Научная статья на тему 'ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ЛЕНСКОГО КРАЯ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ'

ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ЛЕНСКОГО КРАЯ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
СИБИРЬ / УЕЗД / ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ / ОСТРОГ / ПРИСОЕДИНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Л.П.

В российской (не говоря уже о якутской) историографии события, связанные с присоединением земель Ленского края в 1629 - 1637 гг. к Русскому государству, преподносятся как события единого порядка, связанные с Ленским острогом. Автор данной статьи намерен восстановить историческую правду и на достоверных фактах показать становление и развитие пяти управлений четырёх сибирских уездов до включения их в 1640-1642 гг. территориально в состав единого Ленского уезда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCESSION OF THE LENA TERRITORY TO RUSSIA

In Russian historiography, the events associated with the annexation of the lands of the Lena Territory in 1629-1637 to the Russian state are presented as events of a single order associated with the Lenskiy Ostrog. The author of this article intends to restore the historical truth and show reliable facts the formation and development of five administrations of four Siberian counties before their inclusion in 1640-1642 territorially into the unified Lenskiy County.

Текст научной работы на тему «ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ЛЕНСКОГО КРАЯ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ»

join the organization, it has not been successful. Only two Uzbek women were members of the community. They also attended two community meetings. "The Muslim Women's Education Society" in Andijan held a meeting on Fridays, and political readings were conducted by Robiya Safarova.

The existing religious bigotry in Turkestan, the preservation of medieval traditions, and the fatwas issued by Islamic scholars on the unlimited domination of husbands over women prevented local women from joining such societies. The proximity to European life in Tatar-Bashkir families, the openness of most women, created the conditions for their social and political activism. At the same time, it is illogical to accuse Turkestan women of indifference, as well as to show that Tatar-Bashkir women are active. There were also socially active women among Uzbek women in their time. But, as noted above, they were influenced by existing religious and national traditions. For example, Saodat Shamsiyeva, one of the first correspondents of "Saodat" magazine, wrote in her memoirs about the social injustices of Uzbek women at the time, entitled "By the Requirements of Life,": When I finished school, I was told I was old enough. When I was 8, I escaped death by marrying a 75-year-old man named Nasrulla-bek. I survived by accident.

Girls deprived of all human rights were also deprived of the right to read and write. It was rampant to marry young girls, to marry women, to beat women, to humiliate them. "However, Imam Bukhari's Al-Jame 'as-Sahih, which contains 21 books of Hadith and Qur'an verses, Nisa, 5 and 6, is devoted to women, their

upbringing, and their knowledge. Along with the educative role of women, valuable ideas about the fact that they are a part of society and their freedom are concentrated in this period.

In conclusion, the colonialists in Turkestan also used Tatar-Bashkir women in the formation and development of the education system. The establishment of the press in the country and the active participation of Tatar women in it contributed to the emergence of national journalism and the development of the first female correspondents from local women.

References

1. Central State Archive of the Republic of Uzbekistan, I, Fund 2854, List 1.

2. Central State Archive of the Republic of Uzbekistan, I, Fund 47, List 1, Case 17, pages 10-11

3. N.A. Abduazizova. History of Turkestan press (1870-1917). Tashkent: Academy, 2000;

4. К.Е. Бендриков. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865-1924 годы). Москва: Академии педагогических наук. 1960. pages 111-119

5. Isokboyev A. In the socio-political and cultural life of Turkestan ... - p 111.

6. Kuchkarova O. About the Muslim women of Andijan // "Ulug Turkiston", August 23, 1917.

7. Jorayeva N. Issues of the role of women in the family and society in Islam // Interethnic relations and tolerance in Uzbekistan: Historical experience and modernity. International scientific-practical conference. Tashkent: "Mumtoz so'z", 2010. pages 190-192.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ЛЕНСКОГО КРАЯ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Иванов Л.П.

Студент

Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова ACCESSION OF THE LENA TERRITORY TO RUSSIA

Ivanov L.

Student of North-Eastern federal university in Yakutsk

Аннотация

В российской (не говоря уже о якутской) историографии события, связанные с присоединением земель Ленского края в 1629 - 1637 гг. к Русскому государству, преподносятся как события единого порядка, связанные с Ленским острогом. Автор данной статьи намерен восстановить историческую правду и на достоверных фактах показать становление и развитие пяти управлений четырёх сибирских уездов до включения их в 1640-1642 гг. территориально в состав единого Ленского уезда.

Abstract

In Russian historiography, the events associated with the annexation of the lands of the Lena Territory in 1629-1637 to the Russian state are presented as events of a single order associated with the Lenskiy Ostrog. The author of this article intends to restore the historical truth and show reliable facts the formation and development of five administrations of four Siberian counties before their inclusion in 1640-1642 territorially into the unified Lenskiy County.

Ключевые слова: Сибирь, уезд, землепроходцы, острог, присоединение.

Keywords: Siberia, county, explorers, ostrog, accession.

Сведения, полученные в 1627 году по возвра- Афанасьевичем Волоховым и доведённые до сведе-щении П. Д. Пянды в Мангазею воеводами, князем, ния Тобольска и Москвы, стали причиной активи-Ефимием Фёдоровичем Мышецким и Андреем зации деятельности служилых людей в бассейне

Нижней Тунгуски. Это и привело к открытию нового, второго, более короткого пути с Нижней Тунгуски по рекам Романихе, Чоне и Вилюю в Среднюю Лену.

Вслед за Пяндой из года в год число промышленников на Нижней Тунгуске увеличивалось. Так, например, в 1626 г. их численность превысила две сотни человек. Поэтому при назначении воеводами в Мангазею 18 января 1627 г. Тимофея Васильевича Бобарыкина и Поликарпа Семёновича Полтева в их наказе говорилось о подготовке похода против тунгусов для защиты промышленных людей.

Такой поход в 1628 году возглавил посланный из Тобольска сын боярский Самсон Навацкий. Навацкий был новокрещённый из поляков, сослан из Москвы в Тобольск, с женой, в 1621 г., где вёрстан на службу и дослужился до чина сына боярского по Тобольску. В состав отряда Навацкого входили по 25 тобольских и берёзовских служилых людей, 40 человек кодских остряков и 10 человек мангазейских служилых.

На Нижней Тунгуске Навацкий узнал от шама-гирского аманата, что «на великой реке Лене от их Шамагирской землицы неподалёку иные многие немирные землицы. Называетца киндакиреи и вара-каи, а кочуют-де чумами, да на Лене же реке...» живут юртами конные якольские люди. Он, по собственной инициативе и по воле служилых людей, «по их челобитью», сформировал отряд из 30 тобольских, берёзовских и мангазейских служилых людей во главе с берёзовцем Мартыном Васильевым и тобольчанином Антоном Добрынским и отправил их на новые земли. Поляк Добрынский был сослан из Москвы в Тобольск в 1620 г. и вёрстан на казачью службу.

Перейдя в районе устья реки Тетеи с Нижней Тунгуски по волоку на Чону, Васильев и Добрын-ский поплыли весной 1630 г. вниз по Чоне и Вилюю. Этот поход положил начало присоединению земель бассейна Вилюя к Русскому государству.

Здесь надо оговориться, что неплохое знание местности привело к открытию Васильевым и Доб-рынским нового, до того не известного пути на Лену, а, очевидно, добытые ими в ходе похода новые, дополнительные сведения о путях сообщения между Верхней Тунгуской и Леной.

Перед ними была поставлена задача объясачи-вания людей Шамагирской земли, потом киндигир-цев, а затем и «холопьею орду» - якольских людей (якутов). Шамагирская земля, как можно судить по многочисленным архивным источникам, находилась в верховьях Нижней Тунгуски. Так, например, в отписке тобольского воеводы, князя Андрея Андреевича Голицына в конце 1633 г. мангазейскому воеводе Григорию Никитичу Орлову о неудаче сбора ясака в 1631 г. с шамагирцев сборщиками ясака Иваном Гороховым с товарищами из-за их дальности и поздней отправки их воеводой Андреем Фёдоровичем Палицыным, указывалось, что «.живут те шамагири далеко, а ближней де их переход в Верхней Тунгуске, и платят де государев ясак с себя в Енисейский острог». А тунгусы кин-дигирского рода действительно жили на Лене, в

бассейнах рек Нюя, Витим, Патома, Чара и в бассейне Вилюя, ниже устья р. Чона.

Так что, если бы Васильев и Добрынский поднялись ещё выше по течению Нижней Тунгуски, то действительно бы вышли бы на шамагирцев, затем на киндигирцев на Лене, поплыв по которой, дошли бы до «якольской орды» (что было бы повторением пути П. Д. Пянды).

Отряд Васильева и Добрынского объясачил тунгусские племена бассейна Вилюя: киндигирцев, вараков, синягирей, нанагирей, живущих в устье Вилюя и на Лене долган, поднялся по Лене в землю «холопеи орды», т.е. в Якольскую землю. Продолжив свой путь к Якольской земле «... по великой реке Лене нашли они Шамагирскую кочевую землицу (как считали Васильев и Добрынский. - П. К.)».

Слова Васильева и Добрынского о «Шамагир-ской кочевой земле» надо воспринимать как сведения о тунгусских землях от устья Вилюя по Лене к устью Алдана и вверх по левобережью Алдана. У этих «шамагирских» тунгусов они взяли двух аманатов.

Мартын Васильев и Антон Добрынский с района устья Алдана спустились ниже по Лене и на границе тунгусско-якольской земли (Намской волости) (ниже устья р. Кенгкеме) поставили острог.

В начале осени 1630 г. Мартын Васильев выехал с половиной отряда, с собранным ясаком - 5 сороков 30 (т.е. 230) соболей, 4 бобра, 1 кошлок, двумя тунгусскими аманатами в Мангазею. Антон Добрынский с половиной отряда (15 человек) остался в новопостроенном остроге.

Отряд Добрынского оказался в окружении якольских племен, осадивших острог с 9 ноября 1630 г. по 9 мая 1631 г. Это стало причиной того, что малочисленный отряд Добрынского не мог добиться особых успехов и осенью 1631 г., не дождавшись смены, должен был вернуться в Мангазею, а оттуда в начале 1632 г. в Тобольск, где он 12 июня подал «доездную грамоту» о своём походе.

Так завершился первый поход русских землепроходцев из Мангазеи, положивший начало присоединения Вилюйской тунгусской земли Ленского края к Русскому государству.

По прибытии Мартына Васильева в Мангазею вновь вступившие в должности воеводы Василий Алексеевич Давыдов и Дмитрий Фёдорович Клока-чёв посчитали доставленные им сведения о вновь открытых землях весьма важными и отправили Васильева со спутниками в Тобольск, куда они прибыли в июне 1632 г.

Тобольские воеводы Ф.А. Телятевский и Ф.И. Погожей, посчитав сведения о походе М. Васильева и А. Добрынского на новые земли весьма ценными и важными, Васильева вместе с тобольскими казаком Кузьмой Аврамовым, стрельцами Левкой Ви-льяновым, Даниилом Рогозинниковым, Томилом Вычегжениным и мангазейским стрельцом Григорием Романовым, с собранным ясаком, отправили в Москву.

Их доклад в Москве послужил основой для указа царя Михаила Фёдоровича от 24 сентября

1632 г. об организации новой экспедиции из Тобольска «.в новые землицы на захребетные реки на Чону, и на Вилюи, и на Лену», во главе с М. Васильевым, в составе 40 человек с выдачей денежного и хлебного жалованья на три года вперёд.

Новым приказчиком на Вилюй 13 июня 1632 г. в Туруханске был назначен служилый человек Степан Григорьевич Корытов. Он прибыл на Вилюй в мае 1633 г. Его деятельность как приказчика Ви-люйской тунгусской земли Мангазейского уезда знаменита и тем, что впервые в районе устья Вилюя произошло столкновение мангазейских служилых людей с енисейскими служилыми из Ленского острога. Пострадал отряд ленских служилых Евста-фия Серебряника и Дружины Петровича Чистякова, отправленный из Ленского острога для сбора десятинной пошлины с енисейских промышленников.

С.Г. Корытов был арестован в июне 1634 г. с 7 служилыми и 5 промышленными людьми Ленского острога и приказчиком И.А. Галкиным, с собранным ясаком через Енисейск выслан в Мангазею.

Третьим центром присоединения земель Ленского края к Русскому государству стал Тобольск. По отстранении царским указом от 28 апреля 1633 г. Мартына Васильева от руководства экспедицией вступившие 16 мая 1633 г. в должности тобольских воевод А.А. Голицын и Д.А. Замыцкий 30 июня «... в новые землицы на Захребетные реки на Чону и на Вилюй, и на Лену.» назначили тобольского сына боярского Воина Фадеевича Шахова.

Выехав из Туруханского зимовья 30 июня, отряд Шахова из 40 людей на 6 каюках по Нижней Тунгуске 1 октября 1634 г. добрался до Батенева зимовья, где, перезимовав, перевёл на р. Чону припасы и, построив два коча, весной 1635 г. поплыл вниз по Чоне к Вилюю.

Летом 1635 г. на правом берегу Вилюя, напротив Красного Яра, Шахов со своими спутниками основал зимовье. Разграничение земель Мангазей-ского и Тобольского уездов на Вилюе проходило ниже устья р. Тюнг (ниже построенного в 1634 г. и покинутого за проходом льда по Вилюю в 1635 г. казаком из Ленского острога Посником Ивановичем Губарем острожка) и выше местности Красного Яра.

Годовое пребывание на Вилюе и Лене, объяса-чивание местных племён привело В.Ф. Шахова к выводу о переносе управления к устью Вилюя. Поэтому он летом 1636 г. основал новое Усть-Вилюй-ское зимовье, которое находилось на левом берегу Лены, в 12 верстах выше устья Вилюя, ниже устья р. Лунхи (современное название Лунгха).

Четвёртым центром присоединения земель Ленского края к Русскому государству стал один из старейших городов Сибири - Томск.

Томский атаман Дмитрий Епифанович Копылов томскими воеводами И.И. Ромадановским и А.А. Букановым был отправлен с отрядом из 51 чел. (10 конных и 40 пеших казаков, кузнец) в Ленский край. В воеводском наказе от 31 января 1636 г. указывалось назначить «. на нашу службу на Лену реку для прииску и приводу новых землиц людеи под нашу царскую высокую руку и для нашего ясачного збору, с которых землиц преже сего нам ясаку в Енисейский острог и в Мангазею не имы-вано». В Томске отряду выдали полуторагодовое денежное жалование, хлебное - предстояло взять в Енисейске.

Выехав из Томска 10 марта 1636 г., Копылов прибыл на р. Алдан 20 августа 1637 г. Из-за позднего времени построив временное жильё для зимовки, он построил постоянное место для управления Алданской тунгусской землёй - Бутальский острог - только в следующем году.

Таким образом, к началу 1638 г. в Ленском крае существовало пять управлений четырёх сибирских уездов (с центрами):

Енисейского - Ленский острог, Олёкминский острог;

Мангазейского - Вакутцкое зимовье;

Тобольского - Усть-Вилюйское зимовье;

Томского - Бутальский острог.

Список литературы

1. Административное устройство, гражданское, военное, горное и церковное управление Ленского (Якутского) края. 1629-1917 гг.: справочник / П.Л. Казарян. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2020. - стр. 33-111.

2. Актовые источники по истории России и Сибири XVI - XVIII веков в фондах Г.Ф. Миллера.

- Новосибирск: Сибирский хронограф, 1993. - Т.1.

- IV с. + 250 с.; 1995. - Т.2. - 303 с.

3. Из истории административного устройства и управления северо-востоком Сибири в 1629-1821 гг. / П.Л. Казарян // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в Х'УП-ХК вв. - Владивосток, 2003. - Т.4. - С. 18-31.

4. Колониальная политика Московского государства в Якутии XVII в. - Ленинград: Изд-во Инта народов Севера ЦИК СССР, 1936. - XXXII с. + 281 с.

5. Материалы по истории Якутии XVII века (Документы ясачного сбора). - Москва: Наука,

1970.

6. Расселение якутов в XVII - начале XX вв. / А.С. Парникова. - Якутск: Книжное издательство,

1971. - 151 с.

7. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. / Б.О. Долгих, - Москва: Изд-во АН СССР, 1960. - 662 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.