Научная статья на тему 'Природа структурных отклонений в развитии индивидуальности'

Природа структурных отклонений в развитии индивидуальности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
284
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПРИРОДА ОТКЛОНЕНИЙ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / PERSONALITY / INDIVIDUALITY / NATURE OF ABNORMALITIES / LEGAL PSYCHOLOGY / LAW ENFORCEMENT AGENCIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ведешкин Никита Андреевич

В статье изложены теоретические положения структурных отклонений с точки зрения развития индивидуальности. Описаны периоды развития индивидуальности, диагностируемые показателями согласно концепции первичных отклонений при нарушении коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Nature of Structural Abnormalities in Development of Individuality

The article sets forth theoretical provisions of structural abnormalities from the aspect of individuality development. The emphasis is given to the periods of individuality development diagnosed by indices according to Concept of preliminary abnormalities in communication disorders.

Текст научной работы на тему «Природа структурных отклонений в развитии индивидуальности»

УДК 159.92

I ПРИРОДА СТРУКТУРНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ | В РАЗВИТИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Н. А. Ведешкин

В статье изложены теоретические положения структурных отклонений с точки зрения развития индивидуальности. Описаны периоды развития индивидуальности, диагностируемые показателями согласно концепции первичных отклонений при нарушении коммуникаций.

Ключевые слова: личность, индивидуальность, природа отклонений, юридическая психология, правоохранительные органы.

Природа отклонений в развитии личности в отечественной юридической психологии представлена широким спектром исследований тех или иных ее аспектов в различных областях профессиональной деятельности, таких, как система образования (Н. В. Богданович; И. Н. Коноплева), здравоохранения (Н. В. Дворянчиков, Е. Г. Дозорцева, 2004; С. Н. Ениколопов, 2005; Ф. С. Са-фуанов, 2003), социальная защита населения (В. В. Дели-балт), пенитенциарная система (М. Г. Дебольский) и правоохранительная система (Ю. М. Антонян; М. И. Марьин;

Н. И. Мягких '). Однако наряду с данными исследованиями, на наш взгляд, не менее актуальным является изучение природы отклонений в развитии сквозь призму изучения индивидуальности для практического использования полученных результатов специалистами правоохранительных органов. Таким образом, нами была поставлена задача описания природы отклонений в развитии на разных этапах формирования индивидуальности.

Представленные теоретические положения основаны на исследованиях, проведенных сотрудниками Школы психологической антропологии и специалистами Центра психофизиологической диагностики ФКУЗ «Центральная медико-санитарная часть МВД России». Эти положения были сформулированы на основе изучения результатов статистически достоверных выборок, в которые вошли: студенты Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского городского психолого-педагогического университета, Российского государственного социального университета, Иркутского государственного университета, заключенные Раифской детской трудовой коммуны-колонии (г. Казань), заключенные Дедовской колонии (г. Истра), Ангарской воспитательной колонии, Каспийского спецПТУ им Ф. Э. Дзержинского (г.Каспийск, Республика Дагестан). С учетом применения методик, направленных на исследование индивидуальности, отдельно изучались кандидаты на службу в органы внутренних дел Российской Федерации 2. При статистическом анализе результатов эмпирических исследований в выборках, рассматривающихся в качестве нормы, нами всегда учитывались крайние значения, т.е. сами отклонения, которые анализировались отдельно. Таким образом, нами проверялись крайние значения и их детерминанты.

Предложенные авторами тезисы основываются в первую очередь на теоретических положениях концепции В. Н. Мясищева, в соответствии с которой значимы-

ми и ведущими в построении структуры общения и взаимодействия между индивидами, а также в формировании изменений (отклонений, девиаций) являются отношения 3. Вторым базисом теоретических положений выступает концепция первичных отклонений при нарушении коммуникаций 4, согласно которой рассматриваются любые коммуникации индивида в ходе развития, отклоняющиеся от стандартного, принятого обществом образца поведения. Таким образом, мы нашли возможным определить систему периодов развития отношений индивида с социумом, основывающуюся на систематизации данных, полученных благодаря эмпирическим исследованиям, подтвержденным экспериментально.

Нами были выделены показатели, относящиеся к тому или иному периоду развития индивидуальности, на которые, по нашему мнению, необходимо опираться при психологической диагностике и интерпретации полученных данных согласно предложенной концепции.

1. Ведущие отношения периода.

2. Нормативное развитие периода.

3. Результаты развития.

4. Неадекватные воздействия.

5. Изменения в виде отклонений и девиаций.

1. Первый период развития индивидуальности — от момента рождения до 1 года. Ведущими здесь являются отношения между матерью и ребенком. Нормативное развитие данного периода предполагает образование системы привычек, основанных на исполнении упорядоченных действий (например, поза кормления, поза сна и др.). Результаты развития ребенка связаны с соблюдением режима жизнедеятельности и усвоением элементарных социальных запретов. Неадекватные воздействия связаны с нарушением матерью данного режима. Когда нарушаются распорядок и соответствующие ожидания, создается неопределенность, которая в дальнейшем, как показали исследования, фиксируется в образовании таких качеств характера, как пассивность, неуверенность в себе, отсутствие достигающей мотивации, а также прогностических способностей 5. Изменения в виде отклонений и девиаций связаны с тем, что ребенок перестает воспринимать какие-либо запреты в своем поведении. Кризис данного периода связан с рассогласованием ожиданий матери в отношении поведения ребенка и отсутствием реакции на них, что, в свою очередь, обусловливает затруднение понимания ребенком первого социально значимого запрета, слова «нельзя».

2. Второй период развития индивидуальности — от 1 года до 3 лет. В это время жизни ребенок выбирает, как правило, одного для него эмоционально значимого взрослого из доступного для него окружения. Ведущие отношения этого периода связаны с ориентацией на одного человека, а после него присоединяются остальные окружающие. При нормальном развитии ребенка именно благодаря ведущему взрослому формируется система эмоций как одно из главных оснований для формирования ряда других психических образований. Согласно исследованиям К. Обуховского, нормальное развитие нарушается, если ребенок ориентируется на несколько источников соотнесения своего поведения 6. Неадекватные воздействия данного периода связаны с частой сменой окру-

жения. Установлено, что у детей, воспитывающихся в ситуации частой смены людей, ухаживающих за ребенком, высок риск появления неадекватного эмоционального отклика на поступки окружающих, т. е. развивается эмоциональная холодность, как основное изменение в виде базы для последующих асоциальных влияний 7. Проявление данной закономерности в юридической психологии можно проиллюстрировать поведением жестоких убийц, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления.

3. Третий этап — «Период ролевой игры». Ведущие отношения в нем связаны со сверстниками. Нормативное развитие периода развития ребенка от 3 до 7 лет обусловлено освоением ролевой игры, т. е., по своей сути, освоением основных социальных ролей. Взрослые являются лишь примером, с которого «списываются» готовые образцы воздействия и способы реагирования. Результатом развития индивидуальности данного периода является освоение правил поведения в обществе. В качестве примера могут выступать распространенные детские игры, такие как «дочки-матери», «сыщики-жулики» и др. По мере освоения ребенком социальных ролей и элементов игры воспитываются важнейшие социально желаемые качества, научно обоснованные Г. Олпортом, Р. Кэттелом, Г. Айзенком и подробно описанные Л. Голдбергом в теории «Биг файв»: 1) экстраверсия, энергичность; 2) согласие, дружелюбие; 3) сознательность, самоконтроль; 4) эмоциональная стабильность, устойчивость; 5) интеллектуальная и культурная открытость новому опыту 8. Данные качества индивидуальности фактически являются общепризнанным мировым эталоном социально одобряемого поведения. Изменения в виде отклонений и девиаций связаны с осознанным избеганием ребенком тех или иных правил поведения, а также применением тех образцов, которые они получают от взрослых. Установлено, что наиболее значимой является величина воспитательного воздействия, и эта мера может быть установлена при анализе степени отклонения от общепринятого норматива. Неадекватные воздействия сказываются на ребенке в ситуациях, когда не соблюдается требуемая образцами, зафиксированная в игре, стандартная мера воздействия. Неадекватное воздействие также ведет к нарушениям развития индивидуальности при его недостатке или избытке. В случае чрезмерного систематического наказания у ребенка вырабатывается жестокость, однако данное качество может формироваться и в отсутствие наказаний. Такие проявления в юридической психологии описываются у лиц, совершивших преступления с особой жестокостью и садизмом 9. Следует также отметить, что аналогично сказанному выше происходит и в сфере удовлетворения и не удовлетворения потребностей человека, при формировании такого качества человека, как жадность. Относительно описываемого периода развития индивидуальности можно отметить еще одно отклонение, связанное с изобретательностью во лжи в случае какого-либо запрета взрослым. Более «высокую», «искусную» ложь, источником которой является жадность, в своих исследованиях описывал Э. Сазерленд на примере феномена преступности в финансовой сфере среди так называемых белых воротничков (white collar crime) — наемных руководителей крупных американских компаний. Эти

исследования привели ко многим парадоксальным результатам, благодаря которым проявления человеческой жадности достаточно емко отразились в тезисе «белых воротничков» — «Не нищета, а алчность» (Not need, bud greed) 10.

4. Четвертый период развития ребенка охватывает возраст от 7 до 11 лет. Ведущие отношения данного периода устанавливаются с учителем, где его слово является своеобразным законом для ребенка. Нормативное развитие периода связано со стандартизацией получаемой ребенком информации, так как школьные стандарты — это государственный надзор за тем, какими общими знаниями ребенок должен обладать для успешной социализации в обществе. Развитие происходит при помощи главного инструмента социального воздействия в данный период — системы градуированной оценки, которая иллюстрирует ребенку, каким образом правильно избавляться от ошибок, исправляя их. Неадекватное воздействие может быть представлено неправильно выстроенными отношениями между учителем и учеником, сложившимися в процессе выставления градуированной оценки. Изменения в виде отклонений и девиаций представляют результат усвоения ребенком искаженного понятия справедливости и правонарушения, спровоцированного отношением учителя к нему в случае заслуженного или незаслуженного завышения — занижения оценки. Сталкиваясь с подобной ситуацией, ребенок усваивает так называемую политику двойных стандартов. По нашему мнению, основное отклонение заключено в расхождении между собственными представлениями и оценками ребенка и общества, которое может иначе оценить то или иное действие.

5. Пятый период развития индивидуальности — с 11 до 14 лет — «Период собственного опыта». Ведущие отношения в нем — между сверстниками, когда окружение выступает в роли «контрольного органа» в части отношения друг к другу. Закономерным следствием подобных отношений является приоритет мнения коллектива над мнением родителей. Подросток в своем поведении руководствуется своеобразным негласным кодексом поведения, предусматривающим сохранение информации о коллективе внутри коллектива, что внешне выражается в излишней скрытности по отношению к родителям. Нормативное развитие периода связано с формированием у подростка представлений о его социальной роли. Результат развития обусловлен тем, что подросток занимает достойное место в коллективе и впоследствии становится человеком, с мнением которого считаются окружающие. Проявляя волю к тем или иным поступкам, подросток приобретает свое собственное право суждений.

Именно поэтому подростки, не нашедшие свое место в коллективе, стремятся доказать свою значимость окружающим. Неадекватные воздействия в данный период проявляются через отношение коллектива к подростку. В ответ на различные неадекватные воздействия подросток стремится нарушить негласные правила поведения в обществе, доказывая, таким образом, коллективу свою социальную значимость смелостью и дерзостью, являющимися основными характеристиками воли. Наиболее тяжелое отклонение в данный период развития подростка — это совершение групповых пра-

вонарушений. В настоящей статье мы позволим себе не останавливаться подробно на описании данного периода, так как он заслуживает отдельного внимания.

Заключительный период развития индивидуальности — с 14 до 18 лет — «Период оригинальности». Особую важность данного периода в своей концепции отклонений отмечает К. Е. Игошев, указывая точное время окончания подросткового периода к 14 годам и наступления уголовной ответственности 11. В данный период происходит отказ от прежних отношений в коллективе. Наступает кризис юношеского возраста, так называемый кризис оригинальности, длящийся примерно с 14 до 18 лет. Ведущие отношения в данный период — построение дружбы, взаимоотношения в паре. Нормативное развитие периода связано с тем, что юноша стремится показать свою оригинальность, выделиться, доказывая, что он не «средний» и «посредственный», в частности при отборе партнера. Результатом развития является становление индивидуальности.

Неадекватные воздействия данного периода связаны с влиянием на индивида его актуальной социальной среды. Так, враждебно настроенное окружение подростка во многом способствует укреплению враждебной позиции относительно обсуждаемых действий и фактов. Установлено, что в предыдущий период развития индивидуальности подобные позиции лишь «проигрывались в голове» подростка. В данный период, в отличие от подросткового возраста, индивид обсуждает со своим окружением способы решения тех или иных жизненных проблем (в том числе и преступные). Иными словами, «рисует» картину преступлений, а также ищет способы сокрытия своих поступков 12. Иначе говоря, у индивида появляется убеждение о том, что будущее у нестандартного человека гораздо более перспективное, и главное отклонение в поведении в данный период - это совершение преступления или правонарушения в контексте демонстрации окружающим своей уникальности и неповторимости. Данное утверждение, на наш взгляд, удачно иллюстрирует тезис о том, что «личностью становятся, а индивидуальность — отстаивается» 13.

Подводя итог, можно утверждать, что изложенный материал свидетельствует о наличии системообразующих признаков структурных отклонений в развитии индивидуальности, демонстрируя, каким образом отклонения влияют на поведение индивида. Необходимо также отметить, что одновременно с полученными данными сформулированные нами теоретические положения ставят перед исследователями ряд новых теоретических и практических проблем и задач. Таким образом, наши теоретические положения являются опорной точкой для дальнейшего развития научного направления юридической психологии, связанного с исследованием природы отклоняющегося поведения сквозь призму развития индивидуальности. Данный материал считаем возможным для использования в работе широким кругом специалистов правоохранительных органов, а особенно инспекторами комиссий по делам несовершеннолетних, участковыми уполномоченными полиции, дознавателями, следователями и др. в целях глубокого понимания природы отклоняющегося поведения, причин совершения противоправного деяния, а также психологических аспектов ведения опроса и допроса.

1 Дозорцева Е. Г., Делибалт В. В., Богданович Н. В. Об образовательном стандарте подготовки специалиста по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения» // Психология и право. 2011. № 1. С. 1-3 ; Бовина И. Б., Дворянчиков Н. В., Коноплева И. Н. Специфика социальных представлений молодежи о наркотиках и наркоманах // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». М., 2011. С. 8-13 ; Дворянчиков Н. В., Носов С. С. Половозрастные и полотипические особенности механизмов психологических защит // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 2007. № 4. С. 56-59 ; Дозорцева Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М., 2004. 352 с. ; Ениколопов С. Н., Забрянский Г. И., Цимбал Е. И., Якутова М. А. Правонарушающее поведение несовершеннолетних: описание, объяснение, противодействие. М., 2005. С. 25-29 ; Сафуа-нов Ф. С. Психологическая типология криминальной агрессии // Психологический журнал. 1999. Т. 20. С. 24-35 ; Сафуанов Ф. С. Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого // Рос. юстиция. 1997. № 7. С. 29 ; Делибалт В. В. К вопросу изучения нравственно-смысловой сферы безнадзорных и беспризорных подростков // Тезисы II городской научнопрактической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизация образования» (2324 апреля 2003 г.). М., 2003. С. 35-37 ; Дебольский М. Г. Психологическая служба в уголовно-исполнительной системе // Отечественные записки. 2008. Т. 41. № 2. С. 210-219 ; Антонян Ю. М. Особо опасный преступник. М., 2011. 312 с. ; Караваев А. Ф., Марьин М. И.,Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. Омск, 2007. С. 33-45; Караваев А. Ф., Кильмашкина Т. Н. Психогигиена и психопрофилактика кризисных состояний сотрудников органов внутренних дел : учеб. пособие. Кемерово, 2003. 152 с. ; Мягких Н. И., Крылова Н. И. Теория и практика психологии кризисных ситуаций в правоохранительной деятельности // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». М., 2011. С. 252-255.

2 Мягких Н. И., Филонов Л. Б., Ведешкин Н. А. Совершенствование психодиагностического инструментария при профессиональном психологическом отборе кандидатов на службу в подразделения полиции России // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2013. № 2. С. 15-19.

3 Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений // Психологическая наука в СССР. Т. II. М., 1969. С. 110-125.

4 Филонов Л. Б. Контактология как основа общения в будущем // Общение — 2006: на пути к энциклопедическому знанию : мат-лы международ. конф. М., 2006. С. 56-58.

5 Спок Б. М. Ребенок и уход за ним. М., 2007. 455 с.

6 Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.

247 с.

7 Филонов Л. Б. Контактология как основа общения в будущем // Общение — 2006: на пути к энциклопедическому знанию: мат-лы междунар. конф. М., 2006. С. 56-58.

8 Goldberg L. R. The development of markers for the Big-Five factor structure // Psychological Assesment. N.-Y., 1992. P. 26-42.

9 Антонян Ю. М. Особо опасный преступник. М., 2011.

312 с.

10 Sutherland E. H. White Collar Crime. N.-Y., 1949. P. 48-56.

11 Игошев К. Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М., 1971. 173 с.

12 Бейч Дж. Р., Гольдберг Г. Творческая агрессия. Нью-Йорк, 1974. С. 98-100.

13 Ананьева Н. А., Филонов Л. Б. Психолого-педагогическая антропология: курс лекций. М., 2003. С. 67-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.