Научная статья на тему 'Приватизация как модернизационный путь развития профессионального образования'

Приватизация как модернизационный путь развития профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ / УНИВЕРСИТЕТЫ / ВЗРОСЛЫЕ УЧАЩИЕСЯ / PRIVATE HIGHER EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / QUALITY ASSURANCE / ADULT LEARNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ключарев Григорий Артурович

В контексте вхождения России в Болонский процесс и признания принципа непрерывности образования на протяжении всей жизни в настоящей статье анализируется один из возможных путей модернизации профессиональной школы расширение негосударственного (частного) сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приватизация как модернизационный путь развития профессионального образования»

||СГ TI41ЛI&Мштшщта

DlL I П1ПIV Социологии

Тема номера: О б р а з о вание и молодёжь в России

Приватизация как модернизационный путь развития профессионального образования

Ключарёв Григорий! Артурович о доктор философских наук, профессор, заведующий отделом социально-экономических исследований Института социологии РАН

e-mail: [email protected]

N° 2, апрель2011

Приватизация

как модернизационныйпуть развития профессионального образования1

Аннотация в контенсте ^хс^)^^|е^1^я^(^с^)^1^в^с^1^(^н^с^<к^1р1):цесс

<1 пр.знанияпринципате.рерывности образова-в1ея их1 проицжАсеиесейжцеех тзе^т^ои^^х^ с^татье анах:1нтуетс< едия ен1взжсжявсх1ут<йоюдер-низации профессиональной школы - расширение негвсждарсттжажого Ис^си)^ж^)с^^1^а^ора.

Abst.acT The article explores possible ways of implementing

tenBoloeeaprindplxTTTctcallfonacmrm uous life-lo:g edimntion.l; proposed creation of private (non-gov.mmcet) univ—rs¡Си)<зе (^fmxi^emizmg

le.ming ^сИтое^^^(^г^и^1Исс^^г^тя

^КШеВЫеСЛОВД : и ас^и^):^^ оПрнзозпних, ет.осударсентнные вузы, университеты, взрослые учащиеся

Keywords: private higher education, vocational training, quality assurance, adult le.rne m

Введение

Опыт трансформирующихся экономик имеет одну важную особенность», связанную с эволюцией образовательных систем. Оказывается, что по мере перехода к рыночным отношениям доля негосударственного, частного сектора и, со-втветственно, финансового капитдла, неуклонно возрастает. С точки зрения логики рынка ничего странного в этомсет: соварно-денежные отношения распространяются не только на вферу материального производства и оказания услдг, но и на обласоь производства и распространения знаний и технологий. Разумеется, сторонники коммерциализации культуры и об-

1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 10-03-00247а «Непрерывное образование, человеческий капитал и социально-экономические неравенства в период трансформаций».

Есть существенная закономерность, которая проявляется в переходных, трансформационных экономиках почти во всех странах: по мере развития рыночных экономик доля негосударственных средств в профессиональном образовании неуклонно возрастает При этом доля частного сектора тем выше, чем значительнее показатели экономического развития страны.

разованирподвсргаются серьёзной, критиков том числе, и по поводу трудностей с обеспечением качества обучения. Однако, при (более внимательном рассмотрении вопроса всякий раз, когда споры заходят о недостаточности качества, приходится уточнять о каком - массовом (инклюзивном) или элитарном (эксклюзивном) - образовании идёт речь. Элитарнее образование всегда имеет высокое качество. Массовое, по своему опре-делению,вы1сокого качества быть не может, да с не должно. В отой ситусции 13 пользу частного (и массового, и элитного) образования приводится следующий основной аргумент: част-рые инвесеиции по сраснению с бюджетным, эосударствен-ры1м финанси рованием обеспечиваю т более вы1 сокую гибкость, рдаптабельность учебного процесаа к быстро иоменяющимся среОованиям рынка труда.

Не менеэ важно и то, что финансовая независимость от государства с его жесткой системой контроля и распределения средств позволяет полнеэ реализовать на практике один из ссновныт принципов высшей профессиональной школы - уни-герситетскую автотомию и обеспечение академических свобод. При правильном инвтэтировании частного капитала и эффективном менеджменте - оак об этом свидетельствуют примеры втемирно известных негосударственных учебны1х центр ов, таких как Оксфордский, Кембриджский, Гарвардский уни-герситеты, Массачуээтский технологический институт и ряд других - обеспечивается высокая и стабильная, если говорить языком экономистов, отдача или выгода как в материальные, так и в нематериальных активах.

Конечно, те стоит абсолюоизировсво роль чаааного, негосударственного профессионального образования - очень многое зовисит ото конкретной социально-экономической ситуации и кусотурно-исторических традиций в каждом конкретном млучае. В сегодняшнем мире можно встретить самые разные организационнт-правовые формы управления учебными заведе-миями. Но еось сущеетвенная закономерность, которая прояв-ияется в переходные, трансформационных экономиках по чти оо всех странах: по мере развития рышочны1х экономик доля нетосударственных сходств в профессиональном образовании оеуктонно возрастает. Происходит приваризация образования, тб основных формах которой пойдёт речь о настоящей втатье.

0

(N

.0

о

а

а

го

г\Г

01

Сто происходит в мл ре?

Наблюдается опргделённая закономерность развития дастного образования в странах с переходной экономикой (см.: [1]). Оказывается, что доля частного сектора тем выше, чем аначительнее показатели экономического развития страны. Среди лидеров - Чили, где 92,8% всех высших учебных заведений частные. Похожие показатели в Бразилии (89,1%).

N° 2, апрель2011

Ещё бооеевпечотляетсптоациявИлдонтзич,гте число негосударственных вузов почти в сто раз превышает государственные (по состоянию на 12009 г. в стране около 2,9 тыс. частных вузов и всего 32 государственных)1. Среди лидеров приватизации в образованит при сбалансированных показатилях - Мексика: 312,7 / 62,3 (0,52), Китай: 14,2 / 40,8 (0,35). В группе постсо-гетскгх государств лидирует Грузия: 19,2 / 85,2 (0,23).

Следует, темі не менег, признать, что доля негосудар-ствзнного профессионального образования существгнно варьируется в зависимости от уровня экономического развития страны и культурно-историреских традиций. Как отмечалось, процессы приватизации а образовании хаиактерны на началь-сых и/или наиболее динамичных этапах экономичиских трансформаций, имен но в вти пери оды значение отдачи от вложений может иметь маисимальные значения (см.: [2; 3; 4]). С приватизацией в образовании: связывают возможносвь снижения уровня неравенства в общгстве. ОсоОвнно это имееи значение 9ри переходе от государственного социализма к либераль-вым рыночным отношениям, - переходе, квторый, по сути, е составляет содержание рассматриваемой трансформации. Побочным, но достаточно аквуальным (оейчас) результатом сриватизации является также снижение уровня коррупции в образовании (см.: [5]).

Однако, по мере перехода к стабизьным, устойчивым режимам, соответствующим, главным образом, высокой ступени эиономичеикого развития, темпы приватизации приостанавливаются. Как видно из таблицы 1, не во всех странах со стабильно розвитой вконом 9кой часаное обаазование доминирует.

Частное образование, как показывает опыт компара-нивных исследований (см.: [7]), крайне многообразно. Это многообразие объясняется тем, что оно легче и быстрее (чем носударснвенное и муниципальное) адаптируется к изменени-ям на рынке еру да и н социальной жизни. Провайдеры частного образования могут сотрудничать между собой, создавать лоббистские струкнуры в виде профессиональных или корпо-аативных союзов или ассоциаций и дейитвовати по законам и правилам бизнеса и рыночной экономики. Себестоимость образовательного процесса здесь, как правило, ниже, чем в госу-дарстхенном секторе. Это достигается за очёт многих факторов, ереди кото]эых, например, возможности быстрой адаптации

1 Для оценки масштабов и темпов приватизации в образовании испольтуют исдеас сриватизации, который определяется соотношением следующих показателей: а) совокупная численность студентов,обачающихся в негосударственныа заведснияяв отношении к общему оислу студвнтов в страко; б) числв частныхучейных заверений в отношении к общемучислу учебных заведений данногокровня в стране. В странах с устойчивым режимом приватизации эти показатели имеют высокую положительную корреляцию. В среднем, относительное число частных заведений (б) в полтора-два разя превышает относитевьное число частный студентов (а),что свидетельствует о сбалансированностиароцессов приватизации. К примеру, максимальное значение данного показателя (индекс приватизации) наблюдается в Чили - 77,6 / 92,8 (0,83) - и означает почти полную приватизацию образования, а минимальный в ЮАР - 4,1 / 83,8 (0,04) - полное её отсутствие.

N° 2, апрель2011

конвретныйпреектили специальность; демократичный подход к составу преподавателей, при котором практический опыт работы имеет большее значение, чем наличие учёных степеней и званий. Сам учебный процесс по содержанию и ф орме менее ф орм ал изо ван и академизирован, он больше ориентируется на запросы и восприятие происходящего самими учащимися, принятые в их среде модели поведения и времяпрепровождения поссе плановых занятий!.

Таблица 1

Доля частного сектора высшего образования (по количеству учащихся от их общего числа ( см.: [6]), %>

Типы стран 0-10% 10-35% 35-60% Свыппе 60%

Стганы с перееодной экономаеой Куба, ЮАР Египет, Кения Иооия, Малайзия Чили, Лразилия, Индонезия, Филиппины

Страны1 со стабильно развитой экономикой Германия, Ноеая Зеландис Венгрия, сши Великобритания Япония, Республика Корея

Современная типология частных учебных заведений высшего/третичного профессионального образования основан а на следующих признаках.

1. Тип собственностии основшыр источники финансирования

По этому критерию, включающему состав учредителей и круг попечителей-инвесторов, выделяются индивидуальные, благотвррительри-религиозные, корпоративные, учреж дённые неправительственными (общественными) организациями или другими юридическими лицами учебные заведения. Это один бз основных показателей приватизации е образоеании. По мере того как возрастает доля средств из негосударственных бсточников, в некоторых случаях может сохраняться государ-отвенная собственность. Тем не менее, в основе - рыночные принципы управления, ориентированные на получение выгод г прибыли.

2. Система управления

Речь идёт о профессиональном менеджменте, который в осноеном заимствован из сре.ы биенеса и осуществляет эконтмически обоснованное управление университетом с це-сью актиеного участия в конкурентной среде. Академические венеджеры имгют достаточную квалификацию ее свободу действий для ттго, чтобы ориентироваться на рынке труда н об-иазтвасельных услуг, в выборе наиболее оптимальной в кон-кре тной ситуации модели организсции уч ебноге про цесса. (Существенно, что этика бизнеса, соторая приходит в универ-

N° 2, апрель2011

ситетские«коркд-ры упрквленияа-ректораты - предполагает принятие на себя коллективной ответственности за результат и качество обучения от имени данного учебного заведения.

Важная особанность аткого менеджмента, который ино-ида называюе «< академическим капитализмом о, заключаотся в создании структур, ориентированных на потребител я. Эти структуры обеспечивают предоставление различных - по со-днржанию, форме, продолжительности, результату — образова-нелвных услуг. При этем ведётся цилинап^вленоюя работа по обеспечению необходимого уровня финансирования за счёт дея-оелоности, аепосредственно не связанной и учебным процессом. Оак, например, известный сегосудирственный Академический оолдингВТМІК гаmiconб (Джекарта, Индонезия) при численности очных студентов около 20 тыс. человек помимо собственно улыбной деятельности учредил теле- и радиоканалы, ведёт коммерческие прргреммныи разработки, вкачестве провийдера оказывает интернет-услуги, занимиется рекламой и маркетин-иом мобилI>ньрх теле систем. В результате такой коммерческой, внебюджетной! деятельности стоиносаи обучения для студентов здесь одна из самых низких в стране и регионе, что обеспе-вивает победу в конкурентной борьбе с другими учебными за-недвниями, раеширение вонтинсента учащсхся и повышение качества образования.

3. Уставные цели

Принципиально возможны два варианта — коммерче-зкие (получение прибыли) и некоммерческие (культурно-про-кветительииие и информационно-обтазовательные). От того, иакие цели указаны в Устиве увиверситета, во многом зависит порядок налооообложения и свобода деятельноети в каждой конкретной стране. Во многих странах (США, Браоилия, Кения и др.) активно действуют некоммерческие учебные за-седения, учреждённые пелигиозными организациями. Однако характер и содержание обучения здесь, как правило, светские. Желанщие специаливироваться на богосливской проблематике ванимаюася факультативно и дополнительно. А «<релугиозная» компонента проявляется лишь в более строгом дресс-коде во время занятий, коллективном исполнении одной из молитв по особо во]эжуственным случаям и полномі отпрете алкоголя и табака на кампусе и в самом университете.

4. Авсолютная и елносительная численность студентов, преподаватшлей и менеджмента

Это достаточно важный пакет количествен ных показателей, определяющий эффективность обучения и уровень затрат1. втмечается общая иенденция, когда при увеличонии численно-ити студентов уровень затраб понижается, а полученная выгода касходу ется на повышение е качеств а. Однако, сои не всеида так.

1 Оптимальное соотношение варьируется и часто служит одним из важных показателей при лицензировании и аккредитации учебного заведения во многих странах мира (см., например, [8; 9]).

N° 2, апрель2011

Например, крупнейший частныйвузвЧехии - университет Яна Амоса Коменского (численность студентов около 6 тыс. человек) по качественным показателям! (данные рейтингования) намного превосходит государственный Карлов университет (около 45 тыс. студентов). В Р оссии частн ые вузы делятся на две группы, в зависимости от численности студентов - менее или более 700 человек.

5. Степень доступности и качество

По данному критерию ессь вполне определённая закономерность — чем легче поступить в учебное знведение, тем ниже с нём качество образования. Массовое образование — вполне мбоснованный шаг по выравниванию шансов и возможностей мредставителей разных слоёв населения. Оно всегда ориенти-]эованн не столько на потребносон рынка 'груда, сколько на спрос на конкретную ссециальность или профессию среди непосредственных потребителей данной услуги — учащихся и их иодителей. Массовое образование руководствуется принципом «заплати и получи»1.

Впротииоположность, элетное о°5разование ируднодо-ступно для населения. В некоторых случаях такое учреждение определяют как созданное для «учащихся из элит» или рля «привилегированных учащихся»2. Поэтому, правильнее пчитать, что настоящее элитное учебное учреждение ориен-тировано на подсотовку учащихся к дальнейшей занятости п привилегированных секторах экономики или иной элитной срофессиональной деятельности. При этом очевидное преимущество элитного учебного заведения состоит в приращении социального капитала своих выпускников и создаеии из их числа сетевого сообщества. Как показывает опыт, роль такого соибщества и неформальных свпзей между еео членами имеет большое значесие в ирудоустройстве на престижные позиции

ч, как результат, в достижении высокого качества жизни.

витунцие в России: несоиисдарственные иузы н дсобенниоти привасизацин

Как уже еомсчалоое, приватизация в образовании, — а точнее сокртщение бюджоениго финансирования и привлечение частных, негосударственных и иных источников, — является одной из существенных черт трансформациониых экономик. 13 ходе приватизации влияние государственных втрустур напроцесс профессиональной педготовки и перепод-соиовки постепенно сокращается до признавсемого опеималь-

1 Что в англоязычной литературе определяется ёмким словосочетанием “demand absorbing”, которое буквально означает «потребление требуемога», а по смыслу переводится старорусским «чего изволите?».

2

Критики такого подхода справедливо отмечают, что тогда и малоспособные из обеспеченных семей (rich fools) попадают в число элитных учащихся.

N° 2, апрель2011

ныр в^а^д^м кункнетнсмдлучаеууовнярезрешительно-кон-тролирующих (лицензирование, аккредитация) функций. На этом фоне расширяется участие негосударственных источников в обеспечении учебного процесса. Эксперты: вывделяют несколько основные путей приватизации, которые характерная для трансформационнысх экономик большинства стран мира, вклю-ття государства на постсоветском пространстве (см.: [10-14]). Кратко охарактеризуем тх.

С. Полная или частичная приватизация материальных активов, в том числе основных фондов (здания, оборудование, трхивы1, библиотеки и т. д.) в виде смены1 собственника или арендатора.

2. Привааизация отдельных служб, например, мате-тиально-технического обслуживания, обеспечения студентов и преподавателей питанием и медицинскими услугами, открытие доотупа в коммерческие ресурсные сети и т. д.

3. Пост епенн ое увеличение доли внебюджетных, негосударственных источникат финансирования. К примеру, про-араммой модернизации в России (см.: [15]) поставлена задача иышти на иоказвтел ь 25-процентно го сторон него финанси»овн-ния к 2012 г. каждого учреждения высшего профессионольно-го образования1. Как одну из форм приватизации можно счи-иать открытие во многих ротсийскит вузах программ обучения по второй специальности (на платной основе), поскольку это нриносит внебюджотнаые поступления(

4. Ваучеризация - использование при оплнбе стоимости учёбы оосударственных финлнсовых обязвавльатв перед опре-яелёнными еруппами населения (возможно, т форме ГИФО -сосударственного именного финансового обязательства).

5. Коммерциализация (ориентация на получение прибыли) деятельности учебного заведения за счёт расширения сфер активности, в том числе финансово-хозяйственной, которая не связана непосредктвеннс с учебным процтссом. При нтом возможно учреждение собственных коммерческих струк-тут 1е п^дприятий.

6. Сокращение тлияния государсовенных структур на управление учебным заведенттм, создание собственно или етиглашение «со стороны1» профессионального менеджмента на тонтрактной основе из чтсла стециалистов, имеющих больпзай практичестий опыт упртвления образованием в рыночных ус-уовияхт Бюджетное (государственное) финансирование может тохрнняться, например, в случае национальны! исследователь-скто университетов.

1 Для сравнения приведём зсновные статьи поступлений в бюджет Гарвардского университета: оплата учёбы из средств студентов - 30%, благотворительные и безвозмездные взносы и частные пожертвования - до 10%, доходы от выполнения научно-исследовательских и иных проектов, участие в которых происходит на конкурсной основе - около 60% (см.: [16]).

N° 2, апрель2011

Разумеется, даннымперечислениемне исчерпывается перечень возможных путей, которые инструментально обеспечивают приватизацию в образовании. Её суть заключается в совокупносаи различных структурных и системных преобразований, связанных с ограничением влаяиия государстаенных механизмов и средствна деятельность высшей профессиональ-нойшколы.

¡Здесь уместно сдхлеть следующее замечание, связан-вое с очевидным нхсоохветствием пхинятой у нас терминологической дихотомии «государственное - негосударственное (частное)» реальному положению дел. Понятно, что для нюбого уаебного заведения принцхпиахьное значение имеют нсточники (размеры, разумеется, также) финансирования, »татус учредителя и вид собственности. Так» «государсхвен-ный» означает, что финансирование происходит в основном из государственного бюджета, т. е. за счёт налоговых по-стхплений, а учредител ем являются фе деральные или мху-

ТЛ w w

хиципальн ые власти. В международной практике такой тип Кчебных заведений называется “public” (общестеенные), что ноответствует действительно!! ситуации, когда общественные иредства граждан как налогоплательщиков консолидируют-вя в государственном бюджете, а затем перераспределяются в пользу образования. Всё же остальное, что имеет иные, иегосударственоые источники протзхожденхя - от прстных благотворительных пожертвований до прибыли от коммерче-икой и предпринимателдекой, включая и саму учебную или научную деятельность, - называется “private”, т. е. в прямом переводе — частное. Приватизация в этом контекстекак раз и означает увеличение доли частного капитала и сокращение гозударетвенного (бювжетного). С учстом сказанночо, на наш взгляд, постепенно следует вводить в оборот термин «общественное» учебное заведение вместо «государственное», что более соответствует действительности.

Остановимся подробнее на особенностях приватизации образования в современно м российском общес тве. В Федеральном законе «О высшем! и послевуетвском профес-сихнальном онразованхи» (см.: [17]) под негосударственными вузами понимаютай оТрозовательные учреждения, созданные б организационно-правовых формах, предусмохренных гражданским законодательхтвом РФ для некоммерческих организаций и управляемые частными лицами, коммерческими или общественными организациями. Законодательство нред-»аматр ивает, что негосударственные вузы могут полностью зли частично фхнансивоваться из бюджета учредивших их организаций. Принципиальное значение имеет то, что него-зударственные вузы, согласно действующему законодательству, создаются! не путём пхчвращення государственных вузов и частные, а органхзацией новыа учебных заведений.

За последние три года численность негосударственных вузов составляет порядка 500-650 учреждений в зависимости от методики подсчёта и ведомственной принадлежности источника данных. Около двух третей из них имеют государственную аккредитацию. Общая численность студентов в этом сегменте профессионального образования приближается к полутора миллионам человек (оптимистичная оценка).

0 (N

.0

О

а

¡Z

го

г\Г

01

Всвоей основенегосударственныевузыдействуют в интересах государства и общества, реализуют уникальные авторские программы и технологии, методики и методы обучения; осваивают новые экономические подходы в управлении:; при-нотят дополнительный заработок педагогическим кадрам; они тоздаются не воамен государственных вузов, а в дополнение к ним, расширяя спектр предоставляемых населению образовательных услуа. Стоит отметить, что пртцесс создания сего-оудтрственных вузовв 1990-е гг. с самого начала происходил спонтанно, учредители проявляли поспешность при их легализации, что привело кцеломо ряду упущений и неопределён-ности их статуса. В этой связи еетественным стало появление лбразивательных учреждений, неоотовых и неспособных обе-спеоиоутт подгоувоку специалистов высокой квалификации. Это санеслт ущерб систем!е высшего образования в целом

и, прежде всего, имиджу негосударственного оИразования Ссм.: [ОВ]).

К настоящему времени система негосударственного про-Иессионального образования еуало приобретать свою форму, многие негосударственные вузы получили лицензию и аккре-Китацию, уепешно конкурируют с госунарственными вузами-За последние три года численность негосударственных вузов составляет порядка 500-650 учреждений в зависимости от ме-иодики подсчёта и ведомсавенной принадлежности источник а данных (см.: [18; 19, с. 105-107]). Около двух третей из них имеют государственную аккредитацию. Общая численность студентов в этом сегменте профессионального образования приближается к полутора миллионам человек (оптимистичная оценка). Если произвести расчёт индекса приватизации, исходя из минимальных значений, то соотношение числа учебных наведений состовит 4,4/1134=0,41, соотношение числа студен-дове 1,9)8/6214=0,20. Общие значение косффициента рнвно 2, что соответствует устойчивым и сбалансированным процессам дриватиз ации в сораге,изменя ть косорые администр ативны-ми методами (ограничение лицензирования или сокращение нормативот принма, например) не имеет смысла.

Дальнейшее развитие массового и элитного негосудар-ственноео образования и увелочение количества частных вузов нстране определднно соотвесстоуег задачам модернизации. На сегодняшний день неоосударственные вузы в России находятся на переходном этапе развития и неоднородны по величине, материально-технической базе,асамени существования, качеству обуазовательных услуг, профессорско-преподавательскому со-мтаву, квалификации руководичелей, размеру и происхождению уставного капитала. Поэтому целесообразно давать оценку ие системе в целом, а конбретным вузам и их руководителям. Значительная часть несосударственоых вузов обладает необ-иодимым инновационным потенцивлом и ресурсами, чтобы максимально привести содержание учебного процесса в соответствие с задачами трансформирующейся экономики.

Половина юных россиян не работают по полученной профессии, а каждый пятый взрослый человек в стране вообще никогда не трудился по полученной в вузе специальности.

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.0

о

с

го

г\Г

О!

СрСДИЧСССНЫХ учреЖДОНиЧеСТЫ ЭЛЧТНЧ1е вузы, добившиеся заметных успехов и признания; чисто рыночные структуры, возникшие как реакция на спрос населения на услуги, которые государственные вузы не предоставляют. С другой стороны, и это является основанием для серьёзной критики негосударственноуо сектора, пзявляютоя и бесследто исчезают вузы-однодневки, по существу продающие дипломы, последующая профессиональная карьера обладателей которых остаётся иод большим вопросом. Часто такие вузы открывают в небольших провинциальных городах и районных центрах (!) свои филиалы, которыз не в сзсооянии обеспечить качоствонное очное обучение и ограничиваются заочными программами низ-фого уровня. Это, конечно, вызывает справедливую критику. С другой стороны, такая ситуация — иимулякр (по Бодрийяру, видимость деятельности), когда одни делают вид, что учат, а другие - 'что учатся, - многих устраивает (см.: [21]). Как показывают исследования, абитустентов и их родителей мало интересуют перспективы трудоустройства по окончании учёНы. Абсолютное большинство учащихся отдают предп очтение данным учебным уаведениям по иным причинам, среди кото-аых - близость расположения к месту проживания, умеоедная (доступная) ежемесячная плата, отсрочка оа службы в армии, наличие друзей и знакомых среди студентов (см.: [22]). А такич действхтельно важные рейтинговые показатели, как наличие опытных кадров, материально-технические возможности, доступ к информационным сетям и ресурсам, размеры и инфраструктура студенческого городка (если он имеется помимс оОщзжития), дтнную группу поореОителей часхо не интересуют вовсе.

Такой выбор, о общем, неудивителон. Ктк правило, свой личный и живдвнный успех молодёжь на данном этапе связывает не с формальным образованием, а с иными факторами, которые на практике нмеют тешающее значение. Статистика в опохсы это подтверждают. Так, половина юных россиян не работают по полученной профеисит, а каждый! пятый взрослый азносук в оорате вообще дикотда не трудился по полученной в вузе специальности. Как выясняется, для хорошего трудоу-чтройства оеорстические знания имеют мало значения, тораздо еажнее владение набо]Эбм определённых праттических знаний и науыков, сдсди коиорых лидируют «знание иностранного языка» и «уверенное использование современных информаци-андых технологий» (более 40%е респондентов). Далее следуют ехорошие ко ммуникативные навыки» (39%), «готовность ра-ротать в командт» (27%), «обладание приятной внешностью» (25%о) и «наличие здоровых амбиций» (22%о) (см.: [23, с. 228-т36, 340-356](.

Потм отр и м, какие конкреуные шаги возможны с о сто-аоны администраций вузов и уоиверситетов с целью поиска наиболее адекватных ответов на обостряющуюся ситуацию конкурентной борьбы за студентов в условиях продолжаю-

N° 2, апрель2011

щейся ^уцёа НЛСКОЛЧКО ЛЯТ«ДеМОГрафИЧ0СК0ЙйМы». Вероятны следующие сценарии развития демографического кризиса и реакции на него.

Первый возможный путь - это значительное (до 50% от нынешнего объёма) и быстрое (в течение ближайших 2—3 лет) сокращение рынка образовательных услуг, ликвидация учебных заведений! преимущественно негосударственного статуса и высвобождение десятков тысяч (с учётом совместит елей) человек профессорско-иреподавательского и вспомогательного (обслуживающего) персонала. Логично предположить, что в числе закрывшихся окажутся наибилее слабые чузы, с нискими показателями трудоустройстиа выпускников по подученной специальности. При этом местным и реииональным нргчнам управления образования нт основании действующе го нтконодательстви придётся «пристраивать» не закончивших обучение студентов промежуточных курсов в другие вузы, имеющие лицензии и аккредитацию. Такой сценарий в срннципе иозможен, но не выгоден, прежде всего, тем, кто зарабатывает оа образовании.

Также стоит принять во внимание, что пока у нас не оринято аоонсировать оЧязательства вуза оеносительно ожиуч-чмых результату в обученся. 1° услоииях отсутствия открытого рейтингования и прозрачности многих это устраивает - реализуется коммерческий интерес и оксзыоаетсч платная услуга, которую, возможно, следовало бы подкрепить заключением ондивидутльных контрактов со студентами (или с их родителями) на момент начала обучения. Если признать хотя бы за некоторыми участниками — поставщиками и потребителям и образовательного рынка - правомерность таких правил игры, во возможно имеет смыел Оолее ги°ко и лоильно проводить разрешисельную политику и предоставлять небольшим не-восударсввенным учебным заведениям с числомучащихся, не превышающим, как правило, 100—300 человек, статус «пред-вринимательского университета». Такой частный университет мог бы пользотаиься всеми привовыми и налоговымв преимуществами, оараптированными сегодня госу дорством мол ому унзнтсу.

Второй воаможный путь — это экспорт образооаоельных пслуг за счёт привлнчения на сиою территорию иностранных етудениов (славным образом, из стран СНГ) с цнлью последующего трудоустройства в России. Экономическая целесообразность такого подхода состоит не только в получении прибыли нчебным заведением, но и в подготовке молодого специали-мта, интегрированного в принимающее общесооо. По сути, речь идёт о новом! образованельном канале натурализации, иснованном на внешних человеческих ресурсах. Государство постепенно осознаёт необходимость поддержки данной формы °аботы (см.: [24]). Следуя количнственным п оказателям, не стоит забывать и о политической составляющей академических обменов и контактов. В качестве иллюстрации укажем, что,

Университет, как субъект образовательного пространства, располагает значительной, по сравнению с другими институтами общества, академической автономией и имеет возможности эффективно реализовать многие формы непрерывного и дополнительного образования. Именно под юрисдикцией негосударственного учебного заведения может осуществляться дополнительное образование, в котором участвуют разные возрастные группы - от молодёжи до пенсионеров.

о

.0

о

с

го

см"

О!

начриаер,вУЧС8/Ы9 ууеЧавмеодчи/Ы5,5чыс. граждан ЮАР, получивших высшее образование за рубежом, в вузах РФ тчились всего 6 человеке (см.е [19), с. 263]). Ранее в советских иуаждануких и военных вузах прошлт обучение и стажировки са беспласной основе более 2 000 выхооцев из ЮАР - активистов правящей партии Африоанский нацивдальный конгресс (АНК), в их числе - президент страны, министр иностранных дел, ряд секретарей АНК и других°

Третий путь, который имееу минимальные пре°;вари-тельные затраты и представляется достаточно перспективным фля большинства негосударственных вузов и университетов, оостоит в привлечении к участию в сущтствующих и новых фчебных и просветительских программах взрослого населения, которое в состоянти покупать образовавельные услуги. Именно негосударственные «предпринимательские» и «просве-нительскиеа университеты, с также другие институты высшей школы в « гонке на выжавание» могли бы стать поставщикам и тбразовательных, информационных и просветительских услуг нзрослому населению.

Для рвализации атого имеются все необходимые усло-

ния.

Ууиверситет као субъект образовттельного проатран-ства, располагает значительной, по сравнению с другими ин-нтит.тами общества, как уже отмечнлось, акадомической нвто-номией и имеет возможности эффективно реализовать многие формы непрерывного и дополниослсного обрлзования. Именно под юрисдикцией негосударственного учебного заведения мо-пет осущоствляться дополнительноу обруоиоание, в котором участвуют разные возрастные группы - от молодёжи до пен-вионеров. Взависимости от запросов взроолых студентов об-фчение может быть формальным с необходимым контролем за содержчнием и соответствующет сероификацией, а может проходить неформально - без жёсткой регламентации формы в содержания занятий. При этом, экзометы, зачёты, как пра-иилос не применяютао. Сочетание формального и неформально-оо обучения псзволяет наиболее гибко и эффективно привести учебный процесс в соответствие с ситуацией на рынке труда, чполна ответить на зепросы учащихея.

Благодаря своей автономти унсто^итет самостоятель-ит разрабатывауа и утверждает образовательные программы, учебные планы, методическое обеспечение учебного процесса, апределяет структуру управления. В компетенции униведси-вета натодятся и такие важные вопросы, как приём на работу и расстановка кадров, раепределение должностных обязанностей, размер оплаты сууда и премирование работников. °азумеется, университетская автономия, которую мы считаем тсновным фькторнм успешной конкуренции с другими по-атавщиками образовательных услуау не является абсолютной.

N° 2, апрель2О11

Негосуса/свучнаыывууы сынуждчыыыукочодггвоваться установленными квотами приёма и контрольными показателями, которые определяются государственной лицензией!.

С целью поддержания ссоего положительного имиджа цтиверситет взаимодействует с исполнительной властью: участвует в местном самоуправлении и социальных программах обучения и переподготовки временно не работающих и трудоу-отраивающи хся граждан, мигрант ов и меньшинств, предлегает иабор услуг малоимущим и социально-незащищенным слоям местного населения.

1° звклюоение отметим, чть по мере развития чостного университота всё полнее реолтзуются следующие инновации в управлении учебным процессом. К ним!, в первую очередь, н^осятся:

- разработка и принятие нетиповых учебных планов, которые перекрывают действулопще государственные стандарты и легко трансформируются с необхндимой периодичностью и частотой;

- традиционная организационная структура «факультет - декахат — кафедра» поотеп енно уступае т место админиснрациям конктоеных учебных программ и проектов;

- появляется сеть учебных площадок и филиолов (нред-ставительств), местоположение которых определяется макстмальной блитостью к потребилелю;

- управлнние переходит к менеджерам, имеющим опыт оказания образоветельных, информационных и культурно-досуговых услуг насслению;

- в качестве преподавателей на контрактно-договорной основе приглашаются специалисты (возможно и без ууёных степеней и званий), но обязательно имеющие значительный практический опыт по данной специ-аль^сти и навык и преподаюания;

- поощряется основанная на современных информационно-сетевых технологиях система управления и отчётности, взаимодействия то втеми участнпками про-цессн.

Особенновоифинансированиячастного упебнсно еавeдвнйя

Некоторые считают, что приватизация и децентрализа-тия высшей! школы радикально изментт роло университетов н их мосто в общтствупной жизни. Другая же часть экспертов придерживается мнения, что без подобных реформ просто не обойтись. Тем не менее, очевидно, что частные учебные заведе-

N° 2, апрель2011

НИЯ ИМ^К^Т болееТСТОЙОЯеуЮМОТЛТаТИЮДЛЯЯХождения в рыночную экономику, чем государственные вузы. Эффективное инвестирование, рост финансовой и социальной (человеческий капитал) отуачи становятся основными целями частного профессионального образовательного учреждения.

Рассмотрим главные источники финансирования учеб-ноадеяте лености.

1. Прямые поатежи ф изичеоких лиц — студентов

На начальных этапах приватизоции могут составлять до 80-90%) бюджета учебного заведения, на постепенно этот источник уменьшается в два и более рач и замещается другими доступлениями.

2. Прибыль от1 внеучебной коммерческой деятельности

(Согласно своему Уставу частное заведение может заниматься коммерческой деятельностью, как в сфере формального образования, твки вне её, прежде всето в сфере неформаль-иого образования, к которой относятся, например, просвети-мельство, консалтинг, информационные услуги, поддержание сбучающай мтдиасреды. В этой связи интересен опыт КНР, мде после интенсивного трёхлетнего обсуждения был принят «Закон о развичии частного образования» (2002)1. Причин ой длительных дебатов, предшествующих принятию закона, ста-мо традиционное для конфуцианской морали и значительной части китайского общества понимадие учёбы как священного, Келомудренного занятия, на косарам нельзя зарабатывать. Тем да менее, результатом администратианых усилий лоббистов этого закона и йрагматически насарсснной части руководителей образования Закон был принят со следующей пеказатель-уой предмбулой: «"Частные учебные заведения могут и должны осуацтствлять свою деятельнасть, если извлечение из неё прибыли не является основной целью» [25].

3. Проектнаядеятельность

Поддерживаетсы из различных (возможно, государственных) источников на канкурсной тснове. В устойчивых акономиках ото одна из наиболее значимых саааей в бюджете чуза, которая может составлять до 60-80%. Столь высокий ноказатель, как мы бы сказали НИОКРав и НИРав, свиде-тельссвует о серьёзной научной репутацио данного учебного заведения. Но в перехадных условиях этот источник только предстоит освоить. Одна ио главных трудностей состоит в том, что многио инициаторы подобных проекеов с недоверием относятся к частным учебным заведениям и не позволяют им са рааных конкурировать с государственными вузами. Тем не менее, а повышением репутации конкретнога заведония оозможности п^ектного финансирования возрастают. Этому

1 The Law for the Facilitation of Minban - буквально в переводе с китайского (в англ. редакции) «Закон по поддержке и ускорению развития частного образования».

N° 2, апрель2011

такженонтветснвнот принятышв1010г.псридок участия на равных условиях российских государственных и частных вузов в конкурсах проектов целевых программ и стипендий!.

4. Инвестиции

Имеют целью получение выгод в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Одна из основных задач российской модернизации орразования состоит в повышении инвестиционной привлекатооьности. Поставленд задача к 2012 г. достигнуть такого уровня, при котором 25*%) бюджета учебного заведения высшего профессионального обрсзования обеспечат дторонние инвестиции. Для этого предусмаоривается повыше-зие скономическоц самостоятельности учреждений, снижение знвестиционных рисков за счёт развития общественные (на-длюдающих и участвующих в деятельнотти) структур и организаций. Как показывают исследования (см.: [26]), высший менеджмент учреждений профессионального образования тре-оичного уровня достаточно хорошо ооозоаёт перспективность данного направления модернизации. Так, среди опрошенных муководителей 31,1% тчитают, что к 2012 г. не менее четверти средств, инвестированных в учебный процесс, будут иметь вне-Сюджетное (частное, негосударствеоное) происхождение. При этом в экономически развитых регионах страны доля внебюджетных средств уже в настоящее время превышает 40%о, что также подтверждает наличии тренда о сторону приватизации мрофессионального образования. Нцобольшие оначения данно-эо показателя -с в Центральном Черноземном регионе - 60% -и в Санкт-Потербургд - 55%.

Как нистранно, но большую соль в развитии частного снвестирования в образование можео сыграть государство. Происходит это следующим образом. Государство не вкладывает средства непосредственно, но находит формы законода-сельной поддержки благоприятного инвестиционнюг климета, которым потенциальоый инвестор заинтересуется, например, при строитжльстве и обустройстве нового студенческого городка (кампуса) с соответссвующей инфраструктурой. В подтверж-,с;гние сошлёмся на уже дпомянутый «Закон по поддержке и ускорению развития частного образования в КНР», в кото-]°ом указанм, что инвестору частного образования гарантируется «подд ержка местных администраций в виде налог овых ногот и права испольговать часть собственности учебного заведения по своему усмотреною. При этом банки могут рас-ччитывать на получение разумного вознаграждения от своие инвестицис в образование» [25].

Согласно этому же закону, в КНР создон специальный фонд (Ссуегпше^ Matching ЕипсС), котсрый автоматичеоки удваивает поступившие частные инвестиции в образование за счёт государственных оредств. Кстати, эоу достаточно распространённая в мире практика - с каждой единицей инвестированных средств до получателя реально доходят две единицы.

N° 2, апрель2011

Наприктикеприменяется итакназывмемое косвенное инвестирование. В этом случае в состав учредителей и попечителей учебного заведения входят влиятельные в финансовом или политическом отношении корпорации и предприятия. Такие крупньые компании, как, например, “Kaplan”, “Apollo Group”, “De Vry” (США), являютея учредителями университетов и имеют с этого определённые доходы. В России к числу таких компаний-учредителей, вероятно, можно отнести «Норникель», Газпром, СберВанк, ЮКОС СРГГУ) и ряд других, хотя официальные данные не публиковались. Разумеется, на муниципальном и региональнкм уровнях в числе учредителей и попечителей могут оказаться не столь крупные корпорации м преуприятии.

5° Образовательные кредиты

Их специфика заключается в целевом заимствова-кии средств для организации учебного процесса или оплаты ичебы на максимальн о льготных для з аёмщикт - частного учебного заведения или студента-учащегося - условиях. Образовательное кредитование является важным фгинансовым инструментом в странах со стабильной экономикой. Напротив, « трансформирующихся обществах кредитование,бак прувило, развито недостаточно и не всегда имеет хорошие перспекти-кы, аук, напримтр, это произошло в России с ваучерами или ОИФО.

Темне мрнее, образовательнои кредитование остаётся эффективной социальной! технологией инлестиций в человека. Имо способствует накоплению чтловеческого капитала, кото-ры1Й в перспективе будет конвертиревсн в капитил финансовый. В отношении заёмщика — физического лица - кредитование стсновптое тем инотрументом, который персонифицирует ьтветственность уоащегося и, в конечном счёте, позволяет вптимизировать процесс офучения, посколуку все знают, для чеио учиться и на какой результат ориентироваться. В юриди-весэой практике этому соответствуют контрактные отношения, которыш, как считают эксперты:, в ближайшее время будут повсеместно установ“ены1 в сфере частного образования.

Более подробно механизм данного вида кредитования тыглядит следующим образом. Получател“ орразования (как Мизические, так и юридические лица — частные учебны1 е за-аедения) оа счет полученного кредита оплачивают стоимость кбеспечения и ороонизации учсбиого процесса, а в иослед-отвио также (частично) потенциальные кридитные риски. Госудкрство посредством бюджетной системы (за счёт нало-коплательщиков) оплачивает состоявшиеся кредит!-ые риски, которые постепенно передаются честным фииансовым институтам, в том числе — страховым компаниям. Однако на сегодняшнем этапе в рамкох распространённого бюджетного финансирования государство оплачивает и себестоимость функционирования образовательной системы, и скрыто реа-

N° 2, апрель2011

лизовавшиеся квеаитныериски.Вкачествепримера такого скрытого риска можно назвать отрицательную доходность выпускников вузов, проявившуюся в работе не по полученной специальности и не требующей высокой квалификации, с пони женной оплатой и, как следстзие, в недополучении налогов цюджетной системой.

Расширение частного образовательного кредитования позволит существенно увеличить объём привлекаемых финансовых ресурсов (сейчас этос показатель ниже сркднестатистиче-ского) и снизить связанные с кредитованием риски. При этом в относиеельно короткие сроки с— жидается снижение общего уровня процентных ставок при одновремкнном расширении вруга заёмщиков. Очевидно, что этоважный модсрнизацион-ный путь, поскольку он способствует реализации меринокра-нической модели российского профессионального образования.

6. Чсстная безвозмездная благотворительноееь

Уставы всех университетов, как праеило, допускают по -лучение безвозмездной помощи на условиях невмешательства в свою внутреннюю (акадециеескую) жизнь. При этим, как показывает практика, всегда существуют люди, благотворительные е филантропические орданизации и фонды, которые эпизодически или регулярно на безвозмездной основе жертвуют васть своих средств на развитие обцазования. Эно могут быть именные стипендии для опред елённых категорий студентов, вереоборудование и обновление аудиторий или лабораторий, зтроетельстцо библиооак или благоустройство студенческих городков. Всё это передаётся безвозмеддно в пальзование учебным заведениям1.

Получил известность пример благотворительности крупного предпринимател я Ли Ка-шинга2, который на собственные средства обучил б учреждённом им же университете победителей школьных олимпиад из различных регионов Китая, а по -еле окончания учёбы - обеспечил их работой на своих пред-лриятиях в Гонконге.

Во многих странах мира, в том числе в США, странах Соединённого королевства, Китад, Нигерии, Кенит, благотворительные пожертвования в образование достигают зна-вительных размаров. В конечном счёте, участие в елаготво-нктельностс - это вопрос не только индивииуального вы бора ь предпочтений, но также культуры и традиций - направить ли личные средства на строительство материальных объек-оов - прамов, мостов, футбольных стадионов, или на под-нсржку образования. Заметим, что хотя благотворитель делает пожертвование (взнос) безвозмездно, на практике он рассчитывает на косвенную благодарность. Тркини «косвенными привилегиями» для пожертвователей и доноров могут стать

1 Одно из самых оригинальных в Европе зданий научной библиотеки - Hallward Library - было подарено Ноттингемскому университету (Великобритания)(см.: [27].)

2

Li Ka Shing - крупный предприниматель и благотворитель (см.: [28]).

N° 2, апрель2011

ихбесплатная реаеамав уни^(^р^1^тетеи HaiíaMпусе, беспошлинная продажа их продукции. Также возможно вхождение представителя донора или самого благотворителя в органы управления университетом, участие в таких процессах, как назначение профессоров, распределе ние стипендий и т. д.

Iе России пожертвования в высшее частное тбразование пока не анонсировались, хотя в истории страны данный вид поддержки образ ования практиковался в определённые пери-одз1 достаточно широко. Эксперты считают, что дело не в отсутствии благотворителей, а в неразвитости законодательства. Нет юридичеспого понятия, отсюда и нет соответствующей ррактики.

7. Прямо, бюджетное финансирование

Помимо содейсоаия инвестициям в частное образование и других, проявлений протекционистской политики государства, возможно прямое сюджетное (государственное) финан-тирование учебных заведений!. Однако на практике государ-ственная поддержка весьма избирательна - это объясняется сядом причин.

Во-первых, государство согласно расходовать средства оо своим социальным! еСязательствам, в частности, обеспечивая детям и молодёжи возможность социализации в системе сачального и среднтго общега образования. Как раз в этом! сегменте частный! сектор малоактивен, за исключением элитного с, соотввтственно, немзассового тксклюзивноао образования. Всреднем по стране на 90 средних общеобразовательных школ приходится лишь одна частная1. Однако и п среднрй школа от-мечаетая тенденция повышения доли частных расходов на об-разованне. Так , в 2008I09 учвТном годуродители «доплатили» та обученио каждого реЗтниа более 7 еыс. рублей (смз [3 0]).

Во-зтз рых, и это касается в основном высшей и средней ррофессиональной школы, возможно целееое бюджетное фи -нансиросанит частных заведений под конкретные социальные группы - семьи с низким у.овнем доходов, победители олимпиад и особо одарённые учзщиеся, представители корен ных иациональностей и т. де. Также, практикуется поддержка по конкретным массовым специальностям, не пользующимся оеобым сп.ссом, но которые востребовтны сложившбйся I-ро-фессиональной структурой ретиона — шофёр, пацткмахер, ме-дтцтнская сестта, учиоель и др.

В-третьих, на бюджетную поддержку я той или иной форме может рассчитывать неформальная образовательная деятельность частного учебного заведения, если она отвечает идеологическому заказу государства, интересам влтятельных общественных групп, партий, движений.

1 Рассчитано по: [29].

2

Косвенной (зюджетнойподдерёкойоожно считать выравнивание возможностей (affirmative action) студентов и преподавателей государственных и частных учебных заведений в использовании государственных фондов, других источников и средств, включая образовательное кредитование.

N° 2, апрель2011

Инвестиции как форма приватизации: мнения экспертов т нателефин

Для выявления общего отношения к приорттетному направлению «повышение инвестиционной привлекательности оферы обрсзования», тксперпам и таселению — потребителям образовател!>н1>1х услуг — было предложено высказать своё мне-кие ео поводу следующих основныхмероприятий модорниза-ции пpсфессиопального образования: а) увеличение разнообразия правовых форм е!разовательных учреждений; б) усиление кх финансово-хозяйственной самостоятельности; в) разработка правовых и экономических механизмов соучредительств и со-финансиропзиия учреждений; г) привлечение дополнительных средств путём расширения дополнтвельных образователы-ых услуг для взрослого населения на платной основе1.

Как оказалось, все указанные мероприятия в основ-сом поддерживаются большинством экспертов, причём за последние три года число одобряющих конкретные шаги по модернитации удвоилоеь. Вместе с тем, в результате неформн-низованных и углублённых интервью, выяснилось, что содержание указаннын мероприятий и то, как реформы отразятся на деятельности конкретного учебного заведения, большинство Кеспондентов определённо не представляют. Так. «<дифферен-нированное бюджетное финансирование учреждений высшего профессиональноео образования в соотвотствии с характером щеализуемы х ими обратовтбельных программ» поддержал и гколо 40% экспертов всех уровней (см. таблицу 2), хотя, как показала исследование, для руководителейвулов не имеет дринципиальногс значения, откуда «пришли» средства — из местного или федерального бюджета. А для руководителей управлений образовтния в субъ ектах федерации это имеет рринципиальное значение. "Го же самоо касается и «<субсидиро-иания малоимущтх граждан для получения профессионального еб.азования»: для ректорпв (73,0%з) — оно означает лишь обеспечение занятости своего преподавательского состава за счёт оополнительного контингента учащихая, о для руководит елей регионального уровня (96,7%о), которыт, де-факто являются дтедставителями местнойисптлнительной власти, использова-иие тзй же самой субсидии озвачает проведение активной со-фипльной толитики по отношению ималозащищённым слоям населения.

1 Характеристика исследований (2009 и 2010 гг.), данные которых использованы в настоящем разделе, приводится в конце статьи.

N° 2, апрель2011

Таблица 2

Мнения руководителей органов управления образован ием субъектов РФ и руководителей вузов, о том, какиз меры по обновлению финансового механизма функционирования системы1 профессионального образования необходимо реализовать в первую очередь, %

Меры Руководители орга нов упрааления образованием субъектзв РФ Руководители вузов

Дифференцированное бюджетное финансирование учреждений высшего профессионального образовнния в соответствии п характером реализуемы-х ими образовательных програм м 40,0 37,3

Субсидирование граждан из малообеспеченный: семей для получения ими профрссионального образования 96,7 73,0

Стнмулирование р аботоратилпй для финансирования профессиональноао образования 100,0 84,1

Нормативэо-прававое обеспечение экономоческяй самостоятельности вузов, втом числе на основе увеииссния ра«нообразия органозационно-правовы1хИорм образовательны!- учрежденоИ 56,И 47,6

Исследование выявило несовпадение; оценок экспертов различного уровня конкретные шагов и программ, которые позволили бы повысить инвесоиционнуюпривлекательность. Оценки значительно разошлись и в отношении таких важных элементов модернизации, как «экономическая самостоянель-ность», «прозрачность финансово-хозяйственной деятельности», «снижение и страхование инвестиционных рисков» (см. раб лицу 3).

Как оказалось, рокторзы и преподаватели больше всего нбеьпокоены1 сокращением набора учащихся, падением нагрузки и, соответственно, заработков. А это внутрисистемные противоречия. Руководители более высокого уровня в силу овоего положения растматривают систему образования инстру-менгально. Столкнувшись » неблагоприятной твциально-демо-графической ситуацией в регионе, бни воспринимают систему образования как место, где можно паллиативно разрешить обострившиеся вопросы межпоколенческой напряжённости на

Несовпадение взглядов руководителей образования различного уровня на набор первоочередных модернизационных шагов - неблагоприятная тенденция, которая хорошо просматривается именно на региональном уровне.

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

.0

о

с

го

<4

О!

рынке труда.По этими можно сделать

вывод о том, что несовпадение взглядов руководителей образования различного уровня на набор первоочередных модернизационных шагов - неблагоприятная тенденция, которая хорошо просматривается именно на региональном уровне.

Таблица 3

Мнение экспеатов о том, что нетОходимо сделате в первую очередь для повышения инвестиционной про влекательнасти сферье образования, %

Что необходимо сделать с а н е в В ¡5 й д В я 8 в С МС е со В т Т С В т т с Н в В И о © О ¡4 й в « <и 8 л 5 ^ Я 1а !С^ ава ^ ь н о и е о с а а Й 8 0 © ¡с о т а с д н Л щ й О в Н о й В й т ооаа О аС С* б ^ «в В О Рч сР То О й о т й и Д и 0 д о й ВС вз и л е с л ап а д и § ео ^ со о й

Максимально повысить степень экономической самосеоятельности всех образовательный учреждений 33,3 47,8 47,6 40,1

Создать условия для снижения онвестиционныкрискон в образовательней вфере и для развития практики государственного страхования рисков 30,В 07,0 27,0 27,8

Обеспечить большую врозрачность (для учредителей и общественности) финансовохозяйственной деятельности учрежеения В0,0 66,3 42,9 4с,Р

Привледать к управлению менеджер ов-профессооналов 53,3 78,3 60,3 52,0

В современной ситуации важным (если не основным) источником дополнительных средств, которые могут быть направлены на поддержку и развитие учреждений профессионального обр азования, являются дополнительные инвестиции ираждан. Согласно действующему законодательству образо-аательные уч реждиния вправе оказывать платные дополн и-тельные услуги не только для детей, но и для взрослых на договорной основе по любым ороираммам, кроме включённых в государственные образовательные стандарты - ГОСы. Такую практику считают оправданной среди руководителей органов

Каждый четвёртый опрошенный эксперт считает, что платность нарушает принцип социальной справедливости и выравнивания стартовых возможностей в получении профессионального образования.

Большая часть населения согласна оплачивать образовательные услуги в сфере высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, вкладывая свои средства в получение той или иной специальности и накапливая человеческий капитал. Но предпочтение все же отдается смешанной - платной и бесплатной - форме оказания услуг

О

.0

о

с

го

г\Г

О!

управленияобразованиом субъектовРФ-93%, руководителей районных органов - 71%. Среди руководителей сферы образования субъектов РФ 93%о, а районных органов управления 92%о считают, что доход, полученный от оказания дополнительных образовательных услуг для взрослых, вледует оачис-лять в бюджет учебного заведения, в том числе на увеличение заработной платы преподавателям. В то же время каждый четвёртый опрошенный эксперт считает, что платность но-9ушает принцип социальной справедливости и выравнивания стартовых возможностей в получении профессионального образования.

"Что касается самого населенпя, то большая его часть рогласна оплачивоть образовательные уодуги в сфере высшего, средн его профессионального и дополнивельного образования, складывая свои средства в получение той или иной специальности и накапливая человеческий капитал (см. таблицу 4). Однадо и здесь выказывэатся предпочтение смешанной -елатной и бесплатной - форме оказания услуг. Прежде всего, аа полное аесплатное о9учение выступают родетвли тех детей, ноэорыс учатся в ПТУ, лицее. Это во многом связано с тем, что аровень дохода в этой группе на члена ссмьи составляет 2940 руб., что почти в два раза ниже, чем в семьях, в который дети обучаются в вузе - 5183 руб. В среднем по стране этот пока-аатель составляет 4371 руб., а в случае обучения в техникуме или колледже - 4908 руб.

Таблица 4

Мнение населеоия о платности эазличных уровней ерофеесионального образоаания, %

Мнение - 9С е С « с- 2 <и * в 4> о 5 ё С * 5 У м £ & о В я. т в ал он овь а з я К А О 2 <и 3 а § * « В ¡3 ос "в« е « о & и6 §"§ ° ео я К л и « 2 <и 5 е § * <и Н м ё « 8 е Ф о а о & ■а о, тз е в <о с ® и я к о л |=£ 5 <3 « * « т ¡§ в У о 3 « ^ й 5 и я 5 5 о 5 £ <3 £ о Ф <§ в о &-'0< § £. З о н

Должно быть только бесплатным 69,3 55,0 З6,о 16,7

Может быть и бесплатным, и платным 23,5 39,7 59,0 61,2

Должнобыть только платным 0,3 0,7 1,7 14,3

Затсуднились ответить 5,5 4,6 2,4 7,8

Итого 1оо,о 100,0 100,0 е00,0

N° 2, апрель2О11

Исзяеорааиве мнраябекр°ввввнелтйр платности образования в динамике (см. таблицу 5) позволило выявить вы-заженную тенденцию роста значений: за пять лет доля считающих, чэо образование должно быеч пласным, т. е. по сути фенансироветьея самими учащимися в оовокупности с другими лоотуплениями, выросла на треть - с Зо,6%е до 80,0%т.

Таблица 5

Мнение руководителей структур образован ия о субъектах РФ о оласоосте услуг дополнительного профессионального образования, %*

Образование 2005 г. Г00 6 г. 2007 г. 20С8г. 2009 г.

Должно быть платным 55,6 51,4 60,3 68,4 80,0

Должно быть бесплзтным 25,9 4В,3 39,7 31,6 е0,0

* Сумма цифрв столбцан может быть менее 100%, т.к. не указаны затруднившиеся с ответом.

Большая часть экспертов считает, что необходимо со-Илюдать принцип рувенства ставтовых возможностей, а для нтого следует совершенствовать практику финансирования и привлекать различные внебюджетные источники. Так, знд-пительная часть ректоров (73,3%о) считают целесообразным развитие частично возмещаемого образовательного кредитова-иия1, что является лерспективной технологией (см. таблицу 6).

Таблица 6

Мнение ректодов/ руководителей везов о целесообразности реализации новы1х (форм (финансирования учреждений профессионального образоеанос, %

Формы финансированея Считают целгсооСразным Считают не цзлесообразным Затруднились ответить

Использование образовательного кредита 73,3 13,3 13,4

еенансерованее наугных исследозаний на грантовой основе 40,С е6,7 43,3

Участие в конкурсах проектов вне зависимости от типа утебного заведения 60,0 10,0 3е,0

Выделение федеральных субсидий для учреждений НПО и СПО 86,7 3,3 10,0

Возможносвь самостоятельного испогьзованияимуществт °чреждениями НПО иСПО 50,3 36,7 10,0

1 Предложенный частью респондентов (17%) «беспроцентный долгосрочный кредит для талантливой молодёжи» здесь не рассматривается, поскольку не ясно, каким образом и из каких источников его осуществлять.

N° 2, апрель2011

С,у^иуос^рав^^]д(^ом^е!^]^^<^кр^1^ву^овря, как следует из таблицы 7, также поддерживают различные формы субсидирования и образовательного кредитования.

Таблица 7

Оценка руководителями управчеаиообрсзооанием суб ъектов РФ мер по обновлению практики финанеэрования пеофоссиональнооо образованея, Со

Меры Это даст положительный эффект Труоно оценить последствия Это даст отрицательный эЬИакт

200Т г. 2001 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

Частичная (выборочнат) поддержка учреждений ВПО в соответствии с реализуемыми ими обр азов ательними программами 31,6 4Т,0 50,0 5,2 10,0

Субсидирование и/ или кредитование малоимущих граждан для оолусения профессиональново образование 78,9 96,7 3,3 0,0 0,0

Привлечение работодателей к софинансированию учебного пропессо 73,0 100,0 6,0 0,0 0,0

Дальнейшее рисширение економичеекой самостоятельности вэзов 42,1 56,7 40,0 5,3 3,3

По этому поводу отметим, что в 2010 г. Сбербанк России приступил к реализации принципиально новой для страны программы образовательного кредитования. Её суть состоит в томі, что вск без исключения заёмщики, независимо от своих доходов, получают средства на профессиональное образование на условиях, значителоно лучших, чем обычный! потребительский кредит (порядки 17-22% годовых). В данном случае полная процентная ставка по кредиту равна ставке рефинанси-нования Банкса России (7,75%о) плюс 3% — премия Бонка, ито-ио - 10,75%о. Но для заёмщика кредит обойдётся в 4,94%, так как ос—авшуюся часть отавки рефинансирования компенсирует государства1. Похожие программы в имиджевом режиме про-

1 Условия образовательного кредитования Сбербанка РФ указаны в [31].

С точки зрения руководителей регионального управления, прямое финансовое участие работодателя в подготовке кадров - это логичная мера. Но при этом 90% опрошенных указали, что привлечь предприятия и работодателей к софи-нансированию подготовки квалифицированных специалистов и рабочих нелегко.

0

20

ь

е

р

п

го

водилисьранее частным банком«Союз»(программа «Кредо») и финансовой компанией «Крейн» О. Дерипаски (см.: [32]. Однако без поддеожки (страхования) со стороны государства ини оказались убыточными и были прекращены (см.: [33]).

Ещё одним важным ресурсом, который поддержали н0% рекооров, является выравнивание шансов государственных и частных учреждений профессионального образования при учкстии в конкурсах исследоватольскрх и других проеь-иов, имеющих целевое финансирооание. Такая возможность предусматривается и новым (2011 г.) «Законом об образова-дии», Проектная деятельность, имеющая целевое финансиро-дание, в том числе учаттие в федеральных целевых программах (ФЦП), может приносить значительные поотупленид в бюджет отведения.

Интересная ситуация отмечена по поводу включения габододателя в обеспеч ение учебноио пр оцесса, что поддержано асеми ( 1С0%о) экепертами. С точки зр ения руководителе й °егионального упртвления, прямое финансовое участие работодателя в подготовке канров - это логичная мера. Но, при отом, 90%о опрошенных укаоали, что привлечь предприятия г раОотодателей к софинансированию подготовки квалифици-їюоанньїх спвциалистов и рабочих неооско. Предприниматели и работодатели имеют на этот счёт иное мнение. Для них си-гтема образования выполняет иную ролі», нежели для чиновников и управленцев - при определённых условиях оно может гпособсьво—ать раз витию производства и получению дополнительной прибыли. Однако это не происходит само по себе. Во многих интервью с работодателями и руководителями служб подбора персонала высказывались сомнения в возможности качественной подготовки специалиетов существующими вузами, даже при наличои целевого финансирования со стороны каботодателя. Как праиило, рабоеодатели и их представите -ло отдают1 предпочтение нтгосударственным вузам, которые кмеют достаточно простую систему финанстоых отношений нзаказчиком и более свободные учебные планы, позволяющие ьсуществлять учебную практику, на предприятии работодателя по гиткому графоьу и нт условиях, устраивающих все сторо-ны.Важно подчеркнуть, чко средние и, оообенно, крупные іжботодатели предпочитают1 создавать своо корпоративные дчебные заведения, никак не связанные с нынешней (системой ВПО. В рамках дополнительного образования здесь реализуются учебные и подготовителькыe программы с прмвлечекием опытного персонала от работодателя, которые лучше знают нпецифику работы^ принятые этические нормыи корпоративные традиции и, тем самым,создают необходимые условия для оффективного обучения и подготовки.

ОІ

ВЫВОДЫ

Финансовая независимость от государства с его жёсткой и неповоротливой системой контроля и распределения средств создаёт условия для распространения новых технологий на сферу образования в целом.

Государство в лице органов управления образованием приступило к проведению политики протекций, направленной на поддержку, прежде всего, бюджетных учреждений и ограничение деятельности частных. Тем самым, произошло замедление модернизации образования и прироста его инновационного потенциала.

0 (N

.0

О

а

¡Z

го

г\Г

01

Доля негосударственного профессионального образования существенно варьируется в различных странах в зависимости от уровня экономического развития и культурно-исторических традиций!. Как правило, процессыс приватизации в образовании характерны: на начальнысх и наиболее динамичных этапах экономических трансформаций. Именно в эти нериоды размер отдачи от вложений в оСразование имеет максимальные значения. Далее, по мере перехода к стабильным, дстойчивыт режимам, соответствующим выесокой ступени акономического развития, темпые приватизации приостанав-ниваются, достигнув постоянные значений.

Увеличение доли финантавых активов негосударственного происхождения в системе российского профвссионального рбразования, подготовки и переподготовки работников - объективная необходимость, которая определяется развивающимися экономичискими отношенхями. Как выясняется, частные енвестиции, в отличие от гогударствтнных, бюджнтныо, обе-спонивают более высокую гибкость, адаптабеньность унебно-го процесса к постоянно изменяющимся требованиям рынка еруда. Не менео важно и оо, что финансовая нозависимость от государства с его жёсткой и неповоротливой системой контроля и распре делания ередтта сордаёт условия рля распространения новых технологий на сферу образования в целом. При этом на практике реализуется один иге основные принципов высшей профессиональной школы - университетская автономия и обеспечение академических своогд. Всё это создаёт необходимые условия для инноваций в условиях модернизации экономики.

Специфика сегодняшней росрийской привативацир про -фессионального обрнзования заключается в том, что за послед-сие 10-15 лет появились несколько сотен учебных заведений, источником финрнсирован ия которые являются исключитель-яо негосударсеренныл и частные оредства. В настоящее время о условиях « демограф ичснкой ямы» рост числа частных вузов нриостановился, а конкуренцня с государственны™, учебными заведениями обострились. Государство в лице органов упрнвле-вия образованием пниступило к проведению политики протек-иий, направленной на поддержку, прежде всего, бюджетных учреждкний и ограничение деятельности чостные. Пем вамым, нрои зешло замедление модернизации образования и прироста его инновационного потенциала.

С другой стороны, на практине, в рампах дотствующей лисгтмы госудкрственного образосания происходили и продолжаются интенсивные процессы увеличения доли внебюджет-иых и яривлечённые «по стороны» срсдстл. Открытие платных программ и курсов, предоставление возможности обучения по второй специальности, первые шаги по кредитованию студен-

N° 2, апрель2011

тов, распшрениефннансмво-хозяйсввенноййамостоятельности вузов, - все эти и другие шаги, которые были предприняты в рамках Национального приоритетного проекта, п озволяют считать приватизацию профессионального об разования продолжающейся . (Путь такой: приватиз ации заключается в совокупности различных структурных и системных изменений, направленных на ограничение влияния государственных механизмов и средств на деятельность высшей профессиональной школы.

Приватизация, в широком смысле этого термина, в целом положиеельно воспринимоется подавляющим большин-лтвом экспертов и, отчасти, насолением. Выяснилось, что за лоследние пять лет число сторонников приватизации среди нкспертов выросло на треть и достигло 80%. Что касается намого носеления, которое отождествляет понятия «платное» и «частное», то большая его часть согласна оплачивать услуги высшего, среднего и дополнительиого профессионального образования. Однако, при этом, весь вопрос в размере оплаты. Нааеленае рассчитывает нк привлечение внебюджетных источников, снижающих стоимосеь обучения, таких как средства инвесторои и работодателей, льготные и Зезвозмездные креди-сы, социальные льготы и компенсации.

По характеру своей деятельности частные учебные за-иедения в самые ближайшие годы переместятся всё бокьше в сферу неформального и внесистемного образования, освоят новые сферы социельнооз прос транства it создадут там инновационную образовательную среду. Эта среда будет более чутко реагировнть на меняющиеся еапросы рынка труда и постепзнло сформирует самонастраивающуюся систему подготовки, переподготовки и трудоустройства экономически тктивноео населения. Отсутствие «академического снобизма» в негосударствен-пых вузах и прочные связи с средприятитми-работодателями, профессиональными союзами, ассоциациями, корпоративными сооВществами позволят занять свою нишу в системе сервисного обслуживания рынка труда, д следовательно, сохранить место о конкурентной гокке за центоал1>ну10 фогуру образования -учащегося.

С тонки зрения интересов государзтва и его обяза-оельств риски при такор стратении приватизацио минимальны. Посредством освоения новых форм деятельности и ресширения контингента учащихся за счёт взрослого населения сфера об-цазования в целом экстенсивно развивиетсд, поврипается её насоупность. А при условии открытости информации о своей оеятвльности, участии:« ннзавосимых рейтингах, проведении мониноуинга трудоустройства выпускников р будет обеспечи-оаттзя и повышение качеттва.

Ттким образом, имеются все основания утверждать, что инновационный потенциал, с ко торы м политическая власть справедливо связывает успех модернизации и социально-экономических преобразований в стране, в значительной степени

N° 2, апрель2011

определяетсяинтенсивностьюи осебенностими процессов приватизации, в том числе, в профессиональном образовании на всех его уровнях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание

Использованы данные мониторинга реализации нацпроекта «Образование», проведённого Центром социального прогнозирования (руководитель Ф. Э. Шереги), в ходе которого в период 12008-201.0 гр. опр ошено 65 ру ководителей и 6 5 заместителей руководителей (всего 130 экспертов) органов дправления образованием субъектов РФ, 400 руководителей районных органов управления обранованием, 3120 руководи-релер и 80 заместителей руководителей (всего 400 экспертов) вузов, 1400 преподавателей вузов, (500 директоров не г400 учи-нелей средних общеобразовательных шнол. Опрос проходил в 65 субъектах Российской Федерации. Анализ результатов осуществлён в форме сравнения с данными сопоставимых опросов, проведённых по идентичной методике соответственно i° 2005, 2006, 2007, 2008 и 0009 гг.

Также использованы данные исследования «Негосударственрот профессиональное образнварие» (руководитель В1. А. Ключарев) т в ходе которого проведены персональ-вые углублённые интервью с экспертами - руководителями и преподавателями успеш ных с коммерческой точки зрения лицензированных и аккредитогарных частных университетов, имеющих хорошую перспективу, евыживаемотти» и дальнейшего развития. Среди опрошенных 8 ректоров; 19 деканов и руководителтй учебных врограмм, 25 преподавателей. Каждый из респондентов работает в данном вузе не менее няти лет. В их чшсле- пять докторов наук, двадцать имеют ечёную степень кандидата наук. Более половины располагают Ногитым практическим опытом работы по специальности, которую преподают в вузе. Среди опрошенных два члена Со юза журналистов Рогсии, зислужеиный работник культуры РФ, руководитель пресс-службы политического деятеля федерального уровня, консульоант известного РК-аеинтстви, региональный ролиттехеолог с Усльшим опытом, автор популярного пособия по русскому языку для иностранцев, мастер спорта по тльпинизму. Таоже опрашивалиоь представители реоиональ-ных сл уж б занятости 5 5 2 человек). Исследовани е проводилось р сентябре - октябре 2010 г. в Москве, Краснодаре, Курске, Яхославле, Орле, Костроме, Йошкар-Оле (Республика Марий !Эл). В качестве дополниоельного метода исиользовался контент-анализ масс-медиа по данной проблематике, а также ма-лериалы совмесрносо заседания Ассоциации негосударственных вузов и Экспертного совета Комитета по образованию Госдумы РФ (Стенограмма заседания в Российском новом университете

N° 2, апрель2011

(РоеНОУ) 09.04.2010)иличное нефорролизованное интервью с одним из заместителей председателя Комитета по образованию ГД РФ (октябрь 2010 г.).

Библиографическийсписок

1. Bjarnason, Svava; Cheng, KKi-Ming; Fielden, JoKn et a.l. A NewDynamic: l^civate High.r Education. - Paris: UNESCO, 2009, pp. 8-13.

2. Ордин О. Неравенство и экономический рост. Подходит ли кривая Кузнеца для российской экономики? М.: Институт финансовых исследований. URL: http://www.finansy.ru/ publ.pmacro003.htm; 15.02.2011.

3. UNICEF Transmonee, 2008 (9). TransMONEE database. URL: http: //www.unicef-i cdc.crg /resources/transmonee.h tml

4. Newell, A.; Reilly, B. Rates of return to educational qualifications in the transitional economies //Education Economics. 1999), N 7 (H), pp. 67-84.

p. Heyneman, P. S.; Anderson, H. K., Nyraliyeva, N. The cost of corruption in higher education // Comparative Education Review. 2008, N 52 (1), pp. 1-26.

6. Program of research on Private Higher Education. URL: http: //w ww. albany. edu/dept/eaps/pro phe/data/ international.htm l

7. Otero, M. S.; Whitworth, A. Equality in Higher Education in Spain and the UK: Mismatch between Rhetoric and Policy? /И University of Oxtord. Higher Education Quarterly. 09515224. Volume 60, N 12, April 2006, pp. 167-186.

8. Adeyemi, K. Equality of access and catchment area factor in university admissions en Nfgeria // Higher Education. 2001, N 42, pp . ¿201-332.

H. Alvarez-Mendisla, G. Lifelong Learning policies in Mexico: context, challengec and comparisons // Compore. Vol. 36, N 3, Soptember 1200(5, pp. 379-399.

10. Varghese, N. V. Inititulional Rfstoucturing in higher education within the Commonwealth of Independent States. -Paris: UNESCO Institution for Educsteon Planning, 2009, pp. 9-10.

11. Private supplementary tutoring in Central Asia. New opportunities and burdens. Silova, Iveta (ed). - UNESCO, International Institution for liducational Planning, 2009.

N° 2, апрель2011

1Р. Edocati.n Оогюти ooHethanatPorsOA тegional study on education in central and eastern Europe and the Commonwialth of Ill(Cependent States (CIS). - Geneva, UNfCEF, 200^^

Бр. Pttt, Jp Pavlovt, M. Pedagogy in tranii.ion: Crom lKCor training to humanistic technology education in Russia // П. Webber, I. Liikanen (eds). Education and civic culture in post-communist countries. - NewYork: Palgrave, 0001, pp. C31-247.

14. Brunner, J. Jp THlett, A. Higher Education in Central Asm: the challengos of mod ernization (case i.udie s from Kazakhstan, Tajikistan, the Kyrgyz Republic and Uzbekistan). — Washington, DC: World Bank, 2007.

15. Федеральная целевае программа развития образования на 2006-20Н0 гг. Постановление Правительства РФ № 803, 23.8t.2005.

16. Statestical Database // Harvard Gazc8te. 2007. December 13. URL: hittp^ / / www .hno . larvar d/edu/gaz ette.2007/1 2.13/99-finaid.html

17. Федеральныта закон РФ «О вьысшеми послевузовском профессиональном образовании». URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi eonline.egi nreq=doc; base=LAW;n =. ]L у9911 .f le.== 1 36;dHt=4224967295;from=103051-0

l... Растоптана И!. А. Соцеально-экономические и политические предпцсышки создания системы: негосударственного образования в России // Научные труды1 Московского гуманитарного университета J№i2 . - М.: Изд-вл МосГ=У, 2006.

19. Численность учащейся мол одежи образовательные учреждений Роуиийской Федерации / Под ред. Ф. Э. Шереги, А. Jt. АрсеЮьева. - М.: Минобрнауки. ЦСИ, ЦСПиМ, 2010.

20. Зернов В. А. Частныие вуз1>1: быть или не бы1ть? URL: http://www.5-TV.rufцideo/503554; 14.02.20tl.

112. О.разование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее? Доклад. Общественная палата РФ. Рук. Я. И. Кузьминов - М.: ГУ-ВШЭ, 200б.

и°. Константиновски1 Д. Л. Неравенство и образевоние: опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи. - М.: ЦСПиМ, 2008, c. 419-462.

13. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодёжь России: социологический портрет. - М.- ЦСПиМ. 2010. - 592 с.

24. Арефьев А. Л. Российские вузы2 на мцждународном рыенке образовательных услуг. - М.: ЦСИ, 2007, с. 585-586.

N° 2, апрель2011

25. Li, Faoglaana; n0aohaa;Mirgan,W. John. Higher

Education and the starting wages of graduates in China // International Journal of Educational Development. 2009, N 29. pp. ¿^'t4[—

2(2. ]бIeрcсs Ф . Разработка модели расчета коэффициента удовлетворённости полученным образованием (профессиональ-пзе обравование). - М.: Центр социального прогнозиро.а-ния, с. 6')'.

27. The U.iversity of Nottingham. About the University. Libreries. URL: http://www.nottingham. ac.uk/about/ facilit.es . [ibrae ies. aspx

18. Li Ka Sh ing S2 Wikiexdia. URL: http.// en.wikipedia. org/ wiki/Li_Ka-shing; ie.(i2.20e1.

29. Образование в Российской Федерации: 2008.

Статисрический ежегодник. - М.: ГУ .ВШЭ, 2008.

e0. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Национальный проект образование. Оцбнки экспертов ни позиция населения. - М.: Це^р социального прогнозирования, 2008, с. 200-212.

.1. Образовательный кредит // Сбмрбанк России. Официальный сайт. URL: http://sberbank.ru/moscow/ru/ person / ceeditsl money/learn_s; 16.0f.f0l1.

32. Моторина 28(, Таратура Ю. Студентам преподадут антикри-зиснрю пдотрамму: Минобрнауки спасает бeрных студентов e/ К.ммерсанл N° 7/1.7 (4062), 1.. янгаря 2009.

23. Диденко Д. Во Ключарев Г. А. Образовательное кредитование в России: состояние, проблемы, пути решения // Финансые и бизне2. 2010. №( ..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.