Научная статья на тему 'Приоритеты миграционной политики Германии и механизмы ее реализации'

Приоритеты миграционной политики Германии и механизмы ее реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2705
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПОЛИТИКИ / ГЕРМАНИЯ / ЛЮДСКИЕ ПОТОКИ / КОНФЛИКТ / MIGRANTS / MIGRATION POLICIES / GERMANY / HUMAN FLOWS / CONFLICT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акперов Кирилл Эмильевич

В контексте глобализации одним из насущных вопросов для мирового сообщества является проблемы, связанные с интеграцией и социальной адаптацией мигрантов. Германия является несомненным лидером в политической, экономической и социальной областях в Европейском Союзе и имеет там значительное влияние, в том числе, в определении и формировании национальных миграционных политик других стран-членов ЕС, создает новые пути построения системы адаптации и интеграции мигрантов в новом обществе. Это особенно актуально в связи с текущим миграционным кризисом, охватившим Европу с 2015-го года, когда в результате войн и вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке, гуманитарной катастрофы в странах Африки и других причин, людские потоки резко и небывало увеличились.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF MIGRATION POLICY OF GERMANY AND MECHANISMS FOR ITS REALIZATION

In the context of globalization, one of the pressing issues for the world community is the problems associated with the integration and social adaptation of migrants. Germany is the undoubted leader in the political, economic and social fields in the European Union and has a significant influence there, including in defining and shaping national migration policies of other EU member states, creating new ways of building a system of adaptation and integration of migrants in the new society. This is particularly relevant in connection with the current migration crisis that has engulfed Europe since 2015, when, as a result of wars and armed conflicts in the Middle East, a humanitarian catastrophe in Africa and other causes, human flows have increased dramatically and unprecedentedly.

Текст научной работы на тему «Приоритеты миграционной политики Германии и механизмы ее реализации»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИОРИТЕТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Акперов К.Э. Email: [email protected]

Акперов Кирилл Эмильевич - студент, факультет международных отношений и политических исследований,

кафедра международных отношений, Северо-Западный институт управления РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в контексте глобализации одним из насущных вопросов для мирового сообщества является проблемы, связанные с интеграцией и социальной адаптацией мигрантов. Германия является несомненным лидером в политической, экономической и социальной областях в Европейском Союзе и имеет там значительное влияние, в том числе, в определении и формировании национальных миграционных политик других стран-членов ЕС, создает новые пути построения системы адаптации и интеграции мигрантов в новом обществе. Это особенно актуально в связи с текущим миграционным кризисом, охватившим Европу с 2015-го года, когда в результате войн и вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке, гуманитарной катастрофы в странах Африки и других причин, людские потоки резко и небывало увеличились.

Ключевые слова: мигранты, миграционные политики, Германия, людские потоки, конфликт.

PRIORITIES OF MIGRATION POLICY OF GERMANY AND MECHANISMS FOR ITS REALIZATION Akperov K.E.

Akperov Kirill Emilevich - Student, FACULTY OF INTERNATIONAL RELATIONS AND POLITICAL STUDIES, DEPARTMENT OF INTERNATIONAL RELATIONS, NORTH-WEST INSTITUTE OF MANAGEMENT, RANEPA, ST. PETERSBURG

Abstract: in the context of globalization, one of the pressing issues for the world community is the problems associated with the integration and social adaptation of migrants. Germany is the undoubted leader in the political, economic and social fields in the European Union and has a significant influence there, including in defining and shaping national migration policies of other EU member states, creating new ways of building a system of adaptation and integration of migrants in the new society. This is particularly relevant in connection with the current migration crisis that has engulfed Europe since 2015, when, as a result of wars and armed conflicts in the Middle East, a humanitarian catastrophe in Africa and other causes, human flows have increased dramatically and unprecedentedly. Keywords: migrants, migration policies, Germany, human flows, conflict.

УДК 327

DOI: 10.24411/2312-8089-2019-10903

В контексте кризиса Германия является не только главной принимающей страной, но и оказывает значительное влияние на вопросы размещения, социализации и адаптации мигрантов на территории Евросоюза. В последние годы миграционные потоки в Германию неуклонно росли и помимо кризиса, что обусловлено как благоприятными условиями для мигрантов, в частности, так и расширением Европейского Союза на Восток, в целом. Не менее важным фактором формирования

миграционных потоков, направленных в Германию является и внутренняя миграция внутри ЕС, в частности из новых стран-членов.

Изучая историю переселений в Европу, можно выделить несколько крупных миграционных волн:

1. Первая волна миграции пришлась на вторую половину 1960-х годов - начало 80-х гг., основную долю приезжих тогда составили граждане Турции и Марокко. Подобная тенденция была обусловлена небывалым ростом немецкой экономики, а как следствие - нехваткой рабочей силы. В результате привлечения помощи извне к 1973 году насчитывалось порядка 870 тыс. мигрантов [1].

2. Вторая волна миграции - конец 1980-х - начало 1990-х годов. Она была связана с распадом Советского Союза, который вызвал усиление миграционных потоков из стран бывшего СССР, а также Восточного блока. Кроме того, важный аспект -политика поддержки (возвращения) этнических немцев. Пик переселения наблюдался в 1990 году, когда в ФРГ прибыло почти 400 тыс. человек [2].

3. Третья волна обусловлена эскалацией на Ближнем Востоке, начиная с «арабской весны» (2011 г.) а также гуманитарной катастрофой в странах Северной Африки.

Одна из основных проблем текущего миграционного кризиса выразилась в невозможности контролировать на национальном уровне нескончаемый поток приезжих, чьи интересы ограничивались получением дотацией и иными привилегиями, предусмотренными для беженцев. В то время как во время предыдущих волн миграции, основным движущим лейтмотивом прибывающих являлась потребность в работе и занятости с целью улучшения качества жизни. Не менее важным аспектом является массовость и интенсивность третьей миграционной волны, усилившейся в 2015 году, что вылилось в миграционный кризис. В конечном счете, невозможность адаптации и социализации привели к формированию изолированного конгломерата беженцев, не только проживающих обособленно, но и не признающих социальных и иных норм европейского общества. Также стоит учитывать тот факт, что изменился и этнический состав мигрантов, ознаменованный небывалым количеством выходцев из Азии.

Однако, рост миграции, не только в Европу, но и в мире в целом, вызвала необходимость в миграционных реформах, введением дополнительных регулирующих механизмов. Так, с начала 2000-х годов были введены дополнительные механизмы интеграции мигрантов в немецкое общество. Например, в 2000 году в Германии была инициирована постепенная реформа миграционного законодательства. А 1-го июля 2004 года был принят Закон об иммиграции, получивший название Zuwanderungsgesetz [3], целью которого являлось снижение не только миграционных потоков в целом, но и повышение предъявляемых требований к мигранту, а именно должное знание немецкого языка, а также наличие определенной рабочей квалификации. Также принятие данного закона было обусловлено и экономической рентабельностью, с целью снижения количества безработного населения Германии, а также привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. По сути, данный закон являлся всего лишь логичным продолжением, утвержденных ранее актов «об иммиграции», а также «о свободе передвижения для граждан ЕС», датированных аж от 1950 и 1986 года соответственно. Одновременно, по-прежнему действовал закон Anwerbestopp, [4] касающийся запрета на наем иностранной рабочей силы, датированный от 1973 года. Закон регламентировал и определял правила и механизмы депортации мигрантов на родину, когда как федеральные органы выносили соответствующий вердикт на его основании. Облегченные условия для законного пребывания на территории страны, в соответствии с законом Zuwanderungsgesetz, действовали только в отношении таких категорий населения как ученые с подтвержденной научной степенью, студенты, а также высококвалифицированные специалисты.

На данный момент миграционные вопросы в Германии регулируются комплексом различных межправительственных двух- и многосторонних договоров и деклараций, а также следующей основной законодательной базой:

• Конституция Германии;

• Закон о пребывании иностранцев в Германии (Aufenthaltsgesetz);

• Закон о предоставлении убежища (Asylgesetz);

• Правила пребывания (Aufenthaltsverordnung);

• Положение о найме иностранных граждан (Beschaftigungsverordnung).

Тем не менее, современный миграционный кризис продемонстрировал несостоятельность, и невозможность реализации принятых ранее мер, показавших неэффективность в плане достижения благополучия как на национальном, так и на наднациональном уровне.

В 2015 году после начала массового наплыва приезжих Германия ввела временный пограничный контроль с Австрией (на данный момент продлен до 1 ноября 2019 г).В соответствии со ст. 23 Шенгенского пограничного кодекса, любая из стран-участниц ЕС имеет право на время (до 6 месяцев) возобновить паспортный контроль на внутренних границах «в случае серьезной угрозы общественному порядку и безопасности». Однако подобный прецедент, несомненно, послужил основным катализатором для усиления нестабильности Шенгенской зоны в целом [5]. К подобным мерам в последующем прибегнут еще ряд стран, такие как Австрия, Венгрия, Словакия, а также ряд других.

По инициативе Германии была создана система квотирования, как внутри страны, так и за ее пределами. Согласно программе Konistein key просителей убежища распределяют по территории Германии в следующем процентном соотношении: Северный Рейн-Вестфалия 21%, Бавария 15%, Берлин 5%.

Правительство Германии не только борется с незаконной миграцией, но и активно финансирует различные программы по интеграции и адаптации мигрантов в общество. Например:

• ежегодно на нужды по разрешению миграционных проблем выделяется около 51 млн евро на нужды адаптации, а также иных потребностей прибывших;

• с 2011 года на территории Германии действует федеральная программа, целью которой является обучение немецкому языку детей мигрантов

• на детей мигрантов распространяется и обязательство среднего образования. Например, дети, подходящие по возрасту для 1 -2 классов сразу направляются в школу, которую они обязаны посещать, иначе родителям грозят серьезные штрафы. А дети старшего возраста направляются в т.н. приветственные классы (Willkommensklassen [6]).

Таким образом, кризис нанес небывалый ущерб Германии, вследствие отсутствия должных оградительных мер, прежде всего, на наднациональном уровне, а также желания лидеров страны привлечь максимальное количество дешевой рабочей силы. Это вызвало серьезное социальное напряжение среди местного населения, нарастающее и по сей день, особенно в связи с возросшим количеством преступлений, совершаемых мигрантами. И хотя действующие ограничительные меры возымели некий результат, Германия по-прежнему остается лидером среди стран по наибольшему количеству беженцев, провоцируя дополнительные конфликтные ситуации, как внутри страны, так и за её пределами. Когда как ситуация внутри страны также далека от идеала: усиление социальных противоречий, рост конфликтов на межрасовой и межконфессиональной почве, популяризация националистических и крайне радикальных настроения в обществе. Итогом существующей, зачастую неконтролируемой ситуации является беспрецедентное количество призывов со стороны местного населения об отмене действующей

политики. Ввиду несостоятельности обеспечения органами правопорядка должной безопасности на национальном и наднациональном уровне.

Список литературы /References

1. Австрия ограничивает действие Шенгена и усиливает проверку на границе // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20160116/1360663972.html/ (дата обращения: 14.05.2019).

2. Васильев В. Миграция как благо и обуза для Германии. [Электронный ресурс: сайт журнала «Международная жизнь»] // Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1451/ (дата обращения: 14.05.2019).

3. Запрет на привлечение в Германию иностранной рабочей силы (Anwerbestopp ) // границе // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bpb.de/geschichte/deutsche-

geschichte/anwerbeabkommen/43270/anwerbestopp-1973/ (дата обращения: 14.05.2019).

4. Willkommensklassen in Berlin. [Электронный ресурс: berlin.de] границе // Режим доступа: https://www.berlin.de/familie/de/informationen/willkommensklassen-in-berlin-270 / (дата обращения: 14.05.2019).

5. Zuwanderungsgesetz // границе // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/downloads/DE/gesetztestexte/Zuwanderungsgeset z.html/ (дата обращения: 14.05.2019).

6. Zuzug von (Spät-) Aussiedlern und ihren Familienangehörigen. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bpb.de/nachschlagen/zahlen-und-fakten/soziale-situation-in-deutschIand/61643/aussiedler/ (дата обращения: 14.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.