_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
признания могут входить государства, правительства, воюющие стороны во внутреннем конфликте; личности негосударственного характера. Все же основным и главным объектом международно-правового признания является новое государство, которое имеет право на международное признание, которое, в свою очередь, основано на принципах международного права.
Существует множество способы образования государств: в случае «мирной деколонизации» после признания метрополией своей колонии следует автоматическое международно-правовое признание нового государства и осуществляется прием его в члены ООН. В результате «насильственной деколонизации», где в первую очередь объектом международно-правового признания является конфликтующая сторона, затем новое государство. Образование государств так же связано с предоставлением независимому народу, обладающему определенной территорией, которой управляют в области международного мандата или опеки. Одним из примеров является ситуация сложившаяся в Палестине, которая в свое время являлось колонией Великобритании. Со временем Великобритания отказалась от мандата на управление Палестиной, после чего возник вопрос о независимости народа, проживающего на данной территории. Этот вопрос решался Организацией Объединенных Наций в течение нескольких десятилетий.
В заключении хотелось бы отметить, что институт международно-правового признания значится как один из старейших институтов международного публичного права, но, несмотря на это он актуален и на сегодняшний день. Нельзя не согласиться с тем, что институт признания в то же время является одним из самых противоречивых и сложных институт всей системы международного права. На данной этапе развития ряд вопросов, касающихся признания государств, не имеют чёткой регламентации на практике. Воплощение в жизни данных правовых норм очень часто вызывают споры и сложности. В доктрине отсутствует единогласного мнения по поводу правового понятия международно-правового признания, что в свою очередь приводит к ряду проблем в деятельности данного института на практике. Но если рассматривать данный институт в сравнении с другими институтами международного права, то хотелось бы отметить, что на данный момент он не является кодифицированным, а основан главным образом на международном обычае, доктрине и общих принципах.
Список использованной литературы:
1. Олтеану, С. М. Международное признание в современной практике / С. М. Олтеану, Ж. Верхоевэн. - Л. : Правоведение ; Изд-во Ленинградского ун-та, 1977.
2. IV Гаагская Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 1907 г. - Ст. 1. - URL: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=32051
3. Фактологический бюллетень. - 2000. - № 2.
4. Венская декларация «О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» от 1975 г. - Ст. 82, п. 2. - URL: http://pravo.kulichki.com/zak/megd/meg03986.htm
© Тарасюк А.А., Апаршева Е.С.,2015
УДК 342.5
Тимошенко Екатерина Александровна
Магистрант, СКФ ФГБОУВО «РГУП» г. Краснодар, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ПРИРОДА И ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Аннотация
Статья посвящена осмыслению государственной власти как правовой категории. Даётся анализ различных подходов к определению власти вообще и государственной власти в частности, а также
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
раскрывается многоаспектность и неоднородность юридической природы самого понятия государственной власти. Сделан вывод о том, что ввиду отсутствия единого понятия государственной власти, при его определении, следует брать за основу особенности государственной власти, имеющие место в условиях современного государственного строительства. Власть является каркасом гражданской организации, обеспечивает устойчивое развитие и взаимодействие социально-политических сил в их многообразии, их стратегию сосуществования и регуляцию.
Ключевые слов
Власть; государственная власть; природа государственной власти.
Понятие государственной власти характеризуется своей многоаспектность и неоднородностью юридической природы. Вопросы теории государственной власти, ее становление, развитие, эволюция привлекают пристальное внимание исследователей.
Слово «власть» заимствовано из старославянского языка. Оно происходит от слова «волость», означающее область, территорию, государство, власть.
Философский энциклопедический словарь определяет «власть» как в отличие от физического насилия силу, оказывающую воздействие на тело, душу и ум, пронизывающую их, подчиняющую другого закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету[1, C 70].
Толковый словарь русского языка, содержащий термин «власть» определяет ее как право и возможность распоряжаться кем-то, чем-то, подчинять своей воле; политическое господство, государственное управление и его органы; лица, облечённые правительственными, административными полномочиями [2, C.86].
К определению власти основные научные подходы начали формироваться еще в античной философии. Ученые древнего мира в своих трудах использовали нерасчлененный подход к понятию власти. Они часто объединяли «власть» людей-героев, природных факторов, сверхъестественных сил и общественную власть.
Теологи средневековья выдвигали на первый план «божественную власть», определяя ее лишь как производную. Положения о суверенитете Аллаха, который вручает власть сообществу «правоверных», существуют до настоящего времени в современных правовых системах некоторых мусульманских государств.
Аристотель характеризует власть как свойство, принадлежность любой сложной социальной системы. Все, что состоит из нескольких частей, имеет властвующий элемент и подчиненный элемент, таков «общий закон природы»[3, C.382]. Власть у Аристотеля играет роль активной формы, трансформирующей пассивную материю в реальные предметы. В социальной жизни власть обеспечивает организацию совместной деятельности и стабилизирует отношения в социальной системе.
Платон в своем сочинении-диалоге «Государство» рассматривал власть через справедливость: «...во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти. А ведь она - сила, вот и выходит, если кто правильно рассуждает, что справедливость - везде одно и то же: то, что пригодно для сильнейшего» [4, C.7].
В советской литературе сложилось три основных направления в подходах определения власти: во-первых, власть рассматривалась как необходимая функция любого коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной деятельности; во-вторых, власть определялась как реальная способность осуществлять свою волю, навязывать ее другим, или, как волевое социальное отношение, характер которого обусловлен доминирующей волей с одной из сторон данного взаимодействия, осуществляемой с помощью специальных властных методов («волевая» концепция власти); в-третьих, власть характеризовалась как организованная сила, обеспечивающая единство действий и устойчивый порядок в общественных отношениях[5, С. 13-14].
Л.И. Петражицкий понимал государственную власть как правоотношение, а о власти говорил как о правах одних во взаимосвязи с обязанностями других. «Под специальными властями следует разуметь соответственные специальные, то есть ограниченные определенною областью поведения, обязанности одних - права других»[6, C.191].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Г.Н. Манов сделал вывод, что «любая власть, в том числе государственная, - это особая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей»[7, С.42].
Однако функция, как известно, является основным направлением деятельности, а власть проявляется через деятельность государственного органа. Таким образом, определение власти как функции государства не раскрывает содержания власти как самостоятельного элемента.
В связи с этим широкое распространение в юридической литературе получила точка зрения рассмотрения государственной власти как реализации властной воли. По мнению В.Е. Чиркина государственную власть следует определять как «возникающее на основе социальной асимметрии в обществе и обусловленное потребностями управления им социальное волевое отношение, в котором одной из сторон является особый политический субъект - государство, его орган, должностное лицо»[8, C.16].
Ф. Энгельс, подчеркивал классовую природу власти: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более он становится органом одного определенного класса и чем более он осуществляет господство этого класса»[9, C.441].
Известный теоретик права С.С. Алексеев раскрывает сущность государственной власти как «отношения господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует над волей и действиями других лиц (подвластных)»[10, C.6].
Многообразие различных подходов, сформировавшиеся в настоящее время определяют государственную власть как: правоотношение, которое возникает между властными и подвластными субъектами; органы государственной власти; специальную функцию органов государственной власти; совокупности властных полномочий.
В заключении можно сказать, что ввиду отсутствия единого понятия государственной власти, при его определении, необходимо брать за основу особенности государственной власти, имеющие место в условиях современного государственного строительства, так как власть является каркасом гражданской организации, обеспечивает устойчивое развитие и взаимодействие социально-политических сил в их многообразии, их стратегию сосуществования и регуляцию.
Список использованной литературы:
1. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА -М, 1999. - С.123
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - С. 86
3. Аристотель. Сочинения: В 4_х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. - М.: Мысль, 1983. - С 382
4. Платон. Сочинения. В 3_х т. Пер. с древнегреч. Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. Т. 3. Ч. 1. Ред. В.Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1971. - С. 107
5. Ледяев О.М. Понятие власти // Власть в социалистическом обществе: Теория, история и перспективы. -М., 1989. - С. 13 - 14.
6. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. [Текст] / Л. И. Петражицкий. - Серия: Мир культуры, истории и философии - СПб., 2000. - С. 192
7. Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства. - М., 1993.- С. 42.
8. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. - М., 1994. - С.16.
9. Об атеизме, религии и церкви [Текст] : сборник / К. Маркс, Ф. Энгельс ; сост.: Г. С. Лялина, М. М. Персиц, Ю. Б. Пищик ; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС, Ин-т науч. атеизма. - М. : Мысль, 1971. - С. 441
10. Алексеев С.С. Государство и право: начальный курс. - М., 1994. - С. 6.
© Тимошенко Е.А., 2015
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК 347
Трушев Владимир Владимирович
студент 4 курса РГУП, г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected] Ковтун Надежда Анатольевна канд. пед. наук РГУП, г. Ростов-на-Дону, РФ
К ПРОБЛЕМЕ ПОНЯТИЯ «СОДЕРЖАНИЕ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ»
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы понятия «содержания защиты гражданских прав». Проанализированы основные подходы к изучению данного института гражданского права, а так же точки зрения авторов в данной области. Выявлены различные подразделы содержания защиты гражданских прав. Составлены статистические данные, отражающие динамику рассмотрения и удовлетворения исков по гражданским делам.
Ключевые слова
Права и свободы человека. Защита прав граждан. Содержание защиты. Средства защиты гражданских прав.
Гражданские права. Способы защиты гражданских прав.
Человек его права и свободы Конституция РФ провозглашает высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Защита прав гражданина, а именно гражданских прав является основополагающим критерием правового государства. В ГК РФ в ст 1 говорится о необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, а так же обеспечения восстановления нарушенных прав и их защиты. Однако реалии таковы, что чаще всего именно граждане государства не используют в полной мере свои возможности в отношении принадлежащих им гражданских прав и чаще всего эта проблема возникает из — за все большей возрастающей роли правового нигилизма, который в большей степени связан с незнанием закона и отрицанием социальной роли права.
Однако анализ судебной практики выявляет, что люди чаще стали обращаться в суды за защитой нарушенного права и как показывает практика большинство людей не останавливается на российском законодательстве и прибегают к помощи Европейского суда по правам человека.
Статистические показатели по числу удовлетворенных жалоб граждан за последние 5 лет в разных регионах различны. Так например в Магаданской области 80.1 — 90 % удовлетворенных исков; Воронежская область, Республика Саха (Якутия), Республика Башкортостан 70.1 — 80 %; Краснодарский край, Камчатский край, Хабаровский край 60.1 — 70 %; Республика Бурятия 50.1 — 60 %; Ставропольский край, Республика Ингушетия, Красноярский край 40.1 — 50 %; Ростовская область, Республика Дагестан, Забайкальский край 30.1 — 40 %[13, с. 62].
Анализ теоретических исследований в области содержания защиты гражданских прав, выявляет разнообразие подходов к изучению данного института гражданского права. Так, исследованиями проводимыми в области способов гражданско правовой защиты занимаются такие ученые как: Андреев Ю.Н., Карташова В.П., Мехедова В.В., Игнатович Н.М., Латыпов Д.Н.
Изучение средств защиты гражданских прав, то есть аналитическое прогнозирование, проводили такие представители науки как: Монгуш Б.С., Баринов Н.А., Калмыков Ю.Х. и Рожкова М,А.
И заключительной позицией, в рассматриваемом нами вопросе является само понятие «защита гражданских прав». Серегина О.Л., Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Брагинский М.И., Ветрянский В.В., посвятили свои исследования общенаучному определению понятия защиты гражданских прав.
Гражданские права - вид прав человека, включающий самые основные, естественные и неотчуждаемые права, обеспечивающие его достойное существование (физическое, психологическое, моральное, духовное), позволяющие ощущать себя свободным в самой обыденной жизни[15, с. 135]. Рассматривание понятия «гражданские права» невозможно без определения понятия «защиты гражданских прав». Через призму