Научная статья на тему 'Природа и сущность доброты'

Природа и сущность доброты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2792
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОТА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мордовина Л. В.

В статье рассматривается сущность и природа доброты как первоначального гуманитарного свойства человека и человечества. Установлены каноны этико-моральноных свойств, основой которых выступает доброта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природа и сущность доброты»

УДК 008.001 • Мордовина Л. В.

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ДОБРОТЫ

Мордовина Людмила Владимировна - доцент ТФ МГУКИ

Аннотация. В статье рассматривается сущность и природа доброты как первоначального гуманитарного свойства человека и человечества. Установлены каноны этико-моральноных свойств, основой которых выступает доброта.

Ключевые слова: доброта, нравственность, гуманитарная культура.

История бытования одного слова в языке, особенно если это слово относится к так называемым «ключевым» словам языка, может много сказать

об изменении системы ценностей народа. Проиллюстрируем это на примере анализа значений слов доброта и добрый.

На первый взгляд, значения этих слов остаются неизменными на протяжении всей истории русского языка. Если сравнить словарные статьи, включающие слово доброта, в словарях древнерусского языка, русского языка XVIII - XIX вв. и в словарях современного русского языка, мы увидим, что у этого времени выделяются два основных значения: абстрактное, философское - «всё положительное, хорошее, противоположность - зло» и конкретное, вещественное - «имущество, вещи, пожитки».

В настоящее время основным значением слова доброта и добрый стало значение морально - этическое, которое относится к духовно - нравственной сфере человека. В современном русском языке слова добро, доброе употребляются в значении «имущество» только в разговорной речи. Сейчас невозможно представить себе слово добро, доброе в тексте Уголовного кодекса или правительственного документа.

Доброе - использовался в «вещественном» значении в целом ряде русских диалектов: «Всё моё доброе пригорело; Всё доброе утащили воры, вот беда». И хотя набор значений слова остаётся прежним, структура значения меняется. В современном русском литературном языке добром называют имущество скорее в тех случаях, когда говорящий хочет показать несколько пренебрежительное или ироническое отношение к «накопительству» и «стяжательству»1.

1 Исенко, И.П. Русский народ: Учеб. Пособие.- М.:МГУК, 2004.

Слово «Добро» является исконно русским и ведёт свои корни не со старославянского языка, а из праславянского, более старшего, начавшего вытесняться старославянским языком в период 3-5вв н. эры. В праславянском языке оно имело несколько значений: храбрый, сильный, крепкий, плотный. Эти слова не имеют никаких аналогий с другими иностранными словами. По мнению этимологов, само слово ассоциируется с деревом «ДУБ» и с него берёт своё начало.

У разных авторов существует огромное количество определений, каждый из них вкладывает свой смысл в понятие, но при анализе можно выделить то, с чем соглашается большинство.

Толковый словарь Ушакова дает следующее определение доброты: «отвлеченное существительное к «добрый» . Иными словами, собственно доброта - понятие абстрактное, и, не проявляясь в конкретных поступках, не может существовать. Однако и совершаемые поступки не всегда могут гарантировать торжество доброты. Доброта - это отзывчивость, это добрые поступки по отношению к другим, вызванные не принятыми нормами морали, вежливостью и желанием выглядеть лучше в глазах окружающих, а внутренней потребностью сделать так, чтобы другому было хорошо.

Доброта - качество неординарных людей, обладающих сильным разумом и имеющих от природы мягкое сердце, которые способны понять, как правильно себя вести в той или иной ситуации, имея желание помогать другим людям. Таким образом, главное качество доброго человека - желание помогать другим людям не из слабости сердца, а из естественной любви к другим людям.

Другое название качества доброты - добросердечие. Мягкосердечие не является обязательным признаком доброты. При определённых обстоятельствах добрый человек может поступать сурово по отношению к другим людям ради их блага».

Существуют и другие определения понятия добра и доброты, в чем-то схожие, чем-то отличные от рассмотренного выше. Например:

Толковый словарь русского языка Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. рассматривает понятие «добро» так:

«Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-то. Сделать много добра людям» .

А вот как толкует добро В.И. Даль. По его мнению, «добро - всё то, что приносит людям, жизни, природе, всему окружающему удовлетворение, спокойствие, радость; также сердечное, расположительное отношение к кому-чему, к другому, другим; соответствующее свойство души; также приятное, радостное событие, хороший, положительный поступок,

2 Большой толковый словарь по культурологии //Кононенко Б.И., Издательство: Вече, 2003

3 Ожёгов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание. М.: ООО ИТИ Технологии, 2008.

поведение; хорошее, полезное дело; вообще добро есть идея, которая существует как действующее, деятельное начало; это добрые люди и их добрые дела. «Добро - вещественно: всё доброе, имущество или достаток, стяжание, добришко, особенно движимость; в духовном значении: благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина,

4

семьянина; противоположное худу и злу» .

А вот как он определяет схожие с «добром» понятия, такие, как «благо» и «добродетель»:

Благо - всё доброе, полезное, всё то, чем обеспечивается благополучие, спокойствие, довольство. «Благо - добро; всё доброе, полезное, служащее к нашему счастию; хорошо, полезно; хорошо что, ладно что».

«Добродетель - высоконравственный и благожелательный по отношению к другим образ жизни, основанный на стремлении к добру; соответствующее состояние души; также тот, кто приносит добро и пользу другим, другому. Добродетель - доблесть, всякое похвальное качество души, деятельное стремление к добру, к избежанию зла; отвлечённо: добро, доблесть, противоп. зло, лихо, худо, порок».

Мы рассмотрели трактовку понятия «добро» в различных толковых словарях. Чтобы наше суждение не было односторонним, перейдем к рассмотрению добра с других углов зрения. Добро, а точнее, доброта, - это нравственное качество человека, а это значит, что имеет место рассмотрение его и с этической точки зрения.

Этический словарь дает следующее определение слова «доброта»5:

«Добро - одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью -злом добром является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения. С помощью идеи доброты люди оценивают социальную практику и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или социальная деятельность классов, состояние общества в целом), понятие добро приобретает форму более конкретных понятий -

4 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Т.1. -М.: Дрофа, 2008.

5 Бабенко Л.Г. Большой толковый словарь синонимов русской речи. М.: ООО АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2010.

добродеяния (благодеяние), добродетели, справедливости и др. Этика подвергает добро как понятие морального сознания теоретическому анализу, выясняет его смысловое содержание, природу и происхождение. Религиозная этика истолковывает добро как выражение воли или разума бога, придавая тем самым интересам и воле господствующего класса вид божественного закона. По существу, тот же смысл имеют различные объективноидеалистические теории доброты, выводящие его либо из некой недоступной познанию «сущности», либо из космического закона или мировой идеи (Гегель). Попытки материалистического объяснения доброты в домарксистской этике обычно приводили к этическому натурализму; происхождение доброты чаще всего усматривалось в абстрактной вне-

исторической «природе человека », в его стремлении к наслаждению,

6

счастью .

Но и эти теории за «естественную» природу человека вообще фактически выдавали определенный тип человека, живущего в том или ином конкретном обществе, и обосновывали, таким образом, мораль определенного класса. Общий порок всех этих теорий заключается в том, что они рассматривали понятие добро в отрыве от социально-исторических условий жизнедеятельности людей. Объективная закономерность исторического изменения и обогащения смысла, вкладываемого в это понятие, оказывалась невыясненной. Оставалось либо объявить его вечным и истинным для всех

эпох, как это делает этический абсолютизм, либо считать его не зависящим от каких либо объективных законов или даже произвольным. В ряде современных буржуазных этических теорий определение доброты вообще считается невозможным. Добро объявляется выражением эмоций того или иного человека либо целиком зависящим от личного замысла индивида».

Другое понятие: «добро - наиболее общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности; является противоположностью зла. Идея доброты отображает требования человека к действительности. В рамках морального освоения мира добро играет такую же роль, какую в рамках научного познания играет истина, а в рамках художественного — красота . Термин «доброта» обозначает: 1) объективную характеристику предмета, фиксирующую его совершенство в сочетании с эмоциональным одобрением (когда нечто называют добрым, при этом имеется в виду, что оно соответствует своему назначению; напр., доброе сукно, добрый конь); 2) ценность, полезность предметов для человека, а также сами ценные, полезные для человека предметы (добрая весть, нажить

6 Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей. - Избр. произв. М., 1994.

7 Мур Дж.Э. Принципы этики. М., 1983

добро.); 3) нравственное качество человека и его поступков, делание добра (сделать доброе дело, добрая женщина).

А как понимали добро философы? Для ответа на этот вопрос обратимся

8

к философскому словарю под редакцией Фролова .

Понятие «добро» входит в состав специфических категорий философии и этики. В античной философии добро понималось как онтологическое свойство, лежащее в основе всего сущего и позволяющее реализовать человеческое стремление к счастью. При этом одни философы связывали его с естественными потребностями людей, с законами природы, другие придавали самой идее доброты высший онтологический статус. В философии нового времени получило широкое распространение релятивистское понимание доброты, сводящее его к полезности, общественному договору. С точки зрения Канта, добро является свойством воли, но свойством объективным, выражающим ее нравственную, общезначимую природу. Г егель трактовал добро как единство субъективного и объективного, которое достигается в разумно организованном обществе. Диалектический материализм подчеркивает социальную обусловленность и историческую изменчивость представлений о доброте, рассматривает его в соотнесенности со злом, включая их возможные взаимопереходы друг в друга. Социально обусловленная, ситуативно детерминированная относительность представлений о доброте не исключает абсолютность его содержания как нравственного императива. В этом смысле добро есть безусловное требование человечности, которое не может быть разменяно на какие бы то ни было индивидуальные и групповые выгоды».

Таким образом, рассмотрение различных трактовок понятия «добро» и «доброта» позволяют нам сделать следующие выводы:

Добро - в широком смысле слова как благо означает ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт. В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие, польза, счастье, общепринятое, соответствующее обстоятельствам, целесообразное и т.д. С развитием морального сознания и этики вырабатывается более строгое понятие собственно морального добра. Во-первых, оно осознается как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений. Во-вторых, добро знаменует свободные и сознательно соотнесенные с высшими ценностями, в конечном счете с идеалом, поступки. С этим связано позитивное нормативно-ценностное содержание добра: оно заключается в преодолении обособленности, разобщенности и отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях между ними; оно характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенства. Таким

8 Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. Добро. М.: Республика, 2001.

образом, добро связывается с духовным миром самого человека: как бы ни определялся источник добра, оно творится человеком как личностью, т.е. ответственно.

Добро и доброта - понятия, которые нельзя потрогать, но без которых жизнь нашего общества и каждого индивида, была бы более сложной. Доброта - нравственное качество человека, на котором держится очень многое. Добрые люди, по моему опыту, как правило, отзывчивые, всегда готовые прийти на помощь. Почти во всех определениях понятия «доброта» упоминается о том, что добрые люди сильные духом, а только сильные личности способны быть великодушными, прощать. Представьте, если бы в нашем мире не было доброты? Люди не могли бы рассчитывать друг на друга, на поддержку и помощь, было бы меньше доверия друг к другу, а значит, больше стрессов и напряженности. Как мы знаем, моральный дискомфорт ведет к возникновению нервозного состояния, которое может повлечь за собой неадекватные поступки. Без доброты не было бы волонтеров, которые бескорыстно помогают восстанавливать и строить объекты, собирают гуманитарную помощь, ухаживают за пожилыми и людьми и животными, а также выполняют многую другую общественно полезную работу. Доброта - качество, которое в определенном смысле является подарком природы человеку. К добрым людям тянутся, вокруг них всегда много тех людей, которые их любят и уважают и готовы прийти на помощь в ответ. Пословица про сто рублей и сто друзей, наверное, как раз о таких людях. Конечно, нередко добросердечностью пользуются в корыстных целях, но тут люди уже делают хуже не доброму человеку, а самим себе, ведь закон бумеранга никто не отменял.

Независимо от эпохи, страны, уровня развития общества и ценностей, которые считаются приоритетными в этом обществе, добродетель, доброта и добро всегда будут одними из самых ценных качеств, определяющих во многом уровень развития этого общества. Будет ли в нем развита гуманность или же, если добрых людей будет мало, будет распространена преступность и обман. По-моему мнение, понятие «добро» во многом схоже с понятием «высокая нравственность», а также с понятиями «отзывчивость», «сострадание», «милость». Каждая религия призывает человека к тому, чтобы он был добрее по отношению к другим людям. Конечно, нужно учитывать и собственные потребности, не игнорировать их и быть добрым только тогда, когда это не противоречит вашим моральным принципам и когда добрые поступки не идут вразрез с вашей точкой зрения на ситуацию. Как было сказано выше, «истинная доброта - это желание помогать другим людям не из слабости сердца, а из естественной любви к другим людям».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.