Научная статья на тему 'ПРИРОДА РЫНОЧНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННО КОНКУРЕНЦИИ'

ПРИРОДА РЫНОЧНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННО КОНКУРЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОЧНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРИРОДА РЫНОЧНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / МОНОПОЛИЯ / МОНОПСОНИЯ / МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ОЛИГОПОЛИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щапова К. М.

В статье исследована природа рыночных взаимодействий в условиях несовершенной конкуренции на основе агрегирования теоретических исследований Э. Чемберлина и Дж. Робинсон. Описаны основные пути появления монополии и ее цели. Особое внимание уделено сущности различных видов рыночных взаимодействий, возникающих в условиях несовершенной конкуренцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДА РЫНОЧНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННО КОНКУРЕНЦИИ»

УДК 330.11

К.М. Щапова

ПРИРОДА РЫНОЧНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

В статье исследована природа рыночных взаимодействий в условиях несовершенной конкуренции на основе агрегирования теоретических исследований Э. Чемберлина и Дж. Робинсон. Описаны основные пути появления монополии и ее цели. Особое внимание уделено сущности различных видов рыночных взаимодействий, возникающих в условиях несовершенной конкуренцию.

Ключевые слова: несовершенная конкуренция, рыночные взаимодействия, природа рыночных взаимодействий, монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия.

Основной особенностью развития экономики в начале ХХ в. и по сегодняшний день является усиливающая тенденция к монополизации рынка и происходящие на фоне несовершенной конкуренции рыночные взаимодействия. В экономической литературе внимание в основном уделяется природе несовершенной конкуренции, без акцента на природу возникающих рыночных взаимодействий, поэтому требуется внести ряд уточнений относительно природы рыночных взаимодействий протекающих в условиях несовершенной конкуренции. Такое уточнение является необходимым, поскольку именно от характера рыночных взаимодействий зависит экономическая эффективность и стабильность экономики.

Под рыночными взаимодействиями будем понимать различные виды экономической деятельности, распространяющиеся на все сферы экономики. В зависимости от отрасли экономики рыночные взаимодействия могут носить различный характер и отличаться как по форме, так и по содержанию операций и применяемых способов их осуществления.

Основополагающей целью рыночных взаимодействий является удовлетворение существующих потребностей в товарах, работах, услугах и извлечение прибыли.

Участниками рыночных взаимодействий являются производители и потребители товаров и услуг, что характеризует рыночное взаимодействие как коллективный процесс. Участники рыночных взаимодействий решают вопросы касающиеся производства определенного вида продукции в настоящий момент времени и на перспективу, определяют направления для инвестиций, основными из которых являются нахождения более совершенных источников поставок и освоение принципиально новых рынков сбыта.

Роль производителя заключается в производстве товаров, работ, услуг, призванных удовлетворять различные запросы и потребности потребителей, с целью извлечения максимальной прибыли из своей хозяйственной деятельности.

Потребители, в свою очередь, стремятся достичь наивысшей степени удовлетворенности своих нужд и потребностей при осуществлении минимальных затрат.

В современном мире рыночные взаимодействия в основном протекают в условиях несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция представляет собой такую экономическую ситуацию, которая отличается от совершенной конкуренции хотя бы одним из ее условий, где на рынке присутствует два и более продавцов, обладающих возможностью контроля над рыночной ценой, либо продавцы или потребители, имеющие возможность влиять на изменение рыночной цены.

© Щапова К.М., 2013.

Научный руководитель - к.э.н., доцент Бенц Д.С.

Вестник магистратуры. 2013. №12(27). Том III

ISSN 2223-4047

В условиях несовершенной конкуренции, чтобы фирмам оставаться «на плаву», необходим постоянный мониторинг потребительских предпочтений, равно как изменение ценовых и неценовых характеристик товара.

Природа рыночных взаимодействий в условиях несовершенной конкуренции заключается в неравноправном характере положения на рынке. Это может возникать в том случае, когда среди участников рыночных отношений один или несколько из них являются монополией, появление которой обусловлено естественным или искусственным путем.

Природа естественной монополии заключается в том, что демонополизация данной структуры либо нецелесообразна, либо невозможна, поскольку средние издержки в долгосрочном периоде достигают минимума лишь в том случае, когда только одна фирма обслуживает полностью весь рынок.

Искусственная монополия образуется за счет использования механизмов несовершенной конкуренции, среди которых выделяются демпинговые цены (продажа товара по цене ниже его стоимости), входные барьеры на рынок каких-либо товаров и ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по различным ценам).

Основой монополии выступает дифференциация продукта. Об этом подробно писал представитель неоклассической экономической мысли американский экономист Э. Чемберлин, что чем более выражена данная дифференциация, тем более значимыми становятся монополии, что обусловлено наличием монопольной власти на собственный продукт, который часто носит какой-то уникальный характер. Несмотря на наличие абсолютной монополии на свой продукт, фирмы в тоже время подвержены конкуренции со стороны более или менее несовершенных товаров-заменителей. В данной ситуации фирмы выступают и в качестве монополиста и конкурента, что обуславливает наличие монополистической конкуренции на рынке в условиях несовершенной конкуренции [1].

Приблизительно в это же время английский экономист, профессор Кембриджского университета Дж. Робинсон выражает подобное мнение, признавая то, что причиной монополии является дифференциация продукта, поскольку отдельно взятый производитель обладает монополией на собственную продукцию, которая должна значительно выделяться на фоне товаров-субститутов [2].

Согласно точке зрения Дж. Робинсон можно заключить, что существование рыночных взаимодействий в условиях несовершенной конкуренции объясняется наличием ряда причин, среди которых помимо ценовых выделяются и неценовые факторы, побуждающие покупателя к приобретению продукции того или иного производителя. Конкурирующие между собой фирмы используют различные способы воздействия на покупателя, будь то качество производимых товаров, предоставление различной системы скидок и использование рекламы, носящей различный характер [2].

Природа рыночных взаимодействий в условиях несовершенной конкуренции лежит не только в основе существующей дифференциации продукции, так по мнению Дж. Робинсон и в наличии концентрации капитала и производства, поскольку возрастание роли и власти крупных компаний является причиной монополизации рынка. [2]. Такая тенденция связана с действием эффекта экономии от масштаба, поскольку при расширении производства крупная фирма достигает снижения средних издержек, но и предельные издержки оказываются ниже средних, что позволяет получать монопольно высокую прибыль.

Преобладание условий несовершенной конкуренции приводит к возникновению тенденций к эксплуатации факторов производства, что во многом усиливается при образовании крупных компаний, деятельность которых направлена на захват большей доли рынка через поглощение фирм, конкурирующих между собой.

Все рынки в той или иной степени являются несовершенными. В рамках несовершенной конкуренции принято выделять следующие ее виды: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия и монопсония.

Раскрывая сущность несовершенного рынка Э. Чемберлин пишет, что рынки являются взаимосвязанными, поскольку присутствующие на них продавцы, являясь независимыми друг от друга, вынуждены взаимодействовать для реализации близкой по назначению продукции.

Сутью монополии по Э. Чемберлину является контроль над предложением, а значит, и над ценой, который становится возможным при усилении взаимозаменяемости конкурирующих товаров, т.е. «дифференциации продукта».

Каждый продавец рассматривается Э. Чемберлином в качестве монополиста. Монополия продавца на свой продукт и монополисты, конкурирующие друг с другом в условиях монополистической конкуренции, невозможны без дифференциации продукта.

Э. Чемберлин монополистическую конкуренцию увязывал с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии.

Дж. Робинсон показала, что на монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией возможна ситуация, в которой необходимо выяснение того, каким будет количество продукции, приобретаемое покупателями, если рассматривать его не как рынок, состоящий из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей. Данная ситуация концентрации спроса, когда на рынке действует множество мелких продавцов и один-единственный покупатель, названа монопсонией или монополией покупателей.

Монополия характеризуется как исключительное право на производство, покупку, продажу чего-либо, принадлежащее какому-либо одному субъекту, которая возникает на основе высокой концентрации и централизованного капитала и производства.

Монополистическая конкуренция представляет собой тип отраслевого рынка, на котором имеется некоторое число фирм, продающих дифференцированную продукцию, под которой понимается уникальная в своей отрасли продукция, обладающая рядом ценных для потребителей качеств, и когда фирмы осуществляют контроль над ценой производимых ими товаров.

Олигополия представляет такой тип рынка, на котором господствует несколько предприятий и их не так много, они координируют свои стратегические, тактические, оперативные планы по взаимодействию с другими участниками рыночного процесса, это могут быть как производители, так и потребители товаров.

Таким образом, несовершенная конкуренция усиливается с образованием крупных объединений, которые поглощают многие фирмы, прежде конкурировавшие между собой, а увеличение размеров единицы управления способствует еще большей неопределенности в распределении богатства, что обусловлено природой рыночных взаимодействий, носящей неравноправный характер положения на рынке.

Крупные фирмы не должны разрушаться, но они должны контролироваться государством для предотвращения злоупотреблений монопольной властью с их стороны и увеличения уравновешивающей силы потребителей и мелкого бизнеса.

Библиографический список:

1. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика. 1996. 393 с.

2. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986. 518 с.

3. Бархатов В.И. Теоретико-методологические аспекты совершенной и несовершенной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 1. С. 5-17.

ЩАПОВА Ксения Михайловна - магистрант Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.