Научная статья на тему 'Естественно-научное направление исследований в экспедиции «Мексика – 2009»'

Естественно-научное направление исследований в экспедиции «Мексика – 2009» Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
182
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Гурвич Елена Моисеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Естественно-научное направление исследований в экспедиции «Мексика – 2009»»

Естественно-научное направление исследований в экспедиции «Мексика - 2009

»

Гурвич

Елена Моисеевна,

кандидат геолого-минералогических наук, заведующая лабораторией ДНТТМ МГДД(Ю)Т, педагог дополнительного образования лицея № 1553 «Лицей на Донской»

Введение. Концептуальное основание

1. В последнее время широко распространился зарубежный «пляжный» туризм. Родители с детьми отправляются на отдых в различные страны, и поездки эти, как правило, дают представление об отелях и пляжах, а не о природе, истории и культуре посещаемых стран. Несколько более интересны в образовательном плане детские экскурсионные поездки, но их проводят местные гиды, ориентированные на взрослых туристов и не готовые работать с детьми.

Мы считаем, что детские экскурсии должны быть закономерной частью образовательного процесса. Важно, чтобы их программа позволяла изучать страну в различных аспектах, то есть они должны быть комплексными. Поэтому необходимо, чтобы гидами были специально подготовленные педагоги или ученые, помогающие детям понять особенности местного природного комплекса и его положения в общей структуре ландшафтной оболочки Земли, могущие ввести школьников в историю и социокультурные особенности данного государства и показать их в контексте общемировой истории и общих социокультурных проблем. Создаваемые экскурсионные группы нужно обеспечить не одним гидом, а, по меньшей мере, двумя, один из которых был бы специалистом в области естественных, а другой - в области гуманитарных наук; кроме того, они должны знать и учитывать особенности восприятия детей старшего школьного возраста.

2. Так как мы полагаем, что исследовательская деятельность учащихся обеспечивает наиболее глубокий уровень познания и является одним из важнейших способов организации образовательного процесса, мы считаем необходимым учесть в программе таких экспедиций возможность проведения исследований учащихся по заранее продуманным темам.

3. С нашей точки зрения, детям необходима предэкспеди-ционная подготовка, включающая лекции и практические занятия, так как для участия в образовательной программе в ходе экспедиции им понадобятся определенные знания, помимо тех, которые они получают на уроках.

4. Мы считаем такие экспедиции важным воспитательным ресурсом, позволяющим детям при знакомстве с природой разных стран осознать целостность ландшафтной оболочки Земли и в то же время понять специфику протекания природных процессов в различных ландшафтных комплексах. Изучение истории и культуры посещаемых стран, знакомство с религией

и воззрениями их жителей способствуют как самоидентификации человека, лучшему пониманию собственной страны и ее культурных традиций, так и воспитанию толерантности.

5. Важным моментом является выбор страны. Прежде всего важна безопасность детей, следовательно, в выбранной для посещения стране не должно происходить каких-либо внутренних конфликтов. Желательно, чтобы это была страна с разнообразными природными условиями и богатым культурно-историческим наследием. Важно наличие необычных объектов или объектов аналогичных тем, которые известны детям, но развитых в несколько иных условиях; это позволяет провести сравнение, выявить отличия и понять факторы, послужившие их причиной.

6. Во время экскурсии необходимо рассказывать и о тех интересных объектах, которые в силу удаленности или ограниченности во времени нельзя посетить. Это позволит школьникам во время возможных последующих посещений страны целенаправленно сформировать свою личную экскурсионную программу.

7. Хотя экспедиция состоит из тематических групп и включает ребят, интересующихся разными областями знаний, важно, чтобы с изучаемыми объектами знакомились все участники экспедиции. Наблюдения и сбор материала должны проводиться совместно, так же как и обсуждение увиденного в конце дня, а камеральное изучение после экспедиции дети проводят уже тематическими группами.

Подготовка к экспедиции

Когда мы с мексиканскими коллегами планировали экспедицию, то сразу решили, что она должна быть комплексной, включающей два аспекта - естественно-научный и историко-культурный.

Знакомство с историческими памятниками, относящимися к периоду до конкисты и образцами мексиканского барокко

Изучение народных традиций и уровня их сохранности в современной культуре

Историко-культурный аспект Естественно-научный аспект

Изучение некоторых особенностей геологического строения и рельефа

Знакомство с особенностями природных и агрокультурных ландшафтов

Схема 1. Планирование основных направлений экспедиционной работы

В рамках естественно-научного направления планировалось изучить некоторые особенности геологического строения и рельефа природных и агрокультурных ландшафтов Мексики. Историко-культурное направление предполагало знакомство с историческими памятниками Мексики, относящимися к доиспанскому периоду, а также образцами мексиканского барокко и изучение сохранившихся в современной культуре народных традиций.

Подготовка к экспедиции включала работу с педагогами и с учащимися. Педагоги изучали сведения о природных особенностях, геологическом строении, геоморфологии и ландшафтах, об истории культуры Мексики, ее народных традициях.

В процессе основной подготовки в рамках двух специализаций: геологической и психологической - учащиеся знакомились с основными понятиями, объектами, явлениями и процессами, изучаемыми геологией и психологией, и их методами. Дополнительная подготовка включала серию лекций, посвященных собственно Мексике: истории заселения Америки, ольмекской культуре, культуре Тлатилько, Теотиокана (Гур-вич Е.М.); особенностям религиозно-философских воззрений

Рис. 3. Головы из Ла-Венты (Рисунки из книги Табарева А.В. «Древние ольмеки»)

Рис. 2. Ольмекская культура. Головы из Сан Лоренсо (Рисунки из книги Табарева А.В. «Древние ольмеки»)

народов Мезоамерики до конкисты Сальникова К.С.); характеристике мексиканского барокко чурригуреско в сравнении с европейским (Демин И.С.), и ряд лекций о рельефе и геологическом строении Мексики, особенностях движения литосферных плит в этой части земного шара, специфике вулканизма и карста, имеющихся полезных ископаемых, в частности о типах руд серебра и их генезисе (Гурвич Е.М.).

Выбор объектов

Геология и рельеф Мексики сложны и разнообразны. В качестве геолого-геоморфологических объектов в первую очередь были выбраны вулканы. Во-первых, как визитная карточка Мексики, во-вторых, как геологический объект, мало знакомый жителям Русской равнины, где высоты лежат в пределах 400 м, а вулканизм прекратился сотни миллионов лет назад. При подготовке к экспедиции мы рассказывали участникам о движении литосферных плит, о погрузившейся под Северную Америку плите Фаралон, о плитах Кокос и Ривера, продолжающих подвиг под территорию Мексики, обо всем, что привело к образованию Трансмексиканского вулканического пояса.

Рис. 5. Основные литос-ферные плиты. Выделением пятнами показано распространение вулканов

Рис. 6. Темным цветом обозначена плита Фаралон, погрузившаяся под Северную Америку и опускающаяся в мантию. Ее остатки - плиты Кокос, Ривера и Хуана де Фуко - продолжают погружаться под Северную Америку

Рис. 7. Трансмексиканский вулканический пояс (ТМВП) показан по центру затемнением, звезды - базальты (типа базальтов океанических островов), изолинии показывают глубину погружения субдукци-рованных участков плит (от 20 до 80 км)

При подготовке к экспедиции из литературы мы узнали о таких вулканах Мексики, как Невадо де Толука, Ла Малинче и Истаксиуатль.

Невадо де Толука, или Ксенантликуатль (второе название, в зависимости от того, корни каких языков используют, переводится по-разному: «голый человек», «гора летучих мышей» или «девять холмов»). Расположен в 80 км на запад-юго-запад от Мехико. Это стратовулкан высотой 4 680 м, сложенный из множества слоев затвердевших лавы и вулканического пепла. Образовался на пересечении трех разломов, активных с позднего миоцена (Таско-Кверитаро, Сан-Антонио и Тенанго). Неоднократно испытывал взрывные извержения - отложения пирокластических лавин находят в 55 км от вершины. В позднем плейстоцене крупные эксплозивные извержения привели к двум коллапсам вулкана, произошедшим ранее 45 000 лет назад. Продуктами второго из них были Пилксада - обломочный поток (55 км) и лахар Моготе. Последовавшие затем 37 тыс., 32 тыс., 28 тыс., 24 тыс., 12,1 тыс. и 10,5 тыс. лет назад извержения сформировали широко распространенные отложения пеплопадов и пирокластических блоковых и пепло-вых потоков, образовав охры и нижне-, средне-, и верхнетолука пемзовые залежи. Сначала образовались пеплопады, а из них уже охры и пемзовые залежи, или можно в один ряд: «сформировали пеплопады, охры и т. д.». Если поздние извержения связаны с дацитами, то лавы более древних излияний были андезитовы-ми (1,6 и 2,6 млн. лет назад), самыми же ранними проявлениями Палеоневады были базальты, датируемые 7 млн. лет назад. Последнее извержение из центрального кратера было в голоцене 3,3 тыс. лет назад, оно также создало пирокластические потоки. Это спящий вулкан, не окончивший свою деятельность.

Верхний кратер вулкана эллиптический 2^1.5 км форма его подковообразная - он открыт на восток. Западная стенка содержит фрагменты лавовых потоков и конусов. Кратер об-

Гурвич Елена Моисеевна

рамлен остатками стен древних кратеров. В кратере на высоте 4 200 м находятся два озера - озеро Луны и озеро Солнца, разделенные дацитовым куполом. На дне кратерного озера Луны научная экспедиция нашла деревянные скипетры в виде молний. В соответствии с описаниями испанских конкистадоров, именно так выглядели скипетры жрецов древних ацтеков, которыми они вызывали дождь. По всей видимости, озеро Луны было священным для ацтеков.

Рис. 8. Распространение обломочных и пепловых потоков вокруг вулкана Невадо де Толука

Фото 2. В окрестностях Невадо де Толука самым старым, начавшим работать в миоцене, был вулкан Сан-Антонио (БД). Близ города Малиналько (М) лахар с обломками андезитов (формации Тепотлан). В плиоцене 2,6 млн. лет назад в районе Сан-Антонио образовалось множество куполов и заработал Не-вадо де Толука (андезиты). В голоцене происходили трещинные излияния андезитовых лав - Тенанго андезиты (ТА)

Вулкан Ла Малинче, или Метлакуайтль, высота - 4503 м. У этого вулкана нет центрального кратера, на вершине несколько дацитовых куполов. Два паразитных кратера. Это андезито-дацитовый стратовулкан, который начал формироваться в середине палеогена 30-35 млн лет назад. Последние 45 тыс. лет преобладают эксплозивные и экструзивные извержения с ростом куполов, их обрушением, образованием пиро-кластических потоков (7-15 км длиной) и лахаров. Частичное разрушение происходило 21 тыс. лет назад, наиболее молодые пирокластические потоки образовались 9 и 7,5 тыс. лет назад. Последнее извержение произошло 3,1 тыс. лет назад и оставило после себя слои пеплопадов и отложения пеплового потока. У подножия Ла Малинче много источников как питьевой, так и термальных вод.

Вулкан Попокатепетль высотой 5 230 м располагается в 70 км юго-восточнее города Мехико. Название происходит от двух слов на языке науатль: ророса, что означает «он курит» или «он дымится» и Тереи, что означает «гора». Он связан

Фото 3. Вулканы Попокатепетль и Истаксиуатль

с вулканом Истаксиуатль через седловину Пасо дель Кортес. Ис-таксиуатль - стратовулкан, существующий 1 млн лет. Он покрыт ледником, площадь которого в 2000 г. составляла 20 га. За последние 500 лет было не менее 20 извержений.

Фото 5. У края кратера Невадо де Толука. Фото 6. Невадо де Толука Всюду, куда ни посмотришь, пирокластика от глыб до пеплового материала

Мы посетили вулканы Невадо де Толука, Ла Малинче, Вул-кансио и Истаксиуатль. Участники экспедиции увидели кратеры и кратерные озера, лавовые потоки и пирокластический материал. Они изучали разные типы магматических пород не в аудитории в коллекционных образцах, а в естественных условиях, там, где они образовались. Мы отобрали образцы, с тем чтобы исследовать их минеральный и химический состав.

Мы поднимались внутри лавовой трубы, и сверху свисали, как сталактиты, «соски» застывшей лавы.

Фото 9. Стенка кратера Вулкансьо

Фото 10. Это обнажение на вулкане Истак-сиуатль при поверхностном рассмотрении напоминает отложение пирокластического потока и морену из пирокластического материала или отложения лахара

Фото 11. Свисающие с кровли вулканической пещеры-трубы «сталактиты»

На вулканах, в частности на Невадо де Толука, нам удалось наблюдать и начальные этапы сукцессии на вулканическом материале. Лавовые потоки были ограниченно затронуты поселением лишайников, а на пирокластике наблюдались характерные подушечные образования, завоевывающие пространство для последующих группировок. Ярко-зеленые подушки выделяются на темном, почти черном фоне молодых вулканитов. На более старых они уже теряются среди своих сукцессионных последователей. По виду (не по флористическому составу) подушки ничем не отличались от аналогичных пионерных ассоциаций, которые мы видели на Этне, или от известных нам по описаниям в литературе поселений на острове Святой Елены и на Камчатке.

Фото 12. Сукцессия на пирокластике. Первые - зеленые подушки на Невадо де Толука

Фото 13. Сукцессия на пирокластике - первые подушки. Вулкан Этна (фото из работы «Сукцессия на вулканах», Н. Леонтович, 2009)

Фото 14. А после подушек постепенно набирает силу фитоценоз с большим количеством видов растений, однако пока растительный покров не сомкнут, как видно на этом и следующем снимках

Фото 15. Заселение пиро-кластики

В Пуэбло удалось нам повидать и «самый маленький вулкан» Кюекскоматель (что на языке науатль означает «горшок грязи»). Высота конуса вулканчика составляет 13 м, внутренний диаметр -8 м, наружный диаметр основания - 23 м.

Возникло это образование во время сильной эрупции Попокатепетля в 1064 году как дополнительный кратер. Это не вулкан - или тип гейзера, или результат фреатического взрыва. Он полностью состоит из карбоната кальция.

Наверху - нечто вроде кратера, а внутри - бассейн с мутно-серой, обладающей неприятным запахом водой.

В рамках изучения вулканизма мы посетили обнажение с характерным типом базальтовой отдельности - базальтовыми призмами.

Фото 16. Общий вид «самого маленького вулкана»

Фото 17, 18. Базальтовая отдельность «лестница гигантов»

Фото 19. Мостовая гигантов на островах у берегов Ирландии

Фото 20. Кавернозная поверхность карбонатного конуса «самого маленького вулкана»

Подобные отдельности встречаются во многих местах: в траппах Сибири и Индостана, в США. Известна одна из них, имеющая название Мостовая гигантов, на островах у берегов Шотландии и Ирландии (фото 19). Гораздо реже такие отдельности отмечены в кислых и средних породах.

Существует несколько теорий их образования. В том числе есть предположение, что при диссипации энергии в ходе остывания и кристаллизации лавы в ней образуются ячейки Бернара. Эта гипотеза проверялась путем отбора образцов из центров и периферии призм.

Карстовые процессы в известняках и в гипсах мы изучали в нашей стране на Урале и на севере Русской равнины. Было очень интересно познакомиться с карстовыми явлениями в Мексике. Мы увидели огромные залы, созданные растворением и обрушением, сталактиты и сталагмиты пещеры Какауа-мильпа, выходы двух «исчезающих» рек. Были видны отложения этих рек на более высоком уровне.

Рис. 9. Ячейки Бернара

Фото 21. Река, вытекающая из-под земли Фото 22. Аллювий Фото 23. Сталагмит в пещере Какауамильпа

подземной реки на разных гипсометрических уровнях выше современного уреза

Фото 24. В зале пещеры Какауамильпа Фото 25, 26. В карбонатах были встречены стилолиты

С карстовым процессом связаны выходы восходящих источников, отлагающих карбонатные натеки в Йерве де Агуа. Хорошо видно, что углубление эрозии в долине и развитие карста привели к снижению уровней выходов источников и наличию осушенных грифонов. Мы изучили воды одного из выходов с тремя грифонами (определив плотность, рН, Еп и содержание О2) и отобрали пробы воды и осадка для дальнейших исследований. Эти образования - аналоги отложений Памуккале в Турции. Некоторые из участников экспедиции изучали источники и их отложения в Памуккале; им было особенно интересно провести сравнение этих объектов.

Фото 29. Мелкий натечный рельеф, Йерве де Агуа

Фото 30. Отложения источников Памуккале, Турция

Фото 31. Мелкий натечный рельеф, Памуккале, Турция

Фото 32. «Дурные земли» в карбонатных породах

Фото 33. Впечатление естественной первичной сукцессии на склонах, подвергшихся антропогенному разрушению из-за разработок карбонатных пород

Помимо карстовых явлений нас заинтересовали некоторые образования в известняках. По дороге мы видели прорезанные глубокими промоинами - размытые и растворенные - голые известняковые скалы. На плоских поверхностях - разреженный, несомкнутый покров растительности аридного типа. Неясно, эти «дурные земли» появились в связи с климатическими особенностями местности или это последствия каких-то работ - может быть, добычи карбонатных пород.

Озера Пуэблы

В штате Пуэбло находится группа озер, расположенных на плато к северо-западу от вулкана Ситлальтепетль Альчичика. В каждом из озер водится по одному виду саламандр и не менее одного вида рыб.

Озера - очень интересный геолого-гидрологический объект. Котловины озер Ла Пресьоса и Кечулак образовались в результате фреатического извержения - поднимающаяся лава достигла водоносного горизонта и превратила воду в перегретый пар, получился взрыв, и образовался кратер. Воды двух из озер Альчичика, как показали наши измерения (см. таблицу), высокощелочные, с более высокой, чем в пресных озерах, плотностью, с содержанием кислорода, быстро убывающим по мере увеличения глубины. При ходьбе почему при ходьбе? Когда проходишь мимо? осадок на озере Непонятно - осадок на пересохших берегах? Или можно просто написать «от озера исходит сильный запах сероводорода»? Ла Пресьоса издает сильный запах сероводорода. Наши замеры ЕЬ показали, что даже в поверхностных слоях значения окислительно-восстановительного показателя низкие, но в грунте условия резко восстановительные, чего и следовало ожидать при наличии такого восстановителя, как сероводород. Это говорит о богатстве водорослевой составляющей; из литературы нам известно о присутствии в этих озерах цианобионтов и других водорослей. В озерах образуются карбонатные отложения, вероятно, биохимические, а не чисто химические, по форме напоминающие строматолиты. Похожие отложения есть в озере Салда в Турции, которое было изучено два года назад некоторыми из участников нашей экспедиции. В этом озере с щелочными водами с аналогичными значениями рН образуются гидромагнезитовые строматолиты. Мы провели измерения, отобрали пробы и образцы и надеемся получить материал для сравнения. В настоящее время проанализированы пробы воды на жесткость и содержание кальция, магния и иона хлора.

Фото 34. Карта озер Альчичика

Фото 36. Озеро Салда, Турция. Островок гидромаг- Фото 37. Гидромагнезитовые строматолиты незитовых (с примесью арагонита) строматолитов. Белый пляж, состоящий из обломков гидромагнезита

Особенности вод озер Альчичика

Озеро Температура рН Е1| Плотность воды Содержание растворенного кислорода мг/л

воздуха воды воды грунта

на поверхности на глубине

Ла Пресьоса 22 23,7 40см 18,4 9,2 +59 -+63 -240 --169 1,010 8,00

Кечулак 23,4 21,3 1,15 м 19,6 +107 1,000 У берега 12,1 На гл. 53 см 8,5

Альчичика 23,4 19,8 67 см 19,5 9,8 +131 1,014 6,8 На гл.60 см 5,6

При данной температуре соленость при плотности 1,010 соответствует примерно17 %, а при плотности 1,014 - 22 %, Видно, что содержание кислорода, нормальное у поверхности, быстро падает по мере увеличения глубины.

Фото 38,39. Определение содержания растворенного кислорода и Е1| воды озера Альчичика

Как и на озере Салда, основной катион в двух озерах - не кальций, а магний. И соответственно, как показали рентгено-структурный анализ образцов строматолитов озера Ла Пресьоса и изучение их химического состава, в образцах преобладает гидромагнезит с примесью арагонита. Осадки отлагаются как в виде скальных образований, так и в виде небольших, толщиной 1-2 мм, корочек на заливаемой во время волнения части берега. В стадии изучения - шлифы из осадков. Предполагается их исследование под сканирующим микроскопом для подтверждения предположения о строматолитовой природе осадка.

Фото 40. Озеро Альчичика. Общий вид со строматолитовыми натеками у берега и в мелководье

Фото 41. Озеро Ла Пресьоса. Строматолитовые скальные образования на берегу, в воде у уреза

Фото 42. Свежие строматолиты в озере Ла Пресьоса, сложенные гидромагнезитом и арагонитом

Фото 43. Более старые строматолиты, расположенные выше современного уреза; видно их концентрическое строение

По характеру берегов и виду окружающей низины можно сделать вывод о том, что уровень уреза воды недавно был выше, но не совсем ясно - изменение уровня связано с сезонными колебаниями осадков или с другими причинами.

Фото 44. Старые натеки Фото 45. Они здесь жили с захваченным деревом

Дюны

Интересным геолого-геоморфологическим объектом являются дюны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обнажение на склоне дюны позволило увидеть ее строение: характерную косую слоистость эолового типа. Нам повезло - был сильный ветер, благодаря которому мы смогли увидеть сам процесс формирования этой слоистости, когда тонкий алевритовый материал сменяется песчаным и гравийным. На место тонких слойков алеврита, отложенных слабым ветром, также ветром отлагался среднезернистый песок, а в зонах ветровых коридоров ранее был отложен гравий, который теперь перекрывается песком, формирующим ветровую волновую рябь разного масштаба. Благодаря специфике местного геологического строения дюны имеют форму барханов. На скалах рядом можно наблюдать кольца Лизеганга и отшелушивание (десквамацию), что позволяет продемонстрировать ребятам влияние расширения и сжатия пород под действием смены температуры, а также напомнить о том, что ход процессов выветривания находится в зависимости от низкой теплопроводности камня.

Ребята ознакомились с разнообразными природными ландшафтами Мексики. Они увидели сосновые леса и прослушали интереснейший рассказ Рафаэля Флореса о том, как во время оледенения на территорию современной Мексики с севера мигрировали сосны и какое разнообразие их видов в настоящее время можно здесь встретить, наблюдали высокогорную луговую растительность. Нам казалось необходимым дать представление о своеобразной биосистеме семиаридной зоны Мексики, совершенно отличной флористически как от ландшафтов подмосковной лесной зоны, так и от аридных и семиа-ридных ландшафтов Прикаспия и юга Сибири России.

У растений аридных зон есть две основные стратегии: быть склерофитами - сухими, твердыми, которым «нечего терять»,

Фото 46, 47. Тонкие слои алеврита и тонкозернистого песка, отражающие предшествующий этап ветрового накопления, видны между гребнями ветровой ряби, сложенной среднезернистым песком

Фото 48. В коридоре выдувания Фото 49. На этом рисунке видно, что рожки дюны обращены в сторону подветрен-

ветровая рябь, сложенная гравием, ного склона - опережают движение основного массива, как у бархана заносится среднезернистым песком с немного иным направлением валиков

или быть суккулентами - сочными, мясистыми. Значительная часть известных нам ксерофитов относится к склерофитам, поэтому знакомство с миром этих потрясающих стеблевых суккулентов - кактусов - было очень увлекательным. Свойственный суккулентам своеобразный тип фотосинтеза и масса других защитных приспособлений, позволяющих выжить в условиях постоянной или периодической засухи, их своеобразные пазушные почки - ареолы, дающие начало колючкам и волоскам, а у некоторых видов - и цветам и плодам - все эти особенности, о которых мы рассказывали детям в Москве и которые нам наглядно продемонстрировали в Биосферном заповеднике около деревни Сан-Хуан-Райя, сопроводив демонстрацию подробным

рассказом, вызвали огромный интерес участников экспедиции. Поразили гигантские размеры и наличие жесткого каркаса у этих, казалось бы, таких мягких растений.

Смена агрокультурных ландшафтов параллельно со сменой природных позволяет увидеть, как человек осваивает различные типы экосистем. Это очень интересно, тем более что именно Мексика дала миру целый ряд культур, возникших в нескольких разных ландшафтных очагах. Центральноамериканский очаг (Центральноамериканский перешеек, Южная Мексика и Вест-Индия) - горные ландшафты с сочетанием саванн, влажных тропических лесов и субэкваториальных лесов. Ядро - Мексиканское нагорье. Одна из произрастающих здесь важнейших культур, которая получила всемирное распространение - это кукуруза (Zea mays). Как показали раскопки, первые ее культурные разновидности имели початки не более 3,5 см длиной. Другая культура - фасоль. Аридные северные части Мексиканского нагорья - родина фасоли остролистой (Phaseolus acutifolius), а из Центральной Америки происходит фасоль обыкновенная. Мексиканское нагорье - родина большинства сортов тыквы обыкновенной и мускатной (Cucurbita pepo, C.moschata). Отсюда был вывезен в Европу перец овощной, а другой вид перца - ветвистый - остался в местной культуре. Здесь наряду с кукурузой в качестве зернового растения возделывался амарантус, масло которого считается важным лекарственным средством. В Южной Мексике и соседних странах возделывалось какао и именно отсюда происходит его основной культурный подвид. Табак и махорка известны только в культурном состоянии. Предполагают, что они возникли в результате спонтанного скрещивания дикорастущих видов из Латинской Америки. В Мексике известны дикие виды картофеля, но среди них нет съедобных. Связь распространившегося в США культурного

хлопчатника с дикими видами не установлена, но в другом центре - Мексикано-Калифорнийском - зоне тропических пустынь - имеется много дикорастущих видов хлопчатника. Саванны Юкатана - родина двух видов агав: сизаля и хенекена.

Кукурузные поля и небольшие участки, местами с еще незрелой, а местами с уже собранной кукурузой и агава встречались нам почти по всем маршрутам. К сожалению, нам не удалось увидеть плантации какао, зато мы увидели плантации кофе - это было очень интересно.

Мы также посетили кофейные-банановые плантации в штате Веракруз.

Кофе как растение (его родина - Эфиопия) знакомо нам только по картинкам и экскурсиям по ботаническим садам. Мы увидели плантацию, узнали, что кофе нуждается в тени и поэтому растет совместно с другими культурами: бананами, фруктовыми деревьями. Рафа рассказал нам, что сейчас выведены сорта, которые могут расти на открытом солнце.

Фото 53. Кофейно-банановая плантация Фото 54. Ветка с плодами кофе

Фото 56. Плантация цитрусовых. Так же они выглядят и на крутых Фото 57. Дерево амате склонах

Фото 58. Бумага аматель, которую изготавливают из коры этого дерева

По мере приближения к Мексиканскому заливу появились поля сахарного тростника, а на побережье - кокосовые пальмы.

В горах щтата Веракруз мы наблюдали плантации цитрусовых, иногда расположенные на крутых склонах. Обращало на себя внимание отсутствие террасного земледелия, обычного для других горных стран.

Нам хотелось показать ребятам некоторые традиционные культуры Мексики, такие, как магей - растение, которое используется в самых различных целях, которое в сухой период спасало от голодной смерти еще древних собирателей, или дерево амате, из коры его делали в древности и делают сегодня бумагу аматель. Интересно было показать участникам экспедиции кошениль - бескрылых насекомых (кошенильный мертвец), из которых с давних пор производили красный органический краситель.

1. Экспедиция чрезвычайно расширила представления школьников о различных природных процессах - геологических, гидрологических, ландшафтных.

2. Участники экспедиции познакомились с разнообразными агрокультурными ландшафтами и конкретными культурами.

3. Был собран большой материал для камеральных исследований.

4. Ребята не только проводили естественно-научные наблюдения, но и познакомились с огромным количеством чрезвычайно интересных исторических объектов, созданных совершенно особенными культурами. Мы посетили Теотиокан, Монте-Альбан, Эль-Тахин, Киаучитлан и Митлу. Познакомились с удивительными экспозициями археологического музея в Мехико и побывали на очень содержательной экскурсии в археологическом музее в антропологическом музее в Халапе. И эти впечатления, которые, несомненно, запомнятся участникам экспедиции на всю жизнь, очень важны для фор-

ВЫВОДЫ

Фото 59. Белые пятна на Фото 60. Агава (магей) - трудно сказать, Фото 61. На переднем плане - снопики со-

членике ствола опунции - чего не делают из этого растения бранной кукурузы, а на склоне - юкки

кошениль

мирования их собственного мировоззрения и миропонимания.

5. Выполнены и другие культурные задачи: ребята познакомились с мексиканским барокко чурригуреско и получили возможность сравнить его с европейским, узнали об искусстве талавера.

6. При планировании экспедиции всегда происходит борьба между желанием показать как можно большее количество объектов и необходимостью ограничить их число для более глубокого изучения, для проведения исследований. Учитывая, что для большинства участников это было первое знакомство с природой и культурой Мексики, мы нашли нужное соотношение.

7. На будущее при планировании подобной экспедиции важно:

1) указывать при подготовке и согласовании программы время, отводимое на изучение объекта, что позволит точнее планировать расписание и детальнее выполнить программу исследований;

2) продумать систему подготовки к экскурсиям в городах или прибегнуть к помощи местных гидов, объяснив им наши задачи, или дать задание детям составить оптимальный маршрут экскурсии по конкретному городу с посещением наиболее интересных и важных объектов, указав время, на которое они могут рассчитывать;

3) заранее уточнить график работы предполагаемых экскурсионных объектов при составлении расписания экспедиции.

Хочется выразить огромную благодарность всем участникам и организаторам с мексиканской стороны, особенно Роберто Идальго. Без замечательных маршрутов, предложенных Рафаэлем и его рассказов о природе Мексики, без очень познавательной и чрезвычайно интересной экскурсии по антрропологическому музею в Хлапе проведенной сотрудниками этого музея, наша экспедиция не была бы столь содержательной. Постоянное внимание к нашей работе и помощь Хуана Чевари, его знание Мексики стали важными слагаемыми успеха нашей экспедиции. Особо надо отметить нашего водителя Дона Николаса. Его потрясающие трудолюбие и выносливость, водительское мастерство, очень доброжелательное отношение к пассажирам и их разнообразным просьбам очень помогали нам в экспедиции. WR

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.