ПРИВАТИЗАЦИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ СТРАНЫ
Маткаримов С.Р.1, Джалилов Б.Б.2
1АО «Узбекистонтемирйулллари» 2Казахского университета путей сообщения
В статье рассматриваются основные этапы, а также проблемы развития железнодорожного транспорта (далее ж/д) Республики Узбекистан (далее РУз), дается анализ экономических и организационных результатов приватизации отрасли в мире, исследуются современное состояние железных дорог страны и перспективы их развития до 2030 года.
Экономическая безопасность, приватизация, транспортные коридоры, транзит, внешняя торговля, экспорт, импорт, экономический потенциал, долговая нагрузка, подвижной состав, грузовые вагоны, тяга, частный сектор, капитал.
На сегодняшний день железнодорожный транспорт занимает особое место в транспортно-коммуникационной системе республики. Данная отрасль является самой крупной естественной монополией в нашей стране, ее эффективная деятельность оказывает значительное влияние на все экономические реформы, осуществляемые в нашем государстве. "В настоящее время, - отмечает Президент РУз Шавкат Мирзиёев, - тот факт, что на сегодняшний день в стране железнодорожным транспортом перевозится свыше 60 процентов грузов и более 75 процентов пассажиров, свидетельствует о том, какую важную роль играет данная сфера в развитии экономики" [1].
Цель изыскательной работы заключается в выявлении особенностей формирования экономической безопасности предприятий железнодорожного транспорта Узбекистана в условиях трансформации путем приватизации отрасли. В связи с этим задачами исследования являются определение стратегии экономической безопасности как формы реализации миссии экономической безопасности предприятий железнодорожного транспорта Узбекистана в лице АО "Узбекистан темир йуллари" (далее АО «УТЙ»)круп-нейшая компания страны, которой является естественная монополия, обеспечивающая функционирование железнодорожного транспорта в РУз.
Основные цели реформы путем трансформации железнодорожной отрасли Республики Узбекистан (далее РУз) являются следующие аспекты:
1.Обеспечение роста объемов и качества ж/д перевозок;
2.Повышение конкурентоспособности отраслей экономики Узбекистана;
З.Операционная эффективность деятельности ж/д отрасли и АО «УТЙ»;
4.Финансовая устойчивость ж/д отрасли;
5.Привлечение негосударственных инвестиций в ж/д отрасль;
б.Эффективное управление отраслью и АО «УТЙ».
В ближайшие годы в обновление грузовых вагонов АО «УТЙ» необходимо вложить около 600 млн долл. США. Привлечение инвестиций
471
Аннотация:
Ключевые слова:
может снизить нагрузку на АО «УТЙ». Программа закупа на 2022-2024 гг. предусматривает загрузку собственных мощностей по производству, то есть несёт социально-корпоративную нагрузку, что примерно в 2,5 раза больше, чем участие АО «УТЙ» в инвестиционной программе 2019 г. собственными средствами. Открытие вагонного сегмента частным инвесторам сможет снизить финансовую нагрузку на АО «УТЙ» в части закупа новых вагонов.
Для сокращения потребности в инвестициях со стороны АО «УТЙ» целесообразно рассмотреть возможность стимулирования развития частных операторов. Это обуславливается следующими факторами:
1.Неготовность государства финансировать развитие подвижного состава АО «УТЙ» в текущей модели рынка;
2.Недостаточность собственных средств для финансирования программы развития;
3.Высокая долговая нагрузка, ограниченные возможности по увеличению долга;
4.Отсутствие конкурентного давления, сохранение резерва; (Рис.1.)
Рисунок 1: Опции по источникам финансирования программы развития
АО «УТЙ»
Дискуссионными не только для Узбекистана, но и других стран мира являются вопросы либерализации рынка железнодорожных перевозок и полная или частичная приватизация отрасли железных дорог. Требования к инвесторам, которые сбалансируют риски операторского рынка можно рассмотреть.
В Узбекистане отсутствуют регуляторные ограничения для деятельности частных операторов вагонов, на сети работают частные вагоны. Тем не менее, частные операторы не получили существенного развития. На рынке нет дефицита вагонов: 25% парка АО «УТЙ» Наиболее доходные перевозки -импорт и транзит - выполняются вагонами иностранных операторов собственников Российской Федераций (далее РФ) и Республики Казахстана (далее РК), вагоны приписки АО «УТЙ» выполняют в основном внутренние перевозки с низким тарифом и скоростью.
472
Рисунок 3: Доля инвентарьного и рабочего парка вагонов АО «УТЙ»
Основная причина - вагоны приписки АО «УТЙ» работают в основном во внутреннем сообщении с низким тарифом и плечом доставки, что не позволяет окупить инвестиции в новый вагон.
При действующих тарифах АО «УТЙ» инвестиции в новый вагон не окупаются, для окупаемости необходимо повышение производительности вагона в 1,5 раза. Регулируемый тариф АО «УТЙ» не позволяет инвестициям в вагоны окупиться в целом. Доступность тарифа может быть сохранена при росте производительности вагона с 4100 ткм до 6300 ткм в сутки. (NPV - net present value - Чистая приведённая стоимость.) Рис. 4.
Рисунок 4: Период инвестиции и производительность рабочего
парка АО «УТЙ»
До повышения производительности грузовых вагонов окупаемость можно обеспечить скидками на покупку вагона и/или на тариф для частного парка. До формирования транзитных коридоров в Афганистане и/или Кыргызстане развитие частных операторов вагонов потребует субсидий со стороны государства и/или АО «УТЙ». С учетом сроков создания частного парка, часть капитальных затрат на обновление парка вагонов может быть оптимизирована через лизинг. При этом стоимост нового вагона составит 55
473
000 долл. США, арендной ставке 700 рублей/сутки в РФ за вагон и сроком службы вагона 33 года.
Расссмотрим следующие сценарий по оптимизаций лизинга из РФ: 1 .Преимущества - нет необходимости инвестиций или роста долга, низкие ставки из-за профицита вагонов в РФ.
2. Недостатки - волатильность ставок на аренду вагонов в РФ, валютный риск, снижение загрузки собственных производственных мощностей АО «УТЙ» [2].
Рисунок 5: Тайм-лайн особенности создания частного парка АО «УТЙ» Подводя итог, следует отметить, что дальнейшие преобразования железнодорожной отрасли сегодня рассматриваются как важнейшее направление социально-экономического развития страны. Руководство Узбекистана запустила масштабную программу обновления железнодорожной системы АО «УТЙ». Реализация предложенных мер послужит формированию зоны мировой торговли на перекрестке транзитных коридоров Узбекистана, стимулированию развития всех видов транспорта и создаст условия для переориентирования крупных мировых торговых рынков в Центральную Азию.
Литература:
1.Узбекистон Республикаси Президенти Шавкат Мирзиёевнинг "Узбекистон темир йуллари" акциядорлик жамияти жамоасига табриги // "Халк сузи", 2018 йил, 4 август. [In Uzbek: Greetings from the President of the Republic of Uzbekistan Shavkat Mirziyoev to the team of Uzbekistan Railways].
2. Boston Consulting Group - "Подготовка к реформе железнодорожной отрасли РУз" -Т.: 20.11.2020г.
474