АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
№ 3 (33) 2015. с. 5-13. Экологическая политика
ПРИРОДА - ОБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРАВЕ. «ТАЙНЫ»
ПРИРОДЫ
Михаил Михайлович Бринчук Заведующий сектором эколого-правовых исследований Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Природа, человек, экологическое право, теология, философия, знания, космос, Вселенная, Бог, мир.
Статья посвящена природе как объекту научных исследований, особому предмету внимания в теологии, философии, объекту общественных отношений, регулируемых в экологическом праве. В рассмотренном аспекте знания о природе важны для выявления законов ее функционирования, которые учитываются в экологическом праве. Знания о «тайнах» природы важны и для определения своего поведения.
NATURE- OBJECT OF ECOLOGICAL RELATIONS IN LAW. THE «SECRETS» OF
NATURE
Mikhail Mikhailovich Brinchuk Institute of state and law, Russian academy of sciences
Nature, man, ecological law, theology, philosophy, knowledge, space, Universe, God, the world.
The article is devoted to nature as an object of research, special subject of attention in theology, philosophy, an object of public relations in ecological law. In this particular aspect knowledge about nature are important to identify laws of its functioning, which are taken into account in environmental law. Knowledge about "secrets" of nature are important as well to determine human behavior.
Как прогнозировал теоретик права Н.Н. Алексеев (1879-1964), «юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа»1. Это суждение в отношении природы более чем справедливо и сейчас. Если по определению права как социального феномена и продукта человеческого разума юристы, можно предположить, могут договориться, условиться, то определение и сущность природы для человека, в том числе и естествоиспытателя, всегда останется тайной. Об этом пишут и физики. Макс Планк (1858—1947), физик-теоретик, основоположник квантовой физики, лауреат Нобелевской премии, утверждал, что «наука не может постигнуть главную тайну мироздания. И все потому, что мы сами являемся частью загадки, которую пытаемся разгадать»2. И позднее об этом же пишет наш современник физик -теоретик Амит Госвами: «Как только мы поймем самих себя и свое сознание, мы постигнем Вселенную, и тогда всякое разделение исчезнет»3. «Тайною Мир держится» (Аум, 148)4.
1 Алексеев Н. Основы философии права. СПб., 1998. 365 с. Подготовлено при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс.
2 См.: Они верили в бога: пятьдесят нобелевских лауреатов и другие великие ученые. Составитель Тихомир Димитров. 1995-2009. - URL: http://nobelist.tripod.com/ sitebuildercontent/sitebuilderfiles/50 -nobelists-rus. pdf (дата последнего обращения - 12.05.2011 г.).
3 Цит. по: Брейден Грегг. Божественная матрица. Время, пространство и сила сознания. Пер. с англ. М.: София, 2009. С. 30.
4 Н.К. Рерих использует эти слова в качестве эпиграфа к своей работе «Держава Света» (1931).
Представляется, что именно по причине тайны природа как мироздание видится в науке, философии, в том числе в восточной, религии (теологии) совершенно по -разному. Научная картина мира представляется абсолютно иной, чем теологическая. Добавим к этому - и более известной для широкого круга читателей. Можно предположить, что объединение взглядов на природу этих двух видений приблизит человечество к восприятию реальной картины мира. Как можно предположить и то, что понимание реальной природы человеком и человечеством в целом недостижимо.
Экологическое право является единственной отраслью в правовой системе, в которой природа - исключительный объект общественных отношений, регулируемых ею. Так как законы природы и их учет в законах общества являются первейшим и существенным методологическим основанием формирования эффективного экологического законодательства и права, видение природы, приближающееся к истинному, имеет большое познавательное и научное значение.
Понятие природы в теологии, восточной философии, эзотерике
Современная научная картина мира, представление о Космосе, Вселенной существенно отличаются от соответствующих представлений в теологии, восточной философии, эзотерических учениях. На протяжении тысячелетий великие духовные традиции утверждали иное видение Вселенной и человека в ней. Одной из существенных его особенностей является многомерность мироздания, выделение в нем видимого и невидимого миров.
Так, идея многомерности Космоса - одна из основных идей Живой Этики, оцениваемой как глубочайшее и еще практически не изученное синтетическое учение ХХ века, насчитывающее сегодня в своих рядах сотни тысяч деятельных сторонников на всех континентах5. Согласно древнему эзотерическому6 учению, положенному в основу Живой Этики, структура материи, образующей Вселенную, многомерна. И помимо трехмерной физической реальности, доступной органам чувств человека, в мире существуют не видимые нами виды материи, образующие иные миры (или планы бытия), столь же огромные и разнообразные, как и наш физический мир.
В контексте исследования законов природы важно подчеркнуть отмечаемую в литературе строгую иерархичность и многоуровневость Мироздания. На это обращал внимание академик Академии наук СССР М.А. Марков применительно к определению особенностей информационного поля Вселенной, которое «слоисто и структурно напоминает „матрешку", причем каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолюта... »7.
Как пишет американский физик-теоретик Энтони Мертон, «Все мироздание пронизано многочисленными иерархическими структурами живых существ различной плотности и духовного уровня. Иерархичность - один из ведущих принципов творения мира»8. Обратим внимание на два существенные обстоятельства в этом суждении физика. Первое касается того, что иерархии мироздания соответствуют многочисленные иерархические структурами живых существ различной плотности и духовного уровня. Значимое для нашего
5 См.: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул: Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова; Изд-во Фонда «Алтай - 21 век», 2006. С. 617.
Попытка детального анализа этого учения сделана в книге: Фотиева И.В. Час предрассветный. Философские и научные аспекты «Живой этики». Барнаул, 2003.
6 Эзотерический — тайный, скрытый, посвященный в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным.
7 См.: URL: http://subscribe.ru/group/rodosvet-o-samopoznanii-i-duhovnom-razvitii-cheloveka/4649310/ (последнее посещение - 21.02. 2014 г.).
8 См.: URL: http://cccp-pressa.info/729-kak-ustroena-vselennaya-bylo-vremya-kogda-ne-bylo-nichego.html (последнее посещение - 21.02. 2014 г.).
исследования второе обстоятельство заключается в том, что он утверждает то, что подобная иерархичность - один из ведущих принципов творения мира.
Вопросам структуры Вселенной большое внимание уделял Н.К. Рерих, называемый авторами «Скрижалей метаистории...» одним из творцов духовно -экологической цивилизации. Как о принципе (законе) Вселенной об Иерархии пишет Н.К. Рерих в Агни-Йоге (Книге жизни) (п. 664-668). «Иерархия законно утверждается во Вселенной. .Вся Вселенная насыщена этим принципом. Этот дух, который насыщает все космические проявления на планете, конечно, утверждается Высшим Разумом. Потому человек, будучи частью Космоса, не может отделиться от этого принципа. .Так будем чтить закон Иерархии»9.
Первичным материалом или "сырьем" для Космической Материи, писал Н.К. Рерих, является Предкосмическая Субстанция - непроявленная девственная материя. Легенды различают семь состояний Космической Материи - семь степеней тонкости ее. Каждое из семи состояний Космической Материи образует свою особую Космическую Сферу, свой особый план или Мир - "Мир Божественный"; "Мир Монадический"; "Мир Духа" или "Мир Нирваны", называемой "Миром Блаженства" или "Миром Интуиции"; "Мир Огненный", называемый также "Миром Мысли" или "Миром Ума"; "Мир Тонкий" или "Мир Чувств, Эмоций, Желаний"; последняя же седьмая сфера - это наш физический мир, в котором мы живем. В Космогонических легендах он называется "Миром Плотным"10
При этом Н.К. Рерих подчеркивает принципиально важное обстоятельство: наша планета, как и всякая другая, состоит из трех миров. Первый из них - это физическая часть планеты: наш земной шар. Он называется Миром Плотным. Второй мир - это "тонкая" часть планеты: он называется Миром Тонким. И третий мир - это мир мысли: он называется Миром Огненным. Все три мира совмещаются концентрически один в другом, образуя сложное тело планеты 11 . Другими словами, не осознавая этого, каждый из нас как органичная часть природы, одновременно и постоянно живет в двух мирах - плотном, видимом и тонком, невидимом. При этом все проявления этой жизни и образуют единственно реальную сущность самого человека и его жизни.
«Многое на земле от нас скрыто, - писал Ф.М. Достоевский, - но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. Вот почему и говорят философы, что сущности вещей нельзя постичь на земле. Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным; если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в тебе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее»12.
В целом представления о природе и о законах ее функционирования, развития в науке, теологии, восточной философии принципиально различны.
Большое мировоззренческое значение для понимания природы в свете исследования ее законов имеет видение мироздания в христианстве и православии, в частности. Так, в христианстве к основным положениям учения Откровения относится то, что наряду с миром видимым, т.е. доступным восприятию наших чувств, создан и мир невидимый, сверхчувственный, духовный13.
9 См.: Рерих Н.К. Семь великих тайн космоса. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. (серия «Антология мысли»). С. 614615.
10 См.: Рерих Н.К. Семь великих тайн космоса. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. (серия «Антология мысли»). С. 630631.
11 Там же. С. 641.
См. также: URL: http://lib.ru/RERIH/rerih1 .txt (дата последнего обращения - 04.07. 2012 г.).
12 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Собрание сочинений. Т. 14. Л., 1976. С. 290-291.
13 Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. 6-е изд., исправленное. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 421.
В христианском понимании творения мира механистическое понимание мира, характерное материалистической науке, противоестественно. Мир, по христианскому воззрению, это не мертвая движущаяся система, не бездушный механизм, не объект для экспериментов, но живой, целесообразно устроенный, прекрасный и целостный организм, соответственно требующий к себе разумного и благоговейного отношения со стороны человека14. Это положение является методологически важным не только для формирования основ христианской экологии, но и понимания сущности законов ее функционирования.
Как писал святой Бонавентура (1221-1274), средневековый теолог, в книге «Путеводитель души к Богу» (глава «О ступенях восхождения к Богу и узрении Бога через Его следы в мироздании») в настоящем состоянии нашей природы сотворенный мир представляет собой лестницу для восхождения к Богу. Среди творения одно является следом, другое — образом, одно телесно, другое духовно, одно преходяще, другое бессмертно, и вследствие этого одно находится внутри нас, другое вне нас. Поэтому, чтобы достичь созерцания Первоистока, Который в высшей степени духовен, вечен и превосходит нас, следует перейти через следы, которые телесны, преходящи и находятся вне нас, и это выведет нас на путь к Богу. Затем следует войти в нашу душу, которая является бессмертным образом Бога, духовна и находится внутри нас, и это значит войти в истину Божию. Наконец, мы должны возвыситься до вечного, высшей духовности и находящегося выше нас, взирая на Первоисток, и это значит возрадоваться в познании Бога и благоговении перед Величием
Его15.
При описании природы во вселенском масштабе важно видеть и знать роль в мироздании Бога (в христианской концепции; Аллаха16 - в исламе; Абсолюта17 - в Живой Этике.
В православной концепции святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909), определяет, выражает сущность Бога так: Бог есть такое духовное Существо, от Которого все и без Которого немыслимо ничто, в Котором начало, продолжение, жизнь и сохранение всего; Который бесконечно выше всякого времени и пространства; Который не начинался никогда и никогда не окончится; пред Которым все, как не существующее; Который весь везде; Коего не вытесняет из какого-либо пространства ни один атом, ни горы, ни небесные тела, ни моря, ни воздух, ни огонь, ни земля; Который занимает Сам от вечности всякое пространство, занимаемое каким бы то ни было телом, хотя землею, и Сам, силою Своею содержит в бытии то тело; Который есть на всяком месте, на всякой невообразимой линии
14 Там же. С. 429.
15 См.: URL: http://psylib.ukrweb.net/books/bonav01/index.htm (дата последнего обращения -24.05.2012 г.).
16 Аллах — имя собственное, соответствующее, по мусульманской вере, истинному Богу, Творцу и Господу всего сущего, обладателю всех превосходных имён и качеств, Единому, Единственному. Мусульмане считают, что Аллах вечен и не имеет начала и конца, постижение его человеческим разумом невозможно, однако некоторые его атрибутивные качества поддаются приблизительному описанию категориями человеческого понятийного аппарата, то есть, например, можно говорить о Его существовании или совершенстве. В точном переводе Аллах означает Всевышний Бог. - См.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аллах (дата последнего обращения - 18.10. 2012 г.).
17 Абсолют - это вечная невидимая душа космоса. Об Абсолюте, или Парабрамане говорится в древнеиндуской священной книге «Вишну Пурана» (IV—V века), содержащей, в частности, мифы о сотворении. Во всех легендах, пишет Н.К. Рерих, Парабраман или Абсолют являются чисто философским понятием - принципом, законом или началом, на котором зиждется Бытие, Небытие Космоса. Но служители религий персонифицировали это философское понятие, переделав его в идею "Единого Бога", "Творца Земли и Неба". Таким умалением это великое понятие было низведено до бога-личности, до "Властелина Вселенной". Этот личностный бог обладает уже определенным характером: он сердится, карает, награждает. Но его можно и умилостивить, особенно если произносятся определенные жертвы слугам его... - Да, такого "бога" древние легенды не знают.- См.: Рерих Н.К. Семь великих тайн космоса. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. (серия «Антология мысли»). С. 627. См. также: URL: http://lib.ru/RERIH/rerih1 .txt (дата последнего обращения - 04.07. 2012 г.).
пространства, и Сам содержит неограниченно всякое пространство; - одним словом: Бог есть Сый, то есть как бы един вечно Сущий, един, Который есть, был и будет18.
Как в земной природе существует множество объектов - земля, вода, воздух, растительные и животные существа, включая человека, так и божественная, невидимая часть мироздания наполнена многообразными объектами. Другой существенной особенностью великих духовных традиций в видении мироздания, помимо его многомерности, является выделение в ряду субъектов, населяющих Вселенную разной природы духов - добрых и злых. Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, «Мир невидимый, или духовный, по учению Православной Церкви, составляют двоякого рода духи. Духи добрые, иначе называемые Ангелами, и духи злые, или демоны, которые сотворены были добрыми, но по собственной воле сделались бесповоротно злыми»19.
Из самой сущности Бога, как Существа Совершеннейшего, ясно, что все, Им сотворенное, было только добро и зла Он не мог сотворить. Откуда же явилось зло? От гордости одного из высших духов. Он возмечтал о себе до того, что задумал сравняться со своим Творцом. Чтобы осуществить это на деле, он увлек за собой в неповиновение множество других духов и, не довольствуясь этим, распространил, посредством обольщения первых людей, господство свое в земном мире. В Церкви Христовой издревле существует мнение, что гордость одного из высших духов была причиной возникновения зла как в мире духовном, так и в земном.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что первый изобретатель зла есть враг Бога и человеков, человекоубийца от начала или дьявол, что означает «клеветник и обольститель».
Злые духи безвозвратно утратили любовь к Богу, с тем вместе утратили и мудрость, исходящую Свыше, которую составляют истина, правда и благость. Утрата внутреннего светильника, просвещающего пути разумного существа, производит состояние внутреннего мрака или духовного ослепления, другими словами - притупления восприимчивости к Свету Истины20.
Н.К. Рерих пишет о злых духах в контексте вопросов: Почему человечество дошло до такого мрачного состояния? Почему наша планета очутилась на краю гибели? Неужели люди являются такими злыми сами по себе? Неужели зло коренится в природе человека?
Легенда утверждает, что в этом повинен также Хозяин Земли - Люцифер21.
«Давно, давно, на заре человечества, на нашу Землю пришли Высокие Духи. Эти Божественные Существа пришли, чтобы ускорить эволюцию планеты и ее человечества. Вместе с Ними пришел на нашу планету и Люцифер. Он также вначале участвовал в
18 Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина. М.: ПРАВИЛО ВЕРЫ, 2006. С. 8.
19 Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. М., 2007. С. 23.
20 Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. М., 2007. С. 27.
21 См.: Рерих Н.К. Семь великих тайн космоса. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. (серия «Антология мысли»). С. 716. См. также: URL: http://lib.ru/RERIH/rerih1 .txt (дата последнего обращения - 04.07. 2012 г.).
Люцифер (лат. Lucifer — «светоносный», греч. Фюсфоро^ — «Светоносец», рус. Денница — второй по старшинству Архангел, после Михаила, в небесной иерархии. Также, Люцифер — одно из имён Дьявола в позднем христианстве. У Отцов Церкви Люцифер, «сын зари», является обозначением Дьявола. Первое упоминание Люцифера встречается в Книге Исайи, написанной на древнееврейском. Здесь Вавилонское царство сравнивается с падшим ангелом, благодаря чему читатель узнаёт историю о том, как один из херувимов возжелал власти, равной Богу, и был за это низвергнут с небес. В оригинале употреблено еврейское слово «хейлель» («утренняя звезда», «денница»): Ис.14:12-17: Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?». - См.: URL: -http://ru.wikipedia.org/wiki/Люцифер (дата последнего обращения - 23.09. 2012 г.).
9
пробуждении в человеке его высших способностей. Он тоже вначале был Светодателем. И по космическому праву он был истинным Хозяином нашей Земли. Он был Князем мира сего в полном значении этого слова.
Но Люцифер не был Высшим среди своих Собратьев. Когда ему пришлось облечься в земные плотные оболочки, дух его не удержался на прежней высоте.
В беспредельном совершенствовании не исчезает ни одно человеческое чувство. Наоборот, все чувства растут беспредельно. Они или преображаются в высшие восприятия в добре - или же утончаются во зло.
Когда Люцифер достиг сознания своего потенциала неограниченной мощи и нерушимости; когда он овладел многими космическими тайнами и силами; когда он почувствовал, что может стать создателем того или иного мира; когда он увидел невежественность масс, окружавших его - тогда нужна была огромная сила сердца, чтобы удержаться от многих соблазнов. И прежде всего - от гордыни духа.
А Люцифер не обладал всеми совершенствами: Он не смог побороть в себе чувства гордыни и ревности к другим Светлым духам. Когда человеческое естество в нем взяло перевес над божественным, он возревновал. Он начал губительную борьбу против Великих Собратьев.
Люцифер имеет много помощников. Силы тьмы образуют "черную ложу"- стройную организацию, возглавляемую Люцифером, в которой существует и поддерживается железная дисциплина.
Существует заблуждение, что темные являются антитезою Света и потому неизбежны -это ошибочно. Тьма, антитеза Света, ничто иное, как непроявленный Хаос.
Непроявленный Хаос является противоположной полярностью Творческого Вселенского Начала. Непроявленный Хаос действует во всем Космосе, тогда как Люцифер существует только на нашей планете. Его проявление - чисто местное, и влияние его не распространяется дальше низших сфер нашей планеты. Существующее на Земле особое положение есть временное явление и не есть непреложный закон Природы. Законы развития жизни, подчеркивает Н.К. Рерих, не предусматривают существования в Космосе сознательной злой силы, которая противодействовала бы Благим Творческим Силам. Все усилия Творческих Сил Космоса всегда направлены на одоление Хаоса, на приведение его в гармоничное состояние. Эта вечная борьба Хаоса с Космосом есть вечная борьба Света с Тьмою.
Главным фактором воздействия темных сил на человечество есть сила мысли. Прежде, служили черные мессы и воздвигали статуи Бафомету22, теперь они стали опаснее, ибо отставили многие ритуалы и обратились к силе мысли. Будучи существами Тонкого Мира, они воздействуют на тонкую природу человека. Видя нашу ауру и читая наши мысли, которые усиливают их отрицательное мышление.
На низших ступенях своего развития человек может быть пойман в сети темных низшими свойствами своей природы, как пьянство, зависть, корыстолюбие, чревоугодие и др. На более высших ступенях его ловят на тщеславии, на гордости, на признании своей непогрешимости и т.д. Темные очень любят большие интеллекты, развившиеся за счет сердца, ибо через них можно особенно тонко действовать.
.Главная масса сил тьмы находится в невидимом Тонком Мире. Для овладения умами и волей земного человечества силы тьмы нуждаются в сотрудничестве представителей Плотного Мира. Темные силы высших степеней, чтобы не быть опознанными, общаются с
22 Бафомет — имя сатанинского божества. Впервые встречается в 1195 году в поэме трубадура Гаваудана. В процессе против Ордена тамплиеров в 1307 году используется в качестве имени одного из сатанинских богов, которому, согласно расследованию Инквизиции, поклонялись на тайных ритуалах рыцари. Исторически подтвердить или опровергнуть обвинение не представляется на данный момент возможным. В Бафомете священники увидели самого Дьявола и обвинили тамплиеров в ереси, после чего глава ордена Жак де Моле и все его руководство были сожжены на костре, а остальные бежали. -http://ru.wikipedia.org/wiki/Бафомет
людьми через посредников. Представитель тьмы выбирает себе таких сотрудников, которые возбудили бы наименьшее подозрение.
.Много страшного творится сейчас в мире. Много самого отвратительного колдовства распространено по всему миру. Черная магия необычайно развивается. Это одно из орудий противников Света. Они собирают сознательных и бессознательных сотрудников. Заклинания, гримуары23 и все накопления темных применяются широко. Кроме темных центров возникают многие малые круги, часто основанные на самых примитивных ритуалах, но общий вред велик.
Много черных лож, но некоторые предаются злу, как таковому, без особых ритуалов. Но за последнее время можно видеть возрождение самых древних служений тьме. Между ними есть очень вредные, которые своим ритмом могут быть разрушительны. Черные ложи обычно не понимают, что причиняют зло лишь в желаемом направлении, но на самом деле они затрагивают целые слои атмосферы. Особенно теперь, когда приближается время огненное и многие нарушения равновесия уже очевидны, вред темных взываний особенно ужасен.
Темных лож очень много. Часто люди, самые хорошие, не допускают мысли, что такая мерзость может существовать. Но можно видеть, как темные вторгаются в разные слои людей под видом самых почтенных служителей общего блага.
Как же противостоять темным? Как бороться с ними?
Первым шагом к борьбе с сотрудниками тьмы будет осознание их существования. Признав, что они существуют, чувство самосохранения подскажет быть настороже. Ведь только благодаря тому, что существование темной силы оспаривалось, она приобрела огромную власть над человечеством.
Невежды смеются над существованием Сатаны и тем подтверждают правильность сказанного одним, как подчеркивает Н.К. Рерих, тонким европейским философом: "Победа дьявола в том, что он сумел внушить людям, что он не существует". Ведь когда мы во что-то не верим или отрицаем, мы перестаем этого остерегаться - и тем легче попадаем в тенета, расставленные многочисленными приспешниками тьмы. Закрытие глаз на существующее зло и на его породителя низвергает человека еще ниже.
Ошибочно пренебрегать силами темными. Очень часто победа их заключается в таком небрежении. Люди часто говорят -"не стоит и думать о них". Но следует думать обо всем существующем. Если люди справедливо ограждаются от воров и убийц, то тем более нужно оберечься от убийц духа.
Натиск сил тьмы на земное человечество никогда не был так силен и не грозил столь грозными бедствиями, как сейчас. Борясь за свое существование, хозяин Земли, князь тьмы, поставил на карту существование нашей планеты.
Князь тьмы сейчас достиг апогея человеконенавистничества и собирается явить апофеоз своего разрушительного владычества. Так на нашей планете сам хозяин Земли теперь предает планету. Плохой хозяин, но такую природу он воспитал в себе. Он заслужил
24
название противника и предателя рода человеческого» .
Если Н.К. Рерих предупреждал об ошибочности «пренебрегать силами темными», то святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет о том, что «во все времена существовали мнения, опровергавшие личное бытие дьявола и вообще злых духов. Подобное заблуждение крайне опасно для человека, ибо располагает его к нравственной беспечности на виду у
23 Гримуар, или гримория (фр. grimoire, от фр. grammaire) — книга, описывающая магические процедуры и заклинания для вызова духов (демонов), или содержащая ещё какие-либо колдовские рецепты.
24 См.: Рерих Н.К. Семь великих тайн космоса. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. (серия «Антология мысли»). С. 716723.
См. также: URL: http://lib.ru/RERIH/rerih1 .txt (дата последнего обращения - 04.07. 2012 г.).
11
грозного неприятеля, который не пренебрегает никакими средствами, чтобы из вражды к Творцу своему устраивать вечную погибель человеку»25.
В писаниях о российских святых приводятся сведения о действиях против них со стороны сил зла, о которых пишут Святой праведный Иоанн Кронштадтский и Н.К. Рерих. В Житие преподобного Сергия Радонежского рассказывается, как много скорбей и искушений претерпел он от бесов в самом начале своего пустынного подвига. Сам преподобный рассказывал своим ученикам: однажды ночью вошел он в уединенную церковь свою, чтобы петь утреню, но лишь только он начал молитвословие, как вдруг пред его взорами расступилась стена церковная, и в это отверстие, как тать и разбойник, не входящий дверьми, вошел сатана видимым образом; его сопровождал целый полк бесовский - все в остроконечных шапках и одеждах литовцев, которых тогда боялись на Руси не меньше татар. С шумом и дикими воплями, скрежеща зубами от адской злобы, мнимые литовцы бросились как бы разорять церковь; пламенем дышали их богохульные уста. «Уходи, уходи отсюда, беги скорее, - кричали они подвижнику, - не смей долее оставаться на этом месте; не мы на тебя наступили - ты сам нашел на нас! Если не уйдешь отсюда мы разорвем тебя на части, и ты умрешь в наших руках». Сергий обратился с молитвой к Богу, не вынесли падшие духи его пламенной молитвы и исчезли так же внезапно, как и явились.
В другое время вся келья пред взорами преподобного наполнилась отвратительными змиями, так что не видно было и пола. Еще раз, когда преподобный читал в пустынной хижине ночное свое правило, вдруг пронесся шум по чаще лесной, и кругом его кельи послышались бесчинные крики бесовских полчищ. И снова преподобный возопил к Богу в молитве и рассеялось полчище бесовское26.
Не раз испытывал силу искушений духа злобы праведный Серафим Саровский (1754 (или 1759) — 1833), соответствующую высоте его подвига. Были употреблены различные средства, начиная с наиболее легких. Сначала дух злобы старался наводить страх на преподобного, испытывая, не удастся ли ему таким путем заставить отца Серафима возвратиться в монастырь и отказаться от пустынножительства. Однажды во время молитвы преподобный слышал вой зверей за дверями своей кельи, потом точно целая толпа народа стала ломиться в уединенное жилище отца Серафима, вышибла косяки дверей, и к ногам молящегося подвижника упал страшно тяжелый кряж дерева, который потом с трудом могли вынести восемь человек. Иногда отцу Серафиму во время молитвы и днем, и особенно ночью казалось, что келья его разваливается на четыре стороны и к нему рвутся со всех сторон страшные звери с диким ревом. Иногда перед подвижником являлся открытый гроб, из которого вставал мертвец. Эти и подобные устрашения врага не достигали, однако, цели: преподобный не поддавался им, легко побеждая их силой крестного знамения и молитвой27.
Существенным для понимания природы во вселенском масштабе, ее зарождения, «тайн» и законов функционирования, является вопрос о Боге, Его месте и роли в природе.
Для таких древних, развитых и распространенных на Земле источников и средств познания природы, как теология и эзотерика, эти знания о Боге являются изначальными и истинными.
В науке, можно предположить в силу ее материалистического характера, если говорится о Боге, то преимущественно в смысле его отрицания. Но для многих, подчеркну, авторитетных ученых, как они утверждают, Бог не только есть, но Он им помогает.
Многократно и в разных аспектах высказывал свое отношение к Богу Альберт Эйнштейн, лауреат Нобелевской премии по физике, один из основателей современной физики, создатель теории относительности. «Я хочу узнать, как Бог создал мир, - говорил
25 Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. М., 2007. С. 27.
26 См.: Житие преподобного Сергия Радонежского. М.: «Артос-Медиа», 2007. С. 82-87.
27 См.: Житие, подвиги, чудеса и прославление преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. Спб, 2007. С. 58-59.
Эйнштейн. - Мне не интересны те или иные явления в спектре того или иного элемента. Я хочу знать Его мысли, остальное - это детали»28' «Чем больше я изучаю мир, тем крепче моя вера в Бога». «Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, всё же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня», заявлял Эйнштейн.
В знаменитом докладе «Религия и естествознание» (май 1937) Макс Планк констатировал: «И религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания - в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других - вершину построения любых мировоззренческих
29
принципов» .
Приведем суждения по этому поводу нашего современника и соотечественника И.Н. Острецова, доктора технических наук, профессора, заместителя директора ВНИИ атомного машиностроения: «Мир устроен Создателем, и я доказал на этот счёт строгую теорему. Законы мироздания надо познать и жить по ним. В основе мира лежит Разум. Мир создан
Им.....Альтернативы нет. Так что у мира был Создатель. Никуда от этого не денешься. Это
совершенно строгое доказательство. Следовательно, человечество должно познать законы мироздания и жить по этим законам» 30.
«Человечество должно познать законы мироздания и жить по этим законам», о чем утверждает профессор И.Н. Острецов, - цивилизационный и научный императив. В науке экологического права законы природы, законы мироздания, не только материальные, о которых говорится в науке, но и духовные, - первейшее и существенное методологическое основание формирования и осуществления экологического законодательства и права. Учет духовных законов природы, выявляемых в том числе посредством изучения «тайн» природы, - основа концепции устойчивого цивилизованного развития человека, общества,
31
человечества .
28 Цит. по: Ronald Clark, Einstein: The Life and Times. London: Hodder and Stoughton Ltd., 1973. P. 33.
См. также: URL: http://nobeli st.tripod. com/ sitebuildercontent/sitebuilderfiles/5 0 -nobelists-rus. pdf (дата последнего обращения - 12.05.2011 г.).
29 Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. № 8. С. 35.
30 Острецов И. Глобальная Фукусима или разумная тирания // Переправа. 2011. № 3. С. 23.
31 См.: Бринчук М.М. Системный подход к устойчивому развитию мирового сообщества // Астраханский вестник экологического образования. 2015. № 2 (32). С. 5-14.