Научная статья на тему 'Природоохранная специфика степей для земельной политики'

Природоохранная специфика степей для земельной политики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
93
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕПЬ / ПРИРОДООХРАННАЯ СПЕЦИФИКА СТЕПЕЙ / ДЕЦЕЛИНИЗАЦИЯ / ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Левыкин С. В., Казачков Г. В.

Констатируется особая прироохранная специфика степей, обосновываются экологическая целесообразность и экономическая привлекательность сохранения степей в процессе их хозяй5 ственного использования. Обосновывается необходимость пересмотра подхода к использова5 нию южных степей от трансформистского к адаптивному в земельной политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Левыкин С. В., Казачков Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природоохранная специфика степей для земельной политики»

Левыкин С.В., Казачков Г.В.

Институт степи УрО РАН

ПРИРОДООХРАННАЯ СПЕЦИФИКА СТЕПЕЙ ДЛЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Констатируется особая прироохранная специфика степей, обосновываются экологическая целесообразность и экономическая привлекательность сохранения степей в процессе их хозяйственного использования. Обосновывается необходимость пересмотра подхода к использованию южных степей от трансформистского к адаптивному в земельной политике.

Ключевые слова: степь, природоохранная специфика степей, децелинизация, земельная политика.

Из нескольких подходов к пониманию степи как природного феномена наибольшее распространение получили два: географический и ботанический. Степеведение как отдельная область знания стало оформляться уже в XXI веке, после радикальной трансформации степных экосистем Северной Евразии. Таким образом, в плане покровительственной охраны и научного изучения вне заповедников в отношении степей развилась, своего рода, «биомная дискриминация».

Задачи степеведения в XIX и XX веках решали, как правило, специалисты традиционных областей знания: В.В. Докучаев - геолог, В.В. Алехин - ботаник, Ф.Э. Фальц-Фейн -предприниматель, деятель негосударственной охраны степей, В.В. Станчинский - эколог,

B.И. Евсеев и И.В. Ларин - исследователи кормопроизводства, А.С. Хоментовский - геолог,

C.В. Томидриаро - мерзлотовед и палеогеограф, А.А. Чибилев - геоэколог и ландшафто-вед. В силу государственного заказа, наиболее активно степь изучалась с аграрных позиций, прежде всего как база зернового хозяйства. Отсутствие политической поддержки осложняло всестороннее изучение и сохранение степей. Кроме того, ученые, в силу состояния знаний того времени и темпов уничтожения степей, добивались для их остатков наивысшего природоохранного статуса.

Опыт многих десятилетий функционирования степных заповедников доказал особую природоохранную специфику степей, сложившуюся в силу утраты ключевых консументов 1-го порядка - диких степных копытных - задолго до организации степных ООПТ. Неполночленная степная экосистема остро нуждается в биологической переработке ежегодного прироста фитомассы при условии сохранения степной дернины. Это возможно при восстановлении диких степных копытных или

при оптимальном сельскохозяйственном использовании.

Масштабное восстановление диких копытных в современных условиях крайне проблематично, а проблема сохранения степей требует оперативного решения. Такое решение возможно на основе реализации подходов к охране степей, основанных на их сохранении в процессе хозяйственного использования. Эти подходы могут называться вегето-динамическими как основанные на реконструкции естественной для степей биологической переработки надземной растительной массы, или ресурсовосстановительными - в тех случаях, когда применяются к залежным землям или низкопродуктивным пашням и направлены в первую очередь на восстановление степной дернины и ресурсов титульных степных биообъектов.

Помимо экологической целесообразности, такие подходы привлекательны и с хозяйственных позиций, что повышает их реализуемость в современных условиях.

Теоретической основой этих подходов является понимание степи как определенного качественного состояния открытых семиаридных ландшафтов, соответствующего той стадии сукцессии дерновинно-злаковых геосистем, при которой достигается оптимальный уровень развития системы биодоминантов, сформированной в голоцене во внутренних областях Евразийского континента под влиянием их литогенной основы, пластики рельефа и биоклимати-ческого потенциала.

С нашей точки зрения, степь - это динамическая система, которая на определенной стадии развития демонстрирует биопотенци-альный оптимум типичной степной биоты в рамках существующих почвенно-климатических условий. Состояние гармонии данной биоты и почвенно-климатических условий де-

терминирует эталоны степей, исходя из чего степным эталоном является биоклиматичес-кий оптимум зональной биоты, формирующейся в условиях плакорных поверхностей, характеризующихся полнопрофильными степными почвами.

Воссоздание на месте бывшей пашни абсолютно полночленной степной экосистемы - задача трудноразрешимая. Однако, уже сегодня возможно построить на отдельных участках хотя бы фундамент степных экосистем: комплекс средообразующих биологических объектов степи: степная дернина и ключевые степные консументы первого порядка.

Последние 15 лет процессы самозалужения и самореабилитации степных экосистем идут стихийно, в основном под воздействием природных факторов. В последние годы наметилась явная тенденция нарастающей распашки залежей, в том числе с пониженным биоклиматическим потенциалом. Процесс повторного вовлечения старозалежных земель в оборот сводит к нулю результаты их самореабелитации, при этом стремительно сокращаются ресурсы титульных степных биообъектов. Еще немного, и уникальный исторический шанс на частичное восстановление степей России будет окончательно утрачен. При этом построение устойчивого сельского хозяйства и восстановление оптимума природного разнообразия степей сделается научной утопией, существующей лишь науке и литературе.

Нами в рамках реализации проекта ОНЗ РАН №14.7 «Современная динамика аграрных ландшафтов под влиянием природных и антропогенных изменений в степной зоне Заволжско-Уральского региона» в южных районах Оренбургской области выявлено 14 массивов активно восстанавливающихся залежных земель общей площадью около 55 тыс. га. Основные выявленные участки вторичных степей включены нами в приоритетные объекты реализации степного проекта ПРООН/ГЭФ.

В последние годы в России происходили принципиальные изменения в распределении государственных полномочий и функций в сфере аграрного землепользования. Исключительно возросло значение системы Минсельхоза за счет уменьшения роли Минэкономразвития и Минприроды.

В 2008 году управление землями сельхозназначения оказалось полностью сконцентри-

ровано в Минсельхозе. Более того, Минсель-хозу оказались переподченены бывшие Рослес-хоз и Главохота. В этой связи Минсельхоз РФ сконцентрировал в себе практически все полномочия в сфере управления сельхозугодьями как целостным природным объектом. Пока Минсельхоз действует согласно принятым среднесрочным программам развития АПК.

К сожалению ни аграрная политика, ни программы и проекты совершенно не учитывают интересов сохранения и восстановления степного биоразнообразия, а деятельность по сохранению почвенного плодородия выглядит скорее декларативно. Одной из важнейших задач, возложенных на Минсельхоз, остается статистический учет угодий, в первую очередь пашни. Фактически сохраняется контроль скорее за количеством, чем за качеством. На протяжении последних 50-ти лет Минсельхоз строго охраняет пахотные земли от различных посягательств, в том числе и природоохранных. Пашня и по сей день имеет законодательный приоритет над другими угодьями, иными словами, основные достижения Хрущевской целины остаются под надежной юридической защитой.

Вместе с этим Министерство регионального развития осуществляет территориальное планирование устойчивого развития регионов до 2030 г. У степных регионов появляется возможность влияния на судьбу степей через региональные концепции. Очевидно, что устойчивое развитие степных регионов требует государственной земельной политики, направленной на оптимизацию степного землепользования и восстановление биоразнообразия на сельскохозяйственных землях.

Оптимизация степного землепользования

- это прежде всего пересмотр действующего подхода к использованию степей юго-востока России от трансформистского к адаптивному, который может быть кратко охарактеризован как «децелинизация» (таблица 1). В основу земельной политики, основанной на адаптивном подходе к степному землепользовании, должно быть положено:

- Государственное регулирование аграрного давления на степную зону, преодоление 80летней ландшафтной дискриминации степей.

- Установление оптимального отраслевого аграрного баланса между лесной и степной природными зонами.

Левыкин С.В., Казачков Г.В.

Природоохранная специфика степей для земельной политики

Таблица 1. Подходы к использованию степей юго-востока России

Подход

Трансформистский |Адаптивный

Земельная политика

«Целинизация» степной зоны, законодательный приоритет пашни. «Децелинизация» землепользования, равноправие всех типов угодий.

Приоритет в сельскохозяйственном использовании

Стремление к максимальной распашке земель под зерновые, выделение кормовых угодий по остаточному принципу. Адаптивное животноводство, основанное максимально возможном использовании естественных степных пастбищ. Выделение пахотных угодий под кормовые культуры.

Принципы агроэкологического сбалансирования.

Массовое полосное и площадное лесоразведение, применение минеральных удобрений, мелиорация пахотных земель. Создание «зелёных зонтов» на основе местных пород, система агростепных полос, применение органических удобрений, получающихся как побочная продукция адаптивного животноводства.

Издержки приоритетов сельскохозяйственного использования

Почвозатратность, деградация кормовых угодий, «ландшафтная дискриминация» степей, угнетение степного биоразнообразия. Зональные степи превращаются в природоохранный раритет. Создание сети искусственных водоёмов и «зелёных зонтов», деградация растительности под разветвлённой сетью скотопрогонов, невозможность восстановления исходных ресурсов диких степных копытных.

Возможности и принципы природоохранной деятельности

Степь теряет способность к самореабилитации. Степь сохраняет свои основные качественные признаки и высокую способность к самореабилитации.

С учётом исключительной редкости зональных степных экосистем эксперты запрашивают для них высшие формы традиционных ООПТ, как правило, дорогостоящие. Практика показывает, что реализация таких форм приводит к накоплению войлока, которое способствует перерождению травостоя, снижению его генеративной активности, повышению пожароопасности, изменению экологической роли степных пожаров. Сохранение степей возможно в процессе их аграрного использования после восстановления территориальной базы для титульных степных биообъектов. Система пастбищеоборотов, новационные формы ООПТ, основанные на сохранении степной дернины как средообразующей функции с изъятием ежегодного прироста фитомассы.

- Сохранение зернового приоритета на лучших угодьях черноземной зоны.

- Предотвращение дальнейшей деградации и выбытия сельхозугодий в лесной зоне.

- Консервация всех малопродуктивных пахотных земель в степной зоне, реставрация сенокосно-пастбищных угодий.

- Государственная поддержка создания «мясного» пояса в сухостепной зоне, где биопотенци-альная урожайность зерновых менее 12 ц/га.

Реализация основных приоритетов «децели-низации» будет способствовать сбалансированности основных отраслей сельского хозяйства, прежде всего земледелия и животноводства. Только на основе построения и поддержания этого баланса можно решить следующие проблемы:

1) Устойчивого самообеспечения сельскохозяйственным сырьем.

2) Преодоления деградации почв и почво-затратности земледелия.

3) Обеспечения оптимальной занятости населения.

4) Сохранения и восстановления степного биоразнообразия на сельхозугодиях.

5) Восстановления охотресурсов.

6) Предотвращения выбытия сельхозугодий, вследствие зарастания залежей древеснокустарниковой растительностью.

7) Стимулирования широкого распространения новационных методов экологической реставрации степных пастбищ.

Механизмами реализации новой аграрной политики должен стать комплекс организационно-законодательных новаций:

1. Закон о формировании устойчивых сельскохозяйственных ландшафтов и создании фонда стабилизации и восстановления почвенного плодородия.

2. Агроэкологические дополнения к законам, регламентирующим процедуру банкротства сельхозпредприятий.

3. Закон о рациональном использовании степных пастбищ.

4. Закон о коневодстве в Российской Федерации.

Система перечисленных выше законодательных актов составляет концептуальную основу так называемого «Степного кодекса Рос-

сии», о насущной необходимости которого настаивает научное и природоохранное сообщество на протяжении последних 15 лет.

Сегодня в очередной юбилейный год крупнейшей целинной кампании в России необходимо наконец-то выработать взвешенную государственную степную политику, допускаю-

щую существование и восстановление степи на землях сельскохозяйственного назначения, без чего невозможно рациональное использование степных биологических ресурсов, успешная реализация национальных проектов и программ АПК и, тем более, устойчивое развитие степных регионов.

Работа выполнена в рамках реализации проекта ОНЗ РАН №14.7 «Современная динамика аграрных ландшафтов под влиянием природных и антропогенных изменений в степной зоне Заволжско-Уральского региона»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.