ISSN 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2014. № 3 (13)
УДК 616-036.21:378.661
ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫЕ ИНФЕКЦИИ В РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ ФГОС ВПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
А.Н. Евстропов, Л.Н. Захарова Новосибирский государственный медицинский университет Россия, 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, [email protected]
В работе обсуждаются вопросы реализации раздела эпидемиологии и инфектологии природно-очаговых болезней в медицинских вузах.
Ключевые слова: природно-очаговые болезни, преподавание.
NATURAL FOCAL INFECTIONS IN THE TEACHING PROGRAM OF THE STATE EDUCATIONAL STANDARD OF HIGHER EDUCATION "GENERAL MEDICINE"
A.N. Yevstropov, L.N. Zakharova Novosibirsk State Medical University
We discuss the implementation of the section Epidemiology and infectology of natural focal diseases in medical schools.
Keywords: natural focal disease, teaching.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основных образовательных программ подготовки специалистов и в настоящее время является основополагающим документом для всех ВУЗов, имеющих государственную аккредитацию на территории Российской Федерации.
Целью настоящего сообщения было проследить, как в рамках ФГОС ВПО по специальности 060101 «лечебное дело» реализуется такой значимый раздел эпидемиологии и инфектологии, как природно-очаговые заболевания.
В разделе IV «Характеристика профессиональной деятельности специалистов» указано, что наряду с прочими видами профессиональной деятельности врач-лечебник должен решать такую профессиональную задачу, как «проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний». Для этого он должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней взрослого населения и подростков, проводить их коррек-
цию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
- способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций...(ПК-14);
- способность и готовность осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случаях возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, .проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке...(ПК-21).
Для оценки состояния преподавания на лечебном факультете вопросов, связанных с при-родно-очаговыми инфекциями, нами проведен анализ рабочих учебных программ кафедр, где затрагивается данный раздел. Так, в дисциплине «Биология», преподаваемой на 1 курсе, в разделе «Паразитизм и паразитарные болезни человека» предусмотрено рассмотрение следующих вопросов: паразитарные природно-очаговые трансмиссивные и нетрансмиссивные заболевания и их критерии; учение Е.Н. Павловского о природной очаговости болезней; компоненты природного очага (возбудитель, специфический переносчик,
Вопросы преподавания микробиологии, вирусологии и иммунологии
резервуар, территория с определенными биогеоценозами, ландшафтными и климатическими условиями). На изучение этих вопросов выделено 3 лекционных часа и 2 часа в разделе «Самостоятельная работа студентов».
Следующий этап знакомства с природно-оча-говыми инфекциями происходит в ходе изучения дисциплины «Микробиология, вирусология», на который суммарно отводится 17 часов (лекции - 7 часов, практические занятия - 6 часов, самостоятельная работа студентов - 4 часа). Студенты знакомятся с таксономическим положением возбудителей бактериальных и вирусных при-родно-очаговых заболеваний, их биологической характеристикой, принципами лабораторной диагностики, специфической профилактики данной группы инфекций.
Логично было бы предположить, что особое внимание этому крайне важному вопросу будет уделено в дисциплине «Эпидемиология», преподаваемой на лечебном факультете в 9 семестре. В рабочей программе по этой дисциплине по обсуждаемой проблеме предусмотрены 2-часовая лекция и 4-часовое практическое занятие «Учение об эпидемическом процессе: триада факторов как основные движущие силы эпидемического процесса. Положение о саморегуляции эпидемического процесса», во время которых рассматриваются природные факторы эпидемического процесса и учение о природной очаговости инфекций. В план занятий «Дезинсекция. Дератизация. Дезинфекция», «Современные аспекты иммунопрофилактики инфекционных болезней» также включены соответствующие вопросы природно-очаговых инфекций. Однако за отведенное на изучение данной дисциплины
время весьма проблематично глубоко осветить детали большого количества природно-очаговых инфекций.
На 5 курсе студенты лечебного факультета изучают дисциплину «Инфекционные болезни» с преимущественной проработкой вопросов кли-нико-лабораторной диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Природно-очаговым инфекциям в программе здесь отведено 34 часа (лекции - 14 часов, практические занятия - 8 часов, самостоятельная работа - 12 часов). Кроме этого, некоторое количество учебного времени уделяется природно-очаговым заболеваниям и при изучении других дисциплин («Внутренние болезни», «Неврология»).
Таким образом, анализ содержания рабочих программ, разработанных в Новосибирском государственном медицинском университете по специальности «лечебное дело», позволяет заключить, что актуальная проблема природно-очаговых инфекций отражена в учебно-тематическом плане ряда дисциплин - «Биология», «Микробиология, вирусология», «Эпидемиология», «Инфекционные болезни». При этом очевиден временной дефицит в базовой части основной образовательной программы для глубокой проработки обсуждаемой проблемы, учитывая многочисленность и широкое распространение природно-очаговых инфекций в Сибирском регионе, для которого, в первую очередь, готовит специалистов наш ВУЗ. Одним из возможных путей решения этого вопроса, по нашему мнению, является выделение учебных часов, прежде всего аудиторных, в вариативной части образовательной программы для углубленного изучения наиболее значимых природно-оча-говых инфекций.
Евстропов Александр Николаевич - д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии Новосибирского государственного медицинского университета
Захарова Людмила Николаевна - канд. мед. наук, доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Новосибирского государственного медицинского университета
Статья поступила в редакцию 22 сентября 2014 г.