Научная статья на тему 'Принципы корпоративного управления в правовой практике управления федеральной собственностью'

Принципы корпоративного управления в правовой практике управления федеральной собственностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
538
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ / PROPERTY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / ОЭСР / OECD / КОРПОРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / CORPORATE BEHAVIOUR / КОДЕКС / CODE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бандурина Наталья Владимировна

В статье проводится анализ принципов управления общего характера, а также специальных принципов административного и государственного управления собственностью. Автором отдельно исследуются принципы корпоративного управления федеральной собственностью как комплексной категории и выделяются их специфические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of corporate governance in legal practice of management by federal property

The article analyses principles of general and special character for the property management at administrative and state level. Separately the author investigates principles of corporate governance by federal property as complex category; their specific features are marked out.

Текст научной работы на тему «Принципы корпоративного управления в правовой практике управления федеральной собственностью»

Правовые аспекты корпоративного управления

Н.В. Бандурина

ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВОВОЙ ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

В статье проводится анализ принципов управления общего характера, а также специальных принципов административного и государственного управления собственностью. Автором отдельно исследуются принципы корпоративного управления федеральной собственностью как комплексной категории и выделяются их специфические особенности.

Ключевые слова: собственность, управление, принципы, законность, ОЭСР, корпоративное поведение, кодекс, эффективность.

Одним из важных аспектов управления федеральной собственностью является выделение принципов, на которых оно построено, поскольку принципом можно назвать основополагающую идею, побудительный мотив, лежащий в основе совершаемых действий или поступков1.

Действительно, еще С.Н. Братусь в 1963 г. определял принцип права как «ведущее начало»2. В.П. Грибанов относил принципы гражданского права к руководящим положениям права, его основным началам, отражающим объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы отрасли или ее института и имеющие в силу их правомерного закрепления общеобязательное значение3.

Известный дореволюционный общественный деятель Российской империи М.М. Сперанский выделял следующие принципы управления: 1) принцип твердых начал; 2) соответствия системы управления духу времени; 3) приоритет объекта управления перед субъектом; 4) наличие самоуправления4. В то же время современные ученые, в частности С.Д. Могилевский, относят к основ-

© Бандурина Н.В., 2013

ным принципам следующие: принцип централизации управления, принцип децентрализации, принцип координации деятельности, принцип законности, принцип участия акционеров в работе их органов управления, принцип информационного обеспечения корпоративного управления5.

Следует указать, что принципы корпоративного управления разработаны и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая объединяет 30 государств Европы, Северной Америки, Азии и Океании6. В России механизм соблюдения этих принципов активно разрабатывается и реализуется Ассоциацией по защите прав инвесторов.

При этом ОЭСР подходит к определению принципов корпоративного управления несколько иначе, чем российские исследователи. По мнению экспертов ОЭСР, принципы корпоративного управления должны быть следующими: защита прав акционеров в структуре корпоративного управления; обеспечение равного отношения к акционерам, включая мелких и иностранных акционеров, возможность всех акционеров получить эффективную защиту в случае нарушения своих прав; признание предусмотренных прав заинтересованных лиц в структуре корпоративного управления; поощрение активного сотрудничества между корпорациями и заинтересованными лицами в создании богатства и рабочих мест и обеспечении устойчивости финансового благополучия предприятий; обеспечение своевременного и точного раскрытия информации по всем существенным вопросам, касающимся корпорации, включая финансовое положение, результаты деятельности собственности и управление компанией; обеспечение в структуре корпоративного управления стратегического управления компанией, эффективного контроля за администрацией со стороны правления, а также подотчетности правления перед компанией и акционерами.

Принципы корпоративного управления ОЭСР были взяты за основу при разработке российского Кодекса корпоративного поведения7.

Кодекс корпоративного поведения закрепил следующие принципы корпоративного поведения.

Во-первых, акционеры должны иметь реальную возможность осуществлять свои права, связанные с участием в обществе, и иметь возможность получать эффективную защиту в случае нарушения их прав. Иными словами, система корпоративного управления должна защищать права акционеров.

Во-вторых, система управления акционерного общества должна быть такова, чтобы его совет директоров, с одной сторо-

ны, мог осуществлять стратегическое управление деятельностью общества и эффективно контролировать деятельность исполнительных органов, а с другой стороны, был подотчетен акционерам общества.

В-третьих, исполнительные органы хозяйственного общества должны разумно, добросовестно, исключительно в интересах общества осуществлять эффективное руководство текущей деятельностью общества, будучи подотчетными совету директоров и акционерам общества.

В-четвертых, при осуществлении управления обществом должно обеспечиваться своевременное раскрытие полной и достоверной информации об обществе, доступной для акционеров хозяйственного общества и инвесторов.

Кроме принципов ОЭСР и их отражения в российском Кодексе корпоративного поведения Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) (РСПП) также была проведена работа по анализу существующих стандартов, опыта российских и международных организаций в направлении разработки принципов корпоративного управления, требований российского законодательства, рекомендаций Кодекса корпоративного поведения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и практики российских компаний.

На базе проведенного анализа РСПП были разработаны следующие принципы корпоративного управления для членов РСПП (принципы WEF/РСПП). В основу принципов положены международные принципы корпоративного управления, предложенные Всемирным экономическим форумом (WEF)8.

1. Принцип эффективного менеджмента. Политика менеджмента имеет долгосрочные ориентиры и направлена на повышение акционерной стоимости. Менеджмент действует в интересах всех групп акционеров.

2. Принцип финансовой дисциплины. Общество своевременно и в полном объеме раскрывает финансовую отчетность, составленную по международным стандартам и заверенную квалифицированным независимым аудитором. Менеджмент несет персональную ответственность за полноту и достоверность информации.

3. Принцип прозрачности структуры собственности. Раскрываемая информация позволяет оценить степень контроля основных групп акционеров, включая доли участия реальных владельцев в структуре акционерного капитала.

4. Принцип информационной открытости. Общество своевременно и в полном объеме раскрывает информацию об основных

результатах, планах и перспективах деятельности и отвечает на запросы акционеров.

5. Принцип гарантии прав. Общество гарантирует всем акционерам возможность реализации своих прав. В том числе общество гарантирует реализацию права на участие в работе органов управления общества в соответствии с долей участия акционера. Общество также гарантирует соблюдение принципа «одна акция - один голос» владельцам голосующих акций.

6. Принцип эффективного контроля. Совет директоров включает независимых директоров и на практике подотчетен всем акционерам.

7. Принцип справедливого вознаграждения. В обществе действует система оценки работы и вознаграждения директоров и менеджмента, стимулирующая работу в интересах всех групп акционеров и раскрываемая обществом.

8. Принцип законности и этичности. Общество действует в строгом соответствии с законами юрисдикции, в которой оно осуществляет свою деятельность, принципами деловой этики и внутренними документами. Внутренние документы общества должны быть разработаны на основе требований законодательства и норм корпоративной и деловой этики.

9. Принцип активного содействия. Общество является активным участником законодательных инициатив и диалога с исполнительной властью в вопросах совершенствования корпоративного управления.

В то же время следует выделять общие и административные принципы государственного управления, которые позволяют определить основания, содержание и значение самого государственного управления, а также юридические характеристики данного вида государственной деятельности. Так, А.П. Коренев выделяет следующие принципы: общие (социально-правовые) и организационные9.

К общим принципам относятся исходные положения, имеющие общесоциальный характер. Они реализуются независимо от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности. Такими принципами являются следующие.

1. Законность, т. е. строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами и объектами государственного управления действующих на территории России правовых предписаний.

2. Объективность. Содержанием принципа является изучение имевших место закономерностей общественного развития и на их основе научное определение путей и способов дальнейшего совер-

шенствования процесса государственного управления. Этот принцип противопоставляется субъективизму и волюнтаризму.

3. Конкретность, т. е. осуществление государственного управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учетом разнообразных форм проявления действий объективных законов общественного развития на основе достоверной информации об истинном состоянии объекта управления.

4. Эффективность, т. е. стремление к достижению целей государственного управления с применением минимальных затрат сил, средств и времени.

5. Сочетание централизации и децентрализации, которое имеет особое значение в государствах с федеративным устройством. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственного управления и органами власти субъектов Российской Федерации осуществляется на основе Конституции (статьи 71 и 72), Федеративного договора и иных актов о разграничении компетенции между указанными субъектами.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Совета Европы (Хартия местного самоуправления, 1985 г.) признает и гарантирует функционирование органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий самостоятельно решают вопросы местного значения. Этим достигается сочетание интересов государства и формируемых при непосредственном участии населения органов местного самоуправления.

Организационные принципы определяют систему государственного управления, компетенцию и порядок взаимодействия ее звеньев. Они включают в себя следующие два вида принципов.

1. Общие организационные принципы:

отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную власть. В соответствии с ним образуются соответствующие органы для реализации определенного вида государственно-управленческой деятельности (здравоохранения, культуры, внутренних дел и т. д.);

территориальный принцип, лежащий в основе формирования аппарата государственной (в большей степени исполнительной) власти в соответствии с административно-территориальным делением страны;

линейный принцип. При его осуществлении каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления;

функциональный принцип обуславливает развитие межотраслевых связей. В этом случае субъект управления в рамках конкретной

функции вправе осуществлять нормативное методическое руководство, а также контроль и административное принуждение. Функциональная подчиненность состоит в подчинении в какой-то части деятельности в рамках определенной функции (Центральный банк РФ, Счетная палата России и подобные структуры в субъектах РФ, органы прокуратуры, Центризбирком России и т. д.);

принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов Российской Федерации, региональных органов исполнительной власти. Этот принцип положен в основу формирования большинства федеральных органов исполнительной власти.

2. Внутриорганизационные принципы:

рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности;

ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы тесно связана с принципом рационального распределения полномочий;

сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами. Вопросы текущего (оперативного) характера решаются единолично компетентным должностным лицом. Это обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителя, повышает его персональную ответственность.

Таким образом, государственное управление можно рассматривать в широком, собственном и узком понимании. Его характерными чертами в собственном смысле слова являются: непосредственная связь с государством; исполнительный, распорядительный и общегосударственный характер; подзаконность; непрерывность и оперативность; ярко выраженное организационное содержание10.

По мнению проф. Л.Л. Попова, сущностное предназначение исполнительной власти, как и государственного управления, содержится в двух словах - «практически организовать». Это означает, что необходимо практически организовать проведение законов в жизнь, достижение поставленной цели, определенного положительного результата. Этой работой и занимаются повседневно, непрерывно органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление11.

Следует отдельно рассмотреть принципы корпоративного управления федеральной собственностью, которые непосредственно связаны как с системой общего корпоративного управления, так и с государственным управлением.

Основанием для классификации данных принципов может являться их функциональное назначение и правовая природа регулирования рассматриваемого понятия.

Таким образом, можно выделить принципы общей направленности, которые являются основополагающими началами для реализации любого вида управления, в том числе корпоративного управления федеральной собственностью: принцип законности; принцип объективности; принцип конкретности; принцип свободы предпринимательской деятельности; принцип юридического равенства различных форм собственности и равной их защиты; принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом; принцип сочетания централизации и децентрализации управления федеральной собственностью.

Также следует выделять специальные принципы корпоративного управления федеральной собственностью, представляющие совокупность принципов классического корпоративного управления и государственного управления: принцип открытости информации об управлении федеральной собственностью; принцип эффективного стратегического менеджмента; принцип сочетания государственного и внутреннего контроля при управлении федеральной собственностью; принцип принятия необходимых мер для разрешения корпоративных конфликтов; принцип сочетания государственных поверенных и независимых директоров в составе совета директоров (наблюдательного совета) общества с государственным участием; принцип недопущения злоупотребления правами акционеров - представителей государства; принцип эффективного осуществления внутреннего и внешнего аудита и др.

Примечания

См.: Харитонова Ю.С. Управление в гражданском праве: проблемы теории и практики. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. 304 с.

См.: Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1967. С. 137-141.

См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 223.

См.: Сперанский М.М. Проекты и записки. М.; Л., 1961. С. 420.

См.: Могилевский СД, Самойлов И.А. Корпорации в России. Правовой статус и

основы деятельности: Учеб. пособие. М.: Дело, 2007. С. 169-170.

OECD [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/ (дата обращения:

23.08.2013).

Распоряжение ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» // Вестник ФКЦБ России. 2002. № 4. С. 8.

См.: Агеев А.Б. Создание современной системы корпоративного управления в акционерных обществах: вопросы теории и практики. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 38.

См.: Коренев А.П. Административное право России. Часть I. Государственное управление и административное право. М.: Московская академия МВД России: Центр юридической литературы «Щит», 2002. С. 25. См.: Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». 2009. URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CMB;n=16413 (дата обращения: 24.08.2013).

См.: Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2005. С. 3.

4

5

6

7

8

9

10

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.