УДК 327«17»
ПРИСОЕДИНЕНИЕ КРЫМА К РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕКАТЕРИНЫ II
© 2012
Мусаева С.И., Халимбекова Э.Р. Дагестанский государственный университет
В статье рассматривается политика Екатерины Великой в Северо-Восточном Причерноморье, а также зарождение «греческого проекта», содержанием которого являлся раздел Оттоманской империи, а главной целью - завоевание Константинополя.
The article deals with Catherine the Great’s policy in the North-Eastern coast of the Black Sea, as well as the birth of the “Greek project”, the content of which was the Ottoman Empire partition, and its main purpose was the conquest of Constantinople.
Ключевые слова: Россия, Австрия, «греческий проект», дипломатия, Северо-Восточное Причерноморье.
Keywords: Russia, Austria, “Greek projekt”, diplomacy, the North-Eastern Black Sea Coast.
Крымское ханство - средневековое феодальное государство в Крыму и Северном Причерноморье в ХУ-ХУШ вв. Возникло как улус Золотой Орды, и к 1443 г. крымским ханам удалось образовать независимое Крымское ханство, столицей которого стал основанный в XV в. г. Бахчисарай. Родоначальником династии крымских ханов был Хаджи-Гирей, обособивший Крым от Золотой Орды.
К 1475 г. туркам удалось захватить все генуэзские византийские колонии в Крыму, после чего крымское ханство попало в зависимость от Турции. С этого периода начинаются конфликты России с Османской империей из-за Крыма.
Главной обязанностью крымских ханов по отношению к своему сюзерену было участие татарских войск в завоевательных походах на земли московского княжества, которые начали вестись с 1507 г.
Крымское ханство, как верный вассал турецкого султана, приняло участие в первой русско-турецкой войне 1677-1681 гг., которая завершилась подписанием Бахчисарайского мирного договора 13 января 1681 г., в результате которого впервые была зафиксирована общая граница между Россией и Османской империей. Она проходила по Днепру, но с добавлением «в сторону царского величества» - Киева и его ближайших окрестностей. Земли между Бугом и Днепром обе стороны обязывались оставить безлюдными и пустынными никаких там поселений не заводить [16]. Договор был подписан Россией, Османской империей и Крымским ханством сроком на 20 лет. Обстоятельства свидетельствовали, что Порта снова передавала свои северные границы в ведение крымских ханов. Ге более привлекали австро-венгерские земли, богатые и ухоженные, «гяурский рай», как называл их один из османских авторов того времени [20. С. 118-121].
У российского правительства были надежды, несмотря на войну, что дальнейшие отношения с Османской империей могут складываться мирно, что «можно с салтаном турским мир крепкий и надежный чинить» [14. С. 37]. Но турецкие войска и отряды крымского хана и после 1681 г. часто совершали набеги на земли русского государства. Постоянная угроза агрессии со стороны Османской империи и ее Крымского вассала побуждала Россию к принятию действенных мер.
Продолжением борьбы явились крымские походы России в 1687 и 1689 гг. Они не
принесли видимого военного успеха, но значение их заключалось в том, что впервые за 200 лет (после свержения ордынского ига) Россия предприняла военные походы в Крым, на своего извечного врага - Крымское ханство.
Со второго десятилетия XVIII в. европейская дипломатия старалась всеми мерами нагнетать напряженность в русско-турецких отношениях, распространяла слухи о российской угрозе Османской империи и всячески пыталась поддержать в османском обществе антирусские настроения.
Следующим этапом в отношениях России и Турции стала очередная русско-турецкая война, начавшаяся в 1735 г. и ведшаяся за выход к Черному морю с целью пресечь набеги крымских татар. В Крым была отправлена новая военная экспедиция во главе с фельдмаршалом Б. X. Минихом. Русские войска заняли Бахчисарай, но затем оставили Крым. В итоге Османская империя запросила мира. Начались переговоры, но позиции сторон согласовать не удалось, и военные действия продолжались до 1739 г. В этом же году 18(29) сентября был подписан Белградский мирный договор. Несмотря на победу русского оружия, общий результат войны был весьма скромным.
Россия получила Азов, но с условием ликвидировать его оборонительные укрепления. Ей разрешалось иметь своего постоянного представителя в столице Османской империи. Вместе с тем договор обязал русских купцов вести черноморскую торговлю, используя для этого только турецкие суда [15. С. 160]. Посол Франции Л. С. Вильнев был посредником при заключении этого мира. Порта высоко ценила его роль «спасителя» Османской империи от русской угрозы, предоставив Франции за дипломатическую поддержку новую «капитуляцию», принципиально отличную о всех предыдущих, значительно расширившую льготы для французских подданных и торговли, также закрепившую эти льготы на вечные времена [10. С. 30].
Но этот договор оказался переломным как в истории Османской империи, так и в российско-османских отношениях.
Во второй половине XVIII в. военная конфронтация османов обострилась. На протяжении всего столетия османам пришлось прилагать огромные усилия для ведения войн с Россией. Османское государство старалось вовлечь в нее и европейские державы, пыталось лавировать между ними. Однако российское государство было решительно настроено на то, чтобы любым путем обеспечить себе выход к теплым южным морям, удержать за собой ранее завоеванный Азов и установить с Турцией дипломатические отношения наравне с западными европейскими державами.
В этот период во главе России была Екатерина II, при которой ярко проявлялись планы Российской империи. Екатерину II информировал канцлер Воронцов, он считал полуостров Крым «ключом российских и турецких владений». «...Доколе он останется в турецком подданстве, то всегда страшен будет для России, а напротив того, когда бы находился под российской державою, или бы ни от кого зависим не был, то не только безопасность России надежно и прочно утверждена была, но тогда находилось бы Азовское и Черное море под ее властью» [6. С. 65-66]. Касаясь этой же проблемы, Потемкин писал царице: «Крым положением своим разрывает наши границы... Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит... С Крымом достанется господство в Черном море» [8. С. 155]. Впервые было окончательно четко сформулировано содержание черноморской проблемы.
Начавшаяся 4 октября 1768 г. русско-турецкая война продемонстрировала стратегические преимущества Турции - обладание Крымом и господство на Черном море. Она могла наносить удары в любой точке побережья.
Однако к началу войны силы сторон находились не в лучшем состоянии. Дисциплина в турецкой армии была низкой, боевые качества были не высоки. Чрезвычайно плохо обстояло дело с продовольствием для армии. Так ситуацию в армиях к началу войны охарактеризовал участник войны реис-эфенди Ахмед Ресми в своих записках о войне 1768-1774 гг., известных в России в переводе проф. О. И. Сенковского под названием «Сок достопримечательного»: «Уже в день выступления из Стамбула голод протянул между солдат свою тощую шею, и в хлеб стали подсыпать просо. Солдатам давали хлеб, который напоминал «сушеную грязь». Многие солдаты от этого хлеба «легли в свеженькие могилы, вытянулись и уснули навеки», - писал Ахмед Ресми [13. С. 229]. Состояние турецкого флота также было плохим, но все же было
лучшим, чем сухопутной армии. Но уже в январе 1769 г. по указанию султана глубокие рейды в русские земли начали осуществлять отряды крымского хана. Кырым-Гирей был, правда, в ту пору в немилости у Мустафы III, но когда военное столкновение с Россией стало неизбежным, султан вернул свое расположение к нему. Умело избегая боев с регулярными войсками, отряды Кырым-Гирея разоряли южнорусские земли, уводили в плен жителей.
Русская армия и флот, действовавшие во время войны с Турцией, уступали лишь в численности, но превосходили их во всех остальных отношениях.
Российское командование собиралось, прежде всего, овладеть выходом из Азовского моря, т. е. Керчью и Таманью, «дабы зунд Черного моря чрез то получить в свои руки, и тогда нашим судам способно будет крейсировать до самого цареградского канала и до устья Дуная» [6. С. 102].
Русские войска под командованием П. А. Румянцева одержали ряд блистательных побед. В 1770 г. русский флот, пройдя из Балтийского моря в Средиземное, разгромил турецкие морские силы в Чесменском бою 24-26 июня (7 июля) 1770 г. В ходе войны Крымская армия под командованием князя Василия Михайловича Долгорукова-Крымского овладела Перекопом, взяла Ак-Мечеть (Симферополь) и изгнала турок из Крыма. Уже в 1771 г. последовал захват русскими войсками и фактическое отторжение от Турции Крымского ханства.
Турки не могли смириться с потерей Крыма. Это означало потерю влияния на Черном море. Несколько раз они пытались восстановить утраченные позиции, однако все их попытки заканчивались неудачей.
Война завершилась заключением Кючук-Кайнарджийского договора. С российской стороны вести переговоры уполномочен был фельдмаршал П. А. Румянцев. Переговоры начались в ставке П. А. Румянцева у деревни Кючук-Кайнарджи. П. А. Румянцев ультимативно потребовал, чтобы мирный договор был подписан в течение 5 дней [2. С. 117]. Именно этот срок был указан не случайно, так как на 10 июля падала печальная годовщина Прутского договора 1711 г., и фельдмаршал хотел вычеркнуть мечом подписанные тогда тяжелые условия. Договор был подписан между обеими высокими империями 10 июля 1774 г.
По желанию Румянцева для ведения переговоров был выбран Н. В. Репнин, так как он был не только дипломатом, но и полководцем, также как никто другой знал все нюансы и трудности выполнения пунктов договора, чтобы потом отстаивать позицию России уже при турецком дворе [9. С. 60]. Румянцев писал, что подписание акта совершилось «без всяких обрядов министериальных, а единственно скорою ухваткою военною, соответствуя положению оружия, с одной стороны, превозмогающего, а с другой - до крайности угнетенного» [2. С. 118].
Кючук-Кайнарджийский договор состоял из 28 пунктов, где наиболее важные вопросы чередовались со второстепенными, что, по мнению профессора К И. Дружининой, было связано с желанием Турции ослабить впечатления от понесенных ею потерь [6. С. 278]. Договор был составлен на трех языках: русском, итальянском и турецком.
Мирный договор впервые санкционировал влияние русского правительства на Балканском полуострове и подготовил присоединение к России Крыма и Кавказского перешейка. Независимость Крыма зафиксирована в Кючук-Кайнарджийском мирном договоре 1774 г.: «Все татарские народы имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана Чингизского поколения» [5. С. 545].
Завершивший эту войну Кючук-Кайнарджийский мирный договор явился поворотным пунктом в развитии международных отношений Османской империи. Важнейшим решением явилось приобретение Россией выхода к Черному морю и право прохода русских торговых кораблей через проливы [3. С. 36; 4. С. 166; 7. С. 365]. Он отразил явное экономическое и военное превосходство Российского государства над Османской империей, зафиксировал принципиальные перемены не только в русско-турецких отношениях, но и в международном положении Османской державы. Ресми Ахмед-эфенди называет этот договор «беспримерным редким миром, такому не было подобного от начала возникновения Высокой Державы» [17. С. 148].
8 апреля 1783 г. Екатерина II подписала «Манифест о присоединении полуострова
Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под державу Российскую» [11. С. 39]. Крымское ханство на протяжении десяти лет действительно считалось независимым. Однако оно оказалось не готовым к этому. Началась борьба в семье Гиреев и в ханском окружении, и шла она не за независимость, а за сохранение связей с Османской империей. Последним крымским ханом был Шагин-Гирей, правивший в 1777-1783 гг. и пришедший к власти при содействии и поддержке России.
Правлению Шагин-Гирея сопутствовало множество восстаний, которые подавлялись с помощью, прежде всего, российских войск. В 1783 г. он отрекся от престола под давлением не только крымской оппозиции, но и русской администрации.
После заключения Кючук-Кайнарджийского договора обе стороны - и Турция, и Россия - приступили к выполнению основных статей договора. Как отмечает профессор В. И. Шеремет, «османская империя стремилась отсрочить или утопить в оговорках главные артикулы трактата, а Россия активно боролась за сохранение мира, скорейшую и беспосредственную торговлю с Турцией и освоение новых территорий, за выполнение условий договора о Крыме и Дунайских княжествах» [19. С. 184]. Главное внимание Россия уделяла двум проблемам: независимости Крыма и свободе торгового
судоходства в Черном море. В результате упорной борьбы русскому правительству удалось в 1783 г. добиться присоединения Крымского ханства к России. Это обеспечивало безопасность южнорусских земель и окончательно закрепляло за Россией прочные позиции на Черноморском побережье.
Несмотря на напряженное внутреннее положение, правящие круги Османской империи все же надеялись силой вернуть территории, потерянные ими в результате войны 1768-1774 гг. Самые большие усилия были направлены на то, чтобы вновь захватить Крым.
Присоединение Крыма к России вызвало еще большее недовольство в турецком обществе. Об этом писал российский посол в Стамбуле А. Стахиев: «Независимо от состояния дел в империи, османский двор не может выполнять тяжелые условия заключенного в 1774 г. с Россией Кючук-Кайнарджин-ского договора, так как это вызовет народные возмущения». Поскольку османский двор не сразу обнародовал текст договора, Стахиев писал, что «здесь уверены, что Россия из-за не выполнения условий договора не начнет новую войну, ее угрозы скорее преследуют цель устрашить Турцию»[12. С. 148].
Порта не желала примириться с утверждением России на Черном море, проводила в то время резко враждебную России политику.
24 августа 1787 г. турецкое правительство объявила России войну. Война была начата с целью возвращения Крыма и других территорий, а поводом послужила поездка Екатерины II в Крым в мае-июне 1787 г. А в сентябре императрица объявила войну, подписав ответный манифест.
Русскими сухопутными войсками командовал А. В. Суворов, а флотом - Ф. Ф. Ушаков. Но война продемонстрировало явное преимущество России, хотя ей пришлось вести ее одновременно с войной со Швецией и при угрозе выступления против нее Тройственного союза. Война окончилась поражением Османской империи.
В результате в августе 1791 г. в Галаце великий визир Юсуф-паша и русский командующий Н. В. Репнин подписали предварительные условия мира. В октябре 1791 г. в Яссах открылись мирные переговоры, которые завершились подписанием 9 января 1792 г. мирного договора, который состоял из 13 статей. Договор подтвердил присоединение к России Крыма и Кубани и установил русско-турецкую границу по реке Днестр, к России отошли территории между Юж. Бугом и Днестром [19. С. 41-49].
Подписание договора ознаменовало завершение целого этапа в русско-турецких отношениях. Сущность Ясского мирного договора проявилась в подтверждении и утверждении прежде завоеванного и достигнутого. Присоединение Крыма к России стало эпохальным событием в истории двух империй - России и Турции. Потеря Турцией Крыма явилась результатом утраты Османской империи прежней мощи и резкого взлета влияния России в регионе. Д. Н. Бантыш-Каменский отмечал это событие как величайшее, называя его подвигом: «Важный подвиг этот, к бессмертной славе Потемкина, совершен (1783 г.) без всякого кровопролития» [1. С. 66].
Таким образом, изменением международной ситуации в целом привело к
сближению России и Турции и заключению между ними союза. Россия в борьбе с Османской империей реализовала те имперские потребности, которые были ей необходимы как великой державе.
Примечания
1. Бантыш-Камененский Д. Н. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов: В 4-х ч. Ч. 2. СПб., 1840. 2. Виноградов В. Н. Кючук-Кайнарджийский мир - окна на Балканы // Век Екатерины II. Дела Балканские. М., 2000. 3. Восточный вопрос во внешней политике России. Конец XVIII - начало XX в. М., 1978. 4. Гасратян М. А., Орешкова С. Ф., Петросян Ю. А. Очерки истории Турции. М., 1983. 5. Доброва Л. Южное славянство, Турция и соперничество европейских правительств на Балканском полуострове. СПб., 1879. 6. Дружинина Е. И. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 года: его подготовка и заключение. М., 1955. 7. История дипломатии / под ред. В. А. Зорина, В. С. Семенова, С. Д. Сказкина, В. М. Хвостова. Т. 1. М., 1959. 8. Екатерина II и Г. А. Потемкин: Личная переписка. М., 1997. 9. Лобко С. И. Посольство князя Н. В. Репнина в Турцию (1775-1776) // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2008. № 1. 10. Миллер А. Ф. Краткая история Турции. М., 1948. 11. Мочалов Э. А., Шершнев Л. И., Касатонов И. В., Королев С. И., Чекмезов В. И., Щипков В. А. Крым-Севастополь-Россия. М., 2007. 12. Мустафазаде Т. Российский посол в Стамбуле А. Стахиев о событиях в Османской империи // Вопросы истории. 2005. №1. 13. Новичев А. Д. История Турции. Т. 1. Эпоха феодализма (XI-XVIII вв.). Л., 1963. 14. Орешкова С. Ф. Османская империя и Россия в свете их геополитического разграничения // Вопросы истории. 2005. № 3. 15. Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. М., 1990. С. 160. 16. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Т. 2. СПб., 1830. № 864. 17. Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII столетии. Одесса, 1889. 18. Шеремет В. И. Высокая Порта // Век Екатерины II. Дела Балканские. М., 2000. 19. Юзефович Т. Договоры России с Востоком политические и торговые. СПб., 1869. 20. Kara Mustafa vor Wien. Wien. 1955.
Статья поступила в редакцию 14.11.2012 г.