Научная статья на тему 'Природный потенциал детей эвенков для занятий физической культурой'

Природный потенциал детей эвенков для занятий физической культурой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / КОЧЕВОЙ ТАЕЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / АРГИШ / ТАЕЖНЫЕ ТРОПЫ / МЕТАНИЕ АРКАНА / ТРАДИЦИОННОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ ЭВЕНКОВ / PHYSICAL QUALITIES / PHYSICAL PROPERTIES / NOMADIC TAIGA LIFESTYLE / ARGISH / TAIGA WAITS / THROWING A LASSO / TRADITIONAL TRAINING OF TUNGUS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна, Фомин Владимир Александрович

В статье рассматриваются экстремальные условия жизни таежных жителей эвенков в борьбе за существование вырабатывать своеобразные свойства организма и такие физические качества, чтобы человек мог успешно противостоять суровой природе и добывать пищу для пропитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of the evenk children for physical education

The article present deals the externals life conditions of taiga in habitants are considered in the article, in particular tungus folk, in the struggle for existence to produce distinctive properties of organism and such physical qualities that a human can success hilly with stand the harsh nature and produce food for substance.

Текст научной работы на тему «Природный потенциал детей эвенков для занятий физической культурой»

УДК 372.8:796

© Х-Ц. Д. Гомбожапова, В. А. Фомин

Природный потенциал детей эвенков для занятий физической культурой

В статье рассматриваются экстремальные условия жизни таежных жителей — эвенков в борьбе за существование вырабатывать своеобразные свойства организма и такие физические качества, чтобы человек мог успешно противостоять суровой природе и добывать пищу для пропитания.

Ключевые слова: Физические качества, физические свойства, кочевой таежный образ жизни, аргиш, таежные тропы, метание аркана, традиционное закаливание эвенков.

Ch-Th. D. Gombozhapova, V.A. Fomin Potential of the evenk children for physical education

The article present deals the externals life conditions of taiga in habitants are considered in the article, in particular tungus folk, in the struggle for existence to produce distinctive properties of organism and such physical qualities that a human can success hilly with stand the harsh nature and produce food for substance.

Keywords: physical qualities, physical properties, nomadic taiga lifestyle, argish, taiga waits, throwing a lasso, traditional training of Tungus.

Как и всякий народ в соответствии с уровнем социально-экономического развития, природно-климатических условий эвенки эволюционным путем выработали свою систему воспитания, которую можно назвать народной педагогикой. В систему входят различные виды самобытных физических упражнений, единоборств, игр, забав, танцев и потех. Необходимо возрождать весь этот арсенал и активно использовать в учебно-воспитательной работе с подрастающим поколением.

Формирование и изучение физических качеств у северных народов Сибири, в том числе и эвенков, представляет значительный научный и практический интерес. Условия жизни заставляли таежных жителей — эвенков в борьбе за существование вырабатывать своеобразные свойства организма. И различные физические качества человека помогали успешно противостоять суровой природе и выживать в экстремальных условиях, добывать пищу для пропитания. Этот процесс шел по двум направлениям на протяжении многих веков. Во-первых, через обычаи, близкие к естественному отбору, во-вторых, через накопление знаний о физических свойствах человека в результате традиционного труда — охотничьего промысла, оленеводства и рыболовства, а также посредством воспитания, обучения и тренировки [1].

В средние века жесткие обычаи северных народов Сибири по отношению к младенцам, больным и немощным были обусловлены не нравами этих народов, а необходимостью иметь в семье крепкого, здорового ребенка, спо-

собного противостоять болезням, отсутствием тепличных условий при кочевом таежном образе жизни.

Для эвенков-рожениц на стойбище сооружали отдельный чум, куда помещали ее за несколько дней до рождения ребенка, снабдив водой, шкурами, оставляли одну. Никто не имел права подходить к чуму, пока сама женщина не выйдет с живым ребенком к людям. Трудные испытания переносит ребенок, и после родов. Постоянным местом пребывания ребенка становилась берестяная люлька, привязываемая к седлу. Ребенок, полусидя проводил в люльке при постоянных перекочевках всю младенческую часть жизни. Когда шел процесс познания жизни и природы, взаимопроникновение и взаимовлияние живого разумного существа и окружающей его суровой сибирской флоры и фауны, жизнь младенца была не простой и в последующие годы. Многие нынешние понятия, как «закаливание», «туризм», «выживание в экстремальных условиях» были для него обычными элементами образа жизни. Эвенки на протяжении многих веков вырабатывали необходимые таежному охотнику физические качества посредством незамысловатых упражнений и тренировок. Среди важных свойств охотника-эвенка была его способность совершать длительные пешие переходы по таежным тропам. Эта способность приобреталась с детства, когда ребенок самостоятельно шел за аргишем (караван оленей при перекочевках) на новое стойбище и когда он впервые выходил с отцом на охоту. С этих же времен, и даже несколько раньше, дети учились быстро бегать. Нужна была ловкость, быстрота, реакция — эти качества формировались по требованию жизни и становились уже чертой народа. Охота на зверей обуславливала необходимость уметь метко, сильно и быстро стрелять из лука, что давалось, безусловно, многократными тренировками. И этим же путем вырабатывалось у эвенков-охотников умение впоследствии метко стрелять в зверя из огнестрельного оружия. Мы можем отметить и еще один важный фактор, заставляющий эвенка-охотника обязательно быть метким, — боязнь остаться без добычи, а значит, без пищи. Самым трудным из приобретаемых физических качеств у эвенков было умение быстро и точно набросить аркан на рога оленя [2].

Таким образом, исходя из условий жизни и традиционной хозяйственной деятельности, у эвенков зародились такие виды физических упражнений, как стрельба из лука, борьба, метание аркана, прыжки через нарты, ходьба на лыжах, гонки на оленях, которые имеют большое значение и в современной жизни. Со сближением с дикой природой и в значительной мере завися от нее, занимая определенную экологическую нишу, эвенки находили свое пропитание только в тайге.

Охотники, овладевшие луком, превратили стрельбу в настоящее искусство. В точности попадания в цель из лука могут свидетельствовать данные, исследователя Сибири Р. Маака (1825-1886). Полностью изучив Вилюйский округ, он рассказывает о встрече на реке Мурожной в бассейне реки Ангары с тунгусом, показавшим ему свое уменье пользоваться луком. Тунгус брал две стрелы, одну из них пускал на воздух как можно выше, чтобы она едва

была видна. Потом быстро схватывал другую и стремился попасть в падающую первую стрелу. Их 10 выстрелов, — отмечает путешественник, он действительно попадал в (цель) от семи до восьми раз [6]. Иркутский писатель Г. Ф. Кунгуров, эвенк по национальности, в своей книге описывает ценность и значимость лука в жизни эвенков. «Род Катагиров известен всей тайге, как род лучших охотников и стрелков. Деревянные луки, сделанные ими, славились, на всю тайгу и тундру, от великой реки Енисей до Лены, от Ангары до самого Ледовитого Океана. За такой деревянный лук не жалеют люди от тридцати оленей да и в придачу дают десять золотистых лисиц. Из такого лука со стрелой с костяным наконечником насквозь пробивали оленя. Для охоты использовались разные стрелы, были разящие насмерть лося, медведя. Имелись и другие стрелы: стрела-певунья, ястреб-стрела, свистун-стрела» [5].

Способностями в меткой стрельбе из лука обладали и сибирские женщины. Как отмечают исследователи Сибири И. И. Идес (1657-1708) и А. Бранд: «Молодые тунгуски не уступают мужчинам в верховой езде и стрельбе из лука». Для поддержания и развития навыков стрельбы из лука у эвенков существовали в определенное время года традиционные праздники. Обязательной частью этих праздников были игры, включающие стрельбу из лука, борьбу, перетягивание «маута» (веревки). Это были как бы военные маневры, с помощью которых каждый род демонстрировал свои силы и соответственно тому — степень влияния в родовом союзе. Юношей обучали владеть луком разнообразно: полагалось стрелять в падении, в развороте, на бегу, даже на плаву. Надо учитывать, что боевой лук весил по полтора — два пуда, а сила натяжения его была не меньше сотни килограммов (один этнограф отметил, что он мог натянуть лук, лишь взявшись за тетиву обеими руками и упираясь в дугу ногой, а аборигены натягивали его двумя пальцами).

Одним из неотъемлемых частей физического воспитания древних людей являлось закаливание организма. О важности и значимости закаливания свидетельствуют этнографические данные эвенков. Немецкий исследователь И.Г. Георги (1729-1802), пишет: «Закаленны, выносливы, во время самых жесточайших морозов тунгусы не чувствительны к переменам погоды». Отмечал, что кочевники самой суровой области Сибири — северной части Якутии — «здоровы и достигают глубокой старости». Одним из высоких способностей к холоду эвенков народоволец В. И. Иохельсон, (1855-1937) изучая жизнь и быт тунгусов, писал: «По целым дням, даже во время жестоких морозов, он может обойтись без пищи, сохраняя при этом энергию и бодрость».

Использование закаливания осуществлялось с самого рождения ребенка. Одним из факторов влияния на здоровье ребенка играла двигательная активность матери. От здоровья и физических способностей матери зависела жизнь ребенка. Закаливание детей начиналось в утробе матери: в эмбриональном, предродовом и родовом периодах. Несмотря на зимнюю стужу, по эвенкийским обычаям женщины рожали детей в отдельном чуме.

По поводу закаливания детей эвенков академик А. Ф. Миддендорф пишет: «Мне пришлось видеть, как при самой сильной стуже в шалаше, сквозившем

как решето, брали из люльки голого ребенка, чтобы согреть его перед огнем». Один из рассказов о способах закаливания и невосприимчивости к холоду встречаем в книге В. А. Туголукова. «Аргиш (обоз) идет по тайге. Мороз. Скрипит снег. Клубится пар от дыхания оленей и людей. Но вот все начинают кричать по цепочке и эвенк останавливается. Что случилось? Заплакал новорожденный. Мать его успокаивает, но он плачет. Но он явно обделался. Мать вынимает его из люльки и обтирает снегом. Ребенок умолкает, и обоз трогается в путь». Эти примеры наводят на мысль, что и в современной жизни нужно использовать традиционные способы закаливания [3].

Этнограф В. Л. Серошевский пишет: «Северные тунгусы слывут искони как народ охотничий, подвижный и воинственный; охота и рыбная ловля, главные их занятия. Жизнь полная опасностей и риска развила в них многие положительные качества. Как все воинствующие народы, они высоко ценят физическую силу, ловкость и отвагу; любят борьбу, состязания и танцы. Тунгус может стрелять на ходу, на лыжах, лодке, верхом на олене, стоя, лежа, прыгая... и попадать в цель». Мы думаем, что каждый воин должен быть обучен всем премудростям боевого искусства. Тихо подкрасться к вражескому лагерю так, что травинка не шелохнется, снять в этом лагере караульного, умение выследить чужака по позавчерашнему следу, обладать умениями и навыками ходьбе на лыжах, стрельбе из лука, чтобы самому не погибнуть [6]. Таежный образ жизни и соответствующая ему деятельность и пища сформировали у эвенков своеобразную физиологию функционирования организма, способную нормально существовать в привычном для него режиме. Роль появления в тайге купеческого и промышленного люда, несшего сибирским аборигенам негатив цивилизации (спирт и табак, инфекционные болезни и др.) нарушило веками сложившийся ритм их жизни и функции организма. Как показала практика, этот процесс стал впоследствии необратимым и привел некоторые северные народы к опасной черте физического вырождения. Исторический опыт показал, что эти народы на протяжении веков умели и умеют выживать в экстремальных условиях. Опыт этот надо изучать, анализировать и, творчески переработав, применять в сегодняшней практике физического воспитания.

Литературы

1. Анисимов А. Ф. Родовое общество эвенков. Л., 1936. С.49.

2. Алексеев М. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. Иркутск, 1941. 609 с.

3. Беликов В. В. Эвенки Бурятии: история и современность. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1994. - 175 с.

4. Васильева М. С. Этническая педагогика бурят. — Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 134 с.

5. Кунгуров Г. Ф. Историческая повесть «Артамошка Лузин». - Иркутск: Вост-Сиб. изд-во, 1979. С. 66.

6. Маак Р. Описание Вилюйского округа. 1887. Ч. III. С. 169.

7. Михайлов В. А. Оружие и доспехи бурят. — Улан-Удэ: Сибирь, 1993. - 83 с. ил.

8. Кочнев В. П. Национальные виды спорта Якутской АССР. — Якутск, 1980. - 103 с.

Гомбожапова Ханда-Цырен Дугаровна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания факультета физической культуры, спорта и туризма Бурятского госуниверситета.

E-mail: gombozh5 5 @maiLru

Фомин Владимир Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания факультета физической культуры, спорта и туризма Бурятского госуниверситета.

Р. т. 8(301-2)-216989

Gombozhapova Handa-Tsyiren D., candidate of pedagogical sciences, professor of ка-федры of P.E of faculty of physical culture, sport and tourism of Бурятско-го ofгосуниверситета.

Fomin Vladimir A., candidate of pedagogical sciences, associate professor of department of физического education of faculty of physical culture, sport and tourism of Бурятского госуни-верситета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.