Научная статья на тему 'Природоохранные аспекты корпоративного управления'

Природоохранные аспекты корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
740
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / CORPORATE GOVERNANCE / CORPORATE ENVIRONMENTAL POLICY / ENSURING THE RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES / ENVIRONMENTAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харьков Владимир Николаевич

На основе анализа международной практики корпоративного управления в сфере охраны окружающей среды, программно-целевых актов Президента и Правительства России, данных государственного мониторинга окружающей среды Российской Федерации в статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения реализации государственной экологической политики в сфере корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL ASPECTS OF CORPORATE GOVERNANCE

Based on the analysis of international practice of corporate management in the sphere of environmental protection, the program-targeted acts of the President and government of Russia, data of the state environmental monitoring Russian Federation the article deals with topical issues of implementation of state environmental policy in the sphere of corporate governance.

Текст научной работы на тему «Природоохранные аспекты корпоративного управления»

УДК 349.6

ПРИРОДООХРАННЫЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В.Н. Харьков

На основе анализа международной практики корпоративного управления в сфере охраны окружающей среды, программно-целевых актов Президента и Правительства России, данных государственного мониторинга окружающей среды Российской Федерации в статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения реализации государственной экологической политики в сфере корпоративного управления.

Ключевые слова: корпоративное управление; корпоративная экологическая политика; обеспечение рационального использования природных ресурсов; охрана окружающей среды.

Корпоративное управление представляет собой новое и активно развивающееся направление организационно-правовой деятельности в современных реалиях, где хозяйствующие субъекты играют важную роль в реализации государственной стратегии социально-экономического развития страны, в обеспечении экологической безопасности, обеспечении рационального использования и охраны земельных и других природных ресурсов.

В юридической литературе не сложилось единого подхода к определению корпоративного управления. Следует отметить, что до недавнего времени оставался дискуссионным и вопрос об определении роли и места корпоративного права в системе отраслевой классификации [1]. Однако с принятием Федерального закона от 30.12.2012 №302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Г ражданского кодекса Российской Федерации» [2] ст. 2 ГК РФ (в редакции указанного федерального закона) закрепила корпоративные отношения в качестве предмета регулирования гражданского законодательства.

Определяя сущность корпоративного управления, ряд авторов полагают, что корпоративное управление следует рассматривать как узкую сферу внутренней организации деятельности корпораций (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и др.). Сторонники другого подхода включают в корпоративное управление кроме внутрикорпоративных составляющих, еще и внешние отношения корпораций с хозяйствующими субъектами, органами государственного управления и другими субъектами [3].

Актуальное значение такого вида управления, как корпоративное управление, с учетом опыта зарубежных стран, обусловило необходимость принятия в Российской Федерации документов рекомендательного характера, определяющих вектор развития корпоративного регулирования соответствующих отношений. Такой национальный документ, о котором будет сказано ниже, был разработан с учетом Принципов корпоративного управления Организации

экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 1999 года [4] (далее -Принципы корпоративного управления ОЭСР).

Как указано в Принципах корпоративного управления ОЭСР, они не носят обязательного характера и не преследуют цель давать детальные рецепты для национального законодательства. В связи с этим Принципы корпоративного управления ОЭСР не содержали понятия корпоративного управления как такового, а закрепили основные начала его построения, к которым отнесли: организацию корпоративного управления в целях защиты прав акционеров и равного к ним отношения; обеспечение возможности получения эффективной защиты нарушенных прав акционеров; обеспечение эффективного контроля за деятельностью администрации, подотчетность правления перед акционерами и др.

В названом международном документе было констатировано, что частные корпорации создают рабочие места, обеспечивают доходы от налоговых поступлений, производят широкий ассортимент товаров и услуг по разумным ценам и все в большей степени управляют сбережениями и обеспечивают пенсии. В связи с этим, отмечалось в Принципах корпоративного управления ОЭСР, в ходе увеличения во всем мире опоры на частный сектор повышается важность проблемы корпоративного управления; при этом наиболее преуспевающие корпорации понимают, что осознание корпорацией экологических и общественных интересов сообществ, в которых они действуют, может отразиться на репутации корпорации и результатах деятельности в долгосрочном плане. Также Принципы корпоративного управления ОЭСР ориентировали правление корпораций на необходимость соблюдения экологических норм.

В Российской Федерации в течение длительного периода времени основным рекомендательным документом в сфере корпоративного управления был Кодекс (Свод правил) корпоративного поведения, одобренный на заседании Правительства Российской Федерации 28.11.2001, и рекомендованный к применению распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от

04.04.2002 №421/р [5].

Данный документ не содержал понятия корпоративного управления, делал акцент на определении принципов и основных задач работы органов управления акционерных обществ, особенностей построения системы отношений акционеров и органов управления общества, обеспечении контроля за финансовохозяйственной деятельностью общества в целях защиты прав и интересов акционеров и др. Кодекс указывал, что принципы корпоративного поведения - это исходные начала, лежащие в основе формирования, функционирования и совершенствования системы корпоративного управления обществ.

Данный национальный документ содержал рекомендацию обществу разработать внутренний документ, утверждаемый советом директоров и содержащий этические правила деятельности общества (Правила этики). Такие Правила должны отражать социальную ответственность хозяйственного общества,

в частности, за соблюдение стандартов качества продукции, норм экологической безопасности, а также осознание обществом необходимости разработки и внедрения новых технологий, улучшения условий труда (п. 4.12).

Кроме Кодекса корпоративного поведения иными органами также были приняты различные документы, определявшие подходы к определению корпоративного управления. К примеру, в письме Центрального Банка России от 13.09.2005 №119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях» [6] было указано, что под корпоративным управлением понимается общее руководство деятельностью кредитной организации, осуществляемое ее общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом) и включающее комплекс их отношений (как регламентированных внутренними документами, так и неформализованных) с единоличным исполнительным органом, коллегиальнымисполнительным органом кредитной организации и иными заинтересованными лицами в части: определения стратегических целей

деятельности организации, путей достижения указанных целей (включая порядок образования органов управления, наделения их полномочиями и осуществления управления текущей деятельностью организации) и контроля за их достижением; создания стимулов трудовой деятельности, обеспечивающих выполнение органами управления и служащими организации всех действий, необходимых для достижения стратегических целей деятельности организации;достижения баланса интересов (компромисса) участников (акционеров), членов совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов организации, ее кредиторов, вкладчиков и иных заинтересованных лиц; обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов организации, а также принципов профессиональной этики, принимаемых банковскими союзами, ассоциациями и (или) иными саморегулируемыми организациями и (или) определяемых внутренними документами организации.

Названные национальные документы, как видно из их содержания, носили общий характер, направленный на определение единых основ построения системы органов управления хозяйственных обществ, принципов взаимодействия и сотрудничества участников обществ и органов управления, персонала организаций.

Однако с момента принятия Принципов корпоративного управления ОЭСР процесс их совершенствования продолжался, их развитие и дополнение отвечало общепризнанным международным сообществам проблемам и вызовам. Так, международное признание глобальных масштабов экологических проблем, а также необходимости их решения посредством усилий не только государств и международных организаций, предопределили формирование новой экологической парадигмы развития природоохранных аспектов корпоративного

управления, что обусловило разработку и принятие соответствующих документов ОЭСР.

Так, Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий [7] (далее - Руководящие принципы ОЭСР), декларируют, что они призваны стимулировать предприятия делать положительный вклад в общемировой экономический, экологический и социальный прогресс. Глава VI Руководящих принципов ОЭСР посвящена вопросам охраны окружающей среды. В данной главе отмечается, что предприятиям следует в рамках законодательства стран, где они осуществляют свою деятельность, а также с учетом норм международного права должным образом принимать во внимание необходимость охраны окружающей среды, и в целом вести свою деятельность в контексте целей устойчивого развития. В связи с чем, предприятиям следует создать и обеспечить функционирование системы мероприятий по охране и рациональному использованию окружающей среды в соответствии с особенностями предприятия (включая сельскохозяйственное производство); следует постоянно стремиться совершенствовать корпоративную природоохранную деятельность; содействовать развитию экологически дальновидной и экономически эффективной общественной политики, и др.

В комментарии к указанной главе, содержащемся в самом документе, отмечается, что Руководящие принципы ОЭСР восприняли экологическую составляющую из Декларации ООН по окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, 14.06.1992) [8], а также учитывают Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) (Орхус, 25.06.1998) [9].

В других документах ОЭСР также отмечается исключительно важное значение решения экологических проблем, в том числе связанных с использованием земельных ресурсов [10].

В Российской Федерации вопросам охраны окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, повышению эффективности управления земельным фондом уделяется большое внимание. С 2012 года активно реализуются: Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [11]; Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 -2020 годы [12]; Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы[13].

Кроме того, прошедший 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды [14], была начата реализация Государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» [15]. Названные программные документы в целом обозначили устойчивую тенденцию формирования экологоцентричной, ресурсосберегающей экономики, призванной

обеспечить рациональное и эффективное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды[16].

Поставленные стратегические национальные задачи, а также опыт международных организаций, определяющих вектор развития в сфере корпоративного управления, не могли не отразиться на новых национальных документах, ориентирующих развитие корпоративного управления в Российской Федерации. В 2013 году Центральный Банк России разработал и представил на обсуждение проект нового Кодекса корпоративного управления[17].

Важное значение проекта подтверждается и тем обстоятельством, что его обсуждение, наряду с другими вопросами, проводилось на правительственном совещании 28.11.2013 [18], где было отмечено, что документ разрабатывался с участием ОЭСР. После доработки Кодекс корпоративного управления был одобрен на заседании Правительства России 13.02.2014 [19] и обнародован письмом Центрального Банка Российской Федерации от 10.04.2014 №06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления» [20].

В предисловии Кодекса корпоративного управления (далее - Кодекс) указано, что это уже не только документ, разъясняющий наилучшие стандарты соблюдения прав акционеров и способствующий их реализации на практике, но и действенный инструмент повышения эффективности управления компанией, обеспечения ее долгосрочного и устойчивого развития. При этом, на наш взгляд, одной из необходимых составляющих устойчивого развития необходимо рассматривать природоохранную деятельность корпораций, поскольку любая хозяйственная деятельность несет потенциальную угрозу для окружающей среды.

Во введении дается общее определение корпоративного управления, под которым Кодекс подразумевает понятие, охватывающее систему взаимоотношений между исполнительными органами акционерного общества, его советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Здесь же Кодекс указывает, что корпоративное управление должно быть основано на принципе устойчивого развития, что предполагает необходимость учитывать в принятии решений как финансовые, так и социальные и экологические аспекты деятельности общества.

В связи с этим, в разделе «Рекомендации к принципам корпоративного управления» совету директоров рекомендуется оценивать как финансовые, так и нефинансовые риски, которым подвержено общество, в том числе операционные, социальные, этические, экологические и иные нефинансовые риски, а также устанавливать приемлемую величину рисков для общества в целом (п. 69). Кодекс указывает, что обществу следует быть социально ответственным, поэтому совету директоров рекомендуется принимать решения с соблюдением принятых стандартов охраны окружающей среды и социальных стандартов (п. 127). Также Кодекс содержит рекомендацию обществу с учетом масштабов деятельности и уровня риска создавать такие комитеты совета директоров как комитет по

корпоративному управлению, комитет по этике, комитет по управлению рисками, комитет по здоровью, безопасности и окружающей среде, и др. (п. 187, п/п. 2.8.4).

Кроме того, Кодекс рекомендует обществу наряду со сведениями, предусмотренными законодательством, дополнительно раскрывать сведения в области социальной и экологической ответственности общества (п. 288), а также раскрывать сведения об экологической политике общества (п. 291). Сведения о политике общества в области охраны окружающей среды и экологической политике общества рекомендуется включать в годовой отчет (п. 293).

Сравнительный анализ экологизированных положений Кодекса и Руководящих принципов ОЭСР показывает, что последние в большей степени ориентируют предприятия на создание и обеспечение функционирования системы мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, указывая на необходимость постоянно стремиться совершенствовать корпоративную природоохранную деятельность и содействовать развитию экологически дальновидной политики. Приведенные положения Кодекса носят более общий характер, что свидетельствует о недооценке важности формирования корпоративной экологической политики, ориентирующей предприятия на создание эффективного корпоративного инструментария для осуществления природоохранной деятельности и обеспечения рационального использования природных ресурсов.

Другим недостатком видится некоторая «автономизация» Кодекса от стратегических направлений социально-экономического и экологического развития, определенных указанными выше программно-целевыми актами Президента и Правительства РФ. Представляется, что во вводной части Кодекса, а также при определении основных принципов корпоративного управления, следует закрепить рекомендации рассматривать программно-целевые государственные акты как ориентиры стратегического корпоративногопланирования финансовоэкономического и экологического развития предприятий, которые должны находиться в общем контексте развития страны, определяемом государственными программами, основами государственной политики и другими аналогичными документами.

С учетом значительных отличий осуществления хозяйственной деятельности по отраслям народного хозяйства и регионам Российской Федерации задачи реализации корпоративной экологической и природоресурсной политики должны иметь особенности производственного и регионального характера. К примеру, компании, осуществляющие свою деятельность преимущественно на региональном уровне, должны ориентироваться на соответствующие региональные и местные природоохранные программы [21].

Особое место в корпоративном управлении должны занять вопросы охраны окружающей среды и рационального использования земельных и других природных ресурсов в связи с негативным экологическим состоянием

значительной части наиболее населенных территорий. Об этом свидетельствуют данные Государственного доклада «О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году» [22], в котором отмечается высокие уровни загрязнения атмосферного воздуха в городах, значительный уровень загрязнения поверхностных водных объектов (в том числе вследствие отсутствия на многих предприятиях необходимых очистных сооружений), говорится, что значительные площади земель, изъяты из продуктивного оборота под свалки, зоны размещения отвалов пустой породы, и это оценивается как признаки неустойчивого развития.

В отношении состояния земельных ресурсов Государственный доклад указывает в качестве распространенных вредных воздействий, такие как загрязнение почв токсикантами промышленного происхождения - тяжелыми металлами, фтором, а также нефтью и нефтепродуктами, и др. При этом информация СМИ о местах и масштабах загрязнения земель зачастую более наглядно иллюстрирует масштабы данной проблемы.

Так, земельный участок, предусмотренный для строительства нового комплекса сооружений Верховного Суда РФ в Санкт-Петербурге, требует проведения масштабных работ по рекультивации, поскольку в течение длительного времени подвергался загрязнению опасными химическими веществами [23].

Весьма информативны в части проблем экологии отдельные публикации «Российской газеты». В частности, примером внимания к проблемам охраны окружающей среды может служить информация об обращении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к нефтедобывающим компаниям с рекомендацией разработать и представить в правительственную Комиссию по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности программы по реконструкции внутрипромысловых нефтепроводов, рекультивации нефтезагрязненных земель и др. Это обусловлено тем, что по информации Минприроды России в сфере ТЭК в 2013 году было проверено 500 компаний-недропользователей, в деятельности большинства из них выявлены существенные нарушения природоохранного законодательства. Ущерб, нанесенный вследствие этого окружающей среде, оценивается в размере более 1,5 миллиарда рублей. Самое распространенное нарушение - аварийные разливы, которые чаще всего происходят из-за прорывов трубопроводов. По информации общественных природоохранных организаций, которой располагает Минприроды России, из-за износа оборудования ежегодно происходит более 25 тысяч аварийных разливов, из которых в поле зрения надзорных органов попадает не более 5 тысяч. По информации Росприроднадзора, в результате аварийных разливов нефти на месторождениях ежегодно в окружающую среду поступает не менее 50 тысяч тонн нефти и пластовых вод, загрязнению подвергается почвеннорастительный покров площадью до 10 тысяч гектаров. По независимым экспертным оценкам, масштабы потерь составляют более 1,5 миллиона тонн

нефти в год. В связи с этим и, учитывая перспективы геологического освоения континентального шельфа, Минприроды России предлагает компаниям «Роснефть» и «Газпром» разработать с привлечением ученых эффективные методы, технологии и оборудование для ликвидации нефтяных разливов в условиях Арктики [24].

К сожалению, официальный правительственный источник не информирует об ответственности загрязнителей окружающей среды, к примеру, в отношении каких пользователей недр было принято решение о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) права пользования недрами, сколько материалов передано в органы предварительного расследования для принятия уголовнопроцессуального решения в связи с наличием признаков преступления, предусмотренного ст. 254 УК РФ, а также об иных принятых мерах специально уполномоченными органами, осуществляющими государственный экологический надзор, в связи с масштабным загрязнением окружающей среды.

К слову, проблемы разлива нефти не являются отличительной чертой современной практики природопользования. Аналогичные обстоятельства были хорошо известны и в предыдущий исторический период, когда соответствующие проблемы поставили на повестку дня вопрос о создании государственной специализированной службы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море [25].

Приведенные сведения, обнародованные официальным средством информации Правительства России, свидетельствуют, прежде всего о том, что имеющийся в распоряжении государственных органов управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды юридический инструментарий не позволяет в полной мере решать задачи обеспечения экологической безопасности. В связи с чем, Минприроды России обращается к потенциальным загрязнителям окружающей среды с рекомендациями разработать новые (наилучшие) методики и технологии, призванные обеспечить экологически безопасное использование природных ресурсов.

На наш взгляд, такие рекомендации должны носить более общий и универсальный характер, и определять экологическую составляющую корпоративной политики всех недропользователей, а также пользователей иных природных ресурсов. В связи с чем, представляется верным, с учетом приведенных положений Руководящих принципов ОЭСР дополнить Кодекс корпоративного управления специальным разделом «Экологическая политика корпораций».

В этом разделе следует, не дублируя положения действующего экологического и природоресурсного законодательства Российской Федерации, взять за основу общепризнанные международные принципы охраны окружающей среды, закрепить фундаментальные основы надлежащего корпоративного управления пользованием природными ресурсами. Согласно части 4 статьи 15

Конституции России общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В качестве базового международного документа для закрепления в национальном Кодексе корпоративного управления экологического раздела, на наш взгляд, наиболее подходит Всемирная хартия природы [26], которая, будучи имплементирована в национальную правовую систему в качестве норм-принципов, позволит придать развитию законодательства и правоприменительной практики новый вектор - обеспечения устойчивого социально-экономического развития на базе учета и гармонизации интересов человека, социальных общностей и государств в современных условиях глобализации.

Так, в преамбуле Всемирной хартии природы отмечается, что человечество является частью природы и жизнь зависит от непрерывного функционирования природных систем, которые являются источником энергии и питательных веществ; человек может своими действиями или их последствиями видоизменить природу и исчерпать ее ресурсы, и поэтому он должен в полной мере сознавать насущную необходимость сохранения равновесия и качества природы и природных ресурсов; долгосрочные выгоды, которые могут быть получены от природы, зависят от сохранения экологических процессов и систем, существенно важных для поддержания жизни, а также от разнообразия органических форм, которые человек подвергает опасности в результате чрезмерной эксплуатации или разрушения природной среды обитания, в связи с чем необходимы надлежащие меры на национальном и международном, индивидуальном и коллективном, частном и общественном уровнях для охраны природы и расширения международного сотрудничества в этой области.

Особые принципы Всемирная хартия природы декларирует в качестве обязательных при принятии управленческих решений. В частности, к таковым отнесены:

- при принятии решений необходимо осознавать, что потребности каждого человека можно удовлетворить, лишь обеспечив соответствующее функционирование естественных систем и соблюдая принципы, изложенных в Хартии;

- при планировании и осуществлении деятельности в области социально -экономического развития следует надлежащим образом учитывать, что охрана природы является составным элементом этой деятельности;

- при разработке долгосрочных планов, касающихся экономического развития, роста численности населения, и улучшения условий жизни, необходимо должным образом учитывать возможности естественных систем по долгосрочному обеспечению существования и расселения указанного населения с учетом того, что эти возможности могут быть расширены в результате применения науки и техники;

- использование человеком участков земной поверхности в определенных целях должно осуществляться на плановой основе с надлежащим учетом физических ограничений, биологической продуктивности и разнообразия, а также природной красоты этих участков.

Всемирная хартия природы на основе закрепленных ею принципов определила универсальные правила использования природных ресурсов. Указано, что природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться в меру, как того требуют принципы, изложенные в Хартии, и согласно следующим правилам: биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению; производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ и по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения;ресурсы многократного пользования используются повторно; невозобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, рациональных возможностей их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем, и др. (п. 10).

Закрепление аналогичных подходов в экологическом разделе Кодекса корпоративного управления, безусловно, повысит значимость корпоративной экологической политики, и соответственно, повлечет необходимость раскрытия экологически значимой информации в сфере корпоративного управления, что будет способствовать формированию корпоративного механизма обеспечения реализации базовых природоохранных положений Основного Закона, предусмотренных статьями 9, 36, 42, 58 Конституции России, закрепивших основные экологические права и обязанности, такие как право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, обязанности сохранять природу, а также обеспечивать рациональное использование и охрану природных ресурсов, составляющих основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

Список литературы

1. Потапов В.А. Корпоративные нормативные акты как вид локальных актов. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Ломакин Д.В. Корпоративные правоотношения как составная часть системы гражданско-правовых отношений: на примере хозяйственных обществ. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2009; Корпоративное право: учебный курс / Отв. ред. И.С. Шиткина; предисл. Е.П. Губина. - М.: «Волтерс Клувер», 2011 // СПС «ГАРАНТ», и др.

2. Федеральный закон от 30.12.2012 №302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. - 2012. - №53 (часть I). - Ст. 7627.

3. Агеев А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики. - М.: «Волтерс Клувер», 2010 // СПС «ГАРАНТ».

4. http://www.corp-gov.ru/projects/principles-ru.pdf.

5. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от

04.04.2002 №421/р // СПС «ГАРАНТ».

6. Письмо Центрального Банка России от 13.09.2005 №119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях» // СПС «ГАРАНТ».

7. В редакции 2011 г. См.: http://oecdru.org/zip/2011108e.pdf.

8. Декларация ООН по окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, 14.06.1992) // СПС «КонсультантПлюс».

9. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) (Орхус, 25.06.1998) // СПС «КонсультантПлюс».

10. См.: Перспективы окружающей среды ОЭСР на период до 2050 года: Последствия бездействия (резюме на русском языке) // http://oecdru.org/zip/9712018e5.pdf; Панорама окружающей среды 2013: индикаторы ОЭСР (резюме на русском языке) // http://oecdru.org/zip/9789264185715-sum-ru.pdf.

11. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утверждены Президентом РФ 30.04.2012) // СПС «КонсультантПлюс».

12. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

13. Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы (утверждены распоряжением Правительства РФ от 03.03.2012 №297-р) // Собр. законодательства РФ. - 2012. -№12. - Ст. 1425.

14. См.: Указ Президента РФ от 10.08.2012 №1157 «О проведении в

Российской Федерации Года охраны окружающей среды» // Собр.

законодательства РФ. - 2012. - №33. - Ст. 4634.

15. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» // СПС «КонсультантПлюс».

16. О задачах органов государственной власти в сфере обеспечения рационального использования и охраны природных ресурсов подробнее см.: Харьков В. Актуальные вопросы законодательного обеспечения реализации

государственной политики в сфере использования и охраны земельных ресурсов // Хозяйство и право. - 2013. - №8. - С. 122-128.

17. http://www.fcsm.ru/ru/legislation/corp_management_study/ corp_govemance.

18. http://government.ru/news/8555.

19. http: //government.ru/meetings/10473/stenogram.

20. Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 10.04.2014 №0652/2463 «О Кодексе корпоративного управления» // СПС «КонсультантПлюс».

21. Например, см.: Постановление правительства Тульской области от 18.12.2013 №760 «Об утверждении государственной программы Тульской области «Охрана окружающей среды Тульской области»; Постановление администрации муниципального образования г. Новомосковск от 16.05.2012 №1257 «Об утверждении муниципальной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды на территории муниципального образования город Новомосковск на 2013 - 2015 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

22.

http://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/cef/gosdoklad%20za%202012%20god.pdf.

23. «Строительство зданий для высших судов может затянуться до 2018 года». Известия, 29.10.2013 // http: //izvestia.ru/news/559647.

24. Грицюк М. 1,5 миллиарда вытекли в трубу // Российская газета (Федеральный выпуск), 05.03.2014, №6323.

25. Постановление Совета Министров СССР от 03.07.1984 №697 «О создании государственной специализированной службы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море» // СПС «КонсультантПлюс».

26. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29.10.1982 №37/7 «Всемирная хартия природы» // СПС «КонсультантПлюс».

Харьков Владимир Николаевич, канд. юрид. наук, тел.8(4872)-35-71-18, E-mail: KharkovVladimir@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ENVIRONMENTAL ASPECTS OF CORPORATE GOVERNANCE

V.N. Kharkov

Annotation: based on the analysis of international practice of corporate management in the sphere of environmental protection, the program-targeted acts of the President and government of Russia, data of the state environmental monitoring Russian Federation the article deals with topical issues of implementation of state environmental policy in the sphere of corporate governance.

Keywords: corporate governance; corporate environmental policy; ensuring the rational use of natural resources; environmental protection.

Kharkov V.N., candidate jurid. Sciences, tel. 8(4872)-35-71-18, E-mail: KharkovVladimir@yandex.ru (Russia, Tula, Tula State University)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.