Научная статья на тему 'Природа обслуживания воздушного движения'

Природа обслуживания воздушного движения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диспетчер / обслуживание воздушного движения / природа / причины возникновения / условия создания и функционирования / смысловые опоры / экипаж воздушного судна / элементы. / air traffic service / causes of formation / controller / creation and functioning conditions / crew of aircraft / elements / nature / semantic bases

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А Н. Масленников, В И. Мыльцев, М А. Пономарёв

Работа отражает анализ природы обслуживания воздушного движения (далее – ОВД). Цель статьи состоит в стремлении авторов углубить знания специалистов ОВД о его натуральных элементах. Продемонстрированы актуальность исследования предмета изложения и ряд положений аналитических изысканий, опосредованно его касающихся. Раскрыта элементная база описываемого феномена. Природа ОВД – это условия его создания и функционирования, причины возникновения и смысловые опоры, которые вместе или порознь придают ускорение / замедление получению экипажами воздушных судов услуг по поводу полётной информации, аварийного оповещения и требуемых консультаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А Н. Масленников, В И. Мыльцев, М А. Пономарёв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE OF AIR TRAFFIC SERVICE

The work reflects the analysis of the nature of air traffic service (further – ATS). The purpose of the article consists in the author’s aspiration for deepening knowledge of ATC specialists about its natural elements. The actuality of the subject research and a number of regulations of analytical searches concerning it indirectly are demonstrated. The element base of the described phenomenon is revealed. The nature of air traffic service is represented as of it creation and functioning conditions, causes of formation and semantic bases, which in common and apart impart acceleration / deceleration to the receiving by crew of aircraft of service in connection of flight information, alerting service and required consultations.

Текст научной работы на тему «Природа обслуживания воздушного движения»

ПРИРОДА ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

A.Н. Масленников, канд. воен. наук, доцент

B.И. Мыльцев, доцент, преподаватель М.А. Пономарёв, преподаватель

Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11330

Аннотация. Работа отражает анализ природы обслуживания воздушного движения (далее - ОВД). Цель статьи состоит в стремлении авторов углубить знания специалистов ОВД о его натуральных элементах. Продемонстрированы актуальность исследования предмета изложения и ряд положений аналитических изысканий, опосредованно его касающихся. Раскрыта элементная база описываемого феномена. Природа ОВД - это условия его создания и функционирования, причины возникновения и смысловые опоры, которые вместе или порознь придают ускорение / замедление получению экипажами воздушных судов услуг по поводу полётной информации, аварийного оповещения и требуемых консультаций.

Ключевые слова: диспетчер, обслуживание воздушного движения, природа, причины возникновения, условия создания и функционирования, смысловые опоры, экипаж воздушного судна, элементы.

Объяснение природы ОВД исчерпывается отсутствием полных сведений о ней. Это подтверждается тем фактом, что осмысление её проблематики в научных работах особо не проводилось. Цель статьи заключается в стремлении авторов углубить знания специалистов ОВД касательно его естественных первоначал. По такому обстоятельству описание натуральных элементов ОВД становится безусловным.

Предварительно следует зафиксировать ключевое понятие относительно проводимой работы - ОВД. Согласно одному из документов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), ОВД представляет собой полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, консультативное обслуживание воздушного движения, диспетчерское обслуживание воздушного движения (районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода или аэродромное диспетчерское обслуживание) [1].

Ознакомление с литературой, отражающей ряд аспектов ОВД, привело авторов к мысли о том, что этот феномен описан достаточно полно, а вот его природное качество осталось вне зоны интереса ис-

следователей. Правда следует заметить: некоторые из них близко подошли к решению задачи, вынесенной в заголовок статьи. В этой связи важно представить краткую характеристику данных работ.

Так, А.В. Кан рассчитал различные варианты последовательного решения локальных задач ОВД, при этом особый интерес учёный проявил к алгоритмизации регулирования потоков воздушного движения самолётов [2]. Г.А. Реутович раскрыл соответствия и различия стандартов ИКАО правилам и процедурам ОВД в Российской Федерации [3]. Правовые проблемы организации и ОВД в своём исследовании объяснил А.С. Категов [4].

Разработка методов и средств процедурного контроля воздушного движения была обобщена в труде А.П. Плясовских [5], а анализ человеческого фактора в авиационных происшествиях XXI века стал присущ материалу научной статьи Н.В. Микрюкова и Д.С. Пруцковой [6].

Вопросы организации и управления процессами наземного обслуживания в аэропорту подробно охарактеризованы Ю.А. Случинской [7]. Э.П. Гаглоев отразил проблемы функционирования системы

УВД, сформулировав на этой основе понятие «система управления воздушным движением» [8]. Описание понятия «организация воздушного движения» и «ОВД» стало атрибутом сосредоточенного внимания специалистов ИКАО [9, 1].

Ответ на вопрос о природе ОВД практически отсутствует в изложенных научных трудах. Он (ответ) только косвенно соотносится с ней (природой...). Однако объяснение одними учёными понятий «воздушное движение», «воздушное пространство», «управление полётом», «организация воздушного движения» и т.д., описание другими исследователями некоторых аспектов ОВД для решения поставленной авторами задачи стали отправными шагами.

Исходя из формулировки понятия ОВД, оно отражает возможность получения экипажами воздушных судов услуг по поводу полётной информации, своевременного оповещения и консультирования. Всё перечисленное относится к деятельности, требующей качественной подготовки диспетчеров. Поэтому важно выявить элементы ОВД, составляющие его природу.

ОВД происходит не в вакууме, а в определённой протяжённости, которая именуется пространством, сосуществуя и взаимодействуя с другими явлениями / процессами материальных систем, расположенных в нём. Реальность в принципе вечна, а ОВД проявляется тогда, когда возникает потребность в сопровождении воздушных судов, полёты которых могут производиться в любое время суток и года. Таким оригинальным способом простран-

Рис. 1

Анализ природы ОВД следует пролонгировать объяснением содержания его элементов.

ственно-временные условия создания и функционирования ОВД оказываются его естественным элементом.

ОВД, «размещаясь» в пространстве и во времени, детерминируется сущностями иного порядка. Объекты регулирования, «тянущиеся» к сохранению своей жизнеспособности, и потребность предотвращения урона используемым материальным ценностям в своей совокупности выступают причинами возникновения ОВД. Субъекты исследуемого феномена, в отсутствии подобной целесообразности, будут функционировать с малой эффективностью, поскольку любые действия реализуются не сами по себе, а ради конкретного результата, становясь производными от него. Это позволяет воспринимать причины возникновения ОВД в качестве его природного элемента.

Универсализм специально подготовленных кадров ОВД заключается в практическом использовании ими полезной информации о воздушной обстановке и объектах регулирования. Движущие силы ОВД характеризуются также уровнем их нравственной упорядоченности относительно свободы в выборе средств и способов своих действий, что умножает или понижает возможность поступать вопреки собственным желаниям. Поэтому необходимо представлять смысловые опоры ОВД, которые оказываются ещё одним его природным элементом.

Таким образом, природа ОВД обладает вполне определённым набором элементов (рис. 1).

Пространственно-временные условия создания и функционирования ОВД как элемент его природы и их характеристика продемонстрированы в таблицах 1 и 2.

Элементы природы ОВД

Таблица 1. Пространственные условия создания и функционирования ОВД как часть элемента его природы_

№ п/п Пространственные условия бытия ОВД Краткое содержание пространственных условий бытия ОВД

1 2 3

1. Увеличивающиеся размеры среды, в которой происходит ОВД. ОВД реализуется в условиях воздушного пространства. Специалисты данного вида деятельности простирают выполнение своих обязанностей на большие расстояния, что затрудняет консультационную работу диспетчеров с экипажами воздушных судов.

2. Органы ОВД ряда государств, без видимой причины, закрывающие свои воздушные пространства для прилёта / пролёта летательных Ограничения относительно деятельности российских авиакомпаний негативно сказываются на сложившемся режиме ОВД. Такая данность умеряет возможности кадров ОВД по предоставлению экипажам ВС полезной информации и их оповещению о возникающих опасных факторах. Обнаружение и внедрение новых каналов связи касательно воздушного движения оказываются в стеснённых обстоятельствах.

аппаратов России.

3. ОВД охватывает многие климатогеографи-ческие пояса, покрывающие огромные территориальные ландшафты. Метеорологическая обстановка одинаковой быть не может. ОВД требует предельного внимания, поскольку «поведение» воздушного судна под влиянием опасных условий, порождаемых метеорологическими явлениями, физикогеографическими особенностями местности и техногенными факторами, может стать критическим. Качественное ОВД могут обеспечить лишь его профессионально подготовленные кадры.

4. Рабочее место диспетчера ОВД Обеспечивает получение сведений о динамичной воздушной обстановке. Способствует постоянному проведению её анализа, принятию решений, их реализации в рамках диспетчерского и полётно-информационного обслуживания. Помогает осуществить своевременное оповещение о возникающих опасных факторах и провести консультационную работу.

Таблица 2. Временные условия создания и функционирования ОВД как часть элемента его природы_

№ п/п

Временные условия бытия ОВД

Краткое содержание временных условий бытия ОВД

1.

ОВД производится в любое время суток и года при возрастании интенсивности воздушного движения.

Наблюдается увеличение рабочей нагрузки на диспетчера ОВД. Перегруз радиообмена в эфире приводит к постоянным перезапросам при консультировании специалистами ОВД экипажей воздушных судов. Продлевается время нахождения летательных аппаратов в зонах ожидания.

2.

Дефицит времени на принятие специалистами ОВД решения и его выполнение из-за быстрой смены воздушной и наземной обстановки.

Время на осмысление диспетчером ОВД ситуации, принятие им решения и передачу полётной информации экипажам воздушных судов ограничивается быстрой сменой этапов полёта. Счёт времени на организацию и реализацию специалистом ОВД требуемых операций иногда идёт на секунды Психическое состояние диспетчера ОВД подвергается серьёзному испытанию.

Следовательно, пространственно-

временные условия создания и функционирования ОВД, являясь элементом его природы, оказывают значительное воздействие на деятельность специалистов особого рода.

Причины возникновения ОВД как элемент его природы.

Причины возникновения ОВД могут быть разные. Авторы выделяют четыре основные из них (рис. 2).

Рис. 2. Причины возникновения ОВД как элемент его природы

Следовательно, причины возникновения ОВД, выступая элементом его природы, отражают целеполагание деятельности специалистов особого рода.

Дальнейший анализ необходимо продолжить по третьему элементу природы ОВД - смысловым опорам (рис. 3).

Рис. 3. Смысловые опоры ОВД как элемент его природы

Онтологический смысл опоры ОВД как часть элемента его природы объясняется наличием объективной действительности, в которой размещается существенная часть явлений (процессов), возникающих в воздушном пространстве. Экипажи летательных аппаратов находятся в зависимости от онтологической специфики ОВД, поскольку успех выполнения полётных заданий оказывается результатом своевременного получения информации от его специалистов. Когда воздушным судам угрожают какие-либо опасные факторы, диспетчер ОВД, используя алгоритмы действий при аварийном оповещении, оперативно проводит консультации по возможному выходу из сложной ситуации.

Гносеологический смысл опоры ОВД как часть элемента его природы отражается обнаружением ответа на вопрос: как соотносятся сведения о качестве воздушного движения с информацией по его об-

служиванию? Подобное осмысление вызывает определённые трудности. И задача состоит не столько в рефлексии ОВД, сколько в приобретении уверенности того, что возможно объективно познать его суть.

Аксиологический смысл опоры ОВД как часть элемента его природы демонстрируется значительным объёмом формулировок понятия «ценности», которые объединяет существенное условие: они не выступают любой значимостью ОВД, но обязательно - позитивной. Так как такое их (ценностей) восприятие своим происхождением обязано индивиду, то ОВД объясняется мышлением его подготовленных кадров. Именно в их выводах полётная информация, своевременное аварийное оповещение и проведение необходимых консультаций становятся целеполага-нием специалистов ОВД.

Практический смысл опоры ОВД как часть элемента его природы подразумевает рассмотрение результатов деятельности его профессионально подготовленных кадров. Такая данность требует учёта нескольких вариантов ОВД и претворение в жизнь оптимального из них, что, иногда входит в противоречие с положениями формализованных документов. Подобное несоответствие практики субъектов управления установленному значению ОВД не менее значимо, чем совпадение между ними. В этой связи ими должно осознаваться одно из двух: либо несовершенна достигаемая цель, тогда актуализируется её перезагрузка, либо сделан ошибочный выбор среди разработанных вариантов ОВД, что влечёт за собой исправление сложившегося положения дел.

Следовательно, смысловые опоры ОВД, как элемент его природы, обладают онтологическим, гносеологическим, аксиологическим и практическим своеобразием.

Проведённый анализ природы ОВД позволяет сделать ряд выводов.

Библиографический список

1. Приложение 11 к Конвенции о международной гражданской организации. Обслуживание воздушного движения. Издание четырнадцатое, июль 2016 года. URL: http://www.aviadocs.net/icaodocs/Annexes/an11_cons_ru.pdf (дата обращения: 22.06.2019).

2. Кан А.В. Алгоритмизация регулирования потоков воздушного движения самолётов // Известия РАН. Теория и системы управления. 2010. № 3. С. 106-120.

3. Реутович Г.А. Обслуживание воздушного движения. М.: Институт аэронавигации, 2013. 115 с.

4. Категов А.С. Правовые проблемы организации и обслуживания воздушного движения в Российской федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. 19 с.

5. Плясовских А.П. Разработка методов и средств процедурного контроля воздушного движения: автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. СПб., 2005. 33 с.

6. Микрюков Н.В., Пруцкова Д.С. Анализ человеческого фактора в авиационных происшествиях XXI века [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2016/05/3430 (дата обращения 21.06.2019).

7. Случинская Ю.А. Организация и управление процессами наземного обслуживания в аэропорту // Молодой учёный. 2019. № 14. С. 122-124.

8. Гаглоев Э.П. Проблемы функционирования системы управления воздушным движением // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. № 198. С. 103-107.

9. Глобальная эксплуатационная концепция ОрВД. Doc. 9854. AN / 458. Утв. Генеральным секретарём ИКАО. Изд. первое. Чикаго: ИКАО, 2005.

Первый вывод. Объяснение природы ОВД имеет теоретико-практическое значение, преломляющееся в приобретении специалистами особого рода деятельности оригинальных сведений о ней (природе).

Второй вывод. Несмотря на существенное количество научных работ, характеризующих различные аспекты ОВД, малой толикой в них исчерпываются его естественные элементы.

Третий вывод. Условия создания и функционирования, причины возникновения и смысловые опоры ОВД отражают элементарное состояние его натурального качества.

Четвёртый вывод. Природа ОВД - это условия его создания и функционирования, причины возникновения и смысловые опоры, которые вместе или порознь придают ускорение / замедление получению экипажами воздушных судов услуг по поводу полётной информации, аварийного оповещения и требуемых консультаций.

NATURE OF AIR TRAFFIC SERVICE

A.N. Maslennikov, candidate of military science, assistant V.I. Myltsev, assistant, lecturer M.A. Ponomarev, lecturer

Krasnodar air force institute for pilots named after Hero of the Soviet Union A.K. Serov (Russia, Krasnodar)

Abstract. The work reflects the analysis of the nature of air traffic service (further - ATS). The purpose of the article consists in the author's aspiration for deepening knowledge of ATC specialists about its natural elements. The actuality of the subject research and a number of regulations of analytical searches concerning it indirectly are demonstrated. The element base of the described phenomenon is revealed. The nature of air traffic service is represented as of it creation and functioning conditions, causes offormation and semantic bases, which in common and apart impart acceleration / deceleration to the receiving by crew of aircraft of service in connection of flight information, alerting service and required consultations.

Keywords: air traffic service, causes of formation, controller, creation andfunctioning conditions, crew of aircraft, elements, nature, semantic bases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.