- -J* . -
УДК 1:001; 001.8 ББК Ю6
ПРИРОДА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
ВЕРА ПАВЛОВНА КРАСНИКОВА,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 09.00.11 — социальная философия E-mail: vera.krasnikova@yahoo.com Рецензент: кандидат исторических наук, доцент Марченя П.П.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследование сущности интеллигенции раскрывает различную природу интеллигента и интеллектуала. Автор статьи определил общее и специфическое этих понятий. На основании этого сделан вывод, что «интеллектуал» более широкое и объемное понятие, чем «интеллигент».
Ключевые слова: Отечество, интеллектуал, интеллигент, добро, истина, красота, справедливость.
Annotation. The paper reveals the essence of intelligentsia in Russia and separates two definitions of an intelligent and an intellectual. The author examines similarity and differences of the definitions. The key takeaway of the paper is that «an intellectual» is a broader definition than «intelligent».
Keywords: Homeland, intellectual, intelligent, goodness, verity, beauty, fairness.
Более двух столетий не затихают споры о предназначении русской интеллигенции, ее месте и роли в развитии страны. В 1997 г. на международной конференции «Русская интеллигенция и западный интеллектуализм» обсуждались вопросы о природе понятий «интеллигенции» и «интеллектуала», их задач в разрешении многих проблем современности, но главное — ответственности за будущее своей страны1.
До 60-х гг. XIX в. слово «интеллигенция» употреблялось в значении «разумность», «деятельность рассудка». Слово «разумность» введено в обиход в XVIII в. В.К. Тредиаковским, а в 1819 г. в работе «Опыт философского словаря» А.И. Галич использует такие понятия как «разумный дух» и «высшее сознание». В.А. Жуковский в 1836 г. впервые употребил слово «интеллигенция»: «...лучшее петербургское дворянство... представляет всю русскую европейскую интеллигенцию»2.
В эти годы к интеллигенции относили людей образованных, с нравственным образом мысли и поведения, выполняющих долг служения Отечеству. В отдельных публикациях интеллигенция рассматри-
валась как слой граждан, принадлежащий к определенной социокультурной среде. В научный обиход термин «интеллигенция» вводит писатель П.Д. Боборыкин.
В различных российско-советских словарях интеллигенция рассматривается в основном как общественная группа людей, имеющих образование и специальные знания в области науки, техники и культуры, и занимающихся преимущественно сложным творческим трудом. Однако это понятие отражает и характерные черты «интеллектуала», «деятеля», представителя определенной профессии, понятия которых представлены во многих западных словарях, в отличие от слова «интеллигенция», которое в них обнаружить невозможно.
Интеллигенция является специфическим образованием русской общественной жизни, суть которого выразил философ Н.А. Бердяев. Он назвал интелли-
1 Русская интеллигенция и западный интеллектуализм: История и типология. М., 1999.
2 Жуковский В.А. Из дневников 1827—1840 гг. // Наше наследие. 1994. № 32. С. 46.
генцию «идеологической, а не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из различных социальных классов, объединенных идеями социального характера»3.
В истории отечественной философской мысли выделяются различные взгляды на генезис интеллигенции. В трудах Г.П. Федотова указывается, что первые интеллигенты — это монахи и книжники Киевской и Московской Руси. Их объединяли не только близость к языку и быту народа, созерцательность и мечтательность, но и стремление к нравственно-эстетическому преобразованию действительности, духовному обновлению себя через аскетизм.
Д.С. Мережковский первым интеллигентом называет Петра I, поставившего в своей деятельности грандиозные цели и задачи на благо Отечества, и требовавшего достижения их как от себя, в первую очередь, так и от подданных.
В произведениях А.Н. Радищева, М.И. Новикова, П.Я. Чаадаева происхождение интеллигенции анализируется на основе развития наук, искусства эпохи Просвещения. Но наиболее распространенные мнения о появлении интеллигенции как социального слоя основываются на специфике разночинного движения.
Философы XIX в., в частности, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский подчеркивали, что интеллигенция не является классом или сословием. Это дух «нации», своеобразное, разночинное образование, разорвавшее со всяким сословным образом и стилем жизни.
Предназначение интеллигенции того времени состояло в служении своему народу. Поиск добра, истины и справедливости, разумное постижение действительности, являлось основой смысла жизни интеллигентов-разночинцев. Смысловой оттенок умственного и духовного избранничества разночинцев соседствовал с ироничным отношением к тем, кто претендовал на это самоназвание, что отразилось и в сборнике «Вехи».
В XX в. доминировало понимание интеллигенции как прослойки между рабочими и крестьянами. В нее включали всех образованных людей, занятых умственным трудом, и отличающихся от представителей физического труда. Но эту социальную группу можно назвать и интеллектуалами. Интеллектуал — это человек, способный к умственным операциям, имеющий образование и специальные знания в раз-
личных областях деятельности. Интеллектуал профессионально занимается умственным трудом, но разве каждого интеллектуала можно назвать интеллигентом?
Незаурядный мыслитель А.Ф. Лосев в работе «Диалектика художественной формы» (1927) писал: «...интеллигенция есть соотнесенность смысла с самим собой»4. В этом определении интеллигенции выделяется ее целостность и адекватная самоданность. Если ученый изучает то, что существует, а инженер создает «несуществующее», то интеллигент представляет «совокупность познаваемых идей»5.
В настоящее время господства техники все больше возрастает роль интеллектуалов и все меньше — интеллигентов, стремящихся к идеальному. «Все разложилось на элемент интеллектуальный и на чувственные ощущения... Техника убийственно действует на душу»6, — справедливо отмечал Бердяев. Господство естественных и технических наук и «беспомощность» гуманитарных не способствует разрешению многих конфликтом между человеком как биосоциальным существом и средой его обитания. Этический и духовный характер управления технологическими разработками, которые должны не уничтожать, а сохранять все живое на Земле, требуют именно от интеллигентов новых теоретических концепций, нацеленных на доброе и прекрасное как основы идеального. Но для этого сам интеллигент обязан стремиться стать творцом и носителем национального и самобытного жизненного разумения.
Конечно, интеллектуала и интеллигента объединяет стремление к расширению знаний и совершенствованию интеллекта. Однако интеллектуал ценит научное знание, а интеллигент — идеал знания. Часто можно наблюдать количественное накопление фактов и сведений, подтверждающих геракли-товское: «многознание уму не научает». Научное знание интеллектуала не является образцом его действия и поступка, поэтому принципы и убеждения не являются основой его жизни. Для интеллигента мысли, действия и поступки выступают как единое целое.
3 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 17.
4 Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С. 22.
5 Там же.
6 Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 156.
Знание для интеллектуала превыше всего, и оно должно быть в первую очередь полезно и целесообразно. Для интеллигента знание выступает как необходимость и ступень к реализации своих способностей. Для интеллигента главное — это поиск гармонии и целостности его духовного опыта, выработка собственных принципов и убеждений, от которых он не отказывается.
Особенность интеллектуала — это опора на науку, логическая обоснованность и доказательность, рассудочность действий во всем. Интеллигент же, руководствуясь здравым смыслом и стремясь к единому, соединяет в своих изысканиях и образе жизни чувственное и рациональное, душевное и духовное. Поиск блага на основе справедливости более значим для интеллигента, чем последствия научно-технического прогресса, имеющего как положительные, так и отрицательные значения. «Глупость умных людей с ясной головой и узким кругозором породила много катастроф»7.
Если для интеллектуала приоритетны цена и польза, то для интеллигента — ценность и плодотворность. Попытка соединения интуиции и интеллекта, художественного вкуса и моральных ценностей является коренным отличием интеллигента от интеллектуала.
Развивая идея Платона и возрожденцев, европейских просветителей, отечественные интеллигенты раскрывали величие человека в его разуме, позволяющем человеку творчески трудиться и преодолевать в себе раба. Сократовский раб — это человек, не знающий доброе, прекрасное и справедливое. Всегда интеллигентов волновали вопросы несправедливости, социального неравенства и неволи. В интеллигенте чувственное, рассудительное и разумное не противоречат, а дополняют друг друга. Служение добру, красоте и правде основано на созидании, а не на разрушении основ бытия. Русские просветители (А.П. Куницын, А.Ф. Бестужев и др.) стремились к идеальному как гармонии мира.
Сегодняшняя техногенно-потребительская цивилизация, к сожалению, опирается на интеллектуалов, для которых использование среды обитания должно приносить выгоду и прибыль. Безмерно жесткое, циничное и меркантильное отношение к живому не свойственно интеллигенту. Интеллигент призван научить человека жить не навязанными стереотипами поведения, превращающими его в
«киборга» и «ходячий компьютер», а традиционными ценностями, передающимися из поколения в поколение.
Поставив рассудок в качестве «всевысшего», цивилизация создает человека, для которого эгоцентрические и личные интересы доминируют и отодвигают общие интересы. Еще А.Ф. Бестужев подчеркивал: «...если воспитание состоять будет в одних науках, к званию только каждого относящихся, то сие не есть воспитание... Истинное воспитание состоит в соединении сих наук с истинным просвещением, в направлении молодых людей к общему предмету любви отечества, в произведении нравственного и народного характера»8.
Для интеллигента «Мы» означает больше, чем «Я». В эпоху господства компьютерно-информационных технологий отклонения в поведении, которые раньше были единичными, все более становятся общими и «оправданными», «странности» психики утверждаются как нормы «толерантности». За все более возрастающую аномалию в поступках людей (распутство, педофилия, наркомания, нетрадиционные браки) несет ответственность и интеллигенция, которая довольно часто занимает конформистскую и оправдательную позицию.
В условиях господства основного закона капитала — обогащения и наживы — человеку довольно сложно встать на путь самоограничения своих потребностей. Новые морально-эстетические ценности созидания в состоянии разработать и предложить те интеллектуалы, которые способны по-иному осветить гуманитарные аспекты науки и техники. Их и следует назвать интеллигентами.
Среди интеллектуалов к интеллигентам следует отнести и тех, кто обладает критическим отношением к происходящему и прежде всего к самому себе. Жажда практического преобразования несовершенного мироустройства через «общее дело», «хождение в народ», «коллективный труд» отличало интеллигенцию как общность людей, создающих ценности духовного и живущих в согласии со своими принципами.
Двойные стандарты не свойственны интеллигенту. Вырабатывая убеждения собственного пове-
7 УайтхедА.Н. Избр. работы по философии. М., 1990. С. 439.
8 Бестужев А.Д. О воспитании // Русские просветители. М., 1966. Т. 1. С. 123.
дения через аскетическое самоограничение, самоотдачу и самоотверженность, интеллигент их не продавал и не предавал в зависимости от меняющейся обстановки, выгодной и удобной для его существования. Интеллигент способен отделять мнимые ценности от подлинных, не претендуя на «духовное» избранничество и притязания в универсальности выражения высшего исторического смысла бытия.
Особенности интеллигента — деятельность созидающая, а не разрушающая основы жизни, конструктивные, а не деструктивные применения новейших научных открытий и технологических разработок. Постоянный поиск новых путей для реализации своих способностей, ответственность за совершаемые действия и модели поведения, а также критическое отношение к происходящему и недовольство собой — основа интеллигентного мышления. Для интеллигента важно соблюдение нравственных норм, которые позволяют соотнести возрастающие потребности с возможностями их удовлетворения только справедливыми методами.
Так, в шестом историческом письме («Культура и мысль») П.А. Лавров раскрывал значимость гражданственности, совести и личной ответственности каждого интеллигента за дело, которому он служит9. Самосовершенствование человека вне связи с общественными формами жизни, вне личностно-значимой озабоченности моральным состоянием общества равняется его индифферентности. Критически мыслящий интеллигент — это нравственный энтузиаст и человек патриотического сознания. Особую значимость для него имеет творческое самосозидание и реализация внутренних духовных ценностей.
Для интеллигента важен этический критерий всех поступков, разумность, взвешенность и долженствование при выполнении различных видов задач. Во все времена интеллигенцию отличала постоянная борьба за всеобщее просвещение и социальное равенство, за создание условий для раскрытия каждым своих задатков и способностей, выбора человеком своего места в обществе. Интеллигенции всегда было присуще чувство вины и боли за положение народных масс, поэтому настоящие интеллигенты выступали против нищеты, гнета и бесправия простых людей.
Многие интеллигенты жертвовали собой, служа не самой власти, а государству и оставаясь с ним в труднейшие периоды. Оппозиционность и критичность существующей власти связаны для интеллигента с постоянной мечтой о светлом будущем, построении земного рая. «Теория малых дел», «Общее дело», «Дело, которому ты служишь» — девиз интеллигентов, примером своего образа жизни ведущих за собой многих людей. В практической деятельности интеллигент не только проявляет максимальные возможности своего интеллекта, но своими поступками он показывает пример разумности и этико-эстетических норм существования.
«Бегство» от культивирования вещей, неприятие самодостаточности, самодовольства, самовосхваления, самолюбования, и стремление к скромности, аскетизму, самовоспитанию, самосовершенствованию — специфические черты интеллигента. Если бы они активнее развивались в людях, мир стал бы лучше.
9 Лавров П.Л. Исторические письма. 1868—1869 // Философия и социология. Т. 2. М., 1965. URL://http://www.az.-lib.rU/l/lawrow_p_l/text_1869_istoricheskie_pisma.shtml