Подлинная духовность (а не ее имитация) связана с альтруистическим началом в человеке.
Максименко Л. А.: Коллеги, разговор только на- 12. чат, благодарю всех за участие в нем и надеюсь на продолжение.
Адрес для переписки: 644043, г. Омск, ул. Ленина,
Материалы поступили в редакцию 01.07.2015 г.
УДК 101:008:39
н. м. генова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СВЕТЕ НОВОГО УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ 2015 г.
В статье рассматриваются возможные перспективы определения приоритетов и целей региональной культурной политики. На основе стратегических векторов развития России обусловливаются принципы формирования культурной политики в регионе, создание его мультибрендового культурного статуса. С точки зрения способов обновления социума и поиска инновационных путей и моделей развития автором определяются детерминанты приоритетов и принципы инновационной культурной политики в Омском регионе. Ключевые слова: приоритеты культурного развития, векторы, модели региональной культурной политики, мультибрендовый культурный статус региона, сохранение культурного и исторического наследия, трансляция культурных ценностей.
Обозначенное в Указе Президента РФ В. В. Путина утверждение приоритета культуры способно обеспечить более высокое качественное состояние общества, его «способность гражданскому единству». Во главу угла здесь становится: высокая нравственность, ответственность, самостоятельность мышления и творчество, а также — национальная самобытность, складывающаяся из моральных, этических и эстетических ценностей. Осуществление социально-экономической модернизации страны в контексте интенсивного развития должно сделать ее способной отвечать на вызовы современности, что немыслимо без инвестиций в человека. Дефицит последних, снижение культурно-интеллектуального уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости, асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативизм в оценке исторических фактов, распространение лжи об исторической отсталости России; атомизация общества (расслоение с разрывом социальных связей (дружеских, соседских, семейных), рост индивидуализма, пренебрежение правами других [1].
Изложенное выше свидетельствует, что перспективные цели регионального развития, увязанные с социокультурной практикой, невозможно получить в готовом виде извне. Они могут быть определены самим региональным сообществом и отрефлек-сированы представителями власти, общественных организаций, интеллектуальной элиты. Сам факт наличия у региона стратегических целей следует
оценить как позитивный фактор преодоления кризиса. Если цели имеют не декларативный характер, а продуманно концентрируются вокруг жизненно важных проблем регионального сообщества, социальных и культурных приоритетов, то они становятся основой консолидации разных групп элиты и социальных слоев. Таковыми целями сегодня для регионального развития выступают: здоровый образ жизни, возможность личностной самореализации, качество жизни — достойная жизнь, где есть место разнообразию, мобильности, открытости.
Приоритеты современной культурной политики не могут выстраиваться без учета интенсивных социокультурных изменений, влияния глобализацион-ных процессов, задающих культурно-цивилизаци-онному развитию сильную нелинейность, которая проявляется на разных социокультурных уровнях. Фактически человек любой культуры вписан сегодня в сеть сталкивающихся, переплетающихся, накладывающихся друг на друга информационно-коммуникативных процессов. Самым уязвимым, по мнению ряда исследователей, оказывается его включенность в цивилизационный уровень, ибо действия отдельно взятого индивида только в исключительных случаях способны оказать влияние на процессы глобализации, которые доминируют в современном мире, порождая множество масштабных проблем, имеющих общецивилизаци-онные последствия. В ближайшей перспективе вероятнее всего удастся преодолеть культурные, религиозные и другие барьеры, в силу чего множество индивидов все больше будут «втянуты»
в цивилизационные процессы, зачастую вне их воли и желания. Поэтому сегодня делаются не просто заявления о грядущей «глобальной деревне», еще совсем недавно воспринимавшиеся с большим сомнением, но говорится о ближайшем скачке цивилизации на новый уровень. Глобальные проблемы и вызовы актуализируют вопросы, связанные модернизацией, меняют ее характер. Перспективы модернизации во многом зависят от способности и готовности общества к радикальным изменениям, разумной соотнесенности затрат и ресурсов.
Творчество культуры основано на динамике взаимодействия традиций и инноваций. Поэтому когда одна часть экспертов говорит о необходимости сдерживания инновационных трендов в культуре, аргументируя это ролью традиций, а вторая, напротив, апеллируя к новейшим зарубежным моделям и разработкам, подчеркивает роль изменений в культуре, то ошибкой, на наш взгляд, было бы однозначно принимать ту или иную аргументацию в качестве истинной. Динамика культуры основана на механизмах преемственности, устойчивости и изменчивости, поэтому сложность разработки инновационных принципов современной культурной политики как раз и заключается в поиске их соответствия общим параметрам порядка культуры — ее основным закономерностям развития. Источники эффективности социокультурного развития заложены в самой культуре, в ее ресурсах. Поэтому инновационные принципы культурной политики необходимо согласовать с тенденциями к саморазвитию и самоорганизации [2].
Сегодня в общественном сознании стратегические векторы развития России вполне определились: с одной стороны, это отстаивание единства страны, приумножение общественно-культурного капитала и в целом развитие отечественной культуры; с другой — освоение инноваций широкого диапазона, отработка новой модели модернизации как обновления форм жизнедеятельности в условиях XXI века. Переводя эти цели развития на философ-ско-синергетический язык, можно сказать, что перспективы нашего развития видятся во взаимосвязи самодетерминации и детерминации извне [3].
Для культурной политики России, которая должна приобрести общенациональный статус, в настоящее время становится особенно важным делать упор на воспитание и самовоспитание граждан в контексте благоприятного информационного пространства страны, всемерное повышении гражданского самосознания. Одной из важнейших целей культурной политики является сохранение исторического и культурного наследия, передача традиционных ценностей, норм, традиций, обычаев и образцов поведения [1].
В современных условиях оптимальным представляется соединение моделей государственно-просветительской культурной политики и либеральной, ориентированной на создание и поддержание условий для разнообразной творческой деятельности и реализации гетерогенных культурных запросов», причем культуре отводится роль значимых ресурсов развития [4].
Формирование региональной культурной политики задается ориентирами, отраженными в государственном законодательстве. При этом социо-культрные особенности развития субъектов РФ наполняют региональные стратегии локальным значением. В связи с этим ориентация на принципы, которые определяют место региона в культурной
политике государства, позволяет выбирать приоритеты, которые содействуют развитию, трансляции и закреплению аксиологических оснований места, его образу [5].
Таким образом, успешность формирования культурной политики в регионе, его гибкая способность субъектов региона, позволяющая выстраивать совместную работу, требует: 1) принципа координации изменений в области культуры с образовательной, социальной, экономической деятельностью региона; 2) принцип инфраструктурного и ресурсного обеспечения направлен на выявление и создание новых ресурсов; поиск самостоятельных контуров воспроизводства 3) принцип интеллектуального и проектного обеспечения; 4) принцип средового обеспечения; 5) принцип поддержки и опоры на «культурные элиты»; 6) принцип инновационного обеспечения ориентирует на создание инновационных групп и запуск социокультурного мониторинга [6].
В условиях децентрализации и многосубъект-ности культурной политики сценарии регионального развития не могут быть конкретизированы в концептуальные разработки без общественного осмысления и убеждения в их целесообразности. Показательно, что, отвечая на вопрос о том, почему проводимая властями культурная политика вызывает недовольство населения, респонденты не отразили взаимозависимость между выбором приоритетов в управлении культурной сферой и отношением к национальной культуре со стороны государства и общества. Только 13,6 % респондентов в возрасте 18 — 24 года, надо полагать, понимают, что отношение к национальной культуре — это показатель результативности культурной политики. В целом, таковых всего 22 % от общего числа опрошенных [7].
Между различными сферами культурной политики существует сложнейшая взаимозависимость и взаимосвязь, упорядочение которой связано с концептуальным обновлением социальной и культурной политики в России и ее регионах. В свою очередь, это предполагает смену парадигмы общественного развития, где достижение когерентного состояния разных систем (политики, экономики, культуры, в том числе управления, информационно-коммуникативных систем), обеспечивающих социокультурное развитие и придающих процессам упорядоченность, восстановление эффективных коммуникаций между социальными институтами (бизнесом и государством, бизнесом и обществом) будет рассматриваться как путь к преодолению все увеличивающихся разрывов между уровнями социально-экономического развития разных субъектов Российской Федерации и их ресурсными возможностями к наращиванию человеческого капитала, к признанию приоритетности роли образования, науки и культуры. Это вполне оправданно, поскольку социокультурное развитие страны не может не «дополняться пространственным аспектом системного освоения инноваций» [8]. И главное здесь — понимание того, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал, так как «развитие человека — это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный приоритет» [9].
Собственно говоря, когда различные способы обновления социума будут разрабатываться с учетом культурного фактора (исторических,
№
Рис. 1. Детерминанты приоритетов региональной культурной политики
традиционных аспектов жизнедеятельности людей), тогда и модернизационные преобразования будут более очевидными и эффективными. Не менее важным представляется и вопрос о стимулировании государственно-частного партнерства, поддержке творческих индустрий, о реализации отдельных арт-проектов, основанных преимущественно на принципах рационального менеджмента, целью которого также является решение социально-экономических проблем средствами культуры. Изменяющиеся социальные условия влияют на смысловое наполнение культуры, но именно культура через свои параметры порядка способна либо усиливать интегрирующее и мобилизующее начало в обществе, либо, напротив, тормозить реформирование социальных отношений. Ценности и идеалы культуры, а также господствующие в обществе культурные коды и стандарты (содержательное наполнение общих параметров порядка) во многом определяют и направление социокультурного развития российских территорий.
На рис. 1 показана совокупность четырех детерминант региональной культурной политики. Во-первых, это формы культурного развития (инновационные программы, проекты-стратегии); во-вторых, это качественные показатели культурного статус, определяющего самобытность региона как культурной ячейки общества (национально-культурный, историко-культурный, гражданский и социокультурный). В-третьих, это сохранение культурного наследия региона и его исторической памяти. И, наконец, в-четвертых, это разнообразные формы трансляции культурных ценностей, традиционно присущие данной региональной культуре.
Исходя из вышесказанного, выделим среди принципов инновационной культурной политики в регионе, следование которым позволяет комплексно решать стратегические задачи социокультурного развития региона.
1. Определение форм культурного развития региона обусловливает необходимость выбора приоритетов (степень свободы культуры и способности
личности к саморазвитию) и согласования разных стратегий (пути достижения целей социокультурного развития, выстраиваемых разными субъектами культурной политики).
2. Формирование культурного статуса региона опирается на «культуроцентризм и культуро-сообразность», что, в свою очередь, предполагают отношение к региональной культуре как системообразующему фактору; формирует современные культурные стратегии и новые формы культурного развития региона.
3. Создание условий развития многосубъектных отношений для развития форм сохранения культурного наследия и исторической памяти, что способствует формированию «в социуме нового отношения к культуре как фактору роста и ресурсу общественного развития» (О. А. Астафьева).
4. Трансляция регионально значимых культурных ценностей базируется на основных принципах коммуникации:
а) «позитивное эффективное взаимодействие в условиях культурного многообразия», развития культурно-цивилизационного многообразия, снижения риска гомогенизации культурного пространства региона;
б) «открытость информационно-коммуникативных взаимодействий» обусловлена развитием новых принципов коммуникации (саморазвивающихся сетевых, полилогических взаимодействий), определяемых регионально-значимыми доминантами.
Принципы трансляции культурных ценностей («аксиологические (ценностно-смысловые) принципы». — О. Н. Астафьева).
а) признание культурного разнообразия в регионе как основы сохранения его национально-культурной, историко-культурной, гражданской и социокультурной самобытности.
Таким образом, «культурное выравнивание региональных пространств и формирование единого (целостного) культурного пространства» открывают широкие перспективы для совершенствования региональной и муниципальной инфраструктуры
сферы культуры, способствуют повышению уровня культуры повседневности жителей различных российских поселений. Сверхзадачей «культурного выравнивания» выступает создание равных условий для доступа к культурным ценностям и реализация права на культурное саморазвитие личности.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Основ государственной культурной политики : Указ В. В. Путина [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.novayagazeta. ru/news/1690473.html (дата обращения: 19.02.2015).
2. Астафьева, О. Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции 6 — 8 / О. Н. Астафьева // Культурологический журнал : электрон. период. рецензируемое изд. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.cr-journal.ru/rus/journals (дата обращения: 19.02.2015).
3. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб., 1996. - С. 319-401.
4. Гунн, Г. Е. Концептуальные основы культурной политики для городов / Г. Е. Гунн [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.cultpol.ru/статьи (дата: обращения 19.02.2015).
5. Бакулина, С. Д. Региональная культурная политика в контексте государственной культурной политики РФ (на примере южных районов Западной Сибири) / С. Д. Бакулина //
Вестник Омского государственного университета. - 2013. -№ 3. - С. 165-170.
6. Розин, В. М. Основания и смыслы социокультурного проектирования в контексте современной культурной политики / В. М. Розин // Основы культурологии. - М., 2005. -С. 458-479.
7. Духовная культура российского общества: состояние и тенденции формирования: Результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rags.ru/ node/536/ (дата обращения: 10.06.2011).
8. Гринберг, А. О стратегии инновационного развития / А. О. Гринберг // Форум-2008: новое в междисциплинарных исследованиях и дебатах : альм. - М., 2008. - С. 26.
9. Путин, В. В. Выступление на расширенном заседании Госсовета (февраль 2008 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://scilance.com/library/book/33793 (дата обращения: 19.02.2015).
ГЕНОВА Нина Михайловна, доктор культурологии, декан факультет культуры и искусств. Адрес для переписки: Россия, 644077, г. Омск, пр. Мира, 55а, ОмГУ.
Статья поступила в редакцию 12.03.2015 г. © Н. М. Генова
№
УДК 379.8 093 а. с. чернов
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
МАРКЕТИНГОВАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_
Статья посвящена современной парадигме социально-культурной деятельности. Автор рассуждает о наличии маркетинговой основы развития современной социально-культурной деятельности, которая открывает многообещающие возможности для теоретиков, практиков и учреждений социально-культурной деятельности. В статье подчеркивается крайняя важность полезности обращения к маркетинговым технологиям во всех сферах социально-культурной действительности. По мнению автора, особого внимания заслуживают вопросы, связанные с маркетинговой составляющей в процессе эффективной реализации социально-культурных технологий и подготовкой современного специалиста социально-культурной сферы, а также созданием необходимых для этого организационно-педагогических условий.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, маркетинг, парадигмы социально-культурной деятельности, культурно-досуговая деятельность, маркетинговые технологии, культура и искусство.
В последнее десятилетие внимание многих ученых привлечено к изучению места и роли учреждений культуры и специалистов социально-культурной сферы в условиях изменившихся социально-экономических условий в стране. Четко обозначились контуры проблемы современной социально-культурной деятельности, проблемы реализации современных социально-культурных технологий и творческой самореализации специалиста культуры в новых условиях. Руководители и работники учреж-
дений культуры ощущают это в своей повседневной трудовой деятельности. Совершенно очевидно, что проблемы, порождаемые рыночными условиями, необходимо решать адекватными методами, т.е. путем обращения к маркетинговым технологиям. До недавнего времени маркетинг применялся, главным образом, в сфере коммерческой деятельности. В последние годы он стал важнейшим инструментом оптимизации деятельности и некоммерческих организаций, в частности организаций социально-