Научная статья на тему 'Природоохранная деятельность предприятия и конкурентоспособность'

Природоохранная деятельность предприятия и конкурентоспособность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1493
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ENTERPRISE / NATURE-CONSERVATION ACTIVITY / COMPETITION ADVANTAGES / COMPETITIVENESS / PRODUCTION ECOLOGIZATION / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов К. Л.

В статье рассматривается природоохранная деятельность предприятия в свете проблемы формирования конкурентных преимуществ. Опровергается широко распространенное мнение об экологическом факторе как о сдерживающем экономическое развитие. Раскрывается зависимость между возрастающими требованиями рынка к экологичности продукции и уровнем конкурентоспособности товаропроизводителя. Излагается подход к систематизации природоохранной деятельности на производственном предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISE'S NATURE>CONSERVATION ACTIVITY AND COMPETITIVENESS

In the article, natureHconservation activity of an enterprise is considered in the light of the problem of formation of competition advantages. The widely spread opinion about the ecological factor as a factor that keeps back economic development is disproved. The dependence between the growing market demands to production's ecological properties and the level of commodity producers' competitiveness is revealed. The approach to systematization of nature-conservation activity at an industrial enterprise is stated.

Текст научной работы на тему «Природоохранная деятельность предприятия и конкурентоспособность»

В статье рассматривается природоохранная деятельность предприятия в свете проблемы формирования конкурентных преимуществ. Опровергается широко распространенное мнение об экологическом факторе как о сдерживающем экономическое развитие. Раскрывается зависимость между возрастающими требованиями рынка к экологичности продукции и уровнем конкурентоспособности товаропроизводителя. Излагается подход к систематизации природоохранной деятельности на производственном предприятии.

Ключевые слова: предприятие, природоохранная деятельность, конкурентные преимущества, конкурентоспособность, экологизация производства, экономическое развитие.

УДК 502.56

ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

© 2005 г. К. Л. Михайлов

Международный институт управления, г. Архангельск

Важным шагом к установлению созидательных связей между природой и человеком является повышение значимости экологической составляющей экономической деятельности в обществе, сознательный отказ от широко распространенного мнения об экологическом факторе как о сдерживающем экономическое развитие. В современных условиях транзитивной экономики России меняется весь институциональный уклад хозяйства, включая и отношения с окружающей природной средой. Основу новых экономических отношений составляет предпринимательский интерес, реализация которого должна приносить пользу обществу в целом.

Центральной экономической категорией в изменившихся условиях хозяйствования становится конкурентоспособность, то есть возможность победы в конкурентной борьбе за достижение поставленной цели [15]. Конкурентоспособность для большинства отечественных товаропроизводителей — категория новая, отсутствовавшая в административнокомандной экономике вследствие отсутствия самой конкуренции. В общем виде конкурентоспособность означает наличие у субъекта хозяйствования устойчивых и весомых конкурентных преимуществ, дающих ему приоритет среди конкурентов.

Специалисты отмечают определенную иерархичность данной категории — конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, региона, страны [1, 4, 7, 11]. Участники конкурентных отношений способны целенаправленно формировать конкурентные преимущества и тем самым противостоять негативному воздействию на конкурентоспособность факторов, не находящихся в данное время под их влиянием. Конкурентоспособность может достигаться при сочетании разных конкурентных преимуществ, в том числе специфических, отсутствующих у соперников [6, 8]. Исходя из этого, экологическую составляющую экономики целесообразно рассмотреть в контексте конкурентного преимущества, присущего как реальному носителю потребительских свойств — товару (продукции, услуге), так и товаропроизводителю (предприятию), а также территории, на которой размещается предприятие.

На уровне товара экологическая составляющая конкурентоспособности проявляется, например, в повышенных требованиях потребителей к продуктам питания, к тому, чтобы в них отсутствовали вредные для организма вещества, осуществлении экологически допустимых технологических процессов в промышленности, использовании экологически чистых технологий в производстве, а также безвредности утилизации продукции и ее упаковки [5]. И хотя именно готовая продукция является носителем потребительских свойств, включая экологическую составляющую, сам экологический профиль будущего конкурентоспособного продукта формируется на конкретном предприятии.

Предприятие является основным звеном экономики, оно занимается выпуском продукции с определенными потребительскими характеристи-

ками, участвует в ее позиционировании на рынке, борется за конкурентоспособность продукции, а значит

— за спрос у потребителя. При этом экологический аспект производственной деятельности все больше учитывается при анализе конкурентоспособности товаропроизводителей и разработке стратегий развития бизнеса. Становится все более очевидным, что систематически реализуемые, продуманные и эффективные меры по охране окружающей природной среды, ресурсосбережению, снижению экологических рисков находятся в области стратегических интересов компаний, вполне соответствуя их целям завоевания и поддержания конкурентных преимуществ [13]. Слагаемые конкурентоспособности хозяйствующего субъекта (предприятия) составляют конкурентоспособные входящие факторы экономической деятельности (качественное сырье, топливо и комплектующие, квалифицированные трудовые ресурсы, надежные партнеры, доступная система кредитования производства и др.), эффективное применение технологий производства конечной продукции, современная система реализации и долгосрочного закрепления продукции на рынке. Основной смысл понятия «конкурентоспособность производителя» заключается в том, что оно характеризует возможности и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.

Чаще всего функционирование предприятия рассматривается как производственно-экономическая деятельность. Производственная деятельность обеспечивает процесс изготовления продукции, принятие решений в сфере технологий, управления производственным процессом, развития производства, контроля качества. Экономическая деятельность предприятия включает такие важнейшие направления, как менеджмент, маркетинг, планирование и бухгалтерский учет, ценообразование, экономический анализ [12]. В то же время успешность производственной и экономической деятельности, обеспечение конкурентоспособности продукции и производства во многом определяется продуманной природоохранной политикой предприятия. Производственная деятельность осуществляется в тесном контакте с окружающей природной средой. Связь предприятия с природной средой двоякая: производственные процессы, завися от природной среды, оказывают на нее неблагоприятное воздействие. В свою очередь, результаты такого негативного воздействия отрицательно сказываются на качественном уровне жизни населения, трудовых ресурсов.

К природоохранной относится деятельность, направленная на сохранение качества природной среды. В ходе такой деятельности осуществляется комплекс мероприятий, в результате которых происходит предотвращение, уменьшение или ликвидация последствий вредного воздействия производства на окружающую среду. При этом под вредным воздействием понимается загрязнение окружающей среды твердыми, жидкими, газообразными веществами в количествах, вызывающих нежелательное изменение ее свойств, а также разрушение отдельных ее компонентов.

Традиционно, когда говорят о загрязнении окружающей природной среды, в первую очередь имеют в

виду крупных загрязнителей, то есть предприятия с большими масштабами производства и работающие продолжительное время в хозяйственном механизме. Как правило, у таких предприятий имеются соответствующие природоохранные структурные подразделения, опыт и традиции решения экологических вопросов. Загрязнение же — прерогатива не только крупных предприятий. В совокупности малые и средние предприятия также вносят свою лепту в загрязнение, в том числе и отходами.

В условиях динамичного развития малого и среднего бизнеса все большая часть предпринимателей обращает внимание на производственную сферу экономической деятельности. Насыщение рынка потребительскими товарами, зависимость от импорта и платежеспособности населения, создание первоначального капитала в сфере торговли и спекулятивном секторе экономики, практически неограниченные возможности капитализации бизнеса производственного характера — это лишь немногие факторы, побуждающие предпринимателей переориентироваться в бизнесе на реальное производство. Создание новых хозяйствующих субъектов «с чистого листа» или на базе реформируемых предприятий ставит вопрос об организации взаимодействия с окружающей природной средой.

Однако не всегда новые владельцы бизнеса и менеджеры в полной мере готовы к решению проблемы формирования и развития производственного предпринимательства с учетом природоохранного аспекта. В сложившейся хозяйственной практике для предприятия актуальна дилемма: либо значительные компенсационные платежи и штрафы за загрязнение среды, либо дополнительные затраты на природоохранную деятельность. Решение принимается на основе минимизации затрат: финансирование природоохранных мероприятий осуществляется по остаточному принципу [10]. В свете концепции конкурентоспособности природоохранная деятельность предприятия может и должна способствовать формированию дополнительных конкурентных преимуществ. Наряду с этим появляются цели получения прибыли от использования вторичных ресурсов, снижения платы за загрязнение природной среды, возвращения технологических отходов в производство, снижения непроизводительных затрат, связанных с захоронением отходов и т. д.

Итак, определяющим в экономической деятельности предприятия становится достижение и удержание конкурентоспособности, которое невозможно без учета экологической составляющей. Вложения в природоохранную деятельность предприятия должны быть целевыми и адресными, осуществляться своевременно и комплексно. На наш взгляд, природоохранная деятельность на производственном предприятии может быть систематизирована по направлениям, представленным на рисунке.

Рассмотрим эти направления подробнее.

1. Экологизация производства. Прежде всего сюда следует отнести создание перспективных, экологически более безопасных технологических процессов, поскольку именно технологии производства продукции выступают активными нарушителями природ-

ного равновесия. Важная роль отводится совершенствованию технологических процессов с учетом экологического фактора. Актуально в настоящее время решение вопросов повышения степени и улучшения качества обезвреживания производственных отходов, а также утилизации вторичных ресурсов.

Основные виды природоохранной деятельности предприятия

Перспективным этапом экологизации производства следует считать организацию безотходных технологических процессов, при которых полностью используются производственные ресурсы, не образуются отходы и не оказывается отрицательного воздействия на окружающую среду. Основой для создания безотходных технологических процессов выступает научно-технический прогресс. В мировой практике именно современному предприятию принадлежит ведущая роль в обеспечении научно-технического прогресса, обновлении продукции и технологии.

В условиях рынка конкуренция между производителями толкает их в сторону использования инновационной научно-технической продукции (ее производству, продаже). Чем быстрее предприятие осознает необходимость инвестирования в научные разработки, тем быстрее оно получит необходимые конкурентные преимущества, связанные с монопольным владением инновационными технологиями. Справедливость требует признать лишь зачатки подобного

подхода в нашей стране. Во многих случаях необходимые технологические решения известны и реализованы в мировой практике, на передовых отечественных предприятиях. Проблема их внедрения уже не научная, а организационная и экономическая.

Важный объект экологизации — выпускаемая предприятием продукция, отвечающая экологическим требованиям. Продукция должна удовлетворять не только традиционным требованиям рынка (соответствие своему назначению, высокое качество, современная упаковка, доступная цена, послепродажное обслуживание), но также своему экологическому профилю и экологическому профилю производителя. Несоответствие продукции экологическим требованиям приводит к отказу от нее потребителя. Более того, меняющиеся взаимоотношения производителей и потребителей продукции не ограничиваются только фазой реализации продукции. Основой рыночной философии является то, что экологичность продукции во всех ее фазах становится все более весомым аргументом при ее продаже. Этот подход требует поворота от чисто количественного экономического роста, ориентированного на использование материалов, энергии и одноразовых продуктов, к росту, минимизирующему потребление ресурсов и использующему концепцию рециклирования, когда меньший оборот материалов и энергии приносит больше выгоды потребителю. Сохранение природы, дееспособной и приемлемой для жизни будущих поколений, становится составной частью «набора благ» предлагаемой продукции [3].

2. Строительство и эксплуатация природоохранных объектов. Создание природоохранных объектов (газоочистительные и пылеулавливающие аппараты и установки, водоочистные сооружения, системы водоснабжения с замкнутыми циклами, шламонакопи-тели, отвалы и др.) включает решение таких непростых вопросов, как финансирование, проектирование, строительство, сдача в эксплуатацию. Все эти вопросы тесно взаимосвязаны между собой, но в определенной мере субординированы, что делает необходимым решение их специалистами разного профиля при комплексном подходе и централизованном руководстве.

Нормальное функционирование природоохранных объектов нуждается в надлежащем их содержании и эксплуатации (техническое обслуживание, своевременное проведение ремонтных работ, повышение мощности) с учетом требований производства и соблюдения экологических норм.

Относительная активизация инвестиционной деятельности в стране в последние годы не позволяет пока говорить о широкомасштабном строительстве природоохранных объектов. Более того, в экономике современной России мотивы инвестирования смещены в сторону краткосрочного текущего спроса, обеспечивающего скорее получение прибыли, а не рост рыночной стоимости бизнеса и повышение его конкурентоспособности [16]. Современные проблемы создания мощностей природоохранной направленности позволяют специалистам аргументированно ставить вопрос об аренде хозяйствующими субъектами природоохранных объектов [9].

3. Контроль за работой природоохранных объектов и состоянием окружающей среды. Это большая и чрезвычайно важная работа. Контроль за качеством природной среды на предприятии возлагается на специальные подразделения (лаборатории), в функции которых входит:

• повседневный контроль за качеством природной среды и выполнением природоохранных норм;

• текущий санитарный надзор за состоянием воздуха, воды водоемов, почвы;

• точное определение количественного и качественного состава выбросов в атмосферу и стоков в водные бассейны;

• строгий контроль за соблюдением технологической дисциплины в соответствии с экологическими требованиями;

• принятие мер по предупреждению аварийных ситуаций по причинам экологической опасности.

Практическая реализация указанных функций предполагает разработку новых и усовершенствование имеющихся методов контроля и соответствующего оборудования для него, приобретение или изготовление контрольно-измерительных приборов, их установку и эксплуатацию.

4. Управление природоохранной деятельностью на предприятии. Весь комплекс работ и мероприятий по управлению охраной окружающей среды направлен на предотвращение последствий вредного воздействия предприятия на природу и здоровье человека. Для эффективного эколого-экономического взаимодействия требуется владеть навыками управления природоохранной деятельностью на предприятии.

Управление природоохранной деятельностью на предприятии представляет собой синтез средств и способов подготовки управленческих решений, организации и контроля их исполнения. Главное вуправ-лении природоохранной деятельностью предприятия

— обеспечение условий стабильного и щадящего воздействия на окружающую природную среду при осуществлении производства и реализации продукции.

Для этого на каждом предприятии создается свой аппарат управления, формируется специальный штат работников, занимающихся выполнением управленческих задач по охране природы. В рассматриваемой управленческой деятельности ведущее место занимают административные и экономические методы, каждый из которых отражает специфические способы воздействия руководителя на управляемый объект.

Использование того или иного метода или их сочетания определяется эффективностью применения. Так, административные методы включают в себя организационное регламентирование (разработка экологических нормативов, обязательных для всех подразделений и служб предприятия), организационное нормирование (разработка норм, определяющих границы развития тех или иных процессов, их воздействие на природу), организационно-методическое инструктирование (разработка инструкций и разъяснений о порядке применения вводимых в действие нормативов, норм и т. д.), распорядительное воздействие (издание приказов, распоряжений, направленных на решение

конкретных задач, например, ликвидацию последствий экологических аварий). Посредством административных методов практически реализуется в управлении природоохранной деятельностью предприятия дисциплинарная ответственность работников.

Экономические методы управления природоохранной деятельностью предприятия в своей основе содержат товарно-денежные отношения между работодателем (предприятием) и работником, материальную заинтересованность участников производственного процесса в результатах деятельности. Центральным звеном в системе экономических методов управления охраной природы на предприятии является планирование, учет и анализ природоохранной деятельности и затрат на нее, рыночное ценообразование, экологический менеджмент и маркетинг.

Изложенный подход к систематизации природоохранной деятельности предприятия носит универсальный характер. Он может быть адаптирован к конкретному предприятию с учетом отраслевой специфики, масштабов производства и ассортимента продукции, уровня организации и культуры производства, месторасположения относительно факторов производства и потребления готовой продукции и др. Важно перейти к системным действиям по предотвращению разрушения окружающей природной среды, созданию механизма цивилизованного природопользования и разработке собственной экологической стратегии, превращению экологического фактора в инструмент для достижения конкурентных преимуществ и обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Поскольку экономическая деятельность предприятия осуществляется на конкретной территории, а природоохранная деятельность его носит преимущественно региональную направленность, возникает потребность исследования влияния экологической составляющей на региональную конкурентоспособность.

Вопросы по проблемам межрегиональных конкурентных преимуществ появились с развитием экономической самостоятельности регионов [8, 16]. Каждый регион в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет статус самостоятельного и ответственного субъекта социально-экономических отношений. Субъект федерации обладает значительными экономическими, финансовыми и правовыми полномочиями для создания специфического регионального механизма хозяйственной деятельности, функционирующего в соответствии с общими требованиями развития российской экономики и с учетом территориальных особенностей. Отсюда конкурентоспособность отдельных территориальных образований РФ выражается в их способности к состязательности, умении сохранять и улучшать свои позиции относительно других регионов, в демонстрации конкурентных преимуществ. Критериями такой оценки конкурентоспособности выступают социально-экономические характеристики, выходящие, как правило, за пределы технико-экономических и коммерческих показателей, хотя во многом и базирующиеся на них. Демократизация российской экономики предъявляет высокие требования к участию регионов во всеобщей конкуренции территориальных условий хозяйствования.

Решение экологических вопросов на региональном уровне является составной частью региональной политики, направленной на воспроизводство условий и факторов устойчивого развития регионов и обеспечение собственной конкурентоспособности. На региональные власти ложится ответственность за формирование у хозяйствующих субъектов мотивации для поддержания благоприятной природной среды и щадящего природопользования путем использования бюджетного, кредитного и налогового методов [14].

Рост экономического потенциала территории, его структурные преобразования и другие хозяйственные успехи являются важными, а во многих случаях и решающими условиями усиления региональной конкурентоспособности [16, 17]. Тем не менее наращивание производства в отдельных регионах, происходящее без учета требований территориального развития (социальная ориентация, устойчивость, сбалансированность), часто сопровождается деградацией социально-демографического, природно-ресурсного, экологического, этнокультурного и других компонентов региональных систем и, более того, инициирует эту деградацию.

На региональную конкурентоспособность существенное влияние оказывает национальная специализация региона. Функционирование хозяйственных комплексов отдельных регионов России по-прежнему ориентировано на удовлетворение общегосударственных потребностей исходя из традиционно сложившейся за десятилетия специализации (таких, как обеспечение обороноспособности страны, снабжение топливом, сырьем и др.). Говорить об этом приходится в связи с неотрегулирован-ностью до конца вопросов противоречивости региональных и государственных интересов. Наше государство, в частности, очень конструктивно заявляет о необходимости введения на межстрановом уровне эколого-экономи-ческого компенсационного механизма. Россия вносит огромный вклад в стабилизацию биосферы, регулирование климата, сохранение разнообразия биосистем за счет огромных территорий, не затронутых хозяйственной деятельностью, гигантских лесов, болот и прочего, то есть выступает экологическим донором планеты. При этом наша страна, ее отдельные регионы несут большие издержки на поддержание природного потенциала глобальных экологических услуг и вправе претендовать на экологические компенсации со стороны мирового сообщества [2]. В свете изложенного природоохранную деятельность на предприятии следует рассматривать как вклад предприятия в экологический портрет региона, повышение региональной и национальной конкурентоспособности.

Список литературы

1. Андреева Л. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики / Л. Андреева, Е. Мирогородская // Экономист. — 2004.

— № 1. — С. 81—88.

2. Бобылев С. Н. О формировании эколого-экономичес-кого компенсационного механизма / С. Н. Бобылев // Экологическое право. — 2003. — № 6. — С. 40—42.

3. Бородин А. Маркетинговый механизм реализации эколого-экономической стратегии / А. Бородин // Маркетинг. — 2004. — № 5. — С. 35—47.

4. Гельвановский М. И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения / М. И. Гельвановский // Вопросы статистики. — 2004. — № 7. — С. 3—15.

5. Глухов В. В. Экономические основы экологии: Учебник / В. В. Глухов, Т. В. Лисочкина, Т. П. Некрасова — СПб.: Специальная литература, 1997. — 304 с.

6. Казанцев С. В. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности / С. В. Казанцев // Регион: экономика и социология. — 2004. — № 1. — С. 191 — 199.

7. Кондратьев В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России / В. Кондратьев // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 3. — С. 54—60.

8. Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность / Ю. Кормнов // Экономист. — 1997. — № 1. — С. 38—48.

9. Крупина Н. Аренда в системе экономического механизма природопользования / Н. Крупина // Экономист. — 2004. — № 1. — С. 89—96.

10. Медведев В. И. Экологическое сознание: Учебное пособие / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. — М.: Логос,

2001. — 376 с.

11. Михайлов К. Л. Экономические проблемы оценки и повышения конкурентоспособности лесопромышленного комплекса / К. Л. Михайлов. — М.; Архангельск: МИУ,

2002. — 315 с.

12. Мосягин В. И. Производственное предпринимательство: основные виды деятельности: Учеб. метод. пособие / В. И. Мосягин, К. Л. Михайлов. — М.; Архангельск: МИУ, 2002. — 340 с.

13. Никулина Н. В. Экологический менеджмент в системе обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / Никулина Н. В. — СПб., 2004.

14. Пахомова Н. Экономический анализ экологического права / Н. Пахомова, К. Рихтер // Вопросы экономики.

— 2003. — № 10. — С. 34—49.

15. Путин В. В. России надо быть сильной и конкурентоспособной / В. В. Путин // Российская газета. — 2002.

— № 71. — С. 4—7.

16. Татаркин А. Слагаемые конкурентного поведения региона / А. Татаркин // Проблемы теории и практики управления. — 2004. — № 4. — С. 40—46.

17. Яковлев А. Е. Корпорция региональной политики в сфере природопользования / А. Е. Яковлев // Вестник МГУ (Сер. 6. Экономика). — 2003. — № 2. — С. 84—98.

ENTERPRISE’S NATURE-CONSERVATION ACTIVITY AND COMPETITIVENESS

K. L. Mikhailov

International Institute of Management, Arkhangelsk

In the article, nature-conservation activity of an enterprise is considered in the light of the problem of formation of competition advantages. The widely spread opinion about the ecological factor as a factor that keeps back economic development is disproved. The dependence between the growing market demands to production’s ecological properties and the level of commodity producers’ competitiveness is revealed. The approach to systematization of nature-conservation activity at an industrial enterprise is stated.

Key words: enterprise, nature-conservation activity, competition advantages, competitiveness, production ecologization, economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.