Научная статья на тему 'Присутствие Ксении Некрасовой в современном информационном пространстве'

Присутствие Ксении Некрасовой в современном информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
285
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К. НЕКРАСОВА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коробкова Евгения Сергеевна

В статье сделана попытка аккумулировать сведения о присутствии Ксении Некрасовой в современном информационном пространстве. Автор ставит себе задачу оценить степень известности этой незаурядной поэтессы и дать общий обзор ее биобиблиографии, чтобы понять, насколько творчество Некрасовой доступно современному читателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Присутствие Ксении Некрасовой в современном информационном пространстве»

КОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Е. С. Коробкова

ПРИСУТСТВИЕ КСЕНИИ НЕКРАСОВОЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье сделана попытка аккумулировать сведения о присутствии Ксении Некрасовой в современном информационном пространстве. Автор ставит себе задачу оценить степень известности этой незаурядной поэтессы и дать общий обзор ее биобиблиографии, чтобы понять, насколько творчество Некрасовой доступно современному читателю.

Ключевые слова: К. Некрасова, информационное пространство.

«Звездным» в карьере поэтессы Некрасовой стал 1937 год, когда стихи 25-летней поэтессы, недавно приехавшей в Москву из уральского города Шадринска, опубликовал крупнейший литературный журнал «Октябрь». В третьем (мартовском) номере «толстого журнала» была представлена поэтическая подборка из трех стихотворений: «Украинка», «Девушка моего времени», «Отдых». «Октябрь» не просто опубликовал стихи молодой поэтессы, но и сопроводил их послесловием Николая Асеева, в котором влиятельнейший по тем временам литератор дает высокую оценку поэзии Некрасовой. В том же 1937 году «Октябрь» снова публикует стихотворения молодой поэтессы в номерах 5 и 9-м, а год спустя, в 1938, в праздничном выпуске от 9 мая, газета «Комсомольская правда» печатает довольно объемную 300-строчную поэму Ксении Некрасовой «Ночь на Баштане». Казалось бы, Некрасовой как поэту был дан мощный старт, ведь далеко не каждый дебютант, приехавший покорять Москву, удостаивался такого успеха, однако, вопреки ожиданиям, блестящего продолжения не последовало. 1937 год так и остался самым ярким моментом в поэтической биографии Некрасовой.

Уже после 1938 года активность публикаций постепенно стихает. В 1939, 1940 и 1941-м годах ее стихи под редакцией Кирсанова изредка появляются в журнале «Молодая гвардия», а с началом войны и до 1944 года имя Некрасовой исчезает из печати. В это время поэтесса находится в эвакуации в Средней Азии. После возвращения Некрасовой в Москву ее имя вспыхивает было снова, но быстро угасает. Последней публикацией в сороковых годах стало стихотворение «Мальчик», вышедшее в 1947

году в февральском (втором) номере журнала «Новый мир». (Ранее журнал планировал опубликовать подборку из трех стихотворений Некрасовой в рамках задуманного К. Симоновым проекта «В защиту лирики»). Поэтессу перестают печатать. Редакторы объясняют отказ тем, что «белые стихи, будут непонятны массам, что они больше относятся к буржуазным, то есть к декадентской западной литературе, а не к нашей простой действительности..

Тем не менее Некрасова не прекращает заниматься творчеством. Она активно обсуждается в Центральном Доме Литераторов, самостоятельно оформляет свои неизданные подборки в виде книжечек. Стихи Ксения переписывает от руки или перепечатывает на машинке, приклеивает на плотные альбомные листы, которые потом скрепляет хлебным мякишем и разрисовывает цветными карандашами. В архивах РГАЛИ хранится несколько таких сборников, созданных в 1950-е годы: «Листья смородины», «Город мечтаний», «Весна на улицах», «Дождины»... Удача улыбается ей в 1955 году, когда благодаря помощи Николая Асеева, поэтессе удается издать сборник «Ночь на Баштане». Книга из 14 стихотворений (по сути, это объем небольшой подборки) выходит в издательстве «Советский писатель» под редакцией поэта С. Щипачева. «Ночь на Баштане» считается единственным прижизненным изданием Ксении. Вторая книга «А земля наша прекрасна» выходит в свет через месяц после смерти поэтессы (Некрасова умерла 17 февраля 1958 года в Москве).

На сегодняшний день творчество поэтессы неизвестно широким массам, однако не забыто исследователями. Первым специалистом, всерьез занявшимся продвижением творчества

Некрасовой, стал лингвист Лев Рубинштейн (не путать с поэтом-концептуалистом Львом Рубинштейном). Исследователь собрал и опубликовал стихотворения Некрасовой в книгах 1973, 1976 и 1981 гг., а также подготовил и издал Некрасову на польском языке в Польше2. Изданный в Польше сборник не остался незамеченным. Изучением творчества поэтессы занялись литературоведы-русисты Лешек Энгелькинг (Leszek Engelking) и Северин Полляк (Seweryn Pollak). Статьи о Ксении Некрасовой появляются в «Словаре русских писателей» Флориана Неважны и в «Руководстве по современной русской литературе» Тадеуша Климовича3.

По составу стихотворений и польский сборник, и все три книги, изданные в России, практически не отличаются друг от друга, поскольку в них представлены одни и те же стихотворения, перетасованные Рубинштейном. Вероятнее всего, целью исследователя было не познакомить читателя с «новой» Некрасовой, а «донести» ее творчество до тех времен, когда оно будет востребовано.

До сегодняшнего дня, несмотря на регулярные обращения исследователей к творчеству поэтессы, новых стихотворений Некрасовой опубликовано не было. Практически ту же «рубинштейновскую» подборку мы можем видеть в книге Некрасовой «В деревянной сказке» (1999), подготовленной литературоведом Инной Ростовцевой и в сборнике Некрасовой, вышедшем в серии «Самые мои стихи» (1997), подготовленном Татьяной Бек. Несколько отличаются от этих сборников книги Некрасовой, опубликованные уральскими исследователями. В 1986 году книгу поэзии Некрасовой издал преподаватель Челябинского государственного университета В. П. Тимофеев, уточнивший «темные» моменты биографии поэтессы и включивший в сборник ранее неизвестные стихи Некрасовой. Расширенная подборка стихотворений представлена в сборнике поэтессы, составленном екатеринбургским литературоведом Леонидом Быковым. Сборник вышел в Екатеринбурге в 2002 году и, помимо стихотворений, включает в себя воспоминания друзей и знакомых Некрасовой. Но, к сожалению, уральские издания вышли небольшим тиражом и являются библиографической редкостью.

Последний на сегодня сборник стихов Ксении был издан в 2003 году в Кинешме. Книга выполнена вручную, иллюстрирована работами художника Виктора Шлюндина, ее тираж составляет 15 экземпляров.

Таким образом на сегодняшний день издано двенадцать сборников стихотворений Ксении Некрасовой, в том числе, один - в Польше.

Имя Некрасовой периодически появляется и в «толстых журналах». Продвижением подборок поэтессы в журнале «Новый мир» занимался при жизни Лев Рубинштейн. Серию материалов о поэтессе подготовила для «Независимой газеты» журналист Наталья Савельева. В этой же газете и в журнале «Арион» появлялись статьи Татьяны Бек: «Голосом сельской пророчицы», «Ксюша или как уместить на четвертушке небо». Татьяна Бек занималась изучением творчества поэтессы, но ранняя смерть не позволила ей закончить работу. В 2003 и 2007 гг. в Иркутском государственном педагогическом университете и в Армавирском лингвистическом университете были защищены две диссертации, посвященные различным аспектам творчества Ксении Некрасовой. Без образцов поэтического творчества Ксении не обходится ни один авторитетный сборник русского верлибра. В известной «Антологии русского верлибра», собранной Кареном Джангировым и включающей более 360 авторов, имя Ксении Некрасовой соседствует с именами Айги и Бродского. Не стала исключением и вышедшая в 2000 году «Антология русского лиризма ХХ века», составленная А. Васиным.

Внимание исследователей привлекает метрический строй стихотворений Некрасовой. Наиболее интересными и практически значимыми нам представляются отдельные главы книги Т. Овчаренко «Русский свободный стих», где стиховедческие аспекты творчества Некрасова осмыслены и проанализированы особенно глубоко.

В Интернете творчество Некрасовой представлено не слишком широко, в основном на любительских сайтах, из которых следует выделить:

• сайт Натальи Пухначевой, преподавателя математического факультета Новосибирского Государственного университета. Адрес Интернет-ресурса: http://tpuh.narod.ru/main_ nekr.htm. На сайте представлены 77 стихотворений из сборника Некрасовой 1973 года.

• сайт Натальи Лайдинен. Адрес Интернет-ресурса: http://www.laidinen.ru/women. php?part=5660&letter=Н. На сайте собрана женская поэзия. Раздел о Ксении Некрасовой представлен стихотворениями Ксении, ее неполной библиографией, а также материалами из Интернет-источников, в их числе - статьи

Н. Савельевой, Т. Бек, Л. Рубинштейна, Л. Бу-харовой и др., а также отрывками из статей с упоминаниями о К. Некрасовой и записями в блогах. Статьи о Некрасовой представлены без ссылок на источник в Интернете.

• Читальный зал, выпуск 17 «Великая юродивая», посвященный Ксении Некрасовой. Адрес Интернет-ресурса: http://stihi. т/2004/01/11-415. В выпуске собраны стихи Некрасовой, стихотворения о Некрасовой, а также статьи о ней из сети Интернет, снабженные ссылками.

Можно с уверенностью сказать, что Ксения Некрасова больше известна не как автор, а как персонаж. Имя Некрасовой можно встретить в мемуарах и рассказах об Анне Ахматовой, в воспоминаниях о художнике Фальке, в мемуарах литераторов о 40-50-х гг. прошлого столетия: В. Берестова, М. Алигер, Л. Чуковской, Л. Озерова и др. Практически каждый автор, описывающий «литературную тусовку» Москвы, обязательно упоминает К. Некрасову, с которой связано огромное количество анекдотов и притч того времени. И если творчество поэтессы хотя и немного, но охвачено специалистами, то простому читателю оно неизвестно. Литературоведы, отмечая явную афористичность поэзии Ксении, выделяют как характерную черту ее поэзии наличие «сгустков наивных формул»4, тем не менее ни одна из этих «формул» себя не обессмертила: не стала цитатой, не послужила источником крылатых выражений и не вошла в народ. Не получили укоренения и песни, написанные на стихи поэтессы. Еще при жизни Некрасовой ее публикации встречали непонимание у читателей. В архиве РГАЛИ хранится письмо студентки филологического факультета, присланное в редакцию «Огонька» в ответ на публикацию в журнале поэтической подборки Ксении: «очень прошу, объясните мне, за какие достоинства в журнале "Огонек", нашем крупнейшем журнале, поместили стихотворение К. Некрасовой. Ведь, конечно, не потому, что она однофамилец великого поэта»5.

Выше мы уже говорили о том, что дебют Некрасовой в печати сложился как нельзя более удачно и можно было бы ожидать не менее удачного продолжения литературной карьеры. Если выделять главную причину, отчего имя Некрасовой сегодня так слабо присутствует в информационном поле, стоит сказать о том, что Некрасова не выстроила свою поэтическую карьеру и сделала очень мало для того, чтобы

ее творчество и ее имя дошли до следующего поколения.

1. Некрасова не принимала участия в литературных процессах своего времени. Литературные и исторические события практически не находят отражения в ее творчестве. Меж тем, зачастую творчество многих поэтов сохраняется благодаря тому, что их авторы участвовали в той или иной литературной группе, подписывались под тем или иными манифестами и т. д. Так, к примеру, благодаря причастности к футуристам известны имена поэтов Павла Ко-корина или Николая Кульбина.

2. Некрасова не обозначала своих задач в литературе, в отличие от того же Велимира Хлебникова, с которым так любят сравнивать Некрасову исследователи. Она не позиционировала свое творчество как альтернативное течение господствующей линии; не занималась разработкой теоретических обоснований и, по большому счету, ее занятия литературой оставались на любительском уровне. В этом отношении были правы те, кто называл ее творчество «графоманством»: она просто писала, не занимаясь литературными проблемами, не представляя себе исторического процесса, не ставя перед собой конкретных литературных задач, за исключением задачи во что бы то ни стало «попасть в Союз писателей».

3. Некрасова оставила после себя очень немного напечатанных литературных произведений: одну тонкую книгу и несколько подборок в журналах. Для сравнения, поэт-символист Иван Рукавишников, почитаемый в литературный среде отъявленным графоманом, при жизни издал 20 томов своих стихов и уже этим оставил след в литературе. Прозаические произведения Рукавишникова до сих пор находят своего читателя и переиздаются. К творчеству Рукавишникова обратился литературовед Михаил Гаспаров и привел несколько неплохих стихотворений в известнейшей своей работе «Русский стих», чем, практически обессмертил имя поэта. Появились бы стихи Рукавишникова в авторитетном издании Гаспарова, напечатай поэт одну тонюсенькую книжицу, - большой вопрос.

4. Некрасова максимально усложнила труд исследователей тем, что не хранила свои рукописи. Она разбрасывала написанные стихотворения повсюду, где только бывала, абсолютно не заботясь об их сохранности. Понятно, что такое отношение не способствует закреплению имени поэта в информационном пространстве. Показателен по этому поводу пример Уильяма

Блейка. Отношение современников к творчеству Блейка было скептическим: стихов не печатали, а самого поэта почитали за бездарного писаку. По достоинству наследие Блейка смогли оценить только его потомки, но произошло это благодаря тому, что Блейк позаботился о сохранении своего наследия в веках. Будучи гравером, Блейк выгравировал тексты своих стихотворений на камнях.

Отвечая на вопрос, почему Некрасова недостаточно известна, стоит задаться вопросом, чему она обязана той толике известности, которая, без сомнения, у нее есть. Изучая биографию поэтессы, можно сделать вывод, что своей сегодняшней известностью как поэта она обязана двум поступкам в своей жизни, главный из которых - переезд в Москву и поступление в Литературный институт. Благодаря этому поступку происходит знакомство Некрасовой и Николая Асеева, обеспечившее достойное начало и завершение творческого пути поэтессы. В начале этого пути Асеев издает подборки, дает молодой поэтессе блестящее напутствие и вводит ее в литературные круги Москвы, а в конце - издает сборник ее стихов, ставший единственным прижизненным. В институте формируются связи Ксении Некрасовой, обеспечившие ей протекцию в литературных кругах (например, Ксения училась вместе с Симоновым, ставшим впоследствии редактором журнала «Новый мир» и печатавшим Некрасову).

Второй важный поступок Ксении Некрасовой связан с началом Великой Отечественной войны, когда поэтесса, руководствуясь инстинктом самосохранения, была вынуждена практически пешком добираться до Средней Азии, где и произошло знакомство Некрасовой и Ахматовой. Ташкентский период жизни Ахматовой остается навсегда связанным с жизнью Некрасовой, поскольку во всех без исключения воспоминаниях, рассказывающих об Ахматовой в годы войны, неизменно говорится и о Некрасовой (причем, Некрасова так повлияла на окружение Ахматовой, что ей выделяются не просто упоминания, а отдельные главы). По возвращении из эвакуации Ахматова способствует тому, чтобы стихотворения Некрасовой вновь появились в печати. Покровительство авторитетного поэта заставляет литературное общество по-другому отнестись к деятельности К. Некрасовой (особенно если учесть, что Ахматова заявляет, что из всех женщин-поэтов признает только Цветаеву и Некрасову). Понятно, что одна только это высказывание живого клас-

сика не позволяет Некрасовой быть стертой из литературного пространства того времени.

Благодаря Ахматовой происходит знакомство Некрасовой и художника Фалька, создавшего серию портретов поэтессы. Портреты Фалька сегодня являются еще одной «точкой доступа» к Некрасовой. Кроме того, общие друзья Фальков и Некрасовой сохраняют для исследователей рукописи поэтессы. Без этих рукописей

0 творчестве Некрасовой мы могли бы судить только по четырнадцати стихотворениям, опубликованным в сборнике «Ночь на Баштане».

Мы можем видеть, как поступки Некрасовой, которые по сути являлись ее включениями в происходящую жизнь, - служили стимулами, за которыми следовала незамедлительная реакция. Возможно, если бы такого рода поступков-стимулов Ксения совершала больше, не зацикливаясь на идее попасть в Союз писаталей, - результат был бы лучше. Однако в силу индивидуальных особенностей, «включения» в реальность у Ксении происходили редко. Тем не менее, мы должны сказать, что у Ксении Некрасовой был свой, непохожий на других, совершенно юродивый путь в литературе. Не делая практически ничего для продвижения своего творчества, она сумела переложить эту функцию на других людей, среди которых нужно отдельно отметить уже упоминавшегося нами Льва Рубинштейна, издавшего четыре сборника Некрасовой. Лев Рубинштейн не только донес до нас творчество самобытной поэтессы, но и постарался обеспечить возможность дальнейшей работы исследователей, приложив усилия к тому, чтобы в РГАЛИ был создан фонд Некрасовой.

Примечания

1 См.: Некрасова К. Письмо дорогому Сталину Иосифу Виссарионовичу от поэта Ксении Некрасовой. URL : http://kultura.kurganobl.ru/3600. html.

2 Ksenia Niekrasowa : Moje wiersze / wybór i przeklad Atta Sarachanowa, poslowie Lew Rubinstein. Kraków : Wydawnictwo Literackie, 1980.

3 Slownik pisarzy rosyjskich / pod red. F. Nieuwaznego, Warszawa; Tadeusz Klimowicz, Przewodnik po wspólczesnej literaturze rosyjskiej i jej okolicach (1917-1996). Wroclaw, 1996.

4 См.: Ростовцева И. Воображение сердца // К. Некрасова. В деревянной сказке. М. : Худож. лит., 1999. С. 303.

5 РГАЛИ. Ф. 2288. Оп. 1. Ед. хр. 95. С. 44.

Приложение Список публикаций Ксении Некрасовой

1. Некрасова, К. А земля наша прекрасна [Текст] : стихи / К. Некрасова. - М. : Сов. писатель, 1958.

2. Некрасова, К. А земля наша прекрасна [Текст] : стихи и поэма / К. Некрасова. - М. : Сов. писатель, 1960.

3. Некрасова, К. Ночь на баштане [Текст] : стихи / К. Некрасова ; худож. И. В. Царевич. -М. : Сов. писатель, 1955.

4. Некрасова, К. Мои стихи [Текст] / К. Некрасова ; сост. Л. Рубинштейн. - М. : Сов. Россия, 1976.

5. Некрасова, К. Судьба [Текст] : книга стихов / К. Некрасова ; сост. Л. Рубинштейн. - М. : Современник, 1981.

6. Некрасова К. Стихи [Текст] / К. Некрасова ; сост. и авт. предисловия Л. Рубинштейн.

- М. : Сов. писатель, 1973.

7. Некрасова, К. Я часть Руси [Текст] : стихи / К. Некрасова ; послесловие В. П. Тимофеева.

- Челябинск : Юж.-урал. кн. изд-во, 1986.

8. Ksenia Niekrasowa. Moje wiersze. Wybor i przekl.Alla Saracharova. Posl. Lew Rubinstein. Krakow : Wydaw. Lit, cop., 1980.

9. Некрасова, К.Стихотворения [Текст] / К. Некрасова ; сост. Т. Бек. - М. : Слово, 1997 (титул 1995).

10. Некрасова, К. В деревянной сказке [Текст] : сб. стихотв / К. Некрасова ; ред. И. Ростовцева. - М. : Худож. лит., 1999.

11. Некрасова, К. На нашем белом свете [Текст] : стихи, наброски, воспоминания / К. Некрасова ; сост. Л. Быков. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002.

12. Ксения Некрасова [Текст]. Художник Виктор Шлюндин. Кинешма, 2003.

Подборки, опубликованные в прессе и в коллективных сборниках

1. Некрасова, К. Я часть Руси... [Текст] : подборка стихотворений / К. Некрасова ; пре-дисл. С. Куняева // Современник. - 2008. - № 2.

2. Некрасова, К. Стихотворение [Текст] / К. Некрасова // Нежность : Стихотворения русских и советских поэтов / сост. Н. Карпов. - М. : Мол. гвардия, 1989.

3. Некрасова, К.Стихотворение [Текст] / К. Некрасова // День поэзии. - М. : Сов. писатель, 1972.

4. Некрасова, К. Стихотворение [Текст] / К. Некрасова // День Поэзии. - М. : Сов. писатель, 1968. С. 240.

5. Некрасова, К.Стихи [Текст] / К. Некрасова // День и ночь. - 2006. - № 9-10.

6. Русская советская поэзия Урала [Текст] : Антология. Свердловск, 1983. - С. 123-126.

7. Некрасова, К. Подборка стихотворений [Текст] : Девушка моего времени, Украинка, Отдых / К. Некрасова // Октябрь. - 1937.

- № 3.

8. Некрасова, К. Подборка стихотворений [Текст] / К. Некрасова // Мол. гвардия. - 1941.

9. Некрасова, К. Подборка стихотворений [Текст] / К. Некрасова // Мол. гвардия. -1940.

10. Некрасова, К. Подборка стихотворений [Текст] / К. Некрасова // Октябрь. - 1937. - № 9.

11. Некрасова, К. Подборка стихотворений [Текст] / К. Некрасова // Октябрь. - 1937.

- № 5.

12. Подборка стихотворений [Текст] // Антология русского верлибра. Составитель Карен Джангиров. - М. : Прометей, 1991.

13. Некрасова, К. Ночь на баштане [Текст] : поэма / К. Некрасова // Комсомольская правда. - 1937.

14. Некрасова, К. Мальчик [Текст] : стихотворение / К. Некрасова // Новый мир. - 1947. -№ 2. - С. 19.

15. Ксения Некрасова. Стихи [Текст] / К. Некрасова. - М., 1973; 60 лет советской поэзии : в 4 т. Т. 2. - М. : Худож. лит., 1977.

16. Век минувший - Век нынешний : Ксения Некрасова, Евгения Изварина [Текст] // Урал. - 2007. - № 3. - С. 3.

17. Некрасова К. Баллада о прекрасном [Текст] : стихи / К. Некрасова ; публ. Л. Е. Рубинштейна // Новый мир. - 1979. - № 3. - С. 181.

18. Ксения Некрасова [Текст] : стихи / К. Некрасова // 60 лет советской поэзии. Т. 1-4. М. : Худож. лит., 1977. Т. 2.

Список литературы о Ксении Некрасовой

1. Алексеева, Л. Утреннее лицо Ксении Некрасовой [Текст] / Л. Алексеева. - University of Toronto. Academic Electronic Journal in Slavic Studies. - URL : www.utoronto.ca/slavic/faculty/ alexeeva/.

2. Алигер, М. Жгучее воспоминание [Текст] / М. Алигер // Ясная поляна. - 1997. - № 1. - С. 39-40.

3. Антология русского лиризма ХХ век [Текст] / сост. А. Васин. - М. : Студия, 2008.

4. Антология русской поэзии ХХ века [Текст] / под общ. ред. В. Кострова и Г. Красникова. - М. : ОЛМА-Пресс, 1999.

5. Антология русской советской поэзии. 1917-1957 [Текст]. Т. 2. - М., 1957.

6. Бабаев, Э. Воспоминания [Текст] / Э. Бабаева. - СПб. : ИНАПРЕСС, 2000.

7. Бабаев, Э. На улице Жуковской [Текст] / Э. Бабаева // Воспоминания. - СПб. : Инапресс, 2000. С. 7-19.

8. Бек, Т. Голосом сельской пророчицы [Текст] / Т. Бек // Новая газета. - 2004. - 18 марта. - С. 5.

9. Бек, Т. Ксюша, или «Как уместить на четвертушке небо» [Текст] // Арион. - 1998. -№ 4.- С. 63-70.

10. Бек, Т. Рисовать надо уметь, или в искусстве всегда есть что делать: беседа с Генрихом Сапгиром [Текст] / Т. Бек // Вопр. лит.

- 1999.- № 4.- С. 23-26.

11. Берестов, В. Чингизидка // Знамя. - 1997.

- № 11. - С. 110-118.

12. Берестов. Мандельштамовские чтения в Ташкенте во время войны // Дружба народов. 2000. №8.С.41-50.

13. Блинов, В. Извечная маета графоманов [Текст] / В. Блинов // Урал. - 2006. - № 11.

14. Бухарова, И. Образы весны в поэзии Ксении Некрасовой / И. Бухарова // Шадрин-ские чтения : материалы межрегион. филол. конф. - Шадринск, 2004. - С. 75-76.

15. Бухарова, И. Поэзия Ксении Некрасовой : художественная интуиция и лирический пафос [Текст] : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / И. Бухарова. - М., 2003.

16. Вегин, П. Жила-была Ксения Некрасова [Текст] / П. Вегин // Новый мир. - 1975. - № 8. - С. 3.

17. Век минувший - Век нынешний : Ксения Некрасова, Евгения Изварина [Текст] ; со вступ. ст. Л. Рубинштейна // Урал. - 2007. -№ 3. - С. 3.

18. Громова, Н. Эвакуация идет... 19411944. Писательская колония : Чистополь. Ела-буга. Ташкент. Алма-Ата [Текст] / Н. Громова.

- М. : Совпадение, 2008.

19. Заметки о К. А. Некрасовой [Текст] // РГАЛИ. Ф. 3018. Оп. 1. Ед. хр. 242.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Звягинцев, Л. Как жемчуг русские слова... : о поэзии Ксении Некрасовой [Текст] / Л. Звягинцев // Наука и религия. - 1994. - № 11. - С. 18-20.

21. Из переписки В. Шаламова с С. Ружен-цевым. Октябрь, 1958 [Электронный ресурс]. -http://shalamov.ru/library/24/16/.

22. Козловская, Г. Мангалочий домик [Текст] / Г. Козловская // Воспоминания об Анне Ахматовой. - М. : Худож. лит., 1991. - С. 378-400.

23. Колодный, Л. Два дома Гоголя и ванные комнаты Глазунова [Текст] / Л. Колодный // Моск. комсомолец. - 2009. - 23 окт.

24. Ксения Александровна Некрасова : рек. библиогр. указ. [Текст] / сост. О. В. Малахова ; Центр. гор. б-ка им. А. Н. Зырянова. - Шадринск : Изд-во ПО «Исеть», 2004.

25. Кузько, Т. Я. Надела бархатное платье. Из воспоминаний о поэте Ксении Некрасовой [Текст] / Т. Я. Кузько // Лит. Россия. - 1994. -№ 37. - С. 14.

26. Курбатов, В. Одна счастливая весна [Текст] / В. Курбатов // Дружба народов. -2002. - № 6. - С. 36-38.

27. Леонтьев, А. Искусство Ксении Некрасовой [Текст] / А. Леонтьев // Моск. литератор.

- 2006. - № 17. - С. 3.

28. Мартынов, Л. Царская дочь [Текст] / Л. Мартынов // Дар будущему : стихи и воспоминания. - М. : Вече, 2008. - С. 534-541.

29. Мацуев, Н. Русские советские писатели 1917-1967 [Текст] : материалы для биогр. словаря / Н. Мацуев. - М., 1981. - С. 156.

30. Наровчатов, С. С. Берега времени [Текст] / С. С. Наровчатов. - М. : Современник, 1976. - С. 194-195.

31. Некрасова, К. О себе [Текст] / К. Некрасова // Уральский следопыт. - 1982. - № 3. - С. 25.

32. Озеров, Л. Я. Полоскала небо в речке [Текст]. Стихи Ксении Некрасовой / Л. Я. Озеров // Смена. - 1992. - № 1. - С. 17.

33. Она выросла здесь.: Ксения Александровна Некрасова (1912-1958) [Текст] : библиогр. указ. / сост. и оформл. Л. Ф. Сытина. - Сухой Лог, 2007.

34. Орлицкий, Ю. История с верлибром [Текст] / Ю. Орлицкий // Арион. - 2005. - № 1. - С. 23-30.

35. Павлов, Н. Открывая современника [Текст] / Н. Павлов // Звезда Востока. - 1982. -№ 4. - С. 172-173.

36. Портреты К. А. Некрасовой. Рисунки и наброски [Изоматериалы] // РГАЛИ. Ф. 3018. Оп. 1. Ед. хр. 101.

37. Ржевская, Е. Домашний очаг. Как это было [Текст] / Е. Ржевская // Дружба народов.

- 2005. - № 5. - С. 23.

38. Ростовцева, И. Воображение сердца. Послесловие [Текст] / И. Ростовцева // Некрасова К. В деревянной сказке. М. : Худож. лит., 1999. С.268-310.

39. Рубинштейн, Л. И шелест буйных трав мой возвышал язык : к 70-летию со дня рождения К. Некрасовой [Текст] / Л. Рубинштейн // Лит. газета. - 1982. - 12 мая. - С. 5.

40. Рубинштейн, Л. «Портрет Ксении Некрасовой» : выступление на вечере памяти К. А. Некрасовой и вступительная статья к сборнику стихотворений К. А. Некрасовой ; с комм. А. В. Щекин-Кротовой [Текст] / Л. Рубинштейн // РГАЛИ. Ф. 3018. Оп. 1. Ед. хр. 219.

41. Савельева, Н. Великая юродивая [Текст] / Н. Савельева // Новая газета. -.2002. - 7 марта.

42. Савельева, Н. Великая юродивая [Текст] / Н. Савельева // Учит. газета. - 2000. - С. 2021.

43. Савельева, Н. Юродивая Ксения [Текст] / Н. Савельева // Новая газета. - 2002. - № 16. - С. 5.

44. Светлые строки. Воспоминания о Некрасовой [Текст] // Люди и Песни. - 2006. - № 4.

45. Скородницкий, И. Будущий академик и поэт. Мимолетности. Портрет поэтессы авторства Ильи Глазунова [Электронный ресурс]. -www.interlit2001.com/skorod-es-1.htm.

46. Смеляков, Я. Ксения Некрасова [Текст]. Стихотворения / Я. Смеляков // Круг чтения. -М., 1989. - С. 53.

47. Сомова, С. Мне дали имя - Анна [Текст] / С. Сомова // Москва. - 1984. - № 3. - С. 177193.

48. Тер-Макарьян, А. Всем мил не будешь (интервью с А. Прокофьевым) [Текст] / А. Тер-Макарьян // Лит. Россия. - № 4. - 2004. - 30 янв.

49. Тер-Маркарьян, А. Интервью с поэтом. Беседа с Н. Глазковым [Текст] / А. Тер-Макарьян // Лит. Россия. - 2001. - 30 янв. - С. 4.

50. Тер-Миносян, К. Г. Художественный мир Ксении Некрасовой как отражение ее человеческой судьбы [Текст] / К. Г. Тер-Миносян // Образование. Наука. Творчество. - 2008. - № 6. - С. 84-88.

51. Тер-Миносян, К. Роль фольклора в формировании образной системы и поэтики художественного текста Ксении Некрасовой : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01, 10.01.09 / К. Тер-Миносян. - Майкоп, 2008.

52. Успенский. Портрет как образ [Текст] // Утро. - 2001. - № 1. - С. 69-72.

53. Фонд К. А. Некрасовой в РГАЛИ (Фонд 2288).

54. Чуковская, Л. Полгода в Новом мире [Текст] / Л. Чуковская // Собр. соч. : в 2 т. Т. 2. М. : Гудьял-пресс, 2000. С. 210.

55. Чупринин, С. Русская литература сегодня : жизнь по понятиям. Отрывки [Текст] // Знамя. - 2005. - № 9.

56. Щекин-Кротова, А. Ты выдумал меня [Текст] / А. Щекин-Кротова // Воспоминания об Анне Ахматовой. - М. : Худож. лит., 1999. - С. 230.

57. Щекин-Кротова, А. Воспоминания о Ксении Некрасовой [Текст] / А. Щекин-Кротова // РГАЛИ. Ф. 3018. Оп. 2. Ед. хр. 105.

58. Щекин-Кротова, А. О Ксении Некрасовой [Текст]. Воспоминания / А. Щекин-Кротова // РГАЛИ. Ф. 3018. Оп. 1. Ед. хр. 227.

59. Antonak, R. Ksenia Nekrasova : a beautiful soul [Electronic resource] / R. Antonak // http:// sybir.blogspot. com/ search/ label/ Ksenia %20 Nekrasova.

60. URL : http://www.antho.net/jr/11.2002/25.

А. В. Слепова

НОВЕЛЛЫ-ИНТЕРВЬЮ В ТВОРЧЕСТВЕ И. БАШЕВИСА ЗИНГЕРА

Статья написана в русле общей проблематики перекрестка литературы и журналистики как практических творческих сфер. Анализируя модификацию жанра новеллы-интервью в творчестве Зингера, автор подчеркивает значимость журналистского компонента в творчестве писателя.

Ключевые слова: новелла, интервью, И. Башевис Зингер.

Что такое жанр: устойчивая, заданная фор- система? Ответ дает сама история литературы, ма или подвижная, постоянно обновляющаяся которая развивается, в том числе, и за счет по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.