Научная статья на тему 'Приоритеты региональной культурной политики в свете нового Указа Президента РФ 2015 г'

Приоритеты региональной культурной политики в свете нового Указа Президента РФ 2015 г Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
637
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ / ВЕКТОРЫ / МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ / МУЛЬТИБРЕНДОВЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС РЕГИОНА / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ / ТРАНСЛЯЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / PRIORITIES OF CULTURAL DEVELOPMENT / VECTORS / MODELS OF REGIONAL CULTURAL POLICY / MULTIBRENDOVY CULTURAL STATUS OF THE REGION / PRESERVATION OF CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE / BROADCAST OF CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Генова Нина Михайловна

В статье рассматриваются возможные перспективы определения приоритетов и целей региональной культурной политики. На основе стратегических векторов развития России обусловливаются принципы формирования культурной политики в регионе, создание его мультибрендового культурного статуса. С точки зрения способов обновления социума и поиска инновационных путей и моделей развития автором определяются детерминанты приоритетов и принципы инновационной культурной политики в Омском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities of regional cultural policy in the light of the new Decree of the Russian President of 2015

In the article possible prospects of definition of priorities and purposes of regional cultural policy are considered. On the basis of strategic vectors of development of Russia the principles of formation of cultural policy in the region, creation of its multibrand cultural status are caused. From the point of view of ways of updating of society and search of innovative ways and models of development by the author is defined determinants of priorities and the principles of innovative cultural policy in the Omsk region.

Текст научной работы на тему «Приоритеты региональной культурной политики в свете нового Указа Президента РФ 2015 г»

Подлинная духовность (а не ее имитация) связана с альтруистическим началом в человеке.

Максименко Л. А.: Коллеги, разговор только на- 12. чат, благодарю всех за участие в нем и надеюсь на продолжение.

Адрес для переписки: 644043, г. Омск, ул. Ленина,

Материалы поступили в редакцию 01.07.2015 г.

УДК 101:008:39

н. м. генова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПРИОРИТЕТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В СВЕТЕ НОВОГО УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ 2015 г.

В статье рассматриваются возможные перспективы определения приоритетов и целей региональной культурной политики. На основе стратегических векторов развития России обусловливаются принципы формирования культурной политики в регионе, создание его мультибрендового культурного статуса. С точки зрения способов обновления социума и поиска инновационных путей и моделей развития автором определяются детерминанты приоритетов и принципы инновационной культурной политики в Омском регионе. Ключевые слова: приоритеты культурного развития, векторы, модели региональной культурной политики, мультибрендовый культурный статус региона, сохранение культурного и исторического наследия, трансляция культурных ценностей.

Обозначенное в Указе Президента РФ В. В. Путина утверждение приоритета культуры способно обеспечить более высокое качественное состояние общества, его «способность гражданскому единству». Во главу угла здесь становится: высокая нравственность, ответственность, самостоятельность мышления и творчество, а также — национальная самобытность, складывающаяся из моральных, этических и эстетических ценностей. Осуществление социально-экономической модернизации страны в контексте интенсивного развития должно сделать ее способной отвечать на вызовы современности, что немыслимо без инвестиций в человека. Дефицит последних, снижение культурно-интеллектуального уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости, асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативизм в оценке исторических фактов, распространение лжи об исторической отсталости России; атомизация общества (расслоение с разрывом социальных связей (дружеских, соседских, семейных), рост индивидуализма, пренебрежение правами других [1].

Изложенное выше свидетельствует, что перспективные цели регионального развития, увязанные с социокультурной практикой, невозможно получить в готовом виде извне. Они могут быть определены самим региональным сообществом и отрефлек-сированы представителями власти, общественных организаций, интеллектуальной элиты. Сам факт наличия у региона стратегических целей следует

оценить как позитивный фактор преодоления кризиса. Если цели имеют не декларативный характер, а продуманно концентрируются вокруг жизненно важных проблем регионального сообщества, социальных и культурных приоритетов, то они становятся основой консолидации разных групп элиты и социальных слоев. Таковыми целями сегодня для регионального развития выступают: здоровый образ жизни, возможность личностной самореализации, качество жизни — достойная жизнь, где есть место разнообразию, мобильности, открытости.

Приоритеты современной культурной политики не могут выстраиваться без учета интенсивных социокультурных изменений, влияния глобализацион-ных процессов, задающих культурно-цивилизаци-онному развитию сильную нелинейность, которая проявляется на разных социокультурных уровнях. Фактически человек любой культуры вписан сегодня в сеть сталкивающихся, переплетающихся, накладывающихся друг на друга информационно-коммуникативных процессов. Самым уязвимым, по мнению ряда исследователей, оказывается его включенность в цивилизационный уровень, ибо действия отдельно взятого индивида только в исключительных случаях способны оказать влияние на процессы глобализации, которые доминируют в современном мире, порождая множество масштабных проблем, имеющих общецивилизаци-онные последствия. В ближайшей перспективе вероятнее всего удастся преодолеть культурные, религиозные и другие барьеры, в силу чего множество индивидов все больше будут «втянуты»

в цивилизационные процессы, зачастую вне их воли и желания. Поэтому сегодня делаются не просто заявления о грядущей «глобальной деревне», еще совсем недавно воспринимавшиеся с большим сомнением, но говорится о ближайшем скачке цивилизации на новый уровень. Глобальные проблемы и вызовы актуализируют вопросы, связанные модернизацией, меняют ее характер. Перспективы модернизации во многом зависят от способности и готовности общества к радикальным изменениям, разумной соотнесенности затрат и ресурсов.

Творчество культуры основано на динамике взаимодействия традиций и инноваций. Поэтому когда одна часть экспертов говорит о необходимости сдерживания инновационных трендов в культуре, аргументируя это ролью традиций, а вторая, напротив, апеллируя к новейшим зарубежным моделям и разработкам, подчеркивает роль изменений в культуре, то ошибкой, на наш взгляд, было бы однозначно принимать ту или иную аргументацию в качестве истинной. Динамика культуры основана на механизмах преемственности, устойчивости и изменчивости, поэтому сложность разработки инновационных принципов современной культурной политики как раз и заключается в поиске их соответствия общим параметрам порядка культуры — ее основным закономерностям развития. Источники эффективности социокультурного развития заложены в самой культуре, в ее ресурсах. Поэтому инновационные принципы культурной политики необходимо согласовать с тенденциями к саморазвитию и самоорганизации [2].

Сегодня в общественном сознании стратегические векторы развития России вполне определились: с одной стороны, это отстаивание единства страны, приумножение общественно-культурного капитала и в целом развитие отечественной культуры; с другой — освоение инноваций широкого диапазона, отработка новой модели модернизации как обновления форм жизнедеятельности в условиях XXI века. Переводя эти цели развития на философ-ско-синергетический язык, можно сказать, что перспективы нашего развития видятся во взаимосвязи самодетерминации и детерминации извне [3].

Для культурной политики России, которая должна приобрести общенациональный статус, в настоящее время становится особенно важным делать упор на воспитание и самовоспитание граждан в контексте благоприятного информационного пространства страны, всемерное повышении гражданского самосознания. Одной из важнейших целей культурной политики является сохранение исторического и культурного наследия, передача традиционных ценностей, норм, традиций, обычаев и образцов поведения [1].

В современных условиях оптимальным представляется соединение моделей государственно-просветительской культурной политики и либеральной, ориентированной на создание и поддержание условий для разнообразной творческой деятельности и реализации гетерогенных культурных запросов», причем культуре отводится роль значимых ресурсов развития [4].

Формирование региональной культурной политики задается ориентирами, отраженными в государственном законодательстве. При этом социо-культрные особенности развития субъектов РФ наполняют региональные стратегии локальным значением. В связи с этим ориентация на принципы, которые определяют место региона в культурной

политике государства, позволяет выбирать приоритеты, которые содействуют развитию, трансляции и закреплению аксиологических оснований места, его образу [5].

Таким образом, успешность формирования культурной политики в регионе, его гибкая способность субъектов региона, позволяющая выстраивать совместную работу, требует: 1) принципа координации изменений в области культуры с образовательной, социальной, экономической деятельностью региона; 2) принцип инфраструктурного и ресурсного обеспечения направлен на выявление и создание новых ресурсов; поиск самостоятельных контуров воспроизводства 3) принцип интеллектуального и проектного обеспечения; 4) принцип средового обеспечения; 5) принцип поддержки и опоры на «культурные элиты»; 6) принцип инновационного обеспечения ориентирует на создание инновационных групп и запуск социокультурного мониторинга [6].

В условиях децентрализации и многосубъект-ности культурной политики сценарии регионального развития не могут быть конкретизированы в концептуальные разработки без общественного осмысления и убеждения в их целесообразности. Показательно, что, отвечая на вопрос о том, почему проводимая властями культурная политика вызывает недовольство населения, респонденты не отразили взаимозависимость между выбором приоритетов в управлении культурной сферой и отношением к национальной культуре со стороны государства и общества. Только 13,6 % респондентов в возрасте 18 — 24 года, надо полагать, понимают, что отношение к национальной культуре — это показатель результативности культурной политики. В целом, таковых всего 22 % от общего числа опрошенных [7].

Между различными сферами культурной политики существует сложнейшая взаимозависимость и взаимосвязь, упорядочение которой связано с концептуальным обновлением социальной и культурной политики в России и ее регионах. В свою очередь, это предполагает смену парадигмы общественного развития, где достижение когерентного состояния разных систем (политики, экономики, культуры, в том числе управления, информационно-коммуникативных систем), обеспечивающих социокультурное развитие и придающих процессам упорядоченность, восстановление эффективных коммуникаций между социальными институтами (бизнесом и государством, бизнесом и обществом) будет рассматриваться как путь к преодолению все увеличивающихся разрывов между уровнями социально-экономического развития разных субъектов Российской Федерации и их ресурсными возможностями к наращиванию человеческого капитала, к признанию приоритетности роли образования, науки и культуры. Это вполне оправданно, поскольку социокультурное развитие страны не может не «дополняться пространственным аспектом системного освоения инноваций» [8]. И главное здесь — понимание того, что переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал, так как «развитие человека — это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный приоритет» [9].

Собственно говоря, когда различные способы обновления социума будут разрабатываться с учетом культурного фактора (исторических,

Рис. 1. Детерминанты приоритетов региональной культурной политики

традиционных аспектов жизнедеятельности людей), тогда и модернизационные преобразования будут более очевидными и эффективными. Не менее важным представляется и вопрос о стимулировании государственно-частного партнерства, поддержке творческих индустрий, о реализации отдельных арт-проектов, основанных преимущественно на принципах рационального менеджмента, целью которого также является решение социально-экономических проблем средствами культуры. Изменяющиеся социальные условия влияют на смысловое наполнение культуры, но именно культура через свои параметры порядка способна либо усиливать интегрирующее и мобилизующее начало в обществе, либо, напротив, тормозить реформирование социальных отношений. Ценности и идеалы культуры, а также господствующие в обществе культурные коды и стандарты (содержательное наполнение общих параметров порядка) во многом определяют и направление социокультурного развития российских территорий.

На рис. 1 показана совокупность четырех детерминант региональной культурной политики. Во-первых, это формы культурного развития (инновационные программы, проекты-стратегии); во-вторых, это качественные показатели культурного статус, определяющего самобытность региона как культурной ячейки общества (национально-культурный, историко-культурный, гражданский и социокультурный). В-третьих, это сохранение культурного наследия региона и его исторической памяти. И, наконец, в-четвертых, это разнообразные формы трансляции культурных ценностей, традиционно присущие данной региональной культуре.

Исходя из вышесказанного, выделим среди принципов инновационной культурной политики в регионе, следование которым позволяет комплексно решать стратегические задачи социокультурного развития региона.

1. Определение форм культурного развития региона обусловливает необходимость выбора приоритетов (степень свободы культуры и способности

личности к саморазвитию) и согласования разных стратегий (пути достижения целей социокультурного развития, выстраиваемых разными субъектами культурной политики).

2. Формирование культурного статуса региона опирается на «культуроцентризм и культуро-сообразность», что, в свою очередь, предполагают отношение к региональной культуре как системообразующему фактору; формирует современные культурные стратегии и новые формы культурного развития региона.

3. Создание условий развития многосубъектных отношений для развития форм сохранения культурного наследия и исторической памяти, что способствует формированию «в социуме нового отношения к культуре как фактору роста и ресурсу общественного развития» (О. А. Астафьева).

4. Трансляция регионально значимых культурных ценностей базируется на основных принципах коммуникации:

а) «позитивное эффективное взаимодействие в условиях культурного многообразия», развития культурно-цивилизационного многообразия, снижения риска гомогенизации культурного пространства региона;

б) «открытость информационно-коммуникативных взаимодействий» обусловлена развитием новых принципов коммуникации (саморазвивающихся сетевых, полилогических взаимодействий), определяемых регионально-значимыми доминантами.

Принципы трансляции культурных ценностей («аксиологические (ценностно-смысловые) принципы». — О. Н. Астафьева).

а) признание культурного разнообразия в регионе как основы сохранения его национально-культурной, историко-культурной, гражданской и социокультурной самобытности.

Таким образом, «культурное выравнивание региональных пространств и формирование единого (целостного) культурного пространства» открывают широкие перспективы для совершенствования региональной и муниципальной инфраструктуры

сферы культуры, способствуют повышению уровня культуры повседневности жителей различных российских поселений. Сверхзадачей «культурного выравнивания» выступает создание равных условий для доступа к культурным ценностям и реализация права на культурное саморазвитие личности.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Основ государственной культурной политики : Указ В. В. Путина [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.novayagazeta. ru/news/1690473.html (дата обращения: 19.02.2015).

2. Астафьева, О. Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции 6 — 8 / О. Н. Астафьева // Культурологический журнал : электрон. период. рецензируемое изд. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.cr-journal.ru/rus/journals (дата обращения: 19.02.2015).

3. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб., 1996. - С. 319-401.

4. Гунн, Г. Е. Концептуальные основы культурной политики для городов / Г. Е. Гунн [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.cultpol.ru/статьи (дата: обращения 19.02.2015).

5. Бакулина, С. Д. Региональная культурная политика в контексте государственной культурной политики РФ (на примере южных районов Западной Сибири) / С. Д. Бакулина //

Вестник Омского государственного университета. - 2013. -№ 3. - С. 165-170.

6. Розин, В. М. Основания и смыслы социокультурного проектирования в контексте современной культурной политики / В. М. Розин // Основы культурологии. - М., 2005. -С. 458-479.

7. Духовная культура российского общества: состояние и тенденции формирования: Результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rags.ru/ node/536/ (дата обращения: 10.06.2011).

8. Гринберг, А. О стратегии инновационного развития / А. О. Гринберг // Форум-2008: новое в междисциплинарных исследованиях и дебатах : альм. - М., 2008. - С. 26.

9. Путин, В. В. Выступление на расширенном заседании Госсовета (февраль 2008 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://scilance.com/library/book/33793 (дата обращения: 19.02.2015).

ГЕНОВА Нина Михайловна, доктор культурологии, декан факультет культуры и искусств. Адрес для переписки: Россия, 644077, г. Омск, пр. Мира, 55а, ОмГУ.

Статья поступила в редакцию 12.03.2015 г. © Н. М. Генова

УДК 379.8 093 а. с. чернов

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МАРКЕТИНГОВАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_

Статья посвящена современной парадигме социально-культурной деятельности. Автор рассуждает о наличии маркетинговой основы развития современной социально-культурной деятельности, которая открывает многообещающие возможности для теоретиков, практиков и учреждений социально-культурной деятельности. В статье подчеркивается крайняя важность полезности обращения к маркетинговым технологиям во всех сферах социально-культурной действительности. По мнению автора, особого внимания заслуживают вопросы, связанные с маркетинговой составляющей в процессе эффективной реализации социально-культурных технологий и подготовкой современного специалиста социально-культурной сферы, а также созданием необходимых для этого организационно-педагогических условий.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, маркетинг, парадигмы социально-культурной деятельности, культурно-досуговая деятельность, маркетинговые технологии, культура и искусство.

В последнее десятилетие внимание многих ученых привлечено к изучению места и роли учреждений культуры и специалистов социально-культурной сферы в условиях изменившихся социально-экономических условий в стране. Четко обозначились контуры проблемы современной социально-культурной деятельности, проблемы реализации современных социально-культурных технологий и творческой самореализации специалиста культуры в новых условиях. Руководители и работники учреж-

дений культуры ощущают это в своей повседневной трудовой деятельности. Совершенно очевидно, что проблемы, порождаемые рыночными условиями, необходимо решать адекватными методами, т.е. путем обращения к маркетинговым технологиям. До недавнего времени маркетинг применялся, главным образом, в сфере коммерческой деятельности. В последние годы он стал важнейшим инструментом оптимизации деятельности и некоммерческих организаций, в частности организаций социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.