Научная статья на тему 'Приоритеты Стратегии научно-технического развития Российской Федерации в федеральной целевой программе научных исследований и разработок'

Приоритеты Стратегии научно-технического развития Российской Федерации в федеральной целевой программе научных исследований и разработок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРИОРИТЕТЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК / ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ / ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕМАТИКИ / ЗАЯВКИ НА КОНКУРС / КОНТРАКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА / ИССЛЕДОВАТЕЛИ / PRIORITIES OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / PROGRAM / RESEARCH AND DEVELOPMENT / PROJECT FINANCING / PROPOSALS FOR THE FORMATION OF SUBJECTS / APPLICATIONS FOR COMPETITION / CONTRACTS / FEDERAL DISTRICTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башкина Е.М., Едименченко Т.М., Зубарев А.П., Скуратов А.К.

В статье приведены результаты анализа и оценки соответствия предложений по формированию тематики заявок на конкурс проектов, реализуемых в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.» приоритетам научно-технологического развития на ближайшие 10-15 лет, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации. Дана оценка результатов ранжирования заявок на конкурс в соответствии с приоритетами Стратегии с начала реализации программы в разрезе федеральных округов; приведены результаты анализа распределения бюджетного и внебюджетного финансирования проектов программы по приоритетам научно-технологического развития, в том числе в динамике по годам. Полученные результаты могут быть использованы при планировании и реализации государственных и федеральных программ в научно-технической сфере национального проекта «Наука». Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России за счет средств субсидии на выполнение государственного задания ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» № 075-00934-19-00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Башкина Е.М., Едименченко Т.М., Зубарев А.П., Скуратов А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities оf the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation in the federal target program of research and development

The article presents the results of the analysis and evaluation of compliance of proposals for the formation of subjects, applications for the competition, projects implemented under the Federal target program «Research and development in priority areas of development of the scientific and technological complex of Russia for 2014-2020» priorities of scientific and technological development for the next 10-15 years, defined by the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation. The results of the ranking of applications for the competition in accordance with the priorities of the Strategy from the beginning of the program in the context of Federal districts are evaluated; the results of the analysis of the distribution of budget and extra-budgetary financing of projects of the program according to the priorities of scientific and technological development, including the dynamics The results can be used in the planning and implementation of state and Federal programs in the scientific and technical sphere, the national project «Science»

Текст научной работы на тему «Приоритеты Стратегии научно-технического развития Российской Федерации в федеральной целевой программе научных исследований и разработок»

Приоритеты Стратегии научно-технического развития Российской Федерации в федеральной целевой программе научных исследований и разработок

Е. М. Башкина,

к. т. н., с. н. с.

bem60@mail.ru

Т. М. Едименченко,

ведущий специалист

etm@fcntp.ru

А. П. Зубарев,

к. т. н., с. н. с.

Zubarev@fcntp.ru

А. К. Скуратов,

д. т. н., профессор, с. н. с.

skuratov@fcntp.ru

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Дирекция научно-технических программ»

В статье приведены результаты анализа и оценки соответствия предложений по формированию тематики заявок на конкурс проектов, реализуемых в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.» приоритетам научно-технологического развития на ближайшие 10-15лет, определенным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации. Дана оценка результатов ранжирования заявок на конкурс в соответствии с приоритетами Стратегии с начала реализации программы в разрезе федеральных округов; приведены результаты анализа распределения бюджетного и внебюджетного финансирования проектов программы по приоритетам научно-технологического развития, в том числе в динамике по годам. Полученные результаты могут быть использованы при планировании и реализации государственных и федеральных программ в научно-технической сфере национального проекта «Наука». Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России за счет средств субсидии на выполнение государственного задания ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» № 075-00934-19-00.

Ключевые слова: Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, приоритеты научно-технологического развития, федеральная целевая программа научных исследований и разработок, финансирование научно-технических проектов, предложения по формированию тематики, заявки на конкурс, контракты, федеральные округа, исследователи.

В 2014 г. началась реализация Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20142020 гг.» (далее — Программа) [1]. Приоритетные направления науки, технологий и техники Российской Федерации в гражданской сфере были утверждены указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 [2], а именно: «Индустрия на-носистем», «Информационно-телекоммуникационные системы», «Науки о жизни», «Рациональное природопользование», «Транспортные и космические системы», «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика». До окончания срока реализации Программы, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 1 декабря

2016 г. № 642 (далее — Стратегия) [3], изменила сам подход к формулированию приоритетов. Приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке [3]. Приоритеты сформулированы как переход к «...реализации задач и национальных приоритетов Российской Федерации, определенных в документах стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне» [3].

В Стратегии дано следующее определение: «. приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации — важнейшие направления

О)

о сч

ю со

СП

о ю со

< со

о

научно-технологического развития государства, в рамках которых создаются и используются технологии, реализуются решения, наиболее эффективно отвечающие на большие вызовы, и которые обеспечиваются в первоочередном порядке кадровыми, инфраструктурными, информационными, финансовыми и иными ресурсами». В п. 20 Стратегии конкретизированы те достижения, на которые должны быть направлены вновь сформулированные приоритеты (далее будем ссылаться на эти приоритеты по их буквенным обозначениям), а именно: «В ближайшие 10-15 лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, и обеспечат:

а) переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;

б) переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии;

в) переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных);

г) переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработку и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективную переработку сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;

д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства;

е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;

ж) возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук».

27 ноября 2018 г. Президент РФ В. В. Путин провел заседание Совета по науке и подчеркнул: «Нам нужно сосредоточить все усилия на направлениях, которые соответствуют национальным целям и приоритетам Стратегии научно-технологического развития, использовать механизм крупных исследовательских программ с измеримыми целями и ответственностью за результаты. Такой программный подход позволит исключить дублирование, поставить понятные задачи перед научными институтами и вузами, государственными и частными компаниями, отдельными лабораториями и учеными» [4].

Одной из наиболее значимых «крупных исследовательских программ» является Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 20142020 гг.», которая развивалась как раз в период подготовки Стратегии, и представляется интересным исследовать динамику ее объектов с момента ее старта по настоящее время. Под объектами Программы будем понимать: предложения по формированию тематики, конкурсные заявки, заключенные контракты в виде субсидий. Отметим, что приведенный далее анализ сделан по следующим мероприятиям Программы: 1.2, 1.3, 1.4, 1.2-1.4 (отдельно созданное мероприятие) и 2.1, 2.2 по состоянию на 17 декабря 2018 г. Предлагаемый анализ продолжает исследования, которые были проведены в [5].

Анализ и соответствующее отнесение предложения по формированию тематики, заявки на конкурс или контракта к одному из приоритетов Стратегии ставились в зависимость от названия, цели и ключевых слов объекта анализа. При этом, важно подчеркнуть, что приоритет будет определяться в соответствии с тем, на достижение какого из, указанных в Стратегии, приоритетов они направлены в первую очередь. Например, «ядерная медицина», относится к приоритету «в» — переход к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных), хотя там очевидно используются технологии приоритета «б».

Приведем конкретный пример. Конкурсная заявка сформулирована как «Создание высокотехнологично-

Рис. 1. Распределение по приоритетам Стратегии НТР

(основным) в ФЦП ИИР 14-20: предложения по формированию тематики (первые столбцы — всего 4552 шт.), заявки на конкурс (вторые столбцы — всего 8949 шт.), заключенные контракты (третьи столбцы — всего 2038 шт.)

го лазерного комплекса для синтеза и прецизионного контроля структур на трехмерных оптических поверхностях». Однако цель заявки: «Разработка и исследование технологии высокоточной записи нано- и микроструктур на трехмерных оптических поверхностях методами лазерной абляции сверхкороткими импульсами. Создание высокотехнологичного лазерного комплекса для синтеза большого класса оптических элементов (дифракционные оптические элементы, микрооптика, шкалы, лимбы и др.), а также разработка отдельных фрагментов микро- и наноаналитических систем нового поколения для биомедицинского и экологического анализа. Разработка методологии контроля синтезированных структур», позволяет утверждать, что данная заявка соответствует переходу

к высокотехнологичному здравоохранению и, на этом основании, отнесена к приоритету «в».

Этот пример наглядным образом демонстрирует отличие принципов формирования приоритетных направлений, утвержденных указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899, от приоритетов Стратегии.

На рис. 1 представлено распределение объектов Программы по приоритетам Стратегии.

На рис. 1 видно, что соотношение между поданными предложениями по формированию тематики (предложения подаются научным сообществом, а также формируются экспертными группами и формулируются директивными методами), конкурсными заявками и заключенными контрактами по всем приоритетам

Таблица 1

Распределение поданных предложений на формирование тематики Программы по федеральным округам и приоритетам Стратегии НТР, ед.

Федеральный округ «а» «б» «в» «г» «д» «е» «ж» Итого

Уральский 45 70 18 7 32 36 6 214

Центральный (без г. Москва) 126 103 56 104 61 122 8 580

г. Москва 470 527 364 136 186 215 37 1935

Северо-Западный (без г. Санкт-Петербург) 15 15 24 12 9 7 1 83

г. Санкт-Петербург 106 119 48 22 88 78 4 465

Сибирский 81 117 77 40 69 107 6 497

Приволжский 89 156 54 44 37 75 11 466

Южный 13 20 4 31 17 13 1 99

Дальневосточный 11 20 18 13 14 18 2 96

Северо-Кавказский 9 4 7 4 6 4 1 35

Не указан 7 37 6 5 3 19 5 82

Итого 972 1188 676 418 522 694 82 4552

Таблица 2

Распределение поданных заявок на конкурсы Программы по федеральным округам и приоритетам Стратегии НТР, ед.

Федеральный округ «а» «б» «в» «г» «д» «е» «ж» Итого

Уральский 95 86 16 15 56 44 2 314

Центральный (без г. Москва) 271 186 126 98 151 204 3 1039

г. Москва 967 717 734 234 447 600 15 3714

Северо-Западный (без г. Санкт-Петербург) 45 24 39 10 16 6 1 141

г. Санкт-Петербург 239 126 138 53 167 186 7 916

Сибирский 241 259 225 85 186 190 2 1188

Приволжский 230 224 114 77 152 262 5 1064

Южный 77 62 27 29 46 59 1 301

Дальневосточный 21 29 21 9 43 29 2 154

Северо-Кавказский 27 15 2 13 36 25 0 118

Итого 2213 1728 1442 623 1300 1605 38 8949

Таблица 3

Распределение заключенных контрактов в Программе по федеральным округам и приоритетам Стратегии НТР, ед.

Федеральный округ «а» «б» «в» «г» «д» «е» «ж» Итого

Уральский 17 17 0 1 5 6 0 46

Центральный (без г. Москва) 54 42 27 17 22 47 0 209

г. Москва 289 208 201 59 93 147 2 999

Северо-Западный (без г. Санкт-Петербург) 10 0 9 3 3 2 0 27

г. Санкт-Петербург 74 32 29 8 31 65 3 242

Сибирский 51 53 45 10 27 61 0 247

Приволжский 41 37 21 9 22 49 0 179

Южный 15 15 5 4 3 11 0 53

Дальневосточный 3 1 5 1 5 5 1 21

Северо-Кавказский 7 3 0 2 2 1 0 15

Итого 561 408 342 114 213 394 6 2038

Таблица 4

Исследователи, предложения, заявки, контракты и финансирование в Программе по округам

Федеральный округ Исследователей в округе, человек, 2016 г. Подано предложений по формированию тематики Подано заявок на конкурс Заключено контрактов Бюджетное финансирование контрактов, млн руб. Внебюджетное финансирование контрактов, млн руб.

Уральский 46437 214 314 46 1967,7 1716,6

Центральный (без г. Москва) 140565 580 1039 209 7124,4 5367,5

г. Москва 231728 1935 3714 999 39157,9 27883,8

Северо-Западный (без г. Санкт-Петербург) 18168 83 141 27 1328,6 972,0

г. Санкт-Петербург 76950 465 916 242 9318,0 7827,8

Сибирский 55281 497 1188 247 9354,0 7695,4

Приволжский 104304 466 1064 179 7181,0 5328,0

Южный 28011 99 301 53 1673,5 1237,0

Дальневосточный 13192 96 154 21 420,0 324,7

Северо-Кавказский 7655 35 118 15 800,9 611,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент корреляции с количеством исследователей 1,00 0,94 0,93 0,90 0,90 0,89

СП

о

ю сч со

примерно совпадают. Больше всего (и это вполне ожидаемо) конкурсных заявок и заключенных контрактов по приоритету «а» — переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта. Вместе с тем, обращает на себя внимание то, что больше всего предложений по формированию тематики подано по приоритету «б» — переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников, способов транспортировки и хранения энергии.

Активность участия в Программе исследователей по федеральным округам представлена в табл. 1-3. Авторы намеренно представляют табличные данные для упрощения последующего их анализа читателями журнала «Инновации», соответствующих ссылок и расчетов. По всем приоритетам лидирует г. Москва.

Низкая активность участия в Программе отмечается в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах. Это можно объяснить относительно небольшим количеством исследователей на территории данных округов [6], что отражено в табл. 4.

Представим ранжированные приоритеты Стратегии в заявках по федеральным округам из табл. 2, в порядке убывания, т. е. «Ранг1» — соответствует максимальному количеству поданных заявок на конкурс, «Ранг7» — минимальному и поместим их в табл. 5.

Из табл. 5 видно, что, например, в Сибирском федеральном округе, где развит топливно-энергетический комплекс, максимальное количество поданных заявок на конкурсы Программы относится к приоритету «б», связанному с энергетикой и добычей углеводородов. Действительно, в настоящее время основной район добычи нефти в России — Западная Сибирь (свыше 70% общероссийской добычи нефти и газа. До 90% природного газа добывают сейчас в восточных районах Сибири. По общим геологическим запасам угля Россия занимает второе место в мире после Китая, но размещение запасов угля на ее территории очень неравномерно — в основном они находятся в слабо освоенных районах Сибири и Дальнего Востока (76%). [7]. Наиболее мощные 5 гидроэлектростанций России также размещены в Сибири [8].

Приоритет «д» лидирует в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах, где подается относительно много конкурсных заявок, связанных с экологической безопасностью природных ландшафтов, акваторий и сельскохозяйственных угодий, а также с природными бедствиями (сейсмические угрозы,

Таблица 5

Ранжированные приоритеты Стратегии НТР в поданных заявках на конкурсы Программы по федеральным округам

Федеральный округ Ранг1 Ранг2 Ранг3 Ранг4 Ранг5 Ранг6 Ранг7

Уральский «а» «б» «д» «е» «в» «г» «ж»

Центральный (без г. Москва) «а» «е» «б» «д» «в» «г» «ж»

г. Москва «а» «в» «б» «е» «д» «г2 «ж»

Северо-Западный (без г. Санкт-Петербург) «а» «в» «б» «д» «г» «е» «ж»

г. Санкт-Петербург «а» «е» «д» «в2 «б» «г» «ж»

Сибирский «б» «а» «в» «е» «д» «г» «ж»

Приволжский «е» «а» «б» «д» «в» «г» «ж»

Южный «а» «б» «е» «д» «г» «в» «ж»

Дальневосточный «д» «б», «е» «б», «е» «а», «в» «а», «в» «г» «ж»

Северо-Кавказский «д» «а» «е» «б» «г» «в» «ж»

Ранжирование по Российской Федерации «а» «б» «е» «в» «д» «г» «ж»

Таблица 6

Доля количества контрактов с основным приоритетом стратегии НТР от общего количества контрактов

в федеральных округах, %

Федеральный округ «а» «б» «в» «г» «д» «е» «ж» Итого

Уральский 37 37 0 2 11 13 0 100

Центральный (без г. Москва) 26 20 13 8 11 22 0 100

г. Москва 29 21 20 6 9 15 0 100

Северо-Западный (без г. Санкт-Петербург) 37 0 33 11 11 7 0 100

г. Санкт-Петербург 31 13 12 3 13 27 1 100

Сибирский 21 21 18 4 11 25 0 100

Приволжский 23 21 12 5 12 27 0 100

Южный 28 28 9 8 6 21 0 100

Дальневосточный 14 5 24 5 24 24 5 100

Северо-Кавказский 47 20 0 13 13 7 0 100

тайфуны, цунами и т. п.). В качестве примера укажем:

• Заявка от Дальневосточного федерального университета № 2014-14-576-0051-1918 по теме: «Разработка методов лазерной индуцированной флуо-риметрии для создания аналитических комплексов по оперативному определению и прогнозированию состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения» с заявленной целью выполнения работ «...Разработать методику, позволяющую использовать в качестве экологического индикатора состояние фотосинтетического аппарата клеток фитопланктона в водах естественных акваторий...».

• Заявка № 2014-14-579-0178-5409 от Института автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения РАН по теме: «Исследование и разработка комплекса научно-технических решений для создания трехуровневой технологии мониторинга и прогнозирования экологического состояния прибрежных морских акваторий, основанного на анализе панорамных изображений контролируемых акваторий в оптическом и микроволновом диапазоне совместно со спектрами флуоресценции поверхностных пленок, получаемых дистанционным методом для выработки решений по ликвидации загрязнения».

• Заявка № 2014-14-576-0051-1367 от Высокогорного геофизического института (Кабардино-Балкария) по теме: «Разработка инновационных методов и технологий защиты существующих и вновь создаваемых рекреационных комплексов на Северном Кавказе от воздействия лавин и селей».

• Заявка № 2014-14-576-0051-0496 от Прикаспийского института биологических ресурсов (Дагестан) по теме: «Исследование естественных и антропогенных факторов деградации почвенно-растительного покрова и разработка приемов предотвращения опустынивания территории Северо-Западного Прикаспия».

Приоритет «е» лидирует в Приволжском федеральном округе, характерной особенностью которого является большое количество промышленных предприятий и научных организаций, связанных с авто-, авиа-, судостроением и космосом. Достаточно упомянуть такие предприятия как ПАО «АвтоВАЗ»,

ПАО «КамАЗ», ПАО «ГАЗ», АО «РКЦ «Прогресс», Самарский государственный аэрокосмический университет им. С. П. Королева, ОАО Завод «Красное Сормово».

Приоритет Стратегии «ж» — возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук, наименее востребован в научно-технической среде во всех без исключения федеральных округах поскольку в этот приоритет включены гуманитарные и социальные науки.

Обращает на себя внимание, что при ранжировании в целом для Российской Федерации приоритет «б», связанный с топливо-энергетическим комплексом, уступает приоритету «а», который направлен на переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта и отражает перспективу развития высокотехнологичных производств (табл. 6).

На рис. 2 представлено распределение по приоритетам бюджетного и внебюджетного финансирования заключенных контрактов, для всей России. Для наглядности представляемых данных используется логарифмическая шкала.

Бюджетное финансирование приоритетов Стратегии в Программе по федеральным округам пред-

Рис. 2. Финансирование заключенных контрактов по приоритетам Стратегии, млн руб.

СП

о

ю сч со

Таблица 7

Бюджетное финансирование заключенных контрактов Программы по приоритетам Стратегии в федеральных округах, млн руб.

Федеральный округ «а» «б» «в» «г» «д» «е» «ж» Итого

Уральский 433,7 664,4 0,0 250,0 463,8 155,8 0,0 1967,7

Центральный (без г. Москва) 2077,7 1743,1 658,5 431,3 982,2 1231,7 0,0 7124,4

г. Москва 10513,6 8517,6 6742,0 2551,7 3362,9 7415,1 55,0 39157,9

Северо-Западный (без г. Санкт-Петербург) 821,5 0,0 221,6 27,3 226,3 32,0 0,0 1328,6

г. Санкт-Петербург 2655,6 1150,1 951,0 319,7 1159,1 3031,9 50,7 9318,0

Сибирский 1938,5 2333,6 1243,7 750,2 752,5 2335,5 0,0 9354,0

Приволжский 1409,7 1494,1 828,3 792,9 529,1 2127,0 0,0 7181,0

Южный 306,9 507,0 73,8 111,5 112,1 562,2 0,0 1673,5

Дальневосточный 46,9 30,0 47,9 25,0 167,7 85,9 16,5 420,0

Северо-Кавказский 389,5 72,5 0,0 151,1 37,9 150,0 0,0 800,9

Итого 20593,4 16512,3 10766,8 5410,6 7793,6 17127,1 122,2 78326,0

Таблица 8

Внебюджетное финансирование заключенных контрактов Программы по приоритетам Стратегии в федеральных округах, млн руб.

Федеральный округ «а» «б» «в» «г» «д» «е» «ж» Итого

Уральский 383,1 591,5 0,0 150,0 494,2 97,8 0,0 1716,6

Центральный (без г. Москва) 1283,4 1329,8 758,0 401,8 574,3 1020,2 0,0 5367,5

г. Москва 7191,0 5841,3 5141,9 2074,0 2637,2 4892,8 105,8 27883,8

Северо-Западный (без г. Санкт-Петербург) 581,7 0,0 147,3 23,1 203,0 17,0 0,0 972,0

г. Санкт-Петербург 2679,9 856,6 808,5 254,7 891,9 2274,8 61,4 7827,8

Сибирский 1471,6 1896,2 1156,5 299,2 729,1 2142,8 0,0 7695,4

Приволжский 1008,6 1440,9 438,8 426,2 459,6 1554,0 0,0 5328,0

Южный 276,5 392,3 29,7 104,5 28,1 405,9 0,0 1237,0

Дальневосточный 31,7 30,0 43,3 6,5 133,1 63,6 16,5 324,7

Северо-Кавказский 384,0 52,5 0,0 56,9 18,3 100,0 0,0 611,7

Итого 15291,5 12431,0 8524,0 3796,8 6168,8 12568,9 183,7 58964,6

«в» и «г», а также стабильность направлений «е» и «ж» и некоторый спад по направлениям «б», «д».

Рис. 4 демонстрирует динамику бюджетного финансирования приоритетов Стратегии. Заметим, что доли бюджетов, выделяемых на приоритеты «а» и «е» сравнялись, на приоритет «б» в 2020 г. резко уменьшается, а на приоритет «в» — растет.

Рис. 5 демонстрирует резкий рост внебюджетного финансирования по приоритету «в». Однако это связано с подведением итогов 27 ноября 2018 г. по конкурсу, непосредственно связанному с исследованиями в области здравоохранения: Шифр лота: 2017-14-5880006 «Проведение исследований в области здравоохранения по приоритетным направлениям с участием научно-исследовательских организаций и университетов стран - членов ЕС в рамках многостороннего сотрудничества в программе «Горизонт 2020». И если в начале реализации Программы внебюджетные средства, например, для мероприятий 1.2 и 1.3 составляли 20-30% от объема общего финансирования контракта, то в указанном лоте внебюджетное финансирование составляет 100% от бюджетной субсидии, что характерно для проектов с международным участием.

В качестве выводов, можно предположить, что представленные и опубликованные данные будут полезны при корректировке и реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие

ставлено в табл. 7. Внебюджетное финансирование представлено в табл. 8.

Сравнивая табл. 7 и 8 можно определить в каких федеральных округах на какие приоритеты Стратегии бизнес (промышленность) выделяет больше/меньше собственных средств.

Целесообразно рассмотреть динамику реализации приоритетов Стратегии по годам. На рис. 3 представим доли исполняемых контрактов Программы с указанным основным приоритетом Стратегии от всех исполняемых контрактов по годам. Абсолютно высокие показатели у приоритета «а», виден рост направлений

СП

о

ю сч со

Рис. 3. Доли количества исполняемых контрактов с основным приоритетом Стратегии от всего количества

исполняемых в годах Примечание: * — предусмотрено по заключенным на 17.12.2018 г.).

2014 2015 2016 2017 2018 2019* 2020'

Рис. 4. Доли бюджетного финансирования исполняемых контрактов с основным приоритетом от всех исполняемых в годах

Примечание: * — предусмотрено по заключенным на 17.12.2018 г.).

науки и технологий» на 2013-2020 гг. и национального проекта «Наука», частью которых становится рассматриваемая в данной статье Программы. В свою очередь, национальный проект «Наука», по словам заместителя министра Минобрнауки России Г. В. Трубникова, фактически станет основным инструментом реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [9].

Список использованных источников

1. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг.», Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. № 426. http://fcpir.ru/upload/iblock/f80/tekst-ftsp-ir-14_20_05.08.2014.pdf.

2. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Стратегия научно-технологического развития Россиийской Федерации. Утверждена указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642.

4. http://kremlin.ru/events/president/news/59203.

5. А. П. Зубарев, А. К. Скуратов, К. В. Шуртаков. Анализ участия индустриальных партнеров в федеральной целевой программе/инновации. № 1. 2018. С. 19-26.

6. https://www.fedstat.ru.

7. https://www.yaklass.ru.

8. https://ru.wikipedia.org/Список_гидроэлектростанций_Рос-сии.

9. https://tass.ru/nauka.

Рис. 5. Доли внебюджетного финансирования исполняемых контрактов с основным приоритетом от всех исполняемых в годах Примечание: * — предусмотрено по заключенным на 17.12.2018 г.).

Priorities оf the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation in the federal target

program of research and development E. M. Bashkina, PhD, senior researcher. T. M. Edimenchenko, leading specialist. A. P. Zubarev, PhD, senior researcher. A. K. Skuratov, doctor of technical sciences, professor, senior researcher.

(Directorate of state scientific and technical programmes)

The article presents the results of the analysis and evaluation of compliance of proposals for the formation of subjects, applications for the competition, projects implemented under the Federal target program «Research and development in priority areas of development of the scientific and technological complex of Russia for 20142020» priorities of scientific and technological development for the next 10-15 years, defined by the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation. The results of the ranking of applications for the competition in accordance with the priorities of the Strategy from the beginning of the program in the context of Federal districts are evaluated; the results of the analysis of the distribution of budget and extra-budgetary financing of projects of the program according to the priorities of scientific and technological development, including the dynamics The results can be used in the planning and implementation of state and Federal programs in the scientific and technical sphere, the national project «Science».

Keywords: priorities of scientific and technological development, program, research and development, project financing, proposals for the formation of subjects, applications for competition, contracts, federal districts.

J <

CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.