Научная статья на тему 'Природно-пространственная среда как фактор создания историко-культурного комплекса (произведения Сесара Манрике на испанском острове Лансароте)'

Природно-пространственная среда как фактор создания историко-культурного комплекса (произведения Сесара Манрике на испанском острове Лансароте) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕСАР МАНРИКЕ / ТОТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДЕГРАДИРОВАННЫЕ ЛАНДШАФТЫ / КАНАРСКИЕ ОСТРОВА / ЛАНСАРОТЕ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семенова Татьяна Викторовна

Статья посвящена испанскому художнику-архитектору Сесару Манрике, автору собственной творческой концепции тотального искусства полного слияния человека и природы, которую он мастерски воплотил на своей родине маленьком, фантастическом огнедышащем острове Лансароте в Канарском архипелаге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Семенова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nature and Space as Factors for Creation of a Historical and Cultural Complex (Shown by the Example of Cesar Manrique’s Works at Lanzarote, a Spanish Island)

The article acquaints us with a Spanish artist and architect Cesar Manrique. He formed his own creative concept of Total Art influenced by big historical events and cult persons he met. The essence of Total Art is a full fusion of man and nature. Manrique embodied this idea skillfully at his Motherland on island Lanzarote, small but fire-breathing and fantastic.

Текст научной работы на тему «Природно-пространственная среда как фактор создания историко-культурного комплекса (произведения Сесара Манрике на испанском острове Лансароте)»

УДК 72.01. ББК 85.113(3)

Т.В. Семенова, г. Новосибирск

Природно-пространственная среда как фактор создания историко-культурного комплекса (произведения Сесара Манрике на испанском острове Лансароте)

Аннотация

Статья посвящена испанскому художнику-архитектору Сесару Манрике, автору собственной творческой концепции тотального искусства — полного слияния человека и природы, которую он мастерски воплотил на своей родине — маленьком, фантастическом огнедышащем острове Лансароте в Канарском архипелаге.

Ключевые слова: Сесар Манрике, тотальное искусство, деградированные ландшафты, Канарские острова, Лансароте, историко-культурный комплекс.

В этой статье речь пойдет об уникальных архитектурно-природных ансамблях на одном из Канарских островов, Лансароте, и об их авторе, канарском художнике Сесаре Манрике. Этот остров (площадью 795 км2) — самый северный и восточный из крупных островов архипелага. Он находится в Атлантическом океане в 140 км от побережья Африки и 1000 км от материковой Европы, в политическом отношении входит в состав Испании. Лансароте известен как «остров огнедышащих гор».

Автором и хранителем самых интересных архитектурных и художественно-ландшафтных объектов на острове стал местный уроженец художник Сесар Манрике. Манрике часто изображал родной остров черным с красными лучами, как будто это кратер и вытекающая из него лава. Первый цвет острова — черный. Это вулканическая пустыня, покрывающая Лансароте. Второй — красный, цвет холмов, которые, кажется, все так же раскалены, как в дни извержений. Дело в том, что Лансароте почти полностью лишен растительности. Значительная часть острова покрыта застывшей лавой. Это результат многочисленных извержений, полностью изменивших лицо острова. Острову около 19 млн лет, и за это время он прошел через два периода вулканической активности. Последнее извержение было зафиксировано16 апреля 1824 г. (Монтана дель Фуэго). Самое сильное извержение было в районе Тиманфая в 1730-1736 гг., оно признано самым мощным на Канарских островах). Извержение продолжалось шесть лет, и в его результате треть острова стала покрыта безжизненным базальтом и пеплом. Тогда весь западный берег, третья часть острова, был залит лавой. Теперь на разноцветных лавовых полях снимают фильмы про другие планеты, на которых еще не зародилась жизнь. Три сотни вулканических вершин молча напоминают о своем присутствии, а сухой лишайник, упавший в неглубокую яму, вспыхивает ярким пламенем. На этой земле прошло детство Манрике, и она стала одним из главных источников его творческой фантазии. Ландшафт острова не только повлиял на формирование мироощущения, но и стал его творческой мастерской — большинство пространственных творений Манрике сегодня являются составной частью пейзажа Лансароте. Созданный Сесаром Манрике архитектурный стиль, основанный на гармоничном слиянии с природой, определил современный облик острова. На Лансароте он воплотил свою концепцию развития: полное слияние человека и природы.

Сесар Манрике Кабрера родился 24 апреля 1919 г. в столице Лансароте, Арресифе. Семья Манрике была довольно состоятельной: в 1934 г. отец купил землю в Калета де Фамара (Caleta de Famara) и построил там дом на берегу океана. Манрике вспоминал: «Мои лучшие детские воспоминания связаны с летними каникулами, которые мы проводили в Фамаре, где белые песчаные пляжи окружены высокими скалами, отражающимися в воде, словно в зеркале. Этот образ запечатлелся в моей душе, эту потрясающую красоту я не забуду никогда в жизни» [1].

В 1945 г. Манрике поступил в Академию изящных искусств Сан Фернандо в Мадриде, которую успешно и окончил. После окончания академии художник много выставлялся в Испании и за рубежом. Как художник-абстракционист участвовал в XXVIII и XXX Международных выставках биеннале в Венеции (1955 и 1960 гг.), а также в III Латиноамериканской международной выставке биеннале в Гаване (1955 г.). С осени 1964 по лето 1966 г. Манрике живет в Нью-Йорке. Все эти десятилетия картины Сесара Манрике регулярно демонстрировались в выставочных залах Испании, Германии, Бельгии, Швейцарии и др. Выставка его картин, прошедшая в престижной нью-йоркской галерее «Catherine Viviano», имела большой успех. В это же время Манрике написал своему другу Пепе Дамасо, канарскому скульптору и художнику: «...больше, чем всегда, я ощущаю сильную тоску по подлинным вещам, по простоте людей, по моим друзьям... я чувствую сильнейшую потребность вернуться назад к земле, дышать ею, жить ею» [1].

Вернувшись из Нью-Йорка на Лансароте в 1966 г., Сесар Манрике решил остаться на родном острове. «Я приехал назад на Лансароте с твердым намерением превратить мой родной остров в самое красивое место на этой планете. Лансароте имеет безграничные возможности, чтобы воплотить мой замысел» [1]. За этим решением последовало следующее — построить себе дом. Жилище должно было находиться в гармонии с окружающим пространством и внутренним миром самого автора. Так в 1968 г. появился Таро де Тахиче, дом близ деревни Тахиче. Основное здание построено на участке земли в 30 тыс кв. м, покрытом вулканической лавой. До сегодняшнего дня здание является архитектурной жемчужиной острова. Все от дверных ручек до причудливой мебели, вписанной в округлости стен, придумано архитектором.

Жители Лансароте любили и хорошо знали Сесара Манрике. Говорят, что земли для своей виллы ему не пришлось даже покупать. Он получил их в дар. Правда, ценности они ни для кого, кроме Манрике, не представляли — это были лавовые поля с многочисленными провалами. Сесар Манрике разглядел красоту и приумножил ее, дополнив своими архитектурными идеями. Здание, возвышающееся на пяти больших вулканических кратерах, состоит из двух этажей общей полезной площадью в 1800 м2. Пять просторных пещер превратились в жилые комнаты, а над ними вырос второй этаж в стиле канарской архитектуры. Кроме того, были оборудованы террасы и сады, общая площадь которых составляет 1200 м2, и собственная автомобильная парковка площадью 2900 м2. Основные цвета в архитектуре — белый и графитовый, которые, контрастируя, подчеркивают друг друга (рис. 1). В разных уголках дома можно увидеть маленькие оазисы, зеленые пятна растительности (рис. 2-3). Существует легенда, что это место Сесар выбрал как раз из-за растения. Смоковница едва высовывалась из пещеры на солнечный свет. Ее архитектор и сделал центром, вокруг которой и создавал дом. С первого этажа дерево пробралось на второй, радуя своего хозяина. Старую смоковницу и сегодня можно увидеть, правда, зелени уже нет, а лишь изгибы ствола и веток. Дом как будто не ограничивается стенами, а пространство продолжается и за огромными окнами, где, на сколько хватает глаз, простираются лавовые поля (рис. 4).

Двадцать лет архитектор наслаждался своим творением. Здесь он жил с семьей и здесь принимал многочисленных гостей. В 1988 г., незадолго до смерти, Манрике подарил свой дом некоммерческому «Фонду Сесара Манрике». Фонд занимается развитием и продвижением архитектурных проектов, находящихся в гармонии с окружающим пространством. В здании была проведена реконструкция, которой руководил сам художник. Целью реконструкции стало превращение жилого дома в музей с развитой административной и сервисной инфраструктурой [1]. В результате в здании в 1992 г. открылся культурный центр Fundación Cesar Manrique. В трех залах музея в культурном центре собрана коллекция произведений современного искусства, созданных самим Манрике, а также полотна известных художников: Пикассо, Миро, Тапиеса, Собеля и Хесуса Рафаэля Сото.

В 1970-е гг. Канарские острова переживали времена туристического бума, и соседние острова были застроены, по мнению Манрике, зданиями, «не гармонирующими ни с климатом, ни с природой». Манрике выступает сторонником модели устойчивого экономического развития острова, основанного на контроле антропогенного воздействия на биосферу и на бережном отношении к культурному достоянию и природным ресурсам Лансароте [1]. На Лансароте он воплотил свою концепцию развития: полное слияние человека и природы, идейно-художественную программу: «Искусство — Природа / Природа — Искусство». В соответствии с данной эстетической концепцией, Манрике

рассматривает свое творчество как тотальное искусство: создаваемые им художественные произведения — картины, скульптуры, архитектурные творения — должны гармонично интегрироваться вследствие сознательного творческого усилия в выбранные с этой целью пространства природного окружения. Лансароте задумывался Манрике как место отдыха эстетов, остров элитарного туризма.

Именно в это время были введены следующие требования: тот, кто хочет строить дом, должен придерживаться традиций; реклама запрещена; Лансароте должен имеет свой стиль; по случаю рождения ребенка отец семейства должен посадить на острове пальму и т.д. Согласно предложенной Сезаром Манрике градостроительной концепции, призванной сохранить традиционный облик острова, на Лансароте нет высотных зданий. Единственное исключение — пятизвездочная гостиница «Arrecife Gran Hotel». Ее начали строить еще в то время, когда Манрике жил в Нью-Йорке. В 1974 г., с целью сохранения архитектурных традиций Лансароте, Сесар Манрике публикует книгу-каталог «Лансароте. Неизвестная архитектура», в которой знакомит с типологией и архитектурными элементами местного зодчества. Жители острова поначалу негодовали, но потом быстро осознали преимущества жесткой позиции Манрике. В то время как на остальных островах Канарского архипелага строились высотные, часто некрасивые здания, на Лансароте преобладали маленькие белые дома характерной кубической формы, с плоскими крышами и трубами, минаретными луковками, зелеными или синими ставнями и дверьми.

Сесар Манрике сделал для острова очень много, например заложил Сад кактусов (Jardin de Cactus). Здесь собрана уникальная коллекция (более 1000 видов) кактусов, которые тщательно отобрал известный ботаник Эстанислао Гонзалез Феррер.

К наиболее известным работам по преобразованию деградированных ландшафтов можно отнести Хамеос дель Агуа — пещерные галереи. До 1968 г. здесь была большая свалка. Манрике превратил бывшее «мусорное ведро» в одну из красивейших и посещаемых достопримечательностей острова. Хамеос дель Агуа является одной из самых интересных пещерных галерей на острове Лансароте. Посетителям открывается удивительный ландшафт, состоящий из цепи переходящих одна в другую пещер и гротов. Этот своеобразный туннель находится на севере острова Лансароте у подножия вулкана Монте де ла Корона. Последнее извержение вулкана, в результате которого сформировалась вулканическая система пещеры Атлантида, частью которой является Jameos del Agua, произошло около 3 тысяч лет назад. «Jameo» в переводе с языка аборигенов означает часть вулканического туннеля, потолок которого обрушился в результате взрыва скопившегося газа, образовав круглые отверстия, в которые проникает солнечный свет. Jameos del Agua были оборудованы в туннеле, в потолке которого образовалось два подобных отверстия. Художник проявил все свое огромное мастерство и изобретательность, благодаря чему эта естественная пещера превратилась в концертный зал, оранжереи, бассейн и рестораны. Вулканические контуры при этом остались и прекрасно вписываются в общий дизайн. По винтовой лестнице посетители спускаются в первую из пещер комплекса высотой в 100 м и шириной 30 м под названием Jameo Grande, где находится пышный тропический сад и искусственный бассейн больших размеров. К услугам посетителей этого уникального места здесь оборудован ночной клуб с танцполом и 2 барами, встроенными в естественные каменные ниши. Концертная пещера Jameos del Agua находится чуть подальше в этой же части туннеля. Концертный зал вмещает до 600 зрителей, акустика его просто впечатляет. В нем постоянно проходят различные представления и концерты. Также в комплексе есть соленая подземная лагуна Хамео Чико, в которой живут крабы-альбиносы, встречающиеся всего лишь в нескольких местах на планете. В соответствии с идеей Сесара Манрике этот краб стал своеобразной эмблемой Jameos del Agua.

Вот еще ряд интересных объектов Манрике:

— «Дьявол» — ресторан в Национальном парке вулканов Тиманфайя, известных также как Огненные Горы, с грилем на вулкане;

— Международный музей современного искусства в крепости Сан Хосе, где выставлены произведения Миро, Мийяреса, Момпо, Оскара Домингеса, Херардо Руеды, Ойсебио Семпереса, Аугу-стина Кардены и самого Сесара Манрике;

— «Мирадор дель Рио» — смотровая площадка, с которой открывается вид на соседние острова. Построена в 1973 г. на месте военных укреплений XIX в.;

— Управление культуры Правительства острова в Арресифе;

— садовый и бассейный комплекс отеля Las Salinas в Коста Тегисе;

— крестьянский дом в типичном канарском архитектурном стиле;

— памятник земледельцам Лансароте, которые обнаружили чудесные свойства вулканического песка. Памятник находится в географической середине острова; он сделан из цистерн для воды и заброшенных или затонувших рыбацких суденышек;

— «Игры ветра» скульптуры, которые приводятся в движение ветром.

Художественная деятельность Сесара Манрике, а также его деятельность по сохранению окружающей среды были отмечены международными премиями. В 1993 г. остров Лансароте был объявлен ЮНЕСКО мировым резервом биосферы.

Творчество Сесара Манрике, работавшего в разных областях искусства: живописи, скульптуре, урбанизме, создании публичных пространств, является выражением единой художественной идеи — интеграции произведения искусства в природное окружение. Синкретизм и целостность создают тотальное искусство, которое, по выражению Манрике, лежит в основе его дизайна публичных пространств. В творениях мастера — смотровых площадках, садах, работах по благоустройству деградированных ландшафтах и прибрежных территорий — присутствует постоянный диалог между архитектурой и окружающей природой, а в архитектурных элементах — взаимодействие традиций регионального зодчества и современных архитектурных концепций. Все это позволяет создать подвергшийся художественному воздействию ландшафт, где человек может не только созерцать, но и непосредственно общаться с природой. «Тотальное искусство» Сесара Манрике — это не только художественное выражение эстетического чувства красоты. Это признание художника в любви к жизни [1].

Рис. 1. Интерьер «нижнего яруса» дома-музея С. Манрике на острове Лансароте. Здесь и далее снимки Т.В. Семеновой

Рис. 2. Один из дворов дома-музея

Рис. 3. Использование растений во дворе дома-музея

Рис. 4. Застывшая лавовая порода в оконном проеме дома-музея

Список использованных источников:

1. Fundación Cesar Manrique. Taro de Tahiche - 35507 Teguise Lazarote — Islas Canarias, 2013. — 10 p. (Издание Музея — Фонда Сесара Манрике. Таро де Таиче.)

2. Личный фотоархив и экскурсионные материалы Т.В. Семеновой.

3. Эсбе. Канарские острова [Электронный ресурс]. — URL: http://ru.wikis0urce.0rg/w/index. php?title=ЭСБЕ/Канарские_острова&oldid=930708. Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.