Научная статья на тему 'ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
190
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Мосорова П.О.

В статье представлены теоретические основы государственного управления природопользования и охраны окружающей среды, теоретические основы и предпосылки создания динамически устойчивой эколого-экономической системы России; структура государственного управления в области экологии и природных ресурсов в Липецкой области. Показан анализ государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды в Липецкой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Мосорова П.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE MANAGEMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION AS AN ESSENTIAL CONDITION FOR IMPROVING THE QUALITY OF LIFE IN THE REGIONS

The article presents the theoretical foundations of public administration of nature management and environmental protection theoretical basis and preconditions of creation of dynamically stable ecological-economic system of Russia; structure of public administration in environmental science and natural resources in the Lipetsk region. The analysis of state regulation of nature management and environmental protection in the Lipetsk region.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ»

не способствует положительной динамики развития рыбной отрасли. В статье Т.М. Дерендяевой «Математические модели в управлении рыболовством» отмечается, что «реализация математических моделей, учитывающих промысловое воздействие на рыбные популяции и влияние на них изменений окружающей среды, позволяют выбрать более безопасную стратегию промысла, которая уменьшает вероятность депрессии рыбного запаса» [2]. К сожалению, существующие подходы к прогнозированию развития рыбной промышленности, не всегда оправданы в реальных условиях быстро меняющейся внешней среды. В этой ситуации возникает необходимость тщательного соотнесения приоритетов, закладываемых в стратегические планы развития регионов и специфических реакций отраслевых подсистем на происходящие процессы.

Использованные источники:

1. Дерендяева Т.М. К вопросу поиска критериев эффективности промышленного рыболовства. // Междунар. науч.-практ. конф. «Научные основы современного прогресса» (8 июня 2016 г., г. Магнитогорск): материалы в 2 ч. Ч.2 - уфа: МЦИИ Омега Сайнс, 2016. - 248 с. - С. 29-31.

2. Дерендяева, Т.М. Математические модели в управлении рыболовством. // Международный научно-практический журнал. "Теория и практика современной науки".-2016.- №7 (13) [Электронный ресурс].Ц^: http://www.modern-j.ru.(дата обращения: 02.10.2016)

3. Калининградская область. Проблемы и перспективы стратегического развития ключевых сфер экономики: монография/А.В. Сербулов и др. -Калининград: Изд-во БГАРФ, 2014.- С.6-36.

УДК 37

Мосорова П. О. магистрант

Липецкий государственный технический университет

Россия, г. Липецк ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В

СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: в статье представлены теоретические основы государственного управления природопользования и охраны окружающей среды, теоретические основы и предпосылки создания динамически устойчивой эколого-экономической системы России; структура государственного управления в области экологии и природных ресурсов в Липецкой области. Показан анализ государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды в Липецкой области.

Mosorova P. O. Undergraduate Lipetsk state technical University Russia, Lipetsk NATURE MANAGEMENT AND ENVIRONMENTAL PROTECTION AS AN ESSENTIAL CONDITION FOR IMPROVING THE

QUALITY OF LIFE IN THE REGIONS

Abstract: the article presents the theoretical foundations of public administration of nature management and environmental protection theoretical basis and preconditions of creation of dynamically stable ecological-economic system of Russia; structure of public administration in environmental science and natural resources in the Lipetsk region. The analysis of state regulation of nature management and environmental protection in the Lipetsk region.

На современном этапе развития экономики все более интенсивно используются природные ресурсы, и загрязняется окружающая среда.

К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации можно отнести преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов, низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды, высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов, низкий технологический и организационный уровень экономики, последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения, низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.

В Конституции Российской Федерации провозглашается: «Каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. 22 Однако эта статья Конституции не всегда реализуется в полном объеме и качестве.

Природопользование и охрана окружающей среды являются взаимосвязанными, взаимозаменяющими процессами, осуществляемыми параллельно или последовательно-параллельно в ходе жизнедеятельности человека.

Под природно-ресурсным потенциалом понимается тела и силы природы, ее качества, которые на данном уровне развития производственных сил могут быть использованы для жизни и деятельности общества.

Спад производства не становится условием снижения загрязнения

22 Конституция РФ: офиц. Текст от 12 декабря 1993 г. М.: Омега - Л. 2009. - 42 ст.

окружающей среды, так как в условиях экономического кризиса, в первую очередь, экономят на природоохранных затратах. В связи с этим для Липецкой области, как и в целом для России, очень актуален поиск оптимальных путей взаимодействия производственной деятельности человека с окружающей средой. Целенаправленно управлять процессами взаимодействия человека с окружающей средой - вот главная задача сегодняшнего дня.

Государственное регулирование вопросов экологии, охраны природы и рационального природопользования на федеральном уровне осуществляется в соответствии с законом.

управление природопользованием и охраной окружающей среды - это процесс воздействия определенной совокупности элементов, которые изменяются так, что достигаются определенные, заранее поставленные цели. Вся система управления природопользованием состоит из множества элементов, выполняющих определенные функции, и связаны между собой.2

Мероприятия, с помощью которых достигаются основные цели управления (недопущение ухудшения окружающей среды и разрушения природно-ресурсного потенциала, поддержание или улучшение качества окружающей среды), можно подразделить на законодательные, организационные, научно-технические, экономические, нормативные, учебно-воспитательные и т.д.

Управляемая подсистема представляет собой объект управления, на который воздействует для создания заданных параметров управляющая система. При этом обязательным условием достижения желаемого состояния окружающей среды, наряду с обратной связью, является сумма сведений о нормальном состоянии системы по видам деятельности, т.к. каждому виду деятельности характерен свой набор выбросов, сбросов, а так же специфическая структура отходов.

Общественные отношения, регулируемые нормами экологического и природоресурсных отраслей права, составляют предмет экологического управления. Они возникают по поводу природных комплексов, объектов и ресурсов, являющихся в свою очередь объектами охраны, использования, восстановления и реализации иных полномочий их собственности других объектов управления.

Надлежащая применимость и эффективность экологического законодательства в РФ сегодня во многом зависит от конкретности определения в федеральных законах основ правового регулирования, предметов ведения, четкого их разграничения между РФ и ее субъектами, а также между органами государственного и муниципального управления.

Развитие экологического законодательства и систем экологического менеджмента субъектов РФ, и в том числе, в Липецкой области, проявляется, прежде всего, в разработке собственных законов по 3 направлениям - актов, регламентирующих все строго на основе федеральных экологических законов и в значительной степени их повторяющих; законов,

регламентирующих те положения, которые федеральными актами в полной мере еще не отрегулированы; регламентирующих решение только региональных проблем.

Отмеченные обстоятельства являются принципиальными с точки зрения анализа проблем правового регулирования техногенной и экологической безопасности, охраны окружающей среды и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также других вопросов, связанных с экологическим менеджментом.3

Регулирование качества окружающей среды невозможно без знания её состояния. В Липецкой области на настоящий момент существует три государственные структуры, которые проводят мониторинг атмосферного воздуха.

С целью совершенствования системы мониторинга атмосферного воздуха проводятся:

1. Модернизация существующих постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. После определения источника загрязнения атмосферного воздуха можно и нужно потребовать от хозяйствующего субъекта устранения факторов, способствующих загрязнению.

2. Внедрение стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.

В Липецкой области осуществляется довольно бурное развитие новых производств, как промышленного, так и сельскохозяйственного направления. Это приведет к возрастанию в той или иной степени загрязнения атмосферного воздуха в этих районах. С целью отслеживания влияния новых производств на атмосферный воздух необходимо внедрение стационарных постов. Новые посты нужно также вводить в существующую в области сеть мониторинга. Кроме того, в связи с развитием в области особой экономической зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа «Задонщина», необходима установка поста контроля за загрязнением атмосферного воздуха в Задонском районе. Это позволит отслеживать обстановку в зоне и определённым образом влиять на привлекательность зоны для туристов.

3. Комплексная оценка гидрологического и гидрогеологического состояния рек бассейна р. Воронеж и р. Дон на территории Липецкой области

Уничтожение на огромных площадях естественной лесной и степной растительности и распашка земель обусловили многократное усиление бассейновой (почвенной и овражной) эрозии. Большая масса продуктов эрозии поступили на поймы и русла многочисленных малых рек. Не справляясь с резко возросшей нагрузкой реки аккумулировали новые антропогенные наносы на своих поймах и в руслах. Заиление русел и находящихся источников ухудшило питание рек подземными водами, что способствовало деградации большого числа малых рек. Но заиление малых рек в конечном итоге влияет на состояние и больших рек.

В результате работ по комплексной оценке можно предполагается получить данные о морфологии и морфометрии водотоков, провести анализ современного состояния рек, составить комплекс природоохранных мероприятий, способных защитить водотоки от негативного антропогенного и техногенного воздействия.

С развитием особой экономической зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа «Задонщина» возникла идея возрождения судоходства на Дону. Планируемая работа позволит оценить возможность этого.

4. Мониторинг состояния дна, берегов, изменения морфометрических особенностей, состояния водоохранных зон.

Работы по ведению данного специализированного мониторинга позволят своевременно получать необходимую информацию о состоянии водоохранных зон, тенденциях происходящих изменений, в т.ч. негативных явлениях, оценить полноту и эффективность осуществляемых водоохранных и других мероприятий для предупреждения негативных процессов, прогнозировать развитие ситуации и, следовательно, принимать взвешенные, экономически обоснованные решения.

5. Расчистка водных объектов Липецкой области

Мероприятия по расчистке водных объектов Липецкой области направлены, прежде всего, на предотвращение негативного воздействия вод на населённые пункты. Данные работы позволят прекратить подтопление территорий и, следовательно, дадут возможность более эффективного их использования.

6. Тампонаж водозаборных скважин

Основными причинами ухудшения качества воды в последние годы из подземных водоисточников на территории Липецкой области являются: продолжающееся антропотехногенное загрязнение подземных вод (нитратное загрязнение, микробное загрязнение, фенольное загрязнение), факторы природного характера (повышенное содержание железа, марганца и показателя общей жесткости), отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, негативная обстановка с тампонажем и консервацией бездействующих и брошенных скважин, счёт которым идёт на сотни.

В настоящее время действующий фонд эксплуатационных скважин области включает в себя 3072 действующих скважины, 761 резервную скважину, 125 скважин подлежащих ремонту и 654 скважины подлежащих тампонажу.

Брошенная и незатампонированная скважина может способствовать попаданию в водоносный горизонт различных загрязняющих веществ.

7. Восстановление зон санитарной охраны водозаборных скважин

Для водозаборных скважин устанавливаются зоны санитарной охраны

(ЗСО). Первый пояс ЗСО скважин представляет собой окружность радиусом 30-50 м, центр которой находится в точке расположения источника

водоснабжения. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения, для чего устанавливается ограждение, препятствующее свободному доступу человека и животных в зону санитарной охраны.4

Актуальность проблемы сохранения окружающей природной среды в Липецкой области продиктована напряженностью экологической обстановки, сложившейся в регионе на территориях с интенсивной промышленной и другой хозяйственной деятельностью.

На преодоление этих негативных тенденций была нацелена областная долгосрочная программа «Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2013 - 2018 годы)», предусматривающая принятие неотложных мер по решению экологических проблем в регионе.5

Контроль за реализацией Программы осуществляется на всех этапах в форме постоянного мониторинга с использованием специальной оперативной отчетности и авторского надзора.

Контроль за выполнением Программы осуществляется в установленном порядке государственным заказчиком Программы. Государственный заказчик с участием управления экономики администрации области организует в установленном порядке экспертные проверки хода ее реализации. Текущий детальный контроль осуществляет орган управления областной экологической программой.

Для решения проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования в Российской Федерации необходимо создать такую систему управления, в которой управляемая подсистема состояла бы из различных видов социально-экономической деятельности и поставляла управляющей подсистеме информацию о влиянии отдельных видов деятельности на состояние окружающей среды и об исчерпании природно-ресурсного потенциала.

Главную задачу администрации Липецкой области по повышению качества жизни людей возможно выполнить путем обеспечения благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях. Ведь благоприятные условия жизнедеятельности человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие.

Исходя из этого, целью управления природопользованием и охраной окружающей среды является оптимизация взаимодействия человека и среды через систему показателей качества жизни.

Различные элементы окружающей среды одновременно являются и элементами других систем.

Качество природных вод контролируется Федеральным агентством водных ресурсов. Проводятся работы, которые позволяют более рационально использовать водные ресурсы.6

Использованные источники: 1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12 декабря 1993 г. М.: Омега - Л. 2014. 40 ст.

2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон РФ от 10.12.2002. №7 //Российская газета. 2002.№6.

3. Областная долгосрочная программа «Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2002 - 2010 годы)» №33-О3 от 8 января 2003 года.

4. Об утверждении Положения о государственном контроля за охраной атмосферного воздуха: Постановление Правительства РФ от 15.01.2001, №31 // Собрание законодательства РФ, 2001, №4, - Ст. 293, с. 1260- 1264.

5. Охрана окружающей среды в России: Ст. сборник / Госкомстат России. М., 1998. 138 с.

6. Устав Липецкой области: постановление Липецкого областного Совета депутатов от 27 марта 2003 г. №222-пс// Липецкая газ. - 2003.- 17 апр.

7. Официальный сайт главы администрации Липецкой области О.П. Королева URL: http://korolev.lipetsk.ru (дата обращения: 25.04.2017).

8. Официальный портал администрации и Совета депутатов города Липецка URL: http://www.lipetskcity.ru/lipetsk/index.htm(дата обращения: 15.04.2017).

УДК 34. 346

Нурмухаметова Р.Х. студент магистратуры Самарский государственный экономический университет

Российская Федерация, г. Самара ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Аннотация: Понятие лицензирования как способа правового регулирования экономики. Задачи лицензирования. Принципы осуществления лицензирования.

Ключевые слова: Лицензирование, задачи, принципы, лицензирование отдельных видов деятельности.

Nurmukhametova R.Khstudent of magistracy Samara State University of Economics Russian Federation, Samara LICENSING AS A METHOD OF LEGAL REGULATION OF

ECONOMY

Abstract: the Concept of licensing as a method of legal regulation of the economy. Objectives of licensing. The principles of licensing.

Key words: Licensing, objectives, principles, licensing certain types of activities.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», дает легальное понятие лицензирования, согласно нему лицензирование - это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.