УДК 34
Чинов Д.Е.
Бакалавр, студент магистратуры Московский финансово-юридический университет МФЮА
(Россия, г. Москва)
ПРИВАТИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Аннотация. В данной статье изучается вопрос приватизации объектов культурного наследия частными лицами, а также их передача из федеральной собственности в собственность субъектов и муниципальных образований. Была произведена попытка обоснования коллизий законодательства РФ по вопросам передачи и приватизации объектов культурного наследия.
Ключевые слова:регулирование культуры, приватизация объектов культурного наследия, охрана культурного наследия, памятники культуры.
Большая часть памятников истории и культуры находится в федеральной государственной собственности, несмотря на то, что памятники истории и культуры могут находиться в собственности любого субъекта гражданских прав. Однако в настоящее время государство не всегда имеет возможность дать адекватную охрану памятникам культуры. Данное обстоятельство подтверждается тем, что за последние двадцать лет Россия, по данным Министерства культуры, утратила несколько сотен памятников федерального значения.
Именно по этой причине вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права становится с каждым днем все более актуальным. При этом передавать такие объекты в частную собственность вовсе не обязательно. Например, возможно осуществить передачу памятника культуры и истории в собственность субъектов Федерации. В данный момент, сложность в том, что правовое регулирование разграничения объектов, которые должны находиться в федеральной собственности и собственности субъектов федерации, нуждается в совершенствовании.
Основополагающим правовым актом, регулирующим рассматриваемые вопросы, является Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Данное Постановление содержит большое количество норм, которые на практике получают неоднозначную трактовку и толкование правоприменителя. К ним относятся и положения, которые регулируют порядок разграничения государственной собственности на объекты, которые являются памятниками истории и культуры. [1]
Например, весьма неудачной представляется формулировка п. 3 раздела I приложения 1 к Постановлению № 3020-1. В соответствии с указанным пунктом объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации могут быть отнесены только к федеральной собственности.
Буквальное толкование данной нормы позволяет говорить о том, что федеральной собственностью являются все объекты историко-культурного наследия. Вместе с тем, исходя из анализа вышеуказанного правового акта, объекты исторического и культурного наследия делят на объекты (памятники истории и культуры) федерального (общероссийского), регионального и местного значения. Значительное количество объектов, в целях сохранить историко-культурное наследие Российской Федерации включаются в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 48 Закона об объектах культурного наследия, объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. [2]
Таким образом, не только в федеральной собственности, но и в собственности иных публично-правовых образований могут находиться памятники истории и культуры местного значения.
Помимо прочего, сегодня законодатель разрешает приватизировать объекты культурного наследия.
Согласно п. 1 ст. 29 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, объекты культурного наследия могут приватизироваться в установленном законом порядке и способами, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию, которые получили название охранных обязательств.[3]
Объекты культурного наследия, которые отнесены к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, которые включены в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия, которые приватизации не подлежат - составляют исключение.
Следовательно, гарантией сохранности памятников истории и культуры служат именно охранные обязательства.
Орган охраны объектов культурного наследия в случае выявления нарушений условий охранного обязательства направляет собственнику предписание об устранении нарушений данного обязательства, а в случае если собственником в установленный срок они не будут устранены, обращается в суд с иском о принуждении собственника выполнить условия охранного обязательства в натуре и (или) о взыскании с него убытков, которые причинены нарушением условий охранного обязательства.
Для приватизации объектов культурного наследия религиозного назначения установлен особый режим. В силу п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации.
В случае, если объектами культурного наследия являются сами жилые помещения, либо жилые помещения являются частью объекта культурного наследия, то они тоже могут быть приватизированы.
Новый собственник в момент государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия, либо выявленного объекта культурного наследия принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия либо выявленного объекта культурного наследия, являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект.
В отношении объекта культурного наследия - владение, пользование и распоряжение, может осуществлять его собственник, вместе с тем существуют определённые ограничения правомочий собственника. В первую очередь законодатель возлагает на собственника обязанность сохранить объект культурного наследия. В настоящее время, обязанности собственника объекта культурного наследия по его сохранности сформулированы в самом общем виде. На мой взгляд, в законе необходимо более конкретно указать права и обязанности лиц - потенциальных собственников памятников культуры. При этом я считаю, что необходимо обратить особое внимание на определение плана ежегодных работ, двусторонние акты технического осмотра памятника, на разработку проектно-сметной документации, консервирование, реставрацию и опись движимых культурных ценностей, которые находятся на памятнике.
В ст. 240 ГК регламентирован порядок осуществления выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Данная правовая норма является очень важной для законодательного регулирования рассматриваемой сферы. Культурные ценности бесхозяйственно содержимые по решению суда могут быть изъяты путем выкупа государством или продажи с публичных торгов при условии, что их содержание собственником грозит утратой ими своего значения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Монографии, учебники и научная литература
1. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"
2. ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-Ф3 (с изменениями на 21 февраля 2019 года)
3. ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ (с изменениями и дополнениями)