Научная статья на тему 'ПРИРОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОЦЕНКОЙ, ЕЕ СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ В ПРОЕКТНО-СОЗИДАТЕЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ'

ПРИРОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОЦЕНКОЙ, ЕЕ СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ В ПРОЕКТНО-СОЗИДАТЕЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
проектное обучение / оценка / итоговый контроль / критерии оценивания.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Ф.М., Амурова Н.Ю.

Управление оцениванием предварительного, текущего, промежуточного, итогового, внутреннего, внешнего является частным в любой образовательной системе, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности, то необходимо поставить вопрос о функциях управления (управление оценка, управление коррекция, обучение развитие, воспитание активизация, прогнозирование).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закирова Ф.М., Амурова Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОЦЕНКОЙ, ЕЕ СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ В ПРОЕКТНО-СОЗИДАТЕЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ»

ПРИРОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОЦЕНКОЙ, ЕЕ СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ В ПРОЕКТНО-СОЗИДАТЕЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ 1Закирова Ф.М., 2Амурова Н.Ю.

1'2 Ташкентский университет информационных технологий https://doi.org/10.5281/zenodo.7933091

Аннотация. Управление оцениванием - предварительного, текущего, промежуточного, итогового, внутреннего, внешнего - является частным в любой образовательной системе, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности, то необходимо поставить вопрос о функциях управления (управление -оценка, управление - коррекция, обучение - развитие, воспитание - активизация, прогнозирование).

Ключевые слова: проектное обучение, оценка, итоговый контроль, критерии оценивания.

THE NATURE OF ASSESSMENT MANAGEMENT ACTIVITIES, THEIR MEANING, AND PURPOSE IN A PROJECT-BASED CREATIVE LEARNING

Abstract. Assessment management - preliminary, current, intermediate, final, internal, external - is private in any educational system that is an integral part of educational activity, then it is necessary to raise the question of management functions (management - evaluation, management - correction, training - development, education - activation, forecasting).

Keywords: project training, evaluation, final control, evaluation criteria.

Управление и оценка является принципиально важными аспектами обучения, ведь они являются центральными для обеспечения качества образования. Управление говорит о создании перед учеником пути, который он должен пройти, чтобы освоить заданный материал и успешно завершить его изучение. Оценка реализуется с помощью тестов, экзаменов, заданий, активностей, сочинений и т. д., что дает понять девелоперам и учителям, насколько успешно учащимся удается внедрять полученные ими знания, и оценка должна быть честной и равной для всех учащихся.

Качество образования - это социальная категория, определяющая состояние и эффективность образовательного процесса, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии социальных компетенций, гражданских, профессиональных и личностных качеств.

Размышляя над этим определением, возникает вопрос:

- способствуют ли краткие ответы на годовых или полугодовых лекционных экзаменах будут ли они достаточны, чтобы выявить степень достижения целей и задач образования и удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых образовательных услуг. Государственные экзамены могут помочь в этих целях. Они содержат достаточное количество вопросов, которые свидетельствуют о разнообразии преподавания и умении ученика принимать информацию. При правильной отборке вопросов и их правильном структурировании такой экзамен будет полезен и полностью отражает деятельность учащихся. Но способствует ли такой подход удовлетворению ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг?

- можно ли включать в контекст экзамена вопросы о развитии личности учащихся в процессе получения образования. Как измерить личностный динамизм как основной результат образования? Позволит ли такой подход к экзаменам хотя бы дать возможность ученикам оценить себя.

- если обучение и преподавание имеют созидательный эффект и помогают взрослым успешнее социализироваться и адаптироваться к меняющимся жизненным обстоятельствам, то не мешает ли процесс обучения и вовлечение в учебную деятельность развитию личности?

Можно сказать, что в этой проблемной области есть осевой вопрос образования (о ценностях) и критерии эффективности для преподавателя и учебного заведения в целом.

Отметим, что критерии эффективности образования имеют человеческое измерение, основанное на ценностях, что неизбежно меняет подход к студентам. Другими словами, студент - это не объект образовательной деятельности или образовательной коммуникации, не сосуд, который преподаватель должен наполнить знаниями, а субъект образовательного процесса.

Традиционная система, которая свела процесс воспитания и обучения к пассивному принятию студентом наставлений и поучений преподавателя, является вершиной психологической иррациональности. Именно в такие моменты приходит мысль о трансформации процесса образования и внедрении новых методов и практик обучения. Один из перспективных методов обучения является Проектно-созидательная методика, позволяющая сбалансировать потоки знаний, умений, компетенций и самое главное позволяет оценить факторы развития студентов как в профессиональном, так и в умственном плане, собирая и отбирая все самое необходимое для дальнейшего развития личности и будущего профессионала.

Теория деятельности, разработанная ведущими педагогами, привела к возникновению личностно-деятельностного подхода в педагогике. Он иногда противопоставляется традиционному подходу как отчуждающий личность. И правомерно говорить о наиболее очевидном недифференцированном отношении к учащимся при реализации функций контроля и оценки знаний, предъявляющих одинаковые требования ко всем, независимо от их индивидуальных особенностей развития, от актуальной и новейшей зон развития. И тут возникает трудность адекватного понимания реальности обучения и его последствий. Именно в таких оценках наиболее ярко проявляется педагогический формализм и целостный подход к оценке результатов обучения, что, возможно, приводит к хронической академической неуспеваемости, борьбе с ней и отсеву из учебных заведений.

Каждый, кто учился, по опыту знает, что его роль в этом процессе, как правило, отсутствует. Если функции контроля и оценки полностью возложены на преподавателя, то где же место для них, несмотря на возраст и опыт студентов, саму систему образования, ее форму и тип, добавим мы.

Выбор компонентов контроля и оценки ожидаемых результатов

Внедрение деятельностного подхода, в сочетании с проектно-созидательной методикой обучения, полностью меняет эту ситуацию. Во-первых, это изменение целеполагания при осуществлении контроля и оценки, необходимость преодоления самой предпосылки психологической дисгармонии, связанной с пассивной позицией обучающегося.

Поскольку компонент контроля и оценки является одним из компонентов, характеризующих образовательный процесс, он должен быть контекстуализирован на основе парадигматической природы образования, его целей, содержания, используемых методов и ожидаемых результатов.

В социальном плане речь идет о состоянии или результативности, измеряемой показателями соответствия образования потребностям и ожиданиям общества (государства и различных социальных групп) в достижении социальной компетентности и развитии гражданских, профессиональных и личностных качеств.

REFERENCES

1. Закирова Ф.М. Информационное обеспечение образовательного процесса и его структура. Педагогик таълим, - 2004 - С. 34-35.

2. Амурова Н.Ю. «Сравнительный анализ выявление особенностей Преобразований в сфере высшего образования». [Электронный ресурс] - Muhammad al-Xorazmiy nomidagi Toshkent axborot texnologiyalari universiteti. "Yuqori malakali kadrlarni tayyorlashda o'qitishning zamonaviy tizimlari va texnologiyalarini qo'llash masalalari". - 2022. - С.63-747. https://tuit.uz/lmiy-konferensiyalar.

3. Borisova E. A., Kodirov F. M., Amurova N. Yu., Abdullayeva S. M. Vybor metodov obucheniya v razlichnykh modeli obucheniya [Selection of teaching methods in various models of training] "Issues of applying modern training systems and technologies in the training of highly qualified personnel in the current conditions". Tashkent - 2021, pp. 244247.

4. Amurova N. Yu., Abdullayeva S. M., Borisova E. A. Productivnost' distantsionnogo obucheniya v ekstremal'nykh usloviyakh [Productivity of distance learning in extreme conditions]"Issues of applying modern training systems and technologies in the training of highly qualified personnel in the current conditions". Tashkent - 2021, pp. 247-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.