Научная статья на тему 'Приоритеты современной экологической политики российского государства (историко-правовой обзор)'

Приоритеты современной экологической политики российского государства (историко-правовой обзор) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
538
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ENVIRONMENTAL POLICY OF LAW / LEGISLATION / ENVIRONMENTAL SAFETY / SYSTEM OF ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECOLOGICAL LAWMAKING / ECOLOGICAL CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киблицкая Ольга Александровна

Статья посвящена историко-правовому обзору экологической правовой политики Российского государства. Особое внимание уделено ее приоритетам в современных условиях. В работе подчеркивается актуальность основательного теоретико-правового осмысления и историко-правового анализа состояния экологической безопасности на национальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities of the modern environmental policy of the Russian state (historical and legal review)

The article is devoted to the historical and legal review of the environmental policy of law of the Russian State. Special attention is paid to its priorities under present-day conditions. The paper stresses the urgency of a thorough theoretical and legal understanding, historical and legal analysis of environmental safety at the national level.

Текст научной работы на тему «Приоритеты современной экологической политики российского государства (историко-правовой обзор)»

Киблицкая О.А.

Приоритеты современной экологической политики Российского государства (историко-правовой обзор)

В современных условиях развития Российского государства проблематика, затрагивающая различные аспекты экологической политики, чрезвычайно актуальна. И это вполне объяснимо, поскольку состояние окружающей природной среды, с точки зрения специалистов различных областей знаний, характеризуется как кризисное. Безотлагательное рассмотрение и решение задач рационального природопользования и охраны окружающей среды жизненно важно как для каждого отдельно взятого гражданина, так и для всего общества.

Теоретико-правовое осмысление и историко-правовой анализ состояния экологической безопасности нашей страны требуют особого подхода исследователей. Ученым и практикам необходимо разработать эффективные политико-правовые механизмы предотвращения и разрешения различных конфликтов, возникающих на экологической почве, отстаивания российских экологических интересов, совершенствования соответствующего законодательства.

Следует подчеркнуть, что сегодня экологические проблемы страны требуют новых правоотношений, т.к. являются неотъемлемой частью общемировых. В связи с этим требуется иметь ясное представление о закономерностях и тенденциях, механизмах влияния права на разработку стандартов устойчивого развития, безопасности жизнедеятельности. В настоящее время следует акцентировать внимание на анализе форм государственной экологической политики, ключевым направлением которой должна стать «экологизация», охватывающая все сферы жизни граждан России.

Посредством современной российской экологической политики необходимо обеспечить гармоничное, динамично сбалансированное развитие экономики, общества и природы. В целях достижения экологической безопасности нашей страны экологические приоритеты во всех аспектах современной государственной политики должны доминировать над экономическими. Добиться этого можно лишь при кардинальном изменении человеческого сознания и системы ценностей всего общества, непосредственном участии каждого гражданина в решении экологических проблем.

Нельзя не отметить и того факта, что по многим важным прикладным и концептуальным вопросам, касающимся экологической политики, имеет место научная неопределенность, т.е. целый комплекс таких вопросов нуждается в дальнейшей разработке.

Различные аспекты обозначенной проблематики находятся в поле зрения многих отечественных и зарубежных специалистов (правоведов, политологов, философов, социологов, экологов). Уже проделана весьма существенная исследовательская работа, в результате чего сформирована эффективная методологическая научно-исследовательская база. Вместе с тем, как видим, еще многое предстоит сделать. При этом ученым и практикам необходимо учитывать определенные факторы.

Так, нынешнее состояние системы экологической безопасности - это следствие трансформации российского общества, происходящее под влиянием внутренних проблем и глобальных тенденций развития. Безусловно, сильно сказываются проявления мирового экологического кризиса и в то же время возрастание роли личностного фактора, который наделяется функциями во всех видах деятельности. А это, как известно, предполагает качественно новую стратегию организации защиты от различных видов социально-экологических угроз.

Государственно-правовое обеспечение экологической безопасности России главным образом нацелено на законодательное соблюдение такого экологического порядка, который предоставляет возможности предпринимать корректирующие действия при нарушении экологического равновесия и находить достойный выход из кризисных ситуаций.

Источники экологической опасности возможно ликвидировать, создав единую систему безопасности, включающую экологическую безопасность, ориентированную на человека; построив систему коллективной безопасности; обеспечив безопасность во всех сферах жизнедеятельности человека (духовной, экономической, политической, информационной и др.); признав равенство экологических прав граждан.

Что касается деятельности государства, направленной на охрану, воспроизводство, оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, охрану и защиту экологических прав человека, то здесь следует обратить особое внимание на ее содержание. Его суть заключается в «экологизации» всех сфер жизнедеятельности общества, обеспечении благоприятных условий для устойчивого «экологизированного» развития.

В современных условиях важно изменить социально-экономическое развитие, пересмотрев потребности, цели, приоритеты и способы деятельности человека, сформировав новое экологическое правосознание.

Следует отметить, что экологическая функция государства представляет собой одно из приоритетных направлений нынешней политики нашей страны. Иные же функции государства можно эффективно реализовывать лишь при условии успешной деятельности в экологической сфере.

Экологическая политика позволяет максимально эффективно осуществлять регулирование взаимодействий общества, человека и окружающей среды, основным ориентиром которого должно быть создание отношений, соответствующих возможностям окружающей среды к адаптации.

Выступая концептуальной основой правотворческой и правоприменительной деятельности, экологическая правовая политика реализуется государством в виде экологических программ и нормативно-правовых актов, конкретизирующихся в работе государственных органов. В экологической политике отражаются присущие обществу противоречия, возможности, цели, которыми оно руководствуется во взаимодействии с природой.

Юридические механизмы защиты экологических интересов отдельно взятой личности, общества и государства институционализируются посредством законодательной поддержки экологической политики России, природоохранной деятельности органов исполнительной власти и судебной защиты права российских граждан на благоприятную окружающую среду и равный доступ к природным ресурсам.

В качестве критерия оптимальной жизнедеятельности в формах экологического просвещения и экологического образования выступает экологический императив. Его правовая реализация осуществляется путем распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов в процессе обучения, воспитания, накопления опыта каждого индивида, которые формируют экологически грамотную деятельность и поведение граждан.

От состояния системы экологического образования и просвещения во многом зависит функционирование правовой системы государства. В связи с этим экологическому образованию, являющемуся непрерывным процессом обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности с целью формирования ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности, требуется пристальное внимание со стороны государства. Причем распространение эколого-правовых знаний вполне целесообразно осуществлять не только образовательным учреждениям, но и государственным органам, профессиональным союзам, общественным объединениям и средствам массовой информации.

Идеи системных преобразований в сфере взаимодействия общества и природы (прежде всего это относится к созданию современного экологического законодательства, эффективной системы правоприменительных и правозащитных институтов) должны находиться в основе современной государственной экологической политики.

Достижение экологической безопасности Российского государства необходимо осуществлять главным образом в правовых формах. Создание правовых основ экологической безопасности происходит с помощью законодательства. Исполнение данного законодательства заключается в правореализации. Профилактика экологических правонарушений и реакция на них судебных и правоохранительных органов выражаются в правоохране.

Создание оптимальной системы государственных органов, деятельность которых должна направляться на обеспечение рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством, не терпит отлагательств. Воссоздание федерального Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов по-

прежнему является первоочередной задачей. Обеспечение эффективного функционирования управления, цель которого - в реализации экологического законодательства, что также представляет собой ключевое направление совершенствования деятельности органов исполнительной власти.

Проекты нормативно-правовых актов, претворение в жизнь которых непосредственно воздействует на природу, в обязательном порядке должны проходить экологический контроль и экологическую экспертизу со стороны государственных и негосударственных субъектов, руководствующихся принципами научности, законности, гласности, независимости, участия представителей общественности.

Современная действительность требует изменить взгляды на социальную сущность экологических преступлений. Они должны рассматриваться, прежде всего, как общественно опасные, противоправные деяния, направленные на уничтожение и повреждение биологической основы жизнедеятельности и существования человека и других живых существ, деяния против человека и всего живого посредством воздействия через природу.

Для повышения качества правосудия в разрешении дел, касающихся вопросов природы, требуется создание специализированных судов, аналогичных природоохранным прокуратурам и милиции. В качестве альтернативы созданию судов по вопросам, имеющим отношение к окружающей среде, вполне могут выступать специализированные палаты в судах общей юрисдикции или арбитражных.

Следует активизировать и экологическое правотворчество субъектов Российской Федерации. В сложившейся обстановке необходимы разработка и принятие правовых норм, регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества с природой в соответствии с Конституцией РФ. Основная цель правотворчества - создание эффективного правового механизма региональной охраны окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов с учетом региональных особенностей (географических, природных, социально-экономических), обеспечение равных для каждого гражданина прав на благоприятную окружающую среду, доступа к природным ресурсам.

В ходе вычленения структуры регионального экологического законодательства следует учитывать границы регионального правотворчества. Развитие пограничных межотраслевых институтов в экологическом законодательстве субъектов РФ возможно в том случае, если сохранить их место и роль в правовом регулировании экологических отношений, регламентированных федеральными нормативно-правовыми актами.

Различие целей, задач, приоритетов федерального и регионального экологического законодательства обусловило необходимость четкого законодательного разграничения полномочий Российской Федерации, ее субъектов и компетенции их органов государственной власти в сфере правового регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

В решении экологических проблем следует использовать и законодательные и договорные правовые способы.

По различным причинам экологического, социального и экономического характера, в частности недостатков регионального экологического законодательства, возникла объективная необходимость в унификации экологического законодательства субъектов РФ, основная цель которой - содействовать созданию эффективного механизма функционирования экологического законодательства.

Следует активизировать процесс приведения законодательных комплексов субъектов РФ в состояние, отвечающее региональным потребностям в регулировании экологических отношений, т.е. требуется оптимизация регионального законодательства об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Итак, несмотря на то, что за последние два десятилетия в период проведения правовой реформы в России достигнуты определенные успехи в области охраны окружающей среды, следует признать тот факт, что функционирование данного механизма так и не стало реальностью правовой жизни нашей страны. «Отсюда, - как верно подчеркивает А.В. Фокин, - вытекает комплексная задача по совершенствованию действующего экологического и природоресурсового законодательства, обоснованию необходимости имплементации ряда международных правовых предписаний в российскую правовую систему, дальнейшему развитию системы гарантий реализации экологических

прав и обязанностей человека и гражданина»*.

Фокин А.В. Экологические права и обязанности человека и гражданина (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 4.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.