Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
Следующим вопросом может стать взимание налога на добавленную стоимость. Согласно п. 1 статьи 164 НК РФ работы и услуги, проводимые непосредственно в космическом пространстве, а также комплекс подготовительных работ облагаются НДС по ставке 0 %. То есть все работы по монтажу объекта перед запуском, ремонтные работы в околоземном пространстве, которые могут проводить частные компании, не приносят бюджету средств [7]. В этом случае, конечно же нужно более детальное законодательство по вопросам национальной принадлежности компании, разграничения космических объектов. Эти вопросы решаются в рамках международного законодательства и международного сотрудничества. Нельзя также забывать о такой быстроразвивающейся сфере услуг как космический туризм, который по нашему налоговому законодательству не подлежит налогообложению. Хотя один только космический туризм может принести в казну крупные деньги [2].
Таким образом, законодательство в области освоения космоса и в частности налоговое законодательство требует серьезной доработки с перспективой на
будущее. Налицо отставание законодательства от развития космических технологий не только в нашей стране, но и во всем мире [4].
Библиографические ссылки
1. Абдулаев М. И. Правоведение. М., 2005.
2. Малков С. П. Международное космическое право. СПб., 2002.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г № 146-ФЗ.
4. О космической деятельности : федер. закон РФ от 20 августа 1993 г.
5. О правовых принципах, регулирующих деятельность государств по исследованию использованию космического пространства : Декларация 13 декабря 1963 г.
6. Налоги России. www.taxru.ru.
7. Информационно-правовой портал. URL: www.bestpravo.ru.
© Долидудко Д. А., 2013
УДК 669.713.7
О. В. Зуева Научный руководитель - А. А. Тигашева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРИСВОЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
При регулировании космического пространства все чаще приходится сталкиваться с юридическими вопросами, такими как: где кончается воздушное пространство и начинается космическое? Чьи законы действуют на орбитальной станции? Кому принадлежат небесные тела? Можно ли учредить государство на Луне или купить на ней участок? На эти вопросы можно ответить, лишь определив, что такое космическое пространство и какова его принадлежность.
Существует большое число международных договоров в области космоса, которые связывают лишь несколько государств. Примером служит межправительственное Соглашение о Международной космической станции (МКС) от 1998 года [1].
Деятельность, связанная с освоением космоса регулируется внутригосударственным (национальным) правом, распространяющимся только на лиц, находящихся под юрисдикцией соответствующего государства. Ярким примером является Закон РФ «О космической деятельности», регулирующий деятельность, как на Земле, так и в космосе - на российских космических аппаратах.
Государственный суверенитет носит территориальный характер. Воздушное пространство, как и водная поверхность Земли, делится на национальную часть, находящуюся под чьим-либо суверенитетом, и международную - вне суверенитета. В противоположность этому космос во всем своем единстве является международным пространством, открытым для доступа и исследования всеми странами [1].
Стоит заметить, что в 1976 году произошел такой инцидент, когда ряд экваториальных государств пытались заявить свои исключительные права на геоста-
ционарную орбиту под предлогом того, что проекция этой орбиты проходит по их территории, а выведенные на нее объекты неподвижно висят над соответствующими точками земной поверхности. Однако эти притязания были отвергнуты большинством государств со ссылкой на принцип запрещения национального присвоения космического пространства.
Но где, же заканчивается территория государства и начинается космос? На сегодня формального разграничения космоса и воздушного пространства нет. Однако сформировалось молчаливое «джентльменское соглашение» о том, чтобы считать космосом пространство выше 100-110 километров над уровнем моря. Многие юристы-международники справедливо говорят о появлении соответствующего международно-правового обычая [2].
Проблема высотного предела суверенитета весьма актуальна при пересечении национального воздушного пространства в ходе запуска и посадки космических аппаратов. Каждое государство решает эту проблему по-своему. Например, Закон РФ «О космической деятельности» разрешает иностранному космическому объекту одноразовый безвредный пролет через воздушное пространство нашей страны с целью
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
запуска на околоземную орбиту или дальше, а также с целью возвращения на Землю. Надо только заблаговременно уведомить об этом соответствующие службы.
В международных договорах о космосе есть выражение «сохраняет юрисдикцию и контроль», которое означает, что государство вправе требовать соблюдения национального права на борту своего космического аппарата, привлекать на его основании к ответственности, а также осуществлять другие принудительные акты государственной власти (решения судов и др.). Например, при полете на российских кораблях «Союз», согласно статье 20 российского закона «О космической деятельности», командир экипажа наделяется всей полнотой власти, необходимой для осуществления космического полета, руководства экипажем и другими лицами, участвующими в полете. При этом командиром может быть назначен только гражданин России, а граждане иностранных государств обязаны соблюдать российское законодательство.
Сложные юридические вопросы возникают в рамках реализации международных космических проектов. Так, Соглашение о МКС предусматривает, что каждое из государств сохраняет юрисдикцию и контроль над теми элементами станции, которые оно регистрирует. Иначе говоря, в правовом отношении МКС не рассматривается как единое пространство, а является совокупностью состыкованных космических объектов со своей юрисдикцией на каждом из них, подобно тому, как если в открытом море пришвартуются друг к другу военные корабли разных держав [2].
Международное право считает космос частично демилитаризованным пространством. На орбиту вокруг Земли запрещается выводить ядерное и другое
оружие массового уничтожения. В то же время запрет не охватывает пролет через космос движущихся по баллистической траектории головных частей межконтинентальных ракет.
В отношении Луны и других небесных тел установлен более жесткий режим: они используются всеми государствами исключительно в мирных целях, запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров.
Стоит отметить некоторые интересные факты:
- космические аппараты являются самой быстрой недвижимостью в мире, так как сточки зрения гражданского права они относятся к категории недвижимости (статья 130 Гражданского кодекса РФ);
- некоторые энергичные деятели предлагают за плату назвать ту или иную звезду выбранным вами именем, обещая выдать «документ, подтверждающий факт внесения записи в каталог небесных тел». В действительности же ни авторское право, ни товарные знаки не имеют никакого отношения к присвоению названий звездам;
- Именованием небесных тел традиционно занимается негосударственное научное общество - Международный астрономический союз (МАС). Список этот является закрытым и измениться может только по специальному решению Ассамблеи МАС.
Библиографические ссылки
1. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Международ-ный астрономический союз.
2 URL:
http://iau.org/public_press/news/detail/iau0804/.
© Зуева О. В., 2013
УДК 341.229
Д. О. Курбанова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
За последние годы первостепенное значение в космическом праве приобрел принцип использования космического пространства в мирных целях. Данный основополагающий принцип закреплен в правовых актах о космической деятельности. Предпринята попытка проанализировать механизм реализации космического пространства в мирных целях на благо всего человечества.
Вопрос использования космического пространства и небесных тел затрагивает интересы всех стран и регулируется как национальными, так и международно-правовыми актами. Правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел определяется прежде всего Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва - Вашингтон - Лондон, 27 января 1967 г.), а также Соглашением о деятельности
государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) [4]. Согласно этим документам исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества; на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств. С учетом этих положений происходило и происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм международного космического