Научная статья на тему 'Приватизационные модели в переходных экономиках: сравнительная характеристика'

Приватизационные модели в переходных экономиках: сравнительная характеристика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / PRIVATIZATION / ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА / TRANSITIONAL ECONOMY / СОБСТВЕННОСТЬ / PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатова К.А.

В статье исследованы общие положения приватизационных моделей стран с переходной экономикой и проведена их сравнительная характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приватизационные модели в переходных экономиках: сравнительная характеристика»

ПРИВАТИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ В ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИКАХ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Богатова К.А. ©

Аспирант, кафедра финансы и кредит, Кыргызско-Российский славянский университет

Аннотация

В статье исследованы общие положения приватизационных моделей стран с переходной экономикой и проведена их сравнительная характеристика.

Ключевые слова: приватизация, переходная экономика, собственность. Keywords: privatization, transitional economy, property.

Во время перехода от командно-административной к рыночной экономике, широко известны стали три основные модели приватизации: массовая приватизация (МП), модель инсайдеров и модель установления единовременного мажоритарного контроля.

Рассмотрим более подробно вышеуказанные модели:

1. Модель массовой приватизации (МП). Наиболее широкое распространение в 1991 году эта модель получила в Чехословакии (а после распада единого государства в Чехии), России, Литве, Монголии. Во многих других странах массовая приватизация проводилась позднее: Армения, Белоруссия, Грузия, Кыргызстан, Казахстан, Польша, Румыния, Узбекистан, Украина. Или же была осуществлена для незначительной части акций ограниченного круга предприятий в таких странах как Латвия, Румыния и Эстония. В некоторых странах такая схема принципиально не использовалась: Венгрия, Германия, Македония, Таджикистан.

Начиная с 1990 года, многие страны Центральной и Восточной Европы поставили перед собой довольно «громкие» задачи в области проведения приватизации. Правительства Чехословакии и Российской Федерации ориентировались на завершение приватизации 7580% государственных предприятий к 1996 году. Взявшая своё начало в 1991 году широкомасштабная приватизация в Кыргызстане изначально предусматривала 3 этапа, при этом закончить грядущий процесс планировалось к 1996 году. Рассмотрим наиболее яркие процессы проведения массовой приватизации в вышеуказанных странах: [5, 105-141]

Массовая приватизация в Чехословакии.

Наиболее ярким примером массовой приватизации является Чехословакия. Доля государственных предприятий в экономике Чехословакии была одной из самых высоких среди стран Восточной Европы. В 1988 году 97% промышленной продукции Чехословакии производилось на государственных предприятиях.

В ходе первой волны массовой приватизации базовыми предложениями на ваучерных аукционах в Чехии стали акции 988 предприятий и 681 - во время второй волны. Сильной стороной процесса приватизации являлась гибкость, позволяющая использовать разные методы и формы передачи государственной собственности населению Чехословакии. В 1992 году приватизации подлежало 2795 предприятий в Чешской республике и 500 предприятий в Словацкой. В Чехии 62% собственности было приватизировано через ваучеры, а в Словакии было приватизировано 74% собственности: [6, 2].

Немалые возможности возлагались на фонды национальной собственности. Помимо фондов национальной собственности существовало также 430 инвестиционных приватизационных фонда (ИПФ), созданных по принципу акционерных компаний, которые принимали инвестиционные чеки от своих владельцев и затем инвестировали их в приватизируемые предприятия. Инвестиционные приватизационные фонды осуществляли

© Богатова К.А., 2016 г.

все трастовые операции по приватизационным процессам и производили контроль примерно над 70% акций крупных приватизированных предприятий.

Важной частью приватизации явилась реституция, то есть возвращение прежних прав и имуществ в результате неправомерного международного акта первоначальному владельцу. Под действие Закона о реституции попало большое количество объектов, конфискованного государством после прихода к власти коммунистов в 1948 году, в 1950 - 1960-е годы, а также тех, кто был вынужден передать свою собственность во владение государства из-за невозможности выплачивать налоги или чрезвычайно высокую стоимость аренды. В соответствии с Законом о реституции около 20 тысяч собственников были восстановлены в своих правах. Однако многие требовали не реального возвращения собственности, а финансового возмещения убытков или предоставления акций.

Одним из основных методов, обеспечивших стремительно проведение приватизации, стал ваучерный метод, при котором значительный объем государственной собственности передавался частным лицам в обмен на приватизационные чеки. Каждый гражданин Чехословакии, достигший 18-летнего возраста, имел право приобрести ваучеры - 1000 чеков инвестиционных «денег» с ограниченным сроком платежа, - внеся при этом взнос за регистрацию в размере 1000 крон (34 долл. США), что составляло примерно 25 % средней месячной заработной платы. Ваучеры давали гарантию каждому гражданину претендовать на владение акциями любого предприятия, приватизируемого по данной схеме, или передавать свои приватизационные чеки в инвестиционный фонд, который затем вкладывал их в акции какого-либо предприятия или в ценные бумаги.

Массовая приватизация в России (через акционирование и ваучерную

приватизацию).

Необходимость проведения приватизации в России возникла вследствие влияния зарубежного опыта. На практике преобразования государственной собственности начались только в 1992 году.

Основной целью экономических преобразований в 1992-1993 годах стало акционирование. Акционирование представляет собой один из способов приватизации, характерный для муниципальных или государственных структур. Суть акционирования заключается в превращении предприятия в акционерное общество.

При этом, если акционирование при приватизации являлось более или менее распространённой практикой, то ваучерная модель приватизации оказалась особенностью России.

Согласно первоначальному плану компании ваучерной модели, каждый гражданин России мог бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 проходила раздача ваучеров - ценных бумаг на предъявителя, которые можно было пользоваться до июня 1994 года.

Ваучер можно было заменить акциями любого приватизируемого предприятия, затем продать их по текущему рыночному курсу, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие граждане предпочитали продавать свои ваучеры за наличные деньги. Инициаторы приватизации убеждали, что цена ваучера достигнет цены автомобиля. Однако рыночный курс этих бумаг приравнялся к его номиналу только к осени 1993 года. А к концу ваучерной компании курс ваучера всё ещё оставался ниже стоимости велосипеда.

Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). ЧИФ -специализированный фонд, созданный в России в период ваучерной приватизации в начале 1990-х годов, с целью оказания помощи населению в инвестировании приватизационных чеков (ваучеров) и обеспечения профессионального управления активами данного фонда

Тем не менее, начало выплаты дивидендов в 1994 году вызвало сильное разочарование. Так как значительная часть предприятий России в начале 1990-х была

абсолютно нерентабельна, соответственно и прибыль по акциям предприятий, обладателями которых выступали инвестиционные фонды, была крайне низкой. Кроме всего прочего, в ЧИФах широкое распространение получило мошенничество. Поэтому доходы собственников акций инвестиционных фондов за год оказались в лучшем случае равны среднему заработку за неделю. В 1995-1997 годах большинство ЧИФов и вовсе прекратили свою работу.

Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 году. По данным Мирового Банка, на 1996 год:

• 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими),

• 11% - были выкуплены населением через ваучеры,

• 34% остались в собственности государства.

Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.

Процесс проведения приватизации в Кыргызской Республике.

Рассмотрим процесс организованной массовой приватизации в Кыргызской экономике, а затем сравним с другими странами. В Кыргызской Республике процесс массовой приватизации начался с мая 1994 года, хотя «спонтанная приватизация» активно шла, начиная с 1990года: [2, 42-52]. В результате данной программы большая часть населения Кыргызстана стала владельцем собственности в виде акций стихийно приватизированных предприятий. Кыргызская модель массовой приватизации разрабатывалась по образцу чехословацкой, однако вместо ваучеров использовались купоны. Особое значение во время процесса массовой приватизации имели специализированные инвестиционные фонды (СИФ), которые собирали и накапливали купоны граждан для обмена их на акции, посредством последующего участия их на купонных аукционах.

По итогам первого этапа приватизации, закончившейся в 1994 году, при этом имевшей быстрое развитие и формально широкий охват, было очевидно, что она потерпела неудачу в плане формирования результативных экономических структур.

На следующем этапе приватизации в 1994-1996 годах для преобразования 27 крупных машиностроительных заводов, угольных шахт, электротехнических предприятий была разработана и осуществлена специальная программа приватизации и реформы промышленного сектора PESAC, которая была профинансирована Всемирным Банком.

К концу третьего этапа приватизации в 1998 году число приватизированных предприятий и объектов в Кыргызской Республике достигло 7492 (не считая аграрный сектор), что составило около 75% всех предприятий и объектов бывшего государственного сектора. В результате данного процесса в 1994-1998 годах почти 25 % населения Кыргызстана стали владельцами собственности в виде акций уже приватизированных предприятий: [3].

Начиная с 1998 года, наблюдался рост участия иностранных инвесторов в Кыргызстане, ярким примером которого можно назвать создание АО «Реемстма Кыргызстан», АО «Кока Кола Бишкек Боттлерс».

Последняя программа приватизации государственной собственности была принята в Кыргызской Республике на 2012-2014 годы: [1].

Однако, в связи с продолжительностью характера действия программы приватизации, по мере необходимости, в нее в установленном порядке вносятся изменения и дополнения. Таким образом, можно говорить о том, что процесс приватизации в Кыргызской Республике не завершён и по настоящее время.

2. Модель инсайдеров.

Для многих стран с переходной экономикой при определении ведения корпоративной стратегии предприятия характерен внутренний контроль. Массовая приватизация, проводившаяся в большинстве стран, привела к тому, что немалая часть государственных активов была передана населению, ставшими так называемыми «инвесторами», но при этом

не имевших опыта пользованием собственностью, управления полученной собственностью и не имеющих финансовых ресурсов.

Активы и ресурсы высокого качества, при этом, как правило, попадали в руки опытных и подготовленных менеджеров, умеющих свободно ориентироваться в экономической и политической ситуациях в стране. Менеджеры объединяли значительные пакеты акций, вынуждая мелких акционеров под угрозой увольнения продавать акции, которыми они владели по низким ценам. Таким образом, во многих компаниях после процесса приватизации сложилась так называемая инсайдерская модель контроля и управления.

Модель инсайдеров основана на приобретении контрольного пакета акций предприятия, либо покупки его целиком, при этом трудовой коллектив и менеджеры (совместно или раздельно) дробили доли капитала на индивидуальные акции с формальным правом последующей их купли-продажи. Практика с такой моделью приватизации получила довольно широкое распространение в Хорватии, Словении, Польше и Румынии.

Однако, не во всех странах, применявших данный метод, инсайдерам предоставлялись большие льготы. Максимальные льготы были предусмотрены в России: 3 варианта, по одному из которых работники получали 51% акций. По мнению ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева, «слабость власти, нуждавшейся в союзниках, заставляла ее идти на приватизацию в пользу инсайдеров - директорского корпуса и трудовых коллективов».

Еще одним таким исключением была Словения, где работники приватизируемого предприятия могли стать собственниками 20% акций бесплатно, и 40% - за половину стоимости по закрытой подписке.

В других странах предусматривались гораздо более низкие льготы для инсайдеров. Например, в Польше в соответствии с Актом о Приватизации Государственных Предприятий, принятого в июле 1990 года, рабочие и менеджеры предприятия могли приобрести до 20% акций за полцены. Примечательной особенностью приватизационного процесса в Польше стало то, что система массовой приватизации, осуществляемая путем создания ваучеров и ваучерных фондов была изначально придумана именно в Польше. Данная система применялась во многих странах, в том числе, в России, Чехии и Кыргызстане, но в самой Польше применять её так и не стали. Изначально в качестве варианта массовой приватизации в Польше рассматривалась идея распределения акций примерно 200 ведущих компаний между несколькими инвестиционными фондами, а акции (уже, таким образом, вторичные) этих фондов должны были распределяться среди населения, а потом фонды могли бы вести конкуренцию друг с другом. Но в итоге данная идея не была претворена в жизнь, вследствие того, что её посчитали неосуществимой, не удовлетворяющей задачи быстрого экономического роста и не обеспечивающей достаточный приток иностранных инвестиций.

Влияние этой модели на корпоративное управление, как правило, оказывало отрицательное, хотя нужно принять во внимание то, что у инсайдеров были более высокие информационные возможности контролировать деятельность менеджеров.

3. Модель единовременного мажоритарного контроля.

Модель единовременного мажоритарного контроля наиболее лёгкая с точки зрения управления предприятием. Однако, широкое распространение она получила лишь в Эстонии и Венгрии. В Чехии эта модель была на пике своей значительности после массовой приватизации. В Польше за пять лет проведения процесса приватизации было заключено только 200 сделок такого рода.

Эта модель основана на единовременном установлении мажоритарного контроля над предприятием со стороны внешнего собственника «аутсайдера», имеющего в своём распоряжении более 50% простых акций. Хотя это наиболее медленный способ приватизации, его преимущества для эффективного корпоративного управления достаточно

очевидны. Западным образцом для этой модели является хорошо опробованный в Великобритании и Чили метод «case by case».

Чаще всего как будет развиваться предприятие в дальнейшем, зависело от самого инвестора. Продажа предприятия осуществлялась через аукцион, конкурс или прямую продажу, где предпочтение получал, как правило, «внешний» инвестор, имевший при этом какие-либо связи с предприятием. Особенностью этого метода является публичное предложение акций на фондовом рынке, включая биржу (30 предприятий в Польше, Армении): [4].

Интересным аспектом, относящимся к модели единовременного мажоритарного контроля, является то, что сбыт предприятий напрямую иностранным инвесторам осуществлялся на заранее определённых условиях. Именно нижеуказанные условия и определили дальнейшую стратегию развития данных предприятий. Этими условиями были:

• сохранение минимального уровня загруженности на предприятии;

• реализация капиталовложений;

• рост экспорта, последующий в результате продажи акций предприятия иностранному инвестору;

• частичная оплата за приобретение современного технического оборудования. Подводя итоги, хотелось бы сказать о том, что для некоторых стран, проведение

массовой приватизации было вполне уместным и приносящим впоследствии свои плоды, но это осуществлялось лишь при следующем условии: страна должна была быть готова к существенным изменениям, а именно, в создании рыночной инфраструктуры в экономике.

Литература

1. Программа приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике на 20122014 гг.

2. Акаев А.А. Переходная экономика глазами физика. Бишкек, 2000 г. - Стр. 42-52

3. Алышбаева А. Кыргызстан: Опыт преобразования государственной собственности. // CA&CC Press® AB /Central Asia & Central Caucasus Press AB [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ca-c.Org/j ournal/cac-02-1999/st_12_alyshbaeva. shtml

4. Ермакович В. Модели массовой приватизации. // CASE Центр социально-экономических исследований, Варшава 1997 г. - Стр. 21-22. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.case-research.eu/upload/publikacja_plik/9042334_104r.pdf

5. Койчуев Т.К. Избранные сочинения в 3-х томах: Том 2. - Бишкек, 2007. - Стр. 105-141

6. Майстрик М. Большая приватизация в Чехословакии / М.Майстрик, Дж.Л.Бургер // Обозреватель - Observer. - 1994. - № 10-11 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.observer.materik.ru/observer/N10- 11 94/014.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.