.03.2020.
Поступила 23.12.2019 г. Принята в печать 25.03.2020 г.
status of students in higher education. Mezhdunar Zhurn Priklad Fundam Issled. 2017;(2-2):193-7. (In Russ.)
5. Nenasheva EV, Derevyanko AA, Kodyakova NV. Adaptation of medical students. APRIORI Ser Gumanitar Nauki. 2015;(6):24. (In Russ.)
6. Zhuravleva IV, otv red; In-t sotsiologii RAN. Student Health: A Sociological Analysis. Moscow, RF; 2012. 252 р. (In Russ.)
7. Zabolotnaya SG. On the issue of successful adaptation of students of a medical university. Uchen Zap SPbGMU im IP Pavlova. 2012;19(4):17-20. (In Russ.)
8. Rodionov VA, Ivanova ON. Flu and acute respiratory infections in students of the Faculty of Medicine. Acta Medica Eurasica. 2016;(3):29-31. (In Russ.)
9. Konshina OS, Erofeeva MK, Nikiforova AN, Maksakova VL. Flu vaccine in modern conditions. Med Sovet.
2014;(15)72-7. (In Russ.) 12. Federal Law of September 17, 1998 No. 157-ФЗ «On the Immunoprophylaxis of Infectious Diseases» (as amended) [Elektronnyi resurs]. GARANT.RU: [sait]. Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/12113020/. Data dostupa: 28.03.2020.
Submitted 23.12.2019 Accepted 25.03.2020
Сведения об авторах:
Рахманова О.В. - ассистент кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики, Курский государственный медицинский университет;
Подкопаева Д.С. - студентка 5 курса лечебного факультета, Курский государственный медицинский университет; Бартенева А.А. - студентка 5 курса лечебного факультета, Курский государственный медицинский университет; Чурилова М.О. - студентка 5 курса лечебного факультета, Курский государственный медицинский университет.
Information about authors:
Rakhmanova O.V.— lecturer of the Outpatient Therapy & General Practitioner Chair, Kursk State Medical University; Podkopaeva D.S. - the fifth-year medical student, Kursk State Medical University; Barteneva A.A. - the fifth-year medical student, Kursk State Medical University; Churilova M.O. - the fifth-year medical student, Kursk State Medical University.
Адрес для корреспонденции: Российская Федерация, 305041, г. Курск, ул. К. Маркса, д. 3, Курский государственный медицинский университет, кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики. E-mail: Dinamypohtacom@yandex.ru - Подкопаева Дарья Сергеевна.
Correspondence address: Russian Federation, 305041, Kursk, 3 K. Marx str., Kursk State Medical University, Outpatient Therapy & General Practitioner Chair. E-mail: Dinamypohtacom@yandex.ru - Darya S. Podkopaeva.
2016;(7):86-9. (In Russ.)
10. Luss LV, Kostinov MP. The basic principles of treatment and prevention of influenza. Post-vaccination reactions and complications: myths and reality. DoktorRu. 2008;(2):5-10. (In Russ.)
11. Kosenko IM. Prevention and treatment of acute respiratory viral infections. Place of combination drugs. Med Sovet.