News of the Ural State Mining University 1 (2017) УДК 330.5.051 DOI 10.21440/2307-2091-2017-1-94-99
ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
М. С. Кубарев
Уточняется понятие природной системы, выступающей в качестве объекта природопользования, и роль каждого принадлежащего ей компонента. Природные системы рассматриваются с позиции специфических особенностей экосистемы и геосистемы, из которых последняя отличается большим числом взаимосвязей и представляет собой более многогранное понятие. Раскрывается суть вертикальной и горизонтальной структуры геосистемы, основных функций и свойств, в числе которых выступают целостность и устойчивость. Основное внимание уделяется характеристике природного потенциала, выполняющего социально-экономические функции и определяющего направленность природопользования. Автор рекомендует выделение трех видов потенциалов: перспективного, реального экономически обоснованного и реального экологически обоснованного, входящего в состав предыдущего, который включает в себя природно-ресурс-ный и эколого-ресурсный потенциалы. Реальный экономически обоснованный потенциал характеризует способность природных ресурсов удовлетворять потребности человека при условии экономической рентабельности и технической доступности. Реальный экологически обоснованный потенциал определяет массу природных ресурсов, которые могут быть использованы без нарушения их внутренних взаимосвязей, функций и свойств, входящих в состав реального экономически обоснованного потенциала. И наконец перспективный потенциал — это способность природных ресурсов удовлетворять потребности человечества в будущем, когда это будет экономически эффективно и(или) технически возможно. Подобный подход позволяет рассматривать освоение природного потенциала при соблюдении условия сохранности естественных экосистем, их способности к биорегуляции. Отсутствие четкого представления об экономической оценке экосистемных услуг не позволяет обосновывать величину их реального экономически обоснованного потенциала, но не исключает признания необходимости введения экологических ограничений на его использование. Как следует из практики, сочетание ресурсов, их качественная и количественная характеристика, роль тех или иных ресурсов определяют наиболее благоприятные условия для освоения определенного вида ресурсов, при этом предпочтительный вид осваиваемого ресурса определяет хозяйственную направленность территориально-промышленного комплекса.
Ключевые слова: природный потенциал; ресурсы; обоснование; ограничение; освоение.
Природопользование предполагает наличие субъекта и объекта, на который направлено воздействие субъекта, с целью извлечения пользы. В качестве субъекта могут выступать социально-экономические системы и их компоненты: отрасли производства, предприятия, административные органы, население, транспортные системы, объекты производства и социальной инфраструктуры и др. В качестве объекта - системы, которые, согласно [1], «представляют собой совокупность природных компонентов, тесно свя-занных между собой и функционирующих в пределах определенных территорий и акваторий». Их функционирование обусловлено проявлением преимущественно естественных процессов. К ним относятся природные геосистемы (природно-территори-альные комплексы (ПТК), ландшафты) и экосистемы различных таксонометрических рангов. В наиболее общем виде «ПТК или геосистема» (термин, предложенный В. Б. Сочавой в 1963 г.) - это исторически сложившаяся, территориально устойчивая совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных природных компонентов и их комплексов, функционирующих и развивающихся длительное время как единое целое, продуцируя новое вещество, энергию и информацию» [2].
Понятие «геосистема» отождествляется не только с ПТК, но и с понятием «ландшафт». Геосистема всегда предполагает наличие пространственных границ, выявляющихся на основе системы признаков, достаточно подробно разработанных в географии. В состав основных слагающих ее компонентов входят: литосфера - масса пород, слагающих земную кору; атмосфера -нижние слои, носящие название тропосферы; гидросфера - вода, представленная в трех фазовых состояниях (твердом, жидком, парообразном); фитосфера, зоосфера и педосфера (почва), которые по происхождению, функциям и свойствам объединяются в три подсистемы:
- геома - литогенная основа (литосфера), стратосфера и гидросфера;
- биота - фито- и зоосфера;
- биокосная подсистема - почва.
Считаем, что климат и рельеф, которые ряд исследователей также относят к числу основных компонентов, являются лишь свойствами приземных воздушных масс и земной коры. В состав геомы входят компоненты, относящиеся к абиотическим. В состав биоты - относящиеся к биотическим. Почва представляет собой биокосный продукт устойчивого совместного развития и взаимодействия абиотических и биотических компонентов. Характеризуя компоненты, следует отметить, что наиболее интересным среди них является литогенная основа (литосфера), которая образует жесткий каркас, на котором формируется природный комплекс. Различие в породах влияет на формирование рельефа, соотношение и объем стока подземных и поверхностных вод, состав почв (песчаные, супесчаные, карбонатные, кислые и т. д). Природные воды играют определенную роль в теплообмене и благодаря своим свойствам способствуют появлению круговоротов энергии и веществ, связывающих разные природные комплексы в единое целое. Важнейшим свойством поверхностного стока является формирование экзогенного рельефа и литогенеза, а также перераспределение вещества между геосистемами. Водный режим оказывает существенное влияние на тип образования почв и на характер растительности. В виду больших различий в пространственном распределении и важности для жизненного процесса вода в ряде случаев выступает лимитирующим фактором в ландшафтах.
Атмосфера тоже как компонент пополняет состав геосистем (ландшафтов). Точнее, это нижние слои атмосферы (тропосфера). Для функционирования геосистем имеют значение химический состав воздуха, его прозрачность для солнечных лучей, наличие воздушных потоков, сглаживающих гидротермальные различия между ландшафтами, обеспечивающих теплообмен между ними и материальный обмен веществ. В отличие от инертности литосферы, воздушные массы весьма подвижны. Растительность выступает стабилизирующим фактором для геосистем, являясь основой их биопродуцирования, в то время как ее влияние на формирование региональных структур геосистем оказывается гораздо менее существенным, чем у ранее рассматриваемых компонентов. Животный мир представляет собой компонент, во многом зависящий от растительности. «Зеркалом ландшафта», по выражению В. В. Докучаева, является почва - биокосный компонент геосистем, который формируется на стыке литосферы и биоты. Состав почв влияет на тип растительности. Важным свойством почв является накопление в верхних горизонтах биогенной энергии, заключенной в гумусе, и минеральных элементов.
Подобный набор компонентов природы характерен и для экосистем. Однако при, казалось бы, общности и сходстве, эти понятия имеют ряд отличительных черт. Во-первых, геосистемы полицентричны, т. е. все компоненты геосистем признаются равнозначными и рассматриваются с одинаковым вниманием. Экосистемы представляют собой моноцентрические системы (биоцентрические), в которых основное внимание сосредоточено на биоте, а компоненты рассматриваются лишь под углом зрения связи с биотой. «Экосистема, - как считает В. Б. Сочава [3], - это биологическое понятие». Так же однозначно высказывается в отношении экосистем В. К. Ковда, экосистемами он называет «участки территорий или акваторий, выделенные на основе общности трофической среды (совокупности трофических цепей) организмов» [4]. Из сказанного следует, что ставить знак
94
ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
МАРТ 2017 | ВЫПУСК 1 (45)
M. S. Kubarev / News of the Ural State Mining University 1 (2017) 94-96
ECONOMIC SCIENCES
Вертикальный
профиль
геосистемы
Нижняя часть Гидросфера Литосфера - Биота - Почва -
атмосферы - (вода в трех масса пород, растительный биокосный
тропосфера фазовых слагающих и животный мир компонент
состояниях) земную кору
Структурные ярусы геосистемы
Рисунок 1. Вертикальная структура геосистемы (ПТК, ландшафта).
равенства между геосистемами и экосистемами (к чему склоняются некоторые географы) нет оснований.
К тому же, если геосистема всегда подразумевает наличие пространственных границ, о чем говорилось ранее, то экосистема не ограничена никакими пространственными рамками, так как для их выделения на сегодня не разработаны соответствующие признаки. В целом геосистема охватывает большее число взаимосвязей (учитывая абиогенные процессы) и представляет собой более многогранное понятие, чем экосистема. Между компонентами геосистемы осуществляется постоянный обмен веществом и энергией, которые в последующем трансформируются. В числе основных функций геосистем помимо трансформации солнечной энергии имеют место и такие, как циркуляция воздуха, влагооборот, биогенный круговорот веществ и др. Как и любая система, природная система имеет структуру, образуемую соподчиненными комплексами более низкого ранга. Во-первых, речь может идти о вертикальной структуре - взаимосвязи структурных ярусов, взаимодействие между которыми осуществляется вертикальными потоками энергии и вещества (рис. 1).
Во-вторых, геосистемам присуща и горизонтальная структура, ее формируют системы более низкого ранга, входящие в состав геосистем более высокого ранга и связанные между собой потоками энергии и веществ. С понятием природной системы тесно связаны и такие ее свойства, как целостность и устойчивость. Первое из них характеризует внутреннее единство, которое обеспечивается благодаря тесным взаимосвязям между составными частями системы. Как показывает практика, проявлением целостности является возникновение у геосистем таких свойств, которые отсутствуют у отдельных компонентов [5]. Устойчивость природных систем обычно рассматривается как «способность оставаться относительно неизменными или меняться в пределах своего структурно-функционального варианта либо возвращаться к нему за период их жизненного цикла или внешнего воздействия» [2].
Выделяют три уровня геосистем: планетарный, региональный и локальный. С позиции природопользования, природные системы служат источником природных и экологических ресурсов, использование которых позволяет удовлетворять раз-
личные потребности человека, что свидетельствует о выполнении ими социальных и экономических функций [6, 7]. Термин «природные» в отношении компонентов природной системы, выполняющих ресурсные функции, является общепринятым. Экологические ресурсы - компоненты природной среды, выполняющие экосистемные функции, - также относятся к числу ресурсов природы. Природные ресурсы используются в сфере материального производства и удовлетворяют потребности человека в виде средств производства, сырья, предметов потребления и т. д. Экологические ресурсы удовлетворяют потребности человека, поставляя поток экоуслуг регулирующего характера, а также социальных экоуслуг (эстетические, лечебные, рекреационные и т. д.) [8-10].
Природные системы обычно многофункциональны и обладают способностью выполнения нескольких функций одновременно. Правда, имеют место и взаимоисключающие потребности, которые приводят к ограничению выполняемых функций (например, разработка месторождения исключает развитие земледелия). Иногда на реализацию функции влияет использование удаленных смежных природных комплексов, например, развитие земледелия и лесного хозяйства лишь за пределами буферной зоны функционирующего ООПТ. Основой выполнения социально-экономических функций природной системы служит потенциал, расположенный в границах территорий, он же определяет направленность природопользования. С экономической (потребительской) точки зрения реальный природно-ресурсный потенциал - это способность природных ресурсов удовлетворять потребности человечества при условии экономической рентабельности и технической доступности.
Перспективный потенциал (потенциал будущего) - способность природных ресурсов удовлетворять потребности человечества в будущем, когда это будет экономически эффективно и(или) технически возможно (например, забалансовые руды, использование которых может быть возможно при появлении новых технологий, или подземные пресные воды, находящиеся на больших глубинах). Однако определение потенциала, по мнению автора, должно отражать и естественнонаучные предпосылки, требующие учета предельных лимитов изъятия при-
Рисунок 2. Структура природно-ресурсного потенциала.
М. С. Кубарев. Природный потенциал как основа социально-экономического развития территории // Известия УГГУ. 2017. Вып. 1(45). С. 94-96. ЭО! 10.21440/2307-2091-2017-1-94-99
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
M. S. Kubarev / News of the Ural State Mining University 1 (2017) 94-9
Природный потенциал И
Минерально-сырьевой Земельный Водный
Природный потенциал И
Геосистемный 1
Геосистемный 2
Геосистемный 3
б
а
Рисунок 3. Структура природных потенциалов. а - совокупность частных потенциалов компонентов природной системы; б - совокупность частных потенциалов геосистем более низкого ранга.
родных ресурсов, соблюдение которых обеспечивает сохранение биотической регуляции. Отсюда следует, что реальный природ-но-ресурсный потенциал, обоснованный экологически, - это предельно возможная масса природных ресурсов, входящих в состав экономически обоснованного потенциала, которые могут быть использованы без нарушения их внутренних взаимосвязей, функций и свойств. Таким образом, рекомендуемая структура хозяйственно-ресурсного потенциала природных систем имеет следующий вид (рис. 2):
Я = ЯК
эк э лим,
где Клим - коэффициент, характеризующий лимит изъятия.
Общая величина потенциала природных ресурсов Я составляет:
Я=Я +Я.
эк п
Что касается невозобновимых ресурсов, то структура минерально-сырьевого потенциала Ям имеет вид:
R
= R + R
м. э э. п,
где Ям. э - реальная экономически обоснованная минерально-сырьевая база; Яэ п - перспективный минерально-сырьевой потенциал (минеральные ресурсы, техногенные минеральные образования и др.) [11, 12].
В природно-ресурсном потенциале компоненты природной системы выступают как отдельные самостоятельные ресурсы: гидросфера как источник энергоснабжения и водоснабжения; литосфера, как источник полезных ископаемых, в том числе и подземных вод; биота как источник средств потребления (лекарственные растения, пища, сырье для изготовления одежды и т. д.). Прямое использование имеет отношение и к социальным экоуслугам. В результате взаимодействия компонентов в рамках экосистем становится возможной реализация ресурсовоспро-изводящих и средообразующих экосистемных функций, обеспечивающих формирование эколого-ресурсного потенциала. Использование экосистемных услуг человеком является косвенным, так как их прямая цель - это поддержание экобаланса, сохранение биокруговорота, «здоровья» природы [13, 14]. Что касается потенциала экоуслуг, то четкое представление об оценке эколого-ресурсного потенциала на сегодня отсутствует. Наиболее вероятным является введение ограничений на предельные нагрузки на экосистемы, на воздействия, приводящие к нарушению внутренних взаимосвязей экосистем. Экономическая оценка эколого-ресурсного потенциала весьма условна, так как методические подходы отрабатываются и не имеют пока законодательного утверждения и признания [15].
К числу частных потенциалов по принадлежности к компонентам природной системы относятся: минерально-сырьевой, водный, земельный, биотический, животного мира, почвенный. В данном случае потенциалом служат одноименные ресурсы природных компонентов. В свою очередь, ПТК (геосистемы,
ландшафты) предполагают выделение потенциалов, которые содержат набор самых разнообразных ресурсов, т. е. в составе геосистем (ПТК) высшего ранга возможно выделение частных потенциалов, о которых ранее уже шла речь, или частных потенциалов геосистем (ПТК) более низких рангов (рис. 3).
В зависимости от сочетания ресурсов, их качественной и количественной характеристики, роли тех или иных ресурсов в общественном производстве, свойств геосистем складываются наиболее благоприятные условия для освоения определенного вида ресурсов (например, выращивания сельскохозяйственных культур, использования под оленьи пастбища, разработки местонахождения полезных ископаемых и т. д.), при этом предпочтительный вид осваиваемого ресурса определяет хозяйственную направленность территориально-промышленного комплекса (ТПК). Это может быть сельскохозяйственный, водохозяйственный, лесохозяйственный, горно-промышленный, рекреационный и другие ТПК. Эти ТПК функционируют в основном за счет природной составляющей, техногенная (антропогенная составляющая) остается на втором плане. С учетом того, что в рамках региональной геосистемы (ТПК, ландшафт) располагается ряд более мелких геосистем, каждая со своим набором природных ресурсов, характер ТПК, отражающих направленность природопользования, может оказаться весьма разнообразными.
ЛИТЕРАТУРА
1. Емельянов А. Г. Основы природопользования. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 304 с.
2. Казаков П. К. Ландшафтоведение. М.: Изд. Центр «Академия», 2011. 336 с.
3. Сочава В. Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск: Наука, 1978. 319 с.
4. Ковда В. А. Биосфера и человечество // Биосфера и ее ресурсы: сб. статей. М.: Наука, 1971. С. 7-52.
5. Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Высш. школа, 1991. 366 с.
6. Игнатьева М. Н. Формирование природного потенциала территории // Изв. УГГУ. 2014. № 4(36). С. 51-56.
7. Косолапов О. В., Игнатьева М. Н. Основные функции природного потенциала // Актуальные проблемы экономики и управления: сб. статей первой заоч. всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург: УГГУ, 2013. С. 123-128.
8. Развитие системности в освоении природного потенциала северных малоизученных территорий / под ред. А. И. Татаркина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2015. 317 с.
9. Косолапов О. В. Обеспечение эколого-экономической устойчивости при недропользовании. Абакан, 2016. 280 с.
10. Косолапов О. В. Природный потенциал региона: сущность и структура // Изв. вузов. Горный журнал. 2012. № 8. С. 31-36.
11. Игнатьева Т. А. Методический инструментарий формирования системы платности при воспроизводстве минерально-сырьевой базы: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 24 с.
12. Душин А. В. Теоретико-методологические основы воспроизводства минерально-сырьевой базы. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2013. 329 с.
13. Литвинова А. А., Игнатьева М. Н., Коротеев Г. Д. Идентификация услуг, предоставляемых особо охраняемыми природными территориями // Успехи современного естествознания. 2016. № 6. С. 164-168.
14. Литвинова А. А., Игнатьева М. Н., Коротеев Г. Д. Понятие экосистемных функций и услуг // Экономика и социум. 2016. Вып. 3 (32). С. 715-724.
15. Елкина Л. Г. Управление экологическими ресурсами. М.: Палеотип, 2005. 144 с.
Михаил Сергеевич Кубарев,
Уральский государственный экономический университет Россия, Екатеринбург, ул. 8 марта/Народной Воли, 62/45
96 М. С. Кубарев. Природный потенциал как основа социально-экономического развития территории // Известия УГГУ. 2017. Вып. 1(45). С. 94-96. ЭО! 10.21440/2307-2091-2017-1-94-99