Научная статья на тему 'На пути к государственному контракту. Барьер № 1 - человеческий фактор'

На пути к государственному контракту. Барьер № 1 - человеческий фактор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / КОНКУРС НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ / КОНКУРСНАЯ ЗАЯВКА / КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / МЕРОПРИЯТИЕ ПРОГРАММЫ / ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЯ ЗАЯВКИ ОТ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА № 94-ФЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров А. Н., Лазаренко Н. Е., Стрелец А. В.

В статье приведены некоторые итоги первого этапа реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» и статистические данные о поданных и отклоненных от участия в конкурсах заявках. На основании анализа протоколов заседаний конкурсных комиссий Роснауки по рассмотрению заявок сформулированы основные причины отклонения заявок от участия в конкурсах. Показано влияние изменений в законе № 94-ФЗ на структуру причин отклонения заявок в различные годы. Сделан вывод о лежащем в основе всех причин отклонения заявок от участия в конкурсах действии человеческого фактора. Предложены конкретные рекомендации по преодолению его негативного влияния, направленные на минимизацию морального и материального ущерба как участников, так и организатора конкурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петров А. Н., Лазаренко Н. Е., Стрелец А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «На пути к государственному контракту. Барьер № 1 - человеческий фактор»

ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010

На пути к государственному контракту. Барьер № 1 — человеческий фактор

Н. Е. Лазаренко, А. В. Стрелец,

к. э. н., руководитель отдела, к. т. н., с. н. с.,

зам. генерального директора зам. руководителя отдела

ГУ «Государственная дирекция ГУ «Государственная дирекция ЦНТП» ЦНТП»

e-mail: streletsav@fcntp.ru

А. Н. Петров,

к. х. н., генеральный директор ГУ «Государственная дирекция ЦНТП»

В статье приведены некоторые итоги первого этапа реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» и статистические данные о поданных и отклоненных от участия в конкурсах заявках. На основании анализа протоколов заседаний конкурсных комиссий Роснауки по рассмотрению заявок сформулированы основные причины отклонения заявок от участия в конкурсах. Показано

влияние изменений в законе №94-ФЗ на структуру причин отклонения заявок в различные годы. Сделан вывод о лежащем в основе всех причин отклонения заявок от участия в конкурсах действии человеческого фактора.

Предложены конкретные рекомендации по преодолению его негативного влияния, направленные на минимизацию морального и материального ущерба как участников, так и организатора конкурсов.

Ключевые слова: государственные закупки, государственный контракт, конкурс на выполнение научноисследовательских работ, конкурсная заявка, конкурсная документация, мероприятие программы, причины отклонения заявки от участия в конкурсе, федеральная целевая программа, требования закона № 94-ФЗ.

Вот уже пятый год физические и юридические лица, желающие осуществлять поставки товаров, выполнять работы и оказывать услуги для государственных и муниципальных нужд, обязаны руководствоваться федеральным законом 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ [1]. Обязательны его требования и для государственных, и муниципальных заказчиков, организующих размещение заказов в целях заключения государственных или муниципальных контрактов.

Можно долго спорить о достоинствах и недостатках данного закона, принятие которого, как следует предположить, было направлено на повышение эффективности государственных закупок, выражающееся в наилучшем удовлетворении государственных и муниципальных нужд в пределах выделенных бюджетных средств. И у сторонников и у противников закона № 94-ФЗ накопилось множество аргументов за и против того, обеспечивает ли он прозрачность, конкурентность, экономичность и антикоррупционность закупок [2]. Однако тот факт, что за время своего действия, закон подвергся редакциям уже более десяти раз, свидетельствует скорее о его недостаточно высоком качестве.

Поскольку закон № 94-ФЗ охватывает весь спектр закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, то естественно, что под действие

его положений подпадают конкурсы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, обладающих очевидной и существенной спецификой, по сравнению с другими видами работ. Поэтому и у организаторов конкурсов на выполнение НИР и ОКР и у участников размещения заказов вопросов о целесообразности и обоснованности применения отдельных положений закона, а также предлагаемых изменений — предостаточно. Но, поскольку закон действует, то его необходимо выполнять, каков бы он ни был.

Авторы не ставили перед собой задачу в очередной раз подвергнуть критике неудобные организаторам и участникам конкурсов на выполнение НИР и ОКР положения закона № 94-ФЗ. В настоящей статье проанализирован один из аспектов, проведенных в 2007-2009 гг. в рамках мероприятий ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.», конкурсов на выполнение НИР и ОКР. Так статистические данные, полученные на этапах подачи конкурсных заявок и прохождения процедуры их рассмотрения, показали, что уже на этом первом этапе со всей очевидностью проявляется действие человеческого фактора — исполнители,

Таблица 1

Распределение числа поданных и отклоненных от участия в конкурсах заявок по мероприятиям Программы

2007 г. 2008 г. 2009 г.

■ Поданные П Проведенные | Заключенные конкурсы контракты

Рис. 1. Общие итоги первого этапа реализации Программы

осуществляющие подготовку документов, входящих в состав конкурсных заявок, могут с легкостью перечеркнуть труды и надежды целых коллективов. Однако опыт участия в проведении конкурсов и результаты проведенного анализа позволяет авторам статьи предложить участникам конкурсов рекомендации по преодолению одного из барьеров на пути к государственному контракту.

Федеральные целевые программы, реализация которых возложена на Роснауку, выполняя задачу осуществления государственной политики в области научной, научно-технической и инновационной деятельности, в последнее время стали ее важнейшим механизмом. В ряду этих программ особое место занимает ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» (далее — Программа) [3], являясь наиболее значимой, как по стоящими перед ней задачами, так и по объемам финансирования проектов, отбираемых на конкурсной основе в рамках пяти приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

За первые три года реализации Программы было проведено значительное число конкурсов, по результатам которых с их победителями были заключены государственные контракты на выполнение НИР и ОКР (рис. 1).

Число поданных и отклоненных от участия в конкурсах заявок существенно различается в зависимости от мероприятий Программы. В табл. 1 представлено распределение числа поданных и отклоненных от участия в конкурсах заявок по мероприятиям Программы, а на рис. 2 — изменение долей отклоненных от участия в конкурсах заявок по годам.

Представленные в табл. 1 и на рис. 2 данные показывают что:

• во-первых, 2007 г. — год начала реализации Программы, существенно выделяется из всего ряда по числу поданных, отклоненных заявок (объяснение чему будет дано ниже), а также наибольшей, для большинства мероприятий Программы, долей отклоненных от участия в конкурсах заявок;

№ п/п Меро- приятие Про- граммы Число поданных заявок Число отклоненных заявок

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

1 1.1 14 0 40 0 0 2

2 1.2 732 356 283 192 32 21

3 1.3 1487 328 420 203 19 53

4 1.4 326 153 128 84 7 12

5 1.5 539 92 55 191 13 9

6 1.6 616 175 128 159 18 18

7 1.7 196 113 72 32 4 0

8 1.8 228 1 185 8 0 47

9 2.1 115 124 103 3 6 6

10 2.2 33 13 12 3 0 0

11 2.3 54 15 13 7 0 1

12 2.4 19 14 35 9 2 2

13 2.5 34 7 5 10 1 1

14 2.6 31 24 24 6 0 1

15 2.7 118 27 29 14 3 5

16 3.1 54 2 2 6 0 1

17 3.2 10 3 0 0 0 0

18 5.1 29 19 16 1 1 1

19 5.2 196 97 211 86 8 19

20 5.3 22 30 22 0 4 1

21 6.1 1 1 0 0 0 0

22 6.2 1 3 0 0 0 0

Итого: 4855 1597 1783 1014 118 200

• во-вторых, с увеличением числа поданных за один год заявок увеличивается и доля заявок, отклоненных от участия в конкурсах (2007 г. — 20,89%, 2008 г. — 7,39%, 2009 г. — 11,22%), однако, если рассматривать мероприятия Программы по отдельности, то такая взаимосвязь уже не является очевидной.

Примечательным для Программы является тот факт, что организации, подавшие заявки на участие в конкурсах, представляют все федеральные округа РФ,

Рис. 2. Изменение долей отклоненных от участия в конкурсах заявок

ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010

ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010

Таблица 2

Распределение числа поданных и отклоненных от участия в конкурсах заявок по федеральным округам РФ

Федеральный округ Год проведения конкурсных процедур

2007 2008 2009

Подано заявок Отклонено заявок Доля отклоненных заявок (в %) Подано заявок Отклонено заявок Доля отклоненных заявок (в %) Подано заявок Отклонено заявок Доля отклоненных заявок (в %)

ДвФО 89 28 31,46 28 2 7,14 25 3 12,00

ПрФО 428 88 20,56 116 10 8,62 132 22 16,67

С-ЗФО 633 143 22,59 189 13 6,88 245 28 11,43

СибФО 528 105 19,89 186 18 9,68 225 32 14,22

УрФО 144 32 22,22 37 3 8,11 49 8 16,33

ЦФО 2809 557 19,83 975 61 6,26 1038 102 9,83

ЮФО 224 61 27,23 66 11 16,67 69 5 7,25

Всего 4855 1014 20,89 1597 118 7,39 1783 200 11,22

а также большую часть регионов (71 из 83). В табл. 2 представлено распределение числа поданных и отклоненных от участия в конкурсах заявок по федеральным округам РФ.

Представленные в табл. 2 данные показывают, что наиболее неблагополучно обстояли дела с отклоненными заявками (по относительной величине) у организаций из Дальневосточного ФО — в 2007 г., у организаций из Южного ФО — в 2008 г. и Приволжского ФО — в 2009 г. При этом организации из Центрального ФО, подававшие каждый год более половины всех заявок на участие в конкурсах, имели в 2007 и 2008 гг. наиболее низкий процент отклоненных заявок, а в прошедшем году — второй результат.

Следует отметить высокую степень корреляции между активностью участия организаций-представителей федеральных округов РФ в проведенных в рамках Программы конкурсах и таким показателем распределения научного потенциала по территории России (рис. 3), как число организаций, выполнявших исследования и разработки в 2007 г.

[4].

Заявки на участие в конкурсах, проведенных в рамках Программы, подавали не только ведущие российские научные коллективы, представляющие государственный сектор науки и образования и имеющие различную ведомственную принадлежность, но и негосударственные организации различной организационно-правовой формы и даже физические лица. В табл. 3 представлено распределение числа поданных и отклоненных от участия в конкурсах заявок по группам организаций.

Исходя из представленных в табл. 3 данных можно сделать вывод о том, что высокий общий уровень квалификации научных коллективов ведомственных организаций (вузы, НИУ) не обеспечивает их превосходства над вневедомственными организациями по признаку формального качества конкурсных заявок.

Перейдем от статистических данных непосредственно к анализу причин отклонения заявок от участия в конкурсах.

Созданные Роснаукой конкурсные комиссии, в соответствии с требованиями закона № 94-ФЗ, осуществляют все предусмотренные им действия по проведению конкурсов на выполнение НИР (ОКР) в

рамках мероприятий Программы, в том числе вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и их рассмотрение. Не так уж часто, но все-таки случается, что некоторые заявки доставляются на заседания конкурсных комиссий по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсах (нарочными или почтой) после срока окончания приема конвертов. В этих случаях решение, определяющее судьбу опоздавших заявок, конкурсными комиссиями принимается сразу же — такие заявки к вскрытию не допускаются, а направившие их организации, что естественно, участниками размещения заказа не становятся.

А вот решениям конкурсных комиссий о допуске заявок к участию в конкурсах и признании подавших их участников размещения заказа участниками конкурсов, предшествует кропотливая работа по тщательной проверке вскрытых заявок на соответствие требованиям закона № 94-ФЗ и конкурсной документации. Результаты проверки находят свое отражение в решениях конкурсных комиссий, которые оформля-

ДФО

4,50%

Рис. 3. Распределение числа организаций, выполнявших исследования

Таблица 3

Распределение числа поданных и отклоненных от участия в конкурсах заявок по группам организаций

Ведомственная принадлежность организаций Год проведения конкурсных процедур

2007 2008 2009

По- дано зая- вок Доля (% общего числа) От- кло- нено зая- вок Доля отклоненных заявок (в % к поданным) По- дано зая- вок Доля (% общего числа) От- кло- нено зая- вок Доля отклоненных заявок (в % к поданным) По- дано зая- вок Доля (% общего числа) От- кло- нено зая- вок Доля отклоненных заявок (в % к поданным)

Вневедомственные 950 19,57 190 20,00 644 40,33 60 9,32 839 47,06 82 9,77

Ведомственные 3905 80,43 824 21,10 953 59,67 58 6,09 944 52,94 118 12,50

Всего 4855 1014 20,89 1597 118 7,39 1783 200 11,22

ются в протоколах заседаний конкурсных комиссий по рассмотрению заявок на участие в конкурсах.

Анализ протоколов заседаний конкурсных комиссий по рассмотрению заявок на участие в конкурсах позволил сформулировать основные причины отклонения заявок от участия в конкурсах 2007-2009 гг. В табл. 4 приведены частоты отклонения заявок от участия в конкурсах по установленным причинам и соответствующие им основания закона № 94-ФЗ.

Как следует из представленных в табл. 4 данных, во-первых, некоторое количество заявок было отклонено от участие в конкурсах более чем по одной из причин, во-вторых, частота отклонения заявок от участия в конкурсах по различным причинам в разные годы существенно различается, что обусловлено, как действием на данные периоды времени различных редакций закона № 94-ФЗ, так и спецификой проведенных конкурсов.

Так, в 2007 г., наиболее частой причиной отклонения заявок от участия в конкурсах (около 67%) стало нарушение установленного в конкурсной документации (КД) требования об обязательном привлечении для выполнения проектов участниками конкурса средств из внебюджетных источников в определенном процентном соотношении к общей сумме финансирования проекта. Необходимо отметить, что происходило это в основном из-за неправильного расчета исполнителями проектов суммы привлекаемых средств из внебюджетных источников, как в целом, так и по годам. На втором месте (около 20%) оказались причины, обусловленные нарушениями, связанными с представлением выписок (копий выписок) из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Принятым Федеральной антимонопольной службой России решением, Роснаука в 2008 г. была лишена возможности устанавливать в КД требование об обязательном привлечении для выполнения проектов средств из внебюджетных источников в определенном процентном соотношении к общей сумме финансирования проектов. В силу этого наиболее значимыми причинами отклонения заявок от участия в конкурсах стали нарушения, связанные с представлением выписок (копий выписок) из ЕГРЮЛ — более 73%. Второй по значимости причиной стало превышение участни-

ками размещения заказа начальной цены контракта в целом/по годам.

Начало действия в 2009 г. очередной редакции закона № 94-ФЗ, предусматривающей, в числе прочих изменений, изменение состава заявки на участие в конкурсе за счет введения новых обязательных документов (см. табл. 4 — причины 8, 9), привело к очередному изменению структуры причин отклонения заявок от участия в конкурсах. Основными причинами отклонения заявок от участия в конкурсах (около 52%) стали нарушения, связанные именно с изменениями закона № 94-ФЗ, в сути части из которых участники размещения заказа достаточно длительное время не могли разобраться. Второе место вновь заняли причины, обусловленные нарушениями, связанными с представлением выписок (копий выписок) из ЕГРЮЛ — более 22%.

Анализ статистических данных о причинах отклонения конкурсных заявок от участия в конкурсах со всей очевидностью показывает, что каковы бы ни были нарушения, послужившие причинами отклонения заявок, все они являются прямым следствием действия человеческого фактора. Ну, а если быть более конкретными, то речь идет об отсутствии в должной степени элементарной ответственности, аккуратности и исполнительности сотрудников организаций, выполнявших достаточно простые формальные действия по подготовке документов заявок. В той же мере это относится и к лицам их контролирующих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К каким же последствиям привело негативное, в данном случае, действие человеческого фактора.

1. Во-первых, не были заключены контракты на выполнение НИР (ОКР) по 21 лоту. Следовательно, не было поддержано проведение работ по темам, результаты которых, например, «Разработка новых принципов создания средств индивидуальной защиты на основе современных защитных материалов» или «Разработка и опытно-промышленное внедрение комплексных технологий рециклинга отходов производства и потребления композиционных слоистых упаковочных материалов», имеют достаточно высокую социальную значимость. Кроме этого оказались напрасными затраты сил и средств на подготовку конкурсов по данным лотам.

ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010

ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010

Таблица 4

Сводные данные о причинах отклонения заявок на участие в конкурсах

№ п/п Причина отклонения заявок от участия в конкурсе Основание отклонения заявок от участия в конкурсе Год проведения конкурсных процедур

2007 2008 2009

Число нару- шений Доля(% общего числа) Число наруше- ний Доля (% общего числа) Число наруше- ний Доля(% общего числа)

1 Участник размещения заказа по конкурсу для субъектов малого предпринимательства не соответствует статусу субъекта малого предпринимательства П. 4 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 94-ФЗ, п. 1. 6. 7. КД 0 0,00 3 2,44 13 5,68

2 Участник размещения заказ не является юридическим лицом (филиал) Ч. 1 ст. 8 ФЗ №94-ФЗ, ч. 3 ст. 55 ГК РФ 1 0,09 1 0,81 2 0,87

3 Участником размещения заказа превышена начальная цена контракта в целом/ по годам П. 4 ч.1 ст. 12 ФЗ № 94-ФЗ, п. 3.5.1. КД 16 1,51 9 7,32 29 12,66

4 Участником размещения заказа подано две заявки на участие в конкурсе по одному лоту Ч. 6 ст. 25 ФЗ №94-ФЗ 122 11,49 2 1,63 6 2,62

5 Участником размещения заказа не представлена выписка/копия выписки из ЕГРЮЛ П. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 94-ФЗ, п.п. «б» п. 1 ч. 3 ст. 25 ФЗ №94-ФЗ 198 18,64 31 25,20 15 6,55

6 Участником размещения заказа представлена копия выписки из ЕГРЮЛ, не заверенная нотариально П. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 94-ФЗ, п.п. «б» п. 1 ч. 3 ст. 25 ФЗ №94-ФЗ 7 0,66 22 17,89 14 6,11

7 Участником размещения заказа представлена просроченная выписка/копия выписки из ЕГРЮЛ П. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 94-ФЗ, п.п. «б» п. 1 ч. 3 ст. 25 ФЗ №94-ФЗ 2 0,19 37 30,08 23 10,04

8 Участником размещения заказа не представлен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа П.п. «в» п. 1 ч. 3 ст. 25 ФЗ №ФЗ-94 0 0,00 6 4,88 104 45,41

9 Участником размещения заказа не представлен документ, свидетельствующий об одобрении или о совершении крупной сделки П.п. «е» п. 1 ч.3 ст. 25 ФЗ №ФЗ-94 0 0,00 0 0,00 4 1,75

10 Участником размещения заказа не представлены копии учредительных документов П. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 94-ФЗ, п.п. «д» п. 1 ч. 3 ст. 25 ФЗ №94-ФЗ 0 0,00 0 0,00 11 4,80

11 Участником размещения заказа заявлен объем привлекаемых средств из внебюджетных источников, менее предусмотренного условиями конкурса П. 4 ч.1 ст. 12 ФЗ № 94-ФЗ, п. 15 КД 711 66,95 0 0,00 0 0,00

12 Прочие (отсутствие/несоответствие представленных сведений требованиям КД; превышение установленных сроков выполнения работ и пр.) П. 4 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 94-ФЗ 5 0,47 12 9,76 8 3,49

Итого: 1062 100 123 100 229 100

2. Во-вторых, состав исполнителей государственных контрактов, заключенных в результате проведения конкурсов по 341 лоту, мог стать несколько другим. А, следовательно, существует вероятность того, что потенциальные результаты выполнения НИР (ОКР) другими коллективами, могли бы оказаться лучше, чем имеющиеся фактически.

3. В-третьих, не оправдались надежды, напрасным оказался труд сотен сотрудников организаций, подготовивших более 1300 конкурсных заявок.

4. В-четвертых, коллективы исполнителей проектов понесли не только моральный, но и материальный ущерб. Проведенная путем опроса ряда руководителей проектов оценка стоимости затрат (прямых и косвенных) на подготовку конкурсных заявок показала, что в зависимости от масштабности проекта она лежит в пределах 15-25 тыс. руб. Следовательно суммарный ущерб может быть оценен в 19-32 млн руб.

Очевидно, что успешно преодолеть первый барьер на пути к государственному контракту позволит сведение к минимуму негативного воздействия человеческого фактора. Для этого государственное учреждение «Государственная дирекция ЦНТП», сотрудники которой принимали непосредственное участие в организации и проведении всех конкурсов в рамках Программы, советует учесть ряд простых, и, безусловно, выполнимых рекомендаций.

1. Ответственному исполнителю и руководителю проекта не следует откладывать проверку подготовленных документов и формирование конкурсной заявки на последний день (ночь). Допущенные ошибки в этом случае бывает уже практически невозможно исправить.

2. Не следует откладывать представление конкурсных заявок на день вскрытия конвертов, а тем более на последний час перед заседанием конкурсной комиссии. Как показывает трехлетняя практика,

периодическое возникновение в случайные моменты времени транспортных проблем в Москве практически неизбежно.

3. В организации имеет смысл создание координирующего органа или назначение лица, ответственного за ее участие в конкурсах, проводимых в рамках Программы. Это позволит снизить вероятность подачи двух и более конкурсных заявок в тех случаях, когда темой одного лота предусматривается проведение работ, например, по различным критическим технологиям одного приоритетного направления. Такая ситуация вполне может возникнуть при недостаточности обмена информацией между структурными подразделениями организации и при отсутствии одного из лиц, имеющего право подписи документов конкурсной заявки.

4. Целесообразно проведение периодических занятий по изучению критических положений закона № 94-ФЗ и конкурсной документации с непосредственными исполнителями формальных документов конкурсных заявок. Альтернативой этому может быть разработка соответствующих методических рекомендаций и их периодическая актуализация. Необходимо подчеркнуть, что следование данным

рекомендациям является лишь одним, но, безусловно, важным, условием успешного преодоления пути к государственному контракту.

В силу известных причин финансирование проведения в 2010 г. конкурсов на выполнение в рамках Программы научно-исследовательских и опытноконструкторских работ оказалось практически замороженным. Однако можно ожидать, что вынужденная пауза в проведении конкурсов в текущем году, приведет к всплеску активности потенциальных претендентов на право заключения государственных контрактов в следующем году. Это делает актуальным основные выводы, полученные в результате анализа причин отклонения заявок от участия в конкурсах, проведенных в рамках первого этапа реализации Программы:

• негативное действие человеческого фактора создает первый барьер на пути к государственному контракту и приводит как к прямому моральному и материальному ущербу для исполнителей проектов, так и косвенному ущербу для Роснауки (в виде вероятности недополучения ожидаемых результатов выполнения работ);

• ошибки и нарушения требований закона № 94-ФЗ и конкурсной документации, допускаемые исполнителями конкурсных заявок при подготовке документов, легко преодолимы.

Список использованных источников

1. Федеральный закон 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». М.: 2005.

2. В. И. Смирнов. Ошибочные цели — ложный результат эффективности общественных закупок.//Государственные и муниципальные закупки-2008. Сборник докладов III Всероссийской практической конференции-семинара. М.: ИД «Юриспруденция», 2008.

3. Федеральная целевая Программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.». М., 2006.

4. Российский статистический ежегодник-2008: Стат. сб. М.: Росстат, 2008.

On the way to state contracts.

Barrier № 1 — human factor A. N. Petrov, Ph. D., general director of State Enterprise «State Directorate TSNTP».

N. E. Lazarenko, Ph.D., deputy of general director of State Enterprise «State Directorate TSNTP».

A. V. Srelec, PhD, deputy head of State Institution «State Directorate TSNTP».

The article gives some results of the first stage of the realization of FTP «The researches and the elaboration of priority areas of the development of the Russian scientific and technological complex during 2007-2012» and the statistical date about the submitted and rejected applications to take part in a tender. On the grounds of the analysis of the hearings of the Russian science competitive committee of the consideration of the applications there were defined the principal causes of the rejection of the tender applications. Also it was demonstrated the influence of the changes in the law № 94-FL on the structure of the reasons of the applications rejection in different years. It was concluded that the effect of the human factor underlies all the reasons of the applications rejection. The article suggests some concrete recommendations about the overcoming of its negative influence which are intended for the minimization of the moral and property damage both the participants, and the organizer of the tenders.

Keywords: public procurement, state contract, tender on performance research works, application to take part in a tender, tender documentation, event programs, reasons of rejection of an application to take part in a tender, federal task program «the researches and the elaboration of priority areas of the development of the russian scientific and technological complex during 2007-2012», requirements of the law № 94-FL.

ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.