Научная статья на тему 'Природно-экологический каркас как основа организационно-правовых механизмов устойчивого развития региона'

Природно-экологический каркас как основа организационно-правовых механизмов устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
463
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особо охраняемые природные территории / природные ландшафты / природно-экологический каркас территории / правовая база. / specially protected natural territories / natural landscapes / natural and ecological framework of the territory / legal base.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Стрельников Виктор Владимирович, Гайдук Владимир Иванович, Буяльский Иван Павлович, Ачох Юрий Рашидович

Цель исследования — обоснование формирования природно-экономического каркаса территории как пространственно-организованной структуры, основы организационно-правовых механизмов устойчивого развития региона. В работе использовались системный подход, абстрактно-логический и монографический методы исследования. Усугубление экологических проблем, связанных с нерациональным использованием ресурсов, ведет к деградации крупных наземных и водных экосистем, что обусловливает необходимость создания полезной для сохранения природного баланса сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на различных уровнях. ООПТ должны выполнять роль центральных ядер, способных обеспечить условия для сохранения наиболее ценных природных ландшафтов, сообществ живых организмов и способствовать поддержанию и реабилитации экосистем и природных комплексов, подверженных антропогенному воздействию. Выполняемые работы по структурированию ООПТ не носят системного характера, существует тенденция к созданию отдельных изолированных природных территорий вместо создания целостных каркасов. Природно-экологический каркас является инструментом для создания условий для благоприятной среды жизнедеятельности человека, сохранения уникальных природных территорий и ресурсов и основой для принятия решений по планированию и дальнейшему развитию территорий. Должна быть разработана целая система по формированию природно-экологического каркаса, включающая конкретный план действий по формированию единой и неразрывной природной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Стрельников Виктор Владимирович, Гайдук Владимир Иванович, Буяльский Иван Павлович, Ачох Юрий Рашидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural and ecological framework as a basis for organizational and legal mecha- nisms of region’s sustainable development

The purpose of the study is to substan􏰂ate the forma􏰂on of the natural-economic framework of the territory as a spa􏰂ally organized structure, the basis of the organiza􏰂onal and legal mechanisms for the sustainable development of the region. Systema􏰂c approach, abstract-logical and monographic research methods were used. The aggrava􏰂on of environmental problems associated with the inefficient use of resources leads to the degrada􏰂on of large terrestrial and aqua􏰂c ecosystems, crea􏰂ng a network of specially protected natural areas (PAs) useful for maintaining the natural balance at various levels, from regional to interna􏰂onal. PAs should fulfill the role of central cores capable of providing condi􏰂ons for the preserva􏰂on of the most valuable natural landscapes, communi􏰂es of living organisms, and contribute to the maintenance and rehabilita􏰂on of ecosystems and natural complexes subject to anthropogenic impact. The work on structuring the protected areas is not systema􏰂c, there is a tendency to create separate isolated natural areas instead of crea􏰂ng holis􏰂c frameworks. The natural-ecological framework is a tool for crea􏰂ng condi􏰂ons for a favorable environment for human ac􏰂vity, preserving unique natural territories and resources, and a basis for making decisions on planning and further development of territories. A whole system should be developed for the forma􏰂on of a natural-ecological framework, which includes a concrete plan of ac􏰂on for the forma􏰂on of a single and inseparable natural territory.

Текст научной работы на тему «Природно-экологический каркас как основа организационно-правовых механизмов устойчивого развития региона»

УДК 504.062

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

00!: 10.24411/2587-6740-2019-12023

ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАРКАС КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научно-исследовательского проекта 18-410-230033 р_а

В.В. Стрельников, В.И. Гайдук, И.П. Буяльский, Ю.Р. Ачох

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», г. Краснодар, Россия

Цель исследования — обоснование формирования природно-экономического каркаса территории как пространственно-организованной структуры, основы организационно-правовых механизмов устойчивого развития региона. В работе использовались системный подход, абстрактно-логический и монографический методы исследования. Усугубление экологических проблем, связанных с нерациональным использованием ресурсов, ведет к деградации крупных наземных и водных экосистем, что обусловливает необходимость создания полезной для сохранения природного баланса сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на различных уровнях. ООПТ должны выполнять роль центральных ядер, способных обеспечить условия для сохранения наиболее ценных природных ландшафтов, сообществ живых организмов и способствовать поддержанию и реабилитации экосистем и природных комплексов, подверженных антропогенному воздействию. Выполняемые работы по структурированию ООПТ не носят системного характера, существует тенденция к созданию отдельных изолированных природных территорий вместо создания целостных каркасов. Природно-экологический каркас является инструментом для создания условий для благоприятной среды жизнедеятельности человека, сохранения уникальных природных территорий и ресурсов и основой для принятия решений по планированию и дальнейшему развитию территорий. Должна быть разработана целая система по формированию природно-экологического каркаса, включающая конкретный план действий по формированию единой и неразрывной природной территории.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, природные ландшафты, природно-экологический каркас территории, правовая база.

Введение

В настоящее время в условиях инверсионного взаимодействия естественных и техногенных систем особую актуальность приобрела проблема грамотного (то есть последовательного и рационального с применением обоснованных методов) создания и поддержания при-родно-экологического каркаса территории.

Цель исследования — обоснование формирования природно-экономического каркаса территории как пространственно-организованной структуры, основы организационно-правовых механизмов устойчивого развития региона.

Объектом исследования являются природные экосистемы региона.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в процессе использования природных ресурсов.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования особо охраняемых территорий и при-родно-экономических каркасов территорий.

Информационной и эмпирической базой работы послужили данные статистики, справочная литература.

В работе использовались системный подход, абстрактно-логический и монографический методы исследования.

Основные результаты

исследования

Краснодарский край — это особый и уникальный регион благодаря высокому разнообразию географических элементов — здесь можно встретить широчайший спектр природных зон. На западе края расположены обширные плавневые экосистемы, являющиеся

одним из крупнейших мест обитания водоплавающих птиц в Европе. Благодаря своим уникальным природно-климатическим условиям Краснодарский край является одним из наиболее привлекательных регионов России с рекреационной точки зрения.

Сохранение этого богатого разнообразия природных экосистем является важной задачей региональной и федеральной политики государства. Решение этой задачи возможно в рамках реализации структурно-консер-вационного направления охраны природы. Приоритетом этого направления является сохранение ландшафтов и сообществ имеющихся видов организмов, а также обнаружение и фиксация допустимых пороговых значений воздействия на биосферу.

Наблюдающееся в последнее время усугубление экологических проблем, особенно связанных с нерациональным использованием лесосырьевых, минеральных и топливно-энергетических ресурсов, ведет к деградации крупных наземных и водных экосистем. Ответной реакцией на тотальное нерациональное использование природных ресурсов стало создание полезной для сохранения природного баланса сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на различных уровнях, от регионального до международного. При создании сети ООПТ должен применяться системный подход. Системы, создаваемые в рамках этого процесса, должны обладать целостностью и служить для территории природным каркасом, а собственно отдельные ООПТ должны выполнять роль центральных ядер, способных обеспечить условия для сохранения наиболее ценных природных ландшафтов, сообществ живых организмов и способство-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

вать поддержанию и реабилитации экосистем и природных комплексов, подверженных антропогенному воздействию.

Данные мероприятия выполняются уполномоченными органами, действующими на основании Федерального закона № 33-Ф8 «Об особо охраняемых природных территориях», региональных законов (для Краснодарского края — закон Краснодарского края № 656-КЗ «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края»). В Краснодарском крае уполномоченный орган по управлению ООПТ — Министерство природных ресурсов Краснодарского края — издало Приказ от 26.12.2017 г. № 1880 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих создание, функциональное зонирование, изменение границ, площади, категории, режима особой охраны, функционального зонирования либо снятие правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения». Именно этот документ регламентирует всю организационную деятельность в области особо охраняемых территорий.

В развитие Положений Градостроительного кодекса РФ приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19 апреля 2013 г. № 169 утверждены Методические рекомендации по подготовке проектов Схем территориального планирования субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанным нормативным документом наличие экологического каркаса, кроме экономического и социального, является одним из обязательных условий для разработки планировочного каркаса развития территории.

- 31

ЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (368) / 2019

Vf О STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK

В настоящее время на территории Краснодарского края существует сеть ООПТ федерального, регионального и местного значения. Однако все эти объекты нельзя назвать единой системой, составляющей каркас, так как их месторасположение не характеризуется неразрывностью и эмерджентностью.

На территории Краснодарского края расположены 370 ООПТ регионального значения следующих категорий: 1 природный парк, 16 заказников, 352 памятника природы, 1 дендрологический парк. При этом отдельные ООПТ регионального значения находятся в неудовлетворительном состоянии, в связи с чем необходимо проведение работ по корректировке их границ либо по снятию правового статуса ООПТ регионального значения. Одновременно с этим необходимо проводить работы по организации новых ООПТ регионального значения.

Выполняемые работы по структурированию ООПТ не носят системного характера, существует тенденция к созданию отдельных изолированных природных территорий вместо создания целостных каркасов. Именно целостностью характеризуется концепция природно-экологического каркаса территории — ПЭК.

Природно-экологический каркас территории — пространственно-организованная структура, которая поддерживает экологическую стабильность территории, предотвращая потерю биоразнообразия и деградацию природных систем. В то же время природно-эко-логический каркас территории — это единая совокупная система природных территорий, являющаяся противовесом для территорий техногенных. Природно-экологический каркас является инструментом для создания условий для благоприятной среды жизнедеятельности человека, сохранения уникальных природных территорий и ресурсов и основой для принятия решений по планированию и дальнейшему развитию территорий [1, 6].

Важным аспектом создания ПЭК является определение его структурных элементов. Структурные элементы ПЭК неоднородны и могут быть классифицированы по множеству признаков, основным из которых является пространственная характеристика: выделяются площадные и линейные структурные элементы. В зависимости от вида элемента необходимы разные режимы использования, именно на регламентацию таких режимов должна быть направлена правовая база.

Значимость ПЭК определяется следующими функциями:

• охранная (или заповедная) — сохранение существующих и/или создание новых мест обитания для видов живых организмов, а также сохранение уникальных естественных форм ландшафта;

• транзитная — обеспечение перемещения природных объектов в пространстве;

• рекреационная — создание мест отдыха для людей;

• стабилизирующая — уравновешивание существующих или проектируемых техногенных систем естественным каркасом.

При системном подходе важным условием для соблюдения этих функций является неразрывность и устойчивость экологического каркаса. Природно-экологический каркас территории необходимо создавать на заранее

32 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 2 (368

обоснованный определенный срок, по истечении которого границы и регламент природопользования могут быть пересмотрены, а могут быть оставлены в силе. В течение этого заранее определенного срока ПЭК должен быть защищен от уменьшения, изменения границ, не должен разрываться, а экосистемы, входящие в его состав, должны развиваться в парадигме естественных сукцессий и саморегулироваться без вмешательства человека.

С социальной точки зрения природно-эко-логический каркас является не только объектом рекреации, но еще и инструментом для регулирования дальнейшего развития социума, так как любое дальнейшее антропогенное развитие должно быть вписано в существующий каркас.

В настоящее время должна быть разработана целая система («дорожная карта», стратегия или регламент) по формированию при-родно-экологического каркаса, включающая конкретный план действий по формированию единой и неразрывной природной территории, служащей каркасом, а также работы по выявлению природных территорий, утративших свое значение (с целью снятия с них статуса ООПТ), и других, более «чистых» территорий, которыми можно заменить снятые и поддержать неразрывную структуру каркаса.

При разработке природно-экологического каркаса должны учитываться условия развития региона и его отдельных районов. Необходимо определять особенности хозяйственных структур муниципальных образований и их планы развития. Создавая пЭк следует оставлять возможности для роста основных отраслей экономики района, где ведется проектирование. Данные решения должны приниматься на основе точного картографирования всех существующих и проектируемых элементов района с обоснованием каждого выделенного контура. Такой подход должен защитить район проектирования от необоснованных препятствий, накладываемых природно-эко-логическим каркасом на другие формы развития и на социум [2, 5, 7].

В существующих условиях в документах, регламентирующих территориальное планирование территории, нет методических указаний, работая по которым возможно создать целостную систему природно-экологического каркаса. Данная ситуация приводит к появлению территорий с высокой степенью экологической напряженности и к деградации природно-тех-нического комплекса, а также к возникновению конфликтных ситуаций из-за ухудшения качества среды жизнедеятельности человека.

Функции ПЭК территории, помимо особо охраняемых природных территорий, выполняют и другие институты. В РФ данные функции распределены между землеустройством, лесоустройством, схемами комплексного использования водных ресурсов, охотоустрой-ством, территориальными комплексными схемами охраны природы и др. [3].

Различные авторы выделяют основные и второстепенные элементы природно-экологи-ческого каркаса территории. Интерпретируются крупные и неразрывные территориальные образования, такие как заповедники, заказники, лесные хозяйства. Второстепенные элементы являются вспомогательными, но в то же время

2019

выполняют важные функции, без которых невозможно реализовать свойство системности.

Основными элементами ПЭК могут быть следующие природно-территориальные объекты:

• особо охраняемые природные территории, особенно крупные, которые сами по себе являются сложными территориальными образованиями;

• водораздельные поверхности, как источники формирования стока рек, непосредственно речные сети;

• крупные лесные массивы, которые могут быть представлены как естественными лесами, так и насаждениями антропогенного происхождения;

• крупные болотные и степные природные комплексы [1].

Ключевыми структурами для данной классификации являются те территории, которые служат ареалами обитания уникальных сообществ или сохраняющие уникальные ландшафтные образования. Эти структуры наиболее разнообразны и уникальны, они могут как входить в состав основных элементов, так и быть представлены самостоятельно.

Транзитные участки (или «коридоры») также являются основным элементом системы ПЭК. Это «коридоры», обеспечивающие взаимосвязь и неразрывность между всеми элементами каркаса. Данные элементы способствуют функционированию потоковых систем, миграции животных и распространению растительных сообществ, развитию и обогащению экосистем [1].

Среди второстепенных элементов ПЭК выделяют:

• точечные элементы — локальные памятники природы, зеленые зоны, парки. Данные элементы могут выполнять хозяйственную, рекреационную, культурную функции;

• пограничные элементы — защищают основные элементы от негативных внешних воздействий, обычно данные территории носят статус охранных зон различного профиля;

• реабилитационные элементы — вновь созданные ландшафтные образования и территории, направленные на восстановление утраченных природных объектов. Наработки в создании природно-экологи-

ческих каркасов территории как отдельных институциональных систем есть в Республике Беларусь, в Японии и во Франции. Во всех этих вариантах реализации существует фактор равномерности распространения природных ресурсов, который не характерен для Краснодарского края, поэтому необходима выработка не универсального, а конкретного управленческого решения в рамках региона.

Природно-экологический каркас выполняет важную стабилизирующую функцию для экологически неблагоприятных урбанизированных территорий. Это можно обеспечить посредством достижения следующих свойств ПЭК:

• территориальной изоляции очагов антропогенного воздействия;

• рекультивации утраченных фрагментов природной системы;

• сохранения объектов культурного ландшафта, представляющих историческую ценность;

• повышения комфортности городской среды для жизнедеятельности отдельных людей и социума в целом.

www.mshj.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК © О

Важнейшим условием выполнения функций ПЭК является наличие правовой базы, управленческих и экономических механизмов, соответствующих существующему в регионе уровню природопользования и экономической инфраструктуры [3].

При создании природно-экологического каркаса в рамках городского округа или иного муниципального образования важно учитывать, что система должна занимать достаточно большую площадь — не менее четверти от суммарной площади [1].

Многие города уже имеют сложившуюся внутреннюю структуру. «В зависимости от основных направлений экономического развития города определяется степень и направленность его экологического воздействия на окружающую среду, или, другими словами, степень его экологической агрессивности» [3]. Это предопределяет целесообразность создания ПЭК и масштабов вмешательства.

Масштаб создаваемой системы зависит от особенностей доступных в регионе природно-климатических зон и требует в дальнейшем создания экологической дорожной карты для каждого региона. Системный подход при соз-

дании природно-экологического каркаса территории не только желателен, но и обязателен. Должно быть намечено все разнообразие основных и второстепенных элементов природ-но-экологического комплекса.

Представленная форма природно-эколо-гического каркаса, как концепция, не является финальной точкой большой работы над экологической составляющей устойчивого развития. Безусловно, необходимо стремиться к поиску новых форм, а также разработке природоохранных законодательных актов, способствующих сохранению биосферного баланса. Развитие данного направления должно идти стабильно в связи с федеральным и региональным законодательством (ст. 42 Конституции РФ гласит, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду») и по причине целесообразности сохранения природных богатств для будущих поколений людей.

Литература

1. Гриднев Д.З. Природно-экологический каркас в территориальном планировании муниципальных образований: дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.36. М., 2011. 195 с.

2. Деревенская О.Ю. Эколого-экономические аспекты развития городов. Казань: Изд-во КФУ, 2014. 35 с.

3. Крижановская Н.Я., Вотинов М.А. Принципы гуманизации архитектурно-градостроительной инфраструктуры в крупнейших городах Украины (на примере города Харькова): монография. Харьков: ХНУГХ им. А.Н. Бекетова, 2016. 186 с.

4. Курбатова А.С., Кочуров Б.И., Гриднев Д.З. При-родно-экологический каркас в территориальном планировании муниципальных образований // Проблемы региональной экологии. 2010. № 6. С. 186194.

5. Стрельников В.В., Живчиков В.Г., Тугуз Ш.М. Техногенные системы и экологический риск: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экологическим и инженерным специальностям. T.I. Экологическая безопасность и риск. Майкоп: Адыгея, 2008. 411 с.

6. Sixth technological mode and green economy as the basis of strategic reclamation of arctic territories. Dudin M.N., Gayduk V.I., Sekerin V.D., Bank S.V., Gorokho-va A.E. Academy of Strategic Management Journal. 2017. Vol. 16. No. Specialissue1. Pp. 71-81.

7. Trubilin A.I. Infrastructure of the regional agri-food market: peculiarities of functioning and methods of improvement. А.1. Trubilin, E.N. Belkina, S.A. Kalitko, A.E. Gorokhova. Espacios. ISSN 0798 1015. 2017. Vol. 38. Issue 33.

Об авторах:

Стрельников Виктор Владимирович, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной экологии, ORaD: http://orcid.org/0000-0002-6387-7569, strelecol@yandex.ru

Гайдук Владимир Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой институциональной экономики и инвестиционного менеджмента, ORaD: http://orcid.org/0000-0001-9992-7647, vi_gayduk@mail.ru

Буяльский Иван Павлович, аспирант кафедры прикладной экологии, ORaD: http://orcid.org/0000-0002-9445-6249, vanb@inbox.ru Ачох Юрий Рашидович, аспирант кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента, a4ox@mail.ru

NATURAL AND ECOLOGICAL FRAMEWORK AS A BASIS FOR ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISMS OF REGION'S SUSTAINABLE DEVELOPMENT

V.V. Strelnikov, V.I. Gayduk, I.P. Buyalsky, Yu.R. Achoh

Kuban state agrarian university named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia

The purpose of the study Is to substantiate the formation of the natural-economic framework of the territory as a spatially organized structure, the basis of the organizational and legal mechanisms for the sustainable development of the region. Systematic approach, abstract-logical and monographic research methods were used. The aggravation of environmental problems associated with the inefficient use of resources leads to the degradation of large terrestrial and aquatic ecosystems, creating a network of specially protected natural areas (PAs) useful for maintaining the natural balance at various levels, from regional to international. PAs should fulfill the role of central cores capable of providing conditions for the preservation of the most valuable natural landscapes, communities of living organisms, and contribute to the maintenance and rehabilitation of ecosystems and natural complexes subject to anthropogenic impact. The work on structuring the protected areas is not systematic, there is a tendency to create separate isolated natural areas instead of creating holistic frameworks. The natural-ecological framework is a tool for creating conditions for a favorable environment for human activity, preserving unique natural territories and resources, and a basis for making decisions on planning and further development of territories. A whole system should be developed for the formation of a natural-ecological framework, which includes a concrete plan of action for the formation of a single and inseparable natural territory.

Keywords: specially protected natural territories, natural landscapes, natural and ecological framework of the territory, legal base.

References

1. GridnevD.Z. Natural and ecological framework in territorial planning of municipal formations: dissertation. Candidate's thesis: 25.00.36. Moscow, 2011. 195 p.

2. Derevskaya O.Yu. Ecological and economic aspects of urban development. Kazan: publishing house KFU, 2014. 35 p.

3. KrizhanovskayaN.Ya., VotinovM.A. Principles of hu-manization of the architectural and town-planning infrastructure in the largest cities of Ukraine (on the example

About the authors:

of the city of Kharkov): monograph. Kharkov: KNUGH them. A.N. Beketov, 2016. 186 p.

4. Kurbatova A.S., Kochurov B.I., Gridnev D.Z. The natural-ecological framework in the territorial planning of municipal formations. Problemy regionalnoj ekologii = Problems of regional ecology. 2010. No. 6. Pp. 186-194.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Strelnikov V.V., Zhivchikov V.G., Tuguz Sh.M. Man-made systems and environmental risk. A textbook for university students enrolled in environmental and engineering specialties. Vol. I. Environmental safety and risk. Maikop: Adygea, 2008. 411 p.

6. Sixth technological mode and green economy as the basis of strategic reclamation of arctic territories. Dudin M.N., Gayduk V.I., Sekerin V.D., Bank S.V., Gorokhova A.E. Academy of Strategic Management Journal. 2017. Vol. 16. No. Specialissuel. Pp. 71-81.

7. Trubilin A.I. Infrastructure of the regional agri-food market: peculiarities of functioning and methods of improvement. A.I. Trubilin, E.N. Belkina, S.A. Kalitko, A.E. Gorokhova. Espacios. ISSN 0798 1015. 2017. Vol. 38. Issue 33.

Viktor V. Strelnikov, doctor of biological sciences, professor, head of the department of applied ecology, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6387-7569, strelecol@yandex.ru Vladimir I. Gayduk, doctor of economic sciences, professor, head of the department of institutional economics and investment management, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9992-7647, vi_gayduk@mail.ru

Ivan P. Buyalsky, graduate student of the department of applied ecology, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9445-6249, vanb@inbox.ru Yuri R. Achoh, graduate student of the department of institutional economics and investment management, a4ox@mail.ru

vi_gayduk@mail.ru

ЗЗ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 2 (368) / 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.