Научная статья на тему 'Ответственность за засорение околоземного космического пространства'

Ответственность за засорение околоземного космического пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2078
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилова Л.В., Бабаева А.А.

Рассматриваются существующая ситуация загрязненности космического околоземного пространства, нормирование международных отношений по вопросам использования космоса в международных правовых актах, выявляется проблема космического мусора, а также предлагаются возможные пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственность за засорение околоземного космического пространства»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

имных отношениях. В своей практике государства придерживаются нормы, по которой космические объекты в свободном полете на орбите с наиболее низкими перигеями, которые на данный момент технически возможны, находятся в сфере действия границы свободы исследования и использования космического пространства, т. е. в открытом космосе. В соответствии с этой практикой суверенитет государств не распространяется выше пределов, очерченных минимальными перигеями спутников на орбите. Поэтому низшим пределом космического пространства и, соответственно, высшим пределом национального воздушного пространства, согласно установившейся практике, являются технически возможные наиболее низкие орбиты искусственных спутников, на которых возможно использование этих спутников в свободном полете (100+10 км над уровнем океана). Космическое же пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами, согласно статье 2 Договора о космосе [1].

Аргументом в пользу скорейшего определения понятия космического пространства и воздушного про-

странства следует считать недопущение существования в дальнейшем как такого пробела в международном космическом праве, так и попытки некоторых экваториальных стран на установление ими своего суверенитета над теми участками орбиты, которые проходят над их территорией.

Несомненно, разграничение космоса и воздушного пространства потребует больших усилий от международного сообщества, поскольку необходимо обновить нормативно-правовую базу, найти договоренность между странами. Однако в случае успешного разрешения данного вопроса исчезнет большое количество законодательных столкновений по поводу нарушения суверенной воздушной территории стран.

Библиографические ссылки

1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела : принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 г.

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.2007 г. № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2013).

© Гришкова Ю. С., 2014

УДК 341.229

Л. В. Данилова Научный руководитель - А. А. Бабаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗАСОРЕНИЕ ОКОЛОЗЕМНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Рассматриваются существующая ситуация загрязненности космического околоземного пространства, нормирование международных отношений по вопросам использования космоса в международных правовых актах, выявляется проблема космического мусора, а также предлагаются возможные пути решения данной проблемы.

В последние десятилетия значительно возросли объемы космической деятельности. Наряду с положительными моментами, космическая деятельность содержит ряд угроз, среди которых особое место занимает проблема засорения околоземного космического пространства.

Количество космического мусора на орбите Земли находится на критическом уровне. Общий вес космического мусора на сегодня превышает 100 тыс. тонн. Обломки спутников, ступени ракет, технический хлам, недействующие космические аппараты и их фрагменты находятся на орбите Земли и имеют свою траекторию. Даже при прекращении образования нового космического мусора к 2055 г. может сложиться ситуация, при которой будет практически невозможно вывести в космос объекты из-за чрезмерного засорения орбит [1].

Как справедливо отмечалось в докладе Генерального секретаря ООН «Воздействие космической деятельности на окружающую среду» от 10 декабря 1993 г., проблема засорения космического пространства имеет международный глобальный характер: нет за-

сорения национального околоземного космического пространства (ОКП), есть засорение космического пространства Земли, одинаково негативно влияющее на все страны, прямо или косвенно участвующие в его освоении [4].

В последние году вопросу борьбы с засорением околоземного пространства посвящены многие работы ученых, данная проблема неоднократно обсуждалась в рамках работы Юридического и Научно-технического подкомитетов Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях.

Однако в основных международных документах по вопросу космической деятельности отсутствуют положения, устанавливающие ответственность за образование космического мусора [1].

Так, статья VI договора о космосе (Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела) устанавливает, что «государства - участники Договора несут междуна-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

родную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела» [2]. Далее, в статье VII говорится, что «каждое государство - участник Договора, которое осуществляет или организует запуск объекта в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также каждое государство - участник Договора, с территории или установок которого производится запуск объекта, несет международную ответственность за ущерб, причиненный такими объектами или их составными частями на Земле, в воздушном или в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, другому государству -участнику Договора, его физическим или юридическим лицам», причем данная устанавливает ответственность только за ущерб, поэтому расширенное толкование Договора будет ошибочным [2].

Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, являющаяся основным документом, регулирующим ответственность в космическом праве, устанавливает статей III ответственность за ущерб, причиненный в космическом пространстве только при наличии вины [3]. Такое положение делает практически невозможным применение данных норм об ответственности за ущерб, причиненный космическим мусором.

Помимо этого, представленные документы устанавливают ответственность лишь за фактически причиненный ущерб, в то время как космический мусор также создает препятствия выводу объектов на орбиту, что ведет к усложнению их запусков и удорожанию [1].

Сложившаяся ситуация привела к необходимости создания международного документа, посвященного исключительно космическому мусору. Так, в 2007 году были приняты «Руководящие принципы Комитета по использованию космического пространства в мирных целях по предупреждению образования космического мусора». Этот документ имеет большую прогрессивную роль в целом, однако он не устанавливает ответственности за нарушение содержащихся в нем принципов [5]. Поэтому данные принципы можно рассматривать лишь в качестве рекомендаций.

Для изменения сложившейся проблемы с космическим мусором необходимо принятие международно-правового документа обязательной силы на основе Руководящих принципов. Особое внимание в таком документе должно быть уделено ответственно-

сти государств за несоблюдение принципов в процессе осуществления космической деятельности. К несоблюдению принципов можно отнести следующие моменты:

- умышленное осуществление деятельности, повлекшей за собой образование космического мусора;

- отсутствие мероприятий по утилизации космических аппаратов после окончания срока их полезного использования;

- отсутствие мер по отслеживанию существующих объектов космического мусора;

- преднамеренное несообщение другим государствам о происшествиях, приведших к образованию новых объектов космического мусора.

В заключение необходимо отметить, что проблема космического мусора далека от своего разрешения. Кроме создания международных правовых норм по регулированию засорения околоземного космического пространства, необходимо на международном уровне разработать средства уборки объектов космического мусора. Обозначенные моменты говорят о комплексном характере решения данной проблемы.

Библиографические ссылки

1. Вениаминов С. С., Червонов А. М. Космический мусор - угроза человечеству. М. : НИЦ РКО ФБУ 4 ЦНИИ МО РФ. 2013. 208 с.

2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 года).

3. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (принята резолюцией 2777 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1971 года).

4. Мохаммад С. А. Международно-правовые аспекты борьбы с негативными экологическими последствиями космической деятельности // ЕврАзЮж. 2010. № 7. С. 6-9.

5. Руководящие принципы Комитета по использованию космического пространства в мирных целях по предупреждению образования космического мусора.

© Данилова Л. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.