Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СКФО'

ПРИОРИТЕТЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кластер / кластерная политика / приоритеты / Северо-Кавказский федеральный округ. / cluster / cluster policy / priorities / North Caucasian Federal District.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Оксана Владимировна, Дышеков Астемир Сафарбиевич

В статье рассмотрены особенности территориального развития кластеров в субъектах СКФО. Анализ представленных данных позволил определить приоритетные направления кластерной политики территории и ее детерминанты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сорокина Оксана Владимировна, Дышеков Астемир Сафарбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF THE CLUSTER POLICY OF THE TERRITORIAL DEVELOPMENT OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

The paper considers the features of the territorial development of clusters in the subjects of the North Caucasian Federal District. Analysis of the presented data made it possible to determine the priority directions of the territory’s cluster policy and its determinants.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СКФО»

УДК 332

Сорокина О.В.1 Дышеков А.С.2

приоритеты кластерной политики территориального развития скфо

Аннотация. В статье рассмотрены особенности территориального развития кластеров в субъектах СКФО. Анализ представленных данных позволил определить приоритетные направления кластерной политики территории и ее детерминанты.

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, приоритеты, Северо-Кавказский федеральный округ.

Sorokina O.

Dyshekov A.

PRIORITIES OF THE CLUSTER POLICY OF THE TERRITORIAL DEVELOPMENT OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Abstract. The paper considers the features of the territorial development of clusters in the subjects of the North Caucasian Federal District. Analysis of the presented data made it possible to determine the priority directions of the territory's cluster policy and its determinants.

Keywords: cluster, cluster policy, priorities, North Caucasian Federal District.

Кластеры играют важную роль в территориальном развитии регионов. Они представляют собой группы взаимосвязанных предприятий, организаций и институтов, которые сосредоточены в определенном регионе и специализируются на определенных отраслях или областях экономики. Роль кластеров в территориальном развитии регионов включает:

1. Содействие экономическому росту. Кластеры способствуют развитию экономики региона, поскольку объединение предприятий и организаций внутри определенной отрасли позволяет создать синергию, повышение эффективности и конкурентоспособности. Кластеры могут быть соотнесены с конкурентными преимуществами региона и способствовать его росту.

2. Привлечение инвестиций. Кластеры способствуют притоку инвестиций относительно быстрее, чем отдельные предприятия или отрасли, так как они представляют концентрацию знаний, навыков, инфраструктуры и ресурсов. Партнерство между предприятиями в кластерах может создавать благоприятную и привлекательную среду для создания кластерной инвестиционной платформы.

3. Развитие инноваций. Кластеры содействуют технологическому прогрессу, поскольку объединение предприятий и организаций в области науки, технологии и исследований позволяет осуществлять обмен знаниями при разработке новых проектов и создавать инновационные продукты и услуги.

4. Создание новых рабочих мест. Развитие

1 Сорокина Оксана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового права, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: oksana_vs@ inbox.ru

Oksana Sorokina, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Financial Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: oksana_vs@inbox.ru

2 Дышеков Астемир Сафарбиевич, магистрант, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: dastemir@bk.ru

Astemir Dyshekov, Graduate Student, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: dastemir@bk.ru

кластеров в регионах способствует росту отрасли и увеличению спроса на трудовые ресурсы, что в свою очередь приводит к снижению безработицы в регионе.

5. Повышение конкурентоспособности региона благодаря эффективному использованию ресурсов, снижению затрат на производство, обмену знаниями и опытом в пределах кластера, а также развитию новых продуктов и услуг.

В правовом поле кластеризация экономики регионов и страны в целом активизировалась в 2008 г. с принятием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года

[1], в которой была поставлена задача формирования сети кластеров, основное назначение которых - модернизация экономической системы страны. За прошедший период времени были реализованы вышеуказанная концепция, а также Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

[2] в части создания сети территориально-производственных кластеров и инновационных высокотехнологичных кластеров. Новый импульс развитию был дан Президентом Российской Федерации в рамках выступления на Петербургском экономическом форуме (июль 2022 г.). В Концепции технологического развития на период до 2030 года [3] за регионами была закреплена функция по формированию научно-производственных кластеров вокруг ведущих инженерных высших учебных заведений. Реализация кластерной полититки на региональном уровне зависит от приоритетов и объективных условий. Размер и плотность региональной экономики могут варьироваться в зависимости от конкретного региона и его географической, социальной и экономической характеристики. Это может создавать дополнительные преимущества при формировании кластеров. Отраслевая характеристика учитывает наличие разнообразных отраслей и сфер деятельности в регионе, что создает основу для территориального развития кластеров. Это может быть связано с наличием сырьевых ресурсов, наличием высококвалифицированных рабочих, доступностью рынков сбыта и т. д.

Поддержка государства. Активное вмешательство государства и его поддержка могут содействовать развитию кластерных инициатив. Это может включать выделение финансирования на исследования и разработки, создание специализированных центров поддержки кластеров, создание преференций для кластерных предприятий и др. Нормативно-правовое регулирование кластерного развития в регионах представлено рядом нормативно-правовых актов, которые направлены на поддержку и развитие кластеров. Наличие законодательства и прозрачных правил деловой активности может способствовать развитию кластеров. Это включает такие аспекты, как упрощение процедур регистрации и лицензирования, защита прав интеллектуальной собственности, обеспечение условий для внешней торговли и др.

Наличие университетов, исследовательских институтов и квалифицированных специалистов может содействовать развитию кластеров. Взаимодействие между бизнесом и образовательными учреждениями может способствовать инновациям и технологическому развитию кластеров.

Рыночная конкуренция. Уровень конкуренции в отрасли или секторе может оказывать влияние на развитие кластеров. Наличие конкурентных преимуществ, таких как доступ к новым технологиям или высококвалифицированный трудовой потенциал, может привлечь предприятия и инвестиции в формирование кластеров. Качество инфраструктуры, включая транспортную, энергетическую, коммуникационную и социальную, может оказывать влияние на формирование и развитие кластеров. Наличие современной и надежной инфраструктуры может привлечь предприятия и способствовать их росту.

Указанные факторы взаимосвязаны и могут варьироваться в зависимости от конкретного региона и его особенностей. Формирование кластерного пространство в субъектах СКФО происходит неравномерно. Активный рост реализации «прорывных» проектов в рамках экономического развития субъектов СКФО отмечено в 2023 году. Среди лидеров внедрения кластеров выступают Ставропольский край и Республика Дагестан.

В Республике Дагестан активно ведется работа по развитию всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Каспийский прибрежный кластер». Срок реализации проекта 2023-2030 годы. Туристский поток в Республику Дагестан за 9 месяцев 2023 года составил 1484,0 тыс. чел, что на 13,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года (1307,1 тыс. чел.). Объем услуг туристской индустрии за 9 месяцев 2023 года, по оперативным данным Дагестанстата [4], составил 11,4 млрд рублей. Общая занятость в сфере туризма составила 11 тыс. чел. Растущий туристский поток способствовал также активизации инвестиционной деятельности в сфере гостиничного хозяйства и иных коллективных средств размещения. Так, на 1 октября 2023 года в реестр коллективных средств размещения Министерства туризма Республики Дагестан включены 320 гостиниц (на 1 октября 2022 года - 271 гостиница), общее количество коллективных средств размещения составило 577 единиц (496 единиц) на 28277 койко-мест, из которых 2318 койко-мест создано в текущем году, в том числе: 100 туристических баз (87 турбаз), 17 санаторных учреждений, 140 гостевых домов (121 гостевой дом) [4]. В целях поддержки проектов в сфере туризма в 2023 году Правительством Республики Дагестан направлены заявки в Минэкономразвития России на предоставление субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку инвестиционных проектов по созданию модульных некапитальных средств размещения в 2023 и 2024 годах. Минэкономразвития России поддержано 10 инвестиционных проектов на общую сумму 785,9 млн. руб., которые будут реализованы до конца 2024 года. В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2023 году реализуется региональный проект «Развитие туристической инфраструктуры (Республика Дагестан)» [5].

По состоянию на 1 октября 2023 года в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) включено 16 предприятий. В рамках реализации инвестиционных проектов резидентами ТОСЭР создано 519 рабочих мест и привлечено 2909,8 млн. руб. инвестиций [6]. В июне

2023 года комиссией по рассмотрению заявок на получение статуса резидента ТОСЭР принято решение о заключении соглашений о реализации инвестиционного проекта ТОСЭР «Дагестанские Огни» с тремя инициаторами проектов: ООО «Шелковый путь», ООО «Союз-Инвест» и ООО «Магнит». Общий объем планируемых инвестиций в рамках реализации инвестиционных проектов составит 213,2 млн. руб., и будет создано 134 рабочих места. По состоянию на 1 октября 2023 года в реестр резидентов включено:

- ТОСЭР «Каспийск» - 7 предприятий, общий объем привлеченных инвестиций в рамках реализации инвестиционных проектов составил 1336,7 млн. руб., создано 413 рабочих места;

- ТОСЭР «Дагестанские Огни» - 9 предприятий, общий объем привлеченных инвестиций в рамках реализации инвестиционных проектов составил 1573,1 млн. руб., создано 106 рабочих мест [6].

В целях повышения инвестиционной привлекательности в Республике Дагестан создано 7 преференциальных зон в форме индустриальных парков (3 государственных и 4 частных) общей площадью 430,6 га (свободные - 153,3 га). На площадках индустриальных парков Республики Дагестан размещено 38 резидентов, создано 1346 рабочих мест. За

1 полугодие 2023 года объем инвестиций резидентов индустриальных парков составил 118,6 млн рублей, объем производства - порядка 1,5 млрд рублей, налоговые отчисления - 264,4 млн. рублей.

В настоящее время в индустриальном парке «КИП Пром Каспий» расположено 6 инвестиционных проектов, из которых 2 проекта введены в эксплуатацию (ООО «ДагПолимер», ООО «Экотар»), 2 проекта находятся в завещающей стадии (ООО «Каспийский завод стекловолокна», «Капитал Инвест-Пром») и

2 инвестиционных проекта реализуются (АО «Завод им. Гаджиева», ООО «Ириб»). По состоянию на 1 октября 2023 года общий объем фактически привлеченных инвестиций в рамках реализации инвестиционных проектов составляет 1,9 млрд. руб., число созданных рабочих мест - 485 единиц [6]. За счет средств

НО «Фонд развития моногородов» и республиканского бюджета Республики Дагестан на инвестиционной площадке «Уйташ» создана необходимая инженерная инфраструктура. В 2023 году в связи с осуществлением технологического присоединения к инфраструктуре объектов капитального строительства инвестиционного проекта ООО «Экотар» проведена работа по подготовке Дополнительного соглашения от 14 апреля 2023 года № 9 к Соглашению от 9 июля 2016 года № 06-22-12, в рамках которого снижены бюджетные обязательства Республики Дагестан перед государственной корпорацией развития «ВЭБ. РФ» (правопреемник Фонда развития моногородов) с 39,3 млн. рублей до 10,9 млн. рублей, в том числе на 2023 год - с 4,1 млн. руб. до 2,6 млн. рублей.

На территории Ставропольского края (СК) развитие кластеров курирует Центр кластерного развития Фонда поддержки предпринимательства в Ставропольском крае. Среди приоритетных направлений кластерной политики в крае можно выделить:

- кластер фармацевтической и медицинской промышленности;

- агропромышленный кластер;

- кластер медицинского туризма;

- радиоэлектронный кластер;

- шерстяной кластер.

Для развития кластера фармацевтической и медицинской промышленности власти Ставропольского края ищут партнера. В настоящий момент ведутся переговоры с представителями компания из Индии AJ Trust Educational Consultancy. Планируется постройка в крае предприятия по производству лекарственных препаратов. Речь идет о выпуске медикаментов, которые смогут заместить ряд медпрепаратов, производители которых ушли с российского рынка. Новый завод может разместиться в Невинномысске. Также концерн «Эском» из Ставропольского края планирует построить цех по производству фармацевтических субстанций, стоимость которого оценивается в 400-500 млн рублей [7].

В рамках «прорывного» проекта «Создание и развитие агропромышленного кластера» в сфере пищевой и перерабатывающей

промышленности Ставропольского края реализуется несколько производственных программ. Одна из них предусматривает создание предприятия по производству мучных кондитерских изделий в Невинномысске. Инвестиционная емкость проекта - 278 млн рублей, будет создано 128 рабочих мест [8]. В рамках реализации проекта инвестору предоставлен земельный участок без торгов, заключено соглашение с Минэкономразвития края об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития «Невинномысск».

Другой проект - создание и развитие производства мучных кондитерских изделий в Ставрополе, его исполняет ООО «Астра» - отметили в Министерстве экономического развития Ставропольского края. Стоимость проекта - 350 миллионов рублей, планируется создать 200 новых рабочих мест. Для его реализации без проведения торгов уже предоставлен земельный участок, заключено соглашение с Корпорацией развития Ставропольского края о ведении деятельности резидента регионального индустриального парка «Ставрополь» [8].

В агропромышленном кластере ожидается рост производства сельскохозяйственной продукции, включая зерно, мясо, молочную продукцию и пищевые добавки. Также прогнозируется укрепление взаимодействия между фермерами, производителями и потребителями, создание новых технологий и развитие экспорта агропродукции.

По данным управления пресс-службы и информационной политики Губернатора СК и Правительства СК, в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности создания в субъектах России шерстяных кластеров, которые позволят организовать законченный цикл производства от подстриженной овцы до готовой продукции. По словам губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, в крае есть все компетенции, сырье, мощности переработки и хранения [7]. Кроме того, по данным управления на сегодняшний день на Ставрополье производится порядка 4 тыс. тонн шерсти, край входит в тройку лидеров по производству шерсти в России и находит-

ся на четвертом месте по численности овец и коз. За последние три года господдержка овцеводства составила около 500 млн рублей.

Следует отметить новое направление - радиоэлектронный кластер, который планируется создать на территории Ставрополья совместно с Краснодарским краем и Ростовской областью к лету 2027 года. ООО «Бештау электроникс» (Ставропольский край) станет якорным предприятием кластера радиоэлектронной продукции. Инвестор намерен вложить в производство компьютеров, моноблоков, ноутбуков и другой техники 4 млрд рублей, в результате планируется создать 196 рабочих мест. Формированию радиоэлектронного кластера будет способствовать развитие информационных технологий, что позволит объединить ИТ-компании, стартапы, образовательные учреждения и центры развития технологий. Прогнозируется рост в сферах разработки программного обеспечения, интернета вещей, искусственного интеллекта и кибербезопасности.

Кластер медицинского туризма в Ставропольском крае представляет собой объединение медицинских учреждений, отелей, туристических агентств и других участников, которые сотрудничают с целью развития и продвижения медицинского туризма в регионе. В медицинском кластере туристско-рекреационного типа «Солнечная долина» в Кисловодске, где планируется создать особую экономическую зону (ОЭЗ), будут построены здравницы, гостиницы и рестораны. Благодаря ОЭЗ в санаториях появится свыше 23 тысяч мест размещения. В строительство инфраструктуры на КМВ государство планирует инвестировать 10 млрд рублей. [9].

На территории Республики Ингушетия реализуется приоритетный для региона инвестиционный проект по созданию туристско-рек-реационного кластера «Санаторно-курортный комплекс «Ачалуки». Под строительство объектов этого кластера уже выделен земельный участок площадью 5 га. Общий объем финансирования на реализацию мероприятий за счет всех источников финансирования составляет 3,5 млрд рублей. В эту сумму входят средства из федерального бюджета в размере более 1,4

млрд рублей, также планируется выделение 50 млн рублей из бюджета республики. Еще 2 млрд рублей - внебюджетные средства [10]. По созданию туристического кластера уже разработана проектно-сметная документация, которая получила положительную экспертизу и оценку Федерального агентства по туризму.

В рамках реализации модели экономического развития Республики Ингушетия создается алюминиевый кластер. В ближайшие годы участники кластера, связанные с алюминиевой промышленностью, планируют открыть первое предприятие в регионе для производства литейной оснастки, необходимой для изготовления алюминиевых слитков. Более 10 предприятий из 4-х регионов страны уже стали участниками алюминиевого кластера, создаваемого в Ингушетии [10]. Данный кластер формируется за счет вертикальной интеграции компаний от металлургического передела до изготовления конечных изделий алюминиевых конструкций с привлечением кооперации производителей фурнитуры комплектующих финишных покрытий. В данном проекте используется импортозамещающая продукция отечественного производства (фурнитура, термомосты для теплых конструкций, полимерное порошковое покрытие). Планируется выпуск холодных витражей, окон и дверей, композитных панелей; строительных инструментов.

В Чеченской Республике планируют создать первый автомобильный кластер на Северном Кавказе на базе завода «Чеченавто», где будут произведены масштабные преобразования, что позволит производить 16 000 автомобилей в год [11].

Анализ приоритетов кластерной политики в Северо-Кавказском федеральном округе позволяет выделить детерминанты формирования и развития кластеров:

1. Этническая и религиозная составляющая. СКФО является многонациональным и многоконфессиональным регионом, где проживают представители различных национальностей и религий. Сохранение и развитие культуры, традиций и языков национальных меньшинств, а также обеспечение религиозных свобод и сотрудничества между различными религиозными сообществами определя-

ют приоритеты кластерной политики в сфере туризма.

2. Дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития. В регионах протекают социально-экономические процессы разной направленности, и для выбора адекватной кластерной политики необходимо учитывать уровень регионального социально-экономического развития.

3. СКФО является одним из наиболее напряженных регионов России с точки зрения безопасности и стабильности. Формирование кластеров будет способствовать укреплению межэтнического согласия, предотвращению конфликтов, борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также содействовать социальной защите и интеграции социально-уязвимых групп населения.

В заключение можно отметить, что развитие кластерной политики является одним из

приоритетов для территориального развития СКФО. Кластерный подход позволяет объединить ресурсы и потенциалы различных отраслей экономики региона, способствуя их взаимодействию и совместной работе. Это содействует увеличению конкурентоспособности региона, созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций.

Ключевыми направлениями развития кластерной политики в СКФО является развитие кластеров с акцентом на высокотехнологичные отрасли, сферу туризма, агропромышленный комплекс, фармацевтическую и медицинскую промышленности. Такие кластеры способствуют развитию науки, образования и инноваций, а также созданию высокооплачиваемых рабочих мест. Успешная реализация кластерной политики требует длительных усилий со стороны властей, бизнес-сообщества и научно-исследовательских организаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИй СПИСОК

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 12.02.24).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения: 12.02.24).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447895/ (дата обращения: 12.02.24).

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. URL: https://05.rosstat.gov.ru/

5. Национальные проекты // Министерство по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан. URL: https://mintourismrd.ru/dejatelnost/nacionalnye-proekty/

6. Прогноз социально-экономического развития Республики Дагестан // Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан. URL: https://minec.e-dag.ru/ activity/6937

7. Власти Ставрополья ищут партнера для создания фармкластера // Кавказ. РБК. URL: https:// kavkaz.rbc.ru/kavkaz/freenews/65a67ba69a7947b6a6ad3962

8. Интернет-портал об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае. URL: http:// portal .stavinvest.ru/

9. Инвестиции // Министерство туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края. URL: https://www.mintourism26.ru/investitsii/

10. В Ингушетии построят туристический кластер «Ачалуки» для санаторно-курортного ле-

чения // Официальный сайт Республики Ингушетия. URL: https://ingushetia.ru/news/v_ ingushetii_postroyat_turisticheskiy_klaster_achaluki_dlya_sanatorno_kurortnogo_lecheniya/

11. Первый автомобильный кластер на Северном Кавказе планируют создать в Чечне // Территориальные кластеры. Дайджест новостей. Выпуск №1. январь 2023. URL: https://cluster. hse.ru/mirror/pubs/share/813608023

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Decree of the Government of the Russian Federation dated November 17, 2008, No. 1662-r "On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020" (together with the "Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020") [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW _82134/ (date of access: 02/12/24).

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated December 8, 2011, No. 2227-r "On approval of the Strategy for Innovative Development of the Russian Federation for the period until 2020" [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 123444/ (date of access: 02/12/24).

3. Decree of the Government of the Russian Federation of May 20, 2023, No. 1315-r "On approval of the Concept of technological development for the period until 2030" [Electronic resource]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 447895/ (date of access: 02/12/24).

4. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Dagestan. URL: https://05.rosstat.gov.ru/

5. National projects // Ministry of Tourism and Folk Arts of the Republic of Dagestan. URL: https:// mintourismrd.ru/dejatelnost/nacionalnye-proekty/

6. Forecast of socio-economic development of the Republic of Dagestan // Ministry of Economy and Territorial Development of the Republic of Dagestan. URL: https://minec.e-dag.ru/activity/6937

7. The authorities of Stavropol are looking for a partner to create a pharmaceutical cluster // RBC. Caucasus. URL: https://kavkaz.rbc.ru/kavkaz/freenews/ 65a67ba69a7947b6a6ad3962

8. Internet portal about investment activities in the Stavropol Territory. URL: http://portal.stavinvest. ru/

9. Investments // Ministry of Tourism and Health Resorts of the Stavropol Territory. URL: https:// www.mintourism26.ru/investitsii/

10. A tourist cluster "Achaluki" will be built in Ingushetia for sanatorium and resort treatment // Official website of the Republic of Ingushetia. URL: https://ingushetia.ru/news/v_ingushetii_ postroyat_turisticheskiy_klaster_achaluki_dlya_sanatorno_kurortnogo_lecheniya/

11. The first automobile cluster in the North Caucasus is planned to be created in Chechnya // Territorial clusters. News digest. Issue No. 1. January 2023. URL: https://cluster.hse.ru/mirror/ pubs/share/813608023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.