УДК 378:147 Э. Р. Камалова
ПРИОРИТЕТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА
Ключевые слова - современная одежда, дизайнерский проект, форма, костюм, идея проекта.
В данной статье говорится о том, что благодаря форме, вещь приобретает собственную, ограниченную самостоятельность. Отсутствие гармоничной формы - это отсутствие выразительности спроектированного костюма. Задачи проектирования сложноорганизованной формы требует от дизайнера правильно и четко ориентированных целей работы.
Keywords: modern clothes, designed project, forms, costume, project idea.
In this article we are talking about the thing, which turns into its own, limited independence by the form. Absence of harmonic form is absence of creativity, adjusted costume. Tasks of organized designing form demands from designer correctly oriented projects of work.
Создание современной одежды есть процесс формообразования в соответствии с замыслом человека. Дизайнерский проект реализуя себя, становится достоянием общества и культурной жизни, обретает художественный и функциональный смысл. На многочисленных конкурсах модной одежды мы наблюдаем воплощение самых дерзких замыслов. Достоинство спроектированной модели определяет, прежде всего, визуальный облик вещи, или, другими словами, ее фигуру и очертания, а затем ее существование во времени и в пространстве [1]. Граница спроектированной вещи есть форма с ее своеобразием и достоинством. Слово "форма" принадлежит ныне повседневному языку. В обыденном понимании оно обозначает просто визуальный облик вещи, или, другими словами, ее фигуру и очертания. В смысле, в котором мы будем употреблять слово "форма" обозначает существенную природу вещи, или, более точно, природу как таковую, понимаемую во всех ее проявлениях, в том числе и в фигуре, и в очертаниях".
Проектная форма - есть природа замысла вещи, причина ее существования. Рождаясь из материи, благодаря форме вещь приобретает собственную ограниченную самостоятельность. Отсутствие гармоничной формы - это отсутствие
выразительности спроектированной вещи, ее значимости и, в дальнейшем, функциональности. Начало существования формы в органическом единстве ее частей, ее целостности. Но форма костюма подвержена частым изменениям, трансформациям в процессе существования ее во времени и в окружающей среде. Дизайнер знает границы трансформации формы, пределы, за которыми она утрачивает свое своеобразие. Иногда формой может считать не только единичную вещь, но и гармоничное единство нескольких вещей -ансамбль, комплект, коллекцию. Тогда при наличии единых композиционных и смысловых характеристик, к новой, комплексной форме должны применяться одинаковые требования как к целому, связанному с единичной формой и потому неразрывной. Эта задача проектирования сложно
организованной формы требует от дизайнера правильно и четко ориентированных целей работы.
Каждая вещь в конечном результате представляет собой определенное единство формы и материи, которая в свою очередь имеет объективные природные свойства. Создавая форму, дизайнер вступает во взаимодействие с природными или вновь созданными материалами, например, тканями, которые одновременно и плоскость, и объем. Поскольку в проектировании вещественных объектов мы стремимся к идеальной художественной реальности, первостепенное знание эстетического формообразования имеет понятие "материал".
В проектной деятельности необходимо качественное единство свойств материала и задач формотворчества, когда эти две составляющие выступают как равные, необходимые друг другу компоненты. Материал должен соответствовать не только спроектированной форме, но идее, замыслу создателя. При схожести одинаковых форм, разный материал продиктует разное впечатление от костюма. Красота материи выявляется человеком настолько, насколько гармонична форма. Здесь не может быть мелочей, так как проект предназначен для человека и его комфорта. Художественная форма есть равновесие "логической и аналогической стихии" (А.Ф. Лосев), идеи, а также ее материального исполнения. Форма становится художественной, когда соединяются в проекте идеальное и конкретное-вещественное при условии заданного человеческого смысла. Другими словами, форма становится художественной, когда человеческий смысл в ней главный. В современном проектировании понятие "форма" и "содержание" и "материал" в буквальном смысле слова. М. С. Каган формулирует понятие "содержательная форма": "совершенно очевидно, что конкретный характер упорядоченности любой структуры
непосредственно зависит от того, какое содержание ее обуславливает.
Эстетическая ценность формы определяется ее (формы) отношением к своему содержанию, а не каким-либо абстрактно описываемым структурам свойствам". Ощущение содержательности формы происходит чаще интуитивно, а не на уровне
интеллектуального вычисления. Таким образом, можно предположить, что понятие "содержание" включает в себя не только вещественный наполнитель формы, но и то смысловое, художественное, невещественное, человеческое, что в совокупности составляет смысл каждой создаваемой человеком формы проекта.
Для дизайнерского проекта очень важно осмысление понятия внутренней и внешней формы вещи. Внешняя форма проектируется человеком, задается внешними обстоятельствами,
конъюнктурой, модой. Она в большей степени ограничена, самостоятельна. Поэтому форма часто трактуется как сугубо материальная. Внутренняя форма идет изнутри, из сокровенной сути предмета. Пример приводит М. Хайдеггер: "Стенки и дно, из которых состоит чаша и благодаря которым она стоит, не являются собственно вмещающими в ней. Если же вмещающее заключается в пустоте чаши, то горшечник формует пустоту. Ради нее, в ней, и из нее он придает глине определенный образ. Вещественность емкости покоится вовсе не в материале, из которого она состоит во вмещающей пустоте".
Для создания гармоничной формы в одежде используют конструктивные и технологические методы. Для реализации проекта необходимо выбрать соответствующие способы и средства формообразования.
В практике конструирования одежды используют три основных способа формообразования: технологический, основанный на использовании формовочных свойств материалов; конструктивный, за счет членения материала на части; комбинированный.
При формовании одежды по первому способу предлагается воздействие на «грубую» или «тонкую» структуру материала. Формование воздействием на «грубую» происходит за счет пластических и термопластических свойств материала - сутюживание, прессование, оттягивание.
Одним из популярных способов формообразования является напыление на форму и последующее закрепление её клеящими
веществами, а также методы формования одежды из расплава [2].
Технологическим способом трудно получить одежду сложных форм, что ограничивает область его применения. Более распространенным и универсальным способом является конструктивный, где форма создается членением материала на части. Конструктивный способ формообразования обеспечивает возможность расчета, точного воспроизведения и устойчивого закрепления практически любой формы, требуемой в одежде. Способ универсален, применим для любых материалов. Для реализации его не требуется сложного специального оборудования. Вследствие этого, конструктивным средствам нередко отдается предпочтение при создании объемных форм различных изделий.
Характер членения одежды на составные части определяется сложностью поверхностей одежды и тела человека, традициями конструирования, особенностями конкретной модели, требованиями художественной выразительности. Удачно выбранные линии членения подчёркивают достоинства фигуры человека или скрывают ее недостатки, корректируют пропорции частей формы. Также при членении одежды некоторые части могут быть трудны в обработке, при этом нужно учитывать направление нити основы. Одежда, сконструированная из кожи и узких по ширине тканей, подвергается дополнительным членениям.
Кроме ширины, на формообразование формозакрепление влияют другие свойства, как жесткость, драпируемость, осыпаемость.
В современной одежде доминирует комбинированный способ, который представляет собой сочетание технологического и конструктивного способов. Данное
формообразование обеспечивает высокую точность при изготовлении одежды [3].
Средства технологических способов создания объемной формы разнообразны. С помощью влажно тепловой обработки производят посадку или растяжение по срезам деталей, так например, можно избежать вытачки, сутюжив срез полочки. Часто при раскрое материала изменяют угол между нитями основы и утка, что добавляет ткани мягкости. Также в формообразовании участвуют дополнительные материалы такие, как каркасные элементы, плечевые накладки, формоустойчивые прокладки, кромки [4].
К конструктивным средствам формообразования относятся швы, подрезы, вытачки, сборки, складки и драпировки.
Линии членения поверхности формы могут располагаться по разным направлениям. Вертикальное членение придает изделию равновесие, устойчивость формы. Горизонтальное членение подчёркивает основные части фигуры человека. При членении по диагонали нарушается равновесие формы, ее статичность, подчеркивается асимметричность одежды, придается ей подвижность.
Линии членения по конфигурации (геометрическому виду) могут быть прямыми, ломаными. Различают простые соединительные и рельефные швы. Рельефные швы выполняются на поверхности неразрезного материала, или соединительные швы, имеющие декоративное значение. В плотно прилегающих изделиях рельефные швы играют важную роль. Они могут быть выполнены с вытачками и без них, на лицевой стороне материала или на изнаночной, заутюженными на ребро или приутюженными.
Для придания дополнительного объема в изделиях используют подрезы, как средство формообразования, сочетающее применение соединительного шва, разреза ткани с закладыванием излишка ткани одной из сторон в сборки, вытачки, складки.
Для того чтобы плоскую поверхность преобразовать в криволинейную, используют вытачку, которая является конструктивным приемом. По разновидности вытачки, бывают закрытые (простроченные по всей длине) и открытые (стачные не до конца), заутюженные и мягкие, разрезные и неразрезные. Контурные линии имеют разные формы: простые (прямые, вогнутые, выпуклые) и фигурные.
Одним из приемов формирования объемной поверхности являются сборки, которые представляют собой мелкие складки, полученные при сосбаривании двух параллельных строчек.
За счет стягивания верхней поверхности материала несколькими параллельными рядами ниток образуются буфы. При использовании резинки сборки и буфы получаются эластичными.
Одним из конструктивных средств при создании формы, являются встречные, бантовые и веерные складки. При укладывании материал может драпироваться, свободно лежать или спадать складками различного характера, образуя трубчатые, каскадные, лучевые и радиальные формы.
Комбинированный метод базируется на одновременном соединении вышеупомянутых методов. Следует отметить, что тот или иной метод нужно выбирать с учетом свойств ткани, учитывать требования моды и условия эксплуатации, рассмотреть методы технологии и рациональной организации производства, а также учитывать особенности фигуры заказчика.
Итак, формообразование частей одежды осуществляется главным образом, конструкцией: от разнообразия конструктивных линий зависит сложность формы. Используя такие способы формообразования, как конструктивный, технологический или комбинированный, создается нужный силуэт одежды. С помощью силуэта выстраивается модель дизайнерского костюма. Главным образом, проектируя новую форму костюма, нужно учитывать свойства материала, особенности конкретной модели, требования художественной выразительности.
Таким образом, спроектированная модель своим существованием предполагает такую внешнюю форму, которая имеет в себе, помимо материала, некую внутреннюю структуру замысла. Внутренняя форма, безусловно, оказывает влияние на внешнюю форму и в большей степени играет роль специфики, характера, сущности вещи. Соотношение внешней и внутренней формы предмета может быть успешной на основе единой идеи проекта.
Литература
1. Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики: учебник / Т.О. Бердник. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 228с.
2. Бегенау, З.Г. Функция, форма, качество // МИР. - 1969. - 314с.
3. Козлова, Т.В. Эстетика проектирования одежды в условиях массового производства. // Легкая индустрия.-1969. -78с.
4. Коробцова Н. А., Петрова Е.А. Тайны и секреты женской одежды // Феникс.-1999. -98с.
© Э. Р. Камалова - доцент кафедры Дизайна КНИТУ, elida.kamalova@mail.ru. © E. R. Kamalova - Associate Professor at the Department of Design, KNRTU, elida.kamalova@mail.ru.