УДК 8А/Я 1.09
ПРИРОДНОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ «НЕРЕАЛЬНО-РЕАЛЬНОЙ» ЖЕНЩИНЫ В РАССКАЗЕ A.A. КИМА «ШАМАХАНСКАЯ ЦАРИЦА»
E.H. Бондаренко
Статья посвящена рассмотрению образа «нереально-реальной» женщины в рассказе A.A. Кима «Шамаханская царица». Этот литературный тип отмечает женское начало в натурфилософской прозе второй половины XX века чертами загадочности, таинственности, беспредельности. В статье отмечается его связь с образом шамаханской царицы из «Сказки о золотом петушке» A.C. Пушкина. Доминантным содержанием образа в произведениях становится власть красоты. A.A. Ким усматривает её природное предназначение в воодушевлении на созидание и /или созерцание бытия всего существующего. Так, в произведении автора-натурфилософа появляется идея Ф.М. Достоевского о духовной красоте, которая спасёт мир. Ключевые слова: женщина, красота, природа, «нереально-реальная», власть, воодушевление.
Натурфилософская проза второй половины XX века создаёт образ женщины, в котором воплощено преклонение перед загадкой природы. Внешнее совершенство героини сочетается с бесконечностью и непостижимостью внутреннего бытия. Такая влекущая и сакральная неосязаемость граней личности женщины «ширится, как туман, захватывает собою неопрделённо далёкое» [7, с.206]. В её чертах угадывается «красота природы <...> отблеск Вечности» [5, с.308], что исключает возможность обыденного обладания героиней. Её природное предназначение видится в идее вдохновения мужчины на совершенствование и/или спасение мира, обретение им итога развития своей личности - состояния Сфайроса. Поэтому образ героини отличается неземной и, в тоже время, органической природой. Она, по определению полковника Махова - персонаж из романа С.П. Залыгина «После бури», «нереально-реальная» [6, с.72].
Такой изображает женщину A.A. Ким в рассказе «Шамаханская царица». На первый взгляд, героиня произведения обычная, лишённая черт индивидуальности особа. Это даже позволяет автору представить её как «законно разведённую жену товарища Максимова, сохранившую его фамилию» [1, с.192].
Однако у Елены Семёновны всё же есть одно своеобразное внешнее качество: «Была она не просто привлекательной женщиной, украшавшей отдел, - была <...> Максимова красавицей редкостной и <...> могла быть отправлена на какую-нибудь иную планету как посланница, представляющая род человеческий - к вящей славе его и гордости» [1, с.194]. Окружающие уже «привыкли к долгому торжеству её красоты» и относились к ней без «скрытого волнения» [1, с.193], видя за телесной оболочкой внутреннюю ограниченность и пустоту. Грубо относится к Елене Семёновне начальник Грибодуб, «подъезжая <...> с откровенными предложениями <...> прямолинейно и недвусмысленно» [1, с.196]. Для него красота героини - материальная ценность, обеспечивающая бытовой комфорт. Улавливая плотскую сторону привлекательности Елены Семёновны, Грибодуб даже называет её «бабой» [1, с.193], и в этом обращении сквозит фамильярное и непристойное отношение к женщине.
Довольно часто героиня замечает, что её красота утратила ту власть над людьми, которой «она обладала всю жизнь»: Максимова могла «повелевать одним лишь взглядом или движением бровей, взмахом ресниц» [1, с. 198]. Следовательно, её внешняя привлекательность - сила, воодушевляющая человека на эстетическое совершенствование.
Утрата подобного качества связывается автором произведения с той жизненной ролью, которую выбрала для себя героиня. Для того, чтобы понять истинный смысл телесной красоты Елены Семёновны, необходимо сравнить её образ с качествами внешней привлекательности шамаханской царицы, нарисованной влюблённым в Максимову
художником. Героиня «Сказки о золотом петушке» A.C. Пушкина становится неким злым гением для прельстившихся её миловидностью людей: из-за неё гибнут сыновья Дадона, мудрец и, наконец, сам царь. То же в некоторой степени можно сказать и о Елене Семёновне: муж «всю совместную девятилетнюю жизнь с нею только мучился и мучил её ревностью» [1, с.195], из-за неразделённой любви «стрелялся» Юра Трофеев [1, с.200]. Героинь объединяет эта роковая власть над людьми, заключенная в их красоте.
Внешняя привлекательность образа двух «шамаханских цариц» несёт одну и ту же содержательную доминанту. Телесная красота личности обладает негласной властью, раскрыть загадку которой невозможно. Даже портрет героинь имеет «элементы недосказанности, таинственности» [4, с. 123]. Авторы лишь указывают их цвет волос: «чудесные <...> кудри, чёрные, с красным отливом» [1, с.194] у Елены Семёновны и естественный природный оттенок, который можно предположить у девицы с «востока» [2, с.13]. Исключается и бытовая сущность образа: героиня A.A. Кима не принадлежит никому и живёт одновременно в нескольких пространствах (мир органики - «холмы и поля» [1, с. 192] - и «большая комната солидного учреждения» [1, с. 192] - социум), нереальное происхождение шамаханской царицы подчёркивается A.C. Пушкиным в финале произведения («А царица вдруг пропала, // Будто вовсе не бывало» [2, с.31]).
Несмотря на наличие многих точек соприкосновения между двумя образами есть в них кардинальное отличие. Героиня A.C. Пушкина легкомысленна и «не боится <...> греха» [2, 28], что выдаёт в ней отсутствие стыдливости. Елена Семёновна, напротив, отличается такой скромностью, которую «трудно <.> предполагать <.> в человеке, столь выделенном природой среди прочих смертных» [1, с.195]. «Для Пушкина суть образа Шамаханской царицы - в её красоте, лишённой черт милосердия, гуманизма, а потому и несущей в мир гибель. Он отмечает только результаты мгновенного воздействия красоты, силу колдовского очарования <...>» [4, с. 124]. A.A. Ким в описании Елены Семёновны наследует от образа Пушкина лишь его внешнюю привлекательность как возможность влияния, обладания властью. Это красота, которую уже Ф.М. Достоевский определил как «высший синтез жизни» [3, с. 251]. Воодушевляя человека на совершенствование, она дарует ему «неслыханное и негаданное дотоле чувство полноты» [3, с.251]. Осознание целесообразности и предельной реализации смысла своего бытия героев Ф.М. Достоевского перетекает у A.A. Кима в натурфилософское понимание предназначения личности. Внешняя привлекательность в слиянии с этическим идеалом духовного развития может «спасти мир» [3, С.407].
Красота героини рассказа автора-натурфилософа несёт в себе такое внутреннее содержание, которое направляет на созерцание и созидание многомерную личность. В душе художника Елена Семёновна рождает благородное чувство, где влюблённый может лишь преклонятся перед совершенством природы, вдохновляющим на акт творчества или творческого видения. Недаром Юра Трофеев, помимо этюдов, начинает писать стихи, а затем выражает своё чувство в иллюстрациях к детской сказке. Более того, именно эти «рисунки» [1, с.201] открываютЕлене Семёновне её «нереально-реальную» суть. Путь такой женщины пролегает не к «тихой семейной жизни, скромному счастью», а к «сказкам»: «Они томили душу, от них в мире и рождалось всё беспокойство» [1, с.201].
Повествовательное произведение, заключающее в себе элементы чуда и назидательности, помогает Елене Семёновне отыскать ключ к своему несчастью. Уход от природного предначертания делает героиню одинокой. Её внешнее совершенство направлено было не на воодушевление, к которому готовило Максимову бытие всего существующего, а на растрачивание своих неземных чар. Именно поэтому Елена Семёновна произносит: «Простите меня, поля и холмы.» [1, с.201]. Окончательная утрата подобной власти воодушевления лишает героиню той «зачарованности» [1, с.192], с помощью которой «нереально-реальная» женщина обретает ореол неприкосновенности. В финале произведения Елена Семёновна ещё глубже осознаёт своё природное предназначение и невозможность «прожить свою жизнь» без него [1, с.201]. Так, в ней заново воссоединяются черты
нереального и земного мира.
В рассказе «Шамаханская царица» А.А. Ким создаёт образ женщины - совершенства природы. Её красота наполняется внутренним содержание, заключающимся в нравственной власти над умами человечества. Автор утверждает мысль о том, что внешняя привлекательность не может быть мерилом материальных ценностей и провокаций к конформному поведению. Природное предназначение «нереально-реальной» женщины Елены Семёновны заключается в способности воодушевлять и вдохновлять на совершенствование мира.
Article deals with the "unreal-real" image of woman in the story of A.A. Kim "Shamahan Queen". Such a literary type distinguishes the feminine principle in naturphilosophical prose from the second half of the twentieth centure features mystique, mystery, infinity. Article notes the relationship of the literary type with a way Shamahan Queen of "Tales of the Golden Cockerel" by A.S. Pushkin. The power of beauty is the main content both works. A.A. Kim sees natural the purpose of beauty in the excitement. It is directed to the contemplation and creation being of all existence. Dostoevsky' s idea of spiritual beauty, wich will save the world, appears in the work of author-naturphilosopher. The key words: woman, beauty, nature, "unreal-real", power, inspiration.
Список литературы
1. Ким A.A. Шамаханская царица // Ким A.A. Невеста моря: Рассказы. Роман. М.: Издательство «Известия», 1987. с. 192. 201
2.Пушкин А.С. Сказка о золотом петушке. - М.: Издательство «Детская литература», 1973. 32с.
3.Достоевский Ф.М. Идиот: Роман. М.: Издательство «Правда», 1981. 640с.
4. Белкин Д.И. К истолкованию образа Шамаханской царицы // Временник Пушкинской комиссии. 1976/ АН СССР.ОЛЯ. Пушкин. комис. Л.: Издательство «Наука», 1979. с. 120 - 124
5.Брюсов В.Я. Владимир Соловьёв. Смысл его поэзии // Поэзия серебряного века. В 2 т. Т.1. М.: Издательство «Дрофа», 2006. с. 308 - 311
6.Залыгин С.П. После бури: Роман. - М.: Издательство «Современник», 1986. 703с.
7.Розанов В.В. Люди лунного света (Метафизика христианства) // Розанов В.В. Уединённое: Сборник. М.: Издательство «Эксмо», 2006. с. 181 - 386
Об авторе
Бондаренко Е.Н. - аспир. Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, e-mail: [email protected]