Старкова Ю.А., НОУ ВПО «Академия права и управления» Научный руководитель: к.ю.н., доцент Е.Р. Брюхина
Приватизация комнат в общежитиях
Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 №1541-1 запрещает приватизацию комнат в общежитиях, однако, в соответствии с ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 №189-ФЗ, такая процедура возможна. Это противоречие создало ситуацию, которую суды не могли решить долгое время.
Приватизация жилых помещений в соответствии со ст. 1 Закона «О приватизации» означает бесплатную передачу в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Что касается общежитий, то они относятся к специализированному жилому фонду, и комнаты в них предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Таким образом, законодательный запрет на приватизацию связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д. - пункт 7 Постановления СОВМИНа РСФСР «Об утверждении примерного положения об общежитиях» от 1 1.08.1988 №328 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.07.1993 №726.)), что не нарушает конституционных прав граждан, закрепленных в статьях 40 и 35 Конституции Российской Федерации, положения которых не препятствуют отнесению жилых помещений, расположенных в общежитиях, к не подлежащим приватизации. Однако, в соответствии с Постановлением Правительства «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность и муниципальную собственность» от 07.03.1995 №235 «все общежития, находящиеся в хозяйственном ведении государственных предприятий и оперативном управлении госучреждений должны быть переданы в муниципальную собственность».
К общежитиям, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии со ст. 7 Федеральный Закон «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» от 29.12.2004 №189-ФЗ применяется тот же режим, что и к помещениям, предоставленным гражданам по договорам социального найма. Для этого жилые помещения общежития должны находиться в жилом доме - индивидуально-определенном здании, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Таким образом, для реализации прав граждан, проживающих в общежитиях, на приватизацию занимаемого жилья, для начала надо, чтобы оно находилось в определенном фонде - а именно, - в муниципальном. Для этого нет необходи-
мости иметь распоряжение о передаче общежития в муниципальный фонд, но требуется перевести здание общежития в статус жилого дома. Условиями здесь опять же является муниципальная собственность на общежитие и то, что жилые и подсобные помещения общежития должны соответствовать критерию жилого дома, основным из которых является принцип семейного заселения комнат (то есть отсутствие комнат, заселенных по принципу койко-мест). Далее процедура осуществляется по общим правилам.
В Пермском Крае передача комнат (квартир) осуществляется администрациями районов и поселка Новые Ляды. Порядок оформления передачи закреплен Решением Пермской городской Думы «Об утверждении положения о приватизации муниципального жилищного фонда в городе Перми» от 29.05.1999 №54. Гражданин, желающий получить в собственность занимаемое жилое помещение, подает заявление в районную администрацию. Заявление подписывается всеми совершеннолетними гражданами, а также несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, проживающими в приватизируемом жилом помещении. В заявлении указывается: в чью собственность должно быть передано жилое помещение, кто отказывается от участия в приватизации, но не возражает против приватизации жилого помещения другими членами семьи и гражданами, имеющими право на приватизацию, кто из отсутствующих членов семьи и иных лиц сохранил право на проживание и приватизацию данного жилого помещения (осужденные, дети-сироты, лица, находящиеся в рядах Вооруженных Сил, и иные категории граждан в соответствии с действующим законодательством). Ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении о приватизации, несут заявители. К заявлению прилагается:
- надлежаще оформленная справка с места жительства о составе семьи и/или совместно проживающих, имеющих право на приватизацию занимаемого жилого помещения, с указанием даты регистрации;
- документ о том, что ранее граждане в приватизации жилых помещений не участвовали;
- документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением (ордер, договор социального найма, выписка из лицевого счета, домовой или похозяйственней книги);
- план, экспликация и оценка жилого помещения, оформленные органом технической инвентаризации;
- копии паспортов (свидетельств о рождении) участников приватизации;
- справка о месте и времени прописки по предыдущим местам жительства с 1992 года;
- свидетельство о регистрации права государственной собственности Пермского края или выписка из Единого государственного реестра прав и выписка из реестра государственного имущества Пермского края;
- иные документы (доверенность, решение суда, разрешение органа опеки и попечительства и т.п.).
Заявление о приватизации составляется в двух экземплярах, один из которых передается в районную администрацию, другой, с отметкой о дате прие-
ма и подписью должностного лица, остается у заявителя. Решение вопроса о приватизации жилья принимается в двухмесячный срок со дня подачи документов в администрацию района. В случае положительного решения передача оформляется договором, заключаемым районной администрацией с гражданином (гражданами), в чью собственность передается жилье. При этом нотариального заверения договора не требуется. Право собственности на жилое помещение возникает с момента государственной регистрации договора в установленном законом порядке.
Несмотря на принцип бесплатности, которому отвечает приватизация, оплата расходов, связанных с оформлением договоров приватизации, производится лицами, приватизирующими жилое помещение, в размере и порядке, предусмотренных законодательством. В сумму включается не оплата непосредственно факта приватизации, а составление (получение) различных необходимых для нее документов. Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, и его регистрация производится за счет средств бюджета города (Приказ агентства по строительному и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги» от 1.04.2009 №СЭД-38-01-03-44).
В последнее время встает все больше вопросов о приватизации комнат в общежитиях, находящихся в федеральной собственности. Однако пока этот вопрос остается нерешенным и неизвестно будет ли он решен, так как закон «О приватизации» продлен до 2010 года. Судебная практика только начинает складываться, хотя в отношении муниципальной собственности этот вопрос однозначно решен в пользу нанимателей.
Список источников
Жилищный Кодекс РФ от 29.04.2004 №188-ФЗ.
Федеральный Закон «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» от 29.12.2004 №189-ФЗ.
Федеральный Закон «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 №1541-1.
Постановление Правительства «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность и муниципальную собственность» от 07.03.1995 №235.
Постановление СОВМИНа РСФСР «Об утверждении примерного положения об общежитиях» от 11.08.1988 №328 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.07.1993 №726.).
Решения Пермской городской Думы «Об утверждении положения о приватизации муниципального жилищного фонда в городе Перми» от 29.05.1999 №54.
Приказ агентства по строительному и жилищно-коммунальному хозяйству пермского края «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги» от 1.04.2009 №СЭД-38-01-03-44.
Туровец А.К., исторический факультет Научный руководитель: к.п.н. ст. преп. Н.Л. Батуева
Понятия и формы волеизъявления в гражданско-правовых сделках
Сделка является наиболее распространенным основанием возникновения гражданских прав и обязанностей, поскольку именно активные, целенаправленные действия граждан и юридических лиц приводят к необходимым правовым результатам, определяют мобильность общественных отношений и развитие гражданского оборота. Совершение сделки происходит посредством волеизъявления лица, т.е. путем действия, активного выражения им своей воли на создание необходимых правовых последствий.
Всякая сделка представляет собой единство воли, намерения лица совершить сделку и волеизъявления, поведения лица, в котором эта воля получает внешнее выражение. С одной стороны, это означает свободу в принятии решения, «нормальные условия формирования воли», а с другой - соответствие действия (волеизъявления) воле (намерению) лица.
Следовательно, само действие включает в себя как субъективный, так и объективный элементы. Прежде всего, лицо, вступающее в сделку, должно иметь намерение ее совершить. Такое намерение означает внутреннюю волю лица к совершению сделки и представляет собой субъективную предпосылку выражения этой воли.
Объективированная сторона, т.е. выраженная вовне воля, благодаря которому она становится доступной восприятию других лиц, называется волеизъявлением и представляет собой объективный элемент сделки. Волеизъявление -важнейший элемент сделки, с которым, как правило, связываются юридические последствия. Волеизъявление может выражаться в нескольких основных формах.
Прежде всего, сделка может быть совершена устно, прямым волеизъявлением, путём словесного выражения воли. При таком выражении воли участник сделки на словах формулирует готовность совершить сделку и условия её совершения.
Устную форму можно заключить, если это не противоречит закону, существу сделки и интересам сторон. Закон в виде общего правила позволяет прибегать к устной форме во всех тех случаях, когда законом или соглашением сторон не предусматривается для сделки письменная или письменная квалифицированная форма (ст. 159 ГК РФ). Это условие дополняет предусмотренный гражданским кодексом открытый перечень сделок (ст.8 ГК РФ).